Научная статья на тему 'Основы развития сельских территорий: инвестиции, стратегия, опыт'

Основы развития сельских территорий: инвестиции, стратегия, опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ СООБЩЕСТВА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / REGIONAL DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES / INVESTMENTS IN THE REGIONAL DEVELOPMENT / RURAL COMMUNITIES / FOREIGN EXPERIENCE OF RURAL TERRITORIES DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаметова Наиля Назыймовна

Сельские территории обладают значительным потенциалом для развития региона, который в настоящее время остается нереализованным. Действие государственной программы сопровождается позитивным результатом в некоторых сферах развития территорий, что подтверждает правильность выбранного направления. Но каждое преобразование требует существенных инвестиций в различные отрасли сельскохозяйственного производства и обустройство сельских территорий. Опыт США и Канады формирует новое перспективное направление: создание устойчивых сообществ граждан, проживающих на селе и заинтересованных в экономических результатах его развития. В статье представлена оценка современного состояния инвестиционной поддержки развития сельских территорий, диагностированы ограничения и сформированы предложения по дальнейшим вариантам развития. Статья будет полезна органам государственной власти и органам местного самоуправления, занимающимся инвестициями в местную экономику, а также инвесторам, рассматривающим перспективные направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of the development of rural territories: investments, strategy, experience

Rural territories possess great potential for regional development which yet remains unrealized. Implementation of the state program is accompanied by a positive result in certain sphere of territorial development, which proves that the direction has been chosen correctly. But each transformation requires considerable investments in various branches of agricultural production and development of rural territories. USA’s and Canada’s experience forms a new promising direction: formation of sustainable civil communities interested in high economic results in rural areas. The article presents an evaluation of the present state of investment support of the development of rural territories, presents forecast limitations and propositions as for the future development variants. The article may be of interest for public authorities, including local ones, that invest in local economies, as well as to the investors considering promising directions.

Текст научной работы на тему «Основы развития сельских территорий: инвестиции, стратегия, опыт»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Мухаметова Н.Н.

1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Основы развития сельских территорий: инвестиции, стратегия, опыт

АННОТАЦИЯ:

Сельские территории обладают значительным потенциалом для развития региона, который в настоящее время остается нереализованным. Действие государственной программы сопровождается позитивным результатом в некоторых сферах развития территорий, что подтверждает правильность выбранного направления. Но каждое преобразование требует существенных инвестиций в различные отрасли сельскохозяйственного производства и обустройство сельских территорий. Опыт США и Канады формирует новое перспективное направление: создание устойчивых сообществ граждан, проживающих на селе и заинтересованных в экономических результатах его развития. В статье представлена оценка современного состояния инвестиционной поддержки развития сельских территорий, диагностированы ограничения и сформированы предложения по дальнейшим вариантам развития. Статья будет полезна органам государственной власти и органам местного самоуправления, занимающимся инвестициями в местную экономику, а также инвесторам, рассматривающим перспективные направления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: региональное развитие, развитие сельских территорий, инвестиции в региональное развитие, сельские сообщества, зарубежный опыт развития сельских территорий

JEL: E22, O18, R11, R28

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Мухаметова Н.Н. Основы развития сельских территорий: инвестиции, стратегия, опыт // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2885-2894. — doi: 10.18334/rp.17.21.37078

Мухаметова Наиля Назыймовна, аспирант кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», Казанский государственный архитектурно-строительный университет (yallyana@kgasu.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 17.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.11.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.21.37078

(с) Мухаметова Н.Н. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Современный сценарий развития сельских территорий можно отнести к реактивному, сформированному на основании проблем и ограничений, возникших исторически. Разработка государственных целевых программ для поддержания сельскохозяйственных отраслей производства, а также повышения качества жизни на селе приносит первые результаты. Однако современный образ жизни и внедрение современных технологий развиваются в новых направлениях, требующих проактивной деятельности с акцентом на инновационные направления развития. В частности, это касается создания устойчивых сообществ сельских жителей, заинтересованных в развитии территорий и улучшении социально-экономического климата. Поэтому осуществление поддержки развития по ключевым направлениям должно сопровождаться мониторингом новых возможностей и потенциальных точек роста сельских территорий с одновременным изучением международного опыта.

Проблемы развития территорий: исторический экскурс и современность

Узкоотраслевой аграрный подход к развитию сельских территорий, сложившийся исторически, является одной из первопричин современных проблем сельских территорий. А.М. Ермакова и Ю.В. Зубарева отмечают ограниченность развития сельских территорий аграрной спецификой, нерациональным размещением на них производительных сил и неразвитостью социально-бытовой инфраструктуры [1]. Как результат: низкие доходы населения, приводящие к концентрации бедности, узость сферы приложения труда и безработица, острый недостаток финансовых ресурсов для текущей деятельности сельхозпроизводителей и отсутствие активной инвестиционной деятельности, в том числе и для социального обустройства села [2]. Прежний формат сельской жизни, основанный на удовлетворении базовых потребностей сельских жителей, не соответствует представлениям современной молодежи о комфортной жизни. С развитием интернет технологий сельская молодежь формирует представление об образе жизни, который качественно отличается от реалий села. Несоответствие сельской инфраструктуры потребностям современной молодежи становится первопричиной миграционных оттоков трудоспособного населения в города. Вместе с тем государственная поддержка развития сельских территорий

2887

осуществляется в основном по направлениям развития производства, и в меньшей степени она затрагивает инфраструктурные преобразования:

—повышение доступности кредитных ресурсов для производителей сельскохозяйственной продукции (выделение средств гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство крестьянско-фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам);

—развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

—развитие племенного животноводства;

—развитие элитного семеноводства;

— обеспечение производства продукции животноводства;

— обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

— обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных производителей;

—обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

— содержание дорог, связывающих населенные пункты;

— подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

—информационная поддержка аграрной политики.

Таким образом, повышение качества жизни сельского населения, которое определено в качестве одного из направлений Государственной программы развития сельского хозяйства, является одной из ключевых задач при развитии сельских территорий [3].

Опыт развития сельских территорий

Пример Алтайского края демонстрирует потребность в больших ресурсах для развития социальной сферы села [2]. Стоит отметить, что опыт данного региона не ограничивается лишь привлечением ресурсов из федерального бюджета. Позитивных результатов удалось достичь благодаря межрегиональному сотрудничеству и межгосударственным соглашениям с Китаем и Казахстаном. В статье, посвященной внешнеэкономическим связям Алтайского края, представлена позитивная динамика производства сельскохозяйственной продукции на 11,2% и увеличение объемов экспорта продукции, произведенной на данных территориях [4]. Но сельским территориям нужно внимание с акцентами на развитие более чем на потребление, как мы видим это в Алтайском крае. Опыт мирового сообщества, в частности Канады, опирается на рассмотрение проблем сельской жизни с позиции местных

2888

жителей, а меры для их решения разрабатываются специальными комитетами. О необходимости проведения мониторинга территорий на предмет внутреннего потенциала для развития и проблем, препятствующих его реализации, упоминалось и ранее. Как правило, статистическая информация на национальном уровне формируется для того, чтобы представлять страну в целом для целей международных рейтингов и исследований. Ввиду различных факторов эти сведения могут быть недостаточными для исследования территорий на уровне муниципалитетов с учетом их особенностей. Для организации статистических исследований по примеру международных организаций необходимо учитывать территориальную дифференциацию, многофункциональность сельского хозяйства, динамичность его развития [5].

В настоящее время научные исследования, посвященные данной теме, ведутся разрозненно, что мешает их внедрению в разработки группы по приоритетному национальному проекту «Развитие АПК», Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики, а так же созданной Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса. Основная цель союза исследователей и государственных организаций заключается в формировании источников для финансовой поддержки устойчивого развития сельских территорий.

В США развитие сельских территорий шагнуло за пределы вопросов жизнеобеспечения и решения социально-экономических проблем. В настоящее время актуальной темой является внедрение возобновляемых источников энергии и создание жизнеспособных и устойчивых сельских сообществ. Их видение дальнейшего развития заключается в улучшении всего комплекса условий сельского сообщества, включая такие показатели жизни, как качество окружающей среды, здоровье, инфраструктура, жилье. Данное видение основано на убеждении, что сельские жители заслуживают такого же уровня и объема услуг, что и городские жители, сохраняя при этом преимущества проживания в небольших поселениях [6].

Эффективность программ развития сельских территорий напрямую зависит от согласованной деятельности органов государственной власти на различных уровнях. В Европейском союзе для этих целей была создана Европейская сеть для сельского развития (European Network for Rural Development), которая объединяет национальные сообщества, организации и администрации, участвующие

2889

в развитии сельских территории [7]. Основной функцией данного сообщества является сбор эффективных практик и распространение положительного опыта среди участников объединения. Деятельность данной организации финансируется из Единого фонда для сельского развития в рамках единой аграрной политики. Объемы финансирования составляют до 4% от общих затрат по национальным программам [8]. В США аналогичную функцию выполняет Национальное партнерство по развитию сельских территорий (National Rural Development Partnership -NRDP) [9]. NRDP осуществляет координацию национальной программы сельского развития с правительствами штатов. Одновременно с этим в каждом штате действует Совет по сельскому развитию, членами которого являются общественные группы и фермеры [10]. Идею развития сельских территорий посредством кооперации партнерства сельских жителей и предпринимателей с государственными структурами активно использовали в Канаде, и в 1997 году Парламентский комитет по природным ресурсам представил отчет «Думать по-сельски» с рекомендациями по восстановлению сельских территорий Канады [6].

Инструменты осуществления инвестиционной деятельности, направленной на развитие территорий

Низкая конкурентоспособность сельских территорий формирует систему финансирования, зависимую от поступлений бюджетных средств. В связи с этим при планировании развития сельских территорий необходимо разработать систему повышения качества производимой продукции и роста производительности труда. В данном аспекте концепция СМЖПК (сельских молодежных жилищно-производственных комплексов) обеспечивает развитие не отрасли, не компании, а территорий как ресурса для реализации производственного потенциала и активации экономических процессов. Кроме того, неотъемлемой компонентой развития сельских территорий должна стать стратегия инвестиционного развития на всех этапах: создания нового жилья, социальной инфраструктуры, новой продукции и реконструкции производственных мощностей и отладки механизмов устойчивого развития.

Механизм устойчивого развития сельских территорий работает благодаря следующим инструментам:

—региональным и инвестиционным программам;

—субсидиям, предоставляемым сельхозпроизводителям;

2890

— снижению налоговой нагрузки или вариантов полного освобождения от уплаты налогов;

—льготному кредитованию малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (для развития

сельскохозяйственных и несельскохозяйственных видов деятельности);

— системе отчетности отдачи вложенных инвестиций [11].

Это подтверждается данными о ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2016 году (далее - Государственная программа) (рис. 1) [12].

Развитие мелиорации ■ 2142,09

Строительство и реконструкция дорог 6 821,26

Развитие учреждений культуры в сельской местности гранты на поддержку местных инициатив жителей сельской местности комплексное обустройство социальной 317,50 81,00

3 459,00

и инженерной инфраструктуры

на улучшение жилищных условий граждан 3675,00

Субсидии субъектам на развитие сельских территорий Субсидии для подцержки региональных программ развития растениеводства Субсидии для подцержки региональных программ развития животноводства

7 215,00

М 2 574,80 ■ 1525,20

Создание и модернизация объектов АПК 8 954,57

Субсидирование процентной ставки по кредитам для малых предприятий Строительство и реконструкция объектов мясного скотоводства Поддержка сельскохозяйственных кооперативов Переработка продукции растениеводства и животноводства оптово-распределительных центров Развитие животноводства, переработки и реализации продукции ■ 2 400,00

5979,20

| 900,00 ■ 1860,00 ■ 2 520,00

Животноводство

Мясное скотоводство 8 444,60

Молочное скотоводство 6 670,00

Развитие растен иево детва, пе реработки и реализации продукции

7 250,00

Растениеводство 12 600,00

Рисунок 1. Распределение федеральных средств на реализацию Государственной программы, млн руб. (данные по ноябрь 2016 года) Источник: Правительство РФ

Анализ данной информации позволил выявить наиболее финансируемые направления в рамках Государственной программы на федеральном уровне (рис. 1):

—животноводство - 38,96% от общей суммы инвестированных средств;

2891

—развитие растениеводства - 14,19% от общей суммы; —создание и модернизация объектов АПК - 6,40% от общей

суммы.

Наименьшая доля инвестиций приходится на гранты для поддержки местных инициатив сельских жителей (0,06%), на поддержку сельскохозяйственных кооперативов (0,64%), на развитие учреждений культуры (0,23%). Данные направления развития сельских территорий получают наименьшую степень поддержки, при этом в странах Европы развитие сельских сообществ является одним из приоритетных направлений.

На долю Республики Татарстан приходится в среднем 6,53% федерального финансирования, направленного на развитие сельских территорий. Распределение финансирования по направлениям представлено на рисунке 2.

Развитие мелиорации j 29,963

Строительство и реконструкция дорог 3218 373

Развитие учреждений культуры в сельской местности | 47,4197

Субсидии субъектам на развитие сельских территорий ilriifill 256,0097

Субсидии для поддержки региональных программ развития растениеводства 7

Субсидии для поддержки региональных программ развития животноводства I 33,911

Создание и модернизация объектов АПК 7,712

субсидирование процентной ставки по кредитам для малых предприятий ■■1 248,71

Строительство и реконструкция объектов мясного скотоводства ва 186,941

Поддержка сельскохозяйственны* кооперативов В 58,932

Переработка продукции растениеводства и животноводства оптоео-распределительных центров 1 46,3294

Развитие животноводства, переработки и реализации продукции I 56,7232

Животноводство

Мясное скотоводство 181,586

Молочное скотоводство 3 313,3944

Развитие растениеводства,переработки и реализации продукции

Растениеводство

Рисунок 2. Распределение финансирования на развитие сельских территорий в Татарстане, млн руб. (данные по ноябрь 2016 года) Источник: Правительство РФ

На рисунке 2 видно, что наибольший объем финансирования приходится на строительство и реконструкцию дорог (321,873 млн руб., 47,18% от общей суммы финансирования на федеральном уровне). На втором месте по объемам финансирования из федерального бюджета

находится животноводство (1 962,12 млн руб., 3,60% финансирования на федеральном уровне) и растениеводство (1 628,866 млн руб., 5,26% от общего объема финансирования на федеральном уровне).

По структуре финансирования развития сельских территорий в 2016 году основная доля средств распределилась между направлениями: растениеводство (17,76%), субсидирования региональных программ развития растениеводства (35,09%), создания и модернизации объектов агропромышленного комплекса (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и Растениеводство

я Развитие растениеводства, переработки и реализации продукции

■ Молочное скотоводство

■ мясное скотоводство

■ Животноводство

■ Развитие животноводства, переработки и реализации продукции

■ Переработка продукции растениеводства и животноводства оптоео-рэспределительных центров

■ Поддержка сельскохозяйственных кооперативов

■ Строительство и реконструкция объектов мясного скотоводства

■ Субсидирование процентной ставки по кредитам для малых предприятий

■ Создание и модернизация объектов АПК

■ Субсидии для поддержки региональных программ развития животноводе!аа

■ Субсидии для поддержки региональных программ развития растениеводства

и Субсидии субъектам на развитие сельских территорий

на улучшение жилищных условий граждан

■ коглплексное обустройство социальной и инженерной инфраструктура

I. гранты на поддержку местных инициатив жителей сельской местности

■ Развитие учреждений культуры в сельской местности Строительство и реконструкция дорог Развитие мелиорации

Рисунок 3. Финансирование развития сельских территорий в Татарстане из средств федерального бюджета, % (данные по ноябрь 2016 года) Источник: Правительство РФ

Заключение

Комплексное развитие сельских территорий, курируемое органами государственной власти, должно привести к сохранению или созданию рабочих мест на селе, улучшению жилищных условий, формированию продуктивной занятости населения. Позитивным результатом изменений может быть также и изменение структуры доходной части бюджета: сокращение потребности в федеральных средствах и увеличение доли местных финансов за счет повышения предпринимательской активности. Важным показателем результативности программ развития сельских

2893

территорий следует считать общественную активность местного населения, устойчивость сообществ, создаваемых для преобразования среды для жизни на территории сельских поселений. Для реализации данной концепции необходимо системное представление об осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на развитие территорий, включая аспекты связанные с планированием, организацией финансирования и методами оценки проектов территориального развития, используемыми для принятия инвестиционных решений.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ермакова А.М., Зубарева Ю.В. Стратегическое развитие сельских территорий как

условие развития рынка труда // Аграрный вестник Урала. - 2010. - № 9. -С. 13-16.

2. Троцковский А.Я., Родионова Л.В., Сергиенко А.М. Устойчивое развитие сельских

территорий в контексте социальных проблем развития Алтайского края // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2-1. -С. 324-333.

3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

4. Лобова С.В., Борисова О.В., Денисов М.С. Развитие внешнеэкономических связей

Алтайского края со странами евроазиатского экономического сообщества как фактор устойчивого развития сельских территорий // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 14. - С. 2-6.

5. Медков А.Л. Моделирование процессов устойчивого развития сельских территорий

района // Микроэкономика. - 2012. - № 1. - С. 100-104.

6. Макарова Е.П. Опыт США по развитию сельских территорий на примере штата Огайо //

Никоновские чтения. - 2007. - № 12. - С. 570-574.

7. European Network for Rural Development website.

8. Пантелеева О.И. Межведомственная координация деятельности по развитию сельских

территорий России // Международный технико-экономический журнал. - 2010. -№ 3. - С. 5-10.

9. National Rural Development Partnership [Electronic resource] // Partners for Rural America.

- Mode of access: http://www.partnersforruralamerica.org/nrdp.asp

10. National Council of Farmer Cooperatives website.

11. Корбут Л.С. Основы статистического наблюдения за устойчивым развитием сельских

территорий // Никоновские чтения. - 2008. - № 13. - С. 454-458.

12. Сельское хозяйство, агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы

[Электронный ресурс] // Правительство России. - Режим доступа: http://government.ru/govworks/40/main/

Nailya N. Mukhametova, Postgraduate of the Chair of Expertise and Property Management, Kazan State University of Architecture and Engineering

Fundamentals of the development of rural territories: investments,

strategy, experience

ABSTRACT

Rural territories possess great potential for regional development which yet remains unrealized. Implementation of the state program is accompanied by a positive result in certain sphere of territorial development, which proves that the direction has been chosen correctly. But each transformation requires considerable investments in various branches of agricultural production and development of rural territories. USA's and Canada's experience forms a new promising direction: formation of sustainable civil communities interested in high economic results in rural areas. The article presents an evaluation of the present state of investment support of the development of rural territories, presents forecast limitations and propositions as for the future development variants. The article may be of interest for public authorities, including local ones, that invest in local economies, as well as to the investors considering promising directions. KEYWORDS: regional development, development of rural territories, investments in the regional development, rural communities, foreign experience of rural territories development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.