РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В АГРООРИЕНТИРОВАННОМ
ТРАНСГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ
И.В. Ковалева, д-р экон. наук, профессор Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-9-1-149-156
Аннотация. Одной из актуальных проблем мирового сообщества является вопрос развития органического земледелия и формирование рынков органической продукции. При этом товарная дифференциация органической продукции и географическая сегментация являются основными факторами, влияющими на развитие органического земледелия. Производителями органической продукции в России, как правило, являются предприятия малого бизнеса. Особую значимость развитие органического земледелия приобретает для трансграничных агроориентированных регионов, поскольку способствует развитию экспортной деятельности и товарной диверсификации. Для Алтайского края развитие органического земледелия дает возможность эффективно развивать новые направления гастрономического и сельского туризма.
Ключевые слова: развитие, органическое, земледелие, трансграничный, регион.
Развитие органического земледелия ускоренными темпами является современной тенденцией мировой экономики. Тем не менее, существенная дифференциация наличия органических земель в географическом аспекте существенно влияет на производство органической продукции. Так, на территории Океании сосредоточено около половины мировых сельскохозяйственных органических земель, лиде-
ром является Австралия (35,69 млн га), большая часть земель которой составляют пастбища. Россия в 2018 г. занимала 16 место по площади органических земель (606,9 млн га), Органическое земледелие развивается ускоренными темпами в ряде развитых стран: увеличение площади под возделывание органической продукции отмечается в Австрии, Швеции, Турции и Чехии (рис. 1) [2, 14].
Austria
Czech Republic
Russian Federation Ж Sweden
-Turkey
Рис. 1. Площадь органических земель, га [2]
Основные виды производимой органической продукции в России: фасоль, лён, кукуруза, чечевица, горох, рис и соя [4].
Страна с крупнейшим рынком органических продуктов питания - США, за ни-
ми следуют Германия, Франция и Китай (рис. 2). Наибольшее потребление органических продуктов на душу населения в Швейцарии, Дании, Швеции [1, 2].
" Ряд1; Austria; ■ Ряд1; Canada; я ряд1. china; 8087;
Ряд1; other; 8278; ^^^810; 2% ( 3118; 3% Д; ; ;
8% ' "
Ряд1; United States of America; 40558; 42%
Ряд1; Denmark; 1807; 2%
Ряд1; France; 9959; 10%
8%
Ряд1; Germany; 10910; 11%/
Ряд1; Switzerland; 2654; 3%/
I Ряд1; Ряд1; Spain; Sweden; 2133; 2300; 2% 2%
■ Ряд1; United Kingdom; 2536; i
Рис. 2. Мировой рынок: структура розничных продаж органических продуктов питания по
странам (2018), % [2, 3]
Одним из основных импортеров органической продукции сельского хозяйства является ЕС, основные страны-импортеры: Китай, Эквадор, Доминиканская Респуб-
лика, Украина, Турция. Структура импортируемой органической продукции представлена на рисунке 3.
Ряд1; other; 614897; 19%
Pflfll; Unroasted coffee, tea ; 127940; 4%
Pngl; Fruit; 147114; 4%
Pflfll; Vegetables; 148108; 5%
■ Pflfll; Beet and ca sugar; 166328; 5%
■ Pflfll; Oilseeds; 192927; 6%
Ряд1; Tropical fruit; 793597; 24%
Ряд1; Oilcake; 352043; 11%
Ряд1; Cereals; 255764; 8%
Ряд1; Wheat; 243797; 7%
Ряд1; Rice; 216017; 7%
Рис. 3. Структура импорта органической продукции в EC (2018), % [1, 2, 3]
Одной из важнейших проблем развития рынка органической продукции является вопрос сертификации продукции. Органическая сертификация продукции включает в себя следующие элементы:образец наносимой на продукцию органической маркировки (применяется с сентября 2014 года). На логотипе указывается номер сертификата. В случае уменьшения размеров логотипа и невозможности прочесть номер сертификата, номер сертификата указывается рядом с логотипом. Номер сертификата должен быть читаемым. Присвоенный статус продукции (Organic и т.п.) наносится в удобном месте этикетки или рядом; основным регламентирующим документом является Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу с 01.01.2020 г.; ГОСТ 33980-2016 Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации; ГОСТ Р 56508-2015 «ПРОДУКЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА Правила производства, хранения, транспортирования»; ГОСТ Р 57022-
2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации»; ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические термины и определения»; Дополнения и изменения № 8 к СанПиН 2.3.2.1078-01 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПИЩЕВОЙ ЦЕННОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.
Сертификация органической продукции в России с нормативно-правовой точки зрения находится на начальной стадии развития, поскольку обязательным условием является наличие аккредитованных структур, имеющих право оценить качественный уровень заявленной к сертификации органической продукции производителями. Для ряда регионов такие структуры пока отсутствуют, что значительно осложняет возможность развивать органическое земледелие в регионах.
Алтайский край является лидером в производстве продукции аграрного сектора экономики не только в Сибирском федеральном округе, но и в России, занимая 8-е место в общероссийском рейтинге (рис. 4) [2, 4, 6].
Рис. 4. Производство продукции растениеводства и животноводства в регионе, % [2, 3, 5]
В регионе на долю сельскохозяйственных организаций приходится 44,5%, хозяйств населения - 43,4%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 12,1% [3]. Эффективность производства продукции сельскохозяйственного сектора региона свидетельствует о вариативном уровне и незначительном приросте прибыли и уровне рентабельности, тем не менее данная тенденция позволяет развивать органическое сельское хозяйство. Зерно государственного интервенционного фонда в
Эффективность производства продукции сельскохозяйственного сектора региона свидетельствует о вариативном уровне и незначительном приросте прибыли и
крае размещено на 17 предприятиях, общий его объем составляет более 217 тысяч тонн, из которых 53% - пшеница 4 класса. Данные объемы способны оказать положительное влияние на рынок в случае снижения обеспеченности зерном и значительного повышения цен. Экспорт зерна является основным в аграрном секторе региона (рис. 5). Основными торговыми партнёрами традиционно является Казахстан, Китай, Монголия и др.
уровне рентабельности, тем не менее данная тенденция позволяет развивать органическое сельское хозяйство.
3% 5%
5% 8%
10%
2%
Казахстан
Латвия
Азербайджан
Китай
Белоруссия
Киргизия
Монголия
Прочие страны
Рис. 5. Структура экспорта злаков в разрезе импортеров, 2020 [3]
Уникальное расположение Алтайского края позволяет развивать производство органической продукции. Органическое земледелие наиболее быстрыми темпами развивается в условиях наличия рынков сбыта. Наиболее развитым товарно-сырьевым рынком продукции органического земледелия представляется Смоленский район Алтайского края.
Смоленский район расположен в юго-восточной части Алтайского края, рельеф которого характеризуется переходом от равнины к горам и сопровождается сменой луговой растительности. Климат Смоленского района умеренно континентальный с теплым летом и умеренно снежной зимой и по количеству солнечных дней данная территория соперничает с курортами Крыма. На территории Смоленского района находиться город-курорт Белокуриха, который является здравницей федерального значения с наиболее крупной лечебной базой на территории России. Именно данные особенности Смоленского района способствовали формирования на его терри-
тории туристско-рекреационного кластера. Основными элементами туристического кластера, в том, числе, в Белокурихе, будут являться природные и лечебные ресурсы, санаторный комплекс, различные организации, обеспечивающие качественными продуктами питания [1].
АО СПХ «Алтайские луга» Смоленского района Алтайского края организовано 02.04.2021 года в процессе реорганизации ООО СПХ «Алтайские луга» в форме присоединения к ОА «Курорт Белокуриха» [2].
Для обеспечения курортной зоны экологическими продуктами питания было создано сельскохозяйственное предприятие ООО «Алтайские луга», которое в последствие прошло акционирование и в 2021 году в процессе реорганизации присоединилось к туристическому кластеру ОА «Курорт Белокуриха».
АО СПХ «Алтайские луга" в настоящее время имеет в собственности 7,5 тыс. га (рис. 7).
Рис. 7. Структура сельскохозяйственных угодий АО «Алтайские луга», га [2, 3].
Сельскохозяйственное предприятие АО «Алтайские луга» на сегодняшний день включает:
1. Животноводческий комплекс, расположенный в с. Лютаево Солонешенского района, где разводят крупный рогатый скот галловейской мясной породы, овец мясных пород, занимаются коневодством. Данный проект представляет собой систему полного цикла, где происходит выращивание и выпас скота на собственных пастбищах до первичной переработки мяса, что позволит снизить себестоимость продукции. Предприятие вошло в реестр племенных хозяйств. Развитию животноводство способствовали практически идеальные условия для разведение крупного рогатого скота с богатым разнотравьем, умеренным климатом, безлесыми горами. Продукция выращивается на натуральном сырье, без химических добавок и, соответствует требованиям, предъявляемым к органической продукции в России.
2. Индюшиная ферма, на которой осуществляется выращивание индюков мясных пород, создана на базе комплекса «Сибирское подворье» в с. Новорырышкино, который изменил свой профиль с туристического на сельскохозяйственный. Продукция фермы поступает на склад и в колбасный цех АО «Курорт Белокуриха» для обеспечения санаторно-курортной зоны качественным сырьем.
3. Комплекс «Живая рыба», состоящий из прудов и водоемов, где происходит выращивание рыбы для рыбалки. Рыба живет в экологически чистой природной среде и питается природной кормовой базой.
4. Грибная ферма, которая является самой большой в Алтайском крае, открытая на территории комплекса «Сибирское подворье» в апреле 2020 года. На ферме выращивается гриб - вешенка на натуральном природном субстрате. Производство рассчитано на 200 кг. урожая ежегодно.
5. Садово-огородный комплекс - это 15 га полей и теплицы, где происходит выращивание плодово-ягодных культур и овощей [3].
Предприятие за последние годы активно развивается, о чем свидетельствует большой ассортимент выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, открытие линии по переработке мяса, производство полуфабрикатов.
АО «Алтайские луга» открыло специализированный магазины на территории предприятия и в г. Белокуриха, что свидетельствует о том, что производственных мощностей достаточно не только для обеспечения продукцией санаторно-курортной зоны, но и реализации на рынке. На последние 3 года значительно увеличилось поголовье животных (рис. 7), получили развитие новые виды продукции и производств.
Рис. 8. Поголовье животных в АО «Алтайские луга», голов [1, 2]
На базе туристического комплекса «Сибирское подворье», который является частью предприятия АО «Алтайский луга» и, прекративший в 2020 году оказание туристических услуг вследствие плохого финансового положение, используя его производственные мощности созданы новые виды производств, такие как тепличное хозяйство, грибная ферма, индюшиная ферма. В связи с увеличением поголовья
животных предприятие пытается решить проблему обеспечения животных кормами собственного производства за счет приобретения дополнительно 2 тыс. га пастбищ в Солонешенском районе Алтайского края, поскольку потребность в кормах на сегодняшний день не удовлетворительна.
На рисунке 9 представлены основные показатели финансовой деятельности АО «Алтайские луга» в 2018-2020 гг. [2].
I Выручка ■ Себестоимость ■ Прибыль Рис. 9. Финансовые показатели деятельности АО «Алтайские луга», тыс. руб. [2]
В период с 2018 г. по 2020 г. выручка от реализации продукции на предприятии увеличилась на 14045 тыс. руб., что объясняется увеличением объемов производства. Себестоимость также увеличивается, причем опережающими темпами роста по сравнению с выручкой, что оказало влия-
ние на увеличение убытка на предприятии на анализируемых период на 14243 тыс. руб. Однако, несмотря на увеличение убытка, за анализируемый период предприятие активно развивается, открываются новые виды производств, приобретаются
основные средства за счет основного инве- ментного подхода к реализации продукции стора АО «Курорт Белокуриха». в части ориентации на определенный сег-
Таким образом, развитие органического мент потребителя, ценообразование, усло-земледелия является перспективным вия продвижения продукции на рынке то-направлением, вместе с тем, требует сег- варов и услуг.
Библиографический список
1. The world of organic agriculture 2020. - [Electronic resource]. - Access mode - URL: https://www.ifoam.bio
2. Research Institute of Organic Agriculture FiBL. - [Electronic resource]. - Access mode -URL: https://statistics.fibl.org/ .
3. Territorial authority of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory Retrieved from: http://akstat.gks.ru.
4. Regions of Russia. Socio-economic indicators 2018 Retrieved from:: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/soc-pok.rar .
5.Ковалева И.В., Галкин Д.Г. Развитие рынка органической продукции // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2021. - Vol. 1-2 (52). - С. 118-123.
6. Ковалева И.В. Мировые тенденции и перспективы развития рынка органической и экологической продукции // Заметки ученого. - 2021. - №3-1. - С. 184-189.
7.Ковалева И.В., Стрельцова Т.В. Развитие органического земледелия в условиях локализации товарно-сырьевого рынка туристско-рекреационной зоны // Вектор экономики. -2021. - №6. - С. 1-8. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.vectoreconomy.ru
DEVELOPMENT OF ORGANIC AGRICULTURE IN AGRICULTURAL
CROSS-BORDER REGION
I.V. Kovaleva, Doctor of Economic Sciences, Professor Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)
Abstract. One of the urgent problems of the world community is the development of organic farming and the formation of markets for organic products. At the same time, commodity differentiation of organic products and geographic segmentation are the main factors influencing the development of organic farming. The producers of organic products in Russia, as a rule, are small businesses. Development of organic farming is of particular importance for cross-border agro-oriented regions, since it contributes to the development of export activities and commodity diversification. For the Altai Territory, the development of organic farming makes it possible to effectively develop new areas of gastronomic and rural tourism.
Keywords: development, organic, farming, cross-border, region.