Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЛИКВИДНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЛИКВИДНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ РЫНОК / ОМС (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ) / СТРАХОВЫЕ ПРОДУКТЫ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыкова Л. М., Донецкова О. Ю.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития страхового рынка России в период экономического кризиса. Авторами сделана попытка рассмотреть развитие таких видов обязательного страхования, как обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), обязательное медицинское страхование (ОМС) и обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте (ОСОПО). Такжевстатьепредставленатенденцияразвитияобязательногоидобровольногострахования, рассчитан темп роста и соотношение выплат к полученным платежам, сделаны соответствующие выводы.В период экономического кризиса сократилось число страховых компаний, кроме того, сократилось число специализированных компаний, в том числе, работающих на рынке обязательного медицинского страхования. В связи с этим представлена динамика количества специализированных компаний.На основе проведенного анализа были выявлены основные проблемы обязательного медицинского страхования (ОМС), обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте (ОСОПО) и предложены пути их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MANDATORY INSURANCE IN TERMS OF LIQUIDITY CRISIS

The paper considers theoretical and practical aspects of Russian insurance market development during the period of economic crisis. The authors attempt to explore development process of such mandatory insurance types as mandatory vehicle insurance (CMPTL), complete medical insurance (CMS) and obligatory civil liability insurance for causing harm as a result of accidents on dangerous production object (HFTPLI). The paper also presents a development trend for obligatory and voluntary insurance; growth rate and ratio of benefits to payments received are calculated, so the appropriate conclusions are made.During the economic crisis, the number of insurance companies was reduced. Thus, the Central Bank in early 2016 has revoked licenses of insurance companies operating in the sphere of retirement insurance, reinsurance, providing the intermediary’s services in insurance, moreover, it has reduced the number of specialized companies including those operating at the market of obligatory medical insurance. In this regard, the dynamics of specialized companies’ number was analyzed.On the basis of the performed analysis, the basic issues of mandatory vehicle insurance (CMPTL), complete medical insurance (CMS) and obligatory civil liability insurance for causing harm as a result of accidents on dangerous production object (HFTPLI) were revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЛИКВИДНОСТИ»

УДК 368.013 (470)

Л.М. Садыкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела и страхования, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: Sad.l.m@ mail.ru

О.Ю. Донецкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела и страхования, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ЛИКВИДНОСТИ

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития страхового рынка России в период экономического кризиса. Авторами сделана попытка рассмотреть развитие таких видов обязательного страхования, как обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), обязательное медицинское страхование (ОМС) и обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте (ОСОПО). Также в статье представлена тенденция развития обязательного и добровольного страхования, рассчитан темп роста и соотношение выплат к полученным платежам, сделаны соответствующие выводы.

В период экономического кризиса сократилось число страховых компаний, кроме того, сократилось число специализированных компаний, в том числе, работающих на рынке обязательного медицинского страхования. В связи с этим представлена динамика количества специализированных компаний.

На основе проведенного анализа были выявлены основные проблемы обязательного медицинского страхования (ОМС), обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте (ОСОПО) и предложены пути их дальнейшего развития.

Ключевые слова: страховой рынок, ОМС (обязательное медицинское страхование), ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), ОСОПО (обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте), страховые продукты, обязательное и добровольное страхование.

В настоящее время на страховом рынке наблюдается снижение темпов роста и параметров качественного развития. Это в полной мере относится к основным продуктам обязательного страхования. Сжатие страхового рынка в России связано с определенными проблемами, которые оказывают на него негативное влияние, замедляя темпы роста и качество развития. Считаем необходимым выявить эти проблемы, рассмотреть пути их решения для повышения устойчивости, эффективности и конкурентоспособности страховых компаний. Уровень развития страхового рынка является одним из немногих реальных инструментов, способных оказывать влияние на стабилизацию социально-экономического положения страны благодаря привлечению средств в экономику страны.

Характерной особенностью российского страхового рынка является значительное превышение объема собранных страховых премий добровольного страхования над обязательными страховыми продуктами.

Разразившийся с сентября 2008 года по 2012 год экономический кризис, хотя и не привел к обвалу российского страхового рынка, но обусловил тревожные тенденции. Первая реакция рынка на кризис была выражена сокращением сборов страхов-

щиков, прежде всего по добровольным страховым продуктам [1, 2].

Поквартальная динамика страховых платежей и выплат в период экономического кризиса и последующее время (таблица 1) свидетельствует о незначительном увеличении страховых поступлений. Начиная с 2012 года, продукты добровольного страхования стали превалировать над продуктами обязательного страхования. Основная причина данной ситуации - принудительные продажи страховых продуктов (вместе с продуктами обязательного страхования (например, ОСАГО) страховые компании продавали клиентам и добровольные продукты (например, страхование от несчастных случаев, страхование жизни и другие).

Несмотря на это, многие страховые компании покинули страховой рынок, а другие сократили сборы страховых премий. Это обусловлено снижением доходов, увеличением числа безработных, падением доступности страховых продуктов, ростом недоверия страхователей к страховым компаниям [3].

Принятие Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.02 г. №40-ФЗ, а также Закона «Об обязательном страховании гражданской

ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте», который вступил в силу 01.01.12 г. № 225-ФЗ и других нормативных актов способствовало расширению перечня продуктов обязательных видов страхования, в основном представленных продуктами обязательного медицинского страхования. Несмотря на то, что страховые премии по ОСАГО намного

меньше, чем по ОМС, ОСАГО является высококонкурентным страховым продуктом, охватывающим экономически активную часть потребителей. Более того, взаимодействие с владельцами полиса ОСАГО позволяет каждого из них на практике ознакомить с деятельностью страховой компании, что способствует продвижению страховых продуктов компании.

Таблица 1. Динамика добровольных и обязательных страховых продуктов в общем объеме страховых премий и выплат за 2012-2015 годы, млрд руб.

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 . 2015 г.

Страховые премии (всего) 812,47 904,86 987,77 1023,82

Добровольное страхование 662,25 739,13 808,92 777,59

Обязательное страхование 150,22 165,73 178,85 246,23

Страховые выплаты (всего) 370,78 420,77 472,27 509,22

Добровольное страхование 294,69 326,0 363,07 367,47

Обязательное страхование 76,09 94,77 109,2 141,75

Соотношение выплат к полученным платежам по добровольному страхованию, % 44,5 44,1 44,9 47,3

Соотношение выплат к полученным платежам по обязательному страхованию, % 50,7 57,2 61,1 57,6

Источник: рассчитано авторами на основании данных Банка России http://www.cbr.ш/statistics/?PrtЫ=pdko_sub

На наш взгляд, существенный вклад в развитие обязательного страхового рынка продолжают вносить ОМС.

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что, несмотря на нестабильное экономическое положение в стране и в мире, выплаты по страховым случаям за рассматриваемый период выросли, их сумма в 2015 году составила 1545,8 млрд рублей. Сумма страховых

премий по ОМС в 2015 году возросла в 3,2 раза по сравнению с 2010 годом и составила 1574,0 млрд рублей; соотношение выплат к полученным платежам колеблется незначительно. Развитие данного сегмента обусловлено уровнем сборов единого социального налога (ЕСН), переводом регионов на классическую схему финансирования лечебно-профилактических учреждений с привлечением ОМС.

Таблица 2. Страховые премии и выплаты по ОМС за 2010-2015 годы, млрд руб.

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Страховые премии 485,3 604,2 732,1 1116,3 1360,1 1574,0

Страховые выплаты 475,2 585,3 691,7 1111,2 1305,5 1545,8

Соотношение выплат к полученным платежам, % 97,9 96,9 94,5 99,5 95,9 98,2

Источник: рассчитано авторами на основании данных Банка России http://www.cbr.ш/statistics/?PrtId=pdko_sub

Число страховых компаний на рынке ОМС за В целом за анализируемый период сокращение их 2009-2015 годы имеет отрицательную динамику. количества произошло на 44,9 % (рисунок 1).

Динамика числа специализированных страховых компаний ОМС России, 2009- 2015гг.

—ют— 95

71

63 59 54

25 22 17 11 12

5

-Кол-во страховщиков, осущ-х ОМС

-Специализированные перестраховщики

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рисунок 1. Динамика числа специализированных страховых компаний ОМС России, 2009-2015 годы (Источник: составлено авторами на основании данных Банка России)

Снижение числа страховых медицинских организаций - это общероссийский тренд, призванный, в том числе, повысить устойчивость и ответственность компаний, располагающих огромными объемами средств на оплату медицинской помощи.

Перестраховочные компании имеют еще большую тенденцию к сокращению, если в 2009 году их насчитывалось 25, то 2015 году число таких компаний значительно снизилось и достигло 7. За этот период число игроков на рынке перестрахования снизилось в три раза, прекратили свои операции многие перестраховочные компании.

Рассмотрев рынок ОМС и присутствие количества страховщиков, осуществляющих развитие этого рынка, необходимо выявить проблемы ОМС и пути их решения.

К основным проблемам рынка ОМС можно отнести:

- параллельное существование систем ОМС (обязательного медицинского страхования) и ДМС (добровольного медицинского страхования);

- законодательная незакреплённость ДМС в системе здравоохранения;

- дублирование услуг, предоставляемых в рамках ДМС и ОМС;

- отсутствие рисковой составляющей в системе ОМС;

- существование высокой нагрузки на бюджет Российской Федерации в части оплаты медицинской помо-

В 2013 году ситуация изменилась в противоположную сторону - ОСАГО превратилось в основной источник проблем российских страховщиков. Работа на рынке ОСАГО стала приносить убытки, судебные разбирательства и повышенное внимание со стороны надзорных органов. Вопрос повышения тарифов ОСАГО в 2013 году стал наиболее острым для рынка. Из драйвера роста ОСАГО превратилось в основной источник проблем российских страховщиков. Размеры страховых тарифов не пересматривались на протяжении многих лет действия Закона, не учитывалась инфляция, не принимались в расчет изменения в структуре автопарка, рост цен на запасные части, повышение стоимости авторемонта и многое другое.

Выдерживать такую нагрузку страховщикам всё труднее. Следствием этого является сокращение продаж полисов ОСАГО в наиболее убыточных сегментах и уход страховщиков из ряда субъектов

щи иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Для решения этих проблем необходимо:

- рассмотрение возможности интеграции систем ОМС и ДМС в единую систему здравоохранения;

- законодательное закрепление особенностей и специфики осуществления страховщиками ДМС в нормативно-правовых актах системы здравоохранения, чтобы оно могло дополнить ОМС и открыть гражданам доступ к нивелированию возможных расходов на визиты к разным специалистам;

- совершенствование системы обязательного медицинского страхования (с внедрением рисковой составляющей).

Важным сегментом российского страхового рынка является обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Его страховые премии и выплаты представлены в таблице 3.

В 2015 году сумма страховых премий по сравнению с 2010 годом увеличилась в 2,4 раза, сумма страховых выплат соответственно увеличилась в 2,2 раза, соотношение выплат к полученным платежам за указанный период незначительно снизилось, что свидетельствует о востребованности ОСАГО со стороны клиентов. В кризис 2008-2009 годов ОСАГО (с учетом изменения поправочных коэффициентов с 25 марта 2009 года) стало для многих страховых компаний своего рода «спасательным кругом», ключевым источником роста взносов и положительного финансового результата.

РФ, что негативно сказывается на автовладельцах, которые зачастую испытывают трудности с заключением договоров.

В 2013 году значение коэффициента убыточ-ности-нетто по ОСАГО (в котором помимо выплат учитываются еще и резервы под будущие выплаты) выросло и составило 62 %, с учетом судебных расходов - превысило 70 %. При росте судебных издержек, инфляции в части стоимости ремонта и запчастей, а также с ростом лимитов выплат убыточность может приблизиться к 100 % уже к концу 2016 года.

Страховщики при таком сценарии получат чистый убыток от операций ОСАГО, рынок может перейти в фазу ухудшающего отбора, когда ненадежные и не ориентированные на долгосрочную работу и финансовую устойчивость компании будут получать все большую долю во взносах, а качество урегулирования ухудшится. Для предотвращения

Таблица 3. Страховые премии и выплаты по ОСАГО за 2010-2015 годы, млрд руб.

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп роста 2015 к 2014 г, %

Страховые премии 90,3 104,4 130,6 143,3 157,4 218,7 139,0

Страховые выплаты 55,5 57,3 64,4 77,8 90,6 123,5 136,3

Соотношение выплат к полученным платежам, % 61,5 54,9 49,3 54,3 57,6 56,5 -

Источник: рассчитано авторами на основании данных Банка России ht:tp://www.cbr.I•ll/statistics/?PrtЫ=pdko_sub

кризиса на рынке ОСАГО расширение страхового покрытия должно сопровождаться адекватным увеличением страховых тарифов.

Рост выплат по данному страховому продукту обусловлен удорожанием стоимости автопарка, повышением ответственности страховщиков по принятым обязательствам, а также санацией рынка ОСАГО от недобросовестных и слабых страховщиков. Кроме того, растет грамотность населения в отношении страхового возмещения при наступлении страхового случая и ряда других факторов.

Поэтому и проблемами этого рынка являются рост убыточности и увеличение судебных разбирательств.

Необходимыми условиями для решения этих проблем являются:

- актуарная корректировка тарифов и лимитов;

- возможность возмещения вреда, причиненного транспортному средству, в натуральной или денежной форме (по выбору потерпевшего);

- клиентоориентированность со стороны страховщиков, направленная на удержание постоянных клиентов и углубление сотрудничества с ними;

Анализируя таблицу 4, можно заметить, что объем премий намного превышает объем выплат, так, например, объем премий превышает в 30 раз объем выплат в 2015 году.

Отсюда следует, что основными проблемами этого рынка являются низкий уровень информированности населения о данном страховом продукте; высокий уровень недострахования и занижение рисков.

Для решения этих проблем необходимо:

- повышение информированности населения о возможности получения страховой выплаты;

- совершенствование системы тарификации и применения коэффициентов к страховым тарифам.

Таким образом, обязательное медицинское страхование (ОМС) на протяжении пяти лет имеет положительную динамику развития, обусловленную увеличением сумм страховых премий и выплат, однако произошло сокращение числа страховых компаний на рынке ОМС, что влечет увеличение ответственности страховщиков и снижению конкуренции. Основными проблемами в сфере ОМС являются параллельное предоставление аналогичных услуг компаниями добровольного медицинского страхования и отсутствие рисковой составляющей. Решением указанных проблем может стать установ-

- уточнение механизма прямого урегулирования убытков, установление тарифного коридора для целей ценовой конкуренции страховщиков;

- усиление контроля над осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и деятельностью посредников;

- внедрение единого методического комплекса оценки причиненного ущерба и определения размеров убытков.

Не менее важным из обязательных видов страхования ответственности является обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ОСОПО), которое с 1 января 2012 года имеет законодательное закрепление в России. Право осуществлять ОСО-ПО имеют только страховые компании - члены Национального Союза Страховщиков Ответственности (НССО), которые имеют соответствующие лицензии. Лицензии на страхование ОСОПО начали выдавать в декабре 2011 года и в настоящее время имеют лицензию 52 страховые компании.

ление определенности между ОМС и ДМС, а также совершенствование системы ОМС.

Страховые премии и выплаты по ОСАГО в период 2010-2015 годов увеличивались, однако с 2013 года на данном рынке существуют проблемы роста убыточности и увеличения судебных разбирательств. Такая ситуация связана с возросшей финансовой грамотностью клиентов, повышением внимания со стороны надзорных органов, увеличением нагрузки на страховщиков. Соответственно, решение указанных проблем возможно при актуарной корректировке тарифов и лимитов, уточнении механизма прямого урегулирования убытков, углублении сотрудничества с постоянными клиентами.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ОСОПО) характеризуется значительным преобладанием страховых премий над выплатами, что свидетельствует о низком уровне информированности населения о данном страховом продукте и занижении рисков. Такая ситуация обусловлена лишь недавним появлением ОСОПО на страховом рынке, однако путем повышения информированности населения и совершенствования системы тарификации, а также применения коэффициентов к страховым тарифам данный вид

Таблица 4. Страховые премии и выплаты по ОСОПО, тыс. руб.

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Страховые премии 3 456 281 6 648 526 5 950 114

Страховые выплаты 103 004 202 051 194 494

Соотношение выплат к полученным платежам, % 2,9 3,0 3,3

Источник: рассчитано автором на основании данных Банка России http://www.cbr.ш/statistics/?PrtId=pdko_sub

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

страхования ответственности может стать более востребованным.

Рассмотренные проблемы по основным обязательным страховым продуктам, а также предложе-

ния по их решению существенно обогатят, на наш взгляд, спектр направлений работы по формированию цивилизованного страхового рынка и сделают страхование «более близким» его потребителю.

Литература

1. Большунова, Т.В. Социальная эффективность института коммерческого страхования: социолого-управленческий аспект: дис... канд. соц. наук: 22.00.08 / Большунова Т.В. - Москва, 2008. - 140 с.

2. Донецкова, О.Ю. Природа и специфика финансового посредничества/ О.Ю. Донецкова // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург: ОГУ - 2010. - № 13 (119). - С. 148-152.

3. Жуков, Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции / Е.Ф. Жуков. - Москва, 2008. - С. 345.

4. Кечуткина, Е.В. Становление накопительной системы страхования как механизма социальной защиты россиян / Е.В. Кечуткина // Наука и бизнес: пути развития. - 2014. - № 6. - С. 121-129.

5. Парусимова, Н.И. Банковское дело: модель развития: монография / Н.И. Парусимова. - Москва: Моск. акад. предпринимательства, 2005. - 495 с.

6. Парусимова, Н.И. Этапы развития посредничества российских банков / Н.И. Парусимова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 8 (157). - С. 202-207.

7. Садыкова, Л.М. Современные тенденции развития страховых компаний России. / Садыкова, Л.М., Коробейникова Е.В. Денежное обращение, кредит, банки и другие финансовые посредники в трансформационной экономике: сборник научных статей. Выпуск III. - Оренбург: ИПКГОУОГУ, 2010. -С. 160-164.

8. Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс] / Знай страхование. - 2013. - Режим доступа: http://www.znay.ru/strategy_development_insurance. shtml - (дата обращения: 08.10.2016).

9. Садыкова, Л.М. Страховой рынок России: состояние и перспективы развития: монография Л.М. Садыкова. - Оренбург: ОГУ, 2016. - 112 с.

10. Садыкова, Л.М. Через кризис к модернизации страхового рынка. Денежное обращение, кредит, банки и другие финансовые посредники в трансформационной экономике: сборник научных статей. Выпуск IV - Оренбург: ИП Осиночкин Я.В., 2012. - С. 119-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.