The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2018; 26(1) 20 DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866Х-2018-26-1-20-25
Health and society
© Коллектив авторов, 2018 УДК 614.2(470+571)
Таджиев И.Я.1, Белостоцкий А.В.2, Камынина Н.Н.1 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ (СЕМЕЙНОЙ) ПРАКТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1ГБУ «НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента
Департамента здравоохранения города Москвы», 115184, г. Москва; 2ГКУ «Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы», 115280, г. Москва
Цель работы - анализ проблем и перспектив развития первичной медико-санитарной помощи по принципу общих врачебных (семейных) практик в РФ. В статье в историческом аспекте изложены основные этапы формирования службы общих врачебных практик.
Рассмотрены также особенности формирования общих врачебных практик в регионах страны: с 2011 г. почти в 2,5 раза увеличилось число отделений службы и в 1,6 раза число сельских амбулаторий. Опыт внедрения системы общих врачебных практик показывает, что после соответствующей подготовки врач общей практики в состоянии взять на себя до 1/3-1/4 посещений пациентами врачей-специалистов. Несмотря на определённые успехи, реальной реформы первичного звена здравоохранения в стране до сих пор не произошло, главным образом в связи со сложностью проблем реформирования не только первичного звена, а практически всех служб здравоохранения, недостаточностью ресурсов и несовершенством системы профессиональной подготовки кадров, неполной разработанностью правовой и финансовой базы. Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь; общая врачебная практика; территориально-участковый принцип; реформирование системы здравоохранения; принципы общей врачебной (семейной) практики. Для цитирования: Таджиев И.Я., Белостоцкий А.В., Камынина И.М. Развитие общей врачебной (семейной) практики в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(1): 20-25. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-1-20-25
Для корреспонденции: Таджиев Ислам Якубович, д-р мед. наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИОЗММ ДЗМ, 117036, г. Москва, e-mail: [email protected]
Tadjiev I Ya.1, Belostotsky A. V.2, Kamynina I.N.1 THE DEVELOPMENT OF GENERAL PRACTITIONER PRACTICE IN THE RUSSIAN FEDERATION
'The State Budget Institution «The Research Institute of health care organization and medical management» of the
Moscow Health Care Department, 115184, Moscow, Russia;
2The State Public Institution «The Directorate on coordination of activity of medical organization» of the Moscow Health Care Department, 115280, Moscow, Russia The purpo.se of study. To analyze problems and perspectives of development of primary medical .sanitary care according the principle of general practitioner practices in the Russian Federation. The article presents historical aspects of main stages of development of service of general practices in our country.
Also article considers characteristics of development of general practitioner practices in various regions. In particular, from 2011, number of departments of service increased up to 2.5 times and number of rural out-patient clinics increased up to 1.6 times. The experience of implementation of system of general practitioner practices demonstrates that after corresponding training general practitioner is able to undertake up to one third-one fourth of all visits of patients to specialists.
In spite of particular achievements, nowadays no real reform of primary health care occurred mainly because of complicity of problems of reforming not only primary health care but factually all health care services, resources inadequacy and shortcoming of system of professional training of personnel and insufficient development of legal andfinancial base.
Keywords: primary medical sanitary care; general practitioner practice; territorial district principle; reforming
of health care system; general practitioner practice principles. For citation: Tadjiev I.Ya., Belostotsky A.V., Kamynina I.N. The development of general practitioner practice in the Russian Federation. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2018; 26(1): 20-25. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2018-26-1-20-25
For correspondence: Tadjiev I.Ya., doctor of medical sciences, professor, leading researcher of the State Budget Institution «The Research Institute of health care organization and medical management», e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Received 30.03.2017 Accepted 25.05.2017
Задачи устранения структурных диспропорций в организации системы амбулаторно-поликлиниче-ской, стационарной и скорой медицинской помощи (МП), рационального распределения и эффективного использования финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов, реорганизации первичного звена здравоохранения с поэтапным переходом к организации первичной медико-санитарной по-
мощи (ПМСП) на базе общей врачебной (семейной) практики (ОВП) остаются приоритетными направлениями реформирования отечественного здравоохранения.
Наиболее существенные достижения и успехи современных медицинских технологий, диагностических и лечебно-профилактических, связаны с деятельностью специализированных служб. В прежние
Здоровье и общество
годы развитие ПМСП с ориентацией амбулаторно-поликлинической службы на её дифференциацию и специализацию способствовало формированию в стране уникальной системы организации вне-больничной помощи населению, включающей первичное медицинское обслуживание по нескольким специальностям (терапия, педиатрия, акушерство и гинекология), сеть специализированных кабинетов, а также службу скорой медицинской помощи (СМП). В последующем это привело к фрагментации оказания ПМСП, нарушению адекватного взаимодействия и преемственности в работе отдельных подразделений (участковая служба, стационар, СМП) и эффективности в целом. Многие лечебно-профилактические функции и врачебные манипуляции, входящие в основную подготовку участкового врача-терапевта, распределились между другими врачами амбулаторно-поликлинического звена, что послужило причиной потери преемственности в работе участкового врача-терапевта и других специалистов. В отсутствие системы патронажа одним из наиболее востребованных видов помощи стала СМП, подменяющая участковую службу в 20-25% случаях [1]. Службы оказания ПМСП по-прежнему функционально перегружены и недостаточно эффективны, что способствует несоразмерному повышению роли дорогостоящей стационарной помощи в системе охраны здоровья населения. Участковый врач-терапевт перестал быть связующим звеном в системе ПМСП, а превратился в диспетчера, не отвечающего за здоровье пациента в целом. Оказалось, что при разветвлённой системе специализации в системе ПМСП сложно обеспечить рациональную координацию действий с участковой службой и преемственность в работе каждого сектора.
Преимущественное развитие специализированной МП в поликлиническом звене изначально предполагало увеличение её доступности и сокращение числа пациентов, направляемых в стационар. Однако на ситуацию в целом этот фактор существенно не повлиял, и до недавнего времени уровень госпитализации во многих регионах России составлял 30-40% против 13-15% в развитых западных странах. Только в последние годы в России удалось достичь заметного снижения этого показателя до 22,3% [2]. Диспропорции существуют и в объёмах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (20-30 и 70-80% всех расходов на здравоохранение соответственно), что заметно ограничивает возможности развития материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий при оказании внебольничной медицинской помощи [3].
В складывающихся условиях необходимости увеличения финансовых вложений и их постоянной ограниченности кризисные явления в ресурсном обеспечении первичного звена МП и в системе здравоохранения в целом постепенно нарастали, отечественное здравоохранение всё более отдалялось от укоренившихся и признанных мировым сообществом основополагающих принципов организации
ПМСП [4]. Назревавшая необходимость перемен сформировала социальный заказ на создание в системе ПМСП общей врачебной практики/семейной медицины (ОВП/СМ).
Оказание первичной помощи на основе ОВП, по определению ВОЗ, позволяет поддерживать необходимый уровень здоровья всех слоёв населения через обеспечение широкого диапазона интегрированных функций здравоохранения, лечебную, профилактическую и медико-социальную помощь. При этом решающим элементом оказания качественной МП является надлежащая профессиональная подготовка общепрактикующих врачей. Понятия «врач общей практики» (ВОП) и «семейный врач» (СВ) считаются идентичными, поскольку в их квалификационных характеристиках и функциях различий не существует.
Первые семейные врачи в России появились в XVII веке с целью оказания медицинской помощи высшему дворянскому сословию. С отменой крепостного права в 1864 г. стала зарождаться земская медицина для всесторонней помощи различным группам населения, включая малообеспеченных. Поначалу в земстве основу составляли врачи государственной службы (уездные, городские), позднее наметился более широкий приток молодых врачей: в 1870-1890 гг. число земских врачей в основных губерниях России выросло с 756 до 1805, с каждым десятилетием их число увеличивалось в 1,5 раза. Вскоре разъездную систему медицинского обслуживания, при которой врач, живший в городе и периодически объезжавший фельдшерские пункты уезда, сменила практика строительства сельских лечебниц и создания участково-территориальных служб, привлечения к работе врачей-универсалов [2].
Октябрьская революция стала началом важных социальных реформ, ускоривших развитие здравоохранения. Организационные формы, выработанные земской медициной, в целом были сохранены, развитие здравоохранения осуществлялось в соответствии с приоритетностью не только лечебного, но и профилактического направления, в чём особенно велика заслуга Н.А. Семашко. Главным образом это коснулось развития первичного звена по территориально-участковому принципу в соответствии с основополагающим приказом Наркомздрава СССР 1935 г. «Об улучшении работы амбулаторно-поликлинических учреждений и мерах по снижению заболеваемости». Результаты большой и плодотворной деятельности первичного звена советского здравоохранения были высоко оценены в 1978 г. Алма-Атинской конференцией ВОЗ/ЮНИСЕФ: при сравнительном анализе эффективности разных подходов в оказании ПМСП, включая систему медицинской помощи по принципу семейного врача, институт участкового врача-терапевта советского здравоохранения был признан наиболее прогрессивным и эффективным.
Первая попытка возобновления в стране организации ПМСП по принципу ВОП/СВ была предпринята в связи с постановлением Совета Министров СССР от 19 ноября 1987 г. № 1318 «Основные направления развития охраны здоровья населения и
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2018; 26(1) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-1-20-25
перестройки здравоохранения СССР в XII пятилетке и на период до 2000 года» и соответствующим приказом Минздрава СССР от 08 декабря 1987 г. № 1284 «О проведении эксперимента по подготовке врачей общей практики». В 1992 г. специальность «врач общей практики (семейный врач)» была нормативно закреплена приказом Минздрава России и включена в номенклатуру врачебных специальностей. С переходом в 1992-1993 гг. к системе обязательного медицинского страхования (ОМС) целесообразность введения ОВП сформировалась окончательно.
В становлении института ОВП значительна роль Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и приказ Минздрава России от 30 декабря 1999 г. № 463, утвердивший отраслевую программу «Общая врачебная (семейная) практика», её приоритетные направления и конкретные меры реализации.
В дальнейшем были разработаны и утверждены приказом Минздрава России от 20 ноября 2002 г. № 350 «О совершенствовании амбулаторно-поли-клинической помощи населению Российской Федерации» положения о семейном враче, медицинской сестре ВОП/СВ, центре общей врачебной (семейной) практики и деятельности отделения ОВП в составе амбулаторно-поликлинического учреждения. Это создало достаточную законодательную базу для развития данного направления и уже скоро нашло отражение в уменьшении числа направлений на консультации на 57%, диагностических процедур - на 30%, вызовов СМП на участках работы ВОП/СВ - на 23-40%.
В целях дальнейшего совершенствования организации ПМСП был издан приказ Минздравсоцраз-вития России от 17 января 2005 г. № 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)». регулирующий деятельность ВОП/СВ в оказании ПМСП. Согласно этому приказу, создание общеврачебных практик, финансируемых из средств муниципального бюджета, необходимо осуществлять на основе действующей системы оказания ПМСП и постепенного замещения участковых терапевтов. Особенно востребована организация ПМСП по принципу ВОП/СВ на селе. Значимость этого курса очевидна по ускоренному развитию инфраструктуры сельской медицины. Так, из 800 объектов, введённых в стране в 2015 г., было 557 новых фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) и 58 офисов ВОП/СВ. С 2011 г. в стране почти в 2,5 раза увеличилось число отделений ВОП/СВ и в 1,6 раза -число сельских амбулаторий. Общее число отделений ОВП за 2015 г. увеличилось на 184, сельских амбулаторий - на 367, сельских здравпунктов - на 214. Выросло число сельских врачей по сравнению с 2012 г. на 11,3%, а обеспеченность врачами - на 9%. В стране с 2000 г. действует Общероссийская ассоциация врачей общей практики (семейных врачей), учредителями которой стали представители 51 субъекта и 21 медицинского вуза России [5].
В ряде регионов страны с наиболее успешным развитием ОВП (Самарская, Псковская, Кемеров-
Health and society
ская и Свердловская области, г. Санкт-Петербург) на первом этапе создавались комплексы, где, кроме ВОП, к работе привлекали педиатров, акушеров-гинекологов, реже стоматологов, хирургов и/или других специалистов, что позволяло использовать в сочетании преимущества ОВП и поликлинической модели [6, 7].
Опыт Тульской области по внедрению системы ОВП показывает, что после соответствующей подготовки ВОП в состоянии взять на себя 22,7% посещений хирурга, 36,4% - офтальмолога, 41% - оториноларинголога и 46,6% - невролога. Объём помощи, оказываемой ВОП/СВ на дому, составляет 14%. В Волгоградской области в среднем ВОП/СВ действовал как терапевт в 76% случаев, как педиатр - в 20,8%, кардиолог - в 7,8%, оториноларинголог - в 3,3%, невролог - в 4,1%, акушер-гинеколог - в 4,1% случаев, проводил мероприятия и манипуляции первой врачебной помощи хирургического профиля - в 8,4% случаев. Как правило, нагрузка у ВОп/СВ выше, чем у участковых терапевтов: количество посещений в год 3934 и 3008, посещений на дому - 1312 и 699 соответственно. За 5-летний период на участках обслуживания ВОП/СВ отмечалось заметное снижение обращаемости в службу СМП больных с терапевтической патологией на 25%, с патологией нервной системы на 42%, с хирургической патологией на 30% [2, 7, 8].
Важным этапом в организационно-методическом обеспечении реформирования отрасли стал приказ Минздрава России от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», которым установлены правила организации оказания ПМСП взрослому населению, включающей первичную доврачебную, первичную врачебную и первичную специализированную медико-санитарную помощь.
В приказе приведены штатные нормативы и правила организации деятельности поликлиники, согласно которым в её структуре рекомендуется предусматривать отделение ОВП.
В масштабах страны направленные решения и действия по совершенствованию организации ПМСП привели в 2015 г. к увеличению численности пациентов, пролеченных в дневном стационаре, на 19,6% (с 6228 до 7751 тыс.), при сокращении их численности в круглосуточном стационаре на 3,3% (с 30 800 до 29 776 тыс.) пациентов. За этот же период число мест в дневных стационарах увеличилось на 13% (с 225,6 до 259,4 тыс.), а оперативная активность в них возросла на 50% (с 2,9 до 5,8 тыс.). В 2015 г. ПМСП предоставляли в 2091 самостоятельной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и в 10 829 поликлинических подразделениях медицинских организаций. Число посещений составило 1 288 756 тыс., из них по поводу заболеваний -766 875 тыс. (59,5%), с профилактической целью -406 023 тыс. (31,5%). Число центров, отделений ОВП увеличилось до 6801 [5].
Здоровье и общество
Реформирование амбулаторно-поликлинической помощи является ключевым моментом всей системы структурной реорганизации, поскольку она - самый массовый вид медицинской помощи. По существу, концепция реформирования ПМСП основана на переходе к системе единого ответственного лечащего врача, каким должен стать ВОП/СВ, способный проводить основные лечебные и диагностические мероприятия, владеть методами профилактической работы, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья всех членов семьи.
С декабря 2013 г. в соответствии с приказом Минздрава России от 11 ноября 2013 г. № 837 началась реализация модели непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, педиатров, врачей ВОП/СВ с использованием системы зачётных кредитов. В 2016-2020 гг. реализация проекта будет продолжена во всех образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России.
Однако, по мнению некоторых авторов, реальной реформы первичного звена здравоохранения в стране до сих пор не произошло, главным образом в связи со сложностью проблем реформирования не только первичного звена, а практически всех служб здравоохранения [3, 4]. Подавляющее большинство территориальных поликлиник продолжают оказывать помощь силами участкового врача, а нарождающаяся формация ВОП/СВ еще не соответствует своему функциональному предназначению, не в полной мере осуществляет роль координатора маршрутизации своих пациентов к врачам-специалистам и доступа к стационарному лечению. Внедрение ОВП сдерживается недостаточностью ресурсов и несовершенством системы профессиональной подготовки кадров, неполной разработанностью правовой и финансовой базы и информационной поддержки, а также механизмов взаимодействия ОВП со службами здравоохранения, страхования и социальной защиты населения [8].
Темпы подготовки ВОП/СВ недостаточны для обеспечения заявленных изменений в организации ПМСП. К началу 2000 г. в России подготовлено около 1100 врачей общей практики (семейных врачей), к 2005 г. - 3940 человек, в то время как численность участковых терапевтов составляла 27,8 тыс., участковых педиатров - 22,2 тыс. Обеспеченность ВОП/ СВ с 2000 по 2012 гг. выросла с 0,28 до 0,76 на 10 тыс. населения, участковыми терапевтами - с 1,9 до 4,1. Для сравнения: в западноевропейских странах численность ВОП/СВ в 2006 г. составляла в среднем 8,2 на 10 тыс. населения [1, 3, 9]. После короткого периода увеличения числа участников программы «Земский доктор» наметился период их уменьшения (с 7713 в 2012 г. до 3750 в 2015 г. при плановых показателях 8034 и 5042 соответственно). Повсеместная в стране тенденция снижения укомплектованности ВОП/СВ, увеличения коэффициента совместительства в последние годы является характерной для многих врачебных специальностей,
главным образом врачей участковых-терапевтов и педиатров. Недоукомплектованность участковыми терапевтами, педиатрами и ВОП/СВ компенсируется совместительством, что обеспечивает доступность получения медицинской помощи, но не гарантирует её качество. Коэффициент совместительства в разных регионах составляет от 1,1 до 1,6, в связи с чем увеличивается численность прикрепленного городского населения: на терапевтическом участке до 3-4 тыс. (норматив 1,7 тыс.), на педиатрическом - 9501100 (норматив 800), на ВОП/СВ - до 1,6-1,9 (норматив 1,3 тыс.), что, безусловно, снижает качество оказываемой медицинской помощи [5,9]. Как причину низкой эффективности деятельности учреждений первичного звена здравоохранения рассматривают и их структурную реформу, при проведении которой за последние 10 лет число амбулаторных учреждений сократилось на 6,5 тыс., в том числе самостоятельных на 4,2 тыс., ФАП - более чем на 2 тыс. [4].
Препятствиями к широкому внедрению ОВП и реорганизации поликлиник являются и риски разрушения существующей амбулаторно-поликлини-ческой службы, ухудшения качества диагностики и лечения взрослых и детей.
Анализ причин трудностей реформирования первичного звена показал, что внедрение ОВП сдерживается неполной разработанностью медико-организационных основ комплексной реструктуризации стационарной и внебольничной помощи, механизмов взаимодействия ОВП со службами здравоохранения, страхования и социальной защиты населения, правовой и финансовой базами и информационной поддержки, недостаточностью ресурсов и несовершенством системы профессиональной подготовки кадров в области ОВП.
Основным недостатком проводимой реформы ПМСП является декларативность объявленных преобразований, не подкреплённых необходимыми условиями и механизмами их реализации, отсутствие удовлетворяющего персонал уровня заработной платы, социальных преференций, достаточных финансовых средств для стимуляции медицинских организаций к эффективной деятельности.
К этому следует добавить позицию многочисленных противников осуществляемых реформ. Действительно, так ли уж плохо усиление специализации в поликлиническом звене, если считать несопоставимыми уровень и качество медицинской помощи, оказываемой узкими специалистами и ВОП/ СВ? Кроме качества медицинской помощи, в какой мере пострадает её доступность и комплексность обслуживания населения при расширении ОВП и сокращении числа узких специалистов? Увеличится ли платность медицинских услуг? Произойдет ли разрушение педиатрической службы, доказавшей свою эффективность и результативность? По каким причинам, кроме финансово-экономических, в России продвигают идею радикальной реорганизации существовавшей модели первичного звена, которую незадолго до её начала в мире оценивали как весьма успешную и эффективную?
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2018; 26(1) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-1-20-25
Считают, что миф о неэффективности советской системы здравоохранения происходил от недостаточности объёмов финансирования, не превышавших 220 долларов на каждого жителя страны в год, тогда как в развитых западных странах они составляли 1800-2200 долларов. Расчёты показывают, что советская система здравоохранения при финансировании в 10 раз меньшем обеспечивала только вдвое меньшую интегральную стоимость услуг, то есть её экономическая эффективность превышала эффективность западной системы примерно в 5 раз [10].
К концу 1980-х годов объём финансирования здравоохранения не превышал 40% от потребности, и именно тогда впервые заговорили о необходимости реформирования советской системы здравоохранения [11]. Советская система имела как зоны глубокой неэффективности, так и вполне эффективные и перспективные формы институциональной организации. Это подтверждено и практикой увеличения расходов на здравоохранение в Республике Куба до рекомендованных 400 долларов на душу населения, в результате чего кубинская система здравоохранения, основанная на советских принципах системы Н.А. Семашко, вышла в мировые лидеры по интегральному показателю объёма услуг здравоохранения на каждого жителя страны [10].
К этому следует добавить, что в развитых странах изменения коснулись и структуры медицинских кадров: увеличение за последние 15 лет численности врачей на 35% обеспечивалось преимущественным ростом числа специалистов (50%), тогда как численность ВОП/СВ возросла только на 20% [1, 3], что весьма показательно и значимо при выборе приоритетов в нашей стране.
Реализация задач по эффективному реформированию отечественного здравоохранения с целью повышения доступности и качества оказываемой населению медицинской помощи требует новых подходов к планированию, управлению и финансированию. Рекомендуемые Концепцией развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. реструктуризация и дифференциация коечного фонда в зависимости от степени интенсивности лечебно-диагностического процесса и широкое использование стационарзамещающих технологий и дневных форм пребывания пациентов в стационарах позволят перераспределить расходы на внебольничную помощь с нынешних 20-50 до 40-50% всех расходов на здравоохранение при общем снижении и устранении не вполне оправданных случаев госпитализации [7, 8].
Учитывая масштабность задачи и нынешнее состояние финансового, организационного, материально-технического и кадрового обеспечения, позицию многочисленных противников осуществляемых реформ, можно предположить, что для ее реализации потребуется немало лет. Укрепление первичного звена - это не разовая акция, а постоянные и целенаправленные действия по превращению участкового врача и ВОП в центральное звено системы здравоохранения [5].
Health and society
Рецептов стратегии продолжения реформ в амбу-латорно-поликлиническом секторе в настоящее время достаточно, во многом они строятся на опыте и энтузиазме ответственных за их продвижение руководителей органов здравоохранения разного уровня, и для их воплощения планы переустройства системы здравоохранения в общенациональном масштабе должно быть оформлены в государственную целевую программу реорганизации ПМСП. При этом формирование института ОВП должно происходить одновременно с изменением роли поликлиник в рамках единой концептуальной модели.
Исследование не имело спонсорской поддержки Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шейман И.М., Шевский В.И. Кадровая политика в здравоохранении: сравнительный анализ российской и международной практики. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015; 1: 143-67.
2. Денисов И.Н. Общая врачебная практика. Национальное руководство. Т. 1. М.: Изд-во ГЭОТАР-Медиа; 2016.
3. Алексеев В.А., Борисов К.Н. Проблемы реорганизации здравоохранения в России. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2011; 6: 66-72.
4. Шевский В.И., Шишкин С.В. Реформирование первичной медицинской помощи: препятствия и перспективы. М.: ИЭПП; 2006.
5. Материалы Коллегии Министерства здравоохранения РФ: Доклад Министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой «Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2015 году и задачах на 2016 год». Available at: https://www. rosminzdrav.ru
6. Сон И.М., Иванова М.А., Купеева И.А., Соколовская Т.А. Обеспеченность врачами общей практики и их деятельность в различных федеральных округах страны в период с 2007 по 2013 г. Менеджер здравоохранения. 2015; 4: 16-24.
7. Степчук М.А., Пинкус Т.М., Боженко Д.П. Этапы развития первичной медико-санитарной помощи в России. Научные ведомости Белгородского госуниверситета. Серия: Медицина. Фармация. 2012; 10 (129) вып. 18/1: 140-7.
8. Стародубов В.И., Иванова М.А., Бантьева М.Н., Соколовская Т.А., Армашевская О.В. Деятельность и обеспеченность специалистами первичного звена. Российский медицинский журнал. 2014; 6: 4-7.
9. Щепин В.О. Обеспеченность населения Российской Федерации основным кадровым ресурсом государственной системы здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013; 6: 24-8.
10. Бобров О.Е. Полемические заметки о концепции реформы здравоохранения. Часть 1 и 2. Available at: http://www.experts.in.ua
11. Вишневский А.Г., Кузьминов Я.И., Шевский В.И., Шейман И.М., Шишкин С.В., Якобсон Л.И., Ясин Е.Г. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ; 2006.
Поступила 30.03.2017 Принята в печать 25.05.2017
REFERENCES
1. Shejman I.M., Shevskij V.I. Kadrovaya politika v zdravoohranenii: sravnitel'nyi analiz rossiyskoy i mezhdunarodnoy praktiki. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. 2015;1:143-67.(in Russian)
2. Denisov I.N. Obshhaya vrachebnaya praktika. Nacional'noe ruko-vodstvo. V 2-h tomah. Tom 1. Moscow: GeOTAR-Media; 2016.(in Russian)
3. Alekseev V.A., Borisov K.N. Problemy reorganizacii zdravoohrane-niya v Rossii. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie). 2011;6:66-72. (in Russian)
4. Shevskiy V.I., Shishkin S.V. Reformirovanie pervichnoj medicins-koy pomoshhi: prepjatstviya i perspektivy. Moscow: IEPP; 2006. (in Russian).
5. Materials of the Collegium of the Ministry of Health of the Russian Federation: Report of the Minister of Health of the Russian Federa-
Здоровье и общество
tion V.I. Skvortsova "On the results of the work of the Ministry of Health of the Russian Federation in 2015 and the tasks for 2016" Available at: https://www.rosminzdrav.ru (in Russian)
6. Son I.M., Ivanova M.A., Kupeeva I.A., Sokolovskaja T.A. Obespech-ennost' vrachami obshhey praktiki i ih deyatel'nost' v razlichnyh federal'nyh okrugah strany v period s 2007 po 2013 g. Menedzher zdravoohraneniya. 2015;4:16-24. (in Russian)
7. Stepchuk M.A., Pinkus T.M., Bozhenko D.P. Jetapy razvitija per-vichnoj mediko-sanitarnoj pomoshhi v Rossii. Nauchnye vedo-mosti Belgorodskogo gosuniversiteta. Seriya: Medicina. Farmacija. 2012;10(129):140-7. (in Russian)
8. Starodubov V.I., Ivanova M.A., Bant'eva M.N., Sokolovskaja T.A., Armashevskaja O.V. Deyatel'nost' i obespechennost' specialistami
pervichnogo zvena. Rossijskiy medicinskiy zhurnal. 2014;6:4-7. (in Russian)
9. Shhepin V.O. Obespechennost' naselenija Rossijskoj Federatsii osnovnym kadrovym resursom gosudarstvennoj sistemy zdra-voohranenija. Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2013;6:24-8. (in Russian)
10. Bobrov O.E. Polemicheskie zametki o koncepcii reformy zdravoohraneniya. Chast' 1, 2. Available at: http://www.experts.in.ua (in Russian)
11. Vishnevskij A.G., Kuz'minov Ja.I., Shevskij V.I., Sheyman I.M., Shishkin S.V., Jakobson L.I., Jasin E.G. Rossijskoe zdravoohranenie: kak vyiti iz krizisa. M.: Izdatel'skiy dom GU-VShJe. 2006. (in Russian).
© Коллектив авторов, 2018 УДК 614.2:312.6(470.313)
Манакина Е.С., Медведева О.В., Макарова Т.И. ДИНАМИКА ПЕРВИЧНОЙ ИНВАЛИДНОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 390026, г. Рязань
Проблема инвалидности, являющаяся причиной сокращения продолжительности здоровой жизни, особенно актуальна сейчас, когда на протяжении последнего десятилетия темп роста первичной инвалидизации трудоспособного населения значительно опережает смертность, нанося стране существенный экономический ущерб. В статье исследована динамика первичной инвалидности населения Рязанской области, проведён анализ потерь продолжительности здоровой жизни трудоспособного населения региона, обусловленных инвалидностью.
Ключевые слова: первичная инвалидность; динамика; потери продолжительности здоровой жизни
населения; распространённость. Для цитирования: Манакина Е.С., Медведева О.В., Макарова Т.И. Динамика первичной инвалидности и определение потерь продолжительности здоровой жизни трудоспособного населения Рязанской области. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018; 26(1): 25-28. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2018-26-1-25-28
Для корреспонденции: Манакина Екатерина Сергеевна, канд. мед. наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом организации здравоохранения, e-mail: [email protected]
Manakina E.S., Medvedeva O. V, Makarova T.I.
THE DYNAMICS OF PRIMARY DISABILITY AND ESTABLISHMENT OF LOSSES OF HEALTHY LIFE-SPAN OF ABLE-BODIED POPULATION OF THE RYAZAN OBLAST
The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «The academician I.P. Pavlov Ryazan State Medical University» of Minzdrav of Russia, 390026, Ryazan, Russia The problem of disability being a cause of decreasing of healthy life-span is actual especially nowadays when during last decade rate of increasing of primary disability of able-bodied population significantly advances mortality harming economics. The article considers dynamics of primary disability of population of the Ryazan oblast. The analysis of losses of healthy life-span of able-bodied population of the region caused by disability is implemented. Keywords: primary disability; dynamics; losses of healthy life-span ofpopulation; prevalence. For citation: Manakina E.S., Medvedeva O.V., Makarova T.I. The dynamics of primary disability and establishment of losses of healthy life-span of able-bodied population of the Ryazan oblast. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2018; 26(1): 25-28. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2018-26-1-25-28
For correspondence: Manakina E.S., candidate of medical sciences, assistant of the Chair of Public Health and Health Care of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «The academician I.P. Pavlov Ryazan State Medical University», e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Received 23.10.2017 Accepted 21.12.2017
Уровень социально-экономического развития региона зависит от многих факторов, но абсолютно очевидно, что деятельность системы здравоохранения играет значимую роль в определении экономической ситуации территории, так как нерациональное использование имеющихся ресурсов влечёт за собой снижение трудового потенциала региона и может стать непосредственными причинами экономического ущерба [1-3].
Более того, ВОЗ считает приоритетной реализацию стратегии улучшения здоровья населения через повышение результативности работы систем здравоохранения по сравнению с улучшением экономической ситуации и повышением благосостояния региона [4-6].
Оценка эффективности деятельности системы здравоохранения складывается на основе измерения полученных результатов, т. е. измерения результата