УДК 614.2.003
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ВРАЧАМИ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.А. Джиоева1, Л.А. Гаджиева2
1ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации Владикавказ, Россия, 362025 2
ГБОУ ВПО «Дагестанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации Махачкала, Россия, 367012
Аннотация. Проведен статистический анализ показателей обеспеченности врачами общей практики в Россий-скойФедерации, в том числе регионах, с привлечением статистических форм министерства здравоохранения (№ 17; № 47). Проанализированы нормативные документы о внедрении системы врача общей практики. Отмечается рост числа врачей общей практики в Российской Федерации с 2006 по 2013 г. в 1,5 раза. Обеспеченность населения врачами общей практики составила 0,7 на 10 тыс. населения (1,6% от общей численности врачебных кадров). Однако реформирование первичного звена здравоохранения — переход к работе по принципу общей врачебной практики идет медленно. Выявлена неравномерность данного процесса в различных регионах страны. Внедрению в первичную медико-санитарную помощь общих врачебных практик в значительной степени мешают нерешенные проблемы в области кадровой политики в отечественном здравоохранении, в числе которых несоответствие системы подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения, а также задачам структурной перестройки отрасли.
Ключевые слова: обеспеченность врачами, общая врачебная практика, первичная медико-санитарная помощь, здравоохранение, подготовка медицинских кадров.
Введение. Стратегия кадровой политики в здравоохранении и перспективы развития отрасли зависят от степени социальной ориентированности государства, признания обществом высокой экономической значимости здоровья, как важной составляющей трудового потенциала страны [1].
Актуальной проблемой здравоохранения в Российской Федерации (РФ) остается подготовка и рациональное использование кадрового состава на первичном уровне. Чрезвычайная специализация и дифференциация в отечественном здравоохранении привели к обезличиванию уча-
сткового врача и нерациональному использованию врачей специалистов. Рядом исследователей было определено, что на первичном уровне в России решается только 40% медицинских проблем, тогда как в западных странах (Великобритании, Канаде и др.) 80—90% [1; 2]. Концепцией развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года (2009) определены основные направления совершенствования организации и оказания медицинской помощи, включающие усиление ее первичного звена при ведущей роли в нем института врача общей практики (ВОП). Вме-
—--—-
~ 194 ~
сте с тем среди нерешенных проблем здравоохранения остается несоответствие системы подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения, а также задачам структурной перестройки отрасли.
Цель исследования: проанализировать показатели обеспеченности врачами общей практики в Российской Федерации.
Материал и методы. Для решения поставленной цели проведен статистический анализ показателей обеспеченности ВОП в России в целом и регионах с привлечением статистических форм МЗ РФ (№ 17; № 47). Проанализированы нормативные документы Минздрава России о внедрении системы врача общей практики.
Полученные результаты и их обсуждение. В практическом здравоохранении России в настоящее время происходит отработка новых моделей организации медицинской помощи населению на основе принципов общей врачебной практики с учетом сложившихся традиций в подготовке участковых врачей и на основе дальнейшей трансформации и переориентации их деятельности по типу врача общей практики. При этом в количественном отношении врачи общей практики должны составлять не менее 50% от числа врачей в стране. Согласно статистическим данным врачи, работающие по участковому принципу: терапевты, ВОП, педиатры, акушеры-гинекологи, фтизиатры занимают 10,8 должностей на 10 тыс. населения, что составляет 41,1% от общей численности врачебных должностей, занятых в амбулаторно-по-ликлинической сети. Вместе с тем единого врача, ответственного за здоровье пациента или семью, нет. В данных условиях актуальным является активное внедрение врача новой формации, который в отличие от узкого специалиста ориентирован на пациента и семью в целом. Таким врачом является врач общей практики / семейный врач, который в первую очередь востребован на селе [3]. Оказание первичной помощи на основе общей врачебной практики (ОВП), по мнению Европейского регионального бюро ВОЗ, позволяет достигать здоровья для всех через обеспечение широкого диапазона интегрированных функций здравоохранения, профилактику болезней, лечебную, восстановительную и медико-социальную помощь [4].
Согласно данным нашего исследования численность врачей в Российской Федерации продолжает увеличиваться. В 2013 г. по данным отчетной формы № 17 Минздрава обеспеченность врачами в стране составила 44,3 на 10 тыс. населения. Выявлена крайне выраженная неравномерность обеспечения врачами в разрезе субъектов РФ. Анализ числа занятых врачебных должностей (форма № 47 МЗ РФ) показал, что в здравоохранении Российской Федерации 49,05 врачебных должностей на 10 тыс. населения. За 19 лет (1995— 2013 гг.) обеспеченность врачами в системе Минздрава РФ увеличилась на 13,4% (с 38,4 до 44,3 на 10 тыс. населения). При этом численность должностей ВОП (семейных врачей) возросла в 25,3 раза (с 0,03 до 0,76 на 10 тыс. населения).
Анализ обеспеченности врачами общей практики в Российской Федерации и ее субъектах показал, что в Российской Федерации с 90-х годов активно осуществляется подготовка врачей общей практики. Однако ее внедрению в первичную медико-санитарную помощь в значительной степени мешают нерешенные проблемы в области кадровой политики в отечественном здравоохранении в числе которых: несоответствие системы подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения, а также задачам структурной перестройки отрасли; диспропорции между врачами и средними медицинскими работниками; отток из отрасли молодых специалистов; несовершенство нормативно-правовой базы отрасли; низкая обеспеченность здравоохранением села и отдаленных сельских муниципальных образований при высокой концентрации медицинских кадров в крупных городах, в учреждениях специализированных видов помощи по сравнению с первичным звеном; низкий уровень оплаты труда работников здравоохранения и недостаточная их социальная защищенность [5].
Данные нашего исследования показали, что во многих субъектах Российской Федерации органами управления здравоохранением разработаны территориальные программы развития общей врачебной практики. За период с 2006 по 2013 г. число врачей общей практики, работающих в системе Минздрава РФ, увеличилось с 6300 до 9717, т.е. в 1,5 раз. Обеспеченность населения врачами общей практики составила 0,7 на 10 тыс. населения (1,6% от общей численности врачебных кадров.
—--—-
~ 195 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 1
—--—
Вместе с тем приказом № 112 от 21 марта 2003 г. «О штатных нормативах медицинского и другого персонала центра общей врачебной (семейной) практики» должность врача общей практики (семейного врача) установлена из расчета: одна на 1500 человек взрослого населения и одна на 1200 человек взрослого и детского населения.
Как видно из табл. в 2013 г. наибольшие показатели обеспеченности ВОП отмечены в Чувашской Республике (3,8 на 10 тыс. населения), Пензенской (3,02), Воронежской (2,59), Самарской (2,44) областях. Наименьшие — в республике Ингушетия (0,07), Чеченской республике и республике Адыгея (по 0,05), г. Москве (0,02) и др. Однако качество подготовки ВОП в территориях зачастую крайне низкое. Не отработан механизм дифференцированной оплаты их труда в соответствии с оценками качества их работы. Отсутствует нормативная база деятельности ВОП в условиях города и села.
Заключение. Анализ показателей обеспечен -ности врачами общей практики в Российской Федерации, в том числе регионах выявил рост числа врачей общей практики с 2006 по 2013 г. в 1,5 раза. Обеспеченность населения врачами общей практики составила 0,7 на 10 тыс. населения (1,6% от общей численности врачебных кадров). Однако реформирование первичного звена здравоохранения — переход к работе по принципу общей врачебной практики идет медленно. Отмечается неравномерность данного процесса в различных регионах страны. Следует отметить, что одной из основных причин, тормозящих внедрение института семейного врача является низкий уровень подготовки врачей общей практики. Медицинская
Несмотря на положительную динамику следует признать, что реформирование первичного звена здравоохранения — переход к работе по принципу общей врачебной практики идет медленно. В субъектах РФ этот процесс протекает достаточно неравномерно (табл. 1).
высшая школа сегодня не может не учитывать мировые тенденции изменений форм обучения, объема знаний и технологии передачи информации. Повышение эффективности здравоохранения, прежде всего, зависит от совершенствования системы профессиональной подготовки медицинских кадров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальзамова Л.А., Нилова А.Г. Анализ основных направлений реформирования амбулаторной помощи по принципу общей врачебной практики в ММУ ГП № 1 // Опыт реформирования здравоохранения Самарской области. Москва-Самара, 2001. С .285—290.
2. Вартанян Ф.Е., Рожецкая С.В. Особенности развития общей практики (семейной медицины) в Европе // Здравоохранение. 2003. № 12. С. 61—67.
3. Денисов И.Н., Кучеренко В.З., Шамшурина Н.Г. Экономическое обоснование развития общей врачебной практики и семейной медицины // Экономика здравоохранения. 2002. № 5—6 (64). С. 21—24.
4. Стародубов В.И., Калининская А.А., Дзуга-ев К.Г., Стрючков В.В. Проблемы здравоохранения села. Изд-во: Академия естествознания, 2012.
5. Калининская А.А., Стрючков В.В., Дзугаев А.К., Кудрявцев А. А. Реформирование функционально-организационной структуры здравоохранения села // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. № 6. С. 12—16.
Таблица 1
Территории РФ с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности врачами общей практики (на 10 тыс. населения) 2013 г.
Субъекты РФ с наименьшими показателями Субъекты РФ с наибольшими показателями
Чувашская Республика — 3,8 г. Москва — 0,02
Пензенская область — 3,02 Чеченская Республика — 0,05
Воронежская область — 2,59 Республика Адыгея — 0,05
Самарская область — 2,44 Республика Ингушетия — 0,07
Астраханская область — 1,98 Сахалинская область — 1,14
—--—-
~ 196 ~
----—
MEDICO-SOCI AL PROBLEMS OF TRAINING AND SUPPLY GENERAL PRACTITIONERS IN RUSSIAN FEDERATION
I.A. Dzhioeva1, L.A. Gadzhieva2
1 State Budgetary Institution of Higher Professional Education "North Ossetian State Medical Academy"
the Ministry of Health of the Russian Federation Vladikavkaz, Russia
2
State Budgetary Institution of Higher Professional Education "Dagestan state medical Academy" the Ministry of health of the Russian Federation Makhachkala, Russia
Annotation. Conducted the statistical analysis of the level provision of General practitioners in the Russian Federation, including regions with attraction of the statistical forms of the Ministry of health. Analyzed regulatory documents for implementation of the General practitioner system. There are increasing numbers of General practitioners in the Russian Federation from 2006 to 2013 by 1.5 times. The coverage of General practitioners was 0.7 per 10 thousand population (1.6% of the total number of medical staff). However, the reform of primary health care — the transition to work according to the principle of General practice has been slow. Revealed the unevenness of this process in different regions of the country. Implementation in primary health care General practitioners, who are largely prevented unresolved problems in the sphere of personnel policy in the national health care, including the inconsistency of the training specialists system for the needs of practical health care, as well as the tasks of restructuring the industry.
Key words: the number of doctors, General practice, primary health care, health care, training of health staff.
REFERENCES
1. Balsamova L.A., Nilova, A.G. Analysis of main directions of reforming outpatient care according to the principle of General practice in a MMA GP No. 1. Experience of reforming ofpublic health services of the Samara region. Moscow-Samara, 2001. P. 285—290
2. Vartanian F.E., Roucka S.V. Features of the development of General practice (family medicine) in Europe. Health, 2003, no. 12, pp. 61—67.
3. Denisov I.N., Kucherenko V.Z., Shamshurina N.G. The economic rationale for development of General practice and family medicine. Health Economics, 2002, no. 5— 6 (64), pp. 21—24.
4. Starodubov V.I., Kalininskaya A.A., Dzuga-yev K.G., Struchkov V.V. Problems of health of the village. Publishing house: Academy of natural Sciences, 2012.
5. Kalininskaya A.A., Struchkov V.V., Dzugayev A.K., Kudryavtsev A.A. The reform of the functional and organizational structure of health care village. Health care of the Russian Federation, 2009, no. 6, pp. 12—16.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Яхъяева Зульфия Идрисовна — д.м.н., заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения медицинского института Чеченского государственного университета
Аликова Зара Рамазановна — д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук Северо-Осетинской государственной медицинской академии