Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КОМПОЗИЦИИ ИЛИ ИМПРОВИЗАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КОМПОЗИЦИИ ИЛИ ИМПРОВИЗАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ / МУЗЫКА / ИННОВАЦИИ / КОМПОЗИЦИЯ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОМАНДНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисов Борис Владимирович

Инновации являются важнейшим элементом современной экономики. Мировая глобализация и технологический прогресс постоянно требуют от человека разработки новых продуктов и стратегий по дальнейшему развитию общества. В XXI веке сообщество нуждается в рабочей силе, которая имеет навыки не только командной работы, но обладает различными творческими способностями, может проявлять инициативу и принимать решения самостоятельно. Однако на сегодняшний момент системы образования часто сталкиваются с проблемой по обучению и формированию необходимых творческих навыков, которые, в свою очередь, могут помочь будущим специалистам реализовать свой личностный потенциал в быстро развивающемся и изменяющемся мире. Одним из способов решения данной проблемы могло бы стать введение элементов композиции или свободной импровизации на различных уровнях образования. Изучение этих предметов может повысить творческий потенциал подрастающего поколения, а также будет содействовать формированию и усилению навыков как самостоятельной, так и командной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КОМПОЗИЦИИ ИЛИ ИМПРОВИЗАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

актуальные проблемы в сфере образования

Б.В. ДЕНИСОВ

Аспирант кафедры гуманитарных дисциплин ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КОМПОЗИЦИИ ИЛИ ИМПРОВИЗАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Инновации являются важнейшим элементом современной экономики. Мировая глобализация и технологический прогресс постоянно требуют от человека разработки новых продуктов и стратегий по дальнейшему развитию общества. В XXI веке сообщество нуждается в рабочей силе, которая имеет навыки не только командной работы, но обладает различными творческими способностями, может проявлять инициативу и принимать решения самостоятельно. Однако на сегодняшний момент системы образования часто сталкиваются с проблемой по обучению и форми-

рованию необходимых творческих навыков, которые, в свою очередь, могут помочь будущим специалистам реализовать свой личностный потенциал в быстро развивающемся и изменяющемся мире. Одним из способов решения данной проблемы могло бы стать введение элементов композиции или свободной импровизации на различных уровнях образования. Изучение этих предметов может повысить творческий потенциал подрастающего поколения, а также будет содействовать формированию и усилению навыков как самостоятельной, так и командной работы.

Креативность, творческие навыки, музыка, инновации, композиция, импровизация, глобализация, технологический прогресс, музыкальные технологии, программное обеспечение, командные навыки. Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 14.25.09.

Креативность - это общая способность человека к творчеству и к преобразованию знаний, характеризующая личность и проявляющаяся в различных сферах активности индивида. Человек, обладающий данной способностью, склонен к нестандартным способам решения различных задач, оригинальным действиям, созданию новых и уникальных продуктов [1]. Имеется несколько взглядов на отличительные признаки творческой личности и предполагаемой специфической мотивации, лежащей в её основе. Например, согласно Я. А. Пономареву, автору наиболее целостной концепции творчества в отечественной психологии, креативность связана с интенсивностью поисковой мотивации [2]. Гуманистическое направление в психологии, в свою очередь, рассматривает мотивацию личностного роста или потребность личности в самоактулизации как первоисточник творчества [3]. Также существует мнение, что за основу творчества принимается мотивация достижения. Однако центральной идеей у всех авторов является то, что наличие мотивации, а также ориентация не на внешние, а на внутренние, личностные ценности и есть главные отличительные признаки творческой личности. Творческим людям могут быть свойственны такие личностные характеристики, как открытость ума, восприимчивость к чему-то необычному и новому, выбор конструктивных решений при неопределённых обстоятельствах, развитое эстетическое чувство и независимость, повышенная толерантность к трудным и неясным ситуациям [4].

Понятие концепции «креативность» в контексте психологического знания, а также как универсальной познавательной творческой способности начало приобретать популярность благодаря главным идеологам «психометрического» подхода к исследованию креативности Дж. Гилфорду и Э.П. Торренсу.

Дж. Гилфорд в своих работах указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение), согласно автору, активизируется при условиях, когда человеку, решающему задачу, надо найти одно-единственное решение, зачастую следуя чёткому алгоритму действий. Дивергентное мышление (расхождение) строится на вариативности различных путей и действий при решении проблемы, что, в свою очередь, может привести к неожиданным результатам и выводам. Именно дивергентное мышление, наряду с преобразованием и импликацией, Дж. Гилфорд ставил в основу креативности как общей творческой способности. Им было выделено шесть центральных параметров креативности: способность к нахождению и постановке вопросов, способность к формированию идей, гибкость в выработке различных мнений, оригинальность при решении поставленных задач, способность к усовершенствованию и способность к синтезу и анализу [5]. Согласно Э. П. Торренсу, творческий акт состоит из восприятия и постановки проблемы, поиска ответов и решений, возникновения и формирования гипотез, проверки и тестирова-

ния возникших идей, их модификации при необходимости и в итоге нахождения окончательно результата. Под креативностью он понимал способность к дисгармонии, повышенному восприятию различных недостатков, а также к заполнению пробелов в знаниях [6].

В последние годы наблюдается заметный рост интереса к изучению творческих навыков со стороны самых разных дисциплин. Беглый взгляд на одно из центральных изданий Кембриджского университета, занимающегося публикацией материалов, связанных с исследованиями креативности и развитием творческого мышления, указывает на диапазон, глубину и сложность проводимой на данный момент работы. В этот справочник включены различные научные исследования, посвященные рассмотрению и изучению теорий творчества, роли творчества в обществе, связи творчества и познания, функции личности в творчестве, подходов к развитию творческих навыков, творчества и связанных с ним различных видов мотивации, индивидуального и группового творчества, взаимосвязи интеллекта и творчества, а также влияния творческих навыков и многое другое [7].

М. Чиксетмихайи в своей книге «Креативность: поток и психология открытий и изобретений» предположил, что творчество - это и есть не что иное, как быть человеком. Достижения и изобретения современного мира не имели бы места, если бы некоторым из нас не приходилось нарушать имеющиеся традиции. Согласно автору, всех тех, кто вовлечён в процесс создания и реализации новых идей, усовершенствования уже существующих методов и процедур, а также в передачу знаний и навыков следующим поколениям, можно с уверенностью назвать творческими людьми. «Нет никаких сомнений в том, что человеческий вид не смог бы выжить ни сейчас, ни в ближайшие годы, если бы исчезло творчество. Нравится нам или нет, но мы как вид стали зависимы от творчества» [8].

Одной из последних теорий является инвестиционная модель креативности Р. Стернберга, согласно которой креативного человека отличает его умение «покупки» идеи по низкой цене и «продаже» её по высокой. Само по себе понятие «покупки по низкой цене» означает способность оценивать потенциал развития и возможный спрос непопулярных или неизвестных идей, а также наличие уверенности при их реализации. Креативность также предполагает под собой умение идти на разумный риск, стремление преодолевать возможные препятствия, проявление инициативы и наличие внутренней мотивации к проводимой деятельности [9]. Творческие личности не только умеют решать поставленные перед ними задачи, но также способны к созданию новых задач, тем самым стимулируя инновации и изменения.

Протекание творческих процессов в различных областях человеческой деятельности происходит схожим путём и включает в себя общие элементы. К примеру, английский психолог Грэм Уоллес разработал четырёхступенчатую модель творческого процесса, которую он изложил в своей книге «Искусство мыслить» [10]. В общих чертах модель имеет такой вид:

Этап 1. Подготовка. Творческий процесс начинается со сбора информации и определения источников вдохновения. Этот этап может включать в себя как внутренние процессы (размышление, генерирование идей), так и внешние: сбор материалов и получение необходимых знаний.

Этап 2. Зрелость. На данном этапе начинается процесс взаимодействия между различными идеями и информацией, собранной на предыдущем этапе. Происходит как сознательное, так и бессознательное обдумывание, и проработка всевозможных решений.

Этап 3. Озарение. Наступает момент просветления, когда внезапно появляется решение «Эврика!».

Этап 4. Подтверждение. Идея, возникшая на третьем этапе, конкретизируется и развивается. Художник, используя опыт, навыки, критическое мышление и эстетическое суждение, совершенствует своё произведение.

Конечно, данные этапы не всегда могут быть линейны и последовательны. Творческий процесс, как правило, больше похож на зигзаг или спираль, поэтому, безусловно, предложенная выше модель имеет свои ограничения. Однако она предлагает направление и ориентиры, которым может следовать человек в своём творческом путешествии.

Композиция и импровизация. Как показывают современные исследования, активное взаимодействие с различными элементами музыкального образования оказывает непосредственное влияние на развитие креативности обучающегося. Занятия свободной импровизацией на уроках вокала повышают творческий потенциал и улучшают абстрактное мышление у детей дошкольного возраста [11], ежедневные 30-минутные музыкальные занятия в начальных классах существенно повышают не только творческие способности, но и навыки моторного восприятия [12]. Также было установлено, что вариативность развития творческих навыков может напрямую зависеть от типа музыкального занятия и представленного на них учебного материала. Дети, имеющие возможность заниматься импровизацией и композицией на уроках музыки в общеобразовательных школах, показывали более высокие результаты на тестах по творческому мышлению по сравнению с детьми, у которых музыкальные уроки проходили в более традиционном формате. То есть для повышения общего творческого потенциала обучающегося в рабочий план музыкальных занятий должна быть включена деятельность, имеющая элементы творчества [13].

Процесс глобализации и технологического прогресса повлиял на наше представление об импровизации и композиции как на специфические виды деятельности. С одной стороны, исторически во многих культурах, особенно в тех, где отсутствовала музыкальная нотация или грамота, сочинительство зачастую являлось продуктом коллективной деятельности. Роль композитора как личности не имела значения, а границы между композицией и импровизацией практически не существовало. К таким примерам можно отнести музыкальное народное творчество (фольклор), большую часть ранней профессиональной западной музыки или джаз как более близкий нам по времени. С другой стороны, в музыке

существует давняя традиция рассматривать творчество с точки зрения личности, её отличительного индивидуального стиля и исторического влияния.

Элементы свободной импровизации встречаются у детей, которые начиная с раннего возраста экспериментируют со звуками, напевая различные мелодии. Импровизация также используется на сеансах музыкальной терапии, на сессиях по повышению самооценки или по развитию навыков у людей с особыми образовательными потребностями, когда связь между членами группы и психологом происходит посредством мелодии, ритма или песни. Основным отличием импровизации от композиции можно считать то, что все творческие решения принимаются и реализуются во время выступления, то есть в реальном времени.

По сравнению с импровизацией или интерпретацией композиция зачастую рассматривается как наивысший уровень музыкального творчества. Однако если посмотреть более внимательно на процесс обучения композиции, то можно обнаружить, что на начальном этапе границы между композицией и импровизацией размыты. Предпринимая свои первые шаги в сочинительстве, ребёнок импровизирует зачастую спонтанно, в форме напева-ния различных мелодий [14]. Дети постарше уже применяют тембр и индивидуальные свойства разнообразных музыкальных инструментов, а в их композициях появляются чёткие ритмические рисунки с устойчивым тактом. Средства и приёмы, используемые при сочинительстве, включают в себя постоянное взаимодействие и взаимовлияние разного рода факторов: личного опыта и способностей, доступности возможных музыкальных инструментов, инструкций, полученных от значимых людей, а также влия-

ния культурной среды, в которой был воспитан автор. Представляет интерес, что процесс композиции осуществляется практически идентичным путём для детей, любителей и профессионалов [15].

Суонвик и Тильман разработали спираль, которая описывает ступени развития креативных навыков во время обучения композиции и получения опыта (рис. 1). Данная схема, учитывая такие характеристики, как мастерство, подражание, творческое воображение и метапознание, строится на восьми областях развития:

- чувственное восприятие - до трёх лет дети реагируют на различные виды звуков, особенно воспринимают разницу тембра и динамики. Элементы музыкальной импровизации непредсказуемы, и основное внимание уделяется исследованию звуков;

- техническое восприятие - в возрасте от четырёх до пяти лет появляется интерес к использованию различных видов инструментов. Композиции становятся более длинными и основаны на повторении основных элементов, также начинают проявляться четкие ритмические рисунки;

- личностное выражение - с четырёх до шести лет композиции ещё носят спонтанный и нескоорди-нированный вид, в основном базируются на личных чувствах, однако предпринимаются попытки по изменению скорости и динамики;

- влияние окружения - между пятью и восемью годами появляется метрическая и мелодическая организация. Мелодии в основном строятся на идеях, которые были получены под влиянием различных внешних источников и окружения;

- время экспериментов - возраст от девяти до одиннадцати лет - примечателен творческой игрой с различными ритмическими рисунками, фразировкой и музыкальными формами;

Рис. 1. Спираль развития креативных навыков [16]

- время систематизации - появление в работах чёткого технического, выразительного и структурного контроля;

- личностная идентичность - при достижении 15-летнего возраста появляются личностные предпочтения, а также формируется самоидентификация с конкретными музыкальными произведениями, композиторами, стилями, гармоническими оборотами и ритмическими рисунками. Учащийся начинает полноценно размышлять о собственном творческом опыте и делиться им с другими, что является свидетельством проявления метакогни-тивных процессов;

- творческое самоопределение - наивысший уровень развития индивидуальных творческих навыков.

На сегодняшний день благодаря технологическому прогрессу, развитию музыкальных инструментов и усовершенствованию различных способов звукоизвлечения существует огромное количество возможных звучаний, которые могут быть задействованы и использованы композиторами в своих произведениях. А развитие программного обеспечения и искусственного интеллекта упростило процесс композиции и импровизации. Музыкальная творческая деятельность доступна даже для тех, кто не является профессиональным музыкантом или композитором, не обладает специальными техническими навыками игры на музыкальных инструментах [17; 18] или необходимыми теоретическими знаниями [19]. Современные технологии обладают огромным потенциалом по преодолению исторических барьеров, предоставляя широкие возможности по обучению композиции и импровизации на разных уровнях образования, а не только на базе специализированных школ. Современное программное обеспечение разрешает пользователю управлять музыкой и изменять её различными способами, например, такими, как добавление пространственных эффектов, различных голосов или инструментов; управление темпами, ритмическими рисунками, частотами, звуковыми фрагментами, контрастами, стилями и многим другим, позволяя создавать уникальные композиции и вовлекая в процесс сочинительства и принятия творческих решений.

В отличие от специализированных музыкальных школ, где распространено индивидуальное обучение, в общеобразовательных школах общие уроки музыки в основном проходят в формате группы. Однако помимо развития творческих навыков при изучении композиции и импровизации на базе общеобразовательных школ занятия в малых группах открывают ряд преимуществ, которые невозможно получить при индивидуальном обучении. Групповая работа несёт в себе такие достоинства, как возможность обмена идеями, формирование различных навыков работы в коллективе, развитие способности принимать решения, открывающиеся перспективы для совместных выступлений, расширенный выбор по использованию музыкальных инструментов и т.д. Распределение учеников по группам может быть основано на различных параметрах и зависеть от характера поставленной перед ними задачи, наличия определённых

способностей и отношений между учащимися. Например, совместные композиции, созданные на основе дружеских отношений, были признаны более успешными по сравнению с произведениями, созданными учащимися, состоявшими в обычных отношениях. Таким образом, общение, как вербальное, так и музыкальное, между друзьями было оценено как наиболее благоприятное для качественного музыкального творческого сотрудничества [20].

Заключение. Ряд исследователей указывают на то, что креативность становится всё более ценным товаром на глобальном рынке с жесткой конкуренцией, следовательно, имеет смысл ее развивать. Например, американский писатель и журналист Даниель Пинк, известный своими книгами о современном бизнесе, пишет о том, что мир всё меньше принадлежит техническим и информационным работниками, то есть тем, кто связан со сбором и обработкой информации, а всё больше людям, обладающим развитым творческим и концептуальным мышлением [21]. Сэр Кен Робинсон (английский учёный и педагог, сторонник развития творческого мышления, а также работающий консультант по вопросам инноваций в различных организациях) в одном из своих интервью сказал: «Я часто работаю с компаниями из списка Fortune 500, и всем им необходимы люди, которые, обладая креативными навыками, способны мыслить по-другому, а также готовы к изменениям и нововведениям» [22].

Как видно, для поддержания экономического роста при постоянно развивающихся технологиях, непрерывно меняющих наш образ жизни, чрезвычайно важно наличие такой рабочей силы, которая, обладая творческими навыками, способна не только креативно мыслить, но также работать в команде и при необходимости принимать самостоятельные решения. Данный вопрос можно попытаться решить при помощи музыкального образования, в частности, при обучении композиции и импровизации. Также благодаря технологическому прогрессу композиция и импровизация, традиционно считавшиеся доступными только для обладателей специальных способностей и талантов, с каждым днём становятся общедоступны для всех, принимающих участие в обучении. Введение этих предметов на разных уровнях образования способствует развитию как общей креативности подрастающего поколения, так и повышению различных навыков командной работы, что особенно ценится в современном мире. Однако чтобы это стало возможным, нужно провести необходимую подготовку, в которую входят адаптация учебных программ и переподготовка учительских кадров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 368 с.: ил. - ISBN 5-91180-111-6. -Текст : непосредственный.

2. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - Москва: Педагогика, 1976. - 280 с.: ил. - Текст : непосредственный.

3. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. -3-е изд. ; пер. с англ. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 352 с. - (Серия «Мастера Психологии»). -

ISBN 978-5-91180-439-8. - Текст : непосредственный.

4. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены / А. Олах. - Текст : непосредственный // Общественные науки за рубежом. Реферативный журнал. Серия «Науковедение». - 1968. - № 4. -С. 69-73.

5. Guilford Joy P. The Nature of Human Intelligence / Joy P. Guilford. - New York: McGraw-Hill Inc.US, 1967. - 770 p. - ISBN 978-0-07025-135-9. - Текст : непосредственный.

6. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs / E.P. Torrance. - New Jersey: Prentice-Hall Inc., 1962. - 278 p. - ISBN 978-0-13371-526-2. -URL : https://archive.org/details/guidingcreativet000 0torr/page/n7/mode/2up (дата обращения 25.09.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей. - Текст : электронный.

7. Kaufman J., & Sternberg R. (Eds.). The Cambridge Handbook of Creativity (2nd ed., Cambridge Handbooks in Psychology). - Cambridge: Cambridge University Press, 2019 - ISBN 978-1-31697-983-9. -URL : https://www.cambridge.org/core/books/camb ridge-handbook-of-creativity/CB35C2706E4369C83 72D5C5278E0DD47 (дата обращения 25. 09. 2021).

- Режим доступа: для авторизир. пользователей. -Текст : электронный.

8. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений / М. Чиксентмихайи. - Москва: Карьера Пресс, 2017. - 528 с. -ISBN 978-5-00074-168-9. - Текст: непосредственный.

9. Sternberg R.J., & Lubart T.I. An investment theory of creativity and its development. Human Development.

- 1991. - 34(1). - 1-31 pp. - Текст : электронный.

- URL: https://psycnet.apa.org/doi/10.1159/0002770 29 (дата обращения: 25. 09. 2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

10. Wallas G. The Art of Thought / G. Wallas. - London: С. A. Watts & Co. LTD., 1945. - URL: https://nla. gov.au/nla.obj-502468959/view?partId=nla.obj-5024 69854#page/n5/mode/1up (дата обращения: 25.09.2021). - Режим доступа: свободный. - Текст : электронный.

11. Kalmar M. The effects of music education based on Kodaly's directives in nursery school children: From a psychologist's point of view. Psychology of Music.

- 1982. - Special Issue - 63-68pp. - Текст : электронный. - URL: https://psycnet.apa.org/record/1984-16129-001 (дата обращения: 25. 09. 2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

12. Wolff K. The non-musical outcomes of music education: A review of the literature. Bulletin of the Council for Research in Music Education. University of Illinois Press. - 1978. - 55. - 1-27 pp. - Текст : электронный. - URL: https://www.jstor.org /stable/40311603 (дата обращения: 25.09.2021). -Режим доступа: для авторизир. пользователей.

13. Koutsoupidou T. and Hargreaves D. An experimental study of the effects of improvisation on the development of children's creative thinking in music. Psychology of Music. - 2009. - 37(3). - 251-278 pp.

- Текст : электронный. - URL: https://journals.

sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0305735608097246 (дата обращения: 25.09.2021). - Режим доступа: свободный.

14. Azzara C.D. «Improvisation». In R. Colwell and C. Richardson (eds). The New Handbook of Research on Music Teaching and Learning. - Oxford: Oxford University Press. - 2002. - 1248 p. - ISBN 978-019513-884-9. - Текст : электронный. - URL: https://www.esm.rochester.edu/theory/files/Azzara-Improvisation.pdf (дата обращения: 25.09.2021). -Режим доступа: свободный.

15. Folkestad G. A meta-analytical approach to qualitative studies in music education: A new model applied to creativity and composition. In: Bulletin of the Council for Research in Music Education. - 2004. -№ 161/162. - 83-90 pp. - Текст : электронный. -URL: https://www. researchgate.net/publication/29017 1646_A_meta-analytic_approach_to_qualitative_ studies_in_music_education_A_new_model_applied_ to_creativity_and_composition (дата обращения: 25.09.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

16. Swanwick K. and Tillman J. The sequence of musical development: A study of children's composition. British Journal of Music Education. - 1986. - V3(3). - 305-339pp. - Текст : электронный. -URL:https://doi.org/10.1017/S0265051700000814 (дата обращения: 25.09.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

17. Ley B. Using music technology. In Paterson A., Ley B. (Eds.), Ideas in - Music out: Using technology in music education. - Matlock, England: National Association of Music Educators. - 2004. - 2-3 pp.

18. Chien C. F. & Walters B. & Lee C. & Liao C. Developing Musical Creativity Through Activity Theory in an Online Learning Environment. International Journal of Online Pedagogy and Course Design. - 2018. - V8 (2). - 57-74 pp. - Текст : электронный. -URL:https://www. researchgate.net/ publication/324142261_Developing_Musical_Creativ ity_Through_Activity_Theory_in_an_Online_Learni ng_Environment (дата обращения: 25.09.2021). -Режим доступа: для авторизир. пользователей.

19. Crow B. Musical creativity and the new technology. Music Education Research. - 2006 - V8 (1). - 121130 pp. - Текст : электронный. -URL:https://doi. org/10.1080/14613800600581659 (дата обращения: 25.09.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

20. Miell D. and MacDonald R. Children's creative collaborations: The importance of friendship when working together on Musical Composition. Social Development. - 2000. - V9(3). - 348-369 pp. -Текст : электронный. - URL: https://doi.org/10. 1111/1467-9507.00130 (дата обращения: 25.09.2021). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

21. Daniel H. Pink. A Whole New Mind: Why Right-Brainers Will Rule the Future. - New York: Riverhead Books. - 2006. - 304 p. - ISBN 978-159448-171-0. Текст: непосредственный.

22. Azzam, Amy M. «Why Creativity Now? A Conversation with Sir Ken Robinson». Education

Leadership. - 2009. - V67 (1). - 22-26 pp. - Текст : электронный. - URL: https://pdo.ascd.org /LMSCourses/PD11OC136M/media/Brain Habits M

4_Reading_Why_Creativity_Now.pdf (дата обращения: 25.09.2021). - Режим доступа: свободный.

© Борис Владимирович Денисов, 2021 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.