Научная статья на тему 'Развитие общепрофессиональных компетенций студентов в межвузовском взаимодействии'

Развитие общепрофессиональных компетенций студентов в межвузовском взаимодействии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАЦИЯ / ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ / МЕЖВУЗОВСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / STUDENTS' COMPETENCES / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES / COMMUNICATION / UNIVERSITIES OF CULTURE / INTER-UNIVERSITY INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буцык С.В., Жернокова Н.А., Криницына Е.В.

Введение. Статья посвящена актуальным вопросам формирования общепрофессиональных компетенций у студентов вузов сферы культуры. Материалы и методы. Представлен опыт по развитию такого комплекса через организацию и проведение студенческого форума вузов сферы культуры «Творческая коллаборация». Результаты. Сделаны выводы о положительном эффекте представленной формы межвузовского взаимодействия и выявлены перспективы дальнейшего исследования проблемы развития общепрофессиональных компетенций студентов в межвузовском взаимодействии. Обсуждение. Авторами проведен анализ соответствующих образовательных стандартов 2017 года с целью выявления комплекса коммуникативных компетенций, на основании которого делается предположение о возможности эффективного формирования специальной общепрофессиональной компетенции в процессе межвузовского взаимодействия. Заключение. Делается вывод о том, что реализация студенческого форума образовательных организаций культуры и искусств будет способствовать формированию и развитию профессиональных компетенций студентов творческих направлений и специальностей. Основные положения: осуществлен анализ обращения к общепрофессиональным компетенциям студентов вузов культуры; дается характеристика межвузовского взаимодействия с позиции его направленности на формирование указанных компетенций, представлен опыт по развитию общепрофессиональных компетенций в межвузовском взаимодействии студентов через организацию и проведение студенческого форума образовательных организаций культуры и искусств «Творческая коллаборация», дается оценка указанного межвузовского взаимодействия; сделаны выводы о положительном эффекте представленной формы межвузовского взаимодействия и выявлены перспективы дальнейшего исследования проблемы развития общепрофессиональных компетенций студентов в межвузовском взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буцык С.В., Жернокова Н.А., Криницына Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN INTER-UNIVERSITY INTERACTION

Introduction. The article is devoted to topical issues of the formation of general professional competencies among students of universities of the cultural sphere. Materials and methods. Experience in the development of such a complex is presented through the organization and holding of a student forum of universities in the sphere of culture “Creative Collaboration”. Results. Conclusions about the positive effect of the presented form of interuniversity interaction are made and identified prospects for further research on the development of general professional competencies of students in intercollegiate interaction. Discussion. The authors analyzed the relevant educational standards of 2017 in order to identify a set of communicative competencies, on the basis of which an assumption is made that it is possible to effectively form a special general professional competence in the process of inter-university cooperation. Conclusion. It is concluded that the implementation of the student forum of educational organizations of culture and the arts, will contribute to the formation and development of professional competencies of students of creative areas and specialties. Highlights: An analysis of the appeal to general professional competencies of students of universities of culture; Describes the inter-university cooperation from the perspective of its focus on the formation of these competencies, presents experience in the development of general professional competencies in inter-university students' interaction through the organization and holding of a student forum of educational organizations of culture and arts "Creative Collaboration", assesses the said inter-university cooperation; Conclusions are made about the positive effect of the presented form of inter-university cooperation and the prospects for further research on the development of students' general professional competencies in inter-university cooperation are identified.

Текст научной работы на тему «Развитие общепрофессиональных компетенций студентов в межвузовском взаимодействии»

DOI 10.25588/CSPU.2019.98.23.002

УДК 378 ББК 74. 480

а ж 3

S

ж

S £ и;

hq «

«О §

О

ж

£

N

и;

U

С. В. Буцык1, Н. А. Жернокова2, Е. В. Криницына3

^RCID № 0000-0001-5406-5481 Доцент, кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: bsv@chgaki.ru

2ORCID № 0000-0002-0223-4818 Кандидат педагогических наук, Руководитель отдела по социально-воспитательной работе, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: nzhernokova@mail.ru

3ORCID № 0000-0003-0312-1222 Доцент, кандидат педагогических наук, Ведущий научный сотрудник отдела науки и инноваций, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ekrinitsyna@gmail.com

РАЗВИТИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В МЕЖВУЗОВСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Аннотация

Введение. Статья посвящена актуальным вопросам формирования общепрофессиональных компетенций у студентов вузов сферы культуры.

Материалы и методы. Представлен опыт по развитию такого комплекса через организацию и проведение студенческого форума вузов сферы культуры «Творческая коллаборация».

Результаты. Сделаны выводы о положительном эффекте представленной формы межвузовского взаимодействия и выявлены перспективы дальнейшего исследования проблемы развития общепрофессиональных компетенций студентов в межвузовском взаимодействии.

Обсуждение. Авторами проведен анализ соответствующих образовательных стандартов 2017 года с целью выявления комплекса коммуникативных компетенций, на основании которого делается предположение о возможности эффективного формирования специальной общепрофессиональной компетенции в процессе межвузовского взаимодействия.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация студенческого форума образовательных организаций культуры и искусств будет способствовать формированию и развитию профессиональных компетенций студентов творческих направлений и специальностей.

Ключевые слова: компетенции студентов, общепрофессиональные компетенции, коммуникация, вузы культуры, межвузовское взаимодействие.

Основные положения:

- осуществлен анализ обращения к общепрофессиональным компетенциям студентов вузов культуры;

- дается характеристика межвузовского взаимодействия с позиции его направленности на формирование указанных компетенций, представлен | опыт по развитию общепрофессиональных компетенций в межвузовском ^ взаимодействии студентов через организацию и проведение студенческого форума образовательных организаций культуры и искусств «Творческая коллаборация», дается оценка указанного межвузовского взаимодействия;

- сделаны выводы о положительном эффекте представленной формы межвузовского взаимодействия и выявлены перспективы дальнейшего исследования проблемы развития общепрофессиональных компетенций студентов в межвузовском взаимодействии.

1 Введение (Introduction) к профессиональной деятельности,

В период модернизации российс- самоопределение и самореализация кой системы образования для совре- в референтной группе и обществе. В менного студенчества становится осо- образовательной среде вуза формиро-бенно актуальным обладание такими вание комплекса различных компетен-значимыми характеристиками, как ций у студентов фактически увязыва-четкое определение важнейших жиз- ется с основной целью развития лич-ненных целей и ценностей, стремление ности, достижение которой определяет

у

д е н

т о

№ №

а н

3

и н и

£

И5

hq

a

50 §

о

н

£

ttj

U

уровень обученности и конкурентоспособности будущего специалиста. Однако формирование компетенций, особенно общепрофессиональных, может быть реализовано не только непосредственно в образовательном процессе. Повышение эффективности их формирования, на наш взгляд, может быть достигнуто включением студентов в межвузовское взаимодействие, которое позволяет строить систему так называемого глобального образования. Сегодня оно является одним из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающимся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более интегрируемого мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов [1].

Обеспечение межвузовского взаимодействия и взаимодействия как такового в образовательной и профессиональных средах связано с центрированным включением студентов в деятельность различных форумов, что сегодня особенно ярко проявляется в государственной молодежной политике.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Высокое распространение и акти-

визация включения студентов в подобную деятельность связано со стремлением развития значимых личностных качеств в профессиональной деятельности. Например, «Селигер», который трансформировался в несколько молодежных мероприятий федерального уровня: «Территория смыслов на Клязьме» Владимирская область, оз. Запольское (обсуждение политических, экономических и общественно значимых тем), «Таврида на Байкальской косе» Крым (взаимодействие представителей творческой молодежи: художников, музыкантов, журналистов и др.), «Балтийский Артек» г. Калининград (вопросы российской идентичности, культуры, литературы, взаимодействия власти и общества), «Арктика. Сделано в России» г. Архангельск (вопросы геологии, океанологии (гидрометеорологии), специалисты промышленной и техно-сферной безопасности, промышленной теплоэнергетики и др.), «Алтай. Точки роста» г. Белокуриха, Алтайский край (управленческая деятельность, участвуют представители деловых кругов, начинающие и действующие предприниматели, менеджеры организаций), «Территория инициативной молодёжи «Бирюса» г Красноярск

(молодежное и студенческое самоуправление); и территориального значения: «Итуруп» Курильские острова, «Утро» Уральский федеральный округ (участники представляют экспертам свои проекты, лучшие из которых получают поддержку в виде грантов) и др. Помимо форумов, реализуются крупномасштабные программы «Лидер», на уровне регионов, ежегодно проводится Всероссийский студенческий лагерь «РОСТ», фестиваль по программе «Российская студенческая весна», направленной на поддержку студенческого творчества, работают программы: «Студенческая наука», «Информационное пространство», «Правопорядок в вузах», «Занятость», «Студенческие лагеря», «Движение педагогических и стройотрядов» и др.

Данная деятельность, хотя и не связана напрямую с обращением внимания на развитие профессиональных компетенций студентов, но в то же время косвенно ему способствует. Для подтверждения данного вывода обратимся к компетентностному подходу и классификации общепрофессиональных компетенций примени-

тельно к будущим работникам культуры и искусства.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова трактует термин «компетенция» в широком смысле как «круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен1. В том же словаре формулируется и производное «компетентный» (подразумевающее человека, осведомленного в какой-нибудь области), при этом определения понятия «компетентность» не представлено. И. А. Зимняя отмечает наличие двух вариантов «... толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются» [2, с. 12]. В качестве документа, где наиболее ярко представляется первый вариант, автор выделяет Глоссарий терминов Европейского фонда образования, в котором:

- дается определение компетенции, на наш взгляд, во многом схожее с толковым словарем русского языка (как способность делать что-либо хорошо или эффективно);

- отмечается, что термин компетентность используется в тех же значениях. Компетентность обычно употребляется в описательном плане.

1 Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Изд. 3-е испр. и доп. М. : Азъ, 1993. С. 282.

Р

в

в и

и е о е о е с с и о н §

он

ок

5

а

е

е н

и

Й

у д е н

3 о

№ в

о

в с

к о

Р5 а

§

д е с 3

в и

и

а ж

3 ^

а ж а

£ 05

а

50 §

о

ж

£

N

05

и

Подчеркивая дифференциацию данных терминов, А. А. Саморуков рассматривает компетенцию в качестве составляющей, основы дальнейшего развития компетентности, являющейся, по его мнению, особым (профессионально значимым) интегративным качеством личности [3]. При этом автором используются определения компетентности, которые, на наш взгляд, по своему смыслу могут быть синонимами ранее представленного определения компетенции:

- «... знания и опыт в технологии обучения или иной области»1;

- «... качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авто-

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ритетным» .

Учитывая, что компетентностная парадигма в России интегрирована из европейского образования, мы в дальнейшем будем придерживаться первого варианта толкования соотношения понятий «компетенция» и «компетентность». При этом отметим, что в компетентностном подходе понятие компетенции является клю-

чевым и, как правило, включает в себя следующие компоненты [2]:

1) когнитивный (данный компонент подразумевает наличие у субъекта определенных знаний);

2) деятельностный (подразумевает наличие определенных умений, навыков, способов действия и т. п.);

3) личностный (подразумевает наличие определенных личностных качеств, способностей, ценностных ориентаций, мотивации и т. п.).

В ряду формируемых в образовательной среде вуза компетенций определены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. В контексте нашего исследования особую значимость представляет именно общепрофессиональная компетенция, которая:

- изучалась отечественными учеными [4; 5; 6 и др.] в качестве самостоятельного феномена;

- имеет ряд значимых характеристик (комплексность; социальная природа; проявление в деятельности; потенциал для развития и др.);

- может быть сформулирована как некая системная совокупность знаний,

1 Большая Советская Энциклопедия : в 30 т. М., 1973. Т. 12. С. 585.

2 Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. Изд. 2-е испр. и доп. М. : Наука, 1975. С. 254.

умений и личностных качеств, основной вектор которой направлен на эффективное (продуктивное) осуществление студентом его будущей профессиональной деятельности.

Анализ работ, посвященных изучению общепрофессиональных компетенций, показал особую роль коммуникации при их формировании, а понятие коммуникативной компетенции представлено в целом ряде отечественных исследований.

Так, опираясь на работу В. А. Лысенко и Г. Л. Старостиной [7], коммуникативная компетенция рассматривается как интегративное качество личности, которое является профессионально значимым для специалистов в области культуры и искусства и обладает рядом характеристик. Такими характеристиками выступают проявление в профессиональном общении определенного стиля общения [8]; развитие в процессе профессиональной деятельности; динамичность, многоструктурность, творчество, импровизация, разнообразие средств коммуникации (как вербальных, так и невербальных); реализация функции влияния информации, ее организации, передачи и т. п.

В своей работе Л. Н. Пономаренко

рассматривает коммуникативную компетенцию на основе документа Совета Европы «Общеевропейская справочная система обучения языку: изучение, преподавание, оценка» [9], где, по мнению автора, она определяется как совокупность трех компетенций:

1) лингвистической, рассматриваемой в качестве знания, а также способности к использованию средств языка при построении высказываний, которые будут правильно сформулированы и будут нести определенный смысл;

2) социолингвистической, подразумевающей наличие знаний и умений, необходимых для продуктивного использования языка с учетом социального контекста (народные вы-ра-жения, диалекты, акценты и т. п.);

3) прагматической, являющейся сложносоставной и включающей в себя компетенцию дискурса, функциональную компетенцию и компетенцию схематического построения речи.

Важно отметить, что все перечисленные выше научные исследования данной проблемы ограничены 2014 годом, т. е. как максимум основываются на стандартах третьего поколения, утвержденных в период 2009 -

р

в

в и

3 и е о е 5 з о е с с и о н §

он

о-

№ к

5

а

е

3 е н

к и

й

у д е н 3 о

№ в

о

в с

к о

Р5 а

§

д е

Й с

3

в и

и

а ж

3 »

а ж а

£ 05

а

«о §

о

ж

£

N

05

и

2011 гг. В то же время новые федеральные стандарты, утвержденные в 2017 году (ФГОС ВО), имеют ряд нововведений в структуре и содержании компетенций, например: введение универсальных компетенций, одинаковых для всех стандартов, или установление общепрофессиональных компетенций, сформулированных на основе профессиональных стандартов, соответствующих будущей профессиональной деятельности студентов [8].

В этой логике с учетом контекста настоящей работы можно говорить о возможности формирования специальной (комплексной) общепрофессиональной компетенции, которая, применительно к студентам российского вуза культуры, может затрагивать совокупность сразу нескольких компетенций ФГОС ВО, причем не только общепрофессиональных, но и универсальных, связанных, например, со способностью:

- к осуществлению деловой коммуникации в различных формах на русском или иностранном языке (категория «коммуникации»);

- восприятию межкультурного разнообразия общества в различных контекстах (категория «межкультур-

ное взаимодействие»);

- осуществлению поиска, критического анализа и синтеза информации, применению для решения поставленных задач системного подхода (категория «системное и критическое мышление»);

- осуществлению социального взаимодействия и реализации своей роли в команде (категория «командная работа и лидерство»);

- ориентированию в проблематике принятой государственной культурной политики России (категория «государственная культурная политика») [8].

Данная совокупность компетенций, присутствующая во всех стандартах по программам, связанным с культурой и искусством, может дополняться и другими общепрофессиональными компетенциями, связанными, например, с использованием современных образовательных и информационных технологий или способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности и др.

При этом, такая комплексная общепрофессиональная компетенция будет, на наш взгляд, более эффективно

формироваться в специально созданных условиях межвузовского взаимодействия студентов российских вузов сферы культуры.

Межвузовское взаимодействие определено философским феноменом взаимодействия как такового, основанного на связи, воздействии, переходе, развитии разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты [10]. Особенностью взаимодействия вообще, в том числе межвузовского, выступает его причинная обусловленность: каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. В процессе взаимодействия реализуется психологический, культурный, социальный контакты.

В данном контексте межвузовское взаимодействие целенаправленно и определяется профессиональным развитием личности студента как значимым его результатом. В его основе лежат анализ социокультурной реальности, социальные взаимодействия на основе информационного обмена, система взаимодействий теоретического и практико-ориентированного характера. По развитию общепрофес-

сиональных компетенций студентов оно обосновывает профессиональное воспитание как продвижение личности из объекта профессиональной культуры в её субъект, когда осознается личностный смысл культуры и её значение для жизни в обществе, особенности профессиональной культуры через взаимодействие в профессиональном социуме.

Межвузовское взаимодействие представлено как осмысление личностного профессионального опыта, что содействует осознанию и направленности на разрешение внутренних конфликтов через построение профессиональной перспективы и основывается на поддержании непрерывного диалога, стимулировании профессиональной активности студентов.

3 Результаты (Results)

Педагогическим опытом по развитию общепрофессиональных компетенций в межвузовском взаимодействии студентов стали организация и проведение студенческого форума образовательных организаций культуры и искусств «Творческая кол-лаборация», который был поддержан грантом Федерального агентства по делам молодежи в 2018 году и реализован на базе ЧГИК (Челябинского

IS № К

Т

К

л о

о

№ О О К о

ж §

о-ж о-

л *

5

а № Т

№ ж

-К К

Й

д

№ ж

т о

л №

з о

О *

о

Р5 а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

д

й О

т

№ К

К

а н

3 ^

и н и

£

05

,а в

вко

о н

нер

N

05

и

государственного института культуры. Форум был призван решить проблемы информационной и творческой автономности образовательных учреждений культуры и искусств, вузов творческой направленности, а также направлен на раскрытие культурных особенностей разных регионов России, реализовывался в номинации развития про фессиональных компетенций студентов. Форум был определен «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 (№2 1662-р), «Стратегией инновационного развития России до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 года (№ 2227-р) как проект, создающий информационно-коммуникативную и профессионально-творческую базу развития культурной среды общества как будущего объединенного пласта молодых специалистов в данной сфере.

Целью форума было осуществление научно-творческого взаимодействия, направленного на развитие профессиональных компетенций между студентами творческих направлений и специальностей. С помощью форума решались следующие задачи: осущест-

вить профессиональный обмен, общение между студентами творческих специальностей; способствовать приобретению общепрофессиональных компетенций у студентов; предоставить площадку для реализации, разработки новых творческих проектов; способствовать развитию творческого потенциала молодежи; представлять Южный Урал как территорию культуры; провести статистический анализ и подведение итогов о квазипрофессиональном сообществе студентов.

Участие в форуме приняли делегации из более десятка вузов сферы культуры, расположенных в крупных российских городах: Барнаул, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Москва, Самара, Санкт-Петербург, Орёл, Тюмень, Пермь, Челябинск. Образовательный контент и культурное наполнение трехдневной программы создавались в соответствии с полученной информацией из данных образовательных организаций. В частности, результаты опроса, проведенного студентами-активистами Челябинского государственного института культуры среди участников форума, показали, что:

- 75 % студентов творческих вузов мало знают о структуре факультетов

и специальностей в подобных родственных вузах России;

- 92 % хотели бы посетить иные заведения творческой направленности и познакомиться с профессорско-преподавательским составом вузов;

- 86 % готовы участвовать в открытых мастер-классах, проводимых студентами других вузов культуры.

На площадке Челябинского государственного института культуры делегации обменивались разработанными мастер-классами по направлениям: хореографическое искусство, декоративно-прикладное творчество, музыкальное искусство, дисциплины культурологической направленности, информационно-библиографическая деятельность, театральное искусство. Программа форума была основана на ознакомлении студентов вузов культуры с особенностями культурной жизни столицы Южного Урала (экскурсии); компетентностно определенными мастер-классами в формате творческого обмена; кооперацией творческого братства в формате разнонаправленных баллов; проецированием перспектив взаимодействия. Открытость и публичность проекта определялась трансляцией на местных телеканалах, запросом печатных

публикаций о данном опыте. Проект имеет возможность быть реализованным на базе других вузов культуры и искусств.

Уникальность проекта состоит в гостевом обмене профессиональными знаниями и компетенциями, образующими общее пространство специалистов культуры и искусства на уровне обучающихся.

4 Обсуждение (Discussion)

Результатом проведения студенческого форума образовательных организаций культуры и искусств «Творческая коллаборация» как формы межвузовского взаимодействия по развитию общепрофессиональных компетенций студентов стало следующее: наличие общих информационно-коммуникативных профессионально-ориентированных групп в социальных сетях; проективно-дея-тельностных обменов профессиональными знаниями, умениями и навыками; рефлексия образовательного пространства профилей и направлений подготовки в области культуры и искусства; активизация стремления к повышению общепрофессиональных компетенций в аналитическом сравнении межвузовского взаимодействия в мастер-классах; повышение

№ S

S

S № о

f № ►S о

№ О О S

о

ж §

о-ж о-

№ «

S

S № S

№ ж

S

Kl

V д

е ж

S о

№ №

о

О «

о

P5 a

о

о

д

е

к О

S

№ S

S

а g

3

S Ä S

£ И5

hq

а

«о §

о

ä

£

N

U

ценностной составляющей профессиональной деятельности; установление научно-информационных связей и контактов студентов.

5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, различные формы межвузовского взаимодействия, направленного на развитие общепрофессиональных компетенций студентов, могут стать весьма перспективными в плане эффективного дополнения

современного образовательного процесса. Однако требуется выстраивание системы взаимодействия, его научной и методико-технологической основы, определение педагогически целесообразных решений в процессе взаимодействия на системном уровне, что выступает перспективой данного исследования и будет учитываться при последующих проведениях форума.

Библиографический список

1. Дайкер А. Ф., Утегенова, А. Х., Шаймагамбетова Б. М. Межвузовское взаимодействие в условиях глобализации // Региональная общественная организация «Центр инновационных технологии и социальной экспертизы», 2015. № 1 (1). - С. 32.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образования. Авторская версия. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

3. Саморуков А. А., Школьник М. Л. Инновации как вектор развития интеллектуально-образовательного потенциала современного общества [Электронный ресурс] // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 8 (26). С. 101-108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22553700 (дата обращения: 25.11.2018).

4. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : метод. пособие. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

5. Зеер Э. Ф. Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие. М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориенти-рованной парадигмы образования / Ученик в обновляющейся школе : сб. науч. тр. М. : ИОСО РАО, 2002. С. 135-157.

7. Лысенко В. А., Старостина Г. Л. Предприятия в современной России. М. : Юнити, 2001. - 358 с.

8. Буцык С. В. Дискурсивное управление подготовкой студентов вуза культуры: исторические предпосылки и концептуальные основы : монография. Челябинск : ЧГИК, 2018. 180 с.

9. Common European Framework of Reference for Language: Learning, Teaching, Assessment. Strasbourg, Council of Europe Publishing. 2002. 197 p.

10. Хребина С. В. Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии // Известия Таганрогского радиотехнического университета. 2006. № 13 (68). С. 155-160 (Тематический выпуск «Психология и педагогика»).

S. V. Butsyk1, N. A. Zhernokova2, E. V. Krinitsyna3

1ORCID No. 0000-0001-5406-5481 Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Vice Rector for Academic Affairs, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia. E-mail: bsv@chgaki.ru

2ORCID No. 0000-0002-0223-4818 Candidate of Sciences (Education), Head of the Department of social educational work, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia. E-mail: nzhernokova@mail.ru

3ORCID No. 0000-0003-0312-1222 Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Senior Researcher, Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia. E-mail: ekrinitsyna@gmail.com

DEVELOPMENT OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN INTER-UNIVERSITY INTERACTION

C6 l

C6

n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f

d

e n

e a

Abstract

Introduction. The article is devoted to topical issues of the formation of general professional competencies among students of universities of the cultural sphere. ^

Materials and methods. Experience in the development of such a complex is presented through the organization and holding of a student forum of universities in the sphere of culture "Creative Collaboration".

Results. Conclusions about the positive effect of the presented form of interuniversity interaction are made and identified prospects for further research on the development of general professional competencies of students in intercollegiate interaction.

Discussion. The authors analyzed the relevant educational § standards of 2017 in order to identify a set of communicative competencies, on the basis of which an assumption is made that it is possible to effectively form a special general professional competence in the process of inter-university cooperation. §

e

i o'

n a

o

e e

e n

c e

f £

e n

i v'

e

a

Conclusion. It is concluded that the implementation of the student forum of educational organizations of culture and the arts, will contribute to the formation and development of professional competencies of students of creative areas and specialties.

Keywords: students' competences, general professional competencies, communication, universities of culture, inter-university interaction.

Highlights:

An analysis of the appeal to general professional competencies of students of universities of culture;

Describes the inter-university cooperation from the perspective of its focus on the formation of these competencies, presents experience in the development of general professional competencies in inter-university students' interaction through the organization and holding of a student forum of educational organizations of culture and arts "Creative Collaboration", assesses the said inter-university cooperation;

Conclusions are made about the positive effect of the presented form of inter-university cooperation and the prospects for further research on the development of students' general professional competencies in inter-university cooperation are identified.

References

1. Diker A.F., Utegenova B.M., (2015) ShaimagambetovaA.Kh. Mezhvuzovskoye vzai-modeystviye v usloviyakh globalizatsii [Interuniversity cooperation in the context of globalization]. Regionalnaya obshchestvennaya organizatsiya "Tsentr innovatsionnykh tekhnologii i

^ sotsialnoy ekspertizy". 1 (1), 32. (In Russian).

2. Zimnyaya I.A. (2004) Klyuchevyye kompetentnosti kakrezultativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovaniya. Avtorskaya versiya [Key competences as an

^ faq

a >

I

g effective target basis of the competence-based approach in education Author's version]. Mos-

S3

£ s

05 fi

cow, Issledovatelskiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov. 40 p. (In Russian).

3. Samorukov A.A. (2014) Innovatsii kak vektor razvitiya intellektual'no-obra-zovatel'nogo potentsiala sovremennogo obshchestva [Innovations as a vector of development of the intellectual and educational potential of modern society]. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya. 8 (26), 101-108. (Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22553700 (Accessed: 25.11.2018). (In Russian).

4. Baydenko V.I. (2005) Kompetentnostnyy podkhod k proyektirovaniyu gosudarstven-nykh obrazovatelnykh standartov vysshego professionalnogo obrazovaniya (metodo-logicheskiye i metodicheskiye voprosy) (metodicheskoye posobiye) [Competence approach to designing of state educational standards of top vocational training (methodological and methodical questions) (method. Allowance)]. Moscow, Issledovatel'skiy tsentrproblem kachestva podgotovki spetsialistov. 114 p. (In Russian).

5. Zeer E.F., Pavlova A.M., Symanyu E.E. (2005) Modernizatsiya professionalnogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod (uchebnoe posobiye) [Modernization of vocational education: competence-based approach (studies. manual)]. Moscow, Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy institut. 216 p. (In Russian).

6. Khutorskoy A.V. (2002) Klyuchevyye kompetentsii kak komponent lichnostno-ori-yentirovannoy paradigmy obrazovaniya (uchenik v obnovlyayushcheysya shkole (sbornik nauchnykh trudov) [Key competencies as a component of the personality-oriented education paradigm (pupil in a renewing school (sat. scientific tr.)]. Moscow. pp. 135-157. (In Russian).

6. Lysenko V.A., Starostin G.L. (2001) Predpriyatiya v sovremennoy Rossii [Enterprises in modern Russia]. Moscow, IOSORAO. 358 p. (In Russian).

8. Butsyk S.V. (2018) Diskursivnoye upravleniyepodgotovkoy studentov vuza kultury: istoricheskiye predposylki i kontseptualnyye osnovy [Discursive management of preparation of students of a higher education institution of culture: historical background and conceptual foundations]. Monografiya. Chelyabinsk, ChGIK. 180 p. (In Russian).

9. Common European Framework of Reference for Language: Learning, Teaching, Assessment. Strasbourg, Council of Europe Publishing. 2002. 197 p.

10. Khrebina S. V. (2006) Ponyatiye «vzaimodeystviye» kak bazovaya kategoriyaped- I agogicheskoypsikhologii [The concept of "interaction" as a basic category of educational psy- |

a

chology]. Izvestiya Taganrogskogo radiotekhnicheskogo universiteta. Tematicheskiy vypusk p "Psikhologiya ipedagogika". 13 (68), 155-160. (In Russian). |

C6

a

s

e s

i O'

s a

0

1

e I s

0

1

£

I s

i I

i

C6

3

0

1

o' s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.