РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Копченков А.А.
Копченков Андрей Андреевич - бакалавр, факультет физической культуры, Институт физической культуры, спорта и здоровья Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Проблема заикания является актуальной на протяжении многих лет. В литературе прошлого встречались весьма разнообразные толкования механизмов заикания, что объясняется уровнем развития науки, позициями, с которых разные авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.
Заикание - одно из наиболее тяжёлых нарушений речи. Трудно устранимое, приостанавливающее онтогенетический ход развития речи, мешающее речевому общению, взаимоотношением с окружающими и опосредованно влияющее на формирование психики [1]. Сложность данного речевого нарушения обусловлена тем, что темпо-ритмическая организация устной речи является стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексикограмматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик [2].
В настоящее время общество считает, что чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлое, стойкое нарушение, которое влечёт за собой изменения в психологическом развитии ребёнка, и как следствие, необходимость воздействовать на речь и личность заикающегося. Кроме того, при заикании ребенку необходимо дополнительное обучение и воспитание, направленное на развитие социализации в детском саду и школе. Одним из действенных способов преодоления заикания, является использование игровых приемов. Данное нарушение рекомендуется исправить еще до поступления ребенка в школу.
Актуальность исследования заключается в том, что своевременное и полноценное овладение речью детей с заиканием является первым и важнейшим условием полноценного становления психики и общения.
Согласно взглядам отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.А. Петровская, Т.Н. Ушакова и др.), общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, и, наконец, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Объектом нашего исследования является устная речь (общение) дошкольников старшего дошкольного возраста с заиканием. Целью - изучение уровня развития общения детей, старшего дошкольного возраста с заиканием в процессе игровой деятельности.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей с заиканием и 10 детей без речевых нарушений. Констатирующий этап исследования проводился по методике Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной [3] по следующим направлениям: составление рассказала по картинке, по серии сюжетных картинок и пересказ. Каждое задание включало в себя три критерия оценивания ответа: смысловую нагрузку, лексическое и грамматическое оформление, а также самостоятельность ответа.
Проанализировав полученные данные, дети старшей дошкольной группы были условно поделены на три группы по уровню успешности выполнения задания.
Первая группа - составления рассказа по сюжетным картинкам не вызвали затруднение, в то время как возникли небольшие трудности при выполнении задания, основанные на составлении логических связей между картинками.
Вторая группа - в первом задании, по составлению рассказа по сюжетной картинке, основные трудности дети старшей дошкольной группы испытывали в передаче смысла и лексикограмматическом оформлении речи. Двое (20%) детей не включили в рассказ главного героя. У троих (30%) детей наблюдались логические нарушения в составлении рассказа. Все дети этой группы испытывали трудности в построении длинных предложений. В рассказе по серии сюжетных картинок, пятеро (50%) детей пропускали отдельные фрагменты, не нарушающие общей логики.
Третья группа - детям этой группы требовались наводящие вопросы для выполнения заданий.
По окончании диагностического этапа научно-исследовательской работы, мы отметили, что у детей старшего дошкольного возраста с заиканием устная (связная) речь имеет недостаточный уровень сформированности. Следовательно, возникает необходимость проведения коррекционно-педагогической работы по развитию навыков общения в процессе игровой деятельности. В игре дети старшего дошкольного возраста проявляют ролевые взаимодействия, начинают отделять себя от принятой роли. Роли в игре могут меняться, игровые действия выполняться не ради них самих, а ради смысла; в игре происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Необходимо отметить, что игра для заикающегося ребенка - источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения, преодоления скованности и застенчивости; разнообразные игровые ситуации отвлекают от речевого нарушения, что непосредственно способствует более успешной адаптации в обществе.
Список литературы
1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: Профессиональное образование, 1993.
2. Белякова Л.И. Логопедия: Заикание. / Белякова Л.И., Дьякова Е.А. М.: Академия, 2003.
3. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. М.: Аркти, 2002.