Научная статья на тему 'Интегративный подход в деятельности специалистов как необходимое условие инклюзивного образования заикающихся детей'

Интегративный подход в деятельности специалистов как необходимое условие инклюзивного образования заикающихся детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в деятельности специалистов как необходимое условие инклюзивного образования заикающихся детей»

предложения: «К больной девочке пришёл ... .». Под ним изображены картинки, например: почтальон, мальчик, врач. Ребенку предлагается прочитать предложение и закончить его подходящим по смыслу словом, ориентируясь на картинки. С помощью клика мышью ребенок осуществляет нужный выбор, и картинка исчезает, а в предложении вместо многоточия появляется запись последнего слова. При ошибочном ответе картинка «мигает».

Формированию навыков составления предложений способствует игра «Расскажи новость». На мониторе появляется телевизор с графической схемой предложения, состоящей из трех полосок и картинок, обозначающих слова в первом и последнем слове предложения. Ребенку предлагается, опираясь на схему предложения, придумать, какие же «новости» рассказали по телевизору. Затем схема усложняется до 4-х слов в предложении, предметные картинки расположены на первой и четвертой полосках схемы. В третьем варианте предлагается расширить «новость» до 5 слов в предложении с использованием предлога, при этом картинки размещены на первом и третьем местах схемы предложения.

В ходе организации логопедической работы с использованием компьютерных игр рекомендуется учитывать произносительные возможности, структуру и характер речевого нарушения, психические и личностные особенности ребенка, включать компьютерные игры в традиционную структуру логопедического занятия в сочетании с другими приемами и средствами, принятыми в педагогике, создавать активное диалоговое взаимодействия «логопед+ребенок -компьютер», соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Логопедическая работа с использованием разработанных интерактивных логопедических игр способствует формированию правильного звукопроизношения, коррекции слоговой структуры слов, развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза, закреплению навыков чтения, совершенствованию лексикограмматической стороны речи, а также развитию восприятия, внимания, памяти.

С. В. Леонова

Интегративный подход в деятельности специалистов как необходимое условие инклюзивного образования

заикающихся детей

Общая статистка медицинского обследования, проводимая в образовательных учреждениях, выявляет все большее количество детей, страдающих различными неврологическими расстройствами,

190

в частности заиканием. Заикание характеризуется сложным психофизическим симптомокомплексом, в котором выделяются физиологические (слабость нервной системы, соматическая ослабленность, нарушения дыхания), речевые (запинки в речи, эмболофразии и т. п.) и психологические проявления (фиксация на дефект, логофобии и т. д). При отсутствии специальной коррекционной помощи заикание может со временем усилиться и вызвать болезненные переживания, страх перед речью, ограничивать коммуникативные возможности, искажать развитие личностных характеристик и затруднять социальную адаптацию (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, С.В. Леонова, В.И. Селиверстов и др.).

Реализация комплексного подхода в преодолении заикания у детей в условиях инклюзивного образования, успешное включение их в общеобразовательную среду сверстников возможно только через организацию интегративного взаимодействия специалистов. Современное содержание данного понятия определяется как межпрофессиональное сотрудничество, направленное на выработку и реализацию единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организацию поддержки его семье. Основной целью междисциплинарного взаимодействия является поиск эффективных технологий и решений в области организации и сопровождения заикающегося ребенка в инклюзивном образовательном процессе (А.А. Алмазова, К.Ю. Белая, Е.Н. Кутепова и др.).

Для осуществления эффективного сотрудничества, на наш взгляд, необходимы:

• учет специфики речевого статуса заикающихся детей;

• знание клинических проявлений заикания;

• учет характерологических особенностей личности заикающегося;

• использование ресурсных возможностей заикающегося ребенка;

• приоритетность задач адаптации и социализации;

• адекватная последовательность «подключения» к работе с заикающимся «нужного специалиста в нужный момент»;

• интерес специалиста к смежным дисциплинам, готовность к универсализации и инновациям, взаимопомощь;

• участие родителей в социализации и образовательной адаптации заикающегося ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами.

Можно выделить наиболее значимые зоны взаимной интеграции, основным звеном которых является логопед.

1. Логопед - врач( психоневролог, педиатр, физиотерапевт, массажист, инструктор ЛФК и др.);

2. логопед - педагоги (воспитатель - учитель);

3. логопед - музыкальный руководитель;

4. логопед - психолог.

191

Содержание интегративной работы врача и логопеда включает: невролого-логопедическое обследование, постановку диагноза клинической формы заикания, подбор здоровьесберегающих технологий для логопедических занятий, динамическое наблюдение за общим состоянием. Результатами процесса сотрудничества логопеда с педагогами являются: составление педагогической характеристики на ребенка, закрепление навыков плавной речи в режимных моментах и на занятиях, формирование адекватного отношения коллектива сверстников к заикающемуся, проведение интегративных занятий (формирование плавности речи в процессе ручной деятельности - ИЗО, лепка) динамическое наблюдение за речью и психологическим состоянием в процессе занятий и режимных моментов. В деятельности логопеда и музыкального руководителя осуществляется интеграция приемов и методов музыкальных и логопедических занятий (проведение логопедической ритмики: нормализация психомышечного состояния, формирование речевого дыхания, просодической стороны речи, развитие моторных функций, координации движений и речи, вокальные упражнения). Во взаимодействии логопеда и психолога можно выделить следующие ключевые позиции: составление психологической характеристики на ребенка, нормализация эмоционально-волевой сферы (релаксационные упражнения, сказкотерапия и т. п.), проведение интегративных занятий (закрепление плавности речи в моделируемых ситуациях общения, ролевые игры), формирование коммуникативных навыков, психологической готовности к школе, динамическое наблюдение за психологическим состоянием заикающегося ребенка.

Одним из самых критических моментов, обостряющих заикание, является поступление в школу. Поэтому интегративное взаимодействие логопеда, педагогов и психологов становится наиболее актуальным для заикающегося ребенка в процессе подготовки к школьному обучению. Необходимо проводить беседы с учителями, в чьих классах должны обучаться заикающиеся дети. Они могут включать рекомендации по поведению педагога в отношении такого ребенка:

- заикающегося ученика не следует обосабливать от остальных детей в процессе учебной деятельности, не ставить его в видимые исключительные условия; опрашивать его рекомендуется так же, как и всех учащихся. Чтобы уложиться во времени, учитель должен специально наметить день, когда будет спрашивать заикающегося ученика;

- нужно вовлекать заикающихся в общественную деятельность, в художественные виды деятельности (рисование, пение);

192

- при необходимости воспитывать культуру поведения класса во время ответов заикающегося учащегося и т. п.

Работа педагогов и психологов дошкольного (школьного) образовательного учреждения в подготовительной к школе группы должна быть направлена на формирование у детей мотивов учения и положительного отношения к школе и включать решение трех основных задач:

1. Формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. Формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. Формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы «В какой школе я хочу учиться». Большой эмоциональный след оставляют праздники, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, направленные на формирование у ребенка осознания самого себя школьником.

Обязательной формой работы всех специалистов является консультативно-методическая помощь семье заикающегося ребенка. Задачи взаимодействия с семьей: повышение психологопедагогической компетентности в вопросах развития речевых функций, психологическая помощь и поддержка родителей и семьи, информационная поддержка родителей. На первом этапе (подготовительно-организационном) реализуются следующие задачи: изучение особенностей семьи и семейного воспитания, определение уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами образовательного учреждения, знакомство родителей с особенностями функционирования учреждения и организацией коррекционно-воспитательной работы. Используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительское собрание и т. п. На основном этапе родители активно включаются в процесс сопровождения заикающихся детей и участвуют в посещении занятий, проведении праздников, семинаров-практикумов и т. п. На итоговом этапе оценивается проведенная работа и определяется дальнейшая стратегия психолого-педагогического воздействия. Для родителей организуются круглые столы, собрания и т. п.

Таким образом, взаимодействие в работе специалистов, а также с семьей заикающегося ребенка позволяет повысить качество диагностирования; наметить коррекционную стратегию; осуществ-

193

лять контроль за выполнением рекомендаций, данных другими специалистами; подобрать наиболее эффективные педагогические технологии работы с заикающимися детьми; закреплять полученные детьми умения и навыки в других видах деятельности; способствовать созданию благоприятного микроклимата в семье.

Главным итогом интегративной деятельности является успешное включение заикающихся детей в условия инклюзивного образования (общеобразовательного учреждения) на всех ступенях школьного обучения.

Е. А. Логинова

Особенности формирования графомоторных навыков у младших школьников с задержкой психического развития

В настоящее время все чаще говорится о том, что не так уж и важно учить детей полноценным графическим навыкам, вырабатывать почерк. Всеобщая компьютеризация постепенно вытесняет необходимость в умении хорошо писать. Эта проблема еще требует тщательного рассмотрения. Однако понимание того, что графический навык представляет собой сложное речерукодвигательное действие, с одной стороны, речевое (интеллектуальное), а с другой - двигательное, свидетельствует о том, что игнорирование развития данного навыка у детей может отрицательно сказаться не только на овладении письменной речью, но и на развитии личности ребенка в целом.

Недостаточность ручной моторики влияет у человека на работу мозга, а отсутствие постоянной практики в тонких движениях пальцами затрудняет решение сложных математических задач. Каллиграфия делает человека более цельным. От постоянного упражнения в письме рука становится более тонкой и умелой, а вместе с этим более тонким становится и мышление [1].

Несмотря на то что в дошкольных образовательных учреждениях и в начальной школе уделяется немало внимания развитию ручной моторики и формированию графомоторных навыков, наблюдается значительный рост детей младшего школьного возраста, у которых данные навыки неполноценны. Особенно это касается школьников с задержкой психического развития (ЗПР).

Причины нарушения формирования графомоторных навыков у данной категории детей многообразны. Среди них можно выделить недостаточное развитие у детей зрительного восприятия и памяти, пространственных представлений, межанализаторного взаимодей-

194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.