5. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. - 336 с.
6. Пальмов О.И. Психическое развитие детей с синдромом Дауна в процессе раннего вмешательства: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006.
7. Панарина Л.Ю. Особенности раннего развития детей сирот с синдромом Дауна // Дефектология. - 2006. - № 1. - С. 42-46.
8. Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной помощи детям с церебральным параличом: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: Моск. гор. пед. ун-т Комитета образования Правительства Москвы, 2009.
9. Приходько О.Г., Югова О.В. Как научить малыша говорить / отв. ред. О.А. Безрукова. - М., 2010. - Сер. Наука - практике.
Г. С. Дарченкова, Н. Н. Китаева
К вопросу о нарушениях связной речи у дошкольников с заиканием
Связная речь - один из наиболее важных компонентов общения. Она позволяет устанавливать межличностные связи, координировать
V V п
свои действия с действиями других, выражать свои мысли и эмоции. В современном мире общение занимает одно из важнейших мест в жизни человека.
Одним из основных показателей правильности и успешности речевой деятельности является плавность воспроизведения звукоречевого ряда. Это достигается координацией работы мышц всех трех отделов периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Отсутствие согласованности в работе отделов речевого аппарата приводит к скандированности речи, ускорению или замедлению произнесения и возникновению специфических запинок - основного проявления заикания.
Успешность человека во многом обусловлена способностью грамотно и доходчиво донести свои мысли и идеи до оппонента, поэтому важно обязательно своевременно исправить недостатки речи.
Согласно статистическим данным, представленным современными авторами, заиканием страдает около 2 % детей во всём мире. Исследованием этого речевого недостатка занимались такие ученые, как Г.А. Волкова [1], Л.Г. Парамонова [2], И.А. Поварова [3], Е.Ф. Рау [4], В.И. Селиверстов [5], И.А. Сикорский [6] и др.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №29 «Детский сад «Вишенка» г. Норильска в ноябре 2015 г. В исследовании принимало участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста, из них 12 детей с заиканием и 12 детей без речевых нарушений. Так как на наличие запинок в речи сильно влияет эмоциональное состояние, то для того чтобы снизить уровень стресса и успокоить ребенка, предварительно для налаживания контакта проводилась небольшая беседа. Потом ребенку
46
предлагалось выполнить комплекс дыхательной гимнастики. После того как ребенок немного привык к незнакомому человеку, предъявлялись другие задания. Чтобы заинтересовать детей и немного облегчить рассказывание, использовалась кукла - сказочный герой, для которого ребенок и должен был составить рассказ и пересказать текст.
Исследование проводилось по методике Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной [7], которая включала в себя три задания (составление рассказа по картинке, по серии картинок, пересказ), каждое из которых оценивалось по трем критериям: смысловая целостность, лексико-грамматическое оформление и самостоятельность. Успешность выполнения оценивалась в баллах. Максимальная сумма баллов за задание 15. Общая максимальная сумма 45 баллов. В соответствии с этим определялись уровни успешности выполнения заданий.
Результаты исследования показали, что основные трудности у детей экспериментальной группы при выполнении заданий были связаны с лексико-грамматическим оформлением речи. Так как заикание чаще всего сопровождается другими речевыми нарушениями, то большинство детей демонстрировало скудную лексику. В основном они использовали нераспространенные предложения. Рассказ получался неразвернутым, без использования таких выразительных средств языка, как эпитеты и сравнения.
Также дети испытывали затруднения при выстраивании причинно-следственных связей, не всегда могли определить ключевые звенья при составлении рассказа по серии сюжетных картинок. При пересказе большинству детей требовалось повторное зачитывание текста, тем не менее некоторые ключевые моменты всё равно искажались.
По результатам исследования дети экспериментальной группы были условно разделены на три группы по уровню успешности выполнения заданий.
Первая группа - сумма баллов по результатам выполнения всех заданий методики составила от 36 до 45. В эту подгруппу вошли два ребенка с заиканием и все испытуемые с нормальным речевым развитием. Составление рассказа по сюжетной картинке не вызвало у них никаких затруднений, но некоторые трудности появились при поиске логических связей между происходящим при составлении рассказа по серии из пяти сюжетных картинок. При этом один из детей пропускал отдельные эпизоды сюжетной линии, что не нарушало общей логики повествования. При пересказе детям потребовалось повторное зачитывание текста. У одного ребенка наблюдались длительные паузы, связанные с поиском нужного слова.
Вторая группа - сумма баллов по результатам выполнения всех заданий методики составила от 30 до 35. В эту группу были отнесены восемь детей с заиканием, что говорит о наличии у них недостаточной сформированности связной речи. В первом задании, направленном на
исследование связной речи путем составления рассказа по сюжетной картинке, основные трудности просматривались при передаче смысла и в лексико-грамматическом оформлении высказываний. В рассказе у двоих детей отмечались отдельные случаи нарушения логической последовательности при описании событий. Трое детей не отразили в рассказе отдельных фрагментов происходящего (в частности, не включили в рассказ одного из персонажей). У всех детей этой группы отмечались трудности актуализации лексических средств, бедный словарный запас, превалировало использование коротких предложений из 2-3-х слов. В рассказе по серии сюжетных картинок прослеживались нерезко выраженные нарушения связности. Четверо испытуемых экспериментальной группы пропускали отдельные фрагменты, не нарушающие общей логики повествования, у двоих детей наблюдались языковые трудности при реализации замысла: они неточно употребляли слова (вместо растаял -сломался), неверно использовали флексии (солнце из тучи вышла). Полностью смогла пересказать текст только одна девочка, но после повторного зачитывания. Почти все дети исключали из рассказа эмоциональную лексику, отмечалась тенденция использования более частотных слов (вместо росток зазеленел - росток вырос, вместо горошины покатились - горошины упали).
Третья группа - сумма баллов по всем заданиям варьировалась от 20 до 29. В этой группе оказались два ребенка с заиканием. У них отмечались более выраженные затруднения в овладении связной речью преимущественно на языковом уровне. Для успешного выполнения заданий детям требовались наводящие вопросы. Один из них с небольшой помощью успешно справился с составлением рассказа по сюжетной картинке, но при рассказе по серии сюжетных картинок у него возникли множественные трудности с построением логической последовательности событий. Вначале в рассказе вообще отсутствовали логические связи, и его содержание сводилось к перечислению действий по каждой отдельной картинке (заяц прыгал за морковкой. Он поставил лесенку. Снеговик растаял. Заяц съел морковку). Но после наводящих вопросов ребенок начал обращать на них внимание. У одного испытуемого с заиканием отмечались пропуски нескольких фрагментов, встречались отдельные смысловые несостыковки. В рассказах у обоих детей были выявлены заметные лексические затруднения, синтаксические и морфологические аграмматизмы, что препятствовало реализации замысла; отмечалась недостаточная информативность рассказа. Оба ребенка преимущественно использовали уменьшительно-ласкательные формы слов (бусики, зайчик, солнышко).
Наблюдая за интенсивностью и частотой запинок в речи, мы обратили внимание, что запинки усиливались по мере усложнения заданий. При выполнении первого задания судороги возникали в начале речи и между высказываниями при попытке начать новое высказывание. При
составлении рассказа по серии сюжетных картинок количество запинок в речи немного снижалось. Дети к этому моменту были гораздо спокойнее, и их эмоциональное состояние не провоцировало появление спазмов.
Так как в третьем задании отсутствовала наглядность в виде картинок, то у детей сразу возникали трудности с планированием своей речи и как следствие резко увеличивалась частота судорог.
Согласно полученным результатам исследования, из 12 обследованных детей, имеющих заикание, нормальный уровень развития связной речи встречался всего у двоих испытуемых.
Качественный анализ результатов диагностики детей экспериментальной группы помог выявить следующие особенности связной речи у старших дошкольников, страдающих заиканием:
• использование преимущественно простых распространенных предложений;
• бедность и однообразность используемых языковых средств;
• склонность к перечислению предметов и действий;
• неумение отражать в речи причинно-следственные связи;
• пропуски фрагментов сюжетной линии;
• преобладание нарушений языкового оформления высказывания над семантической.
Из всего перечисленного выше можно сделать вывод, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с заиканием связная речь имеет недостаточный уровень сформированности и определенные особенности, на которые должен обращать внимание логопед, планируя коррекционную работу.
Список литературы
1. Волкова Г.А. Дифференцированный подход устранения заикания у детей // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб., 1993. - С. 45-54.
2. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 128 с.
3. Парамонова Л.Г. О заикании : профилактика и преодоление недуга. - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 128 с.
4. Рау Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста: советы родителям. - М., 1964.
5. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 1994. -200 с.
6. Сикорский И.А. Заикание. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 191 с. -(Библиотека логопеда).
7. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. - М.: Аркти, 2002.