Научная статья на тему 'Развитие образования как значимая геополитическая проблема'

Развитие образования как значимая геополитическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие образования как значимая геополитическая проблема»

В. А. Шамахов

Развитие образования как значимая геополитическая проблема*

Development of Education as an Important Geopolitical Problem

о

о о

Развитие образования как значимая геополитическая проблема стало основной темой еженедельной передачи «Петербургский исторический клуб», транслируемой на волнах радио «Петербург».

Инновационный взгляд на эту актуальную тему высказал директор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, генерал-полковник таможенной службы, доктор экономических наук Владимир Александрович Шамахов в беседе с ведущим передачи, доктором философских наук, профессором кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета Андреем Леонидовичем Вассое-вичем.

Ключевыми вопросами обсуждения стали совершенствование и модернизация российской системы образования, исторические аспекты становления отечественной высшей школы, а также развитие новых направлений подготовки государственных служащих в современных политических и экономических реалиях.

В. А. Шамахов отметил, что в основе развития российской системы образования должны лежать новые прикладные сферы социогуманитарных наук. Это будет способствовать развитию связей и

делового сотрудничества в различных сферах науки, а также интеграции российского и международного научного потенциала. Такой сферой применения достижений социогуманитарной науки в геополитическом аспекте является, например, активизация процессов евразийской интеграции, проблем образования, которые решаются на основе системного подхода, путем создания комплексных научных кластеров (школ) на базе международного межвузовского сотрудничества.

В Северо-Западном институте управления Президентской академии успешно развивается комплексная научная школа евразийских исследований. В рамках соглашения о сотрудничестве с Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС создан Центр евразийских исследований, который активно продвигает ряд образовательных, научно-исследовательских и прикладных проектов по данному направлению. Также студентами института была создана общественная организация «Евразийская молодежная ассамблея», призванная содействовать развитию международного молодежного сотрудничества. При данной организации был создан наблюдательный совет, председателем которого является В. А. Шама-хов. В совет входят известные отечественные и зарубежные ученые, эксперты и политики.

* Материалы заседания Петербургского исторического клуба, подготовленные Центром евразийских исследований, открывают новую рубрику «Евразийские исследования» в журнале «Управленческое консультирование».

^ А. Л. Вассоевич: Волею судеб я часто ^ бываю в морском корпусе Петра Вели-^ кого, находящемся на набережной Лей-^ тенанта Шмидта, который был основан ^ в 1701 г. Это старейшее учебное светел ское заведение не только нашего горо-^ да, но и страны в целом. Вначале корпус ^ находился в Москве, в Сухаревой баш-^ не. Государь император Петр Великий, ^ начиная строительство великой Россий-< ской империи, придавал проблеме под™ готовки военных кадров, а также чиновников для гражданской службы исключительно большое значение. Предлагаю с этих далеких петровских времен и начать наш разговор.

В. А. Шамахов: История Российского государства напрямую связана с управленческими кадрами, мы знаем множество примеров, когда лучшие воспитанники российской управленческой школы выводили государство и общество на новый, качественно иной уровень.

В свое время я закончил Макаровку. Ленинградцы, петербуржцы хорошо знают это учебное заведение, ныне это Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. Возглавляя один из крупнейших вузов и прежде всего занимаясь подготовкой управленцев - специалистов не только для государственной гражданской службы, но и в сфере бизнеса, для всех отраслей народного хозяйства, убежден в том, что в любых образовательных учреждениях, начиная с детского сада, школы, заканчивая академическим образованием, необходимо учить молодых людей быть готовыми к любым ситуациям, любым рискам, принимать решения, уметь отвечать за них. Мне кажется, было бы полезно вернуться к российской практике подготовки специалистов одновременно и для гражданской, и для военной службы. В нашем училище была такая практика: примерно половина макаровцев по окончании вуза шла на военно-морскую службу, а остальные выпускники — по своей основной специальности, служили в гражданском флоте. Многие после завершения во-

енной карьеры оказались на государственной гражданской службе, и я в их числе. Такой подход к образованию управленцев мне кажется весьма перспективным. Я обязательно постараюсь его реализовать в рамках деятельности нашего вуза.

Мы все служим государству. Есть гражданская служба, есть военная, есть правоохранительная, есть приравненные к ним. В итоге это все служба государству, и нельзя разделять ее на какие-то части. Чем более они будут диффундировать, взаимопроникать, тем более эффективным окажется институт государственной службы в целом. Мы в своем вузе уже сегодня реализуем такой подход на практике, правда, пока только в рамках дополнительного образования, где совместно проходят обучение и действующие государственные служащие, и представители бизнеса.

Многие проблемы нашего государства возникают по причине низкой эффективности государственного управления. Я могу говорить об этом с уверенностью, имея опыт государственного строительства, работая в вузе, который занимается подготовкой государственных служащих, и как ученый.

И когда на государственную службу приходят люди из бизнеса — это правильный подход. При этом, на мой взгляд, и проходить подготовку они должны вместе.

В отличие от подготовки кадров в технических сферах ранняя специализация государственных служащих не совсем оправдана, необходимо создать систему универсального, комплексного, университетского (в широком смысле — высшего) образования будущих управленцев. Пример такого подхода к образованию в нашей истории есть: это Царскосельский лицей, которому два года назад исполнилось 200 лет с момента создания. По оценкам ведущих международных экспертов, Царскосельский лицей являлся самым эффективным учебным заведением в мировой истории последних 200 лет по качеству выпускников, по их карьерным достижениям. Почему?

На мой взгляд, это объясняется тем, что на тот момент заказчиком образовательных услуг (по сегодняшним меркам мы назовем это так) была четко сформулирована задача. Царь — высшее должностное лицо Российского государства — поставил задачу: с молодых ногтей готовить эффективных управленцев для Российского государства. Сперанский ее проработал, создав концепцию учебного заведения нового формата. Это очень важно, когда сформулирована четкая и понятная задача. Сегодня это, безусловно, подготовка управленцев новой формации, которые будут достойно работать во славу нашего Отечества как внутри государства, так и за его пределами, в частности в условиях активно развивающейся евразийской интеграции. Именно такому подходу к образованию государственных служащих мы собираемся уделять самое пристальное внимание.

Обратимся к исторической ретроспективе: в царской России чиновники служили государю императору. Четкая, понятная модель: ранги, иерархия, карьерный рост и т. д. В советское время заказчиком выступали партия и правительство. При этом существовали совершенно четкие критерии и образовательная модель: Высшая партийная школа, академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие комсомольские школы и т. д. В настоящее время кому служат государевы служащие, по-старому чиновники? Согласно Конституции, служат обществу, но общество пока не сформулировало своих целеполагающих базисных принципов, подходов, критериев, какими бы они хотели видеть государственных служащих. Таким образом, на сегодняшний день чиновники служат государству, Президенту, правительству, служат своим ведомствам, чего в принципе не должно быть, так как это не соответствует Основному закону. Чиновники должны служить обществу и, на мой взгляд, здесь большая недоработка общества, граждан, нас с вами, когда мы считаем, что государственные служащие — это не наша зона ответственности.

Мы являемся работодателями всех со- ^ временных российских чиновников, они ^ существуют на налоги, которые мы пла- т тим, поэтому мы вправе ожидать отдачи ^ за эту работу. Но сначала все-таки надо ^ сформулировать, чего мы хотим, какими о должны быть государственные служащие. ^

Задача общественных формирований, ^ включая партии, не за власть бороться, « а представлять интересы народа. Важно ^ сформировать эффективные государ- < ственные органы и подготавливать вы- ™ сокопрофессиональных государственных служащих. Будущее государства, будущее страны, будущее нас с вами, наших детей зависит прежде всего от этого. И даже не экономика определяет качество жизни населения и успешное развитие страны.

Мы часто подменяем термины «страна» и «государство». Государство — это хребет устройства страны, но в основе своей это разные понятия, и не всегда государство вправе выступать от имени всей страны и всего общества. Оно может реализовать подобные функции лишь в определенных делегированных полномочиях, но далеко не всегда.

A. Л. Вассоевич: А для того чтобы государство могло выступать от лица всего общества, всей страны, оно должно выражать интересы народа, и, мне кажется, российская история знает такие примеры. Так, например, во время Великой Отечественной войны граждане Советского Союза полностью доверили государству свою судьбу, и все народы сплотились вокруг высшего военно-политического руководства, потому что были уверены в том, что эти люди приведут страну к победе над врагом, который обрушился на нас 22 июня 1941 г.

B. А. Шамахов: Наша страна пережила столько исторических переломов, благодаря которым мы постоянно остаемся молодым государством, а такие государства имеют тенденцию к бурному развитию.

Бурное развитие предусматривает так называемый мобилизационный подход: концентрация усилий во имя достижения каких-то совершенно очевидных целей,

^ которые сплачивают и объединяют. По-^ этому и появлялись какие-то совершен-^ но прорывные идеи, так, например, на-^ шим согражданам удалось совершить, ^ казалось, невозможное — первыми по-о лететь в космос.

^ А. Л. Вассоевич: В какой-то степени ^ такого рода достижениям способствова-^ ла холодная война, которая началась по-^ сле знаменитой речи Уинстона Черчилля < в Фултоне. Наше стремление первенство™ вать в освоении космоса было продиктовано не только высокими научными достижениями в познании Вселенной, но и необходимостью обеспечения национальной безопасности нашей страны. Военная составляющая космической программы Советского Союза тоже была очень существенной.

В. А. Шамахов: И это тот же мобилизационный подход. В настоящее время у меня складывается впечатление, что проведение универсиад, олимпиад, чемпионатов, мировых выставок ЭКСПО и так далее — это все задачи мобилизационного ряда. Наше государство считает, что именно такие крупные события сплачивают, мобилизуют все силы общества и государства для осуществления перехода нашей страны на качественно новый уровень своего развития.

В неофициальной гонке за освоение космоса Советский Союз опередил США. В этой связи руководство США посчитало необходимым исследовать причины, к этому приведшие. Результат был весьма неожиданным. Высококвалифицированная комиссия сделала выводы о том, что такие высокие достижения Советского Союза в освоении космоса определило лучшее качество образования в средней и высшей школе. После этого руководство США приняло решение в пять раз увеличить долю бюджета, которая направляется на образование и науку.

К сожалению, в нашей стране доля средств федерального бюджета, выделяемых на поддержку образования, в общем объеме ВВП за это время уменьшилась в три раза. А именно образование прежде всего определяет успех любого общества.

A. Л. Вассоевич: Мне показалась очень интересной ваша идея, связанная с совместной подготовкой в рамках Президентской академии гражданских и военных управленцев. Если бы академия начала подготовку управленцев для нашей армии, то были бы у нас серьезные, подготовленные управленцы, ориентированные на управленческую работу не только на гражданской службе, но и в рамках Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и других силовых ведомств, как сейчас принято выражаться.

B. А. Шамахов: У нас существует такой опыт, в рамках реализации программ повышения квалификации мы сотрудничаем практически со всеми «ведомствами в погонах», кроме Министерства обороны. В каждом из силовых ведомств есть собственная профильная академия, и они достаточно успешно ведут начальную подготовку, неплохо работают со средним управленческим звеном, но для высшего управленческого звена их общей квалификации, общей компетенции уже недостаточно, поскольку все они занимаются исключительно профильной деятельностью. Мы — Президентская академия — созданы для подготовки и повышения квалификации управленцев всех категорий. Мы не претендуем на то, чтобы подменять профильные учебные заведения: конечно, мы не разбираемся в штабной работе, в оперативно-розыскной деятельности и т. д. Но управленцев, в какой бы области они ни работали, должны отличать высокий профессионализм, качества и компетенции, выделяющие их из общего ряда специалистов.

Современная цивилизация подошла к этапу, когда общество потребления, экономика потребления, мерилом которой являются деньги, испытывает системный кризис. Сейчас нужно думать о том, что уже в ближайшем будущем будет определять вектор развития и основные жизненные ценности общества. На мой взгляд, человечество подходит к тому, что управлять миром должен разум, должны управлять знания. Но вряд

ли можно решать эту проблему только на высшем уровне без участия общества.

Вспомним еще раз модель образования в Царскосельском лицее. Напомню, первое, что ее отличало, — это четкое целеполагание. Второе — универсальность образования и воспитания, в учебном учреждении нельзя заниматься только обучением, образование — это обучение и воспитание. Будущим государственным управленцам предоставлялась возможность сформировать самый широкий набор навыков, освоить фундаментальные, гуманитарные науки. Важными дисциплинами были физкультура, наездничество и бальные танцы. Каждый из воспитанников лицея мог в полной мере проявить свои таланты. Я считаю, что каждый ребенок талантлив и не нужно его загонять в рамки. Задача педагогов — помочь развиться этим талантам. Такой подход и отличал педагогов Царскосельского лицея. И третий момент, который выделяет эту модель: воспитанники Царскосельского лицея имели возможность общаться с выдающимися людьми того времени: это царская семья, ведущие ученые, дипломаты, во-

еначальники. Вот и сегодня учить же- ^

лательно не только по переведенным с ^

иностранного языка учебникам, но и на т

примере наиболее успешных россий- ^

ских деятелей в той или иной сфере. ^

И такие примеры у нас есть. о

A. Л. Вассоевич: Я уверен, что Се- ^ веро-Западный институт управления ^ Президентской академии в полной мере «

осознает масштаб геополитических про- ^

г т

блем, которые связаны с подготовкой < управленческого аппарата для нашей ™ страны. Я полностью с вами согласен, что должна быть единая система подготовки управленческих кадров, как гражданских, так и военных.

B. А. Шамахов: На мой взгляд, для достижения главного результата — создания новой системы образования — прежде всего обществу и власти, т. е. государству, нужно консолидировать усилия нации вокруг проблем образования и науки. Это позволит создать в России высокотехнологичное производство и инновационную экономику. Иного пути нет, и все вместе мы должны воспитать новых российских управленцев, которые смогут решать эти задачи, достойно служить обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.