РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-4-54-57 УДК 37.015
Абдуразакова Шекерханум Тагировна
кандидат исторических наук Дагестанский государственный университет, г. Махачкала
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДАГЕСТАНА В 1940-1950 ГГ.
В статье освещаются вопросы развития науки и образования в Дагестанской АССР в 1940-1950-е гг., отмечается довоенное состояние учебных заведений республики, те сложности, которые бъти вызваны Великой Отечественной войной. Особое внимание уделяется деятельности представителей русской интеллигенции, приезжавших из разных республик страны в Дагестан, которые оказывали помощь в процессе подготовки профессиональных кадров для науки, системы образования, медицины и культуры в целом. Прослеживается расширение сети средних и высших учебных заведений в республике, а также профилей новых специальностей, вызванное необходимостью быстрого обеспечения отраслей народного хозяйства кадрами.
Ключевые слова: Дагестан, русская интеллигенция, наука, образование, семилетняя школа, Академия наук, научный центр, культура.
История взаимоотношений Дагестана и России началась более двух веков тому назад. После заключения Гюли-станского мира Дагестан вошел в состав России. За этот период произошли значительные преобразования в Дагестане. Особо следует отметить изменения в области науки и образования.
Исторический путь, связанный с Россией, и формирование самосознания каждого из народов Дагестана показывает созидательное значение русской культуры и её влияние на развитие национальной культуры народов Дагестана. Под влиянием интеграционных процессов происходило становление национальной государственности народов Северного Кавказа, определение путей их социально-экономического развития. Сегодня важно не только помнить трудности и проблемы, но и не предавать забвению исторический путь, пройденный вместе с русским народом, не умалять созидательной роли России в преобразовании многонационального Северо-Кавказского края и Дагестана в частности.
Представители русского народа с азербайджанцами, персами, горскими евреями, кумыками и армянами были тем ядром, вокруг которого формировалось городское население горного края. Именно в городах более быстрыми темпами шло создание и развитие культурных и образовательных учреждений.
Ситуация в сфере образования и науки резко осложнилась с началом Великой Отечественной войны. В годы войны Дагестан был прифронтовой территорией, испытывал большие трудности. В послевоенный период ситуация начала исправляться. Было необходимо восстанавливать экономику после страшной войны. Нужны были специалисты в разных отраслях экономики.
В годы четвертой пятилетки в Дагестане, как и в других республиках Северного Кавказа, была полностью восстановлена сеть высших учебных заведений, а в средних специальных учебных заведениях количество учащихся превзошло по-
казатели предвоенного 1940 года. Большая часть высших и средних учебных заведений находились в Махачкале.
В 1947 году в республике отмечали 25-летие одного из старейших учебных заведений - педагогического училища в Буйнакске. Историк Г.Ш. Каймаразов, занимавшийся исследованием культурного строительства в Дагестане, отмечает: «К этому году училище успело выпустить 884 учителя начальной школы, из которых 314 женщин. В числе окончивших было 603 представителя местных народностей. Многие из них стали известными в республике партийными, советскими работниками, деятелями образования, науки, литературы и искусства» [2, с. 236].
Война усложнила также условия научной работы педагогического и сельскохозяйственного институтов. Сельскохозяйственный институт был эвакуирован во время войны в Кировабад и возобновил свою деятельность лишь в 1943 году. В годы войны и первые послевоенные годы преподаватели института совмещали свою деятельность непосредственно с производством. Несмотря на эти обстоятельства, и перейдя на работу в сельскохозяйственные предприятия и организации, многие продолжали научно-исследовательскую работу. Многие сельскохозяйственные культуры постоянно требовали экспериментальных исследований для увеличения урожайности. Аграрные предприятия становились научной площадкой для исследований. Так, профессор В.В. Акимцев работал в Махачкалинской городской инспекции по сортоиспытанию, доцент В.В. Спасский руководил ветеринарным управлением Наркомата земледелия ДАССР, доцент П.С. Головань стал главным агрономом Каякентского района. Профессор М.А. Тупиков применил в колхозе им. К. Маркса Махачкалинского района новые приемы обрезки виноградной лозы и искусственного опыления винограда, что позволило значительно повысить урожайность этой ценной культуры. Высоких урожаев зерновых и овощей добился, работая старшим аг-
Вестник КГУ № 4. 2019
© Абдуразакова Ш.Т., 2019
54
рономом, доцент Г.П. Загородный, он стал во главе Хасавюртовской агрохимической лаборатории. Доцент Д.И. Виноград возглавил работу студентов по выращиванию саженцев плодовых культур. В 1944-1945 гг. пригородным колхозам Махачкалы было передано 30 тыс. саженцев [2, с. 45].
В конце 1940-х годов в Дагестанском сельскохозяйственном институте уже функционировали агрономический, зоотехнический, ветеринарные, вино-градно-плодоовощной факультеты. На базе этих факультетов студенты кроме обучения занимались и научной деятельностью под руководством профессоров В.В. Акимцева, В.А. Леопольдова, В.В. Спасского, доцентов А.А. Аливердиева, Н.А. Золотарева, В.П. Курлина, Г.И. Попова, Г.П. Загороднова, Ф.С. Шпилева. За годы четвертой пятилетки институт подготовил 286 агрономов, зоотехников и ветеринарных врачей. Выпускников Дагестанского сельскохозяйственного института можно было встретить в других республиках Северного Кавказа, в Ростовской и Волгоградской областях.
Квалифицированных врачей готовил Дагестанский медицинский институт, который был наиболее укомплектован квалифицированными кадрами. Здесь работали видные ученые - профессора О. Байрашевский, М. Доброходов, Х. Булач, А. Подварко, В. Глазов, С. Ризваш, В. Будылин, И. Пикуль и другие. Благодаря этим специалистам республика получала высококвалифицированные кадры в области здравоохранения. Этот период характеризуется следующими изменениями: рост выпуска врачей, направление в республику молодых специалистов, окончивших медицинские учебные заведения за пределами Дагестана, возросла численность врачей в селах. Л.Г. Каймара-зова отмечает: «Общая численность сети больниц в ДАССР к концу четвертой пятилетки составила 4,3 тыс., из них на селе 1,5 тыс. К этому времени в Дагестане работал 1181 врач, из них 287 в сельских районах» [3, с. 136].
В 1950 году отмечалось 25-летие Махачкалинской фельдшерско-акушерской школы. А.-Г.С. Гад-жиев пишет: «В 1925 г. здесь обучался 31 учащийся, а в юбилейном 1950-м - 500. За годы своего существования школа подготовила 2844 средних медицинских работника, из них 789 из коренных народностей Дагестана, 353 - девушек-горянок» [1, с. 45].
Одним из центров, готовившим работников культуры, являлось Махачкалинское музыкальное училище. Училище, отметившее вслед за фельдшерско-акушерской школой свое двадцатилетие, выпускало музыкальных работников. Некоторые выпускники училища получали высшее музыкальное образование в консерваториях, затем работали преподавателями в самом Махачкалинском музыкальном училище и Бакинской государственной консерватории.
Многие преподаватели и учителя в годы войны, не раздумывая, с оружием в руках ушли защищать свое Отечество. Всего за первые два года войны в действующую армию ушло 3,5 тыс. учителей из Дагестана. Поэтому в школах районов Дагестана была острая нехватка педагогических кадров. В связи с этим в послевоенные 194647 годы в дагестанские школы было направлено 450 русских учителей. А в последующие годы приезд молодых специалистов в республику достигал 1000-1500 человек в год. Направлялись учителя из России, Белоруссии, Украины. Только в начальных классах преподавали местные учителя, так как обучение первоначально было на родных языках народов Дагестана [3, с. 48].
Не всегда количество школ удовлетворяло потребности населения. В районных центрах была одна средняя школа, в больших селах - семилетние школы. С войны вернулись не все учителя, и работать в школах было некому. Многие учащиеся проживали в специальных интернатах при школах. Было голодное послевоенное время. Учились дети с большим желанием, учащиеся тянулись к знаниям, и потому успеваемость была высокой. Даже дети понимали, что нужно получить знания, стать высококлассными специалистами, чтобы поднять из руин разрушенную страну.
По материалам переписи населения в послевоенный период приток русского населения нарастал в связи с тем, что в Дагестан были присланы специалисты в области образования, медицины, сельского хозяйства и т. д. В результате в 1950 году число русских достигло 213,8 тыс. человек, что составляло 20,1 % населения республики. Благодаря созидательному труду русского населения, его дружескому участию и поддержке дагестанцы смогли преодолеть многие послевоенные трудности. Русские специалисты с энтузиазмом помогали готовить высококвалифицированные кадры, обучать дагестанцев самым разнообразным профессиям. Представители русского народа внесли огромный вклад в развитие промышленности и сельского хозяйства республики, в строительство новых городов и поселков, гидроэлектростанций, железных, шоссейных дорог и т. д.
В результате творческой деятельности и высокого профессионализма представителей российской интеллигенции, работавших учителями, врачами, инженерами, были достигнуты заметные успехи в развитии образования и науки республики.
Укрепление материальной базы народного образования и успехи в подготовке педагогических кадров позволили возобновить с 1949/50 учебного года осуществление прерванного войной всеобщего семилетнего обучения в сельской местности. Возобновление семилетнего обязательного всеобуча представляло собой важный шаг в развитии образования и укреплении базы для подготовки
Вестник КГУ ^ № 4. 2019
55
национальных педагогических кадров. В годы четвертой пятилетки только в Дагестанской АССР и Грозненской области было открыто 183 семилетних школ [4, с. 245].
Улучшились качественные показатели работы общеобразовательной школы. Был принят ряд важных мер, направленных на дальнейшее повышение качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из таких мер являлось улучшение изучения учащимися национальной нерусской школы русского языка. До 1947/48 учебного года обучение русскому языку в национальной школе начиналось со второго класса, а в средних и семилетних - с третьего класса. Это не давало возможности учащимся овладеть тем объемом знаний в области русского языка, который был необходим для успешного продолжения образования после окончания начальных классов. Недостаточное знание русского языка являлось одной из главных причин низкой успеваемости учащихся пятого и последующих классов. С 1947/48 учебного года изучение русского языка в нерусских школах вводилось в виде разговорных уроков со второго полугодия подготовительного класса. Таким образом, учащиеся нерусских школ стали изучать русский язык не в течение двух-трех лет, как это было раньше, а почти на всем протяжении начального обучения.
Важной мерой, направленной на дальнейшее улучшение работы общеобразовательной школы, явилось введение с 1950 г. единого для всех республик «Положения о переводных экзаменах в начальной, семилетней и средней школах и экзаменах на аттестат зрелости». Новый порядок проведения переводных и выпускных экзаменов в значительной мере устранял перегрузку учащихся экзаменами.
Совершенствованию деятельности общеобразовательной школы способствовали также разработка и введение в школьную практику новых положений об организации педагогического процесса. В послевоенные годы Министерство просвещения РСФСР утвердило новые «Положения о классном руководителе, об ученическом комитете в школе», а также «Положения о районном (городском) педагогическом кабинете и в школьных библиотеках начальной, семилетней и средней школы». Эти мероприятия внесли организованность и упорядоченность в работу с учащимися, способствовали повышению уровня методического руководства деятельностью школ и учительства, улучшению всей учебно-воспитательной работы.
Таким образом, благодаря мерам, осуществленным в послевоенные годы, произошло укрепление общеобразовательной школы, всей системы народного образования в Дагестане. При этом значительно ускорились темпы развития школьного образования в сельской местности. Несмотря на трудности первых послевоенных лет, общеоб-
разовательная школа увеличивала выпуск из 7-х и 10-х классов, все больше становилось молодежи с завершённым средним образованием.
В послевоенные годы готовились кадры на различных краткосрочных курсах и школах. Сохранение и даже расширение сети таких специальных курсов и школ вызывались необходимостью быстрого обеспечения отраслей народного хозяйства кадрами. В частности, многие такие курсы были организованы для подготовки и переподготовки работников просвещения и культуры [5, с. 49].
Высшие учебные заведения уже к концу первой послевоенной пятилетки стали получать пополнение с полным средним образованием. В 1950/51 учебном году выпуск средних общеобразовательных школ СССР превышал прием в высшие учебные заведения. Так, в 1949/50 учебном году средние школы Дагестанской АССР выпустили 850 человек, тогда как прием в вузы в 1950 г. составил около 700 человек [3, с. 98].
Крупным событием в научной жизни Дагестана явилось создание в 1945 г. академического научного центра: Дагестанской научно-исследовательской базы АН СССР. Впоследствии постановлением Президиума АН СССР в 1949 г. она была переименована в Дагестанский филиал АН СССР Научно-исследовательской базе в начальный период ее деятельности большую помощь оказывали Президиум и отделения Академии наук СССР. Директором базы был назначен выдающийся русский и советский лингвист академик И.И. Мещанинов, который много усилий приложил к становлению академической науки в Дагестане. В этой личности сочетались качества выдающегося ученого-теоретика и крупнейшего организатора науки.
Профессор Г.Ш. Каймаразов пишет: «Академия наук оказывала большую помощь вновь созданному научному подразделению в Дагестане. В 1949 г. на основе Научно-исследовательской базы был создан Дагестанский филиал АН СССР (впоследствии - Дагестанский научный центр АН СССР), который возглавил член-корреспондент АН СССР, академик Академии наук Азербайджана Х.И. Амирханов» [2, с. 229].
Ученые Дагестанской научно-исследовательской базы занимались изучением природных ресурсов республики, вопросами, связанными с созданием новых, более продуктивных пород овец и крупного рогатого скота, приспособленных к условиям горных районов Дагестана, составляли почвенные и растительные карты республики. Коллектив ученых Института истории, языка и литературы завершил составление русско-дагестанских орфографических словарей и сводов орфографических правил по многим языкам. В эти годы зарождалась историческая наука в Дагестане. Одним из самых первых историков можно назвать профессора Р.М. Магомедова. В 1948 г. Р.М. Маго-
56
Вестник КГУ ^ № 4. 2019
медов защитил докторскую диссертацию на тему Кавказской войны. Именно он дал объективную оценку этому событию как национально-освободительному движению горцев. Такая позиция не совпадала с официальной, но тем не менее учёный не менял своих взглядов ни при каких обстоятельствах. Кроме того, Р.М. Магомедов с 1945 по 1950 годы был заместителем председателя Дагестанской базы АН СССР. В 1950 году институт издал «Очерки по истории Дагестана» в двух выпусках [4, с. 229].
В 1950 г. при Дагестанском филиале АН СССР была открыта аспирантура. Это позволило готовить непосредственно в учреждениях филиала научные кадры в области физики, истории, языкознания и литературоведения.
Многие работы ученых Дагестанского филиала АН СССР получили широкое признание общественности и были отмечены государственными премиями. Научные работники филиала С.И. Гусейнов, В.А. Близниченко, А.И. Гаджиев в сотрудничестве с овцеводами-практиками колхоза им. Омарова-Чохского и Гунибского районов Исламом Исламовым и Омаром Пакаловым вывели новую высокопродуктивную породу овец. Дагестанская горная порода была высоко оценена специалистами. Впоследствии, в 1950 году, им была присуждена Государственная премия СССР. Несколько работ ученых филиала были отмечены премиями Президиума АН СССР и Министерства сельского хозяйства СССР.
Тысячи выпускников дагестанских высших и средних специальных учебных заведений вместе со специалистами, направляемыми в Дагестан по путевкам различных центральных министерств и ведомств, составляли интеллигенцию Страны гор. В послевоенные годы произошли значительные изменения в образовании и науке Дагестанской АССР. Благодаря структурным нововведениям и расширению материально-технической базы в области образования и науки республика посте-
пенно обеспечивала себя специалистами разных направлений. Это способствовало успехам в развитии различных отраслей экономики и науки.
Библиографический список
1. Гаджиев А-Г.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964. - 228 с.
2. КаймаразовГ.Ш. Россия и прогресс культуры народов Дагестана. Ч. 2. 40-70-е годы XX века. -Махачкала: Алеф, 2011. - 342 с.
3. Каймаразова Л.Г. Культурное строительство в Дагестане. 1940-1960 гг.: (Источниковедческий анализ документов ЦГА РД). - Махачкала: ИП Овчинников, 2009. - 280 с.
4. Каймаразова Л.Г. Историография культуры народов Дагестана. ХХ век. - Махачкала: Алеф, 2013. - 311 с.
5. Магомедов М.Г. Развитие печати в городах Дагестана 1946-1960 гг. // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 1. -С. 48-50.
References
1. Gadzhiev A-G.S. Rol' russkogo naroda v istoricheskih sud'bah narodov Dagestana. -Mahachkala: Dagknigoizdat, 1964. - 228 s.
2. Kajmarazov G.SH. Rossiya i progress kul'tury narodov Dagestana. CH. 2. 40-70-e gody XX veka. -Mahachkala: Alef, 2011. - 342 s.
3. Kajmarazova L.G. Kul'turnoe stroitel'stvo v Dagestane. 1940-1960 gg.: (Istochnikovedcheskij analiz dokumentov CGA RD). - Mahachkala: IP Ovchinnikov, 2009. - 280 s.
4. Kajmarazova L.G. Istoriografiya kul'tury narodov Dagestana. HKH vek. - Mahachkala: Alef, 2013. - 311 s.
5. Magomedov M.G. Razvitie pechati v gorodah Dagestana 1946-1960 gg. // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2014. - № 1. - S. 48-50.
Вестник КГУ .J № 4. 2019
57