Научная статья на тему 'Развитие образования через интеграцию образовательных учреждений'

Развитие образования через интеграцию образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко А. И., Гусев В. А.

Приоритетным направлением инновационной политики в сфере образования является создание многоуровневой системы кадрового обеспечения профессиональной деятельности. Одна из главных задач создание регионального «обучающегося сообщества», которое самостоятельно в выборе приоритетов своего развития и максимально использует внутренние ресурсы образовательные кластеры. Одновременно меняется и сама концепция переход на реализацию модели опережающего образования, ориентированного не столько на подготовку специалистов конкретной профессии, сколько на формирование готовности к усвоению новых знаний и профессиональных умений, что обеспечивает мобильность и конкурентоспособность выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иващенко А. И., Гусев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие образования через интеграцию образовательных учреждений»

УДК 37.018.4

А.И. Иващенко, В.А. Гусев

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Приоритетным направлением инновационной политики в сфере образования является создание многоуровневой системы кадрового обеспечения профессиональной деятельности. Одна из главных задач -создание регионального «обучающегося сообщества», которое самостоятельно в выборе приоритетов своего развития и максимально использует внутренние ресурсы - образовательные кластеры. Одновременно меняется и сама концепция - переход на реализацию модели опережающего образования, ориентированного не столько на подготовку специалистов конкретной профессии, сколько на формирование готовности к усвоению новых знаний и профессиональных умений, что обеспечивает мобильность и конкурентоспособность выпускника.

В настоящее время отчётливо обозначились две тенденции в развитии содержания системы профессионального образования.

Первая - ориентирующая систему на текущие потребности рынка, сиюминутные интересы работодателя. Однако данный подход далеко не безукоризнен, поскольку реально не всегда выполним и может завести систему профессионального образования в тупик, лишив её фундаментальности и стабильности

Вторая тенденция более перспективна и позволяет обеспечить в развитии системы оптимальное сочетание традиционного и инновационного. Она предполагает, что ЦЕНТРАЛЬНЫМ СУБЪЕКТОМ системы профессионального образования становится мотивированная, нацеленная на саморазвитие личность. А толчок для дальнейшего развития эта система получит благодаря интеграционным связям с региональным рынком труда.

Очевидно, что в высшая школа не успевает быстро переориентироваться на выпуск востребованных рынком труда специалистов, требования к количеству и подготовке которых меняются со все возрастающей скоростью. Инертность, присущая системе образования, создаёт известное напряжение у работодателей, которые не удовлетворены низкой конкурентоспособностью своих работников. Это означает, что без постоянного обновления знаний деквалификация персонала неизбежна. Сегодня мы наблюдаем на рынке труда два параллельно развивающихся процесса, порождённых логикой дальнейшей либерализации экономики:

- появление свободной рабочей силы, не связанной с конкретным работодателем;

- рост спроса на специалистов высокой квалификации в группе предприятий, деятельность которых ориентирована на введение инноваций.

Начало XXI века становится временем осознанного перехода на инновационную модель развития. Сформированы приоритетные направления инновационной политики, одним из которых является создание многоуровневой системы кадрового обеспечения профессиональной деятельности.

Предстоит работа по созданию инновационных центров в системе общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования, послевузовского и дополнительного образования, разработке современных методик и образовательных программ, сертификации профессорско-преподавательского состава.

Возможно, одной из главных задач станет создание условий для самостоятельного развития системы профессионального образования на территории региона. Подобный подход позволит превратить регионы в самодостаточные ОБУЧАЮЩИЕСЯ СООБЩЕСТВА, которые самостоятельны в выборе приоритетов и максимально используют имеющиеся внутренние ресурсы. С учётом отраслевой направленности региона аналогичная модель может быть рекомендована также и для отдельных отраслей экономики (автостроение, энергетика, авиация и космос, нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение и т.д.), т.е. стать основой организационной образовательной структуры более высокого уровня - профессионально-образовательного кластера.

В структуре Самарской области (с учётом развития её экономики) образовательный кластер может быть представлен следующими составляющими:

Инновации, разработки Квалифицированные кадры Наука

Предприятия машиностроительной отрасли Профессиональное образование:

- школа - УНПО (ПТУ и лицеи)

- УСПО (техникумы и колледжи)

- УВПО (вузы)

Отраслевые НИИ и КБ Вузы и колледжи:

- повышение квалификации

- дополнительное образование

- внутрифирменное обучение Ассоциация промышленных предприятий

Внедренческие центры, технопарк

В классическом определении «кластер» - группа взаимосвязанных компаний и соответствующих институтов, действующих в определённой сфере, которые связаны общностью потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы.

Объединение образовательных учреждений региона в кластер позволит:

- повысить качество и эффективность образования;

- стимулировать инвестиции в совместные проекты, соответствующие требованиям сообщества, модернизировать саму систему образования;

- укрепить региональный бизнес и экономику за счёт повышения квалификации специалистов и внедрения инновационных проектов;

- расширить сотрудничество между различными уровнями образования при разработке системных и модульных продуктов;

- повысить эффективность взаимодействия образовательных и других организаций с представителями науки и производственной сферы;

- создать научные школы и экспериментальные площадки по ряду актуальных направлений;

- сформировать совокупный фонд поддержки инноваций.

Внутреннее взаимодействие между образовательными учреждениями в кластере основано на принципах вариативности, регионализации, непрерывности, автономности, эффективного социального партнёрства. Одновременно совместная деятельность вызовет следующие структурные изменения и дополнения для каждого вида образовательного учреждения (табл. 1).

Таблица 1

Расширение функционала образовательных учреждений

Средние (общие) школы - профориентация - профильные классы - параллельное обучение по программам СПО и ВПО

Учреждения НПО (училища и лицеи) - подготовка квалифицированных рабочих - краткосрочные курсы - переподготовка и повышение квалификации - параллельное обучение по программам СПО и ВПО

Учреждения СПО (техникумы и колледжи) - подготовка специалистов - подготовка педагогов профессионального образования - бакалавриат - повышение квалификации и переподготовка - параллельное обучение по программе ВПО

Учреждения ВПО (институты, академии, университеты) - подготовка специалистов (инженер) - подготовка магистров - повышение квалификации и переподготовка - аспирантура и докторантура

Для большинства современных людей работа является неотъемлемой частью жизни, и от того, насколько успешно складывается карьера, порой зависит степень удовлетворённости человека жизнью в целом. Карьеру человека можно представить в виде нескольких этапов (табл. 2).

Таблица 2

Этапы профессиональной карьеры

1 этап Анализ профессии, составление списка реально подходящих профессий и выбор специальности, подходящей по индивидуальным особенностям и способностям

Выпускник средней школы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

2 этап Профессиограмма как целезадатчик проектирования, содержания и технологии подготовки и формирования у студентов требуемых компетенций и профессиональных качеств специалиста

Студент специальных учебных заведений ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ

3 этап Построение плана профессионального роста, составление резюме и грамотная презентация себя как специалиста на рынке труда

Выбор работы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

4 этап Постановка целей, выработка стратегий, постоянное совершенствование своих знаний и необходимых профессиональных личностных качеств

Трудовая деятельность ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности, мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы продолжения образования после школы.

В настоящее время основным направлением деятельности общеобразовательных учреждений по профориентации учащихся является информирование выпускников и родителей. Причем информация, как правило, дается о профессиональных учебных заведениях города, и только десятая ее часть содержит сведения о правилах выбора профессии и об ошибках сделанного профессионального выбора.

Анализ показывает, что сложившаяся система работы по формированию навыка осознанного профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательном учреждении силами самого учреждения малоэффективна, в том числе и из-за неукомплектованности и неподготовленности кадров, невозможности предоставления широкого выбора профориентационных курсов для каждого учащегося без значительных дополнительных затрат. Таким образом, одна из главных задач -создание эффективной модели организации предпрофильной подготовки, позволяющей создать условия для формирования осознанного выбора, обеспечивающего предварительное самоопределение выпускника основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Концепция профильного обучения учащихся старших классов школ может быть реализована через профильные классы, или, что более соответствует задачам и возможностям старшеклассников, через систему параллельного обучения по программам одной из специальностей СПО. Получив в более короткие сроки диплом техникума или колледжа, молодой специалист может либо идти работать по специальности, либо продолжить учёбу в профильном вузе по интегрированной (сокращённой) программе.

Практический опыт и специально проведенные исследования показывают, что возможности повышения качества профессионально-педагогической подготовки кадров в рамках отдельно взятого звена специального образования вне контекста, вне увязки с развитием системы в целом себя уже исчерпали, и такой подход в новых социально-экономических условиях чреват серьезными последствиями.

Сегодня изменилась сама концепция системы профессионального образования - осуществляется переход на реализацию модели опережающего образования, в основе которой лежат идеи

развития личности, развитие самой системы профессионального образования и её влияния на основные общественные процессы. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется не столько на подготовку специалистов конкретной профессии, сколько на формирование готовности к усвоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынков труда.

Реализация данной концепции требует реформирования всей системы образования с учётом следующих факторов:

- развития многопрофильных и многофункциональных учебных заведений как основы расширения спектра образовательных услуг;

- развития учебно-производственных комплексов, осуществляющих наряду с образовательными программами производственную деятельность, соответствующую профилю подготовки специалистов;

- интеграции сети образовательных учреждений региона, формирование межобластных и региональных образовательных учреждений - кластеров.

Если в профессиональных училищах приобретение рабочей профессии рассматривается не в контексте первого уровня непрерывного специального образования, а как окончательная цель подготовки к трудовой деятельности, молодежь не видит перспективы своего дальнейшего профессионального роста и развития, поэтому отказывается поступать в профессиональные училища.

Нарушение же в колледжах и вузах закономерности, согласно которой более высокий уровень профессионально-педагогической подготовки должен опираться на предыдущий (рабочую профессию), ведет к тому, что студенты перед получением инженерно-педагогической квалификации не обладают достаточными знаниями на уровне рабочей профессии, техники и технологии, оказываются не готовы к деятельности более высокого уровня: использованию, созданию новой техники и технологии, организации и управлению учебно-воспитательным процессом, выявлению резервов его интенсификации.

Стратегическим направлением в преодолении указанного противоречия является создание и апробация системы целостной, непрерывной многоуровневой профессионально-педагогической подготовки кадров на базе экспериментального учебно-научно-производственного объединения, в которое вошли бы школы, профессиональные училища, колледжи, вузы и другие образовательные партнеры. Интегративную роль в этой системе должны выполнять базовые профессиональнопедагогические колледжи, наиболее близко стоящие как к профессиональным училищам, так и к вузам.

В основу эксперимента закладывается система целостной, непрерывной, многоуровневой профессионально-педагогической подготовки молодежи (по схеме «ПТУ -КОЛЛЕДЖ-ВУЗ» на основе интегративных функций учебных заведений), что обеспечит значительное повышение качества специального образования, конкурентоспособность средней и высшей профессиональной школы. Система обладает следующими преимуществами:

- ранним началом реализации, допрофессиональной подготовки в школе, профессиональной подготовки в профессиональном училище, колледже, вузе и послевузовской системе повышения квалификации профессионально-педагогических кадров;

- единством централизации и автономии входящих в нее подсистем: между образовательными учреждениями, входящими в объединение, должна осуществляться координация, единство и преемственность педагогических действий. Однако каждое из них должно обладать административной самостоятельностью в решении своих внутренних проблем, иметь свои цели и задачи, а каждая ступень образования - самодостаточность;

- соблюдением закономерности, согласно которой более высокий уровень квалификации опирается на предыдущий; повышением квалификации в зависимости от прохождения ступеней профессионального образования; развитием не только вертикальных, но и горизонтальных межпредметных связей;

- внедрением идеи опережающего обучения, согласно которой предпосылки для успешной деятельности обучающихся на последующем этапе создаются на предшествующих ступенях обучения, как в содержании, так и в методах подготовки;

- свободой выбора обучаемыми траектории профессиональной подготовки;

- возможностью подготовки кадров любого квалификационного уровня с учетом особенностей техники, технологии и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

В многоуровневом комплексе профессионально-педагогического образования осуществляется подготовка специалистов разных направлений профессиональной деятельности, причем студенты выбирают различные образовательные траектории. При этом в подготовке специалистов сохраняется целостное ядро, которое не зависит от направления профессиональной деятельности, но характеризует уровень его образованности и готовность к успешной работе и непрерывному самообразованию. Таким ядром, на наш взгляд, являются ключевые компетенции, впервые определенные Советом Европы для выпускников образовательных учреждений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г.

2. Гусев В.А. Обеспечение качества профессионально-педагогического образования в многоуровневых комплексах: Монография. Самара: Изд.-во СНЦ РАН, 2004. 352 с.

3. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 272 с.

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Официальные документы в образовании. 2005. №26. С. 3-35.

5. Чернова Ю.К., Лышова О.А., Непрокина И.В., Ярыгина Н. С. Педагогический кластер как фактор повышения качества и эффективности образования // Наука - производству. 2005. №5. С. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.