Научная статья на тему 'Развитие оборонной промышленности Горьковской области в годы Великой Отечественной войны'

Развитие оборонной промышленности Горьковской области в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5632
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ГОРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В 1940-Е ГОДЫ / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА / ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серебрянская Галина Владимировна

Горький, будучи крупнейшим военно-стратегическим, научным и культурным центром страны, в предвоенный период обладал значительными ресурсами для развития оборонного производства. В обстановке возрастающей военной угрозы большая часть мощностей гражданских заводов тяжелой индустрии Горьковской области переводилась на выпуск оборонной продукции. Уже в первые дни войны горьковские предприятия в первую очередь получили оборонные заказы и полностью перешли на выпуск техники и вооружения для фронта. За годы Великой Отечественной войны в Горьковской (ныне Нижегородской) области окончательно сформировался оборонно-промышленный комплекс, получивший дальнейшее мощное развитие в послевоенный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие оборонной промышленности Горьковской области в годы Великой Отечественной войны»

УДК 947.8 +908

Г.В. Серебрянская РАЗВИТИЕ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Горький, будучи крупнейшим военно-стратегическим, научным и культурным центром страны, в предвоенный период обладал значительными ресурсами для развития оборонного производства. В обстановке возрастающей военной угрозы большая часть мощностей гражданских заводов тяжелой индустрии Горьковской области переводилась на выпуск оборонной продукции. Уже в первые дни войны горьковские предприятия в первую очередь получили оборонные заказы и полностью перешли на выпуск техники и вооружения для фронта. За годы Великой Отечественной войны в Горьковской (ныне Нижегородской) области окончательно сформировался оборонно-промышленный комплекс, получивший дальнейшее мощное развитие в послевоенный период.

Ключевые слова: история оборонной промышленности, краеведение, Горьковская область в 1940-е годы, предприятия оборонного комплекса, военное производство.

Сегодня мы вновь и вновь обращаемся к событию, которое вошло в мировую историю как освободительная миссия Красной Армии народов Европы от нацизма. Гордимся тем, что именно наш народ одержал эту победу и дал возможность последующим поколениям жить и трудиться в мирное время. Вместе со всем советским народом внесли свой вклад в победу нижегородцы. Именно отсюда с берегов Волги шли непрерывным потоком на фронт танки, пушки, самолеты-истребители, подводные лодки, реактивные установки «Катюши», всевозможные снаряды, взрывчатые вещества, бронемашины, грузовые и легковые автомашины, мотоциклы и многое другое. Все это стало возможным, благодаря тому, что в Горьковской области еще задолго до начала Великой Отечественной войны стал складываться оборонно-промышленный комплекс. Еще Первая мировая и Гражданская войны продемонстрировали высокий потенциал Нижегородского экономического района и хорошие перспективы для дальнейшего размещения здесь производств, ориентированных на укрепление обороноспособности страны. Выгодное географическое положение, железнодорожные и водные магистрали, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, научного потенциала, развитых электроэнергетики, металлургии, машиностроения и металлообработки, химии и других отраслей промышленности, давали преимущества нижегородцам в дальнейшем развитии оборонного производства.

В предвоенный период Горьковская область занимала третье место в СССР по численности населения после Московской и Новосибирской областей. Здесь проживало 3 869 887 человек [1, с. 23]. Областным центром был г. Горький с населением 643 689 человек [2]. Самую многочисленную возрастную группу составляли трудоспособные молодые люди в возрасте 20-29 лет (671 174 чел. - 17, 4 %) и 30-39 лет (560 465 чел. - 14,5 %) [1, с. 62]. Кузницей кадров являлись 11 горьковских вузов и 79 техникумов. Горьковский университет им. Н.И. Лобачевского, Индустриальный (Политехнический) институт им. А.А. Жданова, Инженерно-строительный институт им. В.П. Чкалова, Водный институт, Медицинский институт им. С.М. Кирова и другие учебные заведения готовили специалистов для различных отраслей индустрии [3, с.103]. На тысячу человек приходилось почти 70 человек со средним и 5 с высшим образованием. В то время как по РСФСР - соответственно, около 77 чел. - со средним и 7 - с высшим [1, с.50]. Из 1594 предприятий различных отраслей промышленности Горьковской области накануне войны 44 предприятия, из них 34 крупных, относились к оборонным наркоматам. Самыми крупными среди них были авиационный завод №2, машиностроительный (артиллерийский) завод № 92, Дзержинский завод взрывчатых веществ № 98.

В обстановке возрастающей военной угрозы большая часть мощностей гражданских заводов тяжелой индустрии Горьковской области, таких как судостроительный завод «Красное Сормово», Горьковский автомобильный, завод фрезерных станков, завод «Красная Этна», Мор-довщиковский (ныне Навашинский) судостроительный № 342, Выксунский завод дробиль-но-размольного оборудования и другие переводилась на выпуск оборонной продукции. В крупном промышленном производстве области на 1 января 1941 г. было занято 245,9 тыс. чел. промышленно-производственного персонала, в том числе 200,3 тыс. рабочих, 11 тыс. -ИТР и 17 тыс. служащих [3, с. 37,54,55,262,275]. Большая их часть была сосредоточена в областном центре.

Естественно, что город Горький, как крупнейший военно-стратегический, научный и культурный центр, нашел отражение в плане «Барбаросса». После захвата Москвы и окончания первого этапа «молниеносной войны» гитлеровское командование планировало победным маршем войск 2-й танковой группы Г. Гудериана, главной ударной силы на Восточном фронте, через Рязань, Муром и Арзамас выйти к г. Горькому [4, с. 10-12]. Согласно «Генеральному плану Ост» начиналось экономическое освоение российского пространства. Всю территорию нашей страны намеревались поделить на отдельные рейхскомиссариаты под управлением, созданного еще до войны в Германии, Восточного министерства. Горький должен был стать центром Восточного рейхсканцлерства [3, с.118]. К счастью, этому не суждено было осуществиться. С началом Великой Отечественной войны перед руководством Горьковской области встали задачи как можно быстрее перестроить всю промышленность на нужды обороны и обеспечить сохранность населения, материальных и культурных ценностей. С наступлением врага на Москву Горьковская область стала прифронтовой и ближайшей базой тыла. Постановлением СНК СССР в городе был создан Городской комитет обороны во главе с секретарем обкома ВКП(б) М.И. Родионовым. Все органы местной власти включились в работу по перестройке жизни на военный лад.

Документы свидетельствуют, что горьковские предприятия в первую очередь получили оборонные заказы и полностью перешли на выпуск техники и вооружения для фронта. Согласно постановлению ГКО № 1 -сс от 1 июля 1941 г. «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» коллектив судостроительного предприятия в кооперации более чем с десятью заводами области должен был в кратчайшие сроки наладить их сборку. До осени 1941 г. сохранялись еще прежние связи с предприятиями юга и центра России: металлургическим заводом г. Сталино, «Красный Октябрь», Московским ЗИС, Ковровским заводом НК путей сообщения, Сталинградским тракторным. После их эвакуации или консервации производство танков Т-34 полностью легло на плечи местных заводских коллективов [3, с. 165,166]. Как ни трудно было налаживать и постоянно совершенствовать новое производство, сормовичи, положившие начало российскому танкостроению еще в годы Гражданской войны, справились с этой задачей. В то время, когда предприятия, эвакуированные на Восток, только разворачивали свою деятельность, заводы нашей области, работая с неимоверным напряжением, поставляли фронту всё то, в чём остро нуждались войска под Москвой.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков вспоминал, что уже «в октябре 1941 года... мы начали получать с сормовского завода первые танки Т-34. Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву.» [5, с. 288-28]. Доля танкостроения в общем объеме производства завода составила 75 %. За военный период сормовичи произвели 12038 средних танков Т-34 и отремонтировали 1839 машин [6, с. 39]. Кроме того, сдали флоту 27 подводных лодок, или половину от общесоюзного выпуска. Также была отремонтирована и возвращена в строй еще 41 субмарина [7, с. 126]. Коллективу конструкторов ЦКБ-18, эвакуированному в г. Горький, за разработку проектов подводных лодок была присуждена Сталинская премия [9, с. 367]. В разгар Великой Отечественной войны под руководством конструкторов Р.Е. Алексеева и главного конструктора завода В.В. Крылова начались проектные работы по катерам на подводных крыльях. 9 октября 1943 г. такой катер был ис-

пытан [6, с. 43]. В кооперации с заводом «Красное Сормово» работали также эвакуированные в г. Горький из Киева приборостроительный завод им. Петровского (№ 215) и, ставший филиалом «Двигателя революции», механический цех Брянского завода, выпускавшие тор-педно-минное вооружение и морские снаряды. Завод им. В.И. Ульянова производил специальную электроаппаратуру для береговых установок и кораблей Военно-Морского Флота. Оснасткой для подводных лодок, в частности стекла для перископов, занимались Борский стекольный завод и Дзержинский завод «Рулон» (завод Оргстекло). А Решетихинская сетевязальная фабрика изготавливала заградительные сети от вражеских подводных кораблей [3, с. 170]. Коллектив завода «Красное Сормово» поставлял фронту еще и боеприпасы, доля этого производства в общем объеме составляла около 17% [8, с. 268]. Но главным на заводе оставалось танкостроение.

К танкостроению был привлечен и гигант отечественного машиностроения того времени - Горьковский автозавод. Здесь производили легкие танки Т-60 и Т-70, шестицилиндровые моторы для танков и самоходных установок. За успешную разработку конструкции лёгкого танка коллективу конструкторов автозавода во главе с А.А. Липгартом и Н.А. Астровым дважды присваивалась Сталинская премия. Горьковский автозавод оставался по-прежнему основным поставщиком для армии грузовых, санитарных и легковых автомобилей. Их было выпущено 214 217 (с учетом сборки 46 997 импортных машин) [6, с. 78]. Газовская полуторка являлась одной из самых массовых армейских грузовиков. Горьковские «эмки» перевозили грузы и раненых на всех фронтах, а ГАЗ-61 возил руководящий состав армии. Автозавод выпускал много и другой военной продукции так необходимой фронту: мотоциклы с прицепной коляской, военные кухни и прочее. Вся эта и другая продукция создавалась в тяжелейших условиях, так как во второй половине 1941 г. из 65 предприятий-смежников 43 находились в процессе эвакуации, нужно было срочно налаживать новые кооперационные связи. Кроме того, враг стремился сорвать работу автозавода; в ноябре 1941 г., в 1942-м и первой половине 1943 г. ГАЗ в общей сложности 64 раза подвергался воздушным нападениям немецко-фашистской авиации. В канун Курской битвы противник задался целью стереть Горьковский автозавод с лица земли. В период с 4 по 22 июня 1943 г. авиация противника совершила 645 самолето-вылетов на объекты г. Горького. Основные удары противника пришлись на автозавод и Соцгород (жилой район автозавода). ГАЗу был нанесен громадный ущерб, практически он был выведен из строя. Погибли люди, в том числе и руководящий состав завода. Все вместе не только нижегородцы, но и рабочие Урала, Сибири, Средней Азии, Москвы сто дней и ночей восстанавливали Горьковский автомобильный. 8 октября 1943 г. автозаводцы и строители рапортовали Государственному Комитету Обороны о том, что завод жив и работает [13, с. 108, 136-147].

За годы войны на территории Горьковской области сформировался компактный авиапромышленный комплекс, обеспечивший успешное выполнение заводом № 21 задачи по снабжению фронта истребителями. Если накануне войны помимо основного завода им. С. Орджоникидзе авиастроение в области было представлено только производством авиационных двигателей на ГАЗе (завод № 466), то уже к концу 1941 г. в кооперации по изготовлению истребителей участвовали пять авиационных заводов, в том числе: завод № 467 (г. Павлово) по производству винтов; эвакуированный из Москвы завод № 119, выпускавший шасси; и завод № 469 из г. Солнечногорска Московской области, специализировавшийся на изготовлении радиаторов [9, с.367]. В первом полугодии 1941 г. завод освоил серийное производство и неуклонно наращивал выпуск нового самолета ЛаГГ-3 (конструкции С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова, М.И. Гудкова), в 1942г. разработал и запустил в производство истребитель - Ла-5 (конструкторы С.А. Лавочкин, С.М. Алексеев) - один из лучших и наиболее популярных самолетов времен войны. Впоследствии было освоено производство самолета Ла-7 [11, с. 566, 568, 576]. Усилиями авиастроителей на фронт из Горьковской области за годы войны (по июль 1945г.) поступило 16 456 истребителей [6, с. 154].

На Машиностроительном заводе № 92, который являлся крупнейшим поставщиком пушек среднего калибра, была совершена революционная перестройка организационных форм руководства предприятием и технологии производства, позволившая предприятию стать одним из самых передовых в отрасли. Здесь собирались легендарная 76-мм пушка ЗИС-3 (конструктор В.Г. Грабин), которую многие специалисты и военные историки единодушно признают шедевром конструкторской мысли, противотанковая 57-мм пушка (самая мощная в своём классе), пушки для средних и тяжёлых танков, подводных лодок военных транспортов, дотов. Всего было выпущено 101 673 пушки [10, с. 339].

Горьковский завод фрезерных станков (№ 113) переключался на выпуск установок БМ-8 и БМ-13, получивших название «Катюша». Сам станкозавод и заводы «Красная Этна», «Двигатель революции» изготавливали для них камеры сгорания (деталь № 7). А два последних еще и реактивные снаряды. За 1941-1945 гг. горьковчане выпустили 1165 реактивных установок [10, с.339]. Для освоения массового выпуска реактивных снарядов были использованы производственные площади и оборудование более чем тридцати машиностроительных предприятий области. Совместно с автозаводом, заводы «Красная Этна», «Двигатель революции» наладили также выпуск миномётов. Снаряды разного калибра производили Муромский паровозоремонтный завод (122-мм снаряды), корпуса к 45 мм снарядам - Горьковский вагоноремонтный и Павловский завод автотракторного инструмента (ЗАТИ). На заводах им. В.И. Ленина (№ 197) и им. М.В. Фрунзе (№ 326), изготавливались связные радиостанции и различные переговорные устройства (горьковскими средствами связи оснащались практически все рода советских войск) [3, с. 125].

Выксунский, Кулебакский, Первомайский, Горьковский металлургический заводы и металлургические цехи ГАЗа, «Красного Сормова», «Двигателя революции», «Красной Этны», артиллерийского завода и «Теплохода» день и ночь лили металл и плавили сталь для производства военной техники. Кроме этого, они еще выполняли специальные заказы. Так, старейшина отрасли Выксунский металлургический завод изготавливал автобронемашины, корпуса для танков Т-60 и самолетов Ил-2, бронелисты для Т-34 [3, с.157].

От металлургов не отставали работники химической промышленности. В военное время в области функционировало 13 химических предприятий (7 - основная химия, 2 -нефтехимия, 4 - лесохимия) [9, с. 547]. Основные оборонные химические заводы размещались в г. Дзержинске. О значении дзержинского химического узла говорит тот факт, что здесь в годы войны производилось до 50% взрывчатых веществ от общего выпуска по стране и было снаряжено более 150 млн. шт. боеприпасов) [9, с. 368]. Инженеры, служащие Черно-реченского химического завода и ученые горьковских вузов были первыми в стране, кто разработал и сконструировал установку для выпуска противотанковой самовоспламеняющейся жидкости, получившей название по фамилии разработчиков «КС». Впоследствии в центральной лаборатории завода под руководством Г. М. Стронгина удалось получить незамерзающий вариант жидкости - «КСТ» (термическая) и создать новую установку для ее производства. А на заводе «Капролактам» (№ 96) в 1944 г. впервые в Советском Союзе заработало производство поливинилхлоридной смолы суспензионным методом (до 1965 года завод был единственным ее производителем в стране) [9, с. 196].

Химическая отрасль за годы войны пополнилась рядом предприятий. В конце 1941 г. в г. Муроме восстановили снаряжательный завод № 253, в феврале 1942 г. пущен завод капсюльных втулок. В 1943 г. в г. Горьком создан завод № 150 по снаряжению реактивных снарядов, производительностью до 130 000 снарядов в месяц [3, с. 207-210]. За первые три года войны в Горьковской области было построено 22 предприятия оборонной промышленности, из них восстановлено 13 крупных заводов, эвакуированных с Украины, Белоруссии, Московской, Ленинградской области и южных районов страны.

За 1941-1945 гг. выпуск продукции для фронта на ряде заводов Горьковской области вырос в 4-5 раз, а по некоторым предприятиям - в 10 и более раз. «Красное Сормово» стало производить продукции для фронта больше в 5,5 раза. На предприятиях Дзержинска выпуск

продукции к концу войны увеличился в 3,5 раза, на Борском стекольном заводе - в 5,5 [14, с. 228, 273, 279]. На артиллерийском заводе № 92 еще в 1942 г. выпуск продукции был увеличен в 16,5 раз по сравнению с 1940 г. [6, с. 120].

Ценой неимоверных усилий достигнуты вышеназванные результаты. Большая роль в этих достижениях принадлежит новым починам рабочих, родившимся на Нижегородской земле летом и осенью 1941 г: движению двухсотников и комсомольско-молодежных фронтовых бригад. Их инициаторами стали слесарь артиллерийского завода № 92 Федор Букин и рабочие Горьковского автозавода Виктор Тихомиров, Василий Шубин и Свердловского Уралмаша Михаил Попов. О них писали газеты «Комсомольская правда» 10 июля и 30 августа 1941 г. - «Правда». Девизы «Работать за двоих - за себя и за товарища, ушедшего на фронт, выполнять и свою, и его норму!», «От рекордов отдельных рабочих перейти к рекордам коллективов», «Работать так, как дерутся бойцы на фронте!» - подхватили рабочие всего тыла. Горьковчане по числу комсомольско-молодежных и фронтовых бригад занимали в 1943 г. второе место после Московской области [3, с. 300-301, 303-304]. Молодежные коллективы предприятий стали для рабочих пополнений настоящей школой мастерства. Фронтовые бригады Василия Шубина, Владимира Белана, Алексея Харламова с ГАЗа, Аркадия Гордеева с «Красного Сормова», Сергея Цецегова с Горьковского авиационного № 21 и другие обучали своим профессиям молодежь [3, с.291]. Впоследствии от двухсотников перешли к тысячникам и другим видам ударного труда.

Конечно, такой подъем в оборонных отраслях не был бы возможен без труда энергетиков, лесозаготовителей, торфяников, строителей, рабочих местной промышленности и промысловой кооперации, легкой и пищевой индустрии. Только совместными усилиями власти, ученых, работников всех сфер народного хозяйства, медиков, представителей культурных и образовательных учреждений, тружеников села была достигнута наша победа. Только их героический труд позволил наращивать военное производство в тылу.

За годы Великой Отечественной войны в Горьковской (ныне Нижегородской) области окончательно сформировался оборонно-промышленный комплекс, получивший дальнейшее мощное развитие в послевоенный период.

Библиографический список

1. Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги / Под ред. Ю.А. Полякова. - М.: Наука, 1992. - 256 с.

2. Государственное казенное учреждение Центральный архив Нижегородской области — ГКУ ЦАНО. Ф. 4230. Оп. 1. Д. 440. л. 1.

3. Серебрянская, Г.В. Промышленность и кадры Волго-Вятского региона Российской Федерации в конце 30-х - первой половине 40-х годов XX века [Текст] / Г.В. Серебрянская. — Н. Новгород: НГАСУ, 2003. — 476 с.

4. Книга Памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Т.1. Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф». 1994.

5. Книга Памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Т.13 . Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1995 (вставка). С. 288-289.

6. Вдовин, М.Н. «Все для победы! Очерки истории оборонной промышленности Горьковской области. 1930-1945гг. [Текст] / М.Н. Вдовин, А.М. Горева. — Н. Новгород: Изд-во «Кварц», 2010. — 303с.

7. Подрепный, Е.И. Сормовичи - подводному флоту страны (1941-1945 гг.) // Мининские чтения. Н.Новгород, 1992. С.124-126.

8. Гордин, А.А. Вклад тыловых городов Горьковской области в достижение победы (экономический аспект) [Текст] / А.А. Гордин, Г.В. Серебрянская, С.А. Варакин // Приволжский научный журнал. Нижний Новгород. 2014. № 4. С. 267-272.

9. Нижегородская энциклопедия промышленности и предпринимательства [Текст] / сост. и научный ред. Ф.А. Селезнев. Н.Новгород: Изд-во «КНИГИ», 2011. — 608с.

10. Забвению не подлежит: Страницы нижегородской истории (1941-1945 годы). Книга третья /сост. Л.П. Гордеева, В.А. Казаков, В.П. Киселев, В.В. Смирнов. - Нижний Новгород: Волго-Вятское. кн. изд-во, 1995. - 670 с..

11. Подрепный, Е.И. Нижегородский арсенал Великой Победы / Е.И. Подрепный, Е.П.Титков: Арзамасский филиал ННГУ. Арзамас: АГПИ, 2013. - 587 с.

12. Серебрянская, Г.В. Волго-й 1Вятский арсенал. Промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1938-1945гг. [Текст] / Г.В. Серебрянская. - Н. Новгород: Изд-во НГТУ, 1997. - 251с.

13. Гордин, А.А. Горьковский автомобильный завод. История и современность. 1932-2012. Нижний Новгород: Изд-во «Кварц», 2012. - 320 с.

14. Книга Памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Т.16. Н. Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 2005. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.