С большим чувством ответственности школьники представляют Ярославскую область на международной туристской ярмарке «ЬеаБиге» своими интерактивными программами «Первая Виктория» и «Ярмарочная карусель», Гаврилов-Ямский муниципальный район - на областной выставке «ЯрАгро». Дети участвуют в конкурсе туристско-краеведческого движения «Отечество». С 2007 г. они занимают призовые места в номинациях «Литературное краеведение» и «Наши земляки», «Военная история», «Культурное наследие», «История образования».
Главный результат краеведческой работы - это осознание ответственности учеников за судьбу села, его настоящее и будущее, их созидательное отношение к происходящим событиям, активное участие школьников в делах по благоустройству села, забота об окружающих людях, бережное отношение к природе.
Примечания
1. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Репиной. Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2013. С. 40-73.
2. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. М. : Просвещение, 2013. С. 67-108.
УДК 371.233.2; 371.233.4
А. В. Наумов, Ю. Е. Алехина
«ТРИ ДНЯ В СТОЛИЦЕ СКОРОСТЕЙ» -ЭКСКУРСИОННАЯ ПРОГРАММА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
В статье рассматриваются исторические предпосылки для создания нового ракурса в продвижении Нижегородского региона, который позволит «освежить» образ Нижнего и привлечь интерес молодой аудитории. Авторами разработан тур «Три дня в столице скоростей», ориентированный на учащихся 5-11-х классов. Тур показывает значимость региона в становлении промышленной и научной мощи нашей страны, включает в себя развлекательную составляющую, основанную на высоких технологиях (например, гонки дронов на воде или мастер-класс по робототехнике).
This article deals with the historical background of a new aspect in Nizhny Novgorod promotion that will help "to refresh" the image of the region and attract a younger audience. The authors of the article offer the tour "Three days in the capital of Speed", targeted at the students of the 5-11th grades. The tour tells of the industrial and scientific history of Nizhny Novgorod and includes some hi-tech entertainment (such as drones races on water or a workshop on robotics).
Ключевые слова: Нижний Новгород, культурное наследие, школьники, экскурсии.
Keywords: Nizhny Novgorod, the cultural heritage, students, excursions.
Нижегородская область у многих россиян ассоциируется с народными промыслами и с жизнью купечества. Бесспорно, нашему региону есть чем гордиться - до Октябрьской революции в Нижегородской области располагалось более 200 видов народно-художественных промыслов (хохломская и городецкая роспись, семеновская матрешка, городецкая золотная вышивка и многие другие) [1]. Да и Нижегородская ярмарка подарила Нижнему статус «кармана России», «третьей столицы». Но, к сожалению, по объективным причинам большая часть промыслов за истекшее столетие была утрачена, а от былой славы Ярмарки осталось только несколько памятников архитектуры. О жизни купцов можно узнать не только в Нижнем Новгороде, но и во многих больших и малых городах центральной России. К тому же позиционировать Нижегородскую область лишь как край купечества и НХП, не говоря о других ярких страницах в истории области, на наш взгляд, означает значительно умалять достижения нижегородцев-горьковчан (в 1932-1990 гг. Нижний Новгород назывался Горький). Между тем новый ракурс в продвижении региона позволит «освежить» образ Нижнего и привлечь интерес молодой аудитории, родившейся в начале XXI в. - века скоростей и высоких технологий.
Изучив исторические предпосылки, мы смело можем утверждать, что Нижний Новгород - родина не только художественных промыслов, но и высоких скоростей.
Еще в XVII в. отличительной чертой Нижегородского края было развитое судостроение. В 1636 г. в Нижнем Новгороде по заказу голштинского герцога Фридриха III построен первый на территории России морской корабль европейского типа - «Фредерик». Корабль получил описание известного путешественника того вре-
мени Адама Олеария, который сообщал, что «Фредерик» имел длину 120 футов, ширину 40 футов и осадку 7 футов. Таким образом, он соответствовал европейским стандартам галер [2].
В 1721 г. по указу Петра I и под его личным контролем в Нижнем Новгороде строятся десантные суда для Персидского похода, для чего возводится верфь с эллингом для создания судов морского типа [3]. В XVIII в. г. Балахна Нижегородской губернии становится центром деревянного судостроения, поставляет в столицу морские суда - тялки [4].
Конечно же, инженерно-техническая история XVIII в. не была бы полной без имени великого нижегородца-самоучки - Ивана Петровича Кулибина. Среди его изобретений - самоходное судно (1782 г.). Принцип такого судна был прост: на судне был устроен вал, который вращался силой самой воды. К этому валу прикреплялся один конец каната, а другой конец - к неподвижному предмету (якорю), находящемуся впереди судна. Вал, вращаясь, наматывал канат, и судно двигалось вперед, против течения [5].
Еще одно изобретение Кулибина - коляска-самокатка (1791 г.). Чертежи данного изобретения не сохранились до нашего времени, по рисункам и воспоминаниям очевидцев, машина представляла собой карету на трех колесах (два больших - сзади, одно поменьше - спереди), с ножным управлением. Сзади экипажа стоял человек с ногами, вдетыми в специальные металлические устройства, которые были прикреплены на тягах к коляске. Человек попеременно поднимал и опускал ноги и таким образом управлял самокаткой. В таком экипаже даже было предусмотрено регулирование скоростей с помощью специального механизма. Самокатка имела маховое колесо, коробку скоростей, подшипники, тормоз - великий механик на самодвижущейся коляске обогнал свой век.
XIX век продолжил то, что было начато в предыдущие столетия. В 1823 г. на Выксунских металлургических заводах братьев Ба-ташевых (Нижегородская губерния) строят пароход, оснащенный паровыми машинами собственного производства - впервые в российской истории, до этого использовались западные механизмы.
1851 г. - Д. Е. Бенардаки приобретает ремонтные мастерские Камско-Волжского пароходства в д. Сормово и переоборудует их в громадный современный судостроительный завод [6]. Важным событием стало создание первых в мире теплоходов. В 1903-1904 гг. для «Товарищества Братьев Нобель» завод построил дизель-электро-
ходы «Вандал» и «Сармат». В 1902 г. на заводе для крейсера «Очаков» были построены две самые большие в России паровые машины.
Паровозостроение на заводе было начато в 1898 г. В 1910 г. на заводе под руководством инженера Б. С. Малаховского был построен первый паровоз серии С - «Сормовский», на тот момент самый мощный пассажирский паровоз Европы (по материалам официального сайта ОАО «Красное Сормово»).
Но не только Сормовский завод прославился своими инновациями. В 1907 г. по заказу нижегородского купца Д. В. Сироткина (который принимал участие в разработке проекта) была построена тогда крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» (длиной 172 м, шириной 24 м, высота борта составляла 3,85 м, а грузоподъемность - 9150 тонн). Ее появление историки речного флота до сих пор квалифицируют не иначе как переворотом в речном судостроении. Баржа была спроектирована с почти плоским днищем и закругленным носом. «Марфа Посадница», наполненная почти 10 тыс. т нефти, смело шла по мелководью, ее яйцеобразный нос почти не создавал волны, поэтому баржу мог легко буксировать самый обычный, не слишком мощный пароход [7].
Волга и Ока, на берегах которых раскинулся Нижний Новгород, конечно, вдохновляли судостроителей на открытия. Однако не стоит забывать и о воздушной стихии. На Нижегородской земле родились и выросли два героя, два летчика-аса, совершивших революцию в мировой авиации. 1887-1914 - годы жизни П. Н. Нестерова, родившегося и учившегося в Нижнем Новгороде. Петр Нестеров - основоположник высшего пилотажа, первым в мире совершил групповой полет (эскадрилью), «мертвую петлю», которая известна как петля Нестерова, и таран. Летчик Нестеров про свое изобретение - «мертвую петлю» писал так:
Не мир хочу я удивить, Не для забавы иль задора, А вас хочу лишь убедить, Что в воздухе везде опора... [8]
Несомненно, чувствовал опору в воздухе и другой наш легендарный земляк - Герой Советского Союза В. П. Чкалов, родившийся в 1904 г. в Нижегородской губернии, в с. Василева Слобода (сейчас - г. Чкаловск). Валерий Чкалов впервые в мире совершил
беспосадочный перелет из Москвы в США в 1937 г., а годом раньше, в 1936 г., - 56-часовой перелет из Москвы на Дальний Восток (дальность полета - 9375 км). Чкалов был шеф-пилотом Горьков-ского авиационного завода (сейчас - авиазавод «Сокол), испытывал новые истребители, стал автором 15 фигур высшего пилотажа, в том числе восходящего штопора, полета вверх колесами и др. [9]
В 30-40-е гг. XX в. Горький (бывший Нижний Новгород) стали называть «русским Детройтом» за невиданный скачок в развитии промышленности. В одном только 1932 г. построены три завода-гиганта: «ГАЗ», «Сокол», «Нижегородский машиностроительный завод» (современные названия). Также в 30-е гг. в Горьком создана система детских технических станций, во главе с областной. Примечательно, что их создание проходило в тех районах области, где либо уже существовало, либо строилось крупное промышленное предприятие [10].
С именем Горьковского автозавода связан масштабный переход страны на автомобильный транспорт, в 1932 г. с конвейера завода сошел первый в СССР грузовик - «полуторка» ГАЗ-АА.
В конце 1943 г. в ОКБ авиационного завода был разработан истребитель Ла-7 - один из лучших истребителей периода Второй мировой войны, за период Великой Отечественной войны каждый третий отечественный истребитель дали фронту горьковчане, а горьковский завод стал, как и планировалось при его основании, «значительным из всех существовавших в СССР авиазаводов... одной из крупнейших самолетостроительных единиц среди заграничных заводов» (из Постановления Совета Труда и Обороны СССР от 21 октября 1929 г.). Сегодня на заводе у туристов есть возможность подняться на самолете в стратосферу и/или совершить фигуры высшего пилотажа. Правда, удовольствие это не только для бесстрашных, но и для очень состоятельных любителей скоростей (по материалам официального сайта ОАО «Сокол»).
Продолжая военную тематику, стоит отметить, что в 20-е гг. ХХ в. завод «Красное Сормово» выпустил первые танки в СССР. А с 1942 г. завод наладил выпуск Т-34 - лучших средних танков Второй мировой войны. Каждый третий танк Советского Союза выпускался во время войны в Горьком. С 1930 г. Сормовский завод выпускает подводные лодки, на одной из них (С-13) под командованием А. И. Маринеско совершена знаменитая атака века, в результате которой был потоплен крупный германский военный
транспорт «Вильгельм Густлофф», считавшийся непобедимым (по материалам официального сайта ОАО «Красное Сормово»).
Золотыми буквами вписал в историю мировой науки и техники имя нашего города Ростислав Евгеньевич Алексеев. Именно его портрет висит в зале Славы Конгресса США в ряду великих ученых XX в. Благодаря разработкам Алексеева, Горький стал родиной мирового скоростного флота. В ЦКБ Р. Е. Алексеева было разработано первое в мире пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета», построенное на заводе «Красное Сормово». Алексеев изобрел экраноплан КМ - самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на Земле [11].
Опираясь на историю развития промышленности и конструкторских разработок в Нижегородской губернии-Нижегородской области-Горьковской области, а также учитывая наличие в регионе уникальных действующих музеев по данной тематике, мы предлагаем к внедрению туристический продукт для школьного возраста «Три дня в столице скоростей».
Проанализировав предложения на рынке туристических услуг Нижнего Новгорода для данной аудитории, мы нашли несколько туров, каждый из которых касается лишь одного аспекта рассматриваемой в данной статье темы (скорость на воде, на земле или в воздухе):
1) «Волны белопенные, корабли военные»: обзорная экскурсия по Нижнему Новгороду с рассказом о роли нашего города в Великой Отечественной войне, с посещением музея завода «Красное Сормово»;
2) «Русский Детройт» - от легендарного «Форда» до знаменитой «Чайки»: экскурсия по Автозаводскому району Нижнего Новгорода с посещением музея завода «ГАЗ».
Отдельно создан сезонный продукт (к 23 февраля) для взрослой мужской аудитории «Под крылом самолета»: посещение музея завода «Сокол», музея В. П. Чкалова и музея скоростей в Чкалов-ске. Но данный тур разработан под конкретную дату и, кроме того, ориентирован на взрослую аудиторию, имеет развлекательную составляющую.
Исходя из вышеперечисленного, можно говорить об уникальности предлагаемого туристического продукта.
Задачи, которые решает тур: повышение туристской привлекательности Нижегородской области среди молодежной аудитории; профориентация школьников среднего и старшего звена.
Целевая аудитория - школьники 5-11-х классов. Предлагаемая ниже программа тура может быть адаптирована, исходя из возрастных особенностей тургруппы (5-7-е классы, 8-11-е классы).
Описание тура «Три дня в столице скоростей»
3 дня/2 ночи
День 1. Скорость на земле
Встреча группы на железнодорожном вокзале. Завтрак, размещение в гостинице.
Автобусная обзорная экскурсия по Нижнем Новгороду с посещением Нижегородского кремля, с рассказом об истории скоростей на Нижегородской земле. Продолжительность - 3 часа.
Обед.
Посещение музея завода ГАЗ. Экскурсия «Автомобили и их создатели». Продолжительность - 45-50 мин.
Посещение цехов завода, рассказ о рабочих и инженерно-технических специальностях. Продолжительность - 1 час.
Возвращение в гостиницу. Ужин.
День 2. Скорость на воде
Завтрак в гостинице.
Посещение единственного в России Музея речного флота: рассказ о том, с чего начиналось судоходство, как назывались первые суда, из чего их строили, как ими управляли; изобретения выдающегося русского механика И. П. Кулибина: фонарь-прожектор и модель «Водохода»; разные виды судов российского флота; материал о пассажирском флоте и о создании судов на подводных крыльях, об экранопланах. Продолжительность - 2 часа.
Или вариант 2: посещение музея завода «Красное Сормово». Музей обладает большим количеством моделей судов и другой продукции завода, а также документов и фотографий, имеющих огромную историческую ценность.
Обед.
Посещение НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Участие в соревнованиях - гонки дронов в опытном бассейне университета. Продолжительность - 1,5 часа.
Возвращение в гостиницу. Ужин.
День 3. Скорость в воздухе
Завтрак в гостинице.
Вариант 1
Посещение музея нижегородского аэропорта: порядка 200 моделей самолетов, действующая кабина самолета «Ан-2» (возможность посидеть за рулем, услышать эфир диспетчеров), действующий диспетчерский пульт, бортовые радиостанции самолетов, системы управления самолетом, двигатель и другое самолетное оборудование. Продолжительность - 2 часа.
Обед.
Мастер-класс в ГБУ ДО «Центр технического творчества и ранней профориентации - Поволжский центр аэрокосмического образования». Продолжительность - 1,5 часа.
Трансфер на железнодорожный вокзал.
Вариант 2
Экскурсия в г. Чкаловск (95 км от Нижнего Новгорода).
Посещение музея скоростей: тема экранопланов, анимационные варианты объяснений принципов, на основе которых судно движется без контакта с водой, подлинные документы, личные вещи, печатные издания, макеты, модели, рассказывающие о личности конструктора Р. Е. Алексеева, его работах, открытиях и изобретениях. Продолжительность - 1,5 часа.
Посещение мемориального музея В. П. Чкалова: мемориальный дом, где родился и вырос В. П. Чкалов, и павильон-ангар, в котором находятся уникальные самолеты, на которых В. П. Чкалов летал, которые он испытывал: самолёт АНТ-25, на котором были совершены дальние беспосадочные перелеты на Дальний Восток и в США, истребители И-16 и И-17, личный самолет В. П. Чкалова ПО-2 (У-2). Продолжительность - 1 час.
Обед.
Трансфер в Нижний Новгород, на железнодорожный вокзал.
Тур «Три дня в столице скоростей» познакомит школьников из российских городов с историей Нижнего Новгорода - от Средневековья до наших дней, покажет значимость региона в становлении промышленной и научной мощи нашей страны. Кроме того, туристическая программа поможет учащимся в профессиональной ориентации, продемонстрирует особенности различных промышленных специальностей. Легендарные личности героев, изобретателей мо-
гут стать отличными «ролевыми моделями» для подростков, вдохновить своим примером на освоение той или иной профессии. Тур включает в себя не только информационную, но и развлекательную составляющие, основанные на высоких технологиях (например, гонки дронов на воде или мастер-класс по робототехнике).
Примечания
1. Породина С. В. Анализ и перспективы развития предприятий народных художественных промыслов России (на примере Нижегородской области) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 12. С. 56.
2. Полонский И. Ко Дню ВМФ. На заре русского флота // Военное обозрение. URL: https://topwar.ru/79509-ko-dnyu-vmf- na-zare-russkogo- flo-ta.html (дата обращения: 09.01.2017).
3. Смирнов Д. Н. Нижегородская старина. Н. Новгород : Книги, 2007. С.207-208.
4. Там же. С. 212.
5. Там же. С. 375.
6. Там же. С. 425.
7. Букин В. Судостроительный завод на родине Штирлица. URL: http://www.korabel.ru/news/comments/ sudostroitelnyy_zavod_na_rodine_ shtir-lica.html (дата обращения: 24.01.2017).
8. Пронин А. Мертвая петля Нестерова // Столетие. URL: http://www.stoletie.ru/sozidateli/mertvaja_petla_ nesterova_214.htm (дата обращения: 24.01.2017).
9. Валерий Чкалов / Авт. текста и сост. О. Э. Чкалова. М. : Изд-во «Планета», 1980.
10. Наумов А. В. Создание системы детских технических станций в 1920-30-х гг. на территории современной Нижегородской области // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 35.
11. Иванов А. В., Логинов В. Ф. Корабелы в пятом океане. Н. Новгород : «Кварц», 2011. С. 100-103.
Интернет-источники
http://sokolplant.ru/ - официальный сайт ОАО «Сокол»
http://GazGroup.ru/ - официальный сайт ОАО «ГАЗ»
http://www.krsormovo.nnov.ru/ - официальный сайт ОАО «Красное Сормово»
http://музей-газ.рф/ - официальный сайт музея истории ГАЗ
http://www.vsawt.ru/newsite/departments/museum/ - официальный сайт музея речного флота при Волжском государственном университете водного транспорта
http://www.vchkalov.ru/ - официальный сайт мемориального музея В. П. Чкалова