Научная статья на тему 'Развитие нормативного регулирования учетной политики организации'

Развитие нормативного регулирования учетной политики организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1630
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмакова О.В.

Нормативное регулирование формирования и применения учетной политики организации претерпевает постоянные изменения в Российской Федерации. Нововведения нацелены на сближение российской методики с подходами МСФО и на устранение противоречий между нормативно-правовыми актами разного правового статуса. В данной работе представлен исторический процесс внедрения изменений, сопоставлены требования российского законодательства и МСФО, особое внимание уделено новому Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденному приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие нормативного регулирования учетной политики организации»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

развитие нормативного регулирования учетной Политики организации

О. В. ШМАКОВА,

бухгалтер МП АО «Эли Лилли Восток С. А. »

В российском бухгалтерском учете понятие «учетная политика» появилось в 1992 г. в связи с утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.10.1992 № 3708-1 Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Оно появилось в бухгалтерском лексиконе путем перевода на русский язык английского словосочетания «accounting policies». Таким образом, в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» учетная политика организации (accounting policies) — «...это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности» [4, с. 59].

Впервые следование учетной политике организацией в процессе осуществления хозяйственной деятельности было законодательно закреплено п. 6 приказа Минфина России от 20.03.1992 № 10 «Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации». Документ призывал к последовательному применению учетной политики организации. В нем также был определен один из ее элементов — метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг.

Через три года, в 1995 г. в Российской Федерации вступил в действие первый вариант Поло-

жения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), утвержденного приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100 (далее — ПБУ 1/94). В соответствии с ПБУ 1/94 под учетной политикой предприятия подразумевалась совокупность способов ведения учета, выбранная им и включающая в себя первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности [1]. Сравнивая два определения, отражающих сущность понятия «учетная политика организации», необходимо обратить внимание на то, что в них имеются расхождения: первое определение, взятое из МСФО (IAS) 8, подчеркивает важность учетной политики для подготовки и составления финансовой отчетности, а второе определение — для выбора способов ведения бухгалтерского учета, в том числе итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

С точки зрения МСФО (IAS) 8, результатом применения конкретных принципов, основ, соглашений, правил и практики является качественное отражение результатов деятельности в финансовой отчетности. В определении, содержащемся в международных стандартах, отсутствует слово «совокупность». Это обусловлено тем, что учетная политика организации «accounting policies» употребляется во множественном числе, а это значит, что учетная политика в рамках МСФО (IAS) 8 представляет не единый документ, а множество документов конкретной организа-

ции, следование которым является залогом достоверности финансовой отчетности.

В определении, представленном в ПБУ 1/94, итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности поставлено на один уровень с выбором способов ведения бухгалтерского учета, следовательно, данным ПБУ в большей мере регулировался порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций. При этом сама учетная политика организации состояла из одного документа, в котором полностью отражалась методика и организация учета на предприятии.

Отличительной особенностью первой редакции российского стандарта по учетной политике предприятия является отражение общепринятых в профессиональном бухгалтерском сообществе принципов учета: допущения и требования к учетной системе предприятия.

В 1996 г. был принят Федеральный закон от 21.11.1996. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете). Ученые отмечают, что данный закон «...определил цели законодательства о бухгалтерском учете и систему его нормативного регулирования на основе отечественного опыта того времени и международной практики» [8, с. 12]. Нового определения учетной политики организации он не содержал. В законе регламентировался порядок утверждения и применения учетной политики организации. Тем самым организации были допущены к участию в нормотворческом процессе. Они были вправе, исходя из отрасли, рода деятельности и структуры организации, самостоятельно формировать собственную учетную политику, основываясь на законодательстве Российской Федерации и нормативных актах в области бухгалтерского учета. Таким образом, учетная политика организации с 1994 г. заняла определенное место в нормативном регулировании бухгалтерского учета на уровне предприятия, т. е. на локальном уровне.

С годами бухгалтерский учет претерпевал все большие изменения, возникла необходимость в пересмотре первой редакции стандарта по учетной политике. В результате было принято постановление Правительства РФ от 06. 03.1998. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». В рамках этой программы возникла необходимость в преобразовании существующих

стандартов учета, разработке и утверждении новых. Задача была непростой, так как заключалась в адаптации отечественной нормативной базы и условий хозяйствования к требованиям международных стандартов.

Самым значительным изменением в рамках сближения с МСФО стало изменение структуры нормативных документов: каждый нормативный документ должен был отдельно рассматривать и формировать информацию по разным видам активов и пассивов организации. Если способы учета, принятые организацией, оказывали существенное влияние на показатели бухгалтерской отчетности, то в соответствии с новыми стандартами организации теперь были обязаны раскрывать принятые ими способы учета.

В рамках Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н была издана вторая редакция ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/98).

По мнению Ю. А. Бабаева, «указанный документ сохранил все ценное и разумное из прежнего Положения» [5, с. 202]. В нем также нашли отражение нововведения законодательства, влияющие на разработку учетной политики организации. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» действовало на протяжении 10 лет.

В ПБУ 1 /98 «Учетная политика организации» под учетной политикой организации понималась «.принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности». В обновленном определении учетной политики по сравнению с текстом ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия» слово «выбранная» заменили на «принятая», а также исключили пояснение «(уставной и иной)» к словосочетанию хозяйственная деятельность организации. В итоге формулировка, представленная в ПБУ 1/98, существенно не изменилась по сравнению с предыдущей редакцией ПБУ 1/94 и не приблизилась к формулировке, содержащейся в МСФО.

С 1 января 2009 г. вступило в действие ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н (далее — ПБУ 1/2008). Определение

учетной политики организации в ПБУ 1/2008 не претерпело изменения. Это означает, что в настоящее время сохраняется разница между понятием «accounting policies» и «учетная политика» организации в иностранном понимании этого словосочетания и российском представлении.

Одновременно продолжает действовать Закон о бухгалтерском учете (в ред. от 03.11.2006 №183-ФЗ), в котором по-прежнему отсутствует определение термина «учетная политика организации». В связи с этим можно сделать вывод, что ПБУ 1/2008 является необходимым дополнением, разъясняющим понятие «учетной политики» и конкретизирующим процесс ее составления, утверждения и применения. Таким образом, процесс формирования и применения учетной политики организации регулируется нормативными документами, которые взаимосвязаны друг с другом, но при этом имеют разный правовой статус.

Для того чтобы определить правовой статус нормативного документа в Российской Федерации, необходимо учитывать, что нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета, по значимости делятся на четыре уровня: законодательный, нормативный, методический и организационный (табл. 1).

На основе классификации уровней нормативного регулирования бухгалтерского учета, приведенной в табл. 1, следует, что Закон о бухгалтерском учете относится к первому уровню нормативного регулирования — законодательному, т. е. носит общий и обязательный характер к исполнению. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) предназначено для обширной конкретизации Закона о бухгалтерском учете в области формирования учетной политики организации. Это означает, что нормы положения по бухгалтерскому учету не должны противоречить содержанию федерального закона.

В настоящее время оба документа в той или иной степени регламентируют порядок формирования учетной политики организации, но между ними имеется два существенных противоречия:

1) статья 6 Закона о бухгалтерском учете разрешает вводить изменения в учетную политику организации только с начала финансового года, следующего за отчетным, и обязывает утверждать в учетной политике только те формы первичных учетных документов, для которых не разработаны типовые формы;

2) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) не запрещает вносить в нее изменения с начала отчетного года, если «...иное не обусловливается причиной такого изменения». Кроме того, в соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 разрешено утверждать все формы первичных учетных документов, включая типовые формы, а также регистры бухгалтерского учета, используемые организацией.

Таким образом, между общепринятыми и обязательными к исполнению нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете» и его конкретизацией в виде ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» наблюдаются существенные противоречия. В связи с этим можно сделать вывод, что либо в Закон о бухгалтерском учете необходимо внести поправки, либо из ПБУ 1/2008 должны быть исключены правила, противоречащие документу более высокого нормативного уровня.

Формирование учетной политики организации регулируется также иными нормативными документами разных уровней: Гражданским кодексом и Налоговым кодексом РФ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, утвержденными

Таблица 1

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

№ п/п Название нормативного уровня Законодательные акты и нормативные документы по бухгалтерскому учету

1 Законодательный Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ

2 Нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности

3 Методический Методические указания, планы счетов и инструкции по их применению, инструкции, комментарии, письма Минфина России и иных ведомств

4 Организационный Локальные рабочие документы, разработанные самой организацией

приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, положениями по бухгалтерскому учету, утвержденными приказами Минфина России, а также инструкциями.

В ходе подготовки ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», несмотря на выявленные противоречия, преследовалась цель сближения его содержания с МСФО и уменьшения противоречий действующего законодательства.

Одним из самых значительных изменений, внесенных в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», является ретроспективное отражение последствий изменений учетной политики организации. Данный способ отражения результатов изменений может применяться в том случае, если изменение вызвано причинами, отличными от указанных в п. 14 данных ПБУ, и оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так, если по определенным причинам изменилась стоимость активов (обязательств) организации, по которой они принимались к учету, то в соответствии с ПБУ 1/2008 разрешаются внесение изменений в учетную политику организации и применение нового порядка учета с первого момента возникновения в организации фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Все последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской справке и оформляются бухгалтерскими проводками. Данные отчетности предыдущего отчетного периода не подлежат изменению, так как на тот момент действовал старый вариант учетной политики. «Но эти данные не должны отражаться и оборотами 1 января нового отчетного года, потому что уже к началу нового отчетного года мы должны подойти с данными, которые характеризовали бы порядок учета по новым, измененным правилам» [12, с. 21]. В связи с этим остатки на начало нового отчетного периода, т. е. на 1 января 2009 г. должны быть показаны с учетом вступивших в силу изменений учетной политики организации. Изменение остатков по соответствующим счетам осуществляется за счет нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.

В зарубежной практике на основании МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки», в том случае если корректиров-

ка учетной политики не вызвана новыми требованиями стандартов, изменения в учетной политике отражаются в отчетности предыдущего отчетного периода таким образом, словно новая учетная политика применялась с самого начала существования организации. Тогда корректируется начальное сальдо нераспределенной прибыли и дополнительно пересчитываются сравнимые показатели отчетности. Если такой подход оказывается неоправданным (затраты на корректировку слишком высоки), в приложение к финансовой отчетности текущего периода вносятся разъяснения, на основании которых изменяется отчетность текущего периода.

В ПБУ 1/2008 отмечено, что в том случае, если оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, способ ведения учета, претерпевший изменение, должен применяться перспективно в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа.

Таким образом, наличие ретроспективного и перспективного подходов к отражению последствий изменений учетной политики в бухгалтерской отчетности сближают ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки».

Другой аспект ПБУ 1/2008 — это его измененная структура. В новом положении осталось четыре раздела: общие положения, формирование учетной политики, раскрытие учетной политики и изменение учетной политики. Но третий и четвертый разделы, касающиеся изменения учетной политики и ее раскрытия в отчетности, поменялись местами. Увеличилось число пунктов в третьем и четвертом разделах положения, соответственно, уменьшилось количество пунктов в первом разделе, а во втором — оно осталось неизменным. Многие формулировки были заменены разработчиками ПБУ на другие, более точно определяющие то или иное понятие или хозяйственный процесс.

В соответствии с ПБУ 1/2008 учетную политику организации теперь может формировать главный бухгалтер, а также любое должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Такое дополнение, на взгляд автора,

увеличило круг лиц, имеющих право разработки учетной политики организации, и привело в соответствие данное положение по бухгалтерскому учету с п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете.

Эксперт по бухгалтерскому учету В. Р. Захарьин, напротив, считает, что внесенные в стандарт изменения привели к еще большему противоречию: «На первый взгляд все логично и очевидно — организация может не иметь главного бухгалтера, но без бухгалтерского учета и учетной политики жить не может. Да вот только ст. 7 Закона о бухгалтерском учете подобных оговорок не содержит: за формирование учетной политики может отвечать только один человек — главный бухгалтер. Правда, п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете допускает различные варианты организации бухгалтерского учета у хозяйствующих субъектов. Иными словами, на уровне ПБУ более правильным представляется не общая формула, а точное определение, кто в какой ситуации должен (или может) разрабатывать учетную политику» [9].

Еще одним новшеством ПБУ 1/2008, которое уже затрагивалось, является необходимость утверждения всех используемых организацией первичных форм учетных документов, документов внутренней бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета, даже в том случае, если уже существуют унифицированные межведомственные формы. Таким образом, с одной стороны, исключено дублирование требований Закона о бухгалтерском учете, с другой стороны, отсутствие требования утверждения в учетной политике организации форм для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые первичные учетные документы, в некоторой степени противопоставляет новое ПБУ действующему федеральному закону.

Интересной особенностью ПБУ 1/2008 можно считать разрешение на использование данного положения иностранными филиалами и представительствами, находящимися на территории России, а также разрешение на использование международных стандартов финансовой отчетности, если это не противоречит правилам стран, где находятся головные офисы иностранных представительств и филиалов. В предыдущей редакции ПБУ отсутствовало право на формирование учетной политики представительства или филиала иностранной компании в соответствии с российскими стандартами.

Новый подход дает возможность проанализировать и сопоставить иностранные требования к методике и организации бухгалтерского учета в иностранном представительстве или филиале, более тщательно изучить особенности этих требований, найти общие и противоречащие нормы и прийти к определенному компромиссу путем разработки собственных локальных процедур по организации бухгалтерского учета, в основе которых лежат аспекты российского и иностранного законодательства, не противоречащие друг другу.

Российские организации в соответствии с новой редакцией ПБУ 1/2008 могут использовать МСФО в том случае, если определенные способы ведения учета не урегулированы в законодательстве и не применимы в отдельных ситуациях. Следовательно, разрабатывая собственные способы бухгалтерского учета, они могут использовать как российские ПБУ, так и МСФО. «Это касается определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов» [10, с. 18].

Вопрос внесения изменений в учетную политику организации также претерпел изменения. Об одном виде изменений уже говорилось ранее, но по-прежнему остались три случая, когда можно изменять учетную политику организации:

— при изменении российского законодательства или нормативных актов Минфина России;

— если организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;

— в случае существенного изменения условий деятельности организации.

В последнем случае среди существенных изменений условий деятельности теперь можно выделить следующие: слияние, разделение и присоединение — основные виды реорганизации предприятия. Смена собственников больше не признается изменением условий хозяйствования и не требует внесения изменений в учетную политику организации.

Новыми пунктами ПБУ 1/2008 стали п. 21 — 23, 25. Рассмотрим содержание каждого пункта во взаимосвязи, так как они тем или иным образом регулируют содержание пояснительной записки, причины ее составления и методику отражения в ней изменений в учетной политике организации.

Согласно п. 25 ПБУ 1/2008 организация должна объявить в пояснительной записке к бухгал-

терской отчетности изменения учетной политики на год, следующий за отчетным. В ней должны отражаться не только причины изменений, но и их содержание (п. 21 ПБУ 1/2008), а также:

— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Если организация корректирует учетную политику в связи с изменением законодательства или применяет нормативно-правовой акт впервые, то факт отражения последствий изменения учетной политики должен быть включен в пояснительную записку к бухгалтерской отчетности. Последствия данных изменений должны соответствовать порядку, предусмотренному этим актом. Из данного утверждения следует, что в пояснительной записке следует отражать возможный результат, который на данный момент можно спрогнозировать или рассчитать на основе изменений, вносимых в учетную политику организации, и нововведений законодательства. Следовательно, в пояснительной записке должны отражаться не только причина и содержание изменения, но и их последствия. Таким образом, пояснительная записка к бухгалтерской отчетности организации одновременно выполняет информативную и аналитическую функцию.

На основании п. 23 ПБУ 1/2008 пояснительная записка организации должна отражать факт неприменения нормативно-правового акта, утвержденного органом власти, но не вступившего в силу, а также оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности за период, в котором начнется применение. Поэтому пояснительная записка должна выполнять функцию прогнозирования с элементами планирования.

Факт невозможности раскрытия информации об изменении учетной политики по предшествующему отчетному периоду представляется в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, если ее невозможно раскрыть, с указанием отчетного периода, в котором начнется изменение учетной политики.

Все перечисленные изменения и дополнения в новом стандарте по бухгалтерскому учету должны учитываться руководителем и бухгалтером при внесении изменений в учетную политику организации на 2009 г. Чтобы новая учетная политика действовала с 1 января 2009 г., руководителю необходимо было ее утвердить 31 декабря 2008 г., но на 31 декабря 2008 г. действовало ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». По мнению консультанта-эксперта по бухгалтерскому учету и налогообложению О. А. Курбангалеевой, «.формировать учетную политику, которая будет действовать с 2009 г., организации должны по старым правилам — в соответствии с ПБУ 1 /98» [10, с. 17]. Несмотря на то, что новое ПБУ 1/2008 вступило в силу с 1 января 2009 г., и приказ нацелен на регулирование ведения бухгалтерского учета организации в следующем за отчетным годом — в нашем случае — 2009 г., необходимо согласиться с мнением консультанта-эксперта. В противном случае ведение бухгалтерского учета не будет соответствовать действующему законодательству Российской Федерации.

Такого же мнения придерживается Г. Ю. Касьянова, ведущий эксперт Ассоциации бухгалтеров, аудиторов и консультантов: «Таким образом, при принятии решения о том, какой будет ваша учетная политика на 2009 г., следовало руководствоваться старым ПБУ 1/98» [6, с. 21]. По ее мнению, изменения, содержащиеся в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», незначительны. В связи с этим при необходимости организация может издать приказ об изменении учетной политики с определенной даты 2009 г. с учетом требований ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Ланина И. Б. также считает, что учетная политика на 2009 г. должна формироваться в соответствии с ПБУ 1/98, а учетная политика на 2010 г. — в соответствии с ПБУ 1/2008 [7, с. 4].

Мнения трех специалистов совпадают и, по мнению автора, формируют правильную точку зрения на достаточно противоречивый вопрос. Следовательно, к процессу утверждения учетной

политики организации на новый отчетный год необходимо подходить не формально, как это делают многие небольшие организации в России, а с пониманием необходимости и важности документа.

Таким образом, учетная политика в Российской Федерации должна самостоятельно разрабатываться каждой организацией (за исключением бюджетных и кредитных организаций) и находиться в строгих рамках нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Список литературы

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), утвержденное приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н (в ред. приказа Минфина России от 30.12.1999 № 107н).

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

4. Международные стандарты финансовой отчетности 2008 г. М.: Аскери — АССА. 2008. 900 с.

5. Бабаев Ю. А. Теория бухгалтерского учета: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект,

2008. 240 с.

6. Касьянова Г. Ю. Бухучет, налоги, право: просто о сложном. Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя. М.: АБАК. 2009. 48 с.

7. Ланина И. Б. Учетная политика организации. М.: Финансовая газета, 2008. 48 с.

8. Львова И. Н. Учетная политика организации: учеб. пособие. М.: Магистр. 2008. 271 с.

9. Захарьин В. Р. Проект ПБУ 1/2008: что нового // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2008. № 9.

10. Курбангалеева О. А. Учетная политика организации (ПБУ 1/2008) // Советник бухгалтера.

2009. № 1. С. 16 — 20.

11. Слобцова О. Семь причин изменить учетную политику // Практическая бухгалтерия. 2008. № 12. С. 24, 25.

12. Хабарова Л. П. Изменение оценочных значений. Новое ПБУ 21/2008 // Бухгалтерский бюллетень. 2008. № 11. С. 17 — 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.