Развитие финансовой сферы
А.В. Вьюницкий
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье приводится анализ рынка негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в России. Выделяя блок системных проблем на пути его развития, автор выдвигает идею о необходимости создания системы страхования пенсионных резервов и пенсионных накоплений, досрочного получения части уплаченных ранее взносов и введения льгот по налогу на доходы физических лиц НДФЛ в случае уплаты пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды.
Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, негосударственное пенсионное обеспечение, система страхования пенсионных резервов, пенсионные взносы, выкупная сумма.
По итогам переписи населения 2010 г. численность трудоспособного населения в России составила почти 89 млн чел.1, из которых лишь 6,62 млн чел. участвуют в программах негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в России2. Таким образом, из всего трудоспособного населения за 20 лет стало участниками системы негосударственного пенсионного обеспечения только 5,9%. Количество участников программы государственного софинансирования пенсионных накоплений чуть больше и составляет 6,9 млн чел.3, то есть 6,1% от общей численности трудоспособного населения.
При этом выплаты в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения невысоки и составляли по данным на 01.10.2011 г. в среднем 1780 руб.4 Учитывая, что среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника
© Вьюницкий А.В., 2012
составляла 23 352 руб.5, коэффициент замещения средней негосударственной пенсии находился на уровне 7,6% от средней заработной платы.
Исходя из вышеизложенного, следует признать, что существующая сегодня в России модель негосударственного пенсионного обеспечения крайне неэффективна - охват участников очень небольшой, выплаты минимальные. Они неспособны существенно увеличить пенсионный доход участника системы, размер активов фондов относительно ВВП крайне мал, что не позволяет эффективно использовать «длинные» пенсионные деньги в масштабах экономики.
К тому же уровень доверия системе чрезвычайно низок. Так, по данным Национального агентства финансовых исследований, опросившего 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России, 84% опрошенных знают о возможности делать отчисления в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), но 79% от опрошенных не хотят этого делать. Что касается причин «неуплаты» взносов в фонды, то 65% опрошенных не доверят фондам, и только 31% не имеют свободных средств, чтобы делать отчисления6.
В рамках настоящей статьи отбросим вопросы недоверия фондам, отсутствие традиции осуществлять долгосрочные инвестиции и прочие субъективные факторы и попробуем объективно разобрать основные недостатки имеющихся сегодня на рынке продуктов НПФ, а также предложить пути повышения эффективности существующей системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Первым блоком следует признать системные проблемы, которые могут быть решены только путем внесения изменений в действующее законодательство и изменения ряда основополагающих принципов деятельности фондов.
Здесь чрезвычайно важным вопросом является необходимость создания системы страхования пенсионных резервов фондов по аналогии с действующей с 2004 г. системой страхования банковских вкладов.
В ст. 23 75-ФЗ обозначена возможность фондов на добровольной основе заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств фондов перед участниками, а также участвовать в обществах взаимного страхования и создавать объединенные гарантийные фонды. Фонды не спешат этого делать, так как это потребует дополнительных расходов, в то время как формирование имущества для уставной деятельности
фонда (далее - ИОУД) жестко регламентировано ст. 17 Федерального закона № 75-ФЗ7 и найти дополнительные средства даже для крупных фондов непросто. Поэтому необходимо законодательно закрепить необходимость страхования средств пенсионных резервов (и пенсионных накоплений) в целях обеспечения интересов клиентов фонда.
Еще одним важным вопросом является возможность получения выкупных сумм по договору. По нормам действующего законодательства застрахованное лицо, уплачивающее дополнительные страховые взносы на формирование накопительной части трудовой пенсии, не может получить их назад иначе как в виде выплат негосударственной пенсии или же выплаты правопреемникам умершего застрахованного лица. Вкладчик по договору НПО также не может забрать даже часть уплаченных взносов, не расторгнув пенсионный договор. А расторжение пенсионного договора и получение выкупной суммы зачастую связано для вкладчика со штрафными санкциями, он теряет часть заработанного фондом за время действия договора дохода, а то и часть ранее уплаченных пенсионных взносов.
Для вкладчиков - физических лиц этот вопрос является принципиальнейшим, так как в данном случае пенсионный продукт, предлагаемый фондом, оказывается абсолютно неконкурентоспособным по сравнению с другими продуктами на рынке, например с депозитом с неснижаемым остатком или ПИФ, где ранее вложенные средства могут быть получены вкладчиком в любой удобный для него момент.
С другой стороны, возможность вкладчика в любой момент забрать все ранее уплаченные взносы может негативно сказаться на финансовой устойчивости фондов, которые должны будут размещать пенсионные резервы в максимально ликвидные активы и не смогут заранее определить необходимость выводить средства из доверительного управления.
Поэтому необходимо предусмотреть норму неснижаемого остатка на пенсионном счете (например, в процентах от ранее внесенных взносов на уровне 51%), которую вкладчик обязан оставить на пенсионном счете. Оставшиеся 49% ранее уплаченных взносов вкладчик вправе изъять со счета в случае необходимости.
Второй блок проблем на пути развития НПО связан с налогообложением. Причем отдельным вопросом в нем следует выделить налогообложение пенсионных взносов, отдельно -пенсионных выплат. Особо стоит остановиться на проблеме
предоставления налоговых льгот в случае уплаты пенсионных взносов в фонды.
Согласно п. 4 ст. 219 части 2 НК РФ вкладчики - физические лица могут получить в следующем налоговом периоде налоговый вычет на сумму уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору/договорам негосударственного пенсионного обеспечения в свою пользу или пользу определенного круга лиц. При этом если выплата пенсионных взносов происходит через работодателя, то работодатель, как налоговый агент, мог бы напрямую предоставить вкладчику льготы по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в текущем налоговом периоде.
Что касается получения негосударственных пенсий, то здесь ключевым вопросом будет налогообложение негосударственных пенсий подоходным налогом. Например, в п. 4 ст. 219 части 2 НК РФ указан круг лиц (ближайшие родственники), в пользу которых вкладчик -физическое лицо может уплачивать пенсионные взносы (и получить при этом социальный налоговый вычет), но при получении негосударственной пенсии эти участники должны будут уплатить налог. Та же ситуация возникает при паритетном финансировании негосударственной пенсии вкладчиками - физическим и юридическим лицом: с части пенсии, сформированной за счет взносов вкладчика - юридического лица, выплачиваемой участнику, будет удерживаться НДФЛ.
Мы считаем, что необходимо отменить НДФЛ с негосударственных пенсий, уплачиваемых в пользу ближайших родствен-ников8.
В заключение следует отметить, что система негосударственного пенсионного обеспечения в России за 20 лет своего существования доказала свою жизнеспособность, но не выполнила тех задач, которые перед ней ставились изначально. Одной из важнейших причин этого было недоверие граждан к негосударственным пенсионным фондам, отчасти из-за этого (хотя это и не единственная причина), в целях совершенствования системы была предложена государственная программа софинасирования дополнительных взносов, уплачиваемых на формирование накопительной части трудовой пенсии, в рамках которой застрахованное лицо может увеличить часть трудовой пенсии, формирование которой «по умолчанию» происходит в Пенсионном фонде Российской Федерации.
В то же время и эта система оказалась наделена теми же недостатками для клиентов, что и система НПО. Поэтому сейчас важно
определить дальнейшие пути развития систем и механизмы их совершенствования, что даст гражданам дополнительные стимулы участвовать в формировании своей будущей пенсии, что позволит в перспективе снизить дефицит бюджета Пенсионного фонда России (за счет снижения роста расходной части в связи с замедлением роста трудовых пенсий).
Примечания
Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 г. // Сайт Государственного комитета по статистике Российской Федерации. [М., 2011]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 25.01.12). Основные показатели деятельности НПФ // Сайт Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации. [М., 2011]. URL: http://www. fcsm.ru/ru/contributors /polled_investment/npf/reports / (дата обращения: 25.01.12).
Программа государственного софинансирования пенсии // Сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. [М., 2011]. URL: http://www.pfrf.ru/financed_ public_pension/ (дата обращения: 25.01.12).
Если взять средний размер негосударственной пенсии по тем фондам, что уже производят выплату негосударственной пенсии, на 01.10.2011 г. Среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации // Сайт Государственного комитета по статистике Российской Федерации. [М., 2011]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_11kv. htm (дата обращения: 25.01.12).
НПФ вошли в недоверие // Сайт национального агентства финансовых исследований. [М., 2011]. URL: http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/press/ single/10505.html (дата обращения: 25.01.12).
Согласно ст. 17 Федерального Закона № 75-ФЗ ИОУД формируется за счет совокупного вклада учредителей, целевых взносов, части дохода от размещения пенсионных резервов пенсионных накоплений (не более 15%), дохода фонда от использования (в том числе размещения) ИОУД, благотворительных взносов и других законных поступлений.
Обеспечив контроль за исполнением Федерального Закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2
3
4
5
6
7