Научная статья на тему 'Особенности страхования негосударственных пенсионных фондов'

Особенности страхования негосударственных пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
726
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / ПЕНСИОННАЯ СХЕМА / ПЕНСИОНЕР / ГОСУДАРСТВО / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INSURANCE / ESPECIALLY PRIVATE PENSION FUNDS / PENSION SCHEME / PENSIONER / STATE PENSION PROVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халикова Зарина Беделовна, Смагин Александр Алексеевич

В данной статье рассматривается негосударственное пенсионное страхование, как социально правовое явление. Рассмотрена деятельность негосударственных пенсионных фондов. Приведены особенности страхования негосударственных пенсионных фондов. Сформулированы соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of insurance of the non-state pension funds

This article examines non-state pension insurance as a social and legal phenomenon. Review the activities of non-state pension funds. Given the peculiarities of the insurance of private pension funds. Formulates relevant conclusions.

Текст научной работы на тему «Особенности страхования негосударственных пенсионных фондов»

Особенности страхования негосударственных пенсионных фондов Features of insurance of the non-state pension funds

Халикова Зарина Беделовна

Студентка 4 курса Учетно-финансового факультета Ставропольский ГА У Ставрополь, Россия e-mail: xalikovaz05@gmail. com

Khalikova Zarina Bedelovna

4th year student Faculty of Accounting and Finance Stavropol state agrarian UNIVERSITY Stavropol, Russia e-mail: xalikovaz05@gmail. com

Научный руководитель Смагин Александр Алексеевич

Ассистент кафедры «финансы, кредит и страховое дело» Ставропольский ГА У Ставрополь, Россия

Scientific adviser Smagin Alexander A.

Assistant of the Department "Finance, credit and insurance " Stavropol state agrarian UNIVERSITY Stavropol, Russia

Аннотация.

В данной статье рассматривается негосударственное пенсионное страхование, как социально правовое явление. Рассмотрена деятельность негосударственных пенсионных фондов. Приведены особенности страхования негосударственных пенсионных фондов. Сформулированы соответствующие выводы.

Annotation.

This article examines non-state pension insurance as a social and legal phenomenon. Review the activities of non-state pension funds. Given the peculiarities of the insurance of private pension funds. Formulates relevant conclusions.

Ключевые слова: страхование, особенности, негосударственные пенсионные фонды, пенсионная схема, пенсионер, государство, пенсионное обеспечение.

Key words: insurance, especially private pension funds, a pension scheme, the pensioner, the state pension provision.

Негосударственное пенсионное страхование (НПС) является дополнительным источником обеспечения к обязательному государственному пенсионному страхованию.

Негосударственное пенсионное страхование базируется на принципах добровольного взаимодействия работодателей и физических лиц в создании пенсионных накоплений с возможностью последующего получения застрахованными лицами пенсионных выплат, предусмотренных в порядке и на условиях Федерального закона № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В 2004 году, в России появилось негосударственное пенсионное страхование, осуществляемое через НПФ. Пенсионеры получили возможность выбора, доверить свои деньги частной компании, прошедшей строгий конкурс, или государству. [2]

НПФ - это особая социальная некоммерческая организация, она создана специально для пенсионного обеспечения. Эти фонды могут осуществлять добровольное пенсионное обеспечение и формировать накопительную часть пенсии, то есть, быть страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.

В отличии от государственного пенсионного страхования, где все нормы и условия установлены законом, в негосударственном страховании на первый план выходит договор между работодателем или гражданином с НПФ. Пенсионер получает право получать 2 пенсии одну от государства, вторую от НПФ, что позволяет повысить стандарты жизни. [1]

Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться в форме индивидуальных договоров с гражданами или пенсионных программ предприятий. Деятельность таких фондов строго регулируется законом.

НПФ собирают средства с предприятий или граждан по установленным тарифам, ведет учет поступивших средств и распределяет их на именные счеты конкретных пенсионеров. Фонд имеет право инвестировать эти средства, чтобы добиться их увеличения и обязан выплачивать пенсию после достижения человеком пенсионного возраста. Фонды не имеют право сами осуществлять инвестиции, это делается только через особые управляющие компании. Они лицензируются и контролируются государством, то есть, действует двухступенчатая система. Фонд собирает деньги, но вкладывает их независимая от него компания.

Фонды могут осуществлять социальное страхование населения независимо от негосударственного пенсионного обеспечения.

В соответствии с договором, вкладчик должен уплачивать в пользу фонда взносы, из которых позже идет выплата пенсий. НПФ является некоммерческой организацией, то есть их доходы направляются только на пополнение пенсионных счетов и выплаты пенсий, учредители не могут получать от деятельности фонда доходы.

Сейчас фонды применяют все больше пенсионных схем, их пенсионные правила часто меняются. Все пенсионные схемы, применяемые фондом, нужно регистрировать, они должны полностью соответствовать установленным государством требованиям.

Пенсионная схема является основой договора между застрахованным и фондом. Фонд не имеет право произвольно трактовать условия договора. В названии пенсионной схемы нужно отразить ее основные особенности.

В пенсионной схеме не должно быть предусмотрено единовременное получение средств, накопленных на пенсионном счету участника фонда, НПФ обязан выплачивать негосударственные пенсии и ничего больше.

При оценке платежеспособности фонда нельзя использовать обычные методы финансового аудита, здесь нужно использовать актуарное оценивание, то есть, экспертиза финансовых возможностей фонда и его обязательств перед вкладчиками.

В случае добровольного пенсионного обеспечения, сумма взносов определяется только возможностями вкладчика. Размер отчислений для формирования имущества фонда и покрытия его расходов не должен быть выше 15% доходов фонда от размещения средств пенсионных резервов и 15% дохода от инвестиций, после того, как будет вычтено вознаграждение для управляющей компании и специализированного депозитарного фонда, а также уплачены налоги. Имущество фонда формируется из совокупного вклада его учредителей, целевых поступлений и пенсионных взносов, но их доля не должна быть выше 3%. [3]

Если человек решил доверить пенсионные накопления НПФ, то Пенсионный фонд РФ должен перевести туда средства, находящиеся на индивидуальном лицевом счете. Туда же нужно перевести взносы на обязательное пенсионное страхование гражданина.

В связи с изложенным под негосударственным пенсионным страхованием следует понимать такой вид пенсионного страхования, при котором вкладчики (работодатели и/или работники) отчисляют пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды или другие страховые организации на добровольной основе, направленные на создание имущественного фонда для компенсации потерь собственника при наступлении определенного социального риска, который приведет к снижению трудоспособности, либо к ее прекращению, а страховщик вправе требовать уплаты страховых взносов и обязан предоставить страховое обеспечение -негосударственную пенсию.

Список используемой литературы

1. Булгакова Н. С., Попкова Т. А. О некоторых итогах реализации Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» // Пенсия, 2014. № 5, с.12 -13

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М. В. Романовский и др.; Под. ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2013. 621 с.

3. Дмитриев М.Э. О программе пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия, 2013. № 5, с.

4-5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.