Хуайаньский политехнический институт, г. Хуайань, Китай
E-mail: czjjing@163.com
Аннотация. В начале 90-х годов ХХ века после распада СССР происходит непростой и зачастую противоречивый переход от китайско-советских к китайско-российским отношениям, в том числе и в нефтегазовой сфере. Приоритетным в межгосударственных отношениях двух стран стало сотрудничество не на общих идейно-классовых основах, а на условиях рыночных связей.
Ключевые слова: сотрудничество, КНР, РФ, отношения, планирование.
В августе 1992 г. руководители правительств в КНР и РФ обсудили состояние и перспективы китайско-российского сотрудничества в нефтяной сфере. Инициатором этих переговоров стала Россия, которой катастрофически не хватало финансовых средств, в том числе иностранной валюты, для выхода из сложного социально-экономического кризиса. Увеличение экспорта энергоресурсов, в том числе в Китай, было одним из важных способов облегчения экономического положения страны. А растущая китайская экономика нуждалась в надежных поставках нефти и газа, которые предлагала Россия.
Весной 1994 г. Москва выступила с инициативой о сотрудничестве с Китаем по строительству в КНР крупного нефтепровода. Были проработаны различные варианты его маршрута. Летом 1994 г. стороны подписали меморандум, по которому «China National Petroleum Corporation» и «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания» России стали осуществлять проектирование и строительство нефтепровода «Ангарск-Дацин». Этот первый крупный проект положил начало нефтегазовому сотрудничеству между Китаем и новой Россией. Осенью этого же года правительства двух стран начали переговоры о сооружении трубопровода для транспортировки природного газа в Китай.
В 1995 г. Министерство энергетики РФ подписало меморандум о сотрудничестве с «Китайской корпорацией нефти и газа и Министерством энергетики топливных энергоресурсов КНР», о расширении сотрудничества
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
между двумя странами в нефтегазовой отрасли. В 1996 г. в ходе визита в Китай Президента России Б.Н. Ельцина было подписано «Совместное соглашение о сотрудничестве в сфере энергоресурсов», где официально подтверждалось решение о строительстве китайско-российского трубопровода по поставкам в КНР сырой нефти. В сентябре 1996 г., в целях формирования политического обеспечения взаимовыгодного механизма сотрудничества в сфере энергетики, был образован китайско-российский комитет в области нефти и газа [1].
Во второй половине 90-х годов ХХ века стороны подписали целый ряд соглашений о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, реализация которых ускорила процесс торгово-экономических связей между государствами. К концу 1999 г. Китай и Россия завершили предварительное технико-экономическое обоснование проекта трубопровода для транспортировки российской нефти.
Однако несмотря на развивающееся сотрудничество в энергетической сфере, в 90-е годы добиться больших поставок углеводородов из РФ в Китай не удалось. Переговоры между двумя странами по вопросам энергетики часто срывались, а подписанные на них многие соглашения до конца не реализовывались. Причиной были бюрократические преграды, разногласия в ценах на нефть и газ, неотработанной и слабой была нормативно-правовая база энергетического сотрудничества.
Объем торговли нефтью и особенно газом оставался низким. Китай импортировал из России в основном сырую нефть.
И все же, несмотря на эти объективные трудности и другие тормозящие факторы, в 90-е годы ХХ века между Китаем и Россией начала закладываться основа конструктивного взаимовыгодного партнерства. Она формировалась на фундаменте стабильных политических отношений. Энергетическое сотрудничество, как и все торгово-экономическое взаимодействие двух стран, в непростые 90-е годы ХХ века, можно охарактеризовать следующим образом.
Во-первых, Китай закупал у России преимущественно сырую нефть и только незначительную часть продуктов ее переработки.
Во-вторых, газовое сотрудничество только начиналось.
В-третьих, практически отсутствовала инфраструктура надежных поставок углеводородов из РФ в КНР (нефте- и газопроводов и т.д.).
В-четвертых, наличие бюрократических преград и издержек, особенно с российской стороны, нежелание олигархического руководства некоторых нефтяных компаний РФ, ориентированных на Европу, сотрудничать с Китаем.
В-пятых, несмотря на небольшие объемы поставок углеводородов в Китай, РФ получила значительные валютные ресурсы, крайне необходимые для становления и развития своей рыночной экономики, а Китай частично удовлетворял свои растущие потребности в нефти.
Все это стало хорошим залогом для становления надежных, взаимовыгодных связей на будущее. На рубеже ХХ-ХХ1 веков постепенно увеличивается тенденция и укрепляется диалог по строительству нефтепроводов из РФ в КНР, формируется долгосрочная картина сотрудничества двух соседних стран, в том числе и в области энергетики.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
С 2000 г. междержавные отношения Китая и России вступили в новый этап. К руководству в РФ пришел новый лидер В.В. Путин, объявивший курс России на Восток. Новый этап (2000-2008 гг.) характеризуется продолжением укрепления и развития двухсторонних отношений, в том числе в нефтегазовой сфере.
Смена высшей политической элиты РФ во главе с Б.Н. Ельциным и приход к власти команды национально-ориентированных единомышленников В.В. Путина исторически совпали с очередной волной резкого роста мировых цен на углеводороды в начале 2000-х годов. Сочетание колоссальных запасов энергоносителей с динамично растущим мировым спросом на эти ресурсы дал суверенной России возможность повысить свою роль в международной энергетической политике.
Более того, для России энергоресурсы стали не только средством влияния на мировой арене, источником поступления валюты, но и базой для оборонно-технического, культурного развития страны.
Энергетические интересы России в начале 2000 годов во многом совпали с китайскими интересами. В 2001 г. Китай объявил о реализации широкого спектра энергетической политики, о сотрудничестве в энергетической сфере между Россией и Китаем для поддержания более стабильных отношений. В этот период, с ростом мировых цен на нефть и получения добавленной стоимости от продажи нефтепродуктов, позиция России в качестве ведущего экспортера углеводородов значительно укрепилась. Стала реализовываться политика диверсификации экспорта нефти и газа. В начале 2000-х годов Китай и Россия подписали ряд документов о сотрудничестве в области добычи нефти и газа. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) и Российская нефтяная компания «ЮКОС» подписали соглашение о строительстве и покупку 300000 тонн сырой нефти [2]. В 2003 г. общий объем импорта нефти из России в Китай составил более 2 миллионов тонн, что составило всего 2% от общего объема импорта нефти Китая. В этот же год объем экспорта из России составил более 200 миллионов тонн нефти, экспорт нефти в Китай составил лишь 1% от общего объема российского экспорта. Это не отвечало интересам быстрорастущей китайской экономики. Правительство КНР принимает меры к увеличению закупок российской нефти.
После 2004 г. объемы китайского импорта нефти из России начинает быстро расти. В марте 2006 г. во время визита В.В. Путина в Китай стороны подписали 22 документа, в том числе по совместному строительству нефтегазовых объектов. Осенью 2006 г. «China National Petroleum Corporation» и нефтяная компания «Роснефть» подписали соглашение о создании совместного крупного предприятия. 23 мая 2008 г. по приглашению Председателя КНР Ху Цзиньтао Президент РФ Дмитрий Медведев посетил Китай. Этот визит и подписанные в ходе него важные торгово-экономические соглашения, в том числе по энергетике, расширили основу двухстороннего сотрудничества.
»
23
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Энергетическое сотрудничество Китая и России в эти годы становится важной составной частью отношений стратегического взаимодействия и партнерства между странами. Объем поставок нефти из РФ в КНР вырос в 2 раза, а газа - в 4 раза. В ходе регулярных встреч руководителей государств и правительств двух стран стороны обозначили перспективы сотрудничества.
В октябре 2008 г. во время Тринадцатой регулярной встречи глав правительств Китая и России Китайская национальная нефтегазовая корпорация и ОАО АК «Транснефть» подписали соглашение о строительстве трубопровода для сырой нефти от Сковородино до Дацина. Это стало еще одной важной вехой энергетического сотрудничества государств. Быстро растущей экономике Китая все больше требовались надежные поставки энергоносителей, выгодным партнером выступала Россия.
Важной составляющей стратегии обеспечения энергетической безопасности для Китая стала политика «выхода вовне» (цзоучуцюй), под которой понимается участие в освоении зарубежных нефтегазовых месторождений с помощью китайских технологий и китайского капитала. Эта политика обращена, в первую очередь, на соседние с Китаем страны - Россию, Казахстан и Центрально-Азиатские государства. В последние годы Китай значительно увеличил инвестиции в геологоразведку, добычу и транспортировку углеводородов из Восточной Сибири и Дальнего Востока. Энергетическое сотрудничество России и Китая в 2000-2008-е годы велось по следующим основным направлениям: нефть (ценовая и тарифная политика, увеличение поставок), газ (начало строительства первых газопроводов).
В энергетическом сотрудничестве Китай и Россия придерживаются общих либо близких взглядов, соблюдая и сохраняя при этом свои национальные интересы. Руководство КНР и РФ уделяют энергетическим проблемам и выработке передовой энергетической стратегии первостепенное внимание, причем энергетический сектор рассматривается в обеих странах в качестве одного из ключевых, влияющих на экономику страны и уровень жизни населения.
Импульс успешное энергетическое сотрудничество России и Китая получило с 2008 г. благодаря созданию нового формата двустороннего взаимодействия - энергодиалога «Россия-Китай», основная цель которого -обеспечение взаимодействия по линии профильных ведомств, организаций и компаний двух сторон по всем направлениям сотрудничества в сфере топливно-энергетического комплекса между КНР и РФ. Укрепление энергетического диалога Китая и России имеет стратегическое значение, оно носит комплексный, стабильный и долгосрочный характер, основывается на рыночных принципах и усилено политической волей и взаимным доверием между руководителями КНР и РФ. Успешнее стали формироваться механизмы реализации энергетического сотрудничества двух стран. Существенно обновилась договорно-правовая база в сфере энергетики, она пополнилась более выверенными и качественными документами.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
В феврале 2009 г. Россия и Китай подписали соглашение о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (нефтепровод «Тайшет-Находка»). В соответствии с российско-китайским межправительственным соглашением о сотрудничестве в нефтяной сфере была запланирована долгосрочная поставка нефти. В рамках данного соглашения китайская сторона предоставила России (ОАО «Роснефть») 25 млрд долларов долгосрочного кредита. Кредит был предоставлен компании «Роснефть» под гарантию поставок нефти. Документ еще больше укрепил доверие сторон в энергетической сфере, положил начало надежному, взаимовыгодному, долгосрочному энергетическому сотрудничеству на основе рыночных принципов, ставшему положительным примером и постепенно распространившимся на всю экономику и торговлю, а также охватило другие важные отрасли науки, техники и обороны [3].
На переговорах глав правительств РФ и КНР в Санкт-Петербурге в ноябре
2010 г. В.В. Путин назвал завершение строительства нефтепровода «Сковородино-Дацин» большим успехом двустороннего партнерства. С 1 января
2011 г. по договору начались поставки российской нефти в коммерческом исполнении. В этом году был заложен первый камень в основание крупного нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине. Успешно прошли переговоры между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией по перспективам поставок российского природного газа в Китай [4]. Осенью 2010 г. было подписано 18 двусторонних документов, которые еще больше укрепили энергетическое взаимодоверие двух стран [4].
В середине 2011 г. был подписан экспортный контракт, согласно которому РФ обязалась поставлять в КНР в течение 30 лет по 30 млрд куб. м газа в год. Кроме того, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и президент СКРС Вань Донцзинь подписали протокол по результатам совместно выполненного двумя компаниями технико-экономического анализа проектов газопереработки и газохимии. В документе рассмотрены варианты создания на территории РФ газохимических производств, связанных с организацией экспорта природного газа из России в Китай [5].
22 марта 2013 г. в Москве Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент РФ Владимир Путин подписали «Совместное заявление Китайской Народной Республики и Российской Федерации о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия». Одним из центральных положений этого Заявления стала констатация факта о расширении энергетического сотрудничества.
8 мая 2015 г., во время визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Россию, Пекин и Москва подписали ряд соглашений, в том числе в сфере энергетики. Стороны приняли совместное заявление о состыковке ЕАЭС и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта «Экономический пояс Шелкового пути», где важное место отведено энергетическому сотрудничеству двух стран.
Новый качественный этап энергетического сотрудничества КНР и РФ начинается в 2014-2015 годах. Углубленный энергетический диалог двух стран
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
стал новым форматом стратегического взаимодействия. Наиболее успешно в эти годы развивается газовое сотрудничество. По оценке аналитиков, газовый рынок Китая представляет огромный интерес для России.
Во-первых, потребности Китая в газе постоянно растут (в среднем на 14% в год), и РФ получает надежный и перспективный рынок. В 2013 г. КНР вышла на уровень потребления газа в 170 млрд куб. м.
Во-вторых, привлекательным для России китайский рынок делает географическая близость, упрощающая процесс доставки газа.
В-третьих, появляется возможность диверсификации газового экспорта в РФ. Именно с этим аспектом многие аналитики связывают потенциальный прорыв в газовых переговорах между Россией и Китаем [6].
В-четвертых, газ - экологически чистое топливо, и его использование поможет разрешению глубокого экологического кризиса в Китае, а это выгодно и России [6].
22 апреля 2014 г. китайские и российские эксперты и ученые обсудили проблемы и перспективы двустороннего соглашения о крупных газовых поставках из РФ в Китай на видеоконференции «Москва-Пекин». Большая подготовительная работа, практические рекомендации экспертного сообщества способствовали подписанию самого крупного соглашения по газу между Россией и Китаем. Объем поставок по нему составил 38 млрд куб. м газа в год. «Такого контракта нет ни с одной компанией», - прокомментировал глава «Газпрома» А. Миллер [7]. Кроме того, стороны подписали меморандум о взаимопонимании в сфере поставок природного газа по «восточному маршруту». Началось строительство самого большого в мире газопровода «Сила Сибири».
Газовое сотрудничество по «восточному маршруту» стало огромным стратегическим проектом XXI века. Китай получил стабильные поставки, не зависящие от политической обстановки на Ближнем Востоке и в Африке, откуда поступали основные объемы газа. Москва, в свою очередь, получила огромный и надежный рынок газа в соседней дружественно настроенной стране, что в условиях западных санкций и кризиса на Украине очень важно.
В ходе консультаций и переговоров в 2014-2015 гг. руководители КНР и РФ договорились также о реализации западной линии газопровода «Россия -Китай».
Подписание «газовых контрактов» 2014-2015 гг. между Россией и Китаем - событие огромной геоэкономической и геополитической важности. Это масштабное и долгосрочное соглашение еще теснее связало экономики двух стран и принесло его участникам ряд выгод, в том числе и в политическом плане, стало показателем высокого уровня китайско-российского энергетического сотрудничества.
Сотрудничество крупнейших соседних государств имеет огромный потенциал и уникальные геополитические преимущества. Разведанные нефтегазовые ресурсы России находятся вблизи Китая в Сибири, на Дальнем Востоке и на Севере. Географическая близость этих источников углеводородов
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
выгодны и Китаю, и России. Россия нуждается в оживлении экономики посредством экспорта энергоресурсов и имеет энергетические преимущества. А Китай нуждается во внешнем надежном источнике энергии для развития экономики. Российско-китайское сотрудничество в области энергоресурсов направлено на продвижение всей области сотрудничества между средними и нижними уровнями как в области разведки и добычи, так и в рамках сотрудничества по строительству трубопроводов, а также на китайском рынке в рамках сотрудничества по нисходящей линии.
Примером такого сотрудничества может стать участие китайских газовых компаний по освоению газовых месторождений на Севере РФ. Китай очень заинтересован участвовать в российских проектах по освоению российского Севера и Арктики, где имеются огромные запасы нефти и газа.
В 2016 г. Китайская нефтяная национальная компания (КННК) и ОАО «Новатэк» приняли решение о совместном строительстве и эксплуатации крупнейшего в мире газового месторождения на полуострове Ямал. Согласно проекту «Ямал СПГ» РФ в течение 20 лет будет поставлять в Китай 3 млн тонн СПГ [8]. Было также подписано соглашение по строительству и освоению крупного Ванкорского месторождения, где КННК имеет значительную часть акций. Кроме того, согласно меморандуму, КННК и Роснефть совместно разрабатывают ряд крупных нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке РФ, в том числе Среднеботуобинское месторождение. Стороны создали совместное предприятие, доли участия в котором распределены следующим образом: ОАО НК «Роснефть» - 51%, КННК - 49%. Наряду с покрытием спроса в восточной части России добываемая нефть стала поставляться в КНР и другие страны АТР через ВСТО и другие нефтепроводы.
Эти мероприятия стали важным шагом в развитии интегрированного сотрудничества между КННК и Роснефтью в области апстрима и даунстрима и новым прорывом в сотрудничестве в области апстрима между ними, что будет стимулировать взаимодействие обеих сторон в даунстриме и других направлениях [9].
16 мая 2017 г. Китайская нефтяная национальная компания (КННК) в Пекине организовала Круглый стол по нефтегазовому сотрудничеству в рамках форума «Один пояс - один путь». Более 20 официальных лиц и руководителей Государственного энергетического управления КНР, международных энергетических организаций, национальных нефтегазовых компаний стран обладателей углеводородных ресурсов, известных китайских нефтегазовых компаний и финансовых организаций провели углубленный обмен мнениями по созданию новых моделей и механизмов для сотрудничества в нефтегазовой отрасли, поделились предложениями об углублении сотрудничества и достигли широкого консенсуса [9].
В своем докладе Председатель Совета директоров КННК Ван Илинь отметил, что углубление международного сотрудничества в нефтегазовой области является важной частью строительства «Один пояс - один путь». КННК
»
27
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
надеется объединить усилия с отечественными и зарубежными коллегами и партнерами в целях дальнейшего расширения сфер сотрудничества в нефтегазовой области, совместно принимать важные решения в энергетической отрасли, создать открытое и взаимовыгодное сообщество сотрудничества с общими интересами, чтобы обеспечить всему миру более высококачественную, экологически чистую энергию, внести больший вклад в дело содействия устойчивому и здоровому развитию человеческого общества [9].
Ван Илинь представил участникам проекта «Один пояс - один путь» различные предложения. Во-первых, содействовать осуществлению согласования политики, стандартов и механизмов для сотрудничества в нефтегазовой отрасли в рамках проекта «Один пояс - один путь». Создать механизм регулярного обмена и общения между региональными партнерами; совместно обсуждать пути сотрудничества в нефтегазовой отрасли и связанными с ней финансовой, налоговой сферами; согласовывать решения по отраслевым стандартам инженерных услуг по изготовлению оборудования и по другим аспектам; осуществлять координацию и согласование основной политики с ключевыми в ближайшем будущем технологиями.
Во-вторых, содействовать осуществлению взаимосвязи и взаимодействия инфраструктур, создать систему взаимодействия в нефтегазовой отрасли в регионах «Один пояс - один путь», прилагать усилия к содействию и реализации быстрого развития газовой промышленности, создать региональную систему газового взаимодействия в интересах стран вдоль пути.
В-третьих, способствовать осуществлению свободной торговли, создать открытую и всеохватывающую торговую платформу и платформу сотрудничества по производственным мощностям. Продолжать расширять масштабы торговли нефтью и газом, совместно содействовать совершенствованию строительства азиатского нефтегазового торгового центра.
В-четвертых, содействовать аккумулированию средств, ускорять продвижение энергетической и финансовой интеграции. Создать инвестиционную систему с совместным участием организаций-инвесторов из различных стран для крупных проектов по сотрудничеству в нефтегазовой сфере.
В-пятых, содействовать взаимообщению и обмену опытом, способствовать локализации и устойчивому развитию сотрудничества в нефтегазовой области в рамках «Один пояс - один путь», совместно содействовать осуществлению «Программы обучения десяти тысяч операторов для проектов», обучению ряда ключевых высококвалифицированных технических и управленческих специалистов и сотрудников эксплуатации и техническому обслуживанию нефтегазовых трубопроводов [9].
Кроме того, в рамках проекта «Один пояс - один путь» китайская сторона предложила расширить обмен информацией о безопасности и предотвращении терроризма, о тенденциях рынка, общественном мнении и т.д., создать эффективную региональную схему управления рисками. В частности, следует
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
содействовать строительству соответствующих механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества для обеспечения безопасности трубопроводов, координации реагирования на чрезвычайные ситуации и др., чтобы обеспечить долгосрочную безопасную и стабильную эксплуатацию проектов нефтегазового сотрудничества и трансграничных нефтегазовых трубопроводов.
Предложения КННК были поддержаны в РФ и в других странах -участниках проекта «Один пояс - один путь». Председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер заявил, что «Газпром» убежден, что природный газ может быть использован в качестве основы энергетических систем в будущем, а строящийся газопровод является символом будущего развития стратегического сотрудничества. «Газпром» готов внести свой вклад для того, чтобы Китай достиг целей развития мощного газового рынка. Председатель правления АО НК «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев отметил, что инициатива «Один пояс - один путь» имеет очень большое значение и согласуется с новым экономическим планом Казахстана «Светлый путь», и он надеется продолжать расширять сотрудничество в нефтегазовой сфере между Китаем и Казахстаном в рамках проекта «Один пояс - один путь». Председатель правления НХК «Узбекнефтегаз» Алишер Султанов ожидает, что путем строительства трансграничного магистрального нефтегазового трубопровода будут удовлетворены энергетические потребности стран, расположенных вдоль маршрута, это будет в дальнейшем повышать эффективность нефтегазового сотрудничества в интересах местного населения [9].
В рамках реализации проекта «Один пояс - один путь» КНР и РФ приступили к осуществлению ряда крупных объектов на территории своих стран. Так, НК «Роснефть» и КННК в 2017 г. начали совместно строить крупнейший в Азии нефтеналивной завод в Таньцзине «Восток». ОАО «Газпром» совместно с китайскими партнерами интенсифицировали строительство газопроводов в Сибири и на Дальнем Востоке, началось сооружение Амурского ГПЗ и комплектующих объектов подземных газохранилищ на территории КНР. Обе стороны активизировали продвижение сотрудничества в производстве на Дальнем Востоке газовой электрогенерации, газомоторного топлива, совместном развитии апстрима и в других нефтегазовых отраслях [9].
Вопросы энергетического сотрудничества двух страны были приоритетными во время визита в Пекин российского премьер-министра Д.А. Медведева в начале ноября 2017 г. Приветствуя его, Си Цзиньпин подчеркнул, что Россия является крупнейшим соседом Китая и партнером по всеобъемлющему стратегическому взаимодействию. Он подтвердил, что четкий курс и решимость Китая развивать и укреплять отношения с Россией остаются неизменными. Китайская сторона готова вместе с российской стороной расширять охватывающее все области и все направления сотрудничества, а также осуществлять тесное взаимодействие в международных делах и продвигать строительство сообщества единой судьбы человечества. Си
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Цзиньпин выразил уверенность, что китайско-российские отношения всеобъемлющего стратегического партнерства, находясь на новой отправной точке, реализуют новые возможности, примут новую форму и приведут к новым взаимовыгодным результатам [10].
Глава китайского государства подчеркнул, что Китай и Россия должны в полной мере выявить роль механизма регулярных встреч глав правительств двух стран, укрепить сотрудничество, в том числе в энергетической сфере, что будет способствовать соотношению строительства «Одного пояса - одного пути» с линией Евразийского экономического союза. Си Цзиньпин предложил ускорить строительство международных транспортных коридоров в Приморском крае, сотрудничать в освоении и использовании Северного морского пути.
В последние годы энергетическое сотрудничество становится прочным и надежным мостом в рамках двусторонних отношений Китая и России. Эти отношения представляют собой как важную материальную основу развития китайско-российских отношений, так и ключевое направление стратегического сотрудничества двух стран.
Энергетическое сотрудничество - одно из приоритетных направлений энергетической дипломатии России. Оно обусловлено рядом факторов, связанных как с внешнеэкономической деятельностью России по диверсификации инфраструктуры транспорта энергоносителей, с усилением роли Китая на мировом энергетическом рынке.
Интеграционные проекты в АТР способствуют развитию Сибири и Дальнего Востока, в том числе и в энергетической и транспортной областях, и Россия заинтересована в участии в них. Тематика энергетического сотрудничества РФ со странами АТР обсуждалась на Саммите АТЭС в 2012 г., а также на Восточных экономических форумах во Владивостоке в 2015, 2016, 2017 и 2018 гг. Китайские аналитики считают, что сегодня задача правительства России - сделать такое «энергетическое предложение» своим восточным партнерам, от которого при его выгодности для России было бы трудно отказаться и другим странам, в том числе и Китаю, который является крупнейшим политическим и экономическим игроком АТР, в стратегическом энергетическом партнерстве с которым заинтересована Россия [11]. КНР, как и другие государства СВА, внимательно изучают предложения РФ по созданию Энергетического союза, который значительно усилил бы не только экономическую, но и политическую интеграцию в этом важном стратегическом регионе, укрепил региональную безопасность и дело мира.
Опыт РФ и КНР убедительно показывает, что энергетическая политика является системным инструментом обеспечения национальной безопасности государств, так как создает прочную основу функционирования стратегических отраслей экономики.
Пример успешного энергетического сотрудничества РФ и КНР свидетельствует о том, что в международных отношениях энергетический фактор все больше становится определяющим при принятии
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
внешнеполитических решений государствами. Эти решения существенно влияют на международные отношения и энергетическую безопасность стран.
Вышеизложенное позволяет подчеркнуть, что энергетическое сотрудничество КНР и РФ - это сложный комплекс международных отношений, где выделяются два главных аспекта: экономический и политический. В процессе взаимодействия двух стран, в том числе в нефтегазовой сфере, пересекаются политические и экономические интересы государств и их различных факторов.
На рубеже XX-XXI веков энергетическое сотрудничество между КНР и РФ не только расширяется, углубляется, но и приобретает все более четкие очертания в виде реализации крупных совместных стратегических энергетических проектов, реализуемых на взаимовыгодной основе с учетом политических и экономических целей каждой из стран. Основные условия для обеспечения и углубления энергетического сотрудничества между Китаем и Россией становятся все более надежными и благоприятными.
Литература:
1. ш, 2009(09) Ш 40-
42^о Го Жуй, Гун Инлянь. Проблемы и контрмеры китайско-российского сотрудничества в области энергетики // Экономический аспект. - Пекин, 2009. -Вып. 09. - С. 40-42.
2. шмо^ттмшшшо 20ю^шшо
Ш18-20^о Лу Наньцюан. Анализ китайско-российского сотрудничества в области энергетики // Социальные науки. - 2010. - № 1. - С. 18-20.
3. Россия и Китай подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере // РБК, 21.04.2009 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/20090421083112.shtml (дата обращения: 19.08.2017)
4. Выступление В.В. Путина в Санкт-Петербурге 23 ноября 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://actualcomment.ru/ rossiysko_kitayskie_peregovory.html (дата обращения: 20.07.2017)
5. ФЩ^&^Ф^^^&Ш^Ш^^Ш. Соглашения о стратегическом сотрудничестве CNPC и ОАО «Газпром», 2011. ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.cnpc.com.cn/ system/more/4000 (дата обращения: 29.08.2018)
6. Булин Д. Россия и Китай близки к заключению сделки по газу // ВВС: новостной портал. 13 янв. 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.bbc.co.uk/russian/business/2014/01/140113_russia_china_gas_talks.shtml (дата обращения: 17.03.2018)
7. Газпром и CNPC подписали контракт о поставке газа в Китай. 21 мая
2014.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Состоялся круглый стол по нефтегазовому сотрудничеству в рамках форума «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finance.china.com.cn/roll/20170517/4215184.shtml (дата обращения: 25.08.2017)
9. Состоялся круглый стол по нефтегазовому сотрудничеству в рамках форума «Один пояс, один путь».
10. Полный текст доклада Си Цзиньпина на XIX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая.
11. Чу Лин. Политические и экологические аспекты сотрудничества между КНР и РФ в сфере энергетики. - С. 22.