Научная статья на тему 'Политические аспекты нефтегазового соглашения между Россией и Китаем'

Политические аспекты нефтегазового соглашения между Россией и Китаем Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / OIL AND GAS COOPERATION / ГАЗОТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА "СИЛА СИБИРИ" / GAS TRANSMISSION SYSTEM "POWER OF SIBERIA" / ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / RUSSIA''S INTERESTS / ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ / РИСКИ / RISKS / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ / RUSSIA''S ENERGY STRATEGY / INTERESTS OF CHINA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Приходько Николай Николаевич, Ващук Сергей Петрович, Копылова Елена Андреевна, Родин Сергей Сергеевич

В статье рассматривается энергетическое сотрудничество России и Китая в нефтегазовой сфере и анализируются некоторые политические аспекты данного вопроса.The article discusses the energy cooperation between Russia and China in the oil and gas sector and examines some political aspects of the issue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Приходько Николай Николаевич, Ващук Сергей Петрович, Копылова Елена Андреевна, Родин Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические аспекты нефтегазового соглашения между Россией и Китаем»

УДК 339.994.2(571):(510)

Н.Н. Приходько, С.П. Ващук, Е.А. Копылова, С.С. Родин

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕФТЕГАЗОВОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ

В статье рассматривается энергетическое сотрудничество России и Китая в нефтегазовой сфере и анализируются некоторые политические аспекты данного вопроса.

Ключевые слова: нефтегазовое сотрудничество, газотранспортная система «Сила Сибири», интересы России, интересы Китая, риски, энергетическая стратегия России.

POLITICAL ASPECTS OF OIL AND GAS AGREEMENT BETWEEN RUSSIA AND CHINA

The article discusses the energy cooperation between Russia and China in the oil and gas sector and examines some political aspects of the issue.

Key words: oil and gas cooperation, gas transmission system «Power of Siberia», Russia's interests, interests of China, risks, Russia's energy strategy.

В последние десятилетия энергетическое направление заняло одно из самых значимых мест в современной мировой политике. Россия и Китай заинтересованы в стратегическом сотрудничестве в энергетической сфере, особенно в нефтегазовой отрасли. Его фундаментальной основой, как и в других областях, стал «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», подписанный в Москве главами двух государств 16 июля 2001 г. Конструктивное взаимодействие в энергетической сфере способствует укреплению долгосрочного партнерства не только двух стран, но и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в целом.

С геополитической точки зрения, российско-китайское энергетическое сотрудничество вполне закономерно и логично: Россия, являясь соседом Китая, обладает огромнейшими запасами энергоресурсов, в частности нефти и газа в Сибири и на Дальнем Востоке - на территориях, непосредственно граничащих с Северо-Востоком КНР. Китай с его стремительно развивающейся экономикой постоянно нуждается во все большем количестве энергоресурсов. В утвержденной 12 июля 2008 г. Президентом России Концепции внешней политики Российской Федерации говорится, что развитие дружественных отношений с Китаем - важнейшее направление российской внешней политики в Азии. Энергетическая стратегия России до 2030 г., принятая в ноябре 2009 г., связана с планами развития добычи нефтегазовых носителей в восточной части нашей страны и нацелена на их экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Резкие изменения в сторону практической реализации совместных проектов в области энергетики произошли весной 2014 г.: в мае Россия и Китай подписали договор при непосредственном участии высших лиц государств - Президента России В.В. Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина - о поставках российского газа по «восточному» маршруту, на 30 лет, на общую сумму в 400 млрд. долларов [1].

Энергетическая стратегия России до 2030 года

(% в год от общего количества экспортируемого топлива)

■ Экспорт нефти ■ Экспорт газа

2008 2020-2022 2030

Рис. 1. Энергетическая стратегия России до 2030 г.

Газопровод пройдет по территории пяти субъектов РФ - Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края. Годовые поставки предполагаются в объеме 38 млрд. кубометров газа в год, а средняя его цена - 385 долларов за 1 тыс. кубометров. Однако точные параметры контракта не раскрываются, поскольку формула цены еще не определена. Протяженность газопровода годовой мощностью 61 млрд. кубометров составит около 4 тыс. км (не считая длины трубы Хабаровск - Владивосток, которая является частью действующей ГТС Сахалин - Владивосток; к ней будет присоединена и «Сила Сибири»). Первая очередь, от Чаядинского месторождения до Благовещенска, протяженностью более 2,2 тыс. км будет построена к 2018 г. Оттуда начнутся поставки в Китай. Затем якутское месторождение соединят с иркутским Ковыктинским трубопроводом, длиной более 700 км. И уже в дальней перспективе «Силу Сибири» соединят с ГТС Сахалин - Хабаровск - Владивосток, проложив еще более 1 тыс. км трубопровода. Для оптимизации затрат «Силу Сибири» проведут вдоль действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), что позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергосбережение. В «Силе Сибири» предусматривается два «сердечника»: Чаядинское месторождение в Якутии с запасами газа 1,2 трлн. тонн и Ковыктинское в Иркутской области с запасами 1,5 трлн. тонн.

В октябре 2014 г. министры энергетики РФ и КНР подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере поставок природного газа по восточному маршруту. Данное соглашение рассчитано на 40 лет, по истечении этого срока его действие будет автоматически продлеваться на последующие 5-летние периоды.

По мнению ряда экспертов - как российских, так и западных, кризис на Украине и обострение отношений с Европой заставили «Газпром» пойти на уступки китайской стороне, ускорив заключение контракта. В то же время существует и другое мнение: Россия заключила выгодный контракт, при этом ЕС утратил позиции монопольного покупателя российского газа.

До 70% объема экспорта российского газа будет обеспечивать Чаядинское месторождение на юге Якутии. 1 сентября 2014 г. Президент России Владимир Путин и заместитель премьера Госсовета Китая Чжан Гаоли приняли участие в церемонии соединения первого звена газопровода «Сила Сибири», дав старт началу строительства газопровода [2]. Как утверждает генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Томск» Анатолий Титов, газотранспортная система «Сила Сибири» станет важнейшим элементом создаваемой на востоке России системы газоснабжения, способствуя развитию Дальнего Востока в целом [3].

Рис. 2. Схема проекта нефтепровода «Сила Сибири».

Понимание значимости энергетического фактора в международных отношениях нашло отражение в «Энергетической стратегии России на период до 2035 года». В ней констатируется, что «роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние» [4]. Одним из приоритетных направлений стратегии является обеспечение энергоресурсами отдаленных, малоосвоенных и труднодоступных районов, в частности районов Крайнего Севера -Республики Саха (Якутия). На ее территории с 2012 г. реализуется Государственная программа, направленная на развитие региона, повышение уровня жизни населения. Это невозможно без мощного развития инфраструктуры региона, развития промышленно-технологического производства, которое в настоящее время осуществляется по двум основным направлениям - развитие газотранспортной системы и энергоснабжения [5].

Пока основное направление экспорта углеводородов из России - ЕС, так как российские экспортные нефтяные и газопроводы были в основном ориентированы на европейского потребителя. Подобная структура логистики, доставшаяся в наследство от Советского Союза, значительно ограничивает спектр экспортных возможностей.

Главный район добычи углеводородов (УВ) России - Западная Сибирь, где добывается около 70% нефти и свыше 90% газа. В ближайшей перспективе новыми крупными промышленными центрами нефтяной и газовой промышленности станут Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Благодаря подписанию контракта на поставку российского трубопроводного газа между ОАО «Газпром» и «Китайской национальной нефтегазовой корпорацией» (КННК) Россия в долгосрочной перспективе основной эффект от разработки Чаяндинского и Ковыктинского месторождений получит не столько от экспорта газа, сколько от развития нефтехимии.

Так, на территории Амурской области планируется реализовать проект строительства комплекса по переработке и транспортировке российского газа в Китай - Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) и Амурского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ).

Исходя из устойчивых геополитических и экономических интересов страны, региональных процессов в мировой экономике, тенденций в международной системе энергообеспечения, Россия заинтересована:

1) в развитии инфраструктуры Дальнего Востока;

2) в диверсификации экспортных поставок за счет переориентации части потоков нефти с постепенно теряющего свою экономическую, а также энергетическую эффективность европейского рынка на динамичные емкие азиатско-тихоокеанские рынки - прежде всего Китай, Южную Корею, Вьетнам, Японию;

3) в обеспечении прямого (минуя транзитные страны) выхода на традиционные и новые рынки сбыта нефти, нефтепродуктов и газа;

4) в получении долгосрочных гарантий по закупкам нефти, нефтепродуктов и газа (примером служит подписание 30-летнего нефтегазового контракта между «Газпромом» и «Китайской национальной нефтяной корпорацией» (КННК);

5) в участии в управлении (совместной эксплуатации) транзитной, транспортной и распределительной инфраструктурой нефти, нефтепродуктов и газа на территории стран-импортеров;

6) в участии в прибылях от реализации нефти, нефтепродуктов и газа на территории стран-импортеров.

Энергетическая стратегия России предусматривает диверсификацию экспортных рынков. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и Южная Азия могут быть основными направлениями. Китай, Япония, Южная Корея и Индия указаны в качестве наиболее перспективных стран. Взаимодействие РФ и КНР в области энергетики стало одним из приоритетных направлений взаимовыгодного стратегического сотрудничества [6].

Что касается Китая, то для устойчивого развития Поднебесной, как и любой страны, необходимы ресурсы. Рост ВВП находится в тесной зависимости от потребления энергоресурсов, поэтому основной стратегической целью китайского правительства является установление прочных внешнеторговых отношений со странами, которые могут обеспечить Китай углеводородами.

Кроме того, Китай все больше сталкивается с серьезными ограничителями в части увеличения техногенной нагрузки на окружающую среду, что в значительной мере связано с расширением систем добычи и использования угля. Более 80% всех грузовых перевозок в Китае приходится на уголь. Все эти факторы вынуждают руководство КНР стимулировать развитие нефтяной и газовой промышленности, организовывать поставки из различных регионов мира. При этом для России нужно учитывать фактор экологической безопасности. Один из примеров служит такое событие как серия взрывов на химическом заводе в китайской провинции Цзилинь в ноябре 2005 г., когда в приток Амура Сунгари попало около 100 т нитробензола, бензола, анилина и толуола.

Китай является крупнейшим в мире производителем угля. Но все же энергетическая безопасность для него - это в первую очередь нефтяная. Надежные и безопасные поставки нефти -непременное условие энергетической безопасности страны, что в свою очередь должно обеспечить общую безопасность государства. Для реализации этого положения в качестве одной из мер Китай уже инициировал строительство государственных баз стратегических запасов нефти. 29 января 2007 г. в эксплуатацию была введена первая такая база, расположенная в г. Нинбо в провинции Чжэцзян.

Важно отметить, что специализация России в качестве экспортера энергетических товаров в последнее время существенно усилилась. Ниже приведена динамика изменения доли нефти и газа в экспорте РФ.

Динамика экспорта энергоресурсов из России (%)

70 65 60

50

45

20002001 2002 2003 2004 2005 20062007 2008 2009 2010 20112012

Год

Рис. 3. Динамика экспорта энергоресурсов из России.

Динамика экспорта энергоресурсов из России

- ■ Й

, 11111

Идею строительства комплекса Амурского нефтеперерабатывающего завода власти Китая полностью поддерживают. Более того, руководители государственного управления энергетикой КНР признали данный проект способствующим взаимным инвестициям и приграничному сотрудничеству, соответствующим духу развития промышленной базы РФ и КНР. Также проведена защита проекта и получена поддержка в Комитете развития реформы, Управлении энергетикой и Министерстве коммерции КНР.

Большинство экспертов как в Китае, так и за его пределами признают, что Россия - наиболее перспективный партнер. Полагают, что Россия и Китай успешно дополняют интересы друг друга. России предстоит развивать свой Дальний Восток, и именно развитие энергетики, по замыслу авторов энергетической стратегии, должно обеспечить это. В свою очередь Китай старается диверсифицировать поставки нефти, так как пока большая часть поставок идет из самого неспокойного в мире региона - Ближнего Востока.

Однако при проектном анализе эксперты уделяют особое внимание наиболее значительным видам рисков. Это риски:

1) страновые - политические и экономические;

2) производственные, связанные с возможными поломками, утечками и другими нарушениями в режиме работы систем трубопроводов;

3) экономические (снижение спроса, процентный и кредитный риски, изменения налога на добычу полезных ископаемых - нефти и газа);

4) социальные, связанные с текучестью кадров, нехваткой квалифицированных специалистов;

5) региональные, связанные со сложными природно-климатическими и производственно-инфраструктурными условиями региона.

К политическим страновым рискам относятся риски, связанные с суверенной деятельностью государства вообще, безотносительно к конкретному проекту, но непосредственно влияющими на проект. Экономические страновые риски связаны с действиями государства как непосредственного участника инвестиционного нефтегазового проекта в качестве стороны, предоставляющей инвестору в пользование на срочной и возмездной основе находящиеся в собственности государства природные ресурсы [7].

Основными для инвестора на всех этапах жизненного цикла проекта являются риски страновые. В любой переходной экономике эти риски малопредсказуемы и наиболее опасны с точки зрения устойчивости реализации проекта. Но наибольшая опасность, связанная со страновыми рисками, приходится на стадию производства, во время осуществления основных капитальных вложений, когда объемы продаж становятся максимальными, что и происходит в настоящее время, и об этом пишут ведущие эксперты. В частности, эксперты Центробанка Китая заявляют, что в текущем году темпы роста китайской экономики составят 7,2 - 7,3%. Ведущий экономист Народного банка Китая (НБК) Ма Цзюнь предположил, что в условиях снижения цены на сырую нефть на 10% годовой рост ВВП Китая повысится на 0,12 процентных пункта [8]. Эксперты, по данным информационного агентства Синьхуа, полагают, что снижению стоимости нефтепродуктов в Китае будет препятствовать налог на продажу. Так, из-за налогообложения стоимость нефтепродуктов в Китае несколько повышалась в ноябре и декабре 2014 г., в январе 2015 г.

Тем не менее, в условиях своевременного выявления проблем и реализации совокупности комплексных мер и мероприятий по их сокращению международные энергетические проекты смогут сохранить и повысить свою эффективность.

Таким образом, Китай становится одним из важнейших стратегических партнеров России. Учитывая опыт прошлого, следуя сбалансированному подходу к интересам обеих стран,

своевременно выявляя риски и реализуя совокупность комплексных мер и мероприятий по их сокращению, удастся выстроить крепкие взаимоотношения между Россией и Китаем.

1. Газпром. Алексей Миллер: Россия и Китай подписали самый крупный контракт за всю историю «Газпрома». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/press/news/2014/may/article191417/ .

2. Родин, С.С., Ващук, С.П., Приходько, Н.Н. Актуальные аспекты российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере // Вестник Амурского государственного университета. - 2014. - Вып. 67. - С. 105-111.

3. Титов, А.И. «Сила Сибири» - маршрут инноваций: интервью с генеральным директором ООО «Газпром трансгаз Томск»/ А.И. Титов; записала Е. Кириченко // Направление - Дальний Восток. - 2014. - № 9 (58). -С. 18-19.

4. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. №1234-р. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.min-prom.gov.rU/docs/strateg/1 .

5. Чухарева, Н.В., Шарф, И.В., Тихонова, Т.В. Социально-экономические факторы развития газотранспортной системы Республики Саха (Якутия) // Нефтегазовое дело: электрон. науч. журнал. - 2013. - № 6. - С. 416-431

6. Чу Лин. Перспективы и проблемы нефтегазового сотрудничества // Азия и Африка. - 2014. - № 5.

7. Екатерина, Ю.Г. Политические риски в инвестиционной оценке нефтегазовых проектов // Научно-

аналитический журнал: Обозреватель-Observe. - 2013. - № 2. - С. 21-29.

8. Китайский информационный Интернет-центр «China.org.cn». Эксперт прогнозирует 7,3-процентный рост экономики Китая в 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.