Научная статья на тему 'Аспекты необходимости диверсификации экспорта углеводородного сырья из России за счёт стран Азиатско-Тихоокеанского региона'

Аспекты необходимости диверсификации экспорта углеводородного сырья из России за счёт стран Азиатско-Тихоокеанского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игумнов П.В.

Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты диверсификации поставок углеводородного сырья из России за рубеж за счёт стран АТР. Определены необходимые условия развития нефтегазовых поставок на восток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты необходимости диверсификации экспорта углеводородного сырья из России за счёт стран Азиатско-Тихоокеанского региона»

Хотя говорить о больших успехах в достижении этих целей пока рано. В-первую, очередь это обусловлено немногочисленной членской базой: на сегодняшний день она насчитывает 57 организаций, 25 % из которых являются некоммерческими. Во-вторых, деятельность комитета практически сводится к проведению семинаров, совещаний и конференций на коммерческой основе. Однако существование Национального комитета в России - это пусть и формальный, но, безусловно, важный факт в процессе интеграции российского бизнеса в мировую экономику.

Список литературы:

1. Официальный сайт МТП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iccwbo.org.

2. Устав Международной торговой палаты. (Status de la Chambre de Commerce International. - Paris, 2008).

3. Sang-hyun Song. The Idependence of ICC and Safeguards Against Political Influence // The Symposium on the International Criminal Court. Speech Outline. February 3-4, 2007. - Beijing. - Р. 6.

4. Фрумкин Б.Е.Международная торговая палата: роль в мировом экономическом развитии // Россия и современный мир. - 2004. - № 2. - С. 174-184

5. Business in society Making a positive and responsible contribution. A voluntary commitment by business to manage its activities responsibly // ICC Publication. - 2002.

6. Business and the Global Economy // ICC statement on behalf of world business to the Heads of State and Government attending the Hokkaido, Toya-ko, Japan Summit, 7-9 July 2008.

7. Официальный сайт Национального комитета МТП в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.iccwbo.ru.

АСПЕКТЫ НЕОБХОДИМОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКСПОРТА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

ИЗ РОССИИ ЗА СЧЁТ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

© Игумнов П.В.*

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г. Хабаровск

Рассмотрены положительные и отрицательные аспекты диверсификации поставок углеводородного сырья из России за рубеж за счёт стран АТР. Определены необходимые условия развития нефтегазовых поставок на восток.

* Доцент кафедры «Мировая экономика», кандидат технических наук.

Географическая структура продвижения энергетического бизнеса России за рубеж нуждается в улучшении. Российские компании пока не представлены в наиболее перспективных нефтегазовых регионах, в том числе на Востоке. Зависимость России от экспорта в Европу остается чрезвычайно высокой. При развитии экспорта России надо будет уменьшить зависимость своего нефтегазового экспорта от транзитных государств и здесь потребуется поиск компромиссов. Россия должна диверсифицировать поставки углеводородного сырья за рубеж, в том числе за счет восточного направления (Китай и государства АТР).

Однако есть немало экспертов, критически относящихся к развитию восточного вектора развития экспорта российских энергоносителей и строительству трубопроводов в китайском направлении.

Прежде всего, новые рынки не стоит осваивать любой ценой. Не стоит осваивать восточный рынок за счет европейского, давно налаженного и приносящего основные доходы бюджету. Например, нефть с Ванкора, находящегося на севере Красноярского края, которая может поставляться в нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), вполне могла бы транспортироваться в Европу, где цены выше. Потеряв европейский рынок, туда уже можно и не вернуться. Резкое наращивание энергетического экспорта в КНР не должно проходить за счет снижения экспорта в Европу, тогда это будет не диверсификация энергопотоков, а переброска ограниченных ресурсов, перенаправление экспортных потоков. Необходимо, чтобы этот процесс сопровождался ростом объемов экспорта в том и другом направлении, для чего необходим рост добычи энергетического сырья на Востоке Сибири.

Как показывает анализ Восточных регионов России, рассредоточен-ность нефтегазовых ресурсов по значительной территории и необходимость строительства протяженной и дорогостоящей инфраструктуры существенно снижают эффект самостоятельной реализации каждого из проектов разработки месторождений [1]. Необходимо взаимодействие всех операторов разработки соответствующих месторождений. Роль государства в процессе поиска оптимальных инфраструктурных решений может быть значительной. Но такие решения могут быть сформулированы, прежде всего, только после проведения дополнительной разведки нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Преждевременные инфраструктурные решения, основанные только на мало подтвержденных запасах, способны привести к ошибкам в планировании рынков сбыта и транспортных маршрутов.

Противники разворота на Восток исходят из того, что экспортно-сырьевая экономика Россия «заточена» на Запад, который является гораздо более платежеспособным, чем Восток. В России не хватит ресурсов, чтобы удовлетворить всех. Усиление европейского энергетического вектора (строительство трубопроводов в Европу, обмен энергоактивами с энерго-

компаниями ЕС и совместные предприятия в разных сферах энергетики) куда более выгодно России. Более того, они против того, чтобы Россия становилась еще и сырьевым придатком Азии.

Нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и газопровод «Алтай» в Сибирь на Дальний Восток до сих пор вызывают споры у экспертов. Основная причина споров - будут ли заполнены трубопроводы и есть ли для этого возможности у российских газовиков и нефтяников. Начало поставок газа по газопроводу «Алтай» из Западной Сибири было запланировано на 2011 г. из Восточной Сибири - на 2016 г., но сроки могут быть сорваны, если переговоры по ценам с Китаем не завершатся в ближайшее время. Россия настаивает на равнодоходности европейского и азиатского газового экспорта (без учета транспортных расходов), но Китай пока не соглашается платить более 100 долл. за тысячу куб. м. российского газа. По оценке «Газпрома», цена экспорта в Китай должна примерно соответствовать цене газа для стран Западной Европы.

Справка: В 2009 году цена российского газа для Европы составляла 296 долл. за тысячу куб. метров, а в 2010 г. возрастет, по оценкам Газпрома, до $326 [2]. Для стран Ближнего зарубежья цена газа возрастет с 208 долл. до 273 долл. за тысячу куб. м. Как считают в Газпроме, снижение добычи газа и высокий спрос на газ создадут идеальные условия для увеличения доли России на рынке Европы: намечено увеличить долю Газпрома в Европе с 25 % в 2009 г. до 32 % к 2020 году.

Если Россия и КНР не придут к согласованию цены, то старт экспорта российского газа в Китай может быть отложен. Появляются сомнения в рентабельности российского газопровода, направленного, прежде всего, на потребителей КНР. России, конечно, необходимо экспортировать газ в Китай, в том числе из стратегических и политических соображений, но у газа есть много альтернативных покупателей. По мнению Минпромэнер-го, в случае отказа от поставок в КНР газ будет востребован Европой или переработан в СПГ, а сжиженный «восточный» газ можно будет поставлять в Южную Корею, Японию и другие страны АТР.

Как отмечает К.Симонов, де-факто экспорт на Восток будет дотироваться за счёт поставок на Запад: в условиях стагнации добычи нефти дополнительные поставки сырья в Китай будут означать снятие объёмов с европейского направления [3]. Но в России хотят расширить экспорт нефти в Поднебесную любой ценой, создавая льготы даже за счёт бюджетных потерь. Так, с нефти, отправляемой в Европу и Китай, будут браться разные пошлины. Будут также предоставляться льготы на поставку стройматериалов и оборудования, необходимых для сооружения нефтепровода в КНР. А затраты на строительство восточных трубопроводов очень высокие.

Решение об обнулении экспортных пошлин на нефть с ряда восточносибирских месторождений выглядит логично - нужно развивать добычу на

Востоке, хотя потери для бюджета только за 2010 г. оцениваются Минфином примерно в 130 млрд. рублей [3]. Кроме того, с 1 января 2010 г. вводится сетевой тариф на транспортировку нефти по системе ВСТО-1 (от Тайшета в Иркутской области до Сковородино в Амурской области). Он составит, по последним данным, порядка 42-45 долл. за тонну. А перекачка сырья по маршрутам Талакан - Сковородино и Талакан - Тайшет - Ангарская НХК в реверсном режиме уже с 15 ноября 2009 г. обходится в 880 рублей (приблизительно 30 долл.) за тонну. Это делает поставки по ВСТО маловыгодными для государства. Согласно заявлениям «Транснефти», они могут окупиться при тарифе не менее 130 долл. за тонну [3]. Разница может быть компенсирована за счёт повышения тарифов на западном направлении.

Конкуренция за рынок ЕС высокая, Европа стремятся сократить закупки газа на стороне, сократить и потребление газа, довести долю возобновляемых видов энергии в энергобалансе до 20 %. Однако, серьезные исследования показывают, что Европе вряд ли удастся серьёзно сократить потребление газа. В Европе продолжится падение собственной добычи газа из-за истощения запасов в Северном море. Возникают очевидные проблемы и с поставками газа из Центральной Азии и Ирана, где серьёзную конкуренцию за газ европейцам составляют Китай и Индия. Поэтому рано говорить о вытеснении российского газа с европейского рынка.

Поэтому, у России есть хорошие перспективы сохранить и даже усилить позиции на европейском рынке газа. А поставки газа «любой ценой» в Китай невыгодны и неэффективны. Оппоненты даже предлагают «отдать» газовый рынок Китая и Индии странам ЦАР и Ирану, убирая тем самым конкурирующий газ из Европы. Так, К.Симонов считает, что туркменский газ лучше «выталкивать» в Китай, а иранский - в Индию [3].

В этих рассуждениях есть весомая доля здравого смысла. Однако, на наш взгляд, России необходима диверсификация энергопотоков: как энергоносителей, так и экспорта капиталов и обмена активами. В Европе реализуется свыше 90 % российских энергоресурсов, что является явным перекосом в географии экспорта. Конечно, разворот на Восток не должен означать ослабления энергодиалога с Европой, такое противопоставление неверно. Разворот на Восток должен подкрепляться созданием необходимой энергетической базы для внешних связей в сфере энергетики со странами Азии и АТР. Освоение запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока должно быть увязано с развитием транспортной и перерабатывающей инфраструктуры. Для этого реализуется Восточная газовая программа и программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке новых производств энергоресурсов, предприятий переработки и трубопроводов. При этом особо подчеркивается, что необходимо усиливать глубокую переработку экспортируемых энергоресурсов, имеющих более высокую добавочную стоимость.

Примером может служить создание первого в России завода по производству сжиженного природного газа на Сахалине, за которым последуют другие. Этот завод уже обслуживает страны АТР. В восточных регионах России также создаются комплексы нефте- и газохимии, терминалы и порты. Россия пока слабо использует потенциал портов Дальнего Востока. Развитие производств на Востоке дает толчок развитию высоких технологий, наукоемких производств, инновационных решений в энергетической сфере. Таким образом, загружаются и другие отрасли промышленности, а также отраслевая наука. Развитие азиатского и дальневосточного вектора российской энергетики и увеличение российского нефтегазового экспорта (АТР и ЮВА, прежде всего Китай, Индия, Япония, Южная Корея) дадут толчок развитию всей экономики страны.

Стратегия поставок газа в КНР любой ценой вряд ли оправдана, а диверсификация поставок не может быть самоцелью, как и перенаправление экспорта с одного рынка на другой по политическим причинам. Экспорт газа в Китай с тех месторождений, которые можно использовать для энергетического обеспечения Европы также неэффективно (например, с Ко-выкты). Также как считать цену на газ в КНР на основе корзины альтернативных энергоносителей тоже рискованно для России. Лучше для расчёта стоимости газа на границе отталкиваться от себестоимости производства сырья. А дорогостоящие транспортные проекты в Китай нужно сочетать с проектами строительства заводов СПГ на Сахалине.

Проект «Алтай» по поставке газа с Ковыктинского месторождения в Иркутской области в Китай с возможным продлением газопровода на Южную Корею и Японию первоначально оказался в подвешенном состоянии. «Газпром» предложил переориентировать его на обеспечение газом потребителей Восточной Сибири и строительство в регионе газохимических предприятий с экспортом на рынки Юго-Восточной Азии продуктов переработки газа. Однако, российские добывающие компании считают, что газовых запасов Ковыктинского и Чаяндинского месторождений с учетом прогнозов по развитию рынков Восточной Азии достаточно для удовлетворения как экспортных, так и внутренних российских потребностей.

На наш взгляд, при реализации крупномасштабных добычных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке вполне реально привлекать крупные инвестиции тех стран Востока, в которые направлен экспорт. Это, прежде всего, Китай, Япония, Южная Корея, а также международные ТНК. В свою очередь российские инвестиции и технологии (строительство АЭС и ядерных энергоблоков, поставка ядерного топлива, строительство гидростанций и трубопроводов) могут быть направлены в Индию и Китай.

Проблема в том, хватит ли у России углеводородов для экспорта в огромный регион АТР. Решение этой задачи заключается в том, что базой экспортных поставок будет служить Восточная Сибирь и Дальний Восток,

где сосредоточено до 21 % нефтяных ресурсов и 27 % природного газа России [4]. Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения разработана именно с учетом экспорта в страны АТР. К тому же на Востоке России будут не просто добывать газ и продавать его на экспорт, а организовывать комплекс нефте- и газохимических предприятий и экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Российская позиция по газовым соглашениям с КНР и восточному газопроводу «Алтай» весьма противоречива, хотя Китай заинтересован в строительстве газопровода «Алтай» с интеграцией в транскитайскую газопроводную систему Запад - Восток, Запад - Восток-2 и Запад - Юг (Тарим - Сянган). Еще в 2004 году было подписано базовое Соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО «Газпром» и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (СМРС). На основе Соглашения от 2004 года был создан Координационный комитет, на регулярных заседаниях которого прорабатываются вопросы поставок российского газа в КНР. Однако, работа дальше дискуссии о ценах не велась.

В подписанном в 2009 г. в развитие прежних соглашений новом рамочном соглашении по поставкам природного газа из России в Китай речь идет о поставках 68 млрд. куб. м. газа, из них 30 млрд. куб. м. по западному и 38 млрд. куб. м. по восточному направлению [5]. Соответственно, первый канал будет базироваться на ресурсной базе Западной Сибири, второй - Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа Сахалина. Поставки по западному направлению могут начаться в 2014-2015 гг. (точная дата будет зависеть от маршрутов и ресурсной базы). На первом этапе они составят 10-15 млрд. куб. м. в год. По восточному направлению вопрос начнет решаться примерно с 2015-2018 гг. [5].

Новое Рамочное соглашение о поставках газа, которое «Газпром» и китайская С№С подписали в октябре 2009 г., включает договоренность о привязке цены на газ к индексу азиатской корзины нефтепродуктов. Это условие расценивается как важный шаг в российско-китайских газовых отношениях. Однако у экспертов остаются сомнения, представляется маловероятным проявление уступчивости китайской стороны именно сейчас, когда КНР может получать газ из других источников и стран.

Пока не ясно, будет ли установлено предельное значение цены российской нефти, выше которого она перестает влиять на цену газа. Трудно представить, что Китай готов платить за российский газ больше, чем за среднеазиатский (около 200 долл. за тыс. куб. м.) [5]. Контракт поставок российского газа в Китай может быть подписан в конце 2010 г., будет обсуждаться и совместное участие в проектах создания газохимических комплексов на Дальнем Востоке.

Энергетический «разворот России на Восток» будет способствовать диверсификации и повышению эффективности энергопотоков России, а

также укреплению энергобезопасности нашей страны. Кроме того, это будет способствовать освоению запасов газа и нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока, развитию его транспортной и перерабатывающей инфраструктуры.

Список литературы:

1. Мировая энергетика: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / Под общ. ред. В.В. Бушуева. - М.: ИД «Энергия», 2007. - 667 с.

2. Данные ОАО Газпром Материалы презентации компании Газпром для инвесторов, феараль 2010 г.

3. Симонов К. Рынок Китая - не самоцель [Текст] / К. Симонов // Нефть России. - 2010. - № 2.

4. Материалы Четвертого Всероссийского Энергетического Форума «ТЭК России в XXI веке». - М., 2006.

5. Виноградова О. Газовая привязка к Китаю [Текст] / О. Виноградова // Нефтегазовая вертикаль. - 2009. - № 25-26.

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-ИНДИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

© Игумнов П.В.*

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г. Хабаровск

Проведен анализ причин развития атомной энергетики в Индии. Рассмотрены внешнеэкономические аспекты и проблемы международного сотрудничества в области атомной энергетики России и Индии.

В последние годы в результате экономического роста, в первую очередь, Китая и Индии регион Восточной и Южной Азии стал крупным производителем и потребителем энергоресурсов. Страны региона становятся еще и крупнейшими импортерами, экспортерами и транзитерами энергоресурсов. В ближайшие десятилетие эти страны во многом будут определять тенденции потребления энергоресурсов и мировых цен энергоносителей. Рост промышленности и благосостояния населения в Китае и Индии стал причиной того, что эти государства демонстрируют существенное увеличение своих энергетических потребностей.

Рассмотрим перспективы развития энергетического потенциала Индии.

* Доцент кафедры «Мировая экономика», кандидат технических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.