УДК 341.24(470+571:510)
Ли Ин
аспирант кафедры международных отношений и мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР И РФ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Li Ying
PhD student, Department of International Relations and World Politics, Saint Petersburg State University
INTERNATIONAL COOPERATION OF THE PRC AND THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ENERGY SECTOR
Аннотация:
Китайско-российское нефтегазовое сотрудничество имеет длительную историю - более 20 лет. За это время сторонами были заложены договорно-правовые основы партнерских отношений двух стран, решено множество задач в энергетической сфере. На взаимодействие Китая и России влияет ряд факторов, таких как: внутренняя и внешняя среда, постоянное укрепление политического взаимного доверия между двумя странами и совпадение экономических интересов. Нефтегазовое сотрудничество между КНР и РФ обладает большим потенциалом, и на разных этапах развития оно характеризуется специфическими чертами. Хотя взаимодействие двух стран в энергетической сфере в настоящее время по-прежнему сталкивается с рядом проблем, всестороннее углубление практического сотрудничества между Китаем и Россией в области энергетики не только способствует повышению стабильности глобального энергетического рынка, но также имеет большое значение для укрепления китайско-российских экономических и торговых отношений.
Ключевые слова:
Китай, Россия, договорно-правовые основы, нефтегазовое сотрудничество
Summary:
The Chinese-Russian oil and gas cooperation has a long history - more than 20 years. During this time, the parties laid the contractual and legal foundations of partnership relations between the two countries, and solved many problems in the energy sector. The interaction between China and Russia is influenced by a number of factors, such as the internal and external environment, the constant strengthening of political mutual trust between the two countries, and the convergence of economic interests. Oil and gas cooperation between the PRC and the Russian Federation has great potential, and at different stages it is characterized by specific features. Although nowadays the two countries cooperation in the energy sector is still facing a number of challenges. The comprehensive deepening of practical cooperation between China and Russia in the field of energy not only contributes to the stability of the global energy market, but is also of great importance for the strengthening of Sino-Russian economic and trade relations.
Keywords:
China, Russia, contractual and legal framework, oil and gas cooperation
Введение. Энергетическая безопасность в мире сегодня вызывает всеобщую озабоченность. С наступлением эпохи глобализации конкуренция в этой сфере становится все более ожесточенной. Осуществление всестороннего международного сотрудничества в области энергетики с целью реализации оптимального распределения и взаимодополняемости энергоресурсов является условием экономического и социального развития не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества в целом.
В сложившейся сложной международной обстановке Китай стремится обеспечить устойчивость собственных торговых связей в области производства энергетического оборудования и добычи углеводородов. Надежным и обширным рынком природных ресурсов, в том числе газовых и нефтяных, для КНР является Россия.
Следует отметить, что экономика России зависима от доходов страны в нефтегазовой сфере. При этом традиционным ее партнером в области производства и продажи энергоресурсов является Европа. Однако события последних лет, в частности политический переворот на Украине, санкции европейских государств, а также финансовый кризис 2008 г., вынудили Россию искать новые перспективные горизонты в сфере добычи и реализации природных ресурсов.
Энергетическое сотрудничество России и Китая несет выгоду обеим странам. Первая, обладая крупнейшими мировыми запасами газа и нефти, является заложницей их влияния на экономику страны, для которой энергетическая сфера является ключевым условием стабильного и быстрого развития, гарантией целостности территории, а также инструментом защиты национальных интересов в международных делах, поэтому стремление России найти в лице Китая устойчивого партнера вполне закономерно. Китайская Народная Республика (КНР) в свою очередь не менее заинтересована в сотрудничестве с Россией, так как, находясь на пике своего
экономического развития, испытывает дополнительную потребность в энергоресурсах, не покрываемую собственными месторождениями. Кроме того, сотрудничество указанных стран в энергетической сфере имеет стратегическое значение и ведет к ослаблению Запада и укреплению Востока, что способствует оптимальному балансу сил на мировой арене [1]. Все сказанное и определяет актуальность предпринятого нами научного исследования, результаты которого отражены в настоящей статье.
Изучая процесс энергетического взаимодействия КНР и РФ, мы ставили перед собой цель определить влияние мировой политики на китайско-российское нефтегазовое сотрудничество, а также описать вклад в него каждой стороны.
В качестве исследовательских задач можно назвать следующие:
- анализ содержания и определение особенностей договорно-правовой базы китайско-российского нефтегазового сотрудничества;
- характеристика основных этапов, форм и направлений взаимодействия Китая и России в энергетической сфере на современном этапе;
- выявление влияния политических и геополитических факторов на укрепление энергетической безопасности и стратегического партнерства Пекина и Москвы.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. проблемы китайско-российского энергетического сотрудничества исследуются китайскими, российскими и западными учеными. Отдельные работы посвящены преимуществам и перспективам взаимодействия КНР и РФ. Эти вопросы изучают такие исследователи, как Чжу Сяньпин, Су Нань, Ли Чжунхай, Фан Тинтин, М.Ю. Панченко, В.Л. Ларин. Активно анализируются различные аспекты российско-китайского сотрудничества в нефтегазовой сфере в трудах В.В. Малеева, С.В. Жукова, И.А. Сафранчука, Лан Ихуан, Ли Цзя, Ван Лимао и др. Западные исследователи обращают внимание на обеспечение энергетической безопасности в государствах - Р.Е. Эбель, Л. Якобсон, М. Скаламера. Наибольший интерес для ученых представляют работы, посвященные поиску путей разрешения проблем в энергетическом взаимодействии Китая и России. Однако современным научным сообществом недостаточно внимания уделяется исследованиям договорно-правовой основы нефтегазового сотрудничества КНР и РФ.
В качестве методов исследования мы использовали сравнительный метод, метод обобщения, анализ, институциональный метод.
Международное сотрудничество КНР и РФ в энергетической сфере. Рассмотрим несколько периодов развития отношений России и Китая.
Первый период (1992-1999) - начальный этап китайско-российского нефтегазового сотрудничества. Энергетическое взаимодействие между странами началось в 1992 г. В целях выхода из тяжелого кризиса в экономике Россия начала искать новых партнеров в сфере энергоресурсов. Китай в этот же период нуждался в поставках газа и нефти из других стран мира. Это обстоятельство обусловило поворот внимания китайского правительства в российскую сторону.
В 1994 г. Китай и Россия стали планировать строительство крупного нефтепровода между двумя странами. Был подписан меморандум, в котором указывалось, что «China National Petroleum Cor-poration» и «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания» начинают работу по строительству нефтепровода «Ангарск - Дацин». Этот первый проект представлял собой важный шаг и для КНР, и для РФ, так как он символизировал начало нефтегазового сотрудничества двух стран.
Кроме того, в ноябре 1994 года было ратифицировано двустороннее соглашение между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией и Минэнерго России, которое предусматривало строительство трансграничного газопровода через территорию Монголии в провинцию Хэбэй, а далее в Шаньдун [2].
Для того чтобы расширить сферу энергетического сотрудничества между РФ и КНР в отрасли нефти и газа, в 1995 г. Министерством энергетики РФ был подготовлен меморандум, в котором были указаны условия взаимодействия с корпорацией нефти и газа и Министерством энергетики топливных энергоресурсов КНР.
В 1996 г. во время визита президента России Б.Н. Ельцина в Китай руководители обеих стран подписали «Совместное соглашение о сотрудничестве в сфере энергоресурсов», результатом которого стала разработка проекта строительства трубопровода для транспортировки в Китай сырой нефти. В сентябре того же года в целях выработки политического механизма взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики был образован китайско-российский комитет в области нефти и газа [3].
В следующие три года Газпром, Роснефть и другие энергетические компании России подписали ряд соглашений о сотрудничестве в области поставок нефти и газа с соответствующими китайскими ведомствами и предприятиями. Постепенно запускалось большое количество совместных проектов в области энергетики.
В июне 1997 г. во время визита премьер-министра России В.С. Черномырдина в Пекин, целью которого было содействие расширению экспорта природного газа из Восточной Сибири в Китай, был согласован правительственный механизм взаимодействия между Россией и Поднебесной. Страны подписали договор о строительстве 3 000 км трубопровода, через который Россия обязалась поставлять в Китай 25 млрд кубометров газа ежегодно в течение 25-30 лет.
В то же время Пекин изучал вопрос о прокладке газопровода протяженностью 8 000 км из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан в Ляньюньган - Китайскую провинцию Цзянсу. Однако Россия не поддержала Китай в отношении инвестирования в развитие месторождений Восточной Сибири.
Таким образом, самым большим достижением российско-китайского энергетического сотрудничества в 1990-е гг. можно назвать согласование трех технико-экономических обоснований для строительства нефтяных и газовых трубопроводов, подписанных в феврале 1999 г. [4]. Однако объем импорта нефти и газа из России в Китай все еще оставался небольшим из-за объективных трудностей и ряда внешних причин, таких как:
- проблемы во время строительства трубо- и газопровода, которых возникло достаточно, чтобы целый ряд пунктов соглашения не был реализован;
- бюрократия.
В целом в 1990-е гг. в сфере нефтегазового сотрудничества Россия и Китай подписали ряд соглашений, которые сформировали основу энергетического сотрудничества двух стран и символизировали начало их взаимовыгодных политических отношений. Но следует отметить, что в этом периоде активного взаимодействия еще не получилось. Для России Европа все еще оставалась основным партнером в энергетическом сотрудничестве, страна создавала значительные валютные ресурсы, которые были необходимы ей для развития внутреннего рынка экономики. Импортный спрос Китая в этот же период времени на нефть и газ был невысоким.
Сотрудничество Москвы и Пекина на первом этапе его развития можно охарактеризовать следующими положениями:
- в этот период Китай в основном покупал в России сырую нефть и некоторые продукты ее переработки в ограниченном количестве. Большую часть импорта нефтепродуктов для покрытия внутренних потребностей Поднебесная получала из Индонезии, Омана и Малайзии, 35 % - из Вьетнама, Ирана, ОАЭ и России [5];
- взаимодействие стран в газовой сфере только формировалось, обретало юридические формы и набирало обороты;
- инфраструктура для транспортировки топливных ресурсов еще не была подготовлена;
- в 90-е гг. XX в. Россия в основном сотрудничала с западными странами в области энергетики, Европа являлась традиционным рынком экспорта энергоресурсов страны. В самой России потребности в энергии были огромны, и важность ее статуса было нельзя игнорировать. Экономический центр России по-прежнему территориально был расположен на европейской части материка. Сохранение хороших отношений с ЕС являлось международной гарантией развития собственной экономики российского государства. Внешняя политика также больше была ориентирована на Европу;
- распространение бюрократии в России мешало процессу строительства трубо- и газопровода в Китай.
Второй период (2000-2008) - переломный этап для китайско-российского нефтегазового сотрудничества.
С 2001 г. КНР и РФ взяли курс на продолжение укрепления и развития нефтегазового сотрудничества между двумя странами. Для России это был хороший шанс выйти на международную энергетическую арену. С одной стороны, на территории РФ имелись колоссальные запасы энергоресурсов, что обусловливало принципы ее энергетического сотрудничества с другими странами, а также обеспечивало поступление валюты в экономику страны. С другой стороны, во многих государствах мира отмечался растущий спрос на нефтегазовые ресурсы, в том числе и в Китае, что послужило дополнительным стимулом для активизации деятельности российских энергетических компаний по завоеванию новых рынков. В 2003 г. Правительством России была принята «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», в которой закрепилась ориентация нефтегазовой сферы страны на Восток. Россия начала активно искать возможности для сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона в энергетической сфере.
Для Китая с его активно и быстро развивающейся экономикой Россия представляет собой привлекательного партнера в сфере энергетического сотрудничества. Поэтому в 2001 г. Пекин объявил об укреплении отношений двух стран и о выстраивании совместной энергетической политики между КНР и РФ.
В начале 2000-х годов китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) «Спорее» и российские нефтяные компании ОАО «ЮКОС» и ПАО «Транснефть» подписали соглашение о строительстве нефтепровода из России в Китай «Ангарск - Дацин» [6]. В 2001 г. Китай получил из России более 2 млн тонн нефти, что составило 2 % от общего объема импорта нефти страны. Вместе с тем Россия экспортировала более 200 млн тонн нефти в разные государства мира, и с этой точки зрения объем импорта нефти Китая составил только 1 % от общего экспорта России. Совершенно очевидно, что этого было недостаточно для удовлетворения потребностей быстрорастущей экономики Китая. Поэтому правительство Поднебесной решило увеличить долю нефти, импортируемой из России.
28 мая 2003 г. ЮКОС и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) сделали важный шаг в направлении укрепления нефтяного сотрудничества КНР и РФ: было подписано соглашение об основных принципах реализации плана импорта нефти в Китай по трубопроводу «Ангарск - Дацин».
В то же время деятельность третьих стран препятствовала развитию нефтяного сотрудничества между Россией и КНР. С одной стороны, Япония представила обновленный проект финансирования объемом уже 7 млрд долл. США, пытаясь склонить Россию к признанию целесообразности строительства нефтепровода через Западную и Восточную Сибирь к Тихому океану, а не по маршруту на северо-востоке Китая [7]. С другой стороны, из-за неэффективных переговоров с Россией, Китай изменил стратегию и вернулся к обсуждению условий поставок нефти на свою территорию из стран Центральной Азии. Правительство Поднебесной заняло жесткую позицию в вопросе условий энергетического сотрудничества с Россией, и КННК объявила, что если будет игнорироваться развитие направления импорта через Дацин, то компания откажется поддерживать строительство трубопровода «Тайшет - Находка».
Очевидно, что в это время Япония и Китай конкурировали за использование энергетических ресурсов России. Промышленность Японии очень развита, а ресурсы крайне ограничены, страна давно является активным импортером энергии, поэтому сотрудничество в нефтегазовой сфере между Японией и Россией имеет большой потенциал. Однако конкуренция между Китаем и Японией осложняла ситуацию китайско-российского взаимодействия: энергетическое сотрудничество между Японией и Россией могло сократить объем импорта ресурсов в Китай и привести к росту цен на энергоносители.
В сентябре 2004 г. во время визита премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Россию было подписано российско-китайское коммюнике, в котором отмечена важность дальнейшего укрепления энергетического сотрудничества двух стран. Со стороны России документ ратифицировал премьер М.Е. Фрадков. Совместное коммюнике включало следующие договорные пункты:
- Россия рассмотрит вопрос о расширении нефтепровода на Дальнем Востоке ответвлением на Китай;
- Россия будет и впредь укреплять сотрудничество в нефтегазовой сфере с Китаем;
- обе стороны договорились об увеличении поставок нефти по железной дороге, при этом экспорт прогнозировался на уровне 10 млн т в 2005 г. и 15 млн т - в 2006 г.;
- было решено подготовить план разработки новых газовых месторождений [8].
25 сентября 2004 г. Россия подтвердила проект строительства ответвления нефтепровода на Дацин. А в конце 2004 г. премьер-министр РФ М.Е. Фрадков подписал распоряжение № 1737-р «О проектировании и строительстве трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан"» [9]. Однако Россия не приняла окончательное решение о строительстве одного из двух трубопроводов, что вызвало недовольство не только у Китая, но и у Японии. Учитывая это, Пекин не оставлял без внимания потенциальное партнерство с Казахстаном: во время 3-го саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Китай заявил, что энергетическое взаимодействие между КНР и Казахстаном имеет стратегическое значение.
23 мая 2008 г. во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Китай руководители обеих стран подписали много важных торгово-экономических соглашений, которые расширили сферу энергетического российско-китайского сотрудничества. В октябре этого же года в процессе тринадцатой регулярной встречи глав правительств Китая и России ОАО АК «Транснефть» и КННК приняли решение о совместном строительстве трубопровода для транспортировки сырой нефти от Сковородино до Дацина. Это стало важным шагом в развитии партнерских отношений двух стран.
Для обеспечения своей энергетической безопасности Китай решил проводить политику, основанную на увеличении объема импорта энергоносителей, в частности из России. Так, в 2000 г. в Поднебесную было отправлено 1,5 млн тонн российской сырой нефти и 2,5 млн тонн нефтепродуктов из порта Маньчжурии, а в 2008 г. - уже 11,64 млн тонн. Одновременно с этим
Китай активно участвовал в освоении зарубежных нефтегазовых месторождений и делал инвестиции в разведку энергоресурсов, спонсировал добычу обнаруженных углеводородов и их перевозку из Восточной Сибири и Дальнего Востока на свою территорию.
Необходимо отметить, что примеру Китая стали следовать и другие страны, столкнувшиеся с нехваткой собственных ресурсов для покрытия энергетических потребностей экономики. Так, Индия придавала большое значение энергетическому сотрудничеству с Россией в целях восполнения недостатка нефти и газа. Помимо этого, в конце 2005 г. был завершен международный энергетический проект «Сахалин - 1», совместно реализованный американскими, японскими и индийскими компаниями на российской территории. Эта всемирная энергетическая конкуренция, несомненно, оказывает глубокое влияние на внешнеэкономическую стратегию России, а также на геополитику и мировое экономическое развитие всего евразийского континента.
Камнем преткновения в переговорном процессе России и Китая, призванном активизировать их энергетическое сотрудничество, стала цена на закупку природного газа. В 2008 г. В.В. Путин стал премьер-министром России, этот год совпал с 60-летием установления дипломатических отношений между КНР и РФ и объявлением Года русского языка в Китае. В рамках праздничных мероприятий было запланировано множество встреч. Лидеры Китая и России еще раз провели переговоры о цене на природный газ, но так и не смогли договориться.
Анализируя процесс китайско-российского сотрудничества в области энергетики в первое десятилетие XXI в., мы обнаруживаем, что векторы его развития определялись особенностями политики и экономики двух стран. Российская сторона стремилась не только повысить закупочную цену на природный газ для получения большей экономической выгоды, но и улучшить свой международный статус за счет установления контроля над природными энергетическими ресурсами. Для китайской стороны российский газ стал бы серьезным подспорьем для развивающейся стремительными темпами экономики, однако названная цена не устраивала. По сути, и Китай, и Россия пытались учитывать только свои национальные интересы в процессе двусторонних переговоров по природному газу, следствием чего стала приостановка активного сотрудничества.
Третий период (2009-2020) - этап бурного развития китайско-российского нефтегазового сотрудничества. В связи с разразившимся финансовым кризисом 2008 г. и серьезным ухудшением состояния российской экономики Россия остро нуждалась в китайских инвестициях, поэтому энергетическое сотрудничество между двумя странами вышло на новый этап развития.
В феврале 2009 г. Китаем и Россией было подписано соглашение о строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Параллельно с этим был ратифицирован договор, согласно которому КНР предоставил компании «Роснефть» 25 млрд долл. долгосрочного кредита для гарантии строительства трубопровода и транспортировки нефти в Китай. Это обстоятельство укрепило доверие обеих стран друг к другу в рамках энергетического сотрудничества, которое постепенно распространилось во всю экономику, а также охватило другие важные отрасли - науку, производство и оборону [10].
21 апреля 2009 г. вице-премьер Китая Ван Цишань и его российский коллега И.И. Сечин подписали межправительственное соглашение о нефтяном сотрудничестве. Они подтвердили намерения построить ответвление от ВСТО в Китай. 18 мая этого же года Ван Цищань в уезде Мохэ провинции Хэйлунцзян принял участие в церемонии официального старта строительства нефтепровода и заявил, что данное событие представляет собой очень важный и существенный шаг в поддержку энергетического сотрудничества между КНР и РФ. По словам вице-премьера, завершение этого проекта в намеченные сроки должно стать важным «узлом», надежно соединяющим партнерские российско-китайские отношения [11].
29 августа 2010 г. состоялась церемония, посвященная началу транспортировки нефти по ВСПО в Китай. На ней премьер-министр В.В. Путин выступил с речью: «В этом году российская нефть пойдет в Китай. Это многоплановый проект, который укрепил наше энергетическое взаимодействие. Это важно для нас, так как мы диверсифицируем рынки сбыта нашего стратегического сырья. До сих пор основные поставки осуществлялись европейским партнерам. Это значит, что 120-130 млн т российской нефти уходили в Европу. На Азиатско-Тихоокеанский регион приходилась небольшая доля экспорта, но с пуском этого участка через восточную трубопроводную систему и к берегу Тихого океана мы будем поставлять 30 млн т нефти, а при расширении - до 50 млн т. А это уж заметная конкуренция европейскому маршруту» [12].
Спустя почти месяц, 27 сентября 2010 г., председатель КНР Ху Цзиньтао и президент РФ Д.А. Медведев участвовали в церемонии старта поставки нефти по линии «Сковородино - Да-цин». Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао заявил, что успешное завершение проекта создания китайско-российского нефтепровода является не только моделью взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и Россией, но и важной вехой в процессе энергетического сотрудничества обеих стран.
В 2013 г. Китай импортировал из России 24 млн т. сырой нефти. Вместе с тем такие традиционные для китайского энергетического рынка партнеры, как члены ОПЕК и Саудовская Аравия снизили долю импорта энергоносителей в КНР: по данным статистики, в 2014 г. из Саудовской Аравии она сократилась на 8 %, а из Венесуэлы - на 11 %.
В 2014 г. импорт нефти в Китае вырос на 36 %, 30 млн т. черного золота было закуплено в России.
Очевидно, что введение странами Европы и США экономических санкций против России, ухудшение политической ситуации на Украине спровоцировали переориентацию российской экономики на восточные энергетические рынки. Для России Китай стал надежным и приоритетным потребителем энергоресурсов.
В 2010 г. успешно прошли переговоры между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией по перспективам поставок российского природного газа в Китай [13]. И в середине 2011 г. обе страны подписали экспортный контракт, в котором были конкретизированы объемы поставок природного газа из России в Китай - 30 млрд куб. м газа ежегодно в течение 30 лет. Кроме того, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и президент КННК Вань Донцзинь подписали протокол по результатам совместно выполненного двумя компаниями технико-экономического анализа проектов газопереработки и газохимии. В документе рассмотрены варианты создания на территории РФ производств, связанных с организацией экспорта природного газа из России в Китай [14].
Пекин для Москвы является крупным и надежным импортером газа, причины успешного сотрудничества в энергетической сфере кроются в следующем:
1) Китай представляет собой одну из крупнейших стран в мире, экономика которой быстро развивается, а потребность в газовых ресурсах постоянно растет;
2) географическая близость стран упрощает процесс доставки газа из России в Китай, исключая транзитные услуги третьих стран;
3) существует возможность диверсификации газового экспорта в РФ. Именно с этим аспектом многие аналитики связывают потенциальный прорыв в газовых переговорах между Россией и Китаем [15];
4) газ - экологически чистое топливо, и его использование поможет преодолению глубокого экологического кризиса в Китае, а это выгодно и России [16].
Качественно новый период энергетического сотрудничества двух стран в сфере газа начался с 2014 г. В этот период Крым официально стал частью России, что ухудшило политические отношения между Россией и Европой, ускорило корректировку европейской стратегии импорта энергоресурсов и изменение Россией приоритетных направлений экспорта нефти и газа. Под влиянием геополитических, политических и экономических факторов Китай в это время стал крупнейшим в Азии партнером России в области энергетики.
22 апреля 2014 г. на конференции «Москва - Пекин» ученые и эксперты из обеих стран обсуждали проблемы и перспективы развития газовых поставок из России в Китай [17]. Спустя месяц был подписан договор, определяющий объем и порядок экспорта природного газа в Китай через трубопровод «Сила Сибири». На саммите стран АТЭС, который состоялся в Пекине в ноябре, было ратифицировано соглашение об увеличении объемов импорта газа в несколько раз из России в Китай за счет газопровода «Алтай».
Газовое сотрудничество России и Китая по «восточному маршруту» представляет собой огромный и взаимовыгодный стратегический проект XXI века. Пекин получил возможность закупать газ не только на Ближнем Востоке и в Африке, но и в России, что способствовало диверсификации импорта газа и формированию стабильной энергетической обстановки в стране. Москва же открыла для себя огромный рынок импорта газа в Азии, несмотря на западные санкции и кризис на Украине.
При этом Китай не только импортирует газ из России, но и участвует в строительстве трубопроводов, в разведке месторождений энергоресурсов и добыче природного газа. В 2016 г. КННК и ОАО «Новатэк» подписали соглашение, в котором были уточнены условия совместной эксплуатации газового месторождения на полуострове Ямал. Согласно проекту «Ямал СПГ» РФ в течение 20 лет будет поставлять в Китай 3 млн тонн природного газа [18].
16 мая 2017 г. председатель совета директоров КННК Ван Илинь отметил, что углубление международного сотрудничества в нефтегазовой области является важной частью проекта «Один пояс, один путь». В целях реализации этого проекта ОАО «Газпром» и его китайские партнеры ускорили строительство газопроводов в Сибири и на Дальнем Востоке, начали сооружение Амурского газоперерабатывающего завода и объектов подземных газохранилищ на территории КНР [19].
В 2018 г. Китай импортировал из России 71,49 млн тонн нефти, это на 19,7 % больше, чем в 2017 г. [20].
2 декабря 2019 г. Газпром и КННК провели запуск магистрального газопровода «Сила Сибири», начались поставки природного газа в Китай с месторождений Восточной Сибири [21]. Импорт газа по восточному маршруту имеет большое значение для обеспечения энергетической безопасности Китая.
В 2020 г. в условиях пандемии коронавируса на мировом рынке упал спрос на энергоносители. В первом квартале 2020 года между КНР и РФ объем торговли в сфере энергетики резко вырос, импорт нефти и газа, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, значительно увеличился. Успешно продолжает работу китайско-российский газопровод «Восточный»: в КНР российской стороной было экспортировано 1,27 млрд куб. м. природного газа. Строительство объектов на территории Китая преодолело последствия эпидемии и выполняется в соответствии с планами [22].
Посол КНР в Москве в эксклюзивном интервью независимому информационному агентству «Интерфакс» рассказал, что энергетическое сотрудничество является приоритетным направлением развития российско-китайских отношений. Эпидемия Covid-19 только укрепила уверенность в его необходимости. Компании обеих стран ведут переговоры о реализации новых нефтегазовых проектов, причем не только в сфере транспортировки энергоресурсов и строительства газопроводов, но и в целом в нефтегазовой отрасли, в других сферах, таких как электроэнергетика, угольная промышленность и др. [23].
И Китай, и Россия в 2020 г. экономически пострадали от вспышки коронавируса, который стал действительно серьезным испытанием для энергетического сотрудничества между двумя странами. Однако все трудности были преодолены, партнерские отношения Пекина и Москвы будут и впредь углубляться и расширяться. Между КНР и РФ в сфере нефтегазового сотрудничества уже сформировалась надежная договорно-правовая база, с помощью которой создается новый формат энергодиалога «Россия - Китай». Основная его цель состоит в обеспечении развития эффективного сотрудничества между ведомствами, организациями и компаниями КНР и РФ в сфере топливно-энергетического комплекса, а успешность реализации зависит от проявления политической воли и взаимного доверия правительств обеих стран.
Заключение. Нефтегазовое сотрудничество между Китаем и Россией прошло длительный период развития, странами был накоплен богатый опыт взаимодействия, сформирована прочная правовая, институциональная и политическая основа для партнерских отношений. Практика последних лет показывает, что в сложной мировой экономической и геополитической ситуации Китай и Россия неуклонно осуществляют прагматическое сотрудничество в нефтегазовой области, что соответствует национальным условиям и энергетической политике обеих стран.
Обобщая сказанное, следует отметить следующее.
1. В ходе изучения процесса создания правовой основы китайско-российского сотрудничества в нефтегазовой сфере представляется целесообразным выделить несколько этапов взаимодействия России и Китая в энергетической сфере.
Первый этап продолжался с 1992 по 1999 г. и представлял собой начало китайско-российского сотрудничества в нефтегазовой области. В это время потребность в импорте энергоресурсов у Китая была еще не критична, инфраструктура для их транспортировки с территории России не создана, а сама РФ ориентирована на экспорт нефти и газа в Европу. В связи с этим взаимодействие Пекина и Москвы было вялым, сопровождалось бюрократическими препятствиями, которые мешали процессу строительства новых трубопроводов и газопроводов в восточном направлении.
Второй этап - с 2000 по 2008 г. - ознаменовал исторический поворот в сфере нефтегазового сотрудничества между КНР и РФ. Это время характеризуется развитием конкурентных тенденций в энергетической сфере за импортные рынки. Так, спрос на российские природные ресурсы - нефть и газ - со стороны многих стран, оказавшихся перед лицом недостаточности собственных запасов для обеспечения экономики, спровоцировал сложные и бесплодные российско-китайские переговоры о цене на поставляемые энергоресурсы. Особенностью этого этапа следует считать вовлечение в сферу сотрудничества не только правительств России и Китая, но и их крупнейших национальных энергетических компаний - Газпрома, КННК и др.
Третий этап становления российско-китайских отношений в нефтегазовой сфере начался в 2009 г. и продолжается по настоящее время. Следует сказать, что этот он характеризуется стремительностью развития и юридической оформленностью договорного процесса, предполагающей долгосрочность партнерских отношений России и Китая. Межнациональное сотрудничество расширилось и включает в себя теперь возможность инвестирования Китаем средств на разведку и разработку новых месторождений нефти и природного газа на территории России, а также на строительство инфраструктуры для их поставок в КНР.
2. По существу, постепенное совершенствование договорно-правовой основы китайско-российского нефтегазового сотрудничества символизирует постоянное углубление сотрудничества между двумя странами в этой области. Поступательному движению в расширении энергетического взаимодействия двух стран способствует их географическое положение, «соседство». Другим фактором, выступившим катализатором упрочения стратегического партнерства России и Китая, стало ухудшение внешнеэкономических и политических отношений между РФ и Западом.
Кроме того, Китай и Россия дополняют друг друга в области энергетики: Россия является крупным экспортером нефтегазовых ресурсов и нуждается в стабильном и широком рынке сбыта углеводородов, а Китай имеет высокий спрос на энергетические ресурсы в связи с активно развивающейся экономикой страны, поэтому ему необходимы долгосрочные стабильные источники поставок нефти и природного газа.
Прочные политические отношения между Китаем и Россией являются важной гарантией энергетического сотрудничества между двумя странами. Встречи глав государств России и Китая проводятся регулярно, не менее трех раз в год: официальные визиты, двусторонние контакты, в том числе в рамках саммитов ШОС, БРИКС, АТЭС, ВЭФ и др.
Следует сказать и о том, что китайско-российское нефтегазовое сотрудничество характеризуется широкими перспективами развития. Страны должны укреплять взаимное доверие, продолжать совершенствовать правовой механизм взаимодействия в области энергетики, активно продвигать инновации в моделях сотрудничества и содействовать заключению долгосрочных контрактов и договоров.
Ссылки:
1. Емельянова С. Состояние и перспективы энергетического сотрудничества России и стран БРИКС [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/semelianova/sostoyanie-i-per-spektivy-energeticheskogo-sotrudnichestva-rossii-i-str/ (дата обращения: 16.02.2021).
2. АВП РФ. Ф. 100. Оп. 90. П. 405. Д. 31. Л. 5.
3. Го Жуй, Гун Инлянь. Проблемы и контрмеры китайско-российского сотрудничества в области энергетики // Экономический аспект. Пекин, 2009. С. 40-42.
4. Фан Тинтин. Энергетическая политика Китая на современном этапе : монография. М., 2012. 192 c.
5. Байков Н.М. Состояние мировых запасов нефти и газа и объемы их добычи // Нефтяное хозяйство. 2001. № 2. С. 96-98.
6. Лу Наньцюан. Анализ китайско-российского сотрудничества в области энергетики // Социальные науки. 2010. № 1. С. 18-20.
7. Тимонина И.Л., Полищук А.В. Япония и АТР: конкуренция за энергоресурсы и энергетическая интеграция // Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе: политические, экономические и социально-культурные аспекты. М., 2009. С. 200-217.
8. Совместное коммюнике по итогам девятой регулярной встречи глав правительств Китая и России [Электронный ресурс] // RUSSIAN.CHINA.ORG.CN. URL: http://russian.china.org.cn/russian/134700.htm (дата обращения: 15.02.2021).
9. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 1737-р (с изменениями на 3 апреля 2009 года) «О проектировании и строительстве трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан"» // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/901919884 (дата обращения: 15.02.2021).
10. Россия и Китай подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/75468 (дата обращения: 15.02.2021).
11. Началось строительство китайского участка ВСТО [Электронный ресурс] // Прима Медиа. URL: https://primame-dia.ru/news/98406/ (дата обращения: 14.06.2018).
12. Владимир Путин: «В этом году российская нефть пойдет в Китай» [Электронный ресурс] // Gos-news.ru. URL: https://www.gosnews.ru/government/news/339 (дата обращения: 15.02.2021).
13. Российско-китайские переговоры [Электронный ресурс] // Актуальные комментарии. URL: http://actualcomment.ru/ ros-siysko_kitayskie_peregovory.html (дата обращения: 15.02.2021).
14. Там же.
15. Вень Цин. Анализ энергетического сотрудничества между ЕС и Россией в XXI веке : дис. канд. ист. наук. Хэ Нань, 2017. 80 с.
16. Там же.
17. Хэ Ин. Анализ статус-кво и перспективы энергетического сотрудничества Китая и России : дис. канд. полит. наук. Харбин, 2018. 150 с.
18. Заседание круглого стола форума «Один пояс, один путь» [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/60393 (дата обращения: 15.02.2021).
19. Там же.
20. Ли Жохуа. Китайско-российское энергетическое сотрудничество с точки зрения украинского кризиса : дис. канд. полит. наук. Хэй Лонцзян, 2016. 120 с.
21. Ли Хань. Исследование совершенствования механизма китайско-российского энергетического сотрудничества : дис. канд. ист. наук. Харбин, 2017. 90 с.
22. Лян Ичжэнь. Анализ китайско-российского энергетического сотрудничества в рамках «Ледяного шелкового пути» : дис. канд. полит. наук. Шань Дун, 2020. 160 с.
23. Щи Сяоюй. Исследование российской энергетической дипломатии : дис. канд. полит. наук. Шань Дун, 2020. 120 с.
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна