Митина Н.Н., Ду Хуэй
Российско-китайское энергетическое сотрудничество c точки зрения национальной безопасности Китая
Митина Наталья Николаевна — доктор географических наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: natalia [email protected] SPIN-код РИНЦ: 3074-5570
Ду Хуэй — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 3759-0117
Аннотация
Работа посвящена анализу сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в политической, экономической, социальной и культурной сфере, а также в энергетической отрасли, устойчивое развитие которой необходимо с точки зрения национальной безопасности КНР. В задачи исследования входили обоснование этапов развития российско-китайских отношений, определение приоритетных направлений сотрудничества и факторов безопасности экономического развития Китая. Исследование охватывает период с декабря 1992 года, когда президент России Борис Ельцин совершил официальный визит в Китай, а в сентябре 1994 года председатель КНР Цзян Цзэминь нанес ответный визит в Россию, по 2018 год включительно. После этих событий стали проводиться ежегодные встречи, консультации и переговоры по проблемным вопросам, после чего был подписан ряд соглашений по итогам встреч, которые отражают стратегию сотрудничества между Китаем и Россией. Данные стратегические документы, сгруппированные по направлениям сотрудничества, (в официальной и публичной дипломатии на высшем уровне, экономике, научных исследованиях, отношениях в социальной сфере), отобраны для анализа эволюции сотрудничества двух государств. Основные информационные источники данных, проанализированных для статьи: газеты «Жэньминь жибао» и «Китайский Синьхуа», официальные сайты «China Petroleum Corporation» и «Sinopec Group», а также других престижных организаций, располагающих достоверной информацией на китайском, английском и русском языках. На основе аналитического обзора, графического анализа, статистических методов исследования (парного корреляционного, факторного и кластерного анализа) обоснованы исторические этапы развития российско-китайского стратегического сотрудничества, выявлены четыре фактора безопасности бесперебойных поставок углеводородов в Китай и ключевые направления китайско-российского нефтегазового сотрудничества, которые сосредоточены на разведке и добыче нефти и газа, строительстве нефте- и газопроводов, совместных проектах и взаимовыгодной торговле нефтью и газом.
Ключевые слова
Энергетика, сотрудничество, Китайская Народная Республика, Российская Федерация, динамика, развитие, анализ, перспективы, официальные документы о сотрудничестве КНР и РФ.
DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10018 Введение
Экономический рост Китая — второй в мире страны по количеству потребляемой энергии — все больше зависит от надежности внешних поставщиков энергоресурсов, поскольку собственными запасами страна в должной мере не располагает. Несмотря на значительные достижения Китая в развитии альтернативных
источников энергии, углеводороды являются важнейшим энергетическим ресурсом страны, при этом их роль в экономическом развитии Китая постоянно растет. В связи с вышеизложенным тема повышения энергобезопасности Китая с позиций укрепления межгосударственных связей со странами поставщиками нефти и газа является важной и актуальной составляющей национальной политики Китая.
Цель исследования, таким образом, — анализ перспектив укрепления энергетической безопасности Китайской Народной Республики, одним из элементов которой является развитие российско-китайского сотрудничества.
В задачи исследования входили обоснование и рассмотрение этапов развития российско-китайских отношений, определение приоритетных направлений сотрудничества и факторов безопасности экономического развития Китая.
Развитие российско-китайского сотрудничества
В декабре 1992 года президент России Борис Ельцин нанес официальный визит в Китай, а в сентябре 1994 года председатель КНР Цзян Цзэминь совершил ответный визит в Россию. После этих событий, вдохнувших новую жизнь в развитие двусторонних отношений, главы двух государств стали проводить ежегодные совещания, консультации и переговоры по проблемным вопросам, после чего был подписан ряд соглашений по итогам встреч, которые отражают стратегию сотрудничества между Китаем и Россией. В Таблице 1 представлено количество документов с 1992 по 2018 гг., подписанных по итогам двусторонних контактов в сферах государственной безопасности, финансов, экономики и торговли, энергетики, науки и технологий, охраны окружающей среды, культуры, реализации принципов гуманизма и гражданского общества.
Таблица 1. Развитие российско-китайского стратегического сотрудничества в
документах1
Годы Международные отношения на высшем уровне: официальная и публичная дипломатия Отношения в сфере экономики Прикладная и фунда-менталь -ная наука Отношения в социальной сфере Документы о сотрудничестве в нескольких отраслях Итого
Организация департаментов сотрудничества Политика Дипломатия Государственная безопасность Финансы Экономика и торговля Энергетика Наука и технологии Охрана окружающей среды Гражданское общество Реализация принципов гуманизма Культура
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1992 0 3 0 1 1 4 2 3 0 3 0 3 2 22
1993 0 1 0 1 0 1 0 4 0 2 0 3 2 14
1994 0 1 0 3 0 7 0 3 2 0 0 3 0 19
1995 2 2 0 1 0 2 1 2 2 1 0 2 7 22
1996 1 4 0 3 2 4 3 2 1 0 0 1 2 23
1997 0 1 0 0 1 3 4 1 0 0 0 3 3 16
1998 0 1 0 0 1 3 0 0 0 1 0 0 3 9
1999 0 5 0 2 0 12 5 2 0 0 0 3 8 37
2000 0 3 0 2 3 5 8 5 1 3 0 2 7 39
2001 1 1 0 2 1 5 3 4 1 0 0 0 9 27
2002 0 0 1 0 2 0 0 0 0 0 0 1 3 7
2003 1 0 1 3 3 1 3 2 0 0 0 1 3 18
2004 1 4 1 0 2 2 2 0 0 0 0 5 6 23
2005 1 2 0 0 4 2 2 0 0 0 1 4 3 19
2006 0 2 0 0 4 3 7 0 0 0 0 3 3 22
2007 0 0 0 0 1 3 4 1 1 0 0 0 3 13
2008 0 1 0 0 2 2 2 1 0 0 0 3 4 15
2009 1 0 0 2 1 4 13 1 0 1 0 3 6 32
2010 3 0 0 0 1 5 10 0 0 0 0 1 4 24
2011 0 0 0 0 3 3 2 3 0 0 0 2 4 17
2012 0 0 0 0 1 0 7 0 1 0 1 2 5 17
2013 1 1 0 0 3 7 15 1 0 1 0 4 5 38
2014 1 0 0 1 1 9 9 1 0 0 0 3 6 31
2015 0 0 0 1 0 8 0 0 0 0 0 0 12 21
2016 0 0 0 1 6 5 9 0 0 0 0 0 8 29
2017 0 0 0 2 5 9 13 0 0 1 0 0 0 30
2018 0 0 0 1 3 6 15 7 0 0 0 0 0 32
Сумма 13 32 3 26 51 115 139 43 9 13 2 52 118 616
Полиноминальный тренд развития российско-китайских отношений,
представленный на Рисунке 1 показывает, что количество подписанных соглашений за прошедшие 27 лет росло неравномерно: до 2000 года наблюдалось незначительное снижение подписанных соглашений, затем начинается активизация российско-китайского сотрудничества, выраженная в количестве подписанных документах. После
1 Составлено авторами по // National Library of China
[Электронный ресурс]. URL: http://dportal.nlc.cn:8332/zylb/zylb.htm (дата обращения: 15.09.2019).
кризиса 2008 года количество соглашений многократно увеличивается, причем растет по экспоненте.
Рисунок 1. Суммарное количество российско-китайских соглашений с 1992 по
2018 гг.2
Международные отношения на высшем уровне на первом этапе, с 1992 по 2000 гг., характеризуются резким спадом, который замедляется на втором этапе, с 2000 по 2008 гг., и после провальных 2010-2012 гг. стабилизируются на третьем, активно развиваясь с 2013 года (Рисунок 2).
Рисунок 2. Динамика российско-китайских международных отношений на высшем уровне (официальной и публичной дипломатии) с 1992 по 2018 гг.3
Что касается развития отношений в социальной сфере, то после резкого падения активности международной деятельности в данной области (1992-2000 гг.) с 2000 года наметилась активизация сотрудничества, при этом общий тренд снижения интереса к взаимодействию сохраняется до 2018 года включительно (Рисунок 3).
2 Составлено авторами.
3 Составлено авторами.
Следует отметить, что до 2000 г. наметилась тенденция роста культурных связей при общем резком падении других составляющих исследуемой социальной сферы международного общения, и только с 2008 года отмечается повышение активности по направлению «гражданкое общество».
Рисунок 3. Динамика российско-китайских международных отношений в социальной сфере с 1992 по 2018 гг.4
Период ослабления российско-китайских связей в сфере науки и технологий с 1992 по 2000 гг. сменился активизацией взаимодействия и отметился стабилизацией и развитием с 2008 года (Рисунок 4).
Рисунок 4. Динамика российско-китайских международных отношений в сфере
науки и технологий с 1992 по 2018 гг.5
В сфере финансово-экономических отношений между двумя странами наблюдается неуклонное развитие (Рисунок 5а) во всех исследуемых отраслях (Рисунок 6), особенно после 2000 года.
4 Составлено авторами.
5 Составлено авторами.
Таким образом, за описываемый период можно выделить три этапа российско-китайского сотрудничества: первый этап, с 1992 года по 2000 год, отмечен ослаблением российско-китайских связей по всем представленным направлением, кроме вялотекущего наращивания контактов в финансовой и энергетической сферах. Второй этап, с 2000 по 2008 гг., можно назвать переломным: он характеризуется постепенной активизацией сотрудничества, и третий этап, с 2008 по 2018 гг., — это этап активного развития практически утраченных в 90-е годы российско-китайских отношений, причем активность сотрудничества превысила уровень 1992 г.
Рисунок 5. Динамика российско-китайских отношений в финансово-экономической сфере с 1992 по 2018 гг. (суммарный тренд)6
Рисунок 6. Динамика российско-китайских отношений в финансово-экономической сфере с 1992 по 2018 гг. (по отраслям: ряд 1 — финансы, ряд 2 — экономика и торговля, ряд 3 — энергетика)7
6 Составлено авторами.
7 Составлено авторами.
За период 1992-2018 гг. наибольшее количество соглашений о сотрудничестве было подписано в сфере энергетики: более 22,5% подписанных документов (139 из 616) приходится на данную отрасль. Второе, третье и четвертое место в сфере сотрудничества занимают, соответственно, документы, касающиеся экономики и торговли (115 документов, или 18,7%), культуры и финансовой деятельности (52 и 51 документ соответственно, или по 8%) и, наконец, науки и технологий (43 документа, или 7%).
Для определения наиболее важных направлений российско-китайского сотрудничества и связей между ними данные Таблицы 1 были обработаны методами математической статистики. Корреляционный анализ переменных данной таблицы не показал значимых зависимостей — максимальную корреляцию на уровне средних значений показала корреляция энергетических соглашений с соглашениями в торгово-экономической (г=0,41) и финансовой (г=0,44) сфере. Поэтому нами был проведен факторный анализ переменных Таблицы 1 методом главных компонент. В результате трех вращений факторной матрицы (Таблица 2) было получено, что основную нагрузку в факторной матрице важности налаживания двусторонних контактов несет проблема государственной безопасности в военной сфере (фактор 1: 17% нагрузки), на втором месте сотрудничество в сфере энергетики (фактор 2: 13,6% нагрузки), культурные связи, которые также играют важную роль в отношениях, занимают по значимости третье место (фактор 3: 11,7% нагрузки).
Таблица 2. Факторный анализ показателей Таблицы 1 методом главных компонент (значимые нагрузки > 0,700000)8
Переменные фактор 1 фактор 2 фактор 3
Var 1. Организация департаментов сотрудничества -0,103302 0,152765 0,076228
Уаг 2. Политика 0,241240 0,302274 -0,643406
Уаг 3. Дипломатия -0,429600 0,271217 0,068157
Уаг 4. Государственная безопасность 0,715076 0,195294 0,103068
Уаг 5. Финансы -0,167870 -0,619247 0,184235
Уаг 6. Экономика и торговля 0,620053 -0,376795 0,069826
Уаг 7. Энергетика 0,205812 -0,809612 0,093140
Уаг 8. Наука и технологии 0,672651 0,047519 -0,189971
Уаг 9. Охрана окружающей среды 0,381471 0,632284 0,078455
Уаг 10. Гражданское общество 0,388232 -0,094068 -0,587764
Var 11. Реализация принципов гуманизма -0,494442 0,029846 -0,143630
Уаг 12. Культура -0,260925 0,048353 -0,791426
8 Составлено авторами.
Var 13. Сотрудничество в разных отраслях 0,237164 0,270089 0,304503
Expl.Var 2,385463 1,904911 1,631466
Prp.Totl 0,170390 0,136065 0,116533
Кластерный анализ переменных Таблицы 1 показал максимальную значимость
переменной, характеризующей энергетическую сферу сотрудничества, и ее прямую связь с торгово-экономической деятельностью (Рисунок 7), поскольку от энергетической отрасли Китая, как и любой другой страны, зависит ее всестороннее развитие. В связи с вышеизложенным российско-китайское сотрудничество в энергетике является темой дальнейшего обсуждения в данной работе.
Tree Diagram for 15 Variables Single Linkage Euclidean distances
Var1 Var3 Var10 NewVar2 Var9 NewVar1 Var4 Var2 NewVar3 Var8 Var5 NewVar4 NewVar5 Var6 Var7
0 5 10 15 20 25
Linkage Distance
Рисунок 7. Кластерный анализ переменных Таблицы 19
Развитие российско-китайского энергетического сотрудничества
Развитие сотрудничества между Китаем и Россией в различных областях энергетики идет неравномерно и имеет свои особенности. Исследуя количество соглашений в области энергетики в разные годы, можно заметить, что до 2000 года статус данного сотрудничества не являлся приоритетным (всего 10% подписанных документов) и был равнозначен сотрудничеству в дипломатической, культурной и научно-технологической областях (примерно по 10% от общего количества подписанных документов), а преобладали торгово-экономические соглашения в неэнергетической сфере деятельности (около 20% от общего количества подписанных
9 Составлено авторами.
документов). Причиной этому являлось то, что до 2000 года энергетические проблемы Китая не были значимыми и спрос на энергоресурсы в стране не являлся первоочередным. Тогда Китай и Россия имели разные интересы: Китай надеялся на импорт нефти, а Россия была озабочена экспортом природного газа.
В начале XXI века, когда энергетические проблемы Китая стали нарастать, Китай начал более активно стремиться к энергетическому сотрудничеству, и после 2006 года данная тема стала причиной постоянных встреч на высшем уровне глав двух
государств [!М<Ь 2006].
Продвижение сотрудничества в газовой сфере было трудным. С 23 декабря 1994 года Национальная комиссия по планированию позволила Китайской национальной нефтяной корпорации (СКРС) осуществлять импорт природного газа из новых российских месторождений, расположенных в Восточной Сибири. Официально началось осуществляться китайско-российское сотрудничество в нефтегазовой отрасли [ЙШШ 2013]. Документы соглашений о стратегическом сотрудничестве между Китаем и Россией в области энергетики, опубликованных в открытой печати — газете «Женьминь жибао» с 1992 по 2018 гг., сведены в Таблицу 3, в которой приведены этапы и распределение по годам китайско-российских соглашений о сотрудничестве в различных областях газовой отрасли, показаны годы соглашений о разведке, добыче и переработке природного газа, а также этапы намерений о строительстве газопровода. Данные демонстрируют, что до 2004 года не наблюдалось существенного прогресса почти во всех видах сотрудничества в газовой отрасли и многие проекты, связанные с разведкой, добычей и переработкой природного газа, все еще находятся на стадии согласования10.
10 // National Library of China [Электронный ресурс].
URL: http://dportal.nlc.cn:8332/zylb/zylb.htm (дата обращения: 15.09.2019).
Таблица 3. Соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли11
Характер ^чотношений Сфера отношений Планы Взаимоотношения Соглашения Сотрудничество в техническом обеспечении
Разведка и разработка месторождений природного газа 1999, 2000 1996, 1997, 1997, 1997 1999, 2000, 2000, 2000 2001, 2003, 2004, 2006 2009, 2010, 2010, 2012 2005, 2006, 2013 2013, 2013,2017
Строительство и эксплуатация газопроводов 1999, 2000 1996, 1997, 1997, 1997, 1999, 2000, 2000, 2000, 2001, 2002, 2003, 2003, 2003, 2009 2005, 2006, 2007, 2010,2018 2014,2018
Торговля природным газом 2018 1996, 2000, 2004, 2008, 2009, 2014,2015 2004, 2005, 2006, 2006, 2009, 2009, 2010, 2012, 2013, 2013, 2014, 2014, 2014,2015,2016, 2017 2013, 2014, 2014, 2016,2018
Создание совместных предприятий 2008, 2009, 2011 2005 2006
Препятствия к сотрудничеству в этих областях обусловлены сочетанием
многих причин. Например, в 1990-х годах Китай надеялся использовать «соглашение о разделе продукции» для совместной разработки нефтяных и газовых ресурсов в Восточной Сибири, однако Россия считает, что этот метод противоречит ее национальным интересам. В результате противоречий интересов сторон в китайско-российской торговле природным газом доминирует трубопроводный природный газ
[^И 2003]. При разработке трубопроводных схем Россия всесторонне рассматривает
вопрос диверсификации рынка сбыта природного газа. При этом, несмотря на имеющиеся разногласия, соглашений по добыче и переработке природного газа намного больше, чем в нефтянной сфере: по газу подписано 17 соглашений между корпорациями в области разведки, разработки и переработки, а также создания совместных предприятий, что составляет 65% от общего числа соглашений в энергетической отрасли. В области нефтяного сотрудничества было подписано всего четыре соглашения. Это показывает, что китайским энергетическим компаниям трудно вмешиваться в добывающий сектор российской нефти.
11 Составлено авторами по ШШШХ^МШШШ // База данных Национального бюро статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/tisi/ndsi/2014/indexch.htm (дата обращения: 08.04.2019); // National Library of China [Электронный ресурс].
URL: http://dportal.nlc.cn:8332/zylb/zylb.htm (дата обращения: 15.09.2019).
В начале XXI века китайские и российские энергетические компании попробовали различные формы сотрудничества в нефтегазовой отрасли и подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Для Китая наилучшим способом сотрудничества является создание совместных энергетических предприятий; кроме того, китайские энергетические компании постоянно стремятся к сотрудничеству в разведке месторождений, добыче и переработке российской нефти, но результатов пока недостаточно, с точки зрения китайской стороны [ЙШШ 2013]. Китайские инвестиции в нефтяные месторождения России остаются по-прежнему на низком уровне, поэтому на совместных нефтеперерабатывающих предприятиях ощущается нехватка сырья. Проблема до сих пор окончательно не решена.
Вызовы, влияющие на российско-китайское энергетическое сотрудничество
Основные вывозвы, стоящие перед Китаем и влияющие на сотрудничество с Россией в сфере энергетики, можно разделить на четыре типа: вызовы внутреннего рынка, вызовы международного рынка, вызовы национальной безопасности и вызовы международных отношений (Рисунок 8).
Рисунок 8. Структура напряженности между вызовами, влияющими на российско-китайское энергетическое сотрудничество12
Вызовы внутреннего рынка Китая, влияющие на китайско-российское энергетическое сотрудничество, включают:
- ограничения в потреблении энергии, произведенной на угольных электростанциях Китая,
12 Составлено авторами по 2016].
- повышенные требования к модернизации энергетических предприятий,
- низкий уровень развития энергетических технологий в Китае.
Ситуация с потребительским спросом на внутреннем рынке складывается для Китая следующим образом:
- наблюдается рост потребности в энергии и энергопотреблении (Таблица 4),
- внутреннее предложение энергоресурсов ограничено,
- потребление энергии находится все в большей зависимости от импорта.
Чем больше обостряется противоречие между спросом и предложением энергоресурсов в Китае, тем больше энергопотребляющая страна испытывает необходимость поиска стабильного долгосрочного международного сотрудничества со странами-экспортерами для обеспечения стабильных поставок энергии по приемлемой цене.
Стабильно повышающийся спрос на энергию обусловлен ростом китайской экономики в сочетании с резким ухудшением экологической обстановки в стране. С целью улучшения состояния окружающей среды правительство Китая предложило сократить выработку энергии на угольном топливе, что еще больше увеличило спрос Китая на газ и, соответственно, повысило экономическую зависимость Китая от российских газопроводных проектов13. Однако стоит отметить, что, несмотря на все усилия, предпринимаемые правительством Китая по сокращению использования природного угля с 2013 по 2016 гг., когда был отмечен прогресс, с 2017 года КНР снова пришлось повысить потребление угля как самого дешевого топлива (Таблица 4).
Таблица 4. Развитие энергетической отрасли в Китае14
КИТАИ
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Доля, %
Первичная энергия, потребление млн т н.э*. 2150.3 2231.2 2329.5 2491.3 2690.1 2799.1 2907.0 2973.5 3009.8 3047.2 3132.2 23.2
Нефть, добыча, тыс. бар. в день 3742 3814 3805 4077 4074 4155 4216 4246 4309 3999 3846 4.2
13 2017^5^ 9Я B06 "China Business News" 9 мая 2017 г., издание B06 // Invest in China [Электронный ресурс]. URL: http://fdi.gov.cn/1800000121 33 11652 0 7.html (дата обращения: 21.11.2019).
14 British Petroleum Statistical Review of the World Energy. 67th Edition // BP [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp-country/fr ch/PDF/bp-stats-review-2018-full-report.pdf (дата обращения: 21.11.2019). Примечание: т н.э. — тонн нефтяного эквивалента.
Нефть, потребление, тыс. бар. в день 7808 7941 8278 9436 9796 10230 10734 11209 11986 12302 12799 13.0
Импорт нефти, тыс. бар. в день 4172 4494 5100 5886 6295 6675 6978 7398 8333 9214 10241 15.2
Природный газ: добыча млрд м3 69.8 80.9 85.9 96.5 106.2 111.5 121.8 131.2 135.7 137.9 149.2 4.1
Природный газ: потребление млрд м3 71.1 81.9 90.2 108.9 135.2 150.9 171.9 188.4 194.7 209.4 240.4 6.6
Уголь, добыча, млн т н.э. 1439.3 1491.8 1537.9 1665.3 1851.7 1873.5 1894.6 1864.2 1825.6 1691.4 1747.2 46.4
Уголь, потребление, млн т н.э 1584.2 1609.3 1685.8 1748.9 1903.9 1927.8 1969.1 1954.5 1914.0 1889.1 1892.6 50.7
Китайское правительство справедливо продолжает считать угледобычу
стратегическим ресурсом, являющимся «подушкой безопасности» в условиях возможных рисков срывов поставок энергоресурсов из-за рубежа. Китайской стороне следует иметь в виду, что существует еще один путь улучшения экологической обстановки в Китае, без снижения потребления самого дешевого топлива — угля. Этот путь демонстрируют сегодня развитые страны в условиях нарастания экономического кризиса: совершенствование технологии сжигания угля и очищения выбросов посредством модернизации фильтров.
Вызовы международного рынка. Рентабельность внутреннего энергетического рынка Китая влияет на энергетическое сотрудничество. Это связано с тем, что основным элементом реализации стратегии международного энергетического сотрудничества является конкретное энергетическое предприятие. Хотя предприятия могут временно отказаться от краткосрочных интересов для достижения долгосрочных целей развития, выживание предприятий достигается путем повышения прибыли. В китайско-российских переговорах о цене на природный газ «Газпром» выступает за то, чтобы цена на российский природный газ соответствовала европейской, а она достаточно высока, и сектор природного газа Китая несет убытки. Из-за разногласий в ценах на поставку газа переговоры по подписанию контракта на строительство «Силы Сибири» продолжались вплоть до мая 2014 года. Цена в российско-китайских договорах купли-продажи природного газа, подписанных в мае 2014 года, составляла
3 „
около 350-400 $/1000 м , что выше цены поставки природного газа из Центральной Азии. Россия не желает продавать природный газ по цене ниже европейской, за исключением введения льготных цен на газ для настроенных на сотрудничество стран
70
СНГ. В течение многих лет переговоров между Китаем и Россией российская сторона не шла на уступки в ценах на газ и настаивала на принципе привязки к ценам на нефть 2017].
Инверсия внутренних цен на трубопроводный и на сжиженный природный газ (СНГ) (Таблица 5) на внутреннем и внешнем рынке привела к потерям РйшСЫпа, так как с 2011 по 2017 гг. цены ежегодно корректировались в сторону повышения и практически удвоились.
Таблица 5. Динамика внутренних цен на природный газ в Китае с 2011 по
2017 гг.15
2011 2013 2014 2015 2016 2017
Импортный СПГ (юань/ГДж) 24.93 31.45 38.82 39.01 39.98 40.12
Импортный трубопроводный газ (юань/м3) 0.88 1.11 1.37 1.45 1.89 1.99
В 2014 году крупнейшими импортерами сырой нефти в Китай были Саудовская Аравия (лидер по поставкам), а также Ангола, Ирак, Иран, Россия и Оман (Рисунок 9). Цена российской импортируемой сырой нефти в 2014 году была примерно такой же, как и у Саудовской Аравии (Рисунок 10).
Успех сланцевой революции в США заставил Китай заинтересоваться добычей собственной сланцевых углеводородов. Однако обвал цен на нефть в 2014 году привел к пониманию, что деятельность Китая по развитию сланцевой промышленности в условиях низких цен на нефть понесет финансовые потери. В настоящее время цена на нефть в районе 60-70$/баррель недостаточна для активных разработок собственной сланцевой нефти в Китае, и импорт углеводородов Китаем продолжает нарастать [^Ш 2017].
15 Составлено автором по 2017^5^ 9^B06"China Business News" 9 мая 2017 г., издание
B06 // China Business Journal [Электронный ресурс]. URL: http://dianzibao. cb. com.cn/html/2019-09/09/content 74897.htm?div=-1 (дата обращения: 25.11.2019).
Рисунок 9. Страны-импортеры сырой нефти в Китай и их маршруты
16
Рисунок 10. Сравнение ежемесячных цен на нефть, поставляемую в Китай Саудовской Аравией и Россией в 2014 году17
Вызовы национальной безопасности Китая в энергетической отрасли.
Природный газ поступает в Китай по трубопроводам «Китай — Центральная Азия» из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана и «Китай — Бирма» из Мьянмы. Совместный китайско-бирманский проект газопровода был завершен в 2013 году; объем поставок — 3,92 млрд м3 газа в год 2017].
16 British Petroleum Statistical Review of the World Energy. 2019. 68th Edition // BP [Электронный ресурс]. URL: https://nangs.org/analytics/bp-statistical-review-of-world-energy (03.12.2019).
17 British Petroleum Statistical Review of the World Energy —2014 // BP [Электронный ресурс]. URL: https://studylib.net/doc/8150473/bp-statistical-review-of-world-energy-2014 (дата обращения: 21.11.2019).
Для диверсификации маршрутов поступления газа 21 мая 2014 года Китай заключил соглашение с Россией о транспортировке в Поднебесную в течение 30 лет 38 млрд м газа по «Восточному маршруту». 8 мая 2015 г. в присутствии лидеров двух государств глава «Газпрома» Алексей Миллер и вице-президент СЫРС Ван Дунцзинь подписали еще одно соглашение об основных условиях поставок газа из России в КНР по «Западному маршруту» — газопроводу «Алтай»18.
Китай, в основном, импортирует СПГ из Австралии, Индонезии, Малайзии и Катара морем. Импорт нефти с Ближнего Востока осуществляется также морскими перевозками через Малаккский пролив. В июне 2017 года был завершен и введен в эксплуатацию нефтепровод «Китай-Мьянма»19 (длина 771 км, пропускная способность 22 млн т нефти в год), что позволило снизить количество танкеров, проходящих через опасный Малаккский пролив, а также сократить время, необходимое Китаю для получения нефти с Ближнего Востока (Рисунок 11).
Рисунок 11. Основные маршруты поставки газа в Китай20
При этом вследствие политической нестабильности в Мьянме эксплуатация нефтегазового трубопровода «Китай-Мьянма» также имеет риски. С другой стороны, страны Ближнего Востока имеют хорошую репутацию торгового партнера:
18 Шелковый путь нашего времени: как Россия и Китай создают евразийскую экономику // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/1956892 (дата обращения: 17.06.2019).
19 ФШЕЙ^ШЕ^Й Создан китайский трубопровод «Мьянма» // YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v= AkvK644Z A(дата обращения: 03.12.2019).
20 Китай не спешит с западным газовым маршрутом // Aftershock [Электронный ресурс]. URL: https://aftershock.news/?q=node/406537 (дата обращения: 03.12.2019).
практически нет перебоев с поставками нефти в Китай. Сотрудничество Китая со странами Центральной Азии и Ближнего Востока в нефтегазовой отрасли продолжают развиваться, формируя между ними и Россией конкурентные отношения на китайском рынке. На 1 января 2018 г. в результате коммерческой эксплуатации трубопровода «Сковородино-Мохэ-Дацин», второй ветки китайско-российского нефтепровода, ежегодный импорт сырой нефти в Китай по китайско-российскому нефтепроводу увеличится с 15 до 30 млн т21 (Рисунок 12).
Рисунок 12. Схема нефтепроводной системы «Сковородино-Мохэ-Дацин»
В результате усилия Китая позволили сформировать шесть стратегических каналов импорта углеводородов (газопроводы «Центральная Азия-Китай», «Сила Сибири», «Алтай», нефтегазопровод «Мьянма-Китай», нефтепровод «Сковородино-Мохэ-Дацин» и маршруты морем), и таким образом приблизиться к реализации системы национальной энергетической безопасности страны. Одновременная эксплуатация морских и сухопутных транспортных маршрутов эффективно снижает риск бесперебойных поставок углеводородов в КНР.
Вызовы международных отношений. Санкции западных стран в отношении России коснулись и Китая. Например, Китай заинтересован проводить разведку углеводородов на собственной территории и в акватории, и в мае 2014 года российская нефтяная компания подписала соглашение о сотрудничестве с норвежской буровой компанией NADL об эксплуатации морской буровой платформы, которую Россия
21 Ф^ЙШЙ^Ж—МЙМ14 — Китайско-российские трубопроводы — второй проект // Baidu [Электронный ресурс].
URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%AD%E4%BF%84%E5%8E%9F%E6%B2%B9%E7%AE%A1%
E9%81%93%E4%BA%8C%E7%BA%BF%E5%B7%A5%E7%A8%8B/20437297 21.11.2019).
_(дата
обращения: 74
намеревалась использовать для разведки углеводородов в акватории Китая. Однако сделка России с Норвегией не состоялась, и, соответственно, не состоялся российско-китайский проект.
Из-за ухудшения отношений России с Европой и США Россия развернулась на Восток, и была подчеркнута стратегическая ценность сотрудничества России с Китаем. Из-за экономических санкций крупнейший проект освоения газовых месторождений «Ямал СПГ» оказался в тяжелом финансовом положении, смягчить которое помог Китай, вложив значительные средства и предоставив материалы, обуродование и транспорт для продолжения успешного осуществления проекта.
Таким образом, санкции привели к запрету европейским и американским энергетическим компаниям продавать в Россию новейшие технологии разработки углеводородов, что оказало в целом положительное влияние на развитие китайско-российского сотрудничества в энергетической отрасли.
Стратегические цели и задачи российско-китайского нефтегазового сотрудничества
Проблемы с энергетической безопасностью отражаются на всех отраслях народного ходяйства Китая и ставят под угрозу национальную безопасность страны. Для России энергетическое сотрудничество является важным источником национального дохода и основой его внутреннего и международного политического влияния. Таким образом, энергетическую безопасность Китая и России можно рассматривать как две стороны медали: когда происходит энергетический кризис, он, как правило, сопровождается экономическим кризисом, который, в свою очередь,
угрожает политической безопасности как России, так и Китая 2003].
Стратегические цели и задачи китайско-российского нефтегазового сотрудничества заключаются в совместных поисках и добычи углеводородородов, совместном строительстве нефте- и газопроводов, строительстве инфраструктуры для перевозок СПГ и нефтегазохранилищ для увеличения стратегических запасов, совместных научно-технических исследованиях, поисках прорывных технологий и развитии рынка нефтяных фьючерсов (Рисунок 13).
-\
•Энергетическая безопасность -
•Стратегия совместной разведки и добычи нефти и газа
•Стратегия строительства нефтегазопроводов
•Стратегия развития инфраструктуры для доставки СПГ
•Стратегия строительства нефтег. и газохранилищ для пополнения запасов
-\
•Стратегия развития новейших, технологий в нефтегазовой отрасли •Стратегия развития рынка нефтяных фьючерсов
Рисунок 13. Модель российско-китайской стратегии сотрудничества в
нефтегазовой сфере22
Стратегия совместной добычи углеводородов. Россия в настоящее время является партнером крупнейшего проекта китайской нефтегазовой корпорации CNPC по разведке природного газа на территории Китая. Эти проекты способствуют восполнению нехватки китайских нефтегазовых ресурсов и частичному удовлетворению потребностей внутреннего рынка. По данным BP23, разведанные в помощью российских специалистов доказанные запасы нефти и природного газа в Китае растут: в 2013 году они составляли 2,5 млрд тонн и 3,3 трлн м (1,1% и 1,8% мировых запасов соответственно), а в конце 2017 года запасы выросли до 3,5 млрд тонн и 5,5 трлн м (1,5% и 2,8% мировых запасов соответственно). Планируется в 2020 году увеличить целевой показатель по разведке еще на 5,7 трлн м3 природного газа.
С 1993 года, когда Китай стал нетто-импортером нефти, китайские нефтегазовые компании ускорили темпы выхода на российский рынок и до настоящего времени ищут возможности для расширения международного сотрудничества с богатой нефтью и газом страной. Например, Китай — крупный инвестор в проекты по развитию инфраструктуры для производства СПГ на Ямале и доставке его в Китай и другие страны.
22 Составлено авторами.
23 British Petroleum Statistical Review of the World Energy. 67th Edition // BP [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp-country/fr ch/PDF/bp-stats-review-2018-full-report.pdf (дата обращения: 21.11.2019).
Стратегия строительства нефтегазовых трубопроводов. Поскольку Китай традиционно полагался на ближневосточную нефть, транспортировка которой в настощий момент имеет значительные риски, строительство и эксплуатация российско-китайских нефтегазопроводов (Рисунок 12) играют важную роль в укреплении энергетической безопасности Китая.
Стратегия строительства хранилищ для пополнения запасов углеводородов осуществляется Китаем с помощью российской стороны. Стратегическая доктрина создания нефтяных резервов возникла в 1970-х годах. Международное энергетическое агентство (ОВОС) призвало государства-члены создать систему нефтегазовых хранилищ для резервирования нефти в объеме потребления страной в течение 90 дней и более. Это правительственные и корпоративные запасы, чтобы смягчить последствия масштабных сокращений или сбоев поставок нефти. В момент, когда цены на нефть и внутренняя экономика находятся в состоянии спада, спрос на энергоносители
снижается 2004].
Объем покупок стратегических запасов углеводородов в Китае сопровождается не только отсутствием достаточного количества хранилищ, но и дилеммой нехватки активов для массовых закупок сырья по высокой цене и низкой для продажи конечной продукции. В сложившихся условиях Китай планирует реализовать поддерживающие стратегии, чтобы повысить рыночную позицию по закупкам нефти и газа и таким образом более эффективно обеспечить реализацию энергетической безопасности.
Стратегия развития технологий в нефтегазовой отрасли. Китай обладает богатыми запасами сланцевой нефти и газа, а также значительным потенциалом в районах с глубоким залеганием нефтегазовых структур и глубоководных морских месторождений. Чтобы реализовать экономически выгодную разработку этих ресурсов, необходимо достичь прорыва в ключевых технологиях отрасли и повысить уровень самообеспеченности Китая энергией. Снижение зависимости от иностранных углеводородов поможет усилить позицию Китая на рынке при покупке
дополнительных энергоресурсов 2007].
Развитие международных проектов способствует обменам в научно-технической сфере. Обучение у партнеров и распространение новейших технологий в результате сотрудничества окажут положительное влияние на развитие нефтегазовой отрасли Китая.
Стратегия развития рынка фьючерсов на нефть и газ. В настоящее время влияние на международные цены на нефть может быть получено следующим образом: крупная нефтедобывающая страна-экспортер может влиять на общий объем поставок сырой нефти и на международные цены на нефть посредством корректировки объема поставок; она обладает финансовой мощью, которая может влиять на международный рынок нефтяных фьючерсов. Китай как импортер не имеет таких финансовых рычагов, но в рамках сотрудничества с Россией его позиция на международном рынке фьючерных цен на углеводороды может быть усилена [ffifefe 2007].
Еще один способ конкурировать за международное влияние на цены на нефть — это создать конкурентный рынок энергетического финансирования. Нефтяные и газовые компании могут уменьшать свои риски путем хеджирования на рынке нефтяных фьючерсов. Международный рынок нефтяных фьючерсов поможет Китаю усилить влияние на мировые цены на нефть. Создание рынка нефтяных фьючерсов должно заключаться в создании единой и открытой системы рынка энергоносителей, который определяет распределение энергоресурсов [йШШ 2010].
Реформы энергетического рынка Китая обсуждались в течение длительного времени, и конкретные действия уже начали осуществляться. В 2014 году PetroChina и Sinopec провели реформу смешанного владения. 16 февраля 2015 года Национальный комитет реформ и развития опубликовал уведомление «Вопросы, связанные с управлением импортируемой сырой нефти» и начал постепенно решать проблему внедрения фьючерных контрактов на нефть и газ, а 26 февраля 2015 года последовало уведомление о единой цене на природный газ для населения и промышленности24. Проведенная реформа в Китае является лишь первым шагом в строительстве рынка нефтяных фьючерсов, и потребуется время для создания и развития рынка нефтяных фьючерсов, чтобы иметь возможность влиять на мировые цены на нефть.
Заключение
В работе проанализирована сфера российско-китайского сотрудничества с 1992 по 2018 гг. На основе аналитического обзора, графического анализа обоснованы исторические этапы развития российско-китайского стратегического сотрудничества: с 1992 по 2000 гг., с 2000 по 2008 гг. и с 2008 по настоящее время. Показано, что
24 (Аналитический отчет: о реформе цен на газ в 2015 году.
Пекин: Национальный комитет реформ и развития, 2015) // Baidu [Электронный ресурс]. URL: https://www.baidu.com/sf edu wenku/view/37182024988fcc22bcd126fff705cc1754275f59 (дата
обращения: 26.11.2019).
характер сотрудничества между Китаем и Россией с 1992 года на разных этапах изменялся: первый этап отмечен ослаблением российско-китайских связей по всем представленным направлением, кроме незначительного усиления контактов в финансовой и энергетической сферах. Второй этап можно назвать переломным: он характеризуется постепенной активизацией сотрудничества, и третий этап — это этап активного развития практически утраченных в 90-е годы российско-китайских отношений, причем активность сотрудничества в последние годы превысила уровень 1992 г. При этом сотрудничество в энергетике постепенно усиливалось, и в XXI веке постепенно стало доминирующим.
Факторный анализ важности двусторонних контактов выявил приоритетность проблемы государственной безопасности, энергетического сотрудничества и культурных связей. Кластерный анализ показал максимальную значимость переменной, характеризующей энергетическую сферу сотрудничества, и ее прямую связь с торгово-экономической деятельностью.
Проблемы с энергетической безопасностью отражаются на всех отраслях народного ходяйства Китая и ставят под угрозу саму национальную безопасность страны. Для России энергетическое сотрудничество является важным источником национального дохода и основой его внутреннего и международного политического влияния. Таким образом, энергетическую безопасность Китая и экономическую составляющую России можно рассматривать как базис взаимовыгодного сотрудничества в энергетической отрасли.
В начале XXI века китайские и российские энергетические компании попробовали различные формы сотрудничества в нефтегазовой отрасли и подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Для Китая наилучшим способом сотрудничества является создание совместных энергетических предприятий и «Соглашения о разделе продукции», но Россия полагает, что данный вид сотрудничества противоречит ее национальным интересам. В результате в торговых отношениях стран доминирует продажа трубопроводного газа. В настоящее время китайская сторона продолжает настаивать на укреплении сотрудничества в области разведки и разработки нефтяных и газовых ресурсов на российском Дальнем Востоке, а также заинтересована в привлечении российских специалистов для освоения месторождений углеводородов на собственной территории и в акватории.
Несмотря на имеющиеся противоречия, российско-китайское энергетическое стратегическое партнерство укрепляется. С 2017 г. Россия сохранила статус Китая как крупнейшего источника импорта сырой нефти и электроэнергии. Обеспечение энергетической безопасности Китая осуществляется через развитие китайско-российского сотрудничества, которое заключается в совместной разработке нефтегазовых ресурсов, строительстве и эксплуатации нефтегазовых трубопроводов и завершении проекта «Ямал СПГ» для поставок сжиженного природного газа, строительстве нефтехранилищ для увеличения запасов энергоресурсов, разведке углеводородов на территории и в акватории КНР, а также в развитии фьючерсного рынка энергоносителей.
Китайская сторона не ограничивается укреплением связей с Россией, развивая пути и способы диверсификационной поставки углеводородов. Усилия Китая позволили сформировать шесть стратегических каналов импорта углеводородов и приблизиться к реализации системы национальной энергетической безопасности страны. Одновременная эксплуатация морских, сухопутных и ближневосточных транспортных маршрутов эффективно снижает риск бесперебойных поставок ближневосточной нефти и газа в эту страну.
Список литературы:
^ЙХ^ЩШЙ' 2013. (Бай Генсу, Дин Хуэй. Реальность и просвещение китайско-российского нефтегазового сотрудничества. Пекин: Китайско-российское нефтегазовое сотрудничество, реальность и просвещение. Пекин: Изд-во «Нефтяная промышленность, 2013).
2007 (6): 21-25. (Ян Бо. О западной
теории великих стратегий // Зарубежная общественная наука. 2007. № 6. С. 21-25).
.Ш&Ч-ШЯ, 2006 (10): 30-44. (Чэнь Сяоюй. Исторический контекст эволюции российской энергетической стратегии // Обучение и исследования. 2006. № 10. С. 30-44).
.1ЬЖ : ' 2004 ; 5. (Сравнение концепций
безопасности в великих державах / Главный редактор Конг Пенг. Пекин: Издательство "Текущие дела", 2004).
ШШШ, ЖМШ- ЛШ : ' 2010. (Хуан Суйи,
Лонг Юйбянь. Экономика энергетики. Пекин: Изд-во «Электроэнергия Китая», 2010).
(Тян Чунронг. Анализ состояния чистого экспорта нефти в Китай в 2016 году // Международная нефтяная экономика. 2017. № 3. С. 15-18.).
2017 (1) 9-13 Ж (Ван Пей. Страны ОПЕК и страны, не входящие в ОПЕК, совместно
сокращают добычу и способствуют сбалансированности мирового рынка нефти // International Petroleum Economy. 2017. № 1. С. 9-13).
2007. (Ву Фузуо.
Международное энергетическое сотрудничество между странами-потребителями энергии: докторская диссертация. Университет Фудань, 2007).
мм' шш^.ш^щ^^Фтй^т^м .^ж: > 2003.
(Чжэн Ю., Панг Чангвей. Российская энергетическая дипломатия и китайско-российское нефтегазовое сотрудничество. Пекин: Изд-во «Мир знаний», 2003). Ш^ед.даШ^Ш] 2003. (Ци Сяньчжун.
Стратегические исследования. Гуйлинь: Университетское издательство Гуанси, 2003).
Дата поступления: 05.07.2019
Mitina N.N., Du Huei
Russian-Chinese Energy Cooperation from the Point of View of China's
National Security
Natalia N. Mitina — DSc (Geographical Sciences), Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: natalia [email protected]
Du Huei — postgraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Abstract
This paper analyzes cooperation between the Russian Federation and People's Republic of China in the political, economic, social and cultural spheres, as well as in the energy sector, sustainable development of which is necessary from the point of view of PRC national security. The study covers the period from December 1992, when Russian President Boris Yeltsin paid an official visit to China, and September 1994, when Chinese President Jiang Zemin paid a return visit to Russia, to 2018 inclusive. After these events, annual meetings, consultations and negotiations on problematic issues were held, after which a number of agreements were signed on the basis of the meetings, which reflect the strategy of cooperation between China and Russia. These strategic documents, grouped by areas of cooperation, namely: in official and public diplomacy at the highest level, economy, research, relations in the social sphere, are selected for the analysis of the cooperation evolution between the two
states. The main information sources of the data analyzed for the article are the People's Daily and Chinese Xinhua Newspapers, the official websites of China Petroleum Corporation and Sinopec Group, as well as other prestigious organizations that have reliable information in Chinese, English and Russian. On the basis of an analytical review, graphical analysis, statistical research methods (pair correlation, factor and cluster analysis), the historical stages of Russian-Chinese strategic cooperation development are substantiated, four factors of security of uninterrupted hydrocarbon supplies to China and key areas of Chinese-Russian oil and gas cooperation are identified, which focus on exploration and production of oil and gas, construction of oil and gas pipelines, joint projects and mutually beneficial trade in oil and gas.
Keywords
Energy, cooperation, People's Republic of China, Russian Federation, dynamics, development, analysis, prospects, official documents on cooperation between China and Russia.
DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10018
References:
2013. (Bay Gensu, Din Khuey (2013) Realnost i prosveshcheniye kitaysko-rossiyskogo neftegazovogo sotrudnichestva. Pekin: Kitaysko-rossiyskoye neftegazovoye sotrudnichestvo. realnost i prosveshcheniye [Reality and education of Chinese-Russian oil and gas cooperation]. Beijing: Izd-vo «Neftyanaya promyshlennost).
2007 (6): 21-25. (Yan Bo (2007) O zapadnoy teorii velikikh strategiy [On the Western theory of great strategies]. Zarubezhnaya obshchestvennaya nauka. No. 6. P. 21-25).
.m^mn, 2006 (10): 30-44. (Chen Syaoyuy (2006) Istoricheskiy kontekst evolyutsii rossiyskoy energeticheskoy strategii [Historical context of the evolution of the Russian energy strategy]. Obucheniye i issledovaniya. No. 10. P. 30-44).
.ttm : WftMi ' 2004 ; 5. (Kong Peng (ed.) (2004) Sravneniye kontseptsiy bezopasnosti v velikikh derzhavakh [Comparison of security concepts in great powers]. Beijing: Izdatelstvo "Tekushchiye dela").
^mm, MMU. .ttm : ' 2010. (Khuan Suyi,
Long Yuybyan (2010) Ekonomika energetiki [Energy economics]. Beijing: Izd-vo «Elektroenergiya Kitaya»).
rnmm: , mrn^&ffi 2017^3^15-18^
(Tyan Chunrong (2017). Analiz sostoyaniya chistogo eksporta nefti v Kitay v 2016 godu [Analysis of net oil exports to China in 2016]. Mezhdunarodnaya neftyanaya ekonomika. No. 3. P. 15-18).
2017 (1) 9-13Ш (Van Pei (2017) OPEC and non-OPEC countries are jointly reducing production and helping to balance the global oil market. International Petroleum Economy. No. 1. Р. 9-13).
2007. (Wu Fuzuo
(2007) Mezhdunarodnoye energeticheskoye sotrudnichestvo mezhdu stranami-potrebitelyami energii: Doktorskaya dissertatsiya [International energy cooperation between energy consuming countries: Doctoral thesis]. Universitet Fudan).
мм ' шш^ш^щ^^Фта^т^м .^ж : > 2003.
(Chzhen Yu., Pang Changvey (2003) Rossiyskaya energeticheskaya diplomatiya i kitaysko-rossiyskoye neftegazovoye sotrudnichestvo [Russian energy diplomacy and Chinese-Russian oil and gas cooperation]. Beijing: Izd-vo «Mir znaniy»).
Ш^ед.даш^м : 2003. (Tsi Syanchzhun (2003)
Strategicheskiye issledovaniya [Strategic study]. Guylin: Universitetskoye izdatelstvo Guansi).
Received: 05.07.2019