Научная статья на тему 'Развитие навыков вероятностного прогнозирования при обучении аудированию на иностранном языке'

Развитие навыков вероятностного прогнозирования при обучении аудированию на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1183
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / LISTENING COMPREHENSION / SPEECH ACTIVITY / PROBABILISTIC FORECASTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьякова Анна Владимировна

Статья посвящена развитию у школьников одного из видов речевой деятельности аудирования. В статье представлены теоретические аспекты понятия «вероятностное прогнозирование», приведены примеры методики работы над данным умением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков вероятностного прогнозирования при обучении аудированию на иностранном языке»

Литература

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1september.ru http://him.1september.ru/article.php (дата обращения: 27.01.2016).

2. Оржековский П. А., Мещерякова Л. М., Понтак Л. С. Химия: 9-й класс.

3. Учеб. для общеобразовательных учреждений. — М.: Астрель, 2007. — С. 130-134.

Развитие навыков вероятностного прогнозирования при обучении аудированию на иностранном языке Дьякова А. В.

Дьякова Анна Владимировна /Dyakova Anna Vladimirovna - студент, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранных языков Государственное бюджетное образовательное учреждение, Закрытое акционерное общество Школа № 814, г. Москва

Аннотация: статья посвящена развитию у школьников одного из видов речевой деятельности - аудирования. В статье представлены теоретические аспекты понятия «вероятностное прогнозирование», приведены примеры методики работы над данным умением.

Abstract: the article is devoted to the development of the one type of speech activity in pupils called listening comprehension. The article presents the theoretical aspects of the concept of 'probabilistic forecasting'. There are also methodological techniques of work on this skill.

Ключевые слова: аудирование, речевая деятельность, вероятностное прогнозирование.

Keywords: listening comprehension, speech activity, probabilistic forecasting.

Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Это показывает практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке. Существует целый ряд объективных сложностей, связанных с восприятием речи на слух. Поэтому в школах большое внимание следует уделять работам с аудиотекстами. В данном случае развитие навыков аудирования будет являться не только целью и важнейшим средством обучения. Чаще всего ученики в основной школе должны освоить иностранный язык на минимальном необходимом для выживания уровне, для чего возникает необходимость развитие у них способностей к иноязычной речевой деятельности, которые позволят в нужный момент из минимальных знаний извлечь максимальную пользу.

В отечественной методике были предприняты попытки установить роль и место каждого компонента в структуре способностей к иноязычной речевой деятельности, т. е. выделить среди них ведущие и вспомогательные. Высказывалась идея о том, что основным компонентом структуры языковой способности является определенная степень развития мыслительных операций: анализа — синтеза, речевой догадки. В качестве показателей психических процессов, связанных непосредственно с речевой деятельностью, назывались объем оперативной памяти и вероятностное прогнозирование [1, с. 95].

Механизм вероятностного прогнозирования подробно изучался в психологии и рассматривался в качестве одного из уровней процесса опережающего отражения. Данный механизм подробно изучался такими психологами, как А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и др. В психолингвистике и лингвистике Р. М. Фрумкина, И. А. Зимняя, Л. Р. Мошинская, Н. С. Харламова и др. исследуют непосредственно механизм вероятностного прогнозирования при обучении аудированию.

В методической и психологической литературе существует большое количество определений понятия «вероятностное прогнозирование». Вероятностное прогнозирование определяется:

- как способность человека использовать информацию, имеющуюся в его прошлом опыте, для прогноза вероятности наступления тех или иных событий в предстоящей ситуации [5, с. 311];

- как способность сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о соответствующем прошлом опыте и на основании этого сопоставления строить предположения о предстоящих событиях

[2, с. 286];

- как порождение гипотез, предвосхищение хода событий [4. с. 133].

В психолингвистике выделяют структурное и смысловое прогнозирование.

Смысловое прогнозирование определяется знанием контекста, а, соответственно, и возможных ситуаций, которые, в свою очередь, предполагают использование определенных структур, клише, речевых форм. Поэтому перед предъявлением аудиотекста учащихся необходимо ознакомить с проблематикой и примерным содержанием текста [3, с. 102].

Структурное (лингвистическое) прогнозирование связано со знанием спектра сочетаемости лексических единиц. Чем больший объем семантического поля, чем прочнее лексические и грамматические навыки, чем лучше ученик знает типовые речевые ситуации и владеет речевыми моделями, тем проще ему распознать их со слуха [4, с. 134].

А теперь рассмотрим примеры упражнений, которые помогут сформировать навыки вероятностного прогнозирования.

На фонетическом уровне успешность предвосхищения определяется знанием вероятностной звуковой последовательности и сводится к выбору оптимального решения о звуке. На данном уровне следует выделять такие признаки, как долгота и краткость, глухость и звонкость, по которым можно опознать фонему. Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне фонемы, учитель может использовать на уроках регулярно как упражнения-минутки. Учитель произносит начало слова, учащиеся его заканчивают, например: grand... (grandparents), inform... (information), health.. (healthful). Учитель произносит конец слова, учащиеся восстанавливают его начало: ... able (suitable), ... hood (childhood), ...dom (boredom).

Учитель просит учащихся прослушать пары слов и дифференцировать их звуковые формы: feel-meal, week-weak, peach-beach,birth-both, dark-duck.

Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне словосочетания основываются на контекстуальной зависимости слов, что можно продемонстрировать примером: What an exciting day! The ... shines brightly. В данном случае опущенное слово «sun» легко восстановить на основе контекста. Учитель называет слово, и учащиеся пытаются подобрать к нему подходящие по смыслу слова: nasty ... (weather), pretty ... (girl), comfortable... (armchair)

Основой прогнозирования на уровне предложения является умение сохранить в памяти следы от серии слов и умение соотносить их по смыслу. Учитель дает начало предложения, учащиеся заканчивают его.

Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне текста, требуют направленности внимания, интереса к теме сообщения, определенной скорости

27

мыслительной переработки информации. На данном этапе возможны следующие типы упражнений: учитель начинает рассказ, учащиеся заканчивают его, учитель предъявляет рассказ по частям, после каждой части учащиеся предвосхищают развитие следующих событий. Можно предложить учащимся в законченном тексте заполнить пропущенные фразы, чтобы текст стал логичным.

В процессе обучения аудированию учитель должен сформировать и развить у учащихся умения составлять общее представление об услышанном, извлекать конкретную информацию из текста в соответствии с поставленной задачей, отделять главное от второстепенного, понимать значение незнакомых слов на основе контекста. Развитие данных умений возможно на основе обучения учащихся вероятностному прогнозированию. Механизм вероятностного прогнозирования предполагает умение прогнозировать содержание аудиотекста на основе имеющихся лингвистических и коммуникативных знаний, а также на основе имеющегося у учащихся опыта. С методической точки зрения развитие данного механизма происходит с помощью специально подобранных упражнений.

Литература

1. Гальскова Н. Д., Гез. Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. Заведений — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

2. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. -352 с.

3. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. М.: ТетраСистемс, 2005. - 175 с.

4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 238 с.

5. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2006. - 416 с.

Проблема преодоления сценического волнения учащихся

Клипикова А. А.

Клипикова Александра Андреевна / Klipikova Aleksandra Andreevna - студент, кафедра музыкального образования, факультет искусств и дизайна, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что успешное выступление музыканта является результатом оптимальной концертной готовности. Следует владеть различными методами и техникой саморегуляции. Abstract: the relevance of the topic chosen because the successful performance of a musician is the result of optimum concert ready. It is necessary to possess a variety of methods and techniques of self-control.

Ключевые слова: сценическое волнение, типы темперамента, методы, причины волнения, эмоциональная активизация, проблема.

Keywords: stage excitement, temperament types, methods, causes excitement, emotional activation, problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.