Научная статья на тему 'Развитие аудитивных навыков и умений на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере темы «Идём в театр»)'

Развитие аудитивных навыков и умений на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере темы «Идём в театр») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / АУДИТИВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ / СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / ОСМЫСЛИВАНИЕ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Т. А.

В статье приводятся упражнения, направленные на развитие аудитивных навыков и умений, построенные на языковом материале речевой темы «Идём в театр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF LISTENING SKILLS AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (THROUGH THE EXAMPLE OF THE THEME "LET''S GO TO THE THEATER")

The author provides exercises that are aimed at developing listening skills and are built on the linguistic material of the theme "Let's Go to the Theater' in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие аудитивных навыков и умений на занятиях по русскому языку как иностранному (на примере темы «Идём в театр»)»

монстрирует уверенность, открытость в общении, эмоциональное принятие партнера, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству, ориентацию на диалог; умеет стимулировать коммуникативную активность партнёров по общению; владеет технологиями создания благоприятного психологического климата, эффективного слушания, эмоциональной саморегуляции, анти-манипулятив-ного поведения.

Каждый показатель оценивается в 10 баллов, из них для высокого уровня определяется 9-10 баллов, для продвинутого - 7-8 баллов, для порогового - 5-6 баллов.

1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. 304 с.

2. Байденко В. И. Гуманистическая направленность-подлинных болонских реформ // Высшее образование в России. 2009. № 10. С. 116-126.

3. Шестакова Н. В. Проектирование комплексных аттестационных заданий для студентов бакалавриата (по направлению подготовки «Технологическое образование»): дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2010. 200 с.

4. Есаулова М. Б. Принцип преемственности в современном профессиональном педагогическом образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. № 12 / Т. 5. С. 223235.

5. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 257 с.

6. Булдакова Н. В. Реализация принципа интегра-тивности в развитии прогностической способности будущих специалистов (на примере социально-гуманитарных специальностей) // Интеграция образования. 2012. № 2. С. 60-63.

7. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 9. Ст. 1110.

© Шипилина Л. А., Старовойтова Ж. А., 2015

УДК 371.32

РАЗВИТИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ИДЁМ В ТЕАТР»)

В статье приводятся упражнения, направленные на развитие аудитивных навыков и умений, построенные на языковом материале речевой темы «Идём в театр».

Ключевые слова: аудирование, аудитивные навыки и умения, речевая деятельность, восприятие речи, фонематический слух, слуховая память, осмысливание звучащей речи.

Т. А. Юдина T. A. Yudina

THE DEVELOPMENT OF LISTENING SKILLS AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (THROUGH THE EXAMPLE OF THE THEME "LET'S GO TO THE THEATER")

The author provides exercises that are aimed at developing listening skills and are built on the linguistic material of the theme "Let's Go to the Theater" in the article.

Keywords: listening, listening skills, speech activity, speech perception, phonemic hearing, auditory memory, comprehension of oral speech.

В методике преподавания русского языка как иностранного выделяют понятие «аудирование», которое представляет собой рецептивную деятельность и является процессом смыслового восприятия звучащей речи.

Аудирование считается наиболее трудным в овладении видом речевой деятельности. В течение длительного времени формирование аудитивных умений не относилось к числу специальных методических задач, а рассматривалось как результат обучения говорению и чтению. Однако при отсутствии целенаправленного обучения ау-

дированию уровень понимания воспринимаемого на слух текста в условиях обучения русскому языку составляет менее 50 %. В связи с этим развитие аудитивных умений в рамках урока русского языка как иностранного является крайне актуальным.

На начальном этапе задачей обучения аудированию является выработка умений понимать несложные, стилистически нейтральные речевые сообщения, предъявляемые на слух однократно и в нормальном темпе. В качестве конечной цели обучения аудированию методисты

рассматривают сформированность аудитивных умений, обеспечивающих слушающему, «во-первых, понимание неявно высказанного смысла высказывания, во-вторых, понимание экспрессивно окрашенной речи говорящего, в-третьих, осмысление общей идеи звукового сообщения, в-четвертых, способность сформировать собственное отношение к сообщению» [1, с. 42].

В процессе обучения аудированию преподаватель должен развивать у учащихся навыки: интонационного и фонетического слуха, слуховой памяти, прогнозирования, а учащиеся должны научиться: распознавать и воспринимать языковые формы; извлекать содержание из звучащего текста; перекодировать полученное содержание; добиваться понимания с помощью переспроса, просьбы повторить, пояснить, сказать иначе и т. п. [1].

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной речью; «оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь» [2]. Основными механизмами, обеспечивающими целостность и динамичность процесса аудирования, являются внутреннее проговаривание, сегментация воспринимаемой речевой цепи, оперативная (кратковременная) память, идентификация понятий, языковая догадка и вероятностное прогнозирование, долговременная память, осмысливание.

Для развития аудитивных умений и навыков необходимы упражнения, выполнение которых будет способствовать лучшему восприятию русской речи на слух. Наиболее эффективными считаются упражнения, согласованные с фонетическим и лексико-грамматическим материалом каждого урока. Именно поэтому на занятиях по русскому языку как иностранному для упражнений, направленных на развитие аудитивных умений и навыков, мы используем языковой материал в рамках речевой темы урока.

В качестве примера рассмотрим работу над аудитив-ными умениями при изучении речевой темы «Идем в театр».

Для развития фонематического слуха и механизма внутреннего проговаривания в рамках заявленной темы используем упражнение «Проговаривание услышанных слов». Учащиеся слушают слова лексико-тематической группы «Театр» и повторяют их: театр, драматический театр, партер, амфитеатр, балкон, сцена и др.

Для развития слуховой памяти используем подготовительные и речевые упражнения. Так, из группы подготовительных упражнений используем упражнение «Установи последовательность». Учащимся даем установку: «Прослушайте текст и укажите названия учреждений культуры в той последовательности, в которой они звучат в тексте». Учащиеся слушают текст и отмечают последовательность звучания объектов культуры в подготовленных преподавателем карточках.

Аудиотекст: «Культурная жизнь Оренбурга достаточно разнообразна. В Оренбурге есть пять театров, цирк,

областной и городской краеведческие музеи, музей изобразительных искусств и филармония, которые дают возможность горожанам соприкоснуться с музами, получить эмоциональный заряд. Областной драматический театр им. М. Горького славится традициями высокого служения искусству. Многие десятилетия радует зрителей Оренбургский театр музыкальной комедии. Во многих странах мира помнят и любят артистов Театра кукол и муниципального театра "Пьеро"».

Карточка для студента:

Цирк, областной и городской краеведческие музеи, Оренбургский театр музыкальной комедии, муниципальный театр «Пьеро», музей изобразительных искусств и филармония, Театра кукол.

Для развития слуховой памяти возможно применение и речевого упражнения, направленного на развитие умения выделять нужную информацию из текста. С этой целью можно использовать как монологические, так и диалогические тексты. Задание формулируем следующим образом: «Прослушайте диалог. Ответьте на вопросы». Текст предъявляется два раза. Перед прослушиванием учащиеся знакомятся с вопросами, на которые им предстоит найти ответы в аудиотексте.

Вопросы: 1. На какой спектакль идут Миша и Аня? 2. Кто поставил этот спектакль? 3. Кто играет в главных ролях? 4. От каких билетов отказался Миша? Почему? 5. Когда состоится спектакль?

Идём в Драматический театр на премьеру!

Миша: Аня, я приглашаю тебя в драматический театр.

Аня: Не может быть! Я давно мечтала пойти туда. А на какой спектакль мы пойдем?

Миша: На пьесу «Чайка».

Аня: Здорово! Я так люблю пьесы Чехова! А кто режиссёр-постановщик?

Миша: Рифкат Исрафилов. Это его новая постановка.

Аня: Неужели мы идём на премьеру?

Миша: Да, на премьеру.

Аня: А кто играет в главных ролях?

Миша: Александра Жигалова, Олег Бажанов, Наталья Беляева и другие актёры.

Аня: А какие у нас места?

Миша: Партер, 10-й ряд.

Аня: Как тебе удалось купить такие хорошие билеты?

Миша: Сначала мне предложили 2-й ярус. Я отказался.

Аня: И правильно сделал. Оттуда плохо видно.

Миша: Я спросил, нет ли билетов в партер. Как видишь, мне повезло!

Аня: А когда спектакль?

Миша: В пятницу, на этой неделе. Встречаемся в 18.20 у входа в театр.

Такого рода задания помогают учащимся сконцентрироваться на получении необходимой информации и способствуют развитию слуховой памяти.

Для развития механизма вероятностного прогнозирования используем творческое аудирование. Учащимся предлагаем прослушать начало диалога и предложить свой вариант конца диалога: 1) - Лена, привет! У меня

Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)

117

есть лишний билет в театр! / - ... ; 2) - Даша, ты сегодня вечером свободна? Я приглашаю тебя в театр на спектакль «А зори здесь тихие.» / - ... . Выполняя такие упражнения, учащимся необходимо проделать довольно сложную работу: понять начало диалога, спрогнозировать и воспроизвести адекватное его продолжение.

С целью развития механизма осмысливания предлагаем учащимся прослушать диалог и ответить лишь на один вопрос. Как правило, чтобы дать ответ на поставленный вопрос, нужно осмыслить весь текст. Например, «Прослушайте диалог. Скажите, Таня и Ваня смотрели один и тот же спектакль или разные спектакли?»

Аудиотекст:

Ваня: Какой прекрасный спектакль мы посмотрели! Правда, Таня?

Таня: Прекрасный? Не понимаю, чем он тебе так понравился. Ничего особенного.

Ваня: Ну что ты! Я так смеялся! Такая прекрасная комедия!

Таня: Странно. Какая же это комедия? Это самая настоящая трагедия. Я плакала весь спектакль. Мне так было жаль главного героя! Он такой красивый. и такой несчастный.

Ваня: Он красивый? А мне кажется, совсем неинтересный.

Таня: Главное, что он артист великолепный.

Ваня: А мне совсем не понравилось, как он играл. Вот героиня - талантливая актриса. Обаятельная, женственная. И какая красавица!

Таня: Ну и вкус у тебя! Совсем она не симпатичная и не привлекательная, очень обыкновенная. По-моему, она вообще не подходит на эту роль.

Ваня: Давай не будем спорить, а то мы можем поссориться. Просто мы по-разному смотрим на вещи. Как известно, о вкусах не спорят!

Итак, очевидно, что аудирование является довольно сложным в овладении видом речевой деятельности. Чтобы работа по развитию аудитивных навыков и умений была наиболее эффективной, необходимо на занятиях по русскому языку как иностранному использовать упражнения, содержащие языковой материал в рамках речевой темы урока и согласованные с фонетическим и лексико-грамматическим материалом каждого урока.

1. Методика / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Рус. яз., 1988. 180 с.

2. Наумова В. А. Развитие аудитивной компетенции студентов // Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 10. 2012. С. 163-164.

© Юдина Т. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.