Научная статья на тему ' Разработка аудитивных материалов для восприятия и понимания текстовой информации'

Разработка аудитивных материалов для восприятия и понимания текстовой информации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
425
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
текст / аудирование / аудитивные задания. / text / listening / tasks of listening.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юлия Борисовна Жидкова

В статье приводятся аудитивные задания, обеспечивающие процесс восприятия, понимания и последующей переработки текстовой информации, передаваемой в устной или письменной форме. Отмечается возможность использования таких заданий не только на занятиях по русскому языку как иностранному, но и на занятиях по специальным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATION OF LISTENING MATERIALS FOR PERCEPTION AND UNDERSTANDING OF TEXTUAL INFORMATION

The article presents tasks of listening that provide the process of perception, understanding and subsequent processing of text information transmitted orally or in writing. The author proves the possibility of using such tasks not only in the classroom in Russian as a foreign language, but also in the classroom in special disciplines.

Текст научной работы на тему « Разработка аудитивных материалов для восприятия и понимания текстовой информации»

Ю. Б. Жидкова DOI: 10.24411/1811-1629-2018-14107

РАЗРАБОТКА АУДИТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

JULIA B. ZHIDKOVA

ELABORATION OF LISTENING MATERIALS FOR PERCEPTION AND UNDERSTANDING OF TEXTUAL INFORMATION

Юлия Борисовна Жидкова

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Воронежский государственный университет ул. Хользунова, 40а, г. Воронеж, 394068, Россия ► [email protected]

Julia B. Zhidkova

Voronezh State University 40a Kholzunova str., Voronezh, 394068, Russia

В статье приводятся аудитивные задания, обеспечивающие процесс восприятия, понимания и последующей переработки текстовой информации, передаваемой в устной или письменной форме. Отмечается возможность использования таких заданий не только на занятиях по русскому языку как иностранному, но и на занятиях по специальным дисциплинам.

Ключевые слова: текст; аудирование; аудитивные задания.

The article presents tasks of listening that provide the process of perception, understanding and subsequent processing of text information transmitted orally or in writing. The author proves the possibility of using such tasks not only in the classroom in Russian as a foreign language, but also in the classroom in special disciplines.

Keywords: text; listening; tasks of listening.

Текст традиционно рассматривается как продукт речевой деятельности, как основная единица коммуникации, которой человек пользуется в процессе речевого общения, как основной источник научной, социокультурной и другой информации, как содержательная основа речи, как объект иллюстрации функционирования языковых единиц [1]. С точки зрения принципов текстоцентричности и коммуникативности текст демонстрирует употребление морфолого-синтаксических и лексико-грам-матических конструкций в их естественном окружении, является источником предметно-содержательной информации, образцом для продуцирования аналогичного текста, побуждением для устного обсуждения и репродуктивных сообщений. Как правило, урок в учебнике или учебном пособии по специальной дисциплине дополнительной общеобразовательной программы или по научному стилю речи включает в себя текст, лексико-грамматический комментарий, послетекстовые вопросы, словарь, иллюстративный материал. Мы предлагаем давать на занятии по научному стилю речи или по предмету два-три однотемных текста, например «Древнерусская письменная литература, её жанры», «Слово о полку Игореве» и диалог. Такая подборка текстов позволяет семантизировать новый лексический материал с опорой на широкий контекст.

^^^ [методика преподавания русского языка]

Хотя научные тексты чаще существуют в письменной форме, необходимо обращаться к такому виду обучения, как аудирование. По мнению И. А. Гончар, обучение любой языковедческой дисциплине станет более эффективным в случае привлечения звучащих материалов, которые таят в себе большие методические возможности [2]. Мы считаем вполне уместным использовать такие материалы на занятиях по любому предмету, так как основную научную информацию иностранные учащиеся получают преимущественно в устной форме: во время лекций, студенческих конференций. Кроме того, учащимся предстоит устно общаться с преподавателями, научными руководителями на практических и семинарских занятиях. Сегодня в практике обучения иностранцев расширяются варианты применения компьютерных технологий: электронных учебно-методических комплексов, электронных учебников, компьютерных программ тестирования знаний. Для изучения различных дисциплин через Интернет необходимо наличие большого количества аудиома-териалов, поэтому обучение речевому общению, создание условий для формирования и развития речевых навыков и умений на основе звучащего высказывания и звучащего текста приобретает актуальность. Это требует поиска оптимальных возможностей для облегчения процесса восприятия, понимания, переработки информации, который сопровождается сложной мыслительной деятельностью. Мы рекомендуем некоторые аудитивные задания, специально ориентированные на задачу обучения восприятию и порождению устной речи в области языка специальности.

Что же может «звучать» на занятии? Специально составленные тексты (монологические и диалогические), которые могут быть использованы на занятии по научному стилю речи и предмету по направленности обучения. Обращаем внимание, что речь идет о текстах, пригодных для учебной коммуникации, являющихся основными источниками научных сведений, а не о текстах для целей обучения аудированию научного текста. Звучащие тексты это — озвученные письменные дикторские тексты (письменные тексты учащиеся могут использовать как опору,

то есть не только прослушать, но и прочитать); озвученные диалоги и полилоги из сферы учебно-научного общения; фрагменты художественных фильмов и мультфильмов; собственно звучащие мини-тексты для определения дополнительной информации и последующего устного ответа. Послетекстовые вопросы мы также рассматриваем в ряду звучащих материалов, так как они представляют собой интонационно-синтаксические единицы, обладающие интонационной законченностью и имеющие определенную интонационную структуру [1], характеризующиеся коммуникативной направленностью. В статье в качестве примеров приводятся некоторые аудитивные задания из учебно-методического комплекса «Литература», разработанного Институтом международного образования ВГУ для проекта «Электронный подфак». Системе заданий в кон-тентах учебно-методических комплексов посвящена работа И. П. Родионовой [3].

Монологические тексты используются как основной учебный материал, а диалоги, полилоги, видеофрагменты как вспомогательный. Лучшему восприятию и запоминанию способствует ассоциативное связывание новой информации с уже знакомой информацией, полученной из текста. Фрагменты художественных фильмов служат иллюстративным материалом к прослушанным / прочитанным учебным текстам и стимулируют аудитивный процесс. Например, текст о романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» может сопровождаться видеофрагментом из фильма режиссера А. Котта «Герой нашего времени» (2006), в котором Печорин рассуждает о своем характере, своих чувствах. В этом эпизоде учащиеся слышат лексику текста, но при этом речь героя демонстрирует естественность. Просмотр видеофрагмента можно отнести к коммуникативным рецептивным упражнениям, так как у учащихся появляется интерес понять его содержание, а тексты художественных фильмов представляют собой аутентичные учебные материалы.

В сценарий занятия включается редуцированная модель обучения аудированию иноязычного текста: коммуникативные единицы, тесты,

ответы на вопросы. Здесь мы не можем говорить о полноценной модели обучения аудированию, так как на занятиях по научному стилю речи или предмету мы не обучаем аудированию как виду речевой деятельности, а формируем у учащихся речевые навыки и умения, обеспечивающие возможность осуществлять коммуникацию в учебно-научной сфере общения, понятийно-терминологические знания.

В предтекстовой работе необходимо уделить внимание овладению лексическим материалом, развитию рецептивных лексических навыков. Здесь важную роль играет слуховая наглядность. К слуховым средствам наглядности относят речь преподавателя и речь в аудиозаписи, речь, звучащую по радио, телевидению. С помощью слуховой наглядности демонстрируется новая языковая единица из лексического минимума урока, а многократное, четкое произнесение ее преподавателем создает у учащегося слуховой образ слова, словоформы, предложения. Приведем следующие аудитивные задания (повторение за диктором звучащих образцов): 1) Слушайте, читайте новые слова и словосочетания; 2) Слушайте, читайте существительные и образованные от них прилагательные; 3) Слушайте, читайте слова. Обратите внимание на образование слов.

В предтекстовой работе необходимо учитывать, что при слуховом восприятии сложных конструкций, новых трудных слов и часто всего текста у учащихся происходит скрытое прогова-ривание, поэтому нужно формировать произносительные навыки, облегчающие процесс восприятия, тренировать правильное произношение новых слов во внутренней речи.

Навыки восприятия звучащего текста вырабатываются в речевых единицах. В предтекстовой работе активно используются задания на повторение за преподавателем / диктором слов и словосочетаний с наращиванием длины. Это озвученные коммуникативные единицы, вычлененные из учебного текста или диалога. И. А. Гончар называет работу с «цепочками» важнейшим типом задания на этапе предтекстовой работы перед прослушиванием звучащего фрагмента [2]. Эти коммуникативные единицы фиксируются в па-

мяти как целостные единицы и опознаются при восприятии информации из текста, а потом воспроизводятся как целое в репродуктивной речи. На первых занятиях это словосочетания, одинаковые по синтаксической структуре. Далее вводятся короткие предложения на прослушивание и повторение их за диктором:

Жанр фольклора — песня. Жанр фольклора — сказка. Жанр фольклора — былина. Жанры фольклора — это песни, сказки, былины.

На уровне В1 это уже не повторение слов и словосочетаний с наращиванием длины, а демонстрация нового слова или словосочетания в окружении контекста:

Возвращённый, возвращённая литература. Идеологический, идеологическая причина. В литературно-художественных журналах начали печатать «возвращённую» литературу — произведения, которые долгие годы не издавались или не переиздавались по идеологическим причинам.

Предъявляемым речевым образцам требуется следовать в устной и письменной речи. Данное задание тренирует оперативную память, помогает увеличить ее объем. Также задание развивает механизм вероятностного прогнозирования на уровне высказываний в процессе аудирования, когда смысл вербализуется с использованием слов и словосочетаний из лексического минимума урока.

Кроме этого необходимо выделить новые глаголы, дать примеры их употребления в синтаксических конструкциях.

Глаголы — Примеры

объединяться / объединиться с кем? —

Князь Игорь и его брат не объединились с другими

князьями; бороться с кем? —

Князья должны вместе бороться с врагами.

Отдельно следует выделить конструкции с этими же глаголами, которые учащиеся встретят в тексте (кто объединился с кем? кто борется с кем?). В данных заданиях совмещается слуховая и зрительная наглядность (графическая), так как таблицы представляют собой опору при усвоении материала. Работа с синтаксическими конструкциями имеет важное значение, так как помогает учащимся понять смысл фразы, коммуникатив-

[методика преподавания русского языка]

ного фрагмента текста, догадаться о значении слова по знакомой синтаксической конструкции или о смысле предложения по знакомым словам в нем. Речевой образец служит эталоном для образования предложений с другим лексическим наполнением в текстах другой тематики.

Понимание слов зависит не только от сфор-мированности фонематического слуха, знания словообразовательных моделей, но и от знания сочетаемости слов. При наличии соответствующей лексики могут использоваться задания на прослушивание лексических связей.

Изображать (что?) жизнь, действительность, исторические события.

Выражать (что?) мысли, чувства, любовь.

Отражать (что?) национальный характер, традиции, жизнь.

На первых занятиях можно предложить аудитивное задание с притекстовыми вопросами и ответами, если эти вопросы повторяются в послетекстовых заданиях. Задание выполняет функцию коммуникативной установки перед работой с текстом, направляет учащихся на активное аудирование.

Что это — летопись?

Летопись — это жанр древнерусской литературы, который рассказывает о событиях каждого года.

На уровне В1 можно дать прослушать фрагменты мини-текста, а потом заполнить пропуски в графическом варианте того же мини-текста.

Если предтекстовые аудитивные задания нацелены на развитие речевых механизмов и выполняют роль слуховой наглядности, то после-текстовые аудитивные задания в тестовой форме выступают средством проверки понимания и аудиотекста, и текста для чтения. При этом нужно заботиться о том, чтобы речевые образцы с наполняющей их лексикой, предъявленные ранее, многократно повторялись в разнообразных видах послетекстовой работы.

Задания выполняются по памяти после прослушивания / прочтения текста. Звучащие вопросы в тестовых заданиях выступают не только средством контроля, но и готовят к диалогическому общению. Вопросы мобилизуют речемыслитель-ную деятельность учащихся, вовлекают их в ино-

язычное речевое общение. Рассмотрим задания закрытой формы (тесты множественного выбора). Учащиеся выбирают один правильный ответ из предложенных или несколько правильных ответов, например: 1) Слушайте вопросы. Отметьте верные ответы; 2) Слушайте вопрос. Выберите правильный ответ; 3) Слушайте предложения. Выберите верное завершение предложения.

Еще один вид тестового задания — тест на установление соответствия. Преподаватель / диктор читает слова из левой части таблицы, а в правой части все слова перемешаны. Учащиеся должны найти правильный вариант: соединить однокоренные слова, соединить глаголы и девербативы. Далее приведем тестовые задания, направленные на установление соответствия между частями словосочетаний и предложений в точности с содержанием текста.

Составьте словосочетания и предложения.

музыкальный поэтические

жанры

мысли и чувства

фольклор появился, когда люди не умели устное народное творчество оказало

рассказ произведения

фольклора народа

читать и писать

большое влияние на русскую культуру и литературу

Слушайте начало предложения. Выберите соответствующее завершение предложения.

Драматург называл «Ревизор» общественной,

народной комедией.

Хлестаков — это символ в которой

действительности, нет правды.

Провинциальный город — человеческой души.

это символ

В послетекстовые задания входят и тесты на соответствие вопросов и ответов. Вопросы озвучены диктором. Слушайте вопросы. Выберите соответствующий ответ на вопрос.

Какой сборник повестей принёс «Вечера на хуторе Гоголю первый успех? близ Диканьки»

Что характерно для повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

юмор, сатира, лирика

Благодаря механизму долговременной памяти во время аудирования вопросов происходит узнавание слов, понимание смысла вопроса, что делает возможным применение полученных знаний в процессе общения в учебно-научной сфере.

Выполнение тренировочных и контрольных тестовых заданий обеспечивает многократное повторение лексики, синтаксических моделей. При этом активизируются мыслительные операции, развивается память, внимание. Подобные задания представляются нам важным и полезным учебным материалом на занятиях как по дисциплинам, так и по научному стилю речи.

Эффективными заданиями, развивающими механизм осмысливания, являются составление плана к тексту, свободный диктант (предъявление знакомого, но модифицированного текста), аудирование мини-текстов. Приведем задание с мини-текстами, которое обучает восприятию речевого потока. Учащиеся прослушивают по два смысловых блока из текста в форме последовательности двух-четырех предложений. Потом они должны дать устный ответ, какое предложение или словосочетание было добавлено во второй мини-текст. При выполнении этого задания задействована кратковременная память, так как воспринимаемое на слух высказывание должно удерживаться до конца звучания; долговременная память, в которой хранятся синтаксические конструкции и лексические единицы, информация предъявленного ранее текста; вероятностное прогнозирование; обобщение, сопровождающее понимание воспринимаемого высказывания.

В аудитивные материалы включаются диалоги и полилоги. С их помощью учащиеся не только получают «предметную» информацию, но и обучаются стандартным речевым образцам, необходимым в разных речевых ситуациях: диалог/полилог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен информацией, мнениями, диалог-переспрос, диалог-уточнение, диалог-удивление и т. п. Отметим, что на начальном этапе работы диалогические тексты лучше предъявлять в устной и письменной форме, а впоследствии постепенно перейти только к устному предъявлению. Диалогические тексты должны быть комму-

никативно направленны, построены на материале учебных текстов, содержать новую информацию для обеспечения работы механизма вероятностного прогнозирования. Для работы с диалогическими текстами рекомендуется использовать систему тестовых заданий, идентичную заданиям к монологическим текстам.

Обычно понимание текста проверяется устным воспроизведением информации. На синтез усвоенного материала, его закрепление нацелены вопросы, озвученные преподавателем / диктором. Обычно это вопросы закрытого типа, предполагающие единственно верный ответ, который может быть сформулирован кратко. На уровне В 1 могут встречаться и вопросы открытого типа, вызывающие различные ответы и речевые реакции, служащие стимулом к порождению высказывания.

Итак, обращение к аудитивным заданиям должно отвечать требованиям целесообразности, своевременности и уместности, соответствия задачам конкретного занятия, сочетаться с текстовым материалом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009.

2. Гончар И. А. Звучащий текст как объект методики в аспекте РКИ // Русский язык за рубежом. 2011. № 2. С. 25-31.

3. Родионова И. П. Представление о контенте электронных учебно-методических комплексов по предметам естественно-научного и гуманитарного циклов для иностранных учащихся предвузовского этапа обучения // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность: сб. ст. I Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных ф-тов: В 2 ч. / под ред. С. В. Каратаева, О. А. Бондарева и др. М., 2017. Ч. 2. С. 180-184.

REFERENCES

1. Azimov E. G., Shchukin A. N. (2009) Novy slovar metodicheskikh terminov iponyaty (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. Moscow. (in Russian)

2. Gonchar I. A. (2011) Zvuchashchy tekst kak obyekt metodiki v aspekte RKI [Sounding text as an object of methodology in the aspect of Russian as a foreign language]. Russkyyazyk za rubezhom [Russian language abroad], no. 2, pp. 25-31. (in Russian)

3. Rodionova I. P. (2017) Predstavlenie o kontente elektronnykh uchebno-metodicheskikh kompleksov po predmetam estestvenno-nauchnogo i gumanitarnogo tsiklov dlia inostrannykh uchashchikhsia predvuzovskogo etapa obucheniia [The idea of the content of electronic educational and methodical complexes on the subjects of natural science and Humanities for foreign students of the pre-University stage of education]. Proceedings of the I International Congress of teachers and heads of preparatory faculties "Dovuzovskii etap obucheniia v Rossii i mire: iazyk, adaptatsiia, sotsium, spetsial'nost" [Pre-University stage of education in Russia and the world: language, adaptation, society, specialty] (Russia, Moscow,19-21.10.2017) (eds. S. V. Karataeva, O. A. Bondareva and others). Moscow, pp. 180-184. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.