Развитие навыков словообразования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через подбор однокоренных
слов
с использованием картинно-графических схем
Маленьких Т. В.,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 248»,
г. Екатеринбург, Россия
Циглевкина И. И.,
учитель-логопед
МБДОУ ««Детский сад комбинированного вида № 248»,
г. Екатеринбург, Россия
Аннотация. Несформированность словообразовательной компетенции оказывает негативное влияние на овладение дошкольниками с тяжёлым нарушением речи устной и письменной речью, препятствует полноценному развитию языковой способности. Одним из направлений деятельности учителя-логопеда является работа над развитием навыков словообразования и словоизменения,в процессе которой особое внимание должно уделяться осмыслению общности морфем при образовании однокоренных слов.
У детей с ОНР страдают все компоненты языковой системы: фонетика, морфология, лексика, грамматика. Многие авторы (Г.А. Каше, А.В. Ястребова, В.К. Зимина) отмечают, что у данной категории детей характерны бедность словаря, неумение пользоваться способами словообразования, ошибки при образовании оттенков слов, недостаточно развита направленность на различение не только звуковых, но и морфологических элементов слов, его грамматических форм. Уделяя особое внимание формированию лексико-грамматического строя речи, мы помогаем детям облекать мысли в материальную оболочку, что делает речь организованной и понятной другим людям. И, что немаловажно, совершенствует мышление дошкольников. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка, зеркало интеллектуального развития ребёнка.
Грамматический строй представляет собой систему взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Грамматический строй включает в себя:
-синтаксический уровень - составление предложений, сочетание слов в предложениях
-морфологический уровень - приёмы словоизменения и словообразования
Словообразование - один из важнейших источников пополнения словарного состава языка. Коррекционная работа по формированию словообразования в первую очередь должна быть тесно связана с развитием лексики.
Словообразование - это процесс или результат образования новых слов на базе однокоренных слов посредством принятых способов.
В своей работе мы опираемся на формирование однокоренных слов, образованных морфологическим способом (с помощью различных морфем-аффиксация: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, безсуффиксальный).
Овладение навыками словообразования у детей с речевыми нарушениями осуществляется в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но в более медленном темпе усвоения.
Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова объясняют это абстрактным характером
грамматических значений и большим количеством языковых правил в грамматической системе языка (Серебрякова Н.В, Лалаева Р.И, 2001, с. 25).
Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко не замечают изменяемости слов родного языка. Для детей лексическая основа слова выступает как постоянный словесный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предмета или действия. Суффиксы, префиксы, окончания представляют для детей слабый словесный раздражитель и не воспринимаются ими.
Отбор лексики для словообразования осуществляется с учётом коррекционно-развивающей программы и календарно-тематического планирования. Со старшими дошкольниками навык словообразования однокоренных слов отрабатывается на базе номинативной лексики.
В практической деятельности по подбору однокоренных слов наиболее эффективным оказался метод наглядного моделирования, который особенно важен для дошкольников поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Использование картинно-графических схем помогает дошкольнику применить на практике языковые закономерности и осознать многообразие однокоренных слов, которое можно получить от исходного слова. Картинно-графические схемы представляют набор отдельных карточек с графическим или предметным изображением. Работа с ними помогает развить у ребёнка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании ребёнка слова начнут существовать «семьями», объединёнными «родственными отношениями».
При работе со словом картинно-графические схемы позволяют образовывать следующие словоформы:
• форма существительного множественного числа в Именительном падеже
• форма существительного с уменьшительно - ласкательными суффиксами (в некоторых случаях с помощью суффикса со значением увеличения)
• форма существительного, обозначающая «членов семьи» животного, птицы, рыбы
• форма прилагательного, образованного от исходного слова
• форма притяжательного прилагательного
• форма существительного, обозначающих лиц по их роду занятия
• форма глагола, образованного от исходного слова
Для работы с вышеперечисленными словоформами мы использовали графические изображения:
• «корона» - исходное слово
• «круги» -форма существительного Им.п множественного числа
• «части тела» - форма притяжательного прилагательного
• «сердечко» - форма существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами
• «волна» - форма относительного прилагательного
• «мама» - форма существительного женского рода
• «коляска», «коляски» - название детёныша - детёнышей
• «ладонь» - форма глагола
• «человечки» - форма существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
Этот приём даёт возможность логопеду использовать свои творческие возможности
и фантазию, придумывая новые графические изображения для введения вречь детей новой словоформы.
Эффективно использовать картинно-графические схемы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе. Систематическое использование картинно-графических схем в речевых упражнениях формирует и
закрепляет навыки словообразования. С этой целью предлагаются детям различные речевые упражнения, которые развивают умения подмечать морфологические элементы слов, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом (Каше Г.А, 1985, с.14).
Речевое упражнение «Семья слов»
Волк - волки - волчок -волчище - волчица -волчонок, волчата - волчий . Рыба - рыбы - рыбка, рыбёшка, рыбина - рыбачить -рыбий - рыбачка, рыбак, рыболов - рыбный.
Речевое упражнение «Гномики и великаны»
Рука - ручка - ручища волк -волчок - волчище
Речевое упражнение «Один - много, много - один»
Костюм - костюмы сапоги - сапог
Морж - моржи журавли - журавль
Речевое упражнение «Лишнее слово»
-цветок, светлый, цветут, цветной
- лес, лист, лесной, лесник
Речевое упражнение «Ты и я»
Рыбак - рыбачка школьник - школьница
Горожанин - горожанка спортсмен - спортсменка
Речевое упражнение «Подбери слова» (скажи какой? скажи что делает?) Стол - столовый рыбак - рыбачит Луч - лучистый зима - зимовать
Речевое упражнение «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Лиса - лисий, лисье, лисья, лисьи Речевое упражнение «Тайна слова»
Цветок - это растение, цвести - это значит распускается бутон, цветник - это клумба, цветовод - это человек, который занимается выращиванием цветов.
Сформированные приёмы словоизменения и словообразования на морфологическом уровне позволяют перейти к развитию грамматического строя на синтаксическом уровне. С этой целью составлены тексты, насыщенные словами одной родственной группы. Работая с текстом мы используем: «Доскажи словечко», «Составь предложение», «Найди ошибку», «Расскажи что запомнил». Рассказ по лексической теме «Рыбы»
Мама прочитала Васе и Ване сказку о золотой рыбке. Мальчики захотели наловить много рыбы.Рано утром братья пошли на рыбалку.Старый рыбак указал ребятам клеевое место. Мальчики рыбачили до самого обеда. Вася поймал много мелких рыбёшек. А Ваня поймал одну крупную рыбину. Старый рыбак сказал: «Вот теперь вы настоящие рыболовы». Дома сестрёнка Валюшка, увидев такой улов, тоже захотела стать рыбачкой. Мама позвала её варить вкусную уху и печь рыбный пирог.
Таким образом, использование картинно-графических схем в работе по подбору родственных слов позволяет логопеду решать многие коррекционные задачи:
¡.Расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значения слов и некоторым способам словообразования.
2.Вводить в активную лексику, имеющийся у детей словарь.
3.Развивать абстрактно-логическое мышление через использование символов.
4.Развивать у дошкольников языковое чутьё и помочь осознать многие языковые закономерностей.
5.Закреплять приобретённые речевые умения на фонетическом уровне.
6.Сформировать навык подбора родственных слов, который поможет будущему школьнику быстро и безошибочно подбирать проверочные слова, что является залогом грамотного письма.
7. Поддерживать интерес к выполнению заданий и формировать положительную мотивацию.
Литература
1. Каше Г.А., 1985. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.
2. Серебрякова Н.В., ЛалаеваР.И., 2001. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. Спб.
3. Суси И.Л., Фиски О.Л., 2012. Игровые приёмы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников. // Логопед. № 7 с.39.