Научная статья на тему 'Развитие навыков словообразования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через подбор однокоренных слов с использованием картинно-графических схем'

Развитие навыков словообразования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через подбор однокоренных слов с использованием картинно-графических схем Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1829
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маленьких Т.В., Циглевкина И.И.

Несформированность словообразовательной компетенции оказывает негативное влияние на овладение дошкольниками с тяжёлым нарушением речи устной и письменной речью, препятствует полноценному развитию языковой способности. Одним из направлений деятельности учителя-логопеда является работа над развитием навыков словообразования и словоизменения,в процессе которой особое внимание должно уделяться осмыслению общности морфем при образовании однокоренных слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков словообразования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через подбор однокоренных слов с использованием картинно-графических схем»

Развитие навыков словообразования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через подбор однокоренных

слов

с использованием картинно-графических схем

Маленьких Т. В.,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 248»,

г. Екатеринбург, Россия

Циглевкина И. И.,

учитель-логопед

МБДОУ ««Детский сад комбинированного вида № 248»,

г. Екатеринбург, Россия

Аннотация. Несформированность словообразовательной компетенции оказывает негативное влияние на овладение дошкольниками с тяжёлым нарушением речи устной и письменной речью, препятствует полноценному развитию языковой способности. Одним из направлений деятельности учителя-логопеда является работа над развитием навыков словообразования и словоизменения,в процессе которой особое внимание должно уделяться осмыслению общности морфем при образовании однокоренных слов.

У детей с ОНР страдают все компоненты языковой системы: фонетика, морфология, лексика, грамматика. Многие авторы (Г.А. Каше, А.В. Ястребова, В.К. Зимина) отмечают, что у данной категории детей характерны бедность словаря, неумение пользоваться способами словообразования, ошибки при образовании оттенков слов, недостаточно развита направленность на различение не только звуковых, но и морфологических элементов слов, его грамматических форм. Уделяя особое внимание формированию лексико-грамматического строя речи, мы помогаем детям облекать мысли в материальную оболочку, что делает речь организованной и понятной другим людям. И, что немаловажно, совершенствует мышление дошкольников. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка, зеркало интеллектуального развития ребёнка.

Грамматический строй представляет собой систему взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Грамматический строй включает в себя:

-синтаксический уровень - составление предложений, сочетание слов в предложениях

-морфологический уровень - приёмы словоизменения и словообразования

Словообразование - один из важнейших источников пополнения словарного состава языка. Коррекционная работа по формированию словообразования в первую очередь должна быть тесно связана с развитием лексики.

Словообразование - это процесс или результат образования новых слов на базе однокоренных слов посредством принятых способов.

В своей работе мы опираемся на формирование однокоренных слов, образованных морфологическим способом (с помощью различных морфем-аффиксация: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, безсуффиксальный).

Овладение навыками словообразования у детей с речевыми нарушениями осуществляется в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но в более медленном темпе усвоения.

Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова объясняют это абстрактным характером

грамматических значений и большим количеством языковых правил в грамматической системе языка (Серебрякова Н.В, Лалаева Р.И, 2001, с. 25).

Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко не замечают изменяемости слов родного языка. Для детей лексическая основа слова выступает как постоянный словесный раздражитель, связанный с конкретным обозначением предмета или действия. Суффиксы, префиксы, окончания представляют для детей слабый словесный раздражитель и не воспринимаются ими.

Отбор лексики для словообразования осуществляется с учётом коррекционно-развивающей программы и календарно-тематического планирования. Со старшими дошкольниками навык словообразования однокоренных слов отрабатывается на базе номинативной лексики.

В практической деятельности по подбору однокоренных слов наиболее эффективным оказался метод наглядного моделирования, который особенно важен для дошкольников поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Использование картинно-графических схем помогает дошкольнику применить на практике языковые закономерности и осознать многообразие однокоренных слов, которое можно получить от исходного слова. Картинно-графические схемы представляют набор отдельных карточек с графическим или предметным изображением. Работа с ними помогает развить у ребёнка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании ребёнка слова начнут существовать «семьями», объединёнными «родственными отношениями».

При работе со словом картинно-графические схемы позволяют образовывать следующие словоформы:

• форма существительного множественного числа в Именительном падеже

• форма существительного с уменьшительно - ласкательными суффиксами (в некоторых случаях с помощью суффикса со значением увеличения)

• форма существительного, обозначающая «членов семьи» животного, птицы, рыбы

• форма прилагательного, образованного от исходного слова

• форма притяжательного прилагательного

• форма существительного, обозначающих лиц по их роду занятия

• форма глагола, образованного от исходного слова

Для работы с вышеперечисленными словоформами мы использовали графические изображения:

• «корона» - исходное слово

• «круги» -форма существительного Им.п множественного числа

• «части тела» - форма притяжательного прилагательного

• «сердечко» - форма существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами

• «волна» - форма относительного прилагательного

• «мама» - форма существительного женского рода

• «коляска», «коляски» - название детёныша - детёнышей

• «ладонь» - форма глагола

• «человечки» - форма существительных, обозначающих лиц по их занятиям.

Этот приём даёт возможность логопеду использовать свои творческие возможности

и фантазию, придумывая новые графические изображения для введения вречь детей новой словоформы.

Эффективно использовать картинно-графические схемы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе. Систематическое использование картинно-графических схем в речевых упражнениях формирует и

закрепляет навыки словообразования. С этой целью предлагаются детям различные речевые упражнения, которые развивают умения подмечать морфологические элементы слов, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом (Каше Г.А, 1985, с.14).

Речевое упражнение «Семья слов»

Волк - волки - волчок -волчище - волчица -волчонок, волчата - волчий . Рыба - рыбы - рыбка, рыбёшка, рыбина - рыбачить -рыбий - рыбачка, рыбак, рыболов - рыбный.

Речевое упражнение «Гномики и великаны»

Рука - ручка - ручища волк -волчок - волчище

Речевое упражнение «Один - много, много - один»

Костюм - костюмы сапоги - сапог

Морж - моржи журавли - журавль

Речевое упражнение «Лишнее слово»

-цветок, светлый, цветут, цветной

- лес, лист, лесной, лесник

Речевое упражнение «Ты и я»

Рыбак - рыбачка школьник - школьница

Горожанин - горожанка спортсмен - спортсменка

Речевое упражнение «Подбери слова» (скажи какой? скажи что делает?) Стол - столовый рыбак - рыбачит Луч - лучистый зима - зимовать

Речевое упражнение «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Лиса - лисий, лисье, лисья, лисьи Речевое упражнение «Тайна слова»

Цветок - это растение, цвести - это значит распускается бутон, цветник - это клумба, цветовод - это человек, который занимается выращиванием цветов.

Сформированные приёмы словоизменения и словообразования на морфологическом уровне позволяют перейти к развитию грамматического строя на синтаксическом уровне. С этой целью составлены тексты, насыщенные словами одной родственной группы. Работая с текстом мы используем: «Доскажи словечко», «Составь предложение», «Найди ошибку», «Расскажи что запомнил». Рассказ по лексической теме «Рыбы»

Мама прочитала Васе и Ване сказку о золотой рыбке. Мальчики захотели наловить много рыбы.Рано утром братья пошли на рыбалку.Старый рыбак указал ребятам клеевое место. Мальчики рыбачили до самого обеда. Вася поймал много мелких рыбёшек. А Ваня поймал одну крупную рыбину. Старый рыбак сказал: «Вот теперь вы настоящие рыболовы». Дома сестрёнка Валюшка, увидев такой улов, тоже захотела стать рыбачкой. Мама позвала её варить вкусную уху и печь рыбный пирог.

Таким образом, использование картинно-графических схем в работе по подбору родственных слов позволяет логопеду решать многие коррекционные задачи:

¡.Расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значения слов и некоторым способам словообразования.

2.Вводить в активную лексику, имеющийся у детей словарь.

3.Развивать абстрактно-логическое мышление через использование символов.

4.Развивать у дошкольников языковое чутьё и помочь осознать многие языковые закономерностей.

5.Закреплять приобретённые речевые умения на фонетическом уровне.

6.Сформировать навык подбора родственных слов, который поможет будущему школьнику быстро и безошибочно подбирать проверочные слова, что является залогом грамотного письма.

7. Поддерживать интерес к выполнению заданий и формировать положительную мотивацию.

Литература

1. Каше Г.А., 1985. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.

2. Серебрякова Н.В., ЛалаеваР.И., 2001. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. Спб.

3. Суси И.Л., Фиски О.Л., 2012. Игровые приёмы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников. // Логопед. № 7 с.39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.