Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная речь / навыки / русский язык / билингвизм / компетенция / professional speech / skills / Russian language / bilingualism / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгушикова Акбота Мусаевна, Маукеева Айгуль Орынбасарқызы

В данной статье рассматриваются особенности развития навыков профессиональной речи у студентов при изучении русского языка. Для успеха в профессиональной сфере современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры профессиональной речи. Одной из приоритетных задач образования становится подготовка специалистов, обладающих необходимыми знаниями и способностями, умеющих пользоваться всеми средствами языка, то есть готовых к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байгушикова Акбота Мусаевна, Маукеева Айгуль Орынбасарқызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SPEECH SKILLS STUDENTS WHEN LEARNING RUSSIAN

This article discusses the features of the development of professional speech skills among students when learning the Russian language. For success in the professional field, a modern specialist needs to master the skills of professional speech culture perfectly. One of the priority tasks of education is the training of specialists with the necessary knowledge and abilities, who are able to use all the means of the language, that is, ready for future professional activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.161.1+81

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Байгушикова Акбота Мусаевна

старший преподаватель, Казахский национальный университет имени аль-Фараби,

г. Алматы E-mail: maukeeva2012@mail.ru

Маукеева Айгуль Орынбасаркызы

магистр педагогических наук, Казахский национальный университет имени аль-Фараби,

г. Алматы E-mail: maukeeva2012@mail.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SPEECH SKILLS STUDENTS WHEN LEARNING RUSSIAN

Baigushikova Akbota Musaevna

senior Lecturer, al-Farabi Kazakh National University,

Almaty

E-mail: maukeeva2012@mail.ru

Maukeyeva Aigul Orynbasarkyzy

master of pedagogical sciences, al-Farabi Kazakh National University,

Almaty

E-mail: maukeeva2012@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности развития навыков профессиональной речи у студентов при изучении русского языка. Для успеха в профессиональной сфере современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры профессиональной речи. Одной из приоритетных задач образования становится подготовка специалистов, обладающих необходимыми знаниями и способностями, умеющих пользоваться всеми средствами языка, то есть готовых к будущей профессиональной деятельности.

Abstract. This article discusses the features of the development of professional speech skills among students when learning the Russian language. For success in the professional field, a modern specialist needs to master the skills of professional speech culture perfectly. One of the priority tasks of education is the training of specialists with the necessary knowledge and abilities, who are able to use all the means of the language, that is, ready for future professional activity.

Ключевые слова, профессиональная речь, навыки, русский язык, билингвизм, компетенция.

Keywords: professional speech, skills, Russian language, bilingualism, competence.

В Казахстане в настоящее время полиязычное образование является приоритетным направлением в образовании. Важнейшей стратегической задачей является сохранение казахстанских образовательных традиций, а также обеспечение выпускников международными квалификационными качествами. В условиях многонационального казахстанского общества, почти все казахстанцы являются билингвами, так как один язык в семье и в повседневной жизни не единственный язык общения. Дополнительное изучение иностранных языков позволяет человеку лучше ориентироваться в окружающем мире,

приобщает к мировой культуре, повышает шансы на рынке труда. Общение с помощью новых информационных технологий также способствует этому. Владение языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека, так как знание нескольких языков дают реальные шансы занять в обществе более престижное положение, как в социальном, так и в профессиональном отношении. Изучение русского языка особенно важно для студентов, так как они составляют потенциал научной интеллигенции общества. Как известно, знание языков сегодня рассматривается как неотъемлемый способ достижения профессионального и личностного успеха. Будущий специалист еще в вузе должен осознавать необходимость систематического повышения профессиональной квалификации, обеспечивающего высокий уровень профессионального мастерства и способствующего его профессиональному росту, что невозможно без хорошего владения профессионально -ориентированной лексикой.

Перед высшим образованием страны поставлена конкретная задача -подготовить конкурентоспособного специалиста, отличающегося качественными профессиональными знаниями и умениями, высоким уровнем культуры и нравственно-психологическими качествами.

Современная методика языкового обучения направлена на переход к личностно-ориентированному образованию, основой которого является развитие личности через интегрированное обучение языку и культуре. Соответственно, «язык-культура-личность» находятся во взаимосвязи всех его составляющих, а дидактическим представлением является содержательно -организационное целое - «лингвокультура и личность». Лингвокультура выступает в качестве ценности, задающей главные ориентиры как профессиональной, так и другим сферам человеческой деятельности, так как в едином процессе развития культуры речи реализуется саморазвитие и самообразование будущего специалиста. Культура речи, качество языка неотделимы от нравственной характеристики личности говорящего

(пишущего).

Развитие культуры речи на первом курсе - это практика лингвокультуроведческая. По содержанию лексико-грамматические темы направлены как на усвоение лингвистических знаний и пополнение активного словарного запаса (устной и письменной речи), так и на развитие познавательных способностей студентов, самоактуализацию и самоутверждение в общении, игре, в познании, в творчестве [2, с. 37].

Чем выше уровень культуры человека (в том числе и речевой), тем продуктивнее он будет решать задачи профессиональной деятельности. Поэтому одной из приоритетных задач образования становится подготовка специалистов, обладающих необходимыми знаниями, имеющих навыки общения в деловой сфере, умеющих пользоваться всеми средствами языка, то есть готовых к будущей профессиональной деятельности.

Во многих казахстанских вузах преподается дисциплина Профессиональный русский язык. На занятиях по дисциплине «Профессиональный русский язык» обучение студентов направлено на освоение специальности, а также на совершенствование общего владения русским языком обучающимися. В связи с задачей реализации программы триединства языков важным моментом является изучение особенностей функционирования современной научно-технической терминологии в области профессиональной речи на русском языке. Углубление и расширение знаний студентов в сфере профессиональной и производственной речи, а также формирование межкультурно-коммуникативной компетенции является основной целью обучения на занятиях по дисциплине «Профессионально-ориентированный русский язык».

Дисциплина «Профессионально-ориентированный русский язык» разработана в соответствии с типовой программой «Русский язык», утвержденной Министерством науки и образования Республики Казахстан. Содержание программы рассчитано на студентов казахских отделений университетов. Преподавание дисциплины «Профессионально -

ориентированный русский язык» выступает в качестве развития профессиональных умений будущих специалистов, формирования навыков общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления. Программа дает возможность развивать коммуникативную компетентность, получать необходимую информацию, представлять и профессионально отстаивать свою точку зрения в публичных выступлениях на заданную тему. Поэтому включение тем «Речевая норма и культура речи», «Особенности делового общения», а также тем «Культура профессиональной речи», «Нормативные особенности профессиональной речи» в программу курса играют значительную роль в повышении качества культуры речи студентов.

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры профессиональной речи. Для этого необходимы следующие качества: знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи; умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи; владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями; владение стилем профессиональной речи; умение определять цель и понимать ситуацию общения; навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника; умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности [1].

Дисциплина «Профессионально-ориентированный русский язык» для студентов-нефилологов, обучение русскому языку в казахстанских вузах направлено на освоение своей специальности и на совершенствование общего владения русским языком обучающимися. Поэтому цель курса - не только дать студентам традиционные знания из области русского языка, но и добиться того, чтобы каждый студент задумался над своими конкретными коммуникативными потребностями, т. е. грамотно владел всеми функциями языка; оценивал свою компетенцию как говорящего, пишущего, слушающего, читающего; умел не механически, а творчески организовать свою речевую деятельность,

критически подходить к разнообразнейшему языковому материалу, который будет необходим в его будущей профессии.

На занятиях по дисциплине «Профессионально-ориентированный русский язык» постоянно обращается внимание студентов на особенности будущей профессии. Практические занятия и самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя направлены на развитие творческой активности студентов, создание мотивации к обучению. В ходе занятий для обсуждения предлагаются следующие актуальные вопросы: «Что такое культура речи; каковы особенности хорошей (образцовой) речи; что такое языковая норма; каковы особенности русского ударения; какие лексические, грамматические, стилистические нормы литературного языка вы знаете; каковы особенности служебно-делового общения; какие требования предъявляются к речевой коммуникации в деловой сфере; что такое деловая беседа и какова роль вопросов в ней; каковы особенности телефонного разговора и этикета и т. п.» [4, с. 38].

Содержание модуля программы направлено на формирование коммуникативной компетенции, которая развивает творческую активность, дает свободу в выборе индивидуального пути освоения и применения полученных знаний. Этот модуль знакомит студентов с наиболее важными для будущих специалистов жанрами устной и письменной речи: этикет электронной почты (структура электронного письма); презентация (особенности, шаблоны презентации в программе PowerPoint) дискуссия и диспут, публичное выступление. На занятиях создается обстановка реального общения, моделирование живых, естественных ситуаций, в процессе реализации которых студенты максимально развивают свои коммуникативные способности.

Проверкой уровня сформированности навыков и умений является проведение пресс-конференции, круглого стола. Сейчас часто делают презентации на какую-либо тему. Это необходимо для того, чтобы научить студента выражать свои мысли кратко и понятно. Во время создания

презентации он планирует свою речь, думает как ему кратко рассказать о заданной теме. Студенту приходится работать с материалом, сортировать, выстраивать и отбирать самые важные тезисы и изображения, тем более информационные технологии позволяют создавать презентации с использованием аудио- и видеовставок, делать презентации динамичными и интерактивными. Наиболее продуктивны в самостоятельной работе студентов (СРС) и в самостоятельной работе студентов под руководством преподавателя (СРСП) - подготовка и выполнение заданий, стимулирующих активность речемыслительной деятельности, например, составление коммуникативного портрета конкурентоспособного специалиста; проведение дискуссии на тему «Национальная специфика этики делового общения»; составление кейса «Необходимость соблюдения правил этикета для успеха в профессиональной деятельности»; подготовка сообщения на тему «Какой должна быть речь специалиста в ситуации профессионального общения» и т. д. [3, с. 52].

Таким образом, основная задача данного курса - развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении в сферах, непосредственно связанных с их будущей профессиональной деятельностью; умение находить и использовать информацию, используя различные источники; обладать навыками критического рассмотрения и осмысления полученной информации; умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию; выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других; выступать публично, литературно выражая свои мысли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тропина В.Г. Культура общения как часть профессиональной культуры [Электронный ресурс] // Интерэкспо гео-Сибирь. - 2014. - № 2. -Режим доступа:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21456857&ysclid=lb118jqce6260431205.

2. Бирюкова С.Н. Формирование коммуникативной культуры студентов. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2004. - 199 с.

3. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: учебное пособие. - Алматы: К,азак университет^ 2017. - 214 с.

4. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов -нефилологов: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.