Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ В НИУ МГСУ'

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ В НИУ МГСУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ДЕЛОВОЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нургалеева Гузель Муслимовна

В настоящее время акцент в обучении русскому языку и культуре речи делается на формирование профессиональных навыков учащихся той или иной специальности. Цель данной статьи - на основе анкетирования студентов специальности «Экономика предприятий и организаций», изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи», выяснить их коммуникативные потребности, и на этом основании предложить такие темы практических занятий, которые повысят мотивацию изучения данного предмета и будут способствовать формированию компетенций и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Анализ результатов анкетирования показал, что в ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», студенты хотели бы приобрести новые знания и навыки, необходимые им для учебы и будущей работы. Практические занятия по русскому языку и культуре речи призваны развивать коммуникативные навыки работы в коллективе. На практических занятиях необходимо формировать у обучаемых навыки эффективного делового общения в устной и письменной формах. В содержание практических занятий следует включать задания, развивающие способность анализировать, интерпретировать и создавать текстовую информацию - рефераты, деловые письма и личные документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF CONTENT OF PRACTICAL CLASSES IN RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE FOR BACHELORS OF ECONOMY AT NRU MGSU

Teaching Russian language and speech culture is presently focused on building professional skills of students of various specialties. The purpose of this article is, based on questioning of students of Economy of Enterprises and Organizations studying the discipline, Russian Language and Speech Culture, to find out their communicative needs and, on this basis, to offer such topics of practical lessons that will increase the motivation of studying this discipline and will contribute to building competences and skills necessary for future professional activity. Analysis of the questioning results has showed that, while studying the discipline, Russian Language and Speech Culture, students would like to acquire new knowledge and skills they need for their study and future work. Practical classes in Russian language and speech culture are aimed at developing communicative skills for work in a team. Effective business communication skills must be developed in students in practical classes. The content of practical classes must include tasks developing the ability of analyzing, interpreting and creating text information, such as reference papers, business letters and personal documents.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ В НИУ МГСУ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

НУРГАЛЕЕВА Гузель Муслимовна К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ...

УДК 372.811.161.1

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0069

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ В НИУ МГСУ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8024-3160 AuthorlD: 398083

НУРГАЛЕЕВА Гузель Муслимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русский язык как иностранный» Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) (129337, Россия, Москва, Ярославское шоссе, д. 26, e-mail: NurgaleevaGM@mgsu.ru) Аннотация. В настоящее время акцент в обучении русскому языку и культуре речи делается на формирование профессиональных навыков учащихся той или иной специальности. Цель данной статьи - на основе анкетирования студентов специальности «Экономика предприятий и организаций», изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи», выяснить их коммуникативные потребности, и на этом основании предложить такие темы практических занятий, которые повысят мотивацию изучения данного предмета и будут способствовать формированию компетенций и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Анализ результатов анкетирования показал, что в ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», студенты хотели бы приобрести новые знания и навыки, необходимые им для учебы и будущей работы. Практические занятия по русскому языку и культуре речи призваны развивать коммуникативные навыки работы в коллективе. На практических занятиях необходимо формировать у обучаемых навыки эффективного делового общения в устной и письменной формах. В содержание практических занятий следует включать задания, развивающие способность анализировать, интерпретировать и создавать текстовую информацию - рефераты, деловые письма и личные документы.

Ключевые слова: русский язык, культура речи, компетенции, государственный образовательный стандарт, коммуникативность, коммуникативные потребности, языковые нормы, публичное выступление, деловое общение, деловой текст.

THE QUESTION OF CONTENT OF PRACTICAL CLASSES IN RUSSIAN LANGUAGE AND SPEECH CULTURE FOR BACHELORS OF ECONOMY AT NRU MGSU

© The Author(s) 2021

NURGALEEVA Guzel Muslimovna, candidate of philological sciences, associate professor of the department "Russian as a foreign language", Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoye shosse, 26, e-mail: NurgaleevaGM@mgsu.ru) Abstract. Teaching Russian language and speech culture is presently focused on building professional skills of students of various specialties. The purpose of this article is, based on questioning of students of Economy of Enterprises and Organizations studying the discipline, Russian Language and Speech Culture, to find out their communicative needs and, on this basis, to offer such topics of practical lessons that will increase the motivation of studying this discipline and will contribute to building competences and skills necessary for future professional activity. Analysis of the questioning results has showed that, while studying the discipline, Russian Language and Speech Culture, students would like to acquire new knowledge and skills they need for their study and future work. Practical classes in Russian language and speech culture are aimed at developing communicative skills for work in a team. Effective business communication skills must be developed in students in practical classes. The content of practical classes must include tasks developing the ability of analyzing, interpreting and creating text information, such as reference papers, business letters and personal documents.

Keywords: Russian language, speech culture, competence, state educational standard, communication skills, communication needs, language norms, public speaking, business communication, business text.

ВВЕДЕНИЕ

С появлением курса «Русский язык и культура речи в программе вузовского обучения основное внимание уделялось усвоению норм различных уровней языка, а также изучению функциональных стилей речи. В 1990-е годы культура речи стала связываться не только с правильностью речи, но и с такими понятиями, как эффективность речевого общения, культура научной речи, культура ораторской, деловой и профессиональной речи и другими аспектами [1]. В настоящее время акцент в обучении русскому языку и культуре речи делается на формирование профессиональных навыков учащихся той или иной специальности. Предмет «Русский язык и культура речи» призван учить студентов совершенствовать свои речевые навыки, развивать способность понимать, интерпретировать, использовать и создавать текстовую информацию в различных форматах и для различных задач. Эти качества необходимы образованному человеку любой профессии. В связи с этими требованиями представляется необходимым внести обновления в программу практических занятий по русскому языку и культуре речи.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель данной статьи - проанализировать содержание дисциплины «Русский язык и культура речи», соотнести его с компетентностным подходом к обучению студентов и на основе результатов письменного опроса

бакалавров 1 курса предложить возможный подход к содержанию практических занятий по русскому языку и культуре речи в НИУ МГСУ.

В работе использовались методы анкетирования, анализа и обобщения наблюдений.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В НИУ МГСУ дисциплина «Русский язык и культура речи» является элективной. Этот предмет изучают в течение семестра всего несколько групп (от 4 до 6) бакалавров 1-го курса, в основном экономических специальностей.

Программа по русскому языку и культуре речи ориентирована на компетентностный подход обучения бакалавров. Учебный процесс был направлен на формирование знаний, умений и навыков в соответствии с ОК-4 (ФГОС ВПО 3+) [2].

На лекционных и практических занятиях по русскому языку и культуре речи в НИУ МГСУ изучаются три раздела: нормы современного русского языка, стили речи, устная речевая коммуникация (риторика). Во многих предназначенных для этого курса учебниках для студентов и бакалавров негуманитарных вузов рассматриваются эти же аспекты [3]. Студенты могут воспользоваться также электронным вариантом методического пособия, разработанного на кафедре РКИ НИУ МГСУ[4].

Ограниченное количество учебных часов, отведенных на эту дисциплину, большая часть которых пла-

Nurgaleeva Guzel Muslimovna

THE QUESTION OF CONTENT OF PRACTICAL ...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

нируется для самостоятельной работы, не позволяет подробно остановиться на каждом из разделов в ходе практических занятий. В настоящее время существует широкий выбор учебников и учебных пособий по русскому языку и культуре речи, что помогает студентам заниматься самостоятельно. Для аудиторной же работы необходим тщательный отбор тем для изучения.

Учитывая тот факт, что при подготовке к ЕГЭ школьники изучают нормы современного русского языка, и практика показывает, что студенты 1 курса их знают, в вузовском обучении можно отказаться от обсуждения и запоминания языковых норм на практических занятиях, тем более, что невозможно за один семестр усвоить все языковые нормы на уровне навыков.

И к тому же студенты знают, что с помощью Интернета при необходимости можно получить любую информацию, не тратя время на запоминание значений отдельных слов, ударения и т.п. Возникает необходимость определить, что кажется нужным самим студентам при изучении в вузе курса русский язык и культура речи.

Для определения коммуникативных потребностей студентов 1 курса специальности «Экономика предприятий и организаций» при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» проведено анкетирование в одной учебной группе.

Учащимся были заданы вопросы о том, нужен ли этот предмет в вузе; знают ли они, с какими навыками связана их будущая работа; какие разделы и темы студенты считают необходимыми для будущей профессиональной деятельности; какие конкретно навыки они хотели бы приобрести.

Анализ ответов показал, что примерно половина учащихся не считает предмет «Русский язык и культура речи» нужным в программе обучения. 53% учащихся ответили, что этот предмет нужен, 47% дали ответ «нет, не нужен».

Такое мнение не является неожиданным для вуза негуманитарного профиля. На большинстве профильных факультетов считается, что вполне достаточно изучения базовых гуманитарных дисциплин - истории, философии, иностранного языка, основное же внимание следует уделять предметам специальности.

Такое суждение разделяется даже отдельными членами правительства.

Так, например, еще в 2016 году писали, что «Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец и министр образования и науки РФ Ольга Васильева разошлись во мнениях насчет изучения «Русского языка и культуры речи» в университетах. Ольга Васильева утверждает, что предмет должен быть обязательным для всех студентов. Ольга Голодец подчеркнула, что студенты знают русский язык по школьной программе, а в вузе необходимо уделять больше внимания профессиональному становлению» [5].

И все же предмет «Русский язык и культура речи» есть в вузовской программе. В НИУ МГСУ он является предметом по выбору и преподается лишь в нескольких группах, студенты которых, как видно из опроса, не все считают его необходимым. На наш взгляд, это связано с недостаточной мотивацией изучения русского языка и культуры речи, так как студенты ожидают, что будет повторение школьного курса, и это для них неинтересно. Сниженную мотивацию изучения русского языка и культуры речи отмечали преподаватели и других вузов [6]. Следовательно, необходимо повышать мотивацию учащихся, формируя у них нужные и при этом новые для них навыки.

На вопрос: «С какими навыками, по вашему мнению, будет связана ваша профессиональная работа?» наряду с ответами, отмечающими профессиональные навыки, 23.5% студентов ответили: «навыки управления, работы с людьми», а также назвали нужными «организационные способности, коммуникативность». Это показывает,

что часть студентов осознают необходимость развивать умение работать в коллективе на основе эффективного общения.

Согласно докладу Всемирного экономического форума «Новое видение образования: содействие социальному и эмоциональному обучению с помощью технологий», прошедшего в 2015 году, «все более очевидным становится разрыв между навыками, которые люди изучают и навыками, в которых они нуждаются, «поскольку традиционное обучение не обеспечивает учащихся знаниями, необходимыми им для процветания». И далее утверждается, что «Сегодняшние кандидаты на работу должны уметь сотрудничать, общаться и решать проблемы... В сочетании с традиционными навыками эти социальные и эмоциональные навыки помогут студентам добиться успеха в развивающейся цифровой экономике» [7].

Дженни Соффел, редактор веб-сайта Всемирного Экономического Форума в статье «What are the 21st-century skills every student needs?» (Soffel 2016) [8] выделил для будущих специалистов 10 навыков, которые, на его взгляд, будут востребованы в XXI веке, среди них управление людьми; взаимодействие с другими; переговоры. По сути, об этом и написали 23.5% студентов. Формирование таких навыков требует комплексных межпредметных знаний.

На вопросы «Какие разделы, темы предмета «Русский язык и культура речи» нужны вам для будущей работы по специальности и «Чему конкретно вы хотели бы научиться на практических занятиях» большинство учащихся ответили, что хотели бы изучать разделы «Публичное выступление» (59%) и языковые нормы (35%). Желание трети студентов изучать языковые нормы не совпало с нашим предположением, что студентам это неинтересно. При выяснении того, какие именно нормы они хотели бы закрепить, выяснилось, что речь идет в основном об орфографических и пунктуационных нормах, то есть о пробелах в усвоении школьной программы («Иногда становится стыдно за неграмотность», - написано в одном ответе). Ясно, что в вузе орфографию и пунктуацию отработать невозможно из-за недостатка учебных часов. Научиться же студенты хотели бы написанию деловых писем и личных документов (59%), написанию рефератов, конспектов (29.5%), То есть студенты хотели бы приобрести новые для себя знания (риторика) и навыки, полезные для учебы (составление рефератов) и нужные для будущей профессиональной деятельности (деловые документы).

В техническом вузе занятия по русскому языку и культуре речи должны помочь будущим специалистам приобрести реально необходимые навыки, связанные с владением русским языком, которые потребуются в профессиональной деятельности. Для этого, по нашему мнению, целесообразно, чтобы содержание лекций отражало весь материал программы, включая нормы современного русского языка, стили речи и устную речевую коммуникацию (риторику).

Практические же занятия не должны повторять школьный курс или подготовку к ЕГЭ, они должны развивать навыки реферирования, публичного выступления, делового письма. Очевидно, что будущие экономисты обязательно столкнутся с необходимостью создавать документы, участвовать в рекламных акциях, переговорах, выступать перед коллегами.

Формированию компетенций, развивающих эти навыки, соответствует и содержание ФГОС 3++ для бакалавров-экономистов, утвержденного в августе 2020 года: «Программа бакалавриата должна устанавливать следующие универсальные компетенции:

Командная работа и лидерство: УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;

Коммуникация: УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

НУРГАЛЕЕВА Гузель Муслимовна К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ...

на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах). [9].

Таким образом, знания по культуре речи формируются в основном на лекциях, а навыки - на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

Как было установлено в ходе анкетирования, у студентов есть потребность овладеть риторическим искусством, научиться выступать публично. Публичные выступления играют важную роль в профессиональной деятельности будущих экономистов и менеджеров для управления людьми, взаимодействия с ними. При условии большего количества занятий по культуре речи риторика, безусловно, должна занимать первое место, как, например, это делается в НИУ ВШЭ [10].

На наш взгляд, в условиях дистанционной формы обучения, практические занятия по большей части следует посвятить тренировке создания текстов. С какими текстами неизбежно сталкиваются студенты? Это тексты научного стиля, в основном рефераты и тексты научных докладов для выступления на студенческих конференциях. Нужно ли обучать этим жанрам, объяснять правила их составления?

Да, на лекциях следует дать правила создания научных текстов и рефератов, поскольку первокурсники еще не владеют письменной формой научного изложения текста. На практических занятиях достаточно тренировать составление тезисов и аннотаций научных текстов небольшого объема.

Основное внимание, на наш взгляд, следует уделять текстам, с которыми придется работать будущим экономистам и менеджерам, то есть с деловыми письмами, текстовой рекламой. И здесь необходимо отрабатывать стиль не только традиционных деловых письменных текстов, но и современный деловой информационный интернет-стиль, а точнее, приемы создания и редактирования текста в Рунете. Его называют инфостилем вслед за автором этого термина М. Ильяховым. [11].

На практических занятиях следует обучать редактированию компьютерных текстов. Это пойдет на пользу как усвоению делового, так и научного стиля (создание текстов научной статьи, конспекта, реферата), так как в приемах написания и редактирования научных текстов и небольших по объему текстов для постов и рекламы в Интернете, лежат одинаковые принципы: создание четкой структуры, изложение только существенной информации, убедительная аргументация.

Много говорилось и писалось о том, что молодежь предпочитает общаться в социальных сетях. Установлено, что около 98% всех студентов пользуются какой-нибудь социальной сетью, из них 50% находятся в сети постоянно [12].

Считается, что молодые люди хорошо владеет компьютером, и письменное общение в Интернете не составляет для них трудности. Это верно лишь для переписки в чатах. Чтобы разместить в Интернете деловой текст, его необходимо отредактировать, и не только по содержанию, но и по культуре компьютерного набора текста. Первокурсники не знают элементарных правил печатного текста, не делают пробелов после знаков препинания, некорректно составляют списки и др. Жанры деловых текстов, которые реально проработать на практических занятиях, это объявления (объявление-информация, объявление-реклама); личные документы, некоторые виды деловых писем, деловые рекламные тексты. При этом во время работы над различными текстами повторяются и обсуждаются лексические и грамматические нормы.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, можно констатировать, что студенты в ходе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи», хотели бы приобрести новые для себя знания правил подготовки публичного выступления и навыки, полезные для учебы и будущей работы, то есть навыки делового общения. Требования настоящего времени раз-

вития профессиональных навыков в обучении студентов ставят преподавателей русского языка и культуры речи перед необходимостью отказаться от традиционного академического подхода к содержанию этой дисциплины, к ее изменению. В каждом вузе учебные программы дисциплины «Русский язык и культура речи» могут делать упор на разные темы и разделы в зависимости от получаемой учащимися специальности.

В НИУ МГСУ на практических занятиях по русскому языку и культуре речи целесообразно развивать навыки публичного делового выступления и умения составлять и редактировать деловые документы.

Важность навыков общения будущих экономистов в деловой сфере в устной и письменной форме зафиксирована в ФГОС (3++). Это навыки чтения, анализа и составления устных и письменных профессиональных текстов.

Научиться же студенты хотели бы написанию деловых писем и личных документов (59%), написанию рефератов, конспектов (29.5%), То есть студенты хотели бы приобрести новые для себя знания (риторика) и навыки, полезные для учебы (составление рефератов) и нужные для будущей профессиональной деятельности (деловые документы).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Культура парламентской речи, М.: Наука, 1994.—361 с.; Культура русской речи и эффективность общения / [Е. Н. Ширяев, Л. И. Скворцов, Е. М. Лазуткина и др. ; отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев]; Рос. акад. наук, Ин-трус. яз. им. В. В. Виноградова. - Москва: Наука, 1996. — 439 с.; Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 560 с.; Русский язык и культура речи : курс лекций / под ред. Н. А. Ипполитовой. — М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2007. —344 с.; Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2008. — 272 с. — (Высшее образование). и др.

2. www.fgosvo.ru, Приказ МИНОБРНАУКИ России «Обутверж-дении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 (уровень бакалавриата) от 12 ноября 2015г.

3. Русский язык и культура речи для инженеров: Учебное пособие для вузов /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Ростов Н/Д: Феникс, 1997. Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Д19 Русский язык и культура речи для технических вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с (серия «Учебники для технических вузов»).; Учеб. пособие /[Гойхман О.Я. и др.]; Под ред. О.Я. Гойхмана. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 190, [1] с. : табл.; 21 см. - (Высшее образование).; Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров /В. Д. Черняк; отв.ред. В. Д. Черняк. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 495 с. и др.

4. Языковые нормы. Функциональные стили речи. Устная публичная речь [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / [Е. В. Казакова [и др.] ; Нац. исследоват. Моск. гос. строит. ун-т. — Учеб. электрон. изд. — Электрон. текстовые дан. (6Мб). — Москва : МИСИ-МГСУ, 2018. -1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв. — (Русский язык). — ISBN 978-5-7264-1913-8 (сетевое). - ISBN 978-5-7264-1912-1 (локальное) : Загл. с этикетки диска.

5. https://www.ucheba.ru/28 октября 2016 г.

6. Быкова О.П., Сусакова Н.Н. О мотивации студентов -нефилологов на занятиях по русскому языку и культуре речи (из опыта преподавания дисциплины в МИИГАиК) // Проблемы преподавания курса «Русский язык и культура речи» в вузах: Круглый стол (Международная научно-практическая конференция). Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 21 октября 2016 г.: Тезисы докладов. — М.: Издательство «Научный консультант». — 2016. — С. 5-8.

7. New Vision for Education. Unlocking the Potential of Technology [Электронный ресурс]. — Geneva: World Economic Forum, 2015. Систем. требования: Adobe Acrobat — URL: http://www3.weforum.org/ docs/

8. What are the 21st-century skills every student needs? [Электронный ресурс]: World Economic Forum, 2016. — URL: https:// www.weforum. org/agenda/2016/03/21st-century-skills-future-jobs-students/ WEF 2015.

9. www.fgosvo.ru, МИНОБРНАУКИ России. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика от 12 августа 2020 г.

10. Кувшинская Ю.М., Левинзон А.И. Концепция курса русского языка для нефилологических специальностей в НИУ ВШЭ: Грамотная речь— Публичная речь — Профессиональная речь //// Проблемы преподавания курса «Русский язык и культура речи» в вузах: Круглый стол (Международная научно-практическая конференция). Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 21 октября 2016 г.: Тезисы докладов. — М.: Издательство «Научный консультант». — 2016. — С.20-22.

11. Ильяхов М, Сарычева Л. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст | Ильяхов Максим, Сарычева Людмила. — 2-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2017 — 440 с.; Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. Новые правила деловой переписки. 2018. ... — М. : Альпина

Nurgaleeva Guzel Muslimovna

THE QUESTION OF CONTENT OF PRACTICAL .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Паблишер, 2018. — 256 с.

12. Макеев С.Н., Зейналов Г.Г., Макеев А.Н. Общение в социальных сетях как философская проблема //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №8(52), 2015 • www.sisp.nkras.ru. — С.109.

Статья поступила в редакцию 14.11.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.