Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОАНИИ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕНИЙ ПРИ ЧТЕНИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОАНИИ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕНИЙ ПРИ ЧТЕНИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ / КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ / ПОИСК ИНФОРМАЦИИ ПРИ ЧТЕНИИ / ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕКСТЫ / ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ЧТЕНИЮ / СТРУКТУРА ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕКСТОВ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ЧТЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Мария Михайловна

В современной методике преподавания русского языка как иностранного особое значение уделяется подготовке будущих инженеров, а инженерный профиль выделяется в рамках обучения языку будущей специальности. Обучению иностранных студентов данного профиля были посвящены многочисленные работы, которые доказали существование особенностей инженерного мышления и восприятия информации. Предполагалось, что данные особенности мышления, когнитивные особенности будущих инженеров формируются под воздействием специфики профессионального обучения, в том числе при чтении инженерных текстов, поскольку тексты инженерного профиля имеют особую структуру. Чтение как вид речевой деятельности играет ключевую роль в приобретении знаний будущими инженерами, так как чтение текстов по специальности является основным источником информации для студентов. В рамках работы рассматриваются основные когнитивные стратегии, использование которых эффективно влияет на процесс восприятия информации при чтении. Автор статьи рассматривает стратегии чтения, обучение которым на этапе педвузовской подготовки может помочь будущим инженерам в дальнейшем при чтении текстов во время обучения в вузе и при подготовке к поступлению в вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF USAGE OF COGNITIVE STRATEGIES IN READING FOR TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO BEGINNERS

In the modern methodology of teaching Russian as a foreign language, special attention is paid to the training of future engineers, and the engineering profile is highlighted in the framework of teaching the language of the future specialty. Numerous works have been devoted to the training of foreign students of this profile, which have proven the existence of features of engineering thinking and perception of information. It was assumed that these features of thinking, the cognitive features of future engineers are formed under the influence of the specifics of vocational training, including reading engineering texts, since the texts of an engineering profile have a special structure. Reading as a type of speech activity plays a key role in the acquisition of knowledge by future engineers, since reading specialty texts is the main source of information for students. The work examines the main cognitive strategies, the use of which effectively affects the process of perception of information when reading. The author of the article considers reading strategies, the teaching of which at the stage of teacher training can help future engineers in the future when reading texts during their studies at a university and in preparation for entering a university.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОАНИИ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕНИЙ ПРИ ЧТЕНИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ»

SYIROVA Mariia Mikhailovna

TO THE QUESTION OF USAGE OF COGNITIVE ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

УДК 372.881.161.1

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0062

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОАНИИ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕНИЙ ПРИ ЧТЕНИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РКИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1793-7959

СЫРОВА Мария Михайловна, преподаватель кафедры «Русский язык как иностранный» Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) (129337, Россия, Москва, Ярославское шоссе, д. 26, e-mail: SyirovaMM@mgsu.ru)

Аннотация. В современной методике преподавания русского языка как иностранного особое значение уделяется подготовке будущих инженеров, а инженерный профиль выделяется в рамках обучения языку будущей специальности. Обучению иностранных студентов данного профиля были посвящены многочисленные работы, которые доказали существование особенностей инженерного мышления и восприятия информации. Предполагалось, что данные особенности мышления, когнитивные особенности будущих инженеров формируются под воздействием специфики профессионального обучения, в том числе при чтении инженерных текстов, поскольку тексты инженерного профиля имеют особую структуру. Чтение как вид речевой деятельности играет ключевую роль в приобретении знаний будущими инженерами, так как чтение текстов по специальности является основным источником информации для студентов. В рамках работы рассматриваются основные когнитивные стратегии, использование которых эффективно влияет на процесс восприятия информации при чтении. Автор статьи рассматривает стратегии чтения, обучение которым на этапе педвузовской подготовки может помочь будущим инженерам в дальнейшем при чтении текстов во время обучения в вузе и при подготовке к поступлению в вуз.

Ключевые слова: обучение чтению, когнитивные стратегии, когнитивный подход в обучении, когнитивная компетенция, коммуникативная компетенция, обучение русскому как иностранному на начальном этапе, поиск информации при чтении, инженерные тексты, обучение будущих инженеров чтению, структура инженерных текстов, учебные пособия для будущих инженеров, учебные пособия по чтению.

TO THE QUESTION OF USAGE OF COGNITIVE STRATEGIES IN READING FOR TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO BEGINNERS

© The Author(s) 2021

SYIROVA Mariia Mikhailovna, lecturer of the department «Russian as a foreign language» Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoye shosse, 26, e-mail: SyirovaMM@mgsu.ru)

Abstract. In the modern methodology of teaching Russian as a foreign language, special attention is paid to the training of future engineers, and the engineering profile is highlighted in the framework of teaching the language of the future specialty. Numerous works have been devoted to the training of foreign students of this profile, which have proven the existence of features of engineering thinking and perception of information. It was assumed that these features of thinking, the cognitive features of future engineers are formed under the influence of the specifics of vocational training, including reading engineering texts, since the texts of an engineering profile have a special structure. Reading as a type of speech activity plays a key role in the acquisition of knowledge by future engineers, since reading specialty texts is the main source of information for students. The work examines the main cognitive strategies, the use of which effectively affects the process of perception of information when reading. The author of the article considers reading strategies, the teaching of which at the stage of teacher training can help future engineers in the future when reading texts during their studies at a university and in preparation for entering a university.

Keywords: teaching reading, cognitive strategies, cognitive approach to teaching, cognitive competence, communicative competence, teaching Russian as a foreign language at the initial stage, information retrieval when reading, engineering texts, teaching future engineers to read, structure of engineering texts, textbooks for future engineers, textbooks for reading.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из подходов в обучении иностранных студентов русскому языку как иностранному в современном образовании в России на протяжении последних десятилетий является когнитивный подход, учитывающий особенности восприятия и обработки информации обучающимися. Использование данного подхода помогает индивидуализировать учебный процесс не только в зависимости от личных когнитивных особенностей студентов, но и с учётом профиля обучения. Опора на когнитивный подход при обучении чтению будущих инженеров помогает формированию как коммуникативной, так и профессиональной компетенций, поскольку умение воспринимать информацию в процессе чтения является ключевым умением, необходимым для успешного обучения в инженерном вузе.

В методике преподавания РКИ когнитивный подход используется на разных этапах обучения и при обучении разным видам речевой деятельности. Данный подход ориентирован на коммуникативные потребности учащихся и их познавательные способности. [Первушина Е.А., Бутаева В.Е. 77], [Бутаева В.Е. 80]. Но особое внимание в инженерном вузе на начальном этапе обучения уделяется именно обучению чтению. Эффективное и правильное восприятие информации при чтении учебных и специальных текстов является основой инженерного образования [Сыса Е.А 116]. Развитие навы-

ков самостоятельной работы с текстом «имеет особо важное значение, поскольку для успешного овладения избранной профессией иностранные учащиеся должны научиться в достаточно сжатые сроки быстро и полноценно извлекать необходимую информацию при чтении текстов.» [Большакова 55]. Знание стратегий чтения и структуры специальных текстов поможет будущим инженерам при обучении в вузе, так как от скорости чтения и правильного понимания текстов зависит и результат обучения по специальности. Использование когнитивных стратегий при чтении может применяться учащимися на протяжении всего обучения в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ

Стратегия чтения представляет собой последовательность действий, которые совершает читатель для достижения эффективного результата при чтении, стратегия определяет направление деятельности при чтении, «обеспечивает порядок в действиях, исключая их хаотичность, и логику достижения поставленной цели.» [Собинова, 184]. Таким образом, выбор стратегий чтения должен быть соотнесен с целью чтения [Гу Шии 170], [Молош Н.К., Петрова М.Н. 141].

В методике преподавание русского языка как иностранного понятие стратегий чтения также в некоторой степени соотносится отдельными исследователями с видами чтения: «Существуют разные виды, или стратегии

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

СЫРОВА Мария Михайловна К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОАНИИ КОГНИТИВНЫХ ...

чтения. В зависимости от целевой установки различают изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое чтение. (Фоломкина, 1987). Соответственно, существуют разные подходы к обучению чтению, разные системы упражнений, формирующих умение читать.» [Капитонова, Московкин 168-169], [Михайлова А.В. 2], [Осьмак О.В. 132]. Целенаправленный выбор задач и способов контроля представляет собой способ формирования стратегии чтения. [Харламова 97]. В рамках данной статьи стратегии чтения будут рассматриваться как осознанные и заранее продуманные действия чтеца при чтении, направленные на достижение понимания текста, получение необходимой информации и дальнейшего её использования. Использование стратегий при чтении предполагает понимание типа и целевого назначения текста, умение ориентироваться в тексте с учётом коммуникативных задач, способность извлекать информацию. [Громенко М.В. Брехова М.Ю. 215].

Во время работы были использованы материалы учебных пособий для обучающихся подготовительных факультетов.

Помимо работы на уроках в рамках основной программы (ДОП «Подготовка к освоению основных профессиональных программ на русском языке», уровни А1, А2, В1), автором проводились дополнительные занятия по обучению навыкам чтения в студенческом кружке «Практикум чтения для иностранных студентов» на кафедре РКИ (НИУ МГСУ).

На дополнительных занятиях по чтению студентам были предложены материалы непосредственно для совершенствования навыков чтения с применением когнитивного подхода. Материалы данных пособий рассматриваются и классифицируются автором статьи с точки рения применения когнитивных стратегий чтения и эффективности использования данных стратегий при обучении чтению на начальном этапе. Пособия были выбраны с учётом инженерного профиля вуза, уровня подготовки обучающихся, методической ценности текстов и заданий к ним для развития умения применять стратегии чтения.

Когнитивные стратегии, применяемые при чтении, упоминаются в работах разных исследователей и были включены ими в различные классификации. Собинова Л.Ю. выделила четыре группы когнитивных стратегий в обучении чтению профессионально-ориентированных текстов, ориентируясь на характер действий чтеца при чтении: «1) стратегии планирования (прогнозирование, составление списка слов для поиска, поиск ключевых предложений, выделение основной информации); 2) стратегии исполнения (предварительное составление схем данных, связей относительно информации, которую предполагается извлечь из текста, соотнесение читаемой информации с имеющимися знаниями по этой теме); 3) стратегии контроля (выделение ключевых слов, резюмирующих предложений, важных фрагментов текста, ведение записей и пометок); 4) стратегии порождения (репрезентация ключевых фактов, утверждений, тезисов, резюмирование, аннотирование содержания текста).» [Собинова 185].

Другие исследователи за основу классификации когнитивных стратегий чтения также взяли характер действия чтеца, направленных на анализ содержания текста: 1) стратегия, предваряющая текстовую деятельность, 2) стратегия слухового и зрительного восприятия, 3) стратегия содержательной идентификации, 4) стратегия содержательного поиска/выбора основной информации, 5) стратегия синтезирования. [Воеводина И. В., Кузина Е. С. 23]. Можно сказать, что в некоторой степени данные классификации соотносятся друг с другом. Кроме того, классификация стратегий чтения встречается в работе Мангус И.Ю. [Мангус И.Ю. 267-271].

В таблице 1 приводятся типы стратегий, когнитивные стратегии и примеры заданий, которые направлены на развитие когнитивных стратегий чтения.

Таблица 1 - Типы стратегий, когнитивные стратегии, примеры заданий, которые направлены на развитие когнитивных стратегий чтения [Мангус И.Ю. 267-271], [Собинова 183-186].

1нп стратегий Когнитивные стратегии чтения Задания

Стратегия планирования 1 стратегии, предваряющие текстовую деятельность Предварительное ознакомление с текстом «Перед вами новый текст, ознакомьтесь с его названием, просмотрите текст, постарайтесь предугадать содержание...», «прочитайте быстро текст и скажите, совпадает ли информация текста с тем. что вы думали», «прочитайте название текста и скажите: о чём этот текст, какая информация о механическом движении есть в этом тексте.»

Применение ранее полученных знание «Перед чтением текста, подумайте, что вы знаете на эту тему.»

Визуальное ознакомление с незнакомым материалом «Перед тем как приступить к прочтению текста посмотрите на картинки н схемы, его сопровождающие. О чём, по-вашему. пойдёт речь в тексте?»

Поверхностное понимание «Прочитайте бегло следующий текст, не добивайтесь стопроцентного понимания. О чём в нем в целом шла речь?»

Формулирование вопроса «Перед тем как приступить к чтению- текста постарайтесь превратить заголовок в вопрос». После чтения текста, ответьте на вопрос.»

стратегии псиолнения Семантическое прогнозирование «Прервите чтение текста. Постарайтесь предугадать его последующее содержание и концовку.»

Идентификация стиля «Перед вами несколько текстов. Определите их стиль.»

Фиксация внимания на деталях «Прочитайте текст, после чего разделите тетрадь на две половинки. Слева впшпите смысловые данные текста, а справа - необязательные детали.»

Вычисление организующих глинки «Прочитайте текст. Выпишите все «организующие» слова. Например, «во-первых, «если раньше . . то сейчас», «с одной стороны..., а с другой стороны», «например», если..то», «короче говоря» и др..»

Анализ частей предложения «Постарайтесь разонть данное предложение на как можно большее количество простых предложений.:»

Определение значений слов с помощью текста «Кайлите в тексте определения следующих слов...»

Вычленение связующих единил «Выпишите из текста «связующие слова», которые отсылают читающего от одного предложения к другому.»

Контекстная догадка «Прочитайте текст и догадайтесь о значении следующих слов по контексту.»

Вычленение знакомых морфем «Посмотрите на следующие слова. Выделите в них приставку, корень, суффикс, окончание.» «Почитайте существительные и скажите, какие глаголы имеют с ними одинаковый корень.»

стратегии контроля Учёт контеЕста «Как данные слова можно понять в следующих контекстах.»

Парафраз «Прочитайте тест. Во время чтения текста делайте записи, представляющие собой пересказ его своими собственными совами.»

Вычленение главной мысли «Прочитайте следующий текст. В чем заключается его основная идея. Сформулируйте ее одним предложением.»

Поиск необходимой информации «Прочитайте основную часть текста и ответьте на вопросы.»

стратегии порождении / стратегии синтезирования Конспектирование «Прочитайте текст и составьте его оошии оозор.»

Составление плана «Посмотрите, к ai; основные положения текста можно превратить в пункты плана.»

РЕЗУЛЬТАТЫ

В процесс работы над развитием навыков чтения нами были использованы различные материалы. Мы использовали пособия для будущих инженеров и учебные пособия, направленные непосредственно на развитие навыков чтения. Работа была направлена на подготовку к выпускному экзамену и к последующему обучению в вузе. Использование пособий по чтению общей направленности помогло обучающимся более эффективно подготовиться к выпускному экзамену, освоить работу с текстами в формате, необходимом для сдачи экзамена. Работа с материалами для будущих инженеров была направлена на освоение материала, необходимого для дальнейшего обучения по специальности.

Пособия подбирался с точки зрения освоения стратегий чтения, необходимых для каждой из этих целей. Так, для выпускного экзамена учащимся требовалось научиться вычленять главную мысль текста, использовать контекстную догадку, вычленять организующие единицы текста, научиться выбирать основную информацию с целью передать содержание текста. Кроме того, необходимо было научиться фиксировать внимание на деталях, учитывать контекст для того, чтобы уметь быстро отвечать на вопросы по содержанию текста. В таблице 2 приводятся примеры заданий, в которых отрабатываются данные стратегии чтения. Примеры заданий мы приводим из пособия «Учимся пересказывать тексты» [Тимофеева И.М., Кожевникова М.Н. и др.].

Умение применять данные стратегии при чтении необходимо для эффективной работы с текстом. Именно на этапе подготовки к поступлению в вуз важно сформировать у учащихся навык быстро извлекать необходимую информацию при чтении. Как показала практика, те студенты, которые активно работали на дополнитель-

SYIROVA Mariia Mikhailovna

TO THE QUESTION OF USAGE OF COGNITIVE ...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. ^ 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ных занятиях по чтению, смогли освоить различные стратегии чтения и получили более высокие результаты на выпускном экзамене.

Таблица 2 - Стратегии чтения и задания, в которых отрабатываются стратегии чтения (на материале пособия «Учимся пересказывать тексты» [Тимофеева И.М., Кожевникова М.Н. и др. 40-42])

Задания Стратегии

«Прочитайте текст. Познакомьтесь с биографией Игоря Васильевича Курчатова.» Стратегии планирования / стратегии, предваряющие текстовую деятельность, предварительное ознакомление с текстом.

«Дополните краткую биографию И.В. Курчатова необходимыми глаголами, лексикой и грамматическими конструкциями из прочитанного текста.» Стратегии контроля, поиск необходимой информации, стратегия содержательного поиска/выбора основной информации.

«Прочитайте рассказ, обратите внимание на выделенные слова.» Стратегии исполнения, фиксация внимания на деталях.

«Определите коммуникативные установки, содержащиеся в этих предложениях, и выразите их в косвенной форме.» Стратегия синтезирования. Анализ и обобщение полученной информации с целью передать содержание текста.

Как уже было сказано выше, обучение в инженерном вузе отличается тем, что чтение текстов по специальности является основным источником информации. Так как инженерные тексты, с которыми в дальнейшем будут работать учащиеся имеют определенную структуру, необходимо выделить наиболее важные стратегии чтения, которыми должны научиться пользоваться учащиеся для достижения хороших результатов при чтении. Учащимся необходимо научится анализировать структуру текста, уметь извлекать необходимую информацию. Поэтому особенно важными стратегиями при чтении являются стратегия содержательного поиска/выбора основной информации и стратегии порождения (репрезентация ключевых фактов, утверждений, тезисов, составление плана). То есть самыми главными навыками являются способность найти необходимую информацию и сделать выводы, обобщить полученную информацию, поиск информации и её анализ. Иными словами, можно сказать, что на начальном этапе обучения учащимся особенно важно освоить две стратегии, которые они смогут использовать в дальнейшем обучении -это стратегия содержательного поиска/выбора основной информации и стратегия синтезирования (умение обобщить все предыдущие ресурсы в целях более полного понимания прочитанного). [Воеводина И. В., Кузина Е. 23].

Рассмотрим, как данные стратегии отрабатываются на примере двух основных учебных пособий, которые были нами использованы на занятиях по чтению: «Учимся пересказывать тексты» (авторы Тимофеева И.М., Кожевникова М.Н. и др.), «Русский язык будущему инженеру : учебник по научному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап) : книга для студента» (автор Дубинская и др.). Первое пособие использовалось для подготовки к сдаче выпускного экзамена, второе пособие применялось для подготовки к чтению текстов по специальности.

В пособии «Учимся пересказывать тексты» стратегия поиска информации отрабатывается в заданиях со следующими формулировками: «прочитайте короткую информацию и скажите, чем известно или интересно это место», «дополните краткую биографию С.В. Ковалевской необходимыми глаголами, лексикой и грамматическими конструкциями из прочитанного текста», «восстановите текст с помощью слов-связок», «прочитайте текст и определите коммуникативные установки, содержащиеся в словах героев», «найдите в тексте предложения, которые соответствуют следующим:...» [Тимофеева И.М., Кожевникова М.Н. и др. 24-58].Задания разнообразны, все они направлены на

развитие умения находить необходимую информацию. Такие формулировки повторяются на протяжении всего учебника, навык использования данной стратегии отрабатывается на каждом занятии, что способствует формированию у учащихся способности самостоятельно находить информацию при чтении, обращать внимание на детали. Выполнение таких заданий способствует развитию внимания при чтении.

Стратегия поиска необходимой информации применима и при чтении текстов по специальности. Рассмотрим, какие задания в учебнике «Русский язык будущему инженеру» способствуют развитию навыков поиска необходимой информации. В данном пособии мы встречаем задания, направленные на развитие этой стратегии чтения со следующими формулировками: «найдите в тексте вступление, скажите какова его роль в тексте, есть ли в тексте заключение», «прочитайте, основную часть текста, на какие две большие части можно разделить основную часть? Сколько всего частей можно выделить? Найдите в каждой части основное положение», «закончите предложения, используя информацию из текста.», «прочитайте текст и дайте ему название», найдите в тексте предложения, которые содержат разные типы дефиниций и примеры, которые их раскрывают», «прочитайте два текста и скажите, в каком из них основное внимание обращается на субъект и его действия, а в каком -на факт, который имел место» [Е. В. Дубинская и др. 42-66]. Как мы видим, данные задания направленны на то, чтобы учащиеся научились не только искать нужную фактическую информацию, но и анализировали синтаксическую, лексико-грамматическую структуру текста, то есть овладели стратегией поиска информации и анализа структуры текста, которые необходимо использовать при чтении текстов по специальности.

Мы также рассмотрим примеры заданий, в которых деятельность учащихся направлена на репрезентацию ключевых фактов, на использование стратегии синтезирования при помощи анализа и обобщения полученной информации с целью передать содержание текста. В пособии «Учимся пересказывать тексты» мы встречаем формулировки: «перескажите текст самостоятельно», «поделитесь своим мнением, могла ли эта история произойти на самом деле», «перескажите притчу самостоятельно. Какая мудрость содержится в этой притче? При обсуждении текста обратите внимание на следующие утверждения и высказывания.», «передайте коротко основную идею текста» [Тимофеева И.М., Кожевникова М.Н. и др. 28-67]. Как мы видим, данные задания направлены на то, чтобы заставить учащихся проанализировать текст, высказать своё мнение, опираясь на содержание текста. Несомненно, выполнение таких заданий помогает выработать определённые навыки работы с текстом при чтении, помогает учащимся научиться анализировать текст при самостоятельной работе с текстом.

В пособии «Русский язык будущему инженеру» мы также можем найти формулировки заданий, направленные на развитие стратегий порождения, стратегии синтезирования. Рассмотрим следующие формулировки из данного пособия: «составьте план текста», «проанализируйте, как в каждом тексте выражается субъект и предикат», «расскажите о давлении, о гидравлических машинах, предварительно выпишите из текста ключевые слова», «расскажите о колебаниях по схеме, для рассказа выпишите необходимые вам ключевые слова», «прочитайте предложения, скажите, в каких предложениях выражена взаимозависимость предметов», «прочитайте тексты и скажите, сколько действий нужно выполнить и в каком порядке» [Е. В. Дубинская и др. 44-68]. Данные задания направлены на развитие навыка обобщать полученную информацию, сделать определённые выводы, на основе которых высказать мнение или передать содержание текста. Именно умение анализировать текст по структуре, написание разных видов плана, анализ структуры абзаца, выписывание основных мыслей из текста

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

СЫРОВА Мария Михайловна К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОАНИИ КОГНИТИВНЫХ ...

помогут студентам при работе с текстами во время обучения в инженерном вузе.

ВЫВОДЫ

Регулярная работа над развитием навыков чтения с применением стратегий чтения эффективно влияет на формирование профессиональной компетенции. Благодаря целенаправленной работе над развитием умений использовать стратегии чтения в рамках основных и дополнительных занятий по чтению учащиеся овладели навыками использования стратегий содержательного поиска информации и синтезирования. Студенты, смогли успешно сдать выпускной экзамен, подготовились к обучению в вузе.

Опыт работы над развитием умений пользоваться стратегиями при чтении текстов подтвердил необходимость обучать студентов применять когнитивные стратегии при чтении, так как это способствует более эффективному усвоению и обработки информации.

В выборе материалов для обучения навыкам чтения на начальном этапе преподавателю РКИ целесообразно учитывать уровень подготовки, профиль вуза, обучать стратегиям чтения, использование которых поможет обучающимся достичь учебных целей наиболее эффективно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Большакова Н.Г. Языковая догадка и факторы, влияющие на её формирование // Обучение русскому языку иностранных абитуриентов: коллективная монография / Под редакцией Шустиковой Т.В, Ильиной Л.А. М.: Изд-во «Флинта», 2020. 330 с.

2. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т. И. Капитонова, Л. В. Московкин. -Санкт-Петербург : Златоуст, 2006. 271 с.

3. Собинова Л.А. Значение когнитивных стратегий в обучении профессионально-ориентированному иноязычному чтению студентов технического вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2014. № 6. Ч. 2. С. 183-186. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. gramota.net/materials/2/2014/6-2/52.html (дата обращения: 01.11.2020).

4. Русский язык будущему инженеру : учебник по научному стилю речи для иностранных граждан (довузовский этап) : книга для студента /Е. В. Дубинская [и др.]. - 6-е изд. М.: Флинта, 2010. 396 с.

5. Учимся пересказывать тексты: учеб. пособие по русскому языку для иностранных учащихся/ И.М. Тимофеева, М.Н. Кож евникова, Н.Н. Алёшичева, Л.В. Рычагова. М.: МАДИ, 2017. — 96 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.madi.ru/fel/fel1/ fel18E455.

6. Абрамова М.В. Метод веб-квестов на уроке русского языка как иностранного: обучение стратегиям чтения на предвузовском этапе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_22669935_32105538.pdf для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2020).

7. Авдеева И.Б. Стратегии обучения иностранных учащихся инженерного профиля чтению аутентичных текстов научного стиля // МИРС. 2017. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/strategii-obucheniya-inostrannyh-uchaschi-hsya-inzhenernogo-profilya-chteniyu-autentichnyh-tekstov-nauchnogo-sti-lya. (дата обращения: 01.11.2020).

8. Мангус И.Ю. Стратегии овладения языком и развитие приемов познавательной деятельности как реализация когнитивного подхода в учебнике русского языка как иностранного: на примере учебников в эстонской школе: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001.

9. Воеводина И. В., Кузина Е. С. Использование когнитивного подхода в обучении чтению на иностранном (немецком) языке в старших классах средней школы // Евразийский Союз Ученых. 2015. №7-4 (16). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzovanie-kognitivnogo-podhoda-v-obuchenii-chteniyu-na-ino-strannom-nemetskom-yazyke-v-starshih-klassah-sredney-shkoly. (дата обращения: 01.11.2020).

10. Харламова Н.С. От стратегии чтения к стратегии говорения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 1 (790). С. 96-103. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_35139193_48723733.pdf для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2020).

11. Громенко М.В. Брехова М.Ю. Стратегии понимания текста в аспекте обучения чтению на довузовском этапе преподавания РКИ. В сборнике: Открытие русского мира: преподавание русского языка как иностранного и общеобразовательных дисциплин в современном образовательном пространстве. Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. С. Степанова. 2019. С. 214-220. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_42388029_96246468.pdf для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2020).

12. Михайлова А.В. Формирование стратегий чтения на основе самостоятельной работы студентов с иноязычным текстом. Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 15 (33). С. 354356. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_41579509_13323037.pdf для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2020).

13. Гу Шии. Стратегии смыслового чтения аутентичных текстов историко-культурного содержания в обучении РКИ. Преподаватель XXI век. 2020. № 1-1. С. 168-174. . [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42776752_52876565. pdf для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2020).

14. Осьмак О.В. К проблеме выбора стратегий при обучении профессионально-ориентированному чтению. В сборнике: Проблемы лингвообразования в неязыковом вузе. Материалы IV Республиканской научно-практической конференции (с международным участием). Редколлегия: Черенда А.Э. [и др.]. 2020. С. 131-135. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_41579509_13323037.pdf для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2020).

15. Первушина Е.А., Бутаева Е.В. Обучение стратегиям чтения школьников средних классов на основе коммуникативно-когнитивного подхода. В сборнике: Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 76-79. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_32514063_19552285.pdf для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Бутаева Е.В. Применение стратегий чтения в работе над профессионально ориентированным текстом. В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 132-133. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_32591064_44590127.pdf для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2020).

17. Молош Н.К., Петрова М.Н Стратегии чтения в профессионально-ориентированном языковом обучении. В сборнике: Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания. материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 140-143. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_32646589_19546792.pdf для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2020).

18. Сыса Е.А. Стратегии в развитии умений иноязычного чтения на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности у студентов технического вуза. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 5 (182). С. 116121. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_29028976_10575082.pdf для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. Загл. с экрана (дата обращения: 01.11.2020).

Статья поступила в редакцию 23.11.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.