Научная статья на тему 'К проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов-медиков в рамках учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»'

К проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов-медиков в рамках учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Банцер А. С.

Статья посвящена актуальному вопросу обучения культуре речи и общения и роли учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» в профессиональной деятельности современного специалиста. Автор рассматривает проблему формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов-медиков на базе «Учебно-методического пособия по русскому языку и культуре речи для студентов медицинских специальностей» М.: Изд-во РУДН, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Банцер А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE FORMING PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MEDICINE-STUDENTS IN THE TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH

The article is devoted to the actual problem of teaching the rassian language and culture of speech and the role of this discipline in the professional activity of modern specialists. The author describe the problem of the forming professional communicative competence of medicine-students on the base of "Teaching-methodological work of russian language and culture of speech for medical students" Moscow, PFUR, 2005.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов-медиков в рамках учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»»

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА РЕЧИ»

А.С. БАНЦЕР

Кафедра русского языка и методики его преподавания Российский университет дружбы народов Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. б

Статья посвящена актуальному вопрос} обучения культуре речи и общения и роли учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» в профессиональной деятельности современного специалиста. Автор рассматривает проблему формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов-медиков на базе «Учебнометодического пособия по русскому языку и культуре речи для студентов медицинских специальностей» - М.: Изд-во РУДН, 2005.

Основной тенденцией высшего профессионального образования является повышение качества подготовки специалистов на основе совершенствования образовательных технологий. Первостепенной задачей является подготовка конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста, обладающего прочными знаниями, инициативой, способного адекватно реагировать на изменения, происходящие в обществе и профессиональной среде.

Именно совершенствование образовательных технологий, их ориентация на интересы обучающихся являются основными механизмами формирования профессиональной компетенции будущего специалиста.

Проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции уделяется особое внимание, так как в современном обществе важнейшим профессиональным качеством для целого ряда профессий является владение культурой общения. Решение этой проблемы предусматривает поиск и разработку методики обучения профессиональной речи студентов различных специальностей, а также внедрение методов и средств обучения.

Закономерно, что данная ситуация отразилась на содержании и подходах к преподаванию учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», которая с 2000 года введена в учебный процесс в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Значение данной дисциплины для профессиональной деятельности специалиста определяется ролью языка в обществе: высокая культура устной и письменной речи помогает укрепить социальный статус и уверенно

чувствовать себя в ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В связи с этим возникла проблема создания методических комплексов с четкой ориентацией на конкретные специальности. Использование данных методических разработок способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирует желание говорить на профессиональные темы и иметь в своем распоряжении необходимый и профессионально значимый материал, который максимально приближен к реальной деятельности будущего специалиста.

Необходимо отметить, что студенты-нефилологи представляют собой особую категорию учащихся, в сферу интересов которой не попадает лингвистика. Поэтому в данной ситуации необходимо учитывать интересы и цели студентов при моделировании реальной речевой и познавательной деятельности учащихся в целях мотивированности и результативности учебного процесса.

Культура профессиональной речи включает в себя владение терминологией данной специальности, умение организовать профессиональный диалог и управлять им, а также умение общаться с неспециалистами, что особенно актуально и важно в деятельности медицинского работника. В связи с этим большое значение при преподавании курса «Русский язык и культура речи» студентам медицинского профиля имеет содержание учебного материала, т.е. тот фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению студентами. Содержание выступает в качестве своеобразной материальной основы урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность студентов. Из элементов содержания учебного материала формируются взгляды студентов на окружающую их действительность. В содержании учебного материала заключены огромные воспитательные возможности; через содержание, функционирование в рациональной системе методов обучения и форм организации познавательной деятельности студентов осуществляется развитие навыков и опыта профессиональной и творческой деятельности.

Обучение культуре профессионального речевого общения будущих специалистов-медиков, разработка методических основ курса «Русский язык и культура речи» с учетом специфики будущей профессии учащихся явились приоритетными направлениями при создании на кафедре русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов (РУДН) пособия A.C. Банцер «Учебно-методическое пособие по русскому языку и культуре речи для студентов медицинских специальностей» - М.: Изд-во РУДН, 2005.

Целью данного пособия является:

1) знакомство с основами культуры речи и общения, которые способствуют формированию языковой личности будущего медицинского работника;

2) выработка навыков по культуре речи, т.е. развитие умений студентов медицинских специальностей использовать средства русского

языка в сфере их будущей профессиональной деятельности, овладение нормами устного и письменного русского литературного языка;

3) повышение речевой культуры будущих специалистов-медиков.

Пособие включает в себя следующие разделы: «Культура речи и общения», «Нормы русского литературного языка», «Функциональные стили русского языка».

В каждом разделе даются необходимые для студентов теоретические сведения в виде сжатых формулировок.

В пособии представлены различного рода упражнения по орфоэпическим, лексическим, морфологическим, стилистическим, синтаксическим нормам, нормам речевого общения, а также упражнения, направленные на формирование навыков речевого поведения в официальноделовой сфере общения и развитие умений публичного выступления в научной и деловой сферах общения.

В состав каждого раздела включены практикумы по орфографии и пунктуации, которые носят повторительный характер и направлены на совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

Структурную основу пособия составляют десять занятий. К каждому занятию прилагаются темы сообщений и литература для их подготовки, вопросы для повторения и список рекомендуемой литературы по изучаемой теме.

Методическим материалом занятий являются соответствующие темы (Например: Занятие 2. Тема: Речь. Устная и письменная речь. Диалог и монолог. Общение и компоненты общения. Речевой этикет. Роль культуры речи и общения в подготовке специалистов медицинского профиля.). Каждая тема способствует поэтапному обучению студентов-медиков культуре профессионального речевого общения и представляет собой методическую систему формирования профессионально ориентированных навыков. На изучение темы может быть отведено разное количество часов в зависимости от учебного плана, уровня подготовки студентов и сложности предлагаемого для усвоения материала.

Учебный материал пособия позволяет использовать различные формы работы для эффективности обучения студентов.

При отборе методического материала особое внимание уделялось приемам активного обучения и совершенствования управления учебной деятельностью студентов (коммуникативное и интенсивное обучение, игровое моделирование, сознательно-практическое обучение).

Остановимся подробно на структуре занятия:

Этап I. Целью данного этапа является подробное знакомство студентов с новым теоретическим материалом, который на уроке излагает преподаватель. Основные теоретические формулировки, необходимые для усвоения нового материала, представлены в пособии в сжатом виде, что позволяет студенту при организации самостоятельной работы быстро воспроизвести материал занятия. На данном этапе важно понимание студентами не только теоретической, но и практической значимости изучаемого материала.

Этап II. Задачей данного этапа является выработка практических навыков и умений на основе приобретенных теоретических знаний. Работа строится на основе принципов развивающего обучения (сопоставление, анализ, моделирование). Реализация данной задачи осуществляется через выполнение следующего блока заданий, направленных на:

- обогащение словарного запаса учащихся;

- формирование представления о потенциальных и явных возможностях языковой единицы в плане семантической и формально выраженной ее сочетаемости;

- умение организовать стилистические поля в рамках определенного акта общения;

- правильный взаимообмен с другими функциональными стилями в процессе профессионального общения;

- умение пользоваться эмоциональными характеристиками и выражениями, правильно представлять эмоциональный потенциал языковых единиц;

- умение определить языковую норму и отступать от нее, владение семантическими и прагматическими характеристиками таких отступлений;

- формирование навыка дифференциации коммуникативных и некоммуникативных форм и средств языка, умение адекватно пользоваться ими.

Например: Занятие 5. Тема: Лексические нормы.

Задание. Употребите один из паронимов, приведенных в скобках.

1. Перенести (заразительный, заразный) болезнь.

2. Заболеть (косный, костный) туберкулезом.

3. Уехать отдыхать в (здравица, здравница).

4. В больнице работает опытный (персонал, персонаж).

5. Иметь (здравый, здоровый) суждения.

Задание. Объясните разницу в значении слов

Потный - потливый

Больной - болезненный

Боль - болезненность

Заболеваемость - заболевание

Продолжительность - продолжение

Смертность - смерть

Симптом - синдром

Задание. Подберите к словам иноязычного происхождения синонимы русского языка. Составьте с ними предложения и отметьте стилистические различия (в скобках даются варианты ответов).

Симптом (признак), профилактика (предупреждение), педиатр (детский врач), дезинфекция (обеззараживание), иррадиация (распространение), локализация (сосредоточение), спазм (сжатие), дефицит (недостаток).

Этап Ш. Данный этап дает возможность выбора студентами темы для сообщения на занятии с учетом индивидуальных особенностей и интересов, а также с учетом степени усвоения материала занятия. Выбор тем

осуществляется студентами самостоятельно, либо под руководством преподавателя с целью создания единой логической структуры закрепления материала занятия. Преподаватель имеет возможность систематизации и обобщения основных вопросов занятия, а студенты, в свою очередь, готовятся к более глубокому пониманию изучаемой проблемы. Подготовку темы выступления облегчает наличие рекомендуемой литературы по теме сообщения.

Темы сообщений:

1. Роль культуры речи и общения в деятельности специалистов медицинских профессий

2. Особенности профессионального речевого общения врача и медицинских работников

3. Особенности этикетных форм общения медицинского работника в различных сферах профессиональной деятельности

4. Фразеологические выражения в профессиональной речи медицинских работников.

Этап IV. Цель этапа заключается в повторении и углублении знаний студентов о ранее изученном, закреплении отдельных правил русского языка, а также в формировании навыков грамотной письменной речи на основе практикума по орфографии и пунктуации.

Задание. Вставьте пропущенные буквы.

Резать пож.м, молодой стаж. р, детская руч..нка, получил ож..г, больная старуш.нка, ож..г руку, перц..вый пластырь, густые ресниц.., круглолиц..й ребенок, дезинфицировать инструменты, ж..сткая кровать, погрозить пальц .м, пунц..вые губы, ц .кольный этаж, тихий ш..рох, громко ц..кнуть, ц..анистый калий, болеть ц..нгой, ц..кличный ритм, ц..ничный ответ, известный уч..ный, новый циркуляр, розовощ..кая девочка, разбитый паралич..м, сильная изж .га, вредная щ..лочь, послеоперационный ш..в, ж. лчный пузырь, расширенный зрач..к.

Задание. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

Человек которому предстояло увидеть свет чувствовал себя беспомощным. Двое осторожно ввели его в комнату и уложили в постель...

На его глазах была повязка в комнате были закрыты ставнями и завешены окна и потушен свет. Но если бы ему позволили ходить пока не уляжется легкая боль после операции он мог быстро нащупать стены кровать столик умывальник и затем чувствовать себя как дома. Света и темноты для него не существовало он был слеп от рождения.

Боли собственно даже не было а было совсем особое ощущение он был опален а привычная чистота и четкость его впечатлений спутаны. Он получил извне небывалый удар заставивший его сильно дернуться и вскрикнуть. Секунду спустя была наложена повязка но осталось ощущение как будто он проглотил шар который теперь перекатывался в теле. Профессор тоже взволнованный сказал Ничего ничего все хорошо! Вы будете видеть только потерпите. Будем приучать понемногу. (М. Осорги)

Основными преимуществами такого структурирования занятия, по нашему мнению, является:

- логическая последовательность подачи учебного материала (теоретические основы - практический материал - закрепление изученного материала - повторение ранее изученных орфографических и пунктуационных правил);

- использование разнообразных форм организации учебной деятельности студентов (коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа, игровая деятельность, фронтальная форма работы);

- возможность проверки степени усвоения знаний на каждом этапе занятия (вопросно-ответные упражнения, тестовые задания).

Таким образом, при формировании профессиональной коммуникативной компетенции студентов медицинских специальностей в рамках курса «Русский язык и культура речи» необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности учащихся, осуществлять выбор средств и методов обучения, которые будут отвечать требованиям программы и интересам учащихся, при этом характер упражнений должен соответствовать задаче формирования и развития умений и навыков профессионального общения.

THE PROBLEM OF THE FORMING PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MEDICINE-STUDENTS IN THE TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF

SPEECH

A.S. BANTSER

Department of Russian language and its methods of teaching Peoples’ Friendship University of Russia Moscow, 117198, Miklukho-Maklaya str., 6

The article is devoted to the actual problem of teaching the russian language and culture of speech and the role of this discipline in the professional activity of modem specialists. The author describe the problem of the forming professional communicative competence of medicine-students on the base of “Teaching-methodological work of russian language and culture of speech for medical students” - Moscow, PFUR, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.