ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ
УДК 379.83/84; 371.8.06;
И. И. Фришман, Н. Ю. Стулова
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Раскрывается понятие образовательного туризма. Представлены реализуемые программы детских общественных объединений по формированию навыков образовательного туризма в общественной деятельности детей и молодежи. Охарактеризован опыт деятельности Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» в образовательном туризме.
The concept of educational tourism is revealed. The programmes of children's public associations for the development of skills of educational tourism in the social activities of children and youth are presented. The experience of the International Union of children's public associations "Union of pioneer organisations - Federation of children's organizations" in educational tourism is characterized.
Ключевые слова: образовательный туризм, детские общественные объединения, виды туризма, программы образовательного туризма, дети, молодежь.
Keywords: educational tourism, children's public associations, types of tourism, program of educational tourism, children, youth.
В настоящее время образовательный туризм является одним из самых актуальных и востребованных видов туристской деятельности в разных странах. Современный ребенок, обладая доступом к миру информации, мечтает увидеть общепризнанные культурные ценности своими глазами. Например, какой бы полной не была представленная в сети Интернет информа-живущих в различных регионах страны и дру-
гих государств, только путешествие и встреча с ними может подарить жизненное событие и друзей. Помочь им в этом может участие в программах образовательного туризма.
Для оценки значимости этого явления обратимся к фактам истории зарождения образовательного туризма. По мнению ряда ученых, к практике образовательного туризма можно отнести первые путешествия, благодаря которым были открыты новые страны и континенты. В конце XVIII в. молодые люди из богатых английских семей в целях продолжения или завершения образования стали совершать так называемые гранд-туры, 2-3-летние путешествия в континентальную Европу. Во времена Просвещения Ж.-Ж. Руссо и Дж. Локк провозгласили путешествия одной из необходимых составляющих воспитания. С термином «турист» познакомил своих читателей англичанин Педж, издав в 1800 г. книгу «Анекдоты английского языка», в которой рассказывал о «путешественнике, называемом туристом». В то же время во Франции вышел Толковый словарь французского языка со статьей, где объяснялось, что турист - это «тот, кто путешествует из любопытства или для того, чтобы убить время».
В России формирование традиции образовательных путешествий связано с именем Петра I, направлявшего детей дворян в Европу на обучение.
Экскурсионной деятельности как виду образовательного туризма большое внимание стали уделять со второй половины XIX в. В 1885 г. в Петербурге было открыто «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Липсона. Начинает свою деятельность Общество любителей естествознания, которое создает свои филиалы в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе. Возникают Крымский горный клуб в Одессе, Кавказское горное общество в Пятигорске. С 1895 г. действуют Ялтинское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба и первое туристское общество - Русский туринг-клуб, объединявший вначале туристов-велосипедистов.
Многие общества и клубы того времени выпускали специализированные журналы, например «Экскурсионный вестник», «Русский экскурсант», литературу педагогического характера, а также
О ^ О г\
занимались подготовкой руководителей экскурсий. В деятельности обществ и клубов принимали участие известные ученые, путеше-
ственники, писатели, общественные деятели, среди них Д. Н. Мамин-Сибиряк, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, Н. М. Пржевальский, В. И. Вернадский. Развитие форм образовательного туризма проходило на фоне открытия различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников. Двадцатый век привнес в образовательный туризм массовость, что стало основой для его развития в XXI в.
И. И. Фришман Н. Ю. Стулова
В законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1] туризм определяется как «временный выезд (путешествие) гражданина с постоянного места жительства в любых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания». Понятие «туризм» имеет различные трактовки. Туризм - временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях.
В свою очередь, детский туризм - вид туристской деятельности юношества и подростков, реализуемый в рамках национальных границ или на региональном и мировых уровнях.
Исходя из этого определения, сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма детей и молодежи:
- учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
- ознакомительные поездки в учреждения, организации и на предприятия;
- научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
- участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой информации;
- экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.
Понятие образовательного туризма сравнительно недавно из теоретического посыла перешло в практику деятельности детских общественных объединений. Это не случайно. Образовательный туризм представляет собой особый вид приобретения детьми знаний и самостоятельное выстраивание ими отношений в иной социокультурной среде. Участие в программах образовательного туризма позволяет детям и подросткам увидеть новые возможности развития, освоить навыки различных социокультурных практик. Именно поэтому закономерно отнесение образовательного туризма к сфере неформального образования. Поясним нашу позицию. Рассмотрим термины «туризм» и «детский туризм» и представим устоявшуюся типологию туристской деятельности.
По мнению автора книги «Типология и психология туризма» Э. Э. Линчевского, типология туристской деятельности в широком смысле может быть представлена следующим образом:
1) Культурный:
- Историческое наследие.
- Знаменитые маршруты.
- Основные культурные события.
- Этнографический.
- Религиозный.
- Идиоматический.
- Обучение.
- Литература.
2) Обучающий:
- языково-обучающий туризм,
- спортивно-обучающий туризм,
- профессиональное обучение.
3) Экологический (природный).
4) Пляжный.
5) Спортивный:
- водный;
- снежный;
- охота и рыбалка;
- гольф-туризм;
- приключения и активный отдых;
- пассивный туризм.
В свою очередь, спортивный туризм, по мнению М. Б. Биржа-кова, представляет собой следующие направления:
- пешеходный туризм;
- лыжный туризм;
- горный туризм;
- водный туризм;
- спелеотуризм;
- парусный туризм.
На средствах передвижения:
- велосипедный;
- конный;
- автомототуризм;
а также комбинированный туризм.
Сегодня становится общепринятой практикой направлять детей и подростков на языковые каникулы за границу, где развитие языковой грамотности совмещается с отдыхом и развлечениями. Это является огромным преимуществом образовательного туризма - он позволяет юному путешественнику решать сразу несколько задач: улучшать знания географии, истории, отдыхать и наслаждаться экскурсиями по историческим и памятным местам разных стран.
Перечислим основные направления.
Языково-обучающий туризм. Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди детей и их родителей с целью изучения языка в среде его носителей. Совмещение языковой подго-
товки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты.
Языковые курсы представляют собой следующие формы: интенсивные и общие (стандартные); подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.
Языково-обучающие туры организуются в форме индивидуальных и групповых мероприятий и включают в себя учебные и экскурсионно-познавательные программы. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).
Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.
В зависимости от продолжительности программы образовательного туризма и места размещения детей в комбинированные программы зачастую включают спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т. д.). Среди детей и молодежи устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно мотивирует их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом - эта форма обучающего туризма приобретает все большую популярность в мире.
Кто же он, юный путешественник XXI века? Ответить на этот вопрос возможно, так как существует классификация типов туристов-путешественников в зависимости от видов отдыха и целей, в основе которой лежит классификация Г. Гана:
Б-тип - человек, предпочитающий пассивный отдых;
Б-тип - этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений;
W-1-тип - любитель лесных прогулок и походов - человек, предпочитающий активный отдых;
W-2-тип - скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и большие, вплоть до экстремальных, нагрузки;
А-тип - любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность - вот то, что определяет выбор цели путешествия у данного типа туриста;
В-тип - любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три подгруппы: а) «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные любители культуры и природы»; в) «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т. д.
Представления о разнообразии целей детей и молодежи при выборе маршрутов образовательных путешествий позволяют избрать более верный путь к тем, кто готов ежедневно удивляться каждому дню, проведенному в путешествии.
Согласно статистическим данным, подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону «полезного отдыха» и свободного стиля путешествия. Более 85% путешественников отказываются называть себя «экскурсантами» и ищут в поездках не стандартные туристские развлечения, а возможность увидеть страну изнутри, глазами местных жителей, почувствовать новые социальные и культурные условия, а также совместить отдых с изучением или поддержанием существующего уровня иностранного языка. При этом возраст 57% таких путешественников составляет 20-25 лет, но за последние пять лет путешествия «без границ» становятся все более популярными и у людей в возрастной категории от 25 до 35 лет.
При этом «полезный отдых» в нашей стране - прерогатива самых молодых путешественников: около 70% таких путешественников - школьники и иногда сопровождающие их родители, 25% -студенты, и только 5% - соотечественники в возрасте старше 25 лет. Кроме того, совмещая на практике изучение языка за рубежом с туристским времяпрепровождением, зачастую отдых и развлечения воспринимаются, скорее, как дополнительный, а не равнозначный фактор. Образовательный туризм также может рассматриваться составной частью системы основного и дополнительного образования деятельности детских общественных объединений.
Утвержденные Федеральные государственные образовательные стандарты основаны на культурно-историческом, системно-де-ятельностном подходе в обучении и воспитании. В них предусматриваются требования обеспечения условий для общекультурного и личностного развития детей на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентности в любой предметной области познания.
Детский туризм относится к разновидности содержательных способов досуга и является эффективным средством раскрытия лидерского и творческого потенциала детей. Образовательное путешествие, совершаемое детским объединением, связано с решением ряда задач, предусматривающих коммуникацию и взаимодействие. Такие условия создают благоприятную основу для раскрытия положительных качеств участников, не реализуемых в повседневной жизни, для формирования у ребенка активной жизненной позиции.
Актуальность использования образовательного туризма в общественной практике детей определяется также его способностью объединять детский и взрослый коллективы в общественно значимой деятельности, которая становится содержательной основой для реализации идей самих участников. Потенциал образовательного туризма обусловлен эффективностью непосредственного влияния детско-взрослой общности на развитие качеств личности.
В связи с этим многие проблемы современной общественной практики детей, например удовлетворение потребностей детей в самоорганизации, развитие проектов и программ, авторами которых являются дети, расширение их кругозора, можно решать путем использования элементов образовательного туризма в деятельности детских общественных объединений.
При разработке программы образовательного туризма для участников детских общественных объединений «Маршруты приключений» были использованы следующие положения.
Человек - путешественник от природы. Живое общение и по-з-нание мира приятней, чем виртуальный вариант, эмоции и впечатления, полученные от путешествий, остаются у ребенка на всю жизнь.
Путешествуя, можно узнать культуру и историю своей страны и других стран, именно поэтому в 2009 г. Международным союзом детских общественных объединений СПО-ФДО апробирована программа образовательного туризма «Маршруты приключений», которая предлагает путешествия для детей по лучшим экскурсионным маршрутам страны [2]. Выбор города или исторического объекта остается за юными путешественниками.
Приведем примеры нескольких из них.
Новогодний маршрут. Представляет собой зимнее путешествие по новогодней Москве, с посещением цирка Никулина на Цветном бульваре или Большого Московского цирка, Кремлевской елки, Московского зоопарка. Включает в себя обзорную экскурсию
по вечерней Москве, прогулку по Красной площади, Измайловскому кремлю и Арбату, дает возможность прикоснуться к истории и прочувствовать связь времен.
Космический маршрут. Цели и задачи маршрута: развитие мотивации и стимулирование у детей и подростков интереса к ис-следованию космоса; изучению истории и перспектив развития авиации и космонавтики; выявление и поддержка талантливой молодёжи, ориентация её на профессии наиболее передовых отраслей науки; формирование знаний в области технических, естественных и гуманитарных наук; включение участников программы в современные формы деятельности и коммуникации.
Всё самое загадочное и необычное в нашем представлении связано с космосом! Ещё много неизведанного осталось за «звёздным занавесом». Но, возможно, именно сегодняшним мальчишкам и девчонкам предстоит сделать важные космические открытия.
А участие в учебно-тематической программе «Космический маршрут» помогает ребятам сделать первые шаги к исследованию космоса.
В программу маршрута входят: посещение Мемориального музея космонавтики; теоретические и практические занятия; экскурсия в Звёздный городок; путешествие по Музею землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова и многое другое.
Маршрут «Золотое кольцо России» проходит по древним русским городам - центрам народных ремесел, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России. Количество и состав городов в конкретной программе маршрута может быть разным.
Предлагаемая экскурсионно-образовательная программа включает в себя мастер-классы и знакомит с секретами народных промыслов и ремесел.
Идеи, взятые за основу программы «Маршруты приключений», развивают положения, разработанные в отечественной и зарубежной практике образовательного туризма.
Образовательный туризм обладает достаточным потенциалом для приобретения детьми качеств субъекта деятельности, свидетельствующих о готовности к ее осуществлению. Преодоление социального и языкового барьеров, дальнейший выбор профессии, расширение представлений о мире, развитие культурологических
факторов играют немаловажную роль в образовательном развитии детей-участников детских общественных объединений.
Таким образом, в ходе реализации программ образовательного туризма, организуемых в деятельности детских общественных объединений, у детей формируются навыки образовательной мобильности, культурной грамотности и умения самообразования.
К сожалению, в настоящее время остаются неразработанными вопросы организации инклюзивного туризма. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы образовательного туризма является перспективным направлением для разработки наукой и практикой. В настоящее время, к примеру, группу слабослышащих детей не берут в экскурсионные поездки вместе с остальными детьми, что ограничивает их право на получение образования и общение со здоровыми сверстниками. Также за последнее время существенно сократилось число станций юных туристов с 546 до 222, и это количество постоянно уменьшается.
Также в Министерстве образования и науки реализуются две федеральные программы, имеющие непосредственное отношение к детскому туризму, но ни в одной из них не предусмотрено мероприятий, направленных собственно на развитие образовательного туризма. Исключение составляет госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.», где заявлено только одно мероприятие - Всероссийский слет юных туристов городов-героев. Этот факт существенно ограничивает разработку программ образовательного туризма для всех категорий детей, в том числе имеющих социальное ограничение (дети-сироты, дети-инвалиды, воспитанники интернатных учреждений).
Обращение к проблематике развития навыков образовательного туризма детей и молодежи открывает тему партнерства государства и общественных объединений в интересах подрастающего поколения.
Примечания
1. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Сайт СПО-ФДО www.upo-fco.ru