УДК 78.934 ББК 56.01
Чуракова Марина Викторовна аспирант г. Челябинск Churakova Marina Viktorovna
Post-graduate
Chelabinsk
Развитие научно-методической компетенции преподавателей колледжа
College Teachers’ Scientific and Systematic Competence Development
В статье рассматриваются основные пути развития научно-методической компетенции преподавателей колледжа. Рассматриваются сущностные характеристики такой категории, как «научно-методическая компетенция». Предлагаются основные пути развития научно-методической компетенции преподавателей колледжа.
The article shows the main ways of college teachers’ scientific and systematic competence development. The essential characteristics of such concept as competence are under examination. Within the limits of the theoretical analysis the author offers the main ways of college teachers’ scientific and systematic competence development.
Ключевые слова: развитие, компетенция, компетентность, научнометодическая компетенция.
Key words: development, competence, competency, scientific-methodic competence.
В последнее время в российской системе профессионального образования произошли существенные изменения, касающиеся как содержательных, так и процессуальных её характеристик. В этой связи большое внимание уделяется совершенствованию личностного потенциала преподавателей с учётом современных теоретико-методологических концепций непрерывного образования. Важность данной проблемы усиливается ориентацией многих образовательных учреждений на реализацию преемственных профессиональных образовательных программ. Это в полной мере относится и к образовательной деятельности колледжей. Как показывает практика, преподаватели колледжа при реализации программ испытывают серьёзные затруднения в актуализации знаний о сущности непрерывного образования, преемственных профессиональных образовательных программ. Это выводит на проблему дальнейшего исследования путей развития научно-методической компетенции преподавателей колледжа при реализации преемственных профессиональных образовательных программ.
Проблема развития научно-методической компетенции преподавателей представляет собой сложный, многокомпонентный процесс. Для его эффективной реализации необходимо чётко осознать сущность процесса развития.
В философской и психолого-педагогической литературе сложились разные точки зрения на определение данного феномена.
РАЗВИТИЕ- 1) философском аспекте это необратимое направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие предполагает количественные и качественные изменения в человеке; 2) целенаправленное накопление информации с последующим её упорядочением, структуризацией. Целенаправленное собирание, семантический отбор и интегрирование ценной информации на основе отражения является условием становления новой организации [8]. Движущей силой развития выступает целенаправленная борьба противоположностей - положительной и отрицательной стороной процесса.
Мы рассматриваем развитие научно-методической компетенции, и особое значение имеют труды Г.М. Андреева и Я. Яноушека. Они относят к повышению (развитию) компетенции в организации взрослых людей с одной стороны приобретение каких-то новых знании, умений и опыта, а с другой стороны -перестройку, изменение уже сложившихся форм.
Процесс развития научно-методической компетенции преподавателей базируется на важнейших его свойствах: необратимости, направленности, закономерности. Именно эти характеристики развития позволяют выделить его среди других изменений и процессов (повышения эффективности, повышения качества и др.) Развитие в любой образовательной системе основано на единой внутренней взаимосвязанной линии. Результатом его могут быть личность преподавателя с высоким уровнем познавательного интеллекта; профессиональная компетентность; интерес к познанию нового, стремление к самообразованию.
Таким образом, под развитием научно-методической компетенции можно понимать приобретение интеллектуальных, психологических и со-
167 Вестник ЧГПУ5'2009
циальных новообразований за счёт освоения преподавателем внутренних и внешних потенциальных возможностей.
Развитие научно-методической компетенции лежит в русле концепции профессионального развития, которое согласуется с концепцией компетентно-стного подхода. Как известно, прежняя когнитивная компетенция ограничивалась понятием «повышение», под которым чаще всего понимался преимущественно количественный рост знаний, умений, навыков, которые в итоге могут и не перейти в новое качество, состав или структуру. Компетентностный подход предполагает самореализацию, самосовершенствование и развитие индивидуальности.
Уровень развития научно-методической компетенции преподавателей зависит от уровня усвоения им знаний, способов научно-методической деятельности, степени устойчивости познавательной мотивации, положительного отношения к профессиональной деятельности.
Анализ опубликованных материалов по проблеме модернизации образования показывает, что в качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции.
По мнению ряда учёных [5, 6] Компетентность - это интегративное качество личности (способность и готовность эффективно выполнять деятельность) состоящее из системы проявленных в деятельности компетенций включающих подсистемы знаний, навыков, умений, освоенных обобщённых способов действий, а также личностных качеств, компетенция - это опознаваемая и поддающаяся оценке система знаний, умений, навыков и обобщённых способов действий, а также личностных качеств. Данное определение даёт нам возможность определить сущность научно-методической компетенции. Следовательно, под научно-методической компетенцией будем понимать способность преподавателей, реализующих преемственные профессиональные образовательные программы мобилизовать в научно-методической деятельности знания, умения, профессионально-личностные качества. Она является составляющей профессиональной компетентности преподавателей.
Ведущей идеей работы является рассмотрение развития научнометодической компетенции преподавателя колледжа как доминирующей, способствующей эффективной реализации интегрированных профессиональных образовательных программ.
Как показывают исследования, эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает [4, 9] . Аналогично можно рассуждать относительно процесса развития научно-методической компетенции преподавателей колледжа.
Для выделения совокупности педагогических условий, способных развивать научно-методическую компетенцию преподавателей колледжа, необходимо учесть: основные положения модернизации профессионального образования; анализ особенностей образовательного процесса в учреждениях, реализующих преемственные профессиональные образовательные программы; сущность и специфику научно-методической компетенции преподавателей колледжа, возможности системного, содержательно-структурного, деятельностного, дифференцированного, синергетического, компетентностного подходов; современные теоретико -методологические подходы развития профессиональной компетентности преподавателей; опыт работы инновационных образовательных учреждений в развитии профессиональной компетенции преподавателей; социальный заказ общества на подготовку компетентных специалистов.
Представим педагогические условия развития научно-методической компетенции преподавателей колледжа, реализующих преемственные профессиональные образовательные программы. В качестве первого мы предлагаем знания преподавателей о сущности, структуре научно-методической компетенции формировать последовательно на репродуктивном, инновационном, креативном уровнях, согласно компетентностной модели педагога профессионального образования. Рассмотрим предложенные уровни подробно.
Репродуктивный уровень представляет совокупность следующих блоков:
Блок 1. Системное видение педагогического процесса. Он предполагает: теоретические знания основ системного, компетентностного подходов; целе-
направленная деятельность по освоению внешней и внутренней структуры профессиональной и научно-методической деятельности преподавателей; теоретические знания по основам планирования, моделирования; практическая работа по моделированию педагогических систем, процессов и собственной профессиональной деятельности (целей, содержания, форм и методов); теоретические знания в области педагогической прогностики, формирование умений прогнозирования результатов собственной научно-методической деятельности. Блок 2. Способность преподавателей колледжа к интеграции с педагогическим опытом преподавателей других образовательных учреждений. Представим его составляющие: практическое освоение научно-методического опыта, реализация тенденции интеграции, организация совместной деятельности преподавателей системы колледжа, способствующих взаимодействию педагогического опыта (совместные исследования, совместное обучение, совместная разработка и реализация поставленных задач). Блок 3. Формирование предметной области предполагает: формирование умений действовать в рамках преподаваемой дисциплины; формирование навыков отбора, обработки, хранения, интерпретации и организации учебной и научной информации.
Далее рассмотрим составляющие инновационного уровня. Он предполагает: Блок 1 - владение инновационными педагогически технологиями; формирование ключевых понятий: метода как профессиональной ценности педагога, педагогической технологии; освоение педагогических технологий по трем основным направлениям: технологии педагогической коммуникации, технологии взаимодействия с учебной информацией, технологии обучения (передачи учебной информации). Блок 2. Аналитико-прогностическая деятельность - моделирование: формирование умений анализа, синтеза и обобщения педагогических явлений и процессов, понятий «индукция» и «дедукция»; формирование навыков педагогического предвидения как основы прогнозирования; деятельность по отбору педагогической информации для анализа и прогнозирования; освоение алгоритма развития научно-методической компетенции на альтернативной основе. Основные методы - групповые тренинги, ролевые и организационнодеятельностные игры, «мозговой штурм», игровое моделирование, выполнение Вестник ЧГПУ5'2009 170
творческо-поисковых заданий. Блок 3. Способность к инновационной, методической деятельности: определение сущности научно-методической деятельности в условиях реализации интегрированных профессиональных программ: целей, форм, задач, этапов. Создание учебно- методического комплекса по дисциплинам в рамках реализации преемственных профессиональных образовательных программ. Освоение всех видов научно-методической деятельности осуществляется в двух основных направлениях: специальная деятельность в формах игрового моделирования (собственно учебный процесс) и практическая деятельность по использованию полученных знаний и умений. Блок 4. Развитие качеств личности педагога: профессионально-педагогическая направленность, выявление противоречий между тенденцией к гуманизации человеческих отношений и реальной позицией педагога в российской педагогической традиции; формулирование понятий научная организация, научная деятельность. Перевод вышеназванных знаний в практическую плоскость. Проведение специальной (теоретической и практической) работы по снятию стереотипов профессионального мышления и поведения педагогов. Основные методы - активные, в режиме диалога, широкое использование игрового моделирования, специальные синтетические курсы, включающие лекции, самостоятельную индивидуальную работу, семинары. Блок 5. Формирование навыков рефлексии: курс по теории рефлексивного мышления; приобретение навыков саморефлексии и умений организатора совместных рефлексивных процессов в рамках профессиональной деятельности.
Перейдём к рассмотрению следующего уровня - креативного, он представляет совокупность следующих блоков: Блок 1. Способность к реализации различных видов научно-методической деятельности: определение специфики реализации таких видов деятельности как: методическая работа, научно- методическая деятельность, исследовательская деятельность, научно- исследовательская деятельность. Освоение всех видов научно-методической деятельности осуществляется в двух основных направлениях: специальная деятельность в формах игрового моделирования (собственно учебный процесс) и практическая деятельность по использованию полученных знаний и умений. Блок 2. Форми-
рование и развитие креативных качеств личности педагога: формирование и развитие креативных способностей педагога; организация практической деятельности по формированию и развитию научно-методической компетенции: а) способности к самоизменению (самодиагностике); б) способности к созданию (проектированию) принципиально новых систем в сфере научно-методической деятельности; в) способности к профессиональному самоопределению, принятию полной ответственности за результаты этой деятельности; г) способности к концептуальному мышлению и поведению; д) способности к получению инновационного результата в профессиональной деятельности. Основные способы деятельности - игровое моделирование процесса проектирования педагогического эксперимента, практическая экспериментальная деятельность, научная работа по оформлению и анализу результатов экспериментальной деятельности, социально-психологические тренинги по профессиональному и личностному самоопределению.
Развитие научно-методической компетенции преподавателей колледжа должно осуществляться поэтапно (актуализирующий, технологический, конструктивно-креативный, коррекционный). Такое видение связано с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), а также из положений теории об интериоризации личности социальных отношений. Это даёт нам основание развитие научно-методической компетенции преподавателей рассматривать по этапам.
Цель первого, актуализирующего этапа - формирование направленности личности преподавателя на развитие научно-методической компетенции, осознание необходимости ее формирования, актуализация личностного потенциала. Второй этап предполагает развитие коммуникативно- технологических умений в структуре деятельности преподавателя, личностно-ориентированной направленности развития, формирование научных, организационно-коммуникативных качеств, системы ценностей-отношений, готовности преподавателей колледжа к научно-методической деятельности. Третий этап предусматривает формирование ценностных установок преподавателей колледжа на перманентное само-
развитие, самореализацию, развитие собственного опыта. Цель четвёртого этапа - выработка устойчивых ценностных ориентаций на систематическое саморазвитие и самосовершенствование, формирование направленности на взаи-моразвитие всех преподавателей, реализующих преемственные профессиональные образовательные программы.
И, наконец, необходимо осуществлять мониторинг уровня развития научно-методической компетенции преподавателей, с целью обеспечения успешности развития научно-методической компетенции в силу потенциальной возможности осуществления обратной связи.
Как известно, мониторинг обладает специфическими особенностями на этапе сбора и обработки информации, о чём свидетельствует анализ его информационной базы и практики его использования, осуществляется через определённые системы, выполняющие соответствующие функции, имеет адресность и предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектами процессам для решения поставленных задач.
Необходимость оценки объективной целенаправленной, систематической и комплексной оценки развития научно-методической компетенции преподавателей, реализующих преемственные профессиональные образовательные программы породило множество различных конкурирующих между собой методик оценки. Однако на практике, до сих пор не разрешено имеющееся противоречие между необходимостью объективной оценки научно-методической компетенции преподавателей и фактическим состоянием технологии измерения и оценивания результатов развития научно-методической компетенции. Приходится констатировать, что развитие научно-методической компетенции преподавателей, реализующих преемственные профессиональные образовательные программы в основном оценивается согласно требованиям среднего профессионального образования и не предполагает согласованность (критериев, методов) с требованиями высшего профессионального образования.
Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что проблема развития профессиональной компетентности преподавателей в системе непрерывного
профессионального образования находит широкое отражение в психологопедагогической литературе. Однако вопросы развития научно-методической компетенции преподавателей колледжа, реализующих преемственные профессиональных образовательных программ рассмотрены недостаточно. Предложенные уровни, этапы развития научно-методической компетенции могут повысить профессиональную компетентность педагога и эффективность реализации преемственных профессиональных образовательных программ.
Библиографический список
1. Абдуллина, О.А., Инновации и стандарты. Мониторинг педагогического образования /
0.А. Абдуллина, Н. Маркова // Высшее образование в России. - 1999. - № 5. - С. 78-82.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. — 190 с.
3. Гершунский, Б.С. Перспективы развития системы непрерывного образования / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1990. — 221 с.
4. Деркач, А.А, Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М.: Просвещение, 1993. — 237 с.
5. Зеер, ЭФ. Концепция развивающего профессионального образования / ЭФ. Зеер // Образование и наука. - 2004. - № 3. — С 36-40.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / Зимняя, И.А // Высшее образование сегодня.- 2003.-№5. — С 15-21.
7. Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность педагога. Актуальные проблемы управления качеством образования / С.Г. Молчанов // Сб. науч. статей. Вып. 6. - Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2006. - 136 с.
8. Новиков, А.М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития / Н.М. Новиков. - М.: Исследовательский центр проблем непрерывного профессионального образования, 2000. - 86 с.
Bibliography
1. Abdullina, O.A., Markova,N. Innovations and Standards. Monitoring of Pedogogical Education./ O.A. Abdullina, N. Markova// Higher Education in Russia.-1999.-№5.- P.78-82. 2. Babansky, Yu.K. Problems of Pedagogical Researches Intensification / Yu.K.Babansky.-M.: Pedagogics,1982. - 190 p.
3. Derkach, A.A. Acmeology: Ways of Professionalism Achievement / A.A. Derkach, N.V. Kyzmina - M.: Enlightment, 1993. - 237 p.
4. Gershunsky, B.S. Perspectives of the Continuous Education System Development /B.S. Gershunsky. - M.: Pedagogics, 1990. - 221 p.
5. Molchanov, S.G. Teacher’s Professional Competence. Current Problems of Education Quality Management / S.G.Molchanov//Coll.of Scien.Art.6.- Chelyabinsk: Publishing House of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2006.- 136 p.
6. Novikov,A.M. Professional Education in Russia. Development Perspectives / N.M.Novikov.-M.: Research Centre of the Continuous Professional Education, 2000.- 86 p.
7. Zeer, E.F.Conception of Professional Education Developing /E.F.Zeer//Education and Sci-ence/-200.-№3.- P. 36-40.
8. Zimnyaya, I.A. Essential Competences: New Paradigm of Educational Results / Zimnyaya,
1.A.// Higher Education Today.-2003.№5. - P. 15-21.