УДК 378.147.88
Анисимова Вера Александровна
Доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры», [email protected], Челябинск
Карпова Ольга Леонидовна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры связей с общественностью и гуманитарных дисциплин Уральского социально-экономического института (филиал) ОУП ВПО Академии труда и социальных отношений, [email protected], Челябинск
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ФОРмИРОВАНИя ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Развитие научно-исследовательской работы студентов рассматривается как важный этап профессионального становления специалиста, востребованного в современном образовательном социуме. Анализируются формы, методы и принципы организации научной работы студентов. Приведено содержание понятийной цепочки опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования исследовательских умений. Показана эффективность развития творческой активности студентов физкультурного вуза.
Ключевые слова: развитие, научно-исследовательская работа студентов, творческая активность
Anisimova Vera Alexandrovna
Doctor ofpedagogical sciences, the senior lecturer of department ofpedagogy of the Ural state university of physical culture, [email protected], Chelyabinsk
Karpova Olga Leonidovna
Doctor ofpedagogical sciences, the professor of chair ofpublic relations and humanitarian disciplines of the Ural social and economic institute (branch) of Academy of work and social relations, olga@cheldiplom. ru, Chelyabinsk
DEVELOPMENT RESEARCH wORK OF STUDENTS AS A FACTOR IN THE Development OF CREATIVE ACTIVITY
Development of research students is considered an important phase of professional development expert, in demand in today’s educational society. Examines the forms, methods and principles of the scientific work of students. Is the contents of the conceptual chain of experimental work on the problem of the formation of research skills. The efficiency of the development of creative activity of students of high school athletic.
Keywords: development, scientifically-research work of students, creative activity.
Современное развитие высшего профессионального образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить студенту активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Именно поэтому, основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей студентов, подготовка их к
различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру, к самостоятельной жизни. Важно суметь задать способность ориентироваться в социуме, а главное - реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям. Возрастающее значение в формировании творческих качеств специалиста приобретает научно-исследовательская работа студентов, которая сегодня становится не-объемлемой и все более важной частью их
познавательной деятельности.
Участие студентов в научной работе под руководством опытных наставников позволяет развивать творческое мышление, воспитывать потребность и умение применять теоретические знания в практической деятельности, способствует формированию сознания личной сопричастности к общественно значимым делам, сознательного отношения к труду, активной жизненной позиции. Общение ученого со студентами в процессе совместной научно-исследовательской работы не только способствует индивидуализации обучения, но и обеспечивает творческое сотрудничество учителя и ученика, влияние личности ученого-педагога на формирование личности будущего специалиста физической культуры.
В Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы [3] отмечается, что решающее значение в подготовке творчески активной личности имеет всесторонняя реализация принципа единства преподавателя и научной работы, ученого и научно- исследовательских процессов. Эта связь начинается с такой постановки и организации учебного процесса, которая ориентирована на формирование научного склада мышления студентов.
Отмеченное позволяет сформулировать ряд явно выраженных противоречий, между:
- действительным состоянием научноисследовательской работы студентов вуза и общественными потребностями в специалистах новой формации, владеющими навыками научного творчества;
- необходимостью координации научного творчества студентов с общим направлением НИР кафедр и действительным состоянием организации научно-исследовательской работы; (отсутствием на многих кафедрах единого перспективного и текущего планов научно-исследовательской работы преподавателей и студентов);
- необходимостью развития творческого, поискового мышления студентов и сложившимися догматическими стилем и методами обучения, рассчитанными на передачу и усвоение готовых знаний, однозначных точек зрения.
Под воздействием потребности общества в активных специалистах, способных к творческой деятельности, в высшей физ-
культурной школе постепенно формируется понимание необходимости единства учебнонаучного процесса, т. е. интеграции учебного процесса и научно-исследовательской работы.
Из отмеченного органично вытекает проблема исследования: каковы условия и средства развития творческой активности будущих специалистов физической культуры.
Многие ученые отмечают приоритетную роль научно-исследовательской работы студентов в подготовке специалистов на рынке труда [2; 6; 7; 9; 10].
Во-первых, Н. В. Сычкова отмечает, темп генерации знаний стал столь высоким, что выпускник вуза только тогда может быть в курсе современных научных концепций, когда он непосредственно участвует в их разработке. Принцип сочетания научной работы с обучением становится действенным фактором формирования специалиста [8, с. 42].
Во-вторых, участие студентов в научной работы, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий является эффективным средством преодоления известного противоречия между массовым характером подготовки в вузе и потребностями развития у каждого обучаемого самостоятельности и инициативы, индивидуального профессионального почерка и творческих способностей.
В-третьих, научно-исследовательскую работу студентов следует рассматривать как один из путей разрешения противоречия между темпами развития науки, техники, культуры и темпами развития самой высшей физкультурной школы [4, с. 7].
В-четвертых, есть еще один важный момент всемерного развития и поощрения научно- исследовательской деятельности студенчества - это их развитие творческих способностей, без чего невозможно формирование активной личности специалиста.
По нашему мнению решающее значение имеет всесторонняя реализация принципа единства преподавания и научной работы, учебного и научно-исследовательского процессов. Эта связь начинается с такой постановки и организации учебного процесса, которые ориентированы на формирование научного склада мышления. Большими возможностями в этом отношении располагают как традиционные, так и нетрадиционные
методы и формы обучения. В частности, нуждается в переосмыслении и перестройке такая традиционная форма, как лекция. Следует значительно усилить направленность лекции на выработку у студентов научного стиля мышления и деятельности, побуждение интереса к научному творчеству. Постановка проблем, сопоставление различных точек зрения или научных концепций, использование данных других наук, ориентация на изучение литературы, самостоятельный поиск ответов на те вопросы, на которые они еще не найдены - все эти компоненты лекции стимулируют у студентов потребность в овладении современной научной методологией.
В современном обществе возникло и успешно применяется немало нетрадиционных форм и методов вовлечения студентов в науку и их воспитания наукой. Эти формы и методы усиливают творческий характер учебного процесса. Среди них хорошо зарекомендовали себя различного рода научно-творческие объединения студентов, проблемные семинары по научно-исследовательской работе студентов. Широко проводятся конкурсы научной работы студентов по педагогическим наукам, олимпиады, конференции, круглые столы. Повысился научный уровень курсовых и выпускных квалификационных работ, возрастает интерес к студенческим научным конференциям [1; 2].
Опыт руководства написанием выпускных квалификационных работ особенно важен, поскольку они являются традиционной формой научно-исследовательской деятельности. Все чаще темы выпускных квалификационных работ связаны с будущей профессиональной деятельностью и выполняются с использованием новых технологий.
Студенческие конференции способствуют общению научной студенческой молодежи, и акцентируют ее внимание на важнейших направлениях науки, обращают внимание на взаимодействие этих направлений, рост международных связей и связи науки с производством, с практическим решением социально- экономических задач, как на региональном, так и на глобальном уровнях.
Перестройка высшего физкультурного образования предусматривает создание необходимых материальных, организационных, методических условий для качественного
улучшения научного творчества студентов, повышения его роли в воспитании творческого специалиста. В этой связи необходимо:
- совершенствовать организационные формы научной работы как средства развития творческой активности будущих специалистов;
- создать такое общественное мнение, которое способствует утверждению в студенческой среде понимания того, что недооценка научно-исследовательского труда и необходимости формирования соответствующих навыков способна обернуться нежеланием искать и применять новые методы обучения;
- к результатам научно-исследовательской работы студентов надо подходить с позиций высоких теоретико-методологических требований науки [6, с. 27].
В нашей опытно- экспериментальной работе использована следующая понятийная цепочка: факт^проблема^ исходные концептуальные положения^ идея^ замысел ^ гипотеза ^ желаемый результат. Ее содержание мы представили в виде таблицы 1.
Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских умений у студентов вуза физической культуры строилась в соответствии с определенным набором принципов, соблюдение которых делает ее достаточно эффективной и обеспечивает возможности для решения поставленных нами задач. Среди этих принципов мы выделяем принципы: соответствия, преемственности, комплексности и успешности деятельности достижения.
Обобщенные результаты состояния сформированности творческой активности студентов представлены в таблице 2-3. Сопоставляя результаты, представленные в таблице 2-3, можно отметить изменения, происшедшие в уровнях творческой активности студентов. Причем, изменения более значительны в экспериментальной группе, чем в контрольной. Так, на 46,7% уменьшилось количество студентов экспериментальной группы, имеющих низкий уровень творческой активности студентов, против 19,1% в контрольной группе.
На 17,8% увеличилось количество студентов экспериментальной группы, имеющих средний уровень творческой активности, против 12,7% в контрольной группе. Высо-
Таблица 1
Содержание понятийной цепочки опытно-экспериментальной работы по проблеме формирования исследовательских умений
Понятийная цепочка опытноэкспериментальной работы Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательских умений студентов
Исходный факт Студенты университета слабо владеют умениями исследовательской деятельности при объективной необходимости выполнения дипломного проекта, недостаточный уровень качества выпускных квалификационных работ
Ведущее концептуальное положение Вера в потенциальные исследовательские возможности каждого студента университета физической культуры
Понятийная цепочка опытноэкспериментальной работы Опытно- экспериментальная работа по формированию исследовательских умений студентов
Идея, замысел, ход Реализовать в дидактической подготовке студентов университета физической культуры принцип единства учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности, обеспечить на основе моделирования научных исследований в процессе обучения прочное овладение базовыми знаниями и исследовательскими умениями
Желаемый (искомый) результат Прочное усвоение базовых предметных знаний, формирование исследовательских умений студентов вуза физической культуры высокого уровня развития, высокое качество исполнения выпускной квалификационной работы
Таблица 2
Состояние сформированности творческой активности студентов на начало и конец педагогического эксперимента
Группа Этап Уровни Ср. Кфф эфф. X2 наб.
Низкий Средний Высокий
ЭГ Начало 30 66,7 13 28,9 2 4,4 1,378 0,952 0,316
Конец 9 20,0 21 46,7 15 33,3 2,133 1,253 7,999
КГ Начало 29 61,7 15 31,9 3 6,4 1,447 - -
Конец 20 42,6 21 44,6 6 12,8 1,702 - -
Начало для ¡# =1 и ОС +0,05 ^ 2 крш, = 3,841 Конец для ф = 2 и ОС = 0,05 ^ Крит 2= 5,991
Таблица 3
Динамика становления творческой активности обучающихся
Группа Показатели абсолютного прироста ^ )
G по уровням (в %) G по Ср G по Р
Низкий Средний Высокий
ЭГ - 46,7 +17,8 +28,9 +0,755 +0,301
КГ - 19,1 +12,7 +6,4 +0,255 -
кий уровень сформированности творческой активности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной больше: он выше почти в пять раз.
Результаты проведения педагогического эксперимента подтвердили влияние модернизации физкультурного образования на процесс формирования творческой активности студентов физкультурного вуза.
Таким образом, научно-исследователь-
ская работа по своей структуре и задачам предоставляет студентам наиболее благоприятные условия для развития интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности, полученные знания и умения помогают сориентиро-
ваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии. Психологи утверждают, что научно-исследовательская работа повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Следовательно, развитие научно-исследовательской деятельности способствует формированию творческой активности студентов вуза физической культуры.
Библиографический список
1. Анисимова В. А. Факторы становления концептуальных представлений исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 8. - С. 100-108.
2. Карпова О. Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: монография. - Челябинск: Изд-во ЧелГНОЦ УрО РАО, 2009. - 312 с.
3. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы. - М.: Росспорт. - 18 с.
4. Кореневский С. А. Вузовская наука и НИР студентов в контексте системы парадигмы высшего физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 7. - С. 8-10.
5. Круглова Л. Ю. Творческая игра: создаем новое и интересное: уч.-метод. пособ. - М.: Изд-во Полицентр, 2002. - 110 с.
6. Найн А. я., Назарова О. Л., Кондрух В. И. Развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов физической культуры: учебное пособие. - Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2006. - 151 с.
7. Развитие творческой активности студентов опыт, проблемы, перспективы / А. П. Дьяков, Г. В. Горченко / под ред. В. С. Рахманина. - Воронеж: изд-во ВГУ, 2006. - 260 с.
8. Сычкова Н. В. Исследовательская подготовка студентов университета: монография. -Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 243 с.
9. Ушачев В. П. Обучение основам творческой деятельности. - Магнитогорск: МГПИ, 2002. - 56 с.
10. якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.