Научная статья на тему 'Развитие научно-исследовательской деятельности студентов институтов культуры и искусства'

Развитие научно-исследовательской деятельности студентов институтов культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР / ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ / ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / STUDENTS' SCIENTIFIC-RESEARCH COMPETENCE / SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL SEMINAR / INTELLECTUAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Введенский Вадим Николаевич

На примере проведения научно-методологического семинара как дисциплины по выбору представлено формирование научно-исследовательской компетентности у студентов творческого вуза. Определен перечень формируемых интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение) у студентов институтов культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Введенский Вадим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students' scientificdresearch activities at the institution of culture and art

On the example of scientific-methodological seminar as the discipline at the choice the author shows the development of scientific-research competence of students at the institution of culture and arts.

Текст научной работы на тему «Развитие научно-исследовательской деятельности студентов институтов культуры и искусства»

Из жизни вуза

89

примере вузов культуры и искусств). Белгород: Изд-во БелГИК, 2005. 348 с.

2. Масликов В.А. Предпосылки инновацион-

ного развития среды вуза. URL: http:// www.sociograd.ru/ index.php/ abutur/1/ 189-savchenko

3. Афонченко Л.Ф. Формирование готовно-

сти у студентов вуза искусств и культуры к профессиональной педагогической де-

ятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Воронеж, 2002. 24 с.

4. Волоткевич Т.Н. Самоуправление студен-

тов как фактор организации воспитательной работы в вузе: Дисс__канд. пед. наук:

13.00.08. Красноярск, 2005.

5. Мудрость воспитания: книга для родите-

лей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989. 304 с.

KIREEVA O, IGNATOVA V. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF INNOVATION ENVIRONMENT AT THE REGIONAL UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS

The importance of creation of an innovation environment at higher educational institution is shown. The main structural elements of the innovation environment of the regional university of culture and arts are designated, and the classification of pedagogical conditions of organization of innovation environment is given.

Key words: innovative environment, pedagogical conditions, innovation potential of the university, regional university, sphere of culture and arts, social partnership.

В.Н. ВВЕДЕНСКИЙ, профессор

Развитие научноисследовательской деятельности студентов институтов культуры и искусства

На примере проведения научно-методологического семинара как дисциплины по выбору представлено формирование научно-исследовательской компетентности у студентов творческого вуза. Определен перечень формируемых интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение) у студентов институтов культуры и искусств.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, научно-методологический семинар, верификационизм, фальсификационизм, интеллектуальные умения.

В настоящее время еще ведутся дискуссии о необходимости формирования исследовательских навыков у будущих представителей художественной интеллигенции. Междутем, хотя наука и искусство представляют собой разные формы деятельности и знания, они тесно связаны между собой: это как бы два полюса в культуре. Необходимость развития научно-исследовательской деятельности студентов институтов культуры и искусств определена соответствующими ФГОС высшего профессионального образования. Вместе с тем трудно согласиться с тем, что только в процессе их реализации

формируются требуемые компетенции, ведь во многих вузах действуют студенческие научные общества. В Белгородском государственном институте искусств и культуры также успешно действует научное общество студентов, где будущие режиссеры, хореографы, дизайнеры, музыканты занимаются исследовательской работой, отвечающей их интересам и способностям.

Основа НИРС закладывается, как правило, в рамках учебного процесса, в ходе изучения различных дисциплин. В целях усиления этой работы в БГИИК в качестве предмета по выбору для студентов пятого

90

Высшее образование в России • № 2, 2012

курса введена дисциплина «Научно-методологический семинар». В содержательном плане в процессе ее изучения обсуждаются науковедческие, эстетические и этические основания исследовательской деятельности в сфере художественного творчества, характер применения методов научного исследования и выработки методологического аппарата по той или иной специальности. Студенты знакомятся с существующими государственными стандартами, регламентирующими научно-исследовательскую деятельность (ГОСТ7.32-2001 «Отчет о научно исследовательской работе (структура и правила оформления)», ГОСТР 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка »).

В ходе семинарских занятий важное место отводится отработке таких методологических подходов, как верификационизм и фальсификационизм. Если первый связан с обучением студентов умению подтверждать, обосновывать свои идеи, используя существующие факты, понятия, теории, концепции, то второй, наоборот, вооружает студентов аппаратом, позволяющим опровергать те или иные идеи, служит развитию критичности мышления. Для обучения верификационизму весьма эффективным

является подбор проблемных вопросов из реальной практики по конкретной специальности. Заранее назначаются двое выступающих, отстаивающих разные точки зрения по поводу решения поставленных задач. Именно умение подробно аргументировать свою позицию является решающим фактором в исходе подобной дискуссии.

Обратим также внимание, что обучение названным подходам должно сочетать в себе следующие образовательные уровни: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, которые были предложены Б. Блумом и развиты его последователями [1]. В качестве примера приведем комплекс из 9 заданий, которые рассматриваются при обсуждении проблемы влияния рекламы на современную культуру.

1. Какие факты о рекламе Вы знаете?

2. Приведите несколько положений о рекламе.

3. Выскажите свое мнение о приведенных ниже определениях понятия «реклама»:

• реклама - это «хорошо пересказанная правда» (рекламноеагентство «Маккан Эриксон Инкорпорейтед»);

• реклама - это «торговля в печатном виде »(Альберт Ласкер);

• реклама - это неперсонифицирован-ная передача информации, обычно оплачиваемая и обычно имеющая характер убеждения, о продукции, услугах или идеях известными рекламодателями посредством различных носителей (А. Бове).

4. Назовите категории, с которыми соотносится понятие «реклама».

5. Дополните сущность основныхприн-ципов рекламы (по А. Бове).

■ Умело используя рисунки, иллюстрации и другие способы рекламы, привлекаем внимание клиентов, которым она адресована.

■ Она должна вызвать желания или ассоциации, которые потенциальный клиент отождествлял бы со своей выгодой.

■ Она должна показать ...

Из жизни вуза

91

■ Она дает сигнал к... а именно:..

■ Реклама призвана облегчить ... с помощью .

6. Назовите хотя бы один закон рекламы.

7. Как Вы понимаете следующие теории (метатеории) рекламы:

- реклама эксплуатирует психогенные потребности человека (В. Тамберг, А. Бадьин);

- реклама воздействует на уровне личностных ценностей человека (Ш. Шварц, В. Билски).

8. Связаны ли доктрины о развитии культуры с рекламой?

9. Предложите идею рекламы чего-то исходя из некоторых нижеследующих факторов: аппетит, здоровье, страх, юмор, сексуальная привлекательность, романтичность, экономия трудовыхзатрат, гордость за свою внешность, безопасность, любопытство, надежность качества, увеличение доходов, стиль (красота), тщеславие, социальный престиж.

Очень важно научить студентов грамотно опровергать ту или иную позицию,

отделять фальшь от истины, заниматься критикой (но не критиканством) результатов работы других студентов и собственной исследовательской работы. В дальнейшем это резко повышает качество проводимых научных исследований, повышает продуктивность написания курсовых и дипломных работ, диссертаций. Иногда материал для подобной критики подбирается среди множества низкокачественных курсовых и дипломных работ, размещенных в Интернете.

Также немаловажное значение для развития научно-исследовательской компетентности студентов имеет обучение их использованию сопоставительного подхода, который предполагает выделение главных положений через критику альтернативных, а также выстраивание подтверждающих экспериментов. Суть таких экспериментов удачно описал А.Н. Ромащук, обратив внимание на то, что гипотеза сопоставительного эксперимента «представляет собой противопоставление положений двух альтернативных теорий, а план проверки включает одновременно и согласованное под-

Таблица

Компетенции Состав

Анализ и синтез Разделение общей цели на конкретные части (задачи)

Разделение конкретного вида художественной деятельности на этапы

Разделение объема понятия на части

Конкретизация темы исследования

Выделение в эксперименте условий, базы, содержания, критериев оценки и т.д.

Анализ увиденного (прослушанного, прочитанного) танца (дизайн-проекта, музыкального произведения, сценария и др.)

Анализ собственной исследовательской деятельности

Представление объекта в целом на основе его сторон (свойств, признаков)

Выявление причин недостаточного уровня исследования (собственного, других студентов)

Сравнение Сравнение традиционного и предлагаемого нового подхода (способа)

Сравнение обоснованности позиций разных студентов

Сравнение различных танцев, дизайн-проектов, сценариев и др.

Сравнение поведения (своего и других студентов) с имеющимися нормами профессиональной этики

Сравнение результатов исследовательской деятельности

Выявление существующих противоречий по теме исследования (как различия между сущим и должным)

Классификация имеющихся знаний по теме исследования

Классификация полученных результатов по выбранной шкале количественной оценки

92

Высшее образование в России • № 2, 2012

тверждение (гипотезы одной теории), и согласованное опровержение (гипотезы второй теории)» [2, с. 129]. Конечно, этот способ достаточно сложен и рассчитан на хорошо подготовленную аудиторию. Вот почему сопоставительный подход пока еще редко используется студентами, особенно нашего профиля.

Важным условием развития научно-исследовательской деятельности обучающихся является наличие у них сформированных интеллектуальных умений. ФГОС высшего профессионального образования даже при подготовке бакалавров социально-культурного и художественного профилей предполагает овладение студентами такими общекультурными компетенциями, как способность анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно и аргументированно строить устную и письменную речь, критически оценивать свои достоинства и недостатки. На основе проведенных нами исследований [3] представим перечень таких интеллектуальных

умений, как анализ, синтез, сравнение, в виде таблицы.

В завершение следует отметить, что намеченная модернизация российского общества не может быть осуществлена без современной, умной, творчески мыслящей интеллигенции, реализующей свой потенциал в различных сферах общественной и государственной деятельности. При этом одинаково ущербно выглядят как чиновник, инженер, учитель, абсолютно далекие от современной культуры и искусства, так и представители художественной интеллигенции, не владеющие научным аппаратом.

Литература

1. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. М., 2002.

2. Ромащук А.Н. Подтверждать, опровергать

или сопоставлять // Высшее образование в России. 2011. № 8/9. С. 129-134.

3. Введенский В.Н. Педагогическая профес-

сия как социальный институт // Педагогика. 2006. № 2. С. 59-65.

VVEDENSKIY V.N. DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITIES AT THE INSTITUTION OF CULTURE AND ART

On the example of scientific-methodological seminar as the discipline at the choice the author shows the development of scientific-research competence of students at the institution of culture and arts.

Key words: students’ scientific-research competence, scientific-methodological seminar, intellectual competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.