Научная статья на тему 'Основные направления актуальных научных исследований по развитию профессионального образования в сфере культуры и искусства Белгородской области[147]'

Основные направления актуальных научных исследований по развитию профессионального образования в сфере культуры и искусства Белгородской области[147] Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1300
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ПРОБЛЕМА / ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ / БГИИК / БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Введенский В. Н.

Представлены и обоснованы 17 основных направлений актуальных научных исследований по развитию профессионального образования в сфере культуры и искусства Белгородской области. Дана конкретизация каждого из приведенных направлений и представлены примерные темы научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления актуальных научных исследований по развитию профессионального образования в сфере культуры и искусства Белгородской области[147]»

УДК 378

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ1

В.Н. ВВЕДЕНСКИЙ

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

Представлены и обоснованы 17 основных направлений актуальных научных исследований по развитию профессионального образования в сфере культуры и искусства Белгородской области. Дана конкретизация каждого из приведенных направлений и представлены примерные темы научных исследований.

Ключевые слова: профессиональное образование, направления актуальных научных исследований, культура, искусство, проблема, тематика исследований, БГИИК, Белгородская область.

В настоящее время многие пришли к единому мнению, что отечественное профессиональное образование находится в состоянии глубокого кризиса. Так, Губернатор Белгородской области Е.С. Савченко обращает внимание широких слоев населения на то, что «система профессионального образования упростилась до примитивизма, где взаимодействуют между собой два субъекта - с одной стороны учебное заведение - с другой учащийся, студент, чьи родители, в большинстве своем, оплачивают так называемые образовательные услуги. Учебное заведение заинтересованно в оплате учебы, а студент в получении диплома. И в результате мы имеем - низкое качество подготовки выпускников, отсутствие ориентации на рынок труда, невостребо-ванность многих выпускников по специальности»2.

Одной из задач долгосрочной областной целевой программы «Вузовская наука» на 2008 - 2012 годы (утв. постановлением правительства Белгородской области от 09.12.2008, №295-пп) является проведение исследования по определению областных приоритетов в развитии науки и технологий. Вместе с тем, на сегодняшний день отсутствует четкий перечень основных направлений исследований по проблеме раз-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области (грант Г-16).

2 Савченко Е.С. Реформа профессионального образования как пролог экономики знаний // Сайт Губернатора Белгородской области Е.С. Савченко. - 15 января [Электронный ресурс]. URL:http://www.savchenko.m/events/56Lhtml (дата обращения 27.01.2012).

вития социально-культурного и художественного профессионального образования, актуальных для Белгородской области и для России в целом. Важность определения таких направлений также подтверждается долгосрочной целевой программой «Развитие профессионального образования Белгородской области на 2011-2015 годы» (утв. постановлением правительства Белгородской области от 11.06.2011, №268-пп), где определены общие приоритетны развития профессионального образования, требующие дополнительных научных исследований и конкретизации в рамках того или иного образовательного учреждения.

Для решения поставленной задачи целесообразно осуществить проектирование общегосударственных установок и педагогических идей в этой сфере на проблемное поле Белгородской области. Так, концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы определяет необходимость комплексного решения проблем образования в сфере культуры и искусства, а также определяет общее художественное образование как приоритетное в этой сфере3. Здесь следует отметить, что в этой сфере в Белгородской области ведутся исследования только по проблемам профессионального образования, а проблемами общего художественного образования в научном аспекте практически не занимаются, так как отсутствует аспирантура по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, в рамках которой рассматриваются эти вопросы. Считаем, что подготовка научных специалистов высшей категории по общему художественному образованию является важной для Белгородской области.

А.М. Новиков справедливо отмечает, что современные педагогические исследования часто топчутся на месте, но при этом существует множество актуальных и неисследованных проблем4. Проведя анализ паспорта специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования (в номенклатуре специальностей 2009 года, утвержденных ВАК РФ) определим примерный перечень и содержание основных направлений актуальных научных исследований по развитию профессионального образования в сфере культуры и искусства Белгородской области.

1. Методология социально-культурного и художественного профессионального образования.

В рамках данного направления представляет интерес разработка новых и уточнение существующих научных подходов к исследованию профессионального образования. Кроме того, важно определение связей теории профессионального образования (музыкального, театрального, хореографического, изобразительного, библиотечноинформационного, социально-культурного, народно-художественного) с областями педагогической науки (сравнительная, социальная педагогика, дефектология, андра-гогика), с другими науками (социология, психология, экономика, математика), а также с различными видами культуры и искусства (прикладные, изобразительные, зрелищные, звука и слова). Например, интересными и актуальными темами исследования будут являться: процесс объективации (или интернализации, экстернализации) начинающего актера; социально-педагогическая роль режиссера любительского теат-

3 Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 годы (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. № 1244-р)

// Собрание законодательства РФ, №35, ст.4069, от 01.09.2008г.

4 Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М., 2001.

ра.

Также, на наш взгляд, нуждается в совершенствовании система принципов художественного образования. Кроме того, существующий перечень эмпирических методов исследования может быть дополнен (уточнен) в рамках изучения профессионального образования по направлениям подготовки укрупненной группы «культура и искусство».

2. Последипломное социально-культурное и художественное образование.

В рамках данного направления необходимы исследования по разработке эффективных и современных педагогических условий повышения профессиональной компетентности (интеллектуальных, коммуникативных, регулятивных и операциональных компетенций) специалистов музыкальных школ, школ искусства, колледжей, Белгородского государственного института искусств и культуры (БГИИК). Здесь важно рассмотреть такие варианты последипломного образования, как с отрывом (краткосрочное, длительное, стажировки), так и без отрыва от основного места работы (в том числе самообразование и дистанционное образование). Кроме того, требуются специальные исследования по организации работы (обучение, консультирование) с аспирантами и докторантами в области культуры и искусств (культурология, искусствоведение).

3. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях.

Это направление исследований является наиболее развитым. Вместе с тем, в связи с переходом на ФГОС высшего профессионального образования и изменением ряда акцентов в образовательной политике РФ являются актуальными исследования по развитию (совершенствованию, формированию, обучению) качеств личности студентов в рамках конкретных специальностей. Для конкретизации этих качеств личности студентов целесообразно взять за основу структуру качеств личности по К.К. Платонову, выделив особенности психических процессов (ощущения, восприятия, воображение, внимание, память, мышление, чувства, воля), опыт личности (знания, умения (они же компетенции по ФГОС), навыки, привычки), направленность личности (отношения, оценка, регулирующие механизмы)5.

4. Переподготовка и повышение квалификации работников культуры и искусства Белгородской области.

Требует отдельного изучения проблема возможности и особенностей переподготовки работников культуры, искусства и образования с одной специальности на другую. Это особенно важно для сельской местности и для ряда общеобразовательных школ. Также представляет интерес разработка психолого-педагогических условий повышения квалификации работников данной сферы. Причем, речь может идти о повышении квалификации, как в рамках БГИИК, на базе учреждений культуры Белгородской области, так и в негосударственных образовательных учреждениях (в том числе корпоративное обучение «свободных художников»).

5. Непрерывное профессиональное образование.

Заслуживают особого внимания исследования, рассматривающие взаимосвязь между общим (основным и дополнительным), профессиональным (средним и высшим) и последипломным музыкальным, театральным, изобразительным и хореогра-

5 Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. - М., 1981.

фическим образованием. При этом важно рассмотреть как весь этот целостный процесс, так и переходные этапы между этими уровнями. Например, преемственность (целостность, аксиологичность и др.) между общим дополнительным и высшим профессиональным музыкальным образованием. Или интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки дизайнеров в вузах культуры и искусств.

6. Современные технологии и содержание профессионального образования.

В рамках данного направления представляет интерес разработка новых и уточнение существующих инновационных, а также образовательных технологий. Значимыми и уже реализуемыми инновационными технологиями в БГИИК можно считать, например, бизнес-инкубатор, научно-образовательные центры6. Однако характер влияния этих (и возможных других) инновационных технологий на уровень развития личности студентов, выпускников требует научного исследования. В рамках проблемы технологизации образовательного процесса вуза представляет интерес использования таких науковедческих подходов, как верификационизм, фальсификационизм, а также сопоставительного подхода для выработки оптимальных технологий подготовки студентов и переподготовки выпускников по конкретным специальностям, дисциплинам, дидактическим задачам. Также будет уместным изучение вопросов отбора и структурирования содержания профессионального образования в рамках создаваемых и реализуемых учебных программ.

7. Образовательный менеджмент и маркетинг.

Интересными для педагогической науки и практики будут исследования по использованию существующих управленческих подходов к планированию, организации, мотивации и контролю отдельных направлений деятельности (инновационной, учебной, воспитательной, научной, художественной, социальной поддержки), вуза, колледжа или целостного их рассмотрения. В рамках этого широкого направления следует особо выделить разработку и внедрение новых форм и методов контроля деятельности профессорско-преподавательского, научного и вспомогательного состава учреждения с учетом мнения широких социальных групп, с использованием интернет-технологий и на основе квалиметрического подхода. Также нуждается в дополнительном исследовании проблема государственно-общественного характера управления профессиональным образованием.

Практически не исследованными являются проблемы образовательного маркетинга (его методы, формы, приемы, средства), что очень важно в современных условиях для повышения конкурентоспособности учреждения, его узнаваемости. Характер проведения PR-компаний по набору обучающихся и привлечению известных профессоров может являться оригинальным объектом педагогического исследования.

8. Образовательная среда профессионального учебного заведения

Рассмотрение всех или по отдельности значимых материальных объектов (деканаты, мастерские, общежитие, общественное питание, библиотека и др.) и их взаимосвязей в рамках развития личности обучающегося может являться интересным направлением исследований.

6 Игнатова И.Б., Введенский В.Н. Особенности подготовки художественной интеллигенции в современных условиях // Высшее образование в России. 2011. № 12. - С. 9-14.

9. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения.

Данная проблема имеет большое социальное значение во всех регионах России, в том числе и в Белгородской области. Естественно, что далеко не каждый безработный желает и способен обучиться тому или иному виду искусства или социальнокультурной деятельности. Вместе с тем, характер и особенности обучение безработных, незанятого населения и пенсионеров в очной, заочной или виртуальной формах может являться интересным объектом педагогического исследования.

10. Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира.

Если проблемы истории педагогики рассматриваются только в рамках специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, то сравнение различных видов, направлений, уровней профессионального образования между двумя и более странами является именно объектом специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. На наш взгляд, уместно проводить сравнение между российским и европейским (или американским) образованием. Результаты таких исследований могут иметь реальную практическую значимость, так как могут быть спроецированы на систему социально-культурного и художественного образования Белгородской области.

11. Взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами.

Подобные исследования находятся на стыке таких наук, как педагогика и социология, так как предполагают изучение особенностей взаимодействия образовательных учреждений (или отдельных ее представителей, групп) с широким кругом социальных объектов. Нередко подобные исследования могут сопровождаться социологическими исследованиями, что позволяет точнее сформулировать именно педагогические задачи. Так, например, проведенное в БГИИК исследование по изучению досуговых интересов и потребностей населения позволяет уточнить государственный заказ вузу, скорректировать содержание профессионального образования и предложить рекомендации органам исполнительной власти . Кроме исследования взаимосвязей с работодателями (реально существующими и потенциальными) и населением, здесь также может идти речь о других вузах, колледжах, школах, учреждениях культуры, научных центрах, об органами исполнительной и законодательной власти Белгородской области и других регионов РФ.

12. Профессиональное воспитание: сущность, основные направления.

Как известно, воспитание в вузе имеет две неразрывно связанные стороны: личностную и профессиональную. Личностный аспект воспитания, как правило, рассматривается в рамках специальности 13.00.01. А целью профессионального воспитания является формирование качественно нового представителя художественной интеллигенции, обладающего новым мышлением, исследовательским подходом к профессиональной деятельности, владеющего новейшими технологиями труда, видением проблем своей деятельности в широком контексте мировоззренческого, художественного, гуманитарного и методологического знания.

7 Курганский С.И., Шварев Е.В., Чурсина В.Н. Досуговые интересы и потребности населения (опыт прикладного социологического исследования). - Белгород, 2004.

В рамках данного направления могут рассматриваться различные аспекты специально организованного процесса приобщения личности к профессиональной деятельности, то есть формирование у студентов профессиональной направленности (интерес к избранной профессии, понимание личной и общественной значимости социально-культурной (художественной) деятельности, сознательное и творческое отношение к избранной профессии) и профессионального мастерства (профессиональная адаптивность и мобильность, самостоятельный творческий рост, профессиональное мышление, особенности специального поведения, профессиональная этика). Так, на наш взгляд, будут особо актуальными такие темы, как: а) формирование профессионального мышления у будущих дизайнеров; б) воспитание профессиональной этики у будущих хореографов; в) совершенствование профессиональной мобильности режиссеров в процессе обучения в магистратуре.

13. Гуманизация профессионального образования.

В рамках этого направления могут быть изучены аксиологические смыслы социально-культурного и художественного образования, рассмотрение их как гуманитарного (в том числе демократического) феномена. Также будет полезным изучение детерминаций образовательной деятельности студентов.

14. Диагностика качества профессионального образования.

Внедрение математических методов в педагогику повысит методологический уровень этой науки и одновременно позволит приблизиться к решению проблемы экономики знаний, важность которой актуализировал Е.С. Савченко8. Он рассматривает экономику знаний в качестве рыночной стоимости конкретного специалиста, что позволит интегрировать системы профессионального образования и экономики региона.

Вот почему особую значимость представляют исследования по разработке, обоснованию и внедрению критериев и показателей оценки общекультурных и профессиональных компетенций студентов (бакалавров, магистров), по конкретным специальностям в рамках ФГОС ВПО на основе использования квалиметрического подхода.

15. Проектирование локальных систем профессионального образования.

Широко популярной является мысль о том, что одной из важнейших тенденций развития профессионального образования является усложнение, диверсификация функций, содержания и форм деятельности вузов. Именно локальная система высшего профессионального образования представляет собой одну из моделей полной реализации данной тенденции. Как отмечают исследователи этой проблемы, образовательный процесс в такой локальной системе имеет ряд отличий: ориентацией студентов на самостоятельное добывание знаний, сокращение аудиторных занятий, оперативная адаптация к общественным потребностям, развитие эвристической деятельности студентов, комплексное внедрение автоматизации педагогического процесса и дистанционного обучения9. Именно исследования этих проблем в рамках проектной

8 Савченко Е.С. Реформа профессионального образования как пролог экономики знаний // Сайт Губернатора Белгородской области Е.С. Савченко. - 15 января [Электронный ресурс]. URL:http://www.savchenko.m/events/561.html (дата обращения 27.01.2012).

9 Нестерова Н.В. Локальные образовательные системы как фактор совершенствования качества высшего гуманитарного образования: теория, методика, организация: Монография. - М., 2004.

деятельности будут являться актуальными для системы профессионального образования Белгородской области.

16. Проблемы изучения и реализации инновационного опыта профессионального образования.

Многие преподаватели, методисты сферы культуры и искусств (включая не только колледжи, и вузы, но и театры, филармонии, выставочные центры, библиотеки, дома культуры) имеют большой инновационный опыт профессиональной деятельности. Особенности выявления, анализа, сравнения, классификации, обобщения и внедрения этого опыта также будет важным, как для науки, так и для реальной практики.

17. Система материального и морального стимулирования в области профессионального образования и профессиональной деятельности.

Уже более полувека существует теория деятельности, разработанная Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, согласно которой в основе любой осознанной деятельности находятся мотивы, которые нуждаются в различных стимулах10. Поскольку в системе профессионального образования взаимодействуют три основные группы субъектов (студенты, преподаватели, управленцы), а также обеспечивающий и обслуживающий персонал, то необходимы исследования по разработке, обоснованию и внедрению системы материального и морального стимулирования для представителей каждой из этих групп. Здесь могут быть рассмотрены различные формальные и неформальные, положительные и отрицательные санкции, принимаемые на уровне кафедры, деканата, ректората, учредителя, правительства региона и РФ, а также в рамках общественных организаций и межсубъектного взаимодействия.

Следует отметить, что приведенный перечень основных направлений актуальных научных исследований по развитию профессионального образования в сфере культуры и искусства Белгородской области является только попыткой сведения воедино проблем общего и профессионального образования, культуры и искусства, науки и практики. Естественно, представленные направления будут в дальнейшем уточняться и корректироваться, но за основу деятельности управленцев, ученых, преподавателей они могут быть приняты.

Представленные направления и темы научных исследований могут реализовываться в рамках различных грантов, кандидатских и докторских, магистерских диссертаций, различных коллективных и индивидуальных проектов, результаты которых вполне могут быть опубликованы на федеральном и региональном уровнях в виде научных статей, пособий, монографий, рекомендаций.

Проведение перечисленных исследований позволит сделать серьезный прорыв в педагогической науке, а внедрение полученных результатов в реальную практику будет способствовать выходу профессионального образования из глубокого и затяжного кризиса, что в конечном итоге благоприятно повлияет на общий уровень культуры населения Белгородской области.

Список литературы

10 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

1. Игнатова И.Б., Введенский В.Н. Особенности подготовки художественной интеллигенции в современных условиях // Высшее образование в России. - 2011. - № 12. - С. 9-14.

2. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008г. № 1244-р) // Собрание законодательства РФ, №35, ст.4069, от 01.09.2008г.

3. Курганский С.И., Шварев Е.В., Чурсина В.Н. Досуговые интересы и потребности населения (опыт прикладного социологического исследования). - Белгород, 2004.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

5. Нестерова Н.В. Локальные образовательные системы как фактор совершенствования качества высшего гуманитарного образования: теория, методика, организация: Монография. - М., 2004.

6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М., 2001.

7. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. - М., 1981.

8. Савченко Е.С. Реформа профессионального образования как пролог экономики знаний // Сайт Губернатора Белгородской области Е.С. Савченко. - 15 января [Электронный ресурс]. URL:http://www.savchenko.ru/events/561.html (дата обращения 27.01.2012).

THE MAIN DIRECTIONS OF THE RELEVANT SCIENTIFIC RESEARCH ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE SPHERE OF CULTURE AND ART OF THE BELGOROD REGION

V.N. VVEDENSKIY

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]

Presented and justified 17 of the basic directions of relevant scientific research on the development of professional education in the sphere of culture and art of the Belgorod region. Given the specification of each of the directions and presented approximate themes of scientific research.

Key words: vocational education, the direction of the relevant scientific research, culture, art, problem, research subjects, BSIAC, the Belgorod region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.