Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 22-27.
УДК 342.724; 323.1
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)
Климова Д. В., Обринская Е. К.
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
На современном этапе развития российского государства влияние национальных факторов на разные стороны жизни общества не только не уменьшилось, а значительно возросло. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности национальных культурных автономий в контексте формирования межнационального согласия (на примере Республики Крым), проводится анализ литературных источников, а также нормативно-правовой базы, регулирующей указанную сферу общественных отношений, предлагаются пути решения некоторых вопросов, связанных с развитием национальных культурных автономий в Республике Крым. Среди основных направлений государственной национальной политики, по мнению авторов, является создание организационно-правовых и экономических условий для более активного участия институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий.
Ключевые слова: многонациональному межнациональные отношения, национальная политика, национальное единство, нация, этнос, автономия, национально-культурная автономия, Республика Крым.
Исторически сложилось так, что в Российской Федерации, учитывая ее многонациональный состав населения, существовали и продолжают существовать проблемы в сфере национально-этнических взаимоотношений, что оказывает существенное влияние на современное состояние межнационального общения, и в целом, на стабильность общества и развитие государства. Поэтому очевидным является необходимость формирования и развития национальной идеи российского общества.
Только то государство, где существует единая идея, может быть целостным организмом, способным объединять миллионы своих граждан с различными чувствами, эмоциями, взглядами и путем реализации правовой политики выражать их волю, направленную на достижение общих ценностей. А особенное значение это имеет для такой многонациональной страны, как Россия, где проживают представители более чем 190 народов, каждый из которых обладает индивидуальными особенностями [6, с. 221].
Существует значительное количество публикаций, которые посвящены исследованию межнациональных отношений в целом, и конституционно-правовому статуса национально-культурных автономий. Различные теоретические и практические аспекты достаточно полно раскрыты в работах таких авторов, как С. А. Авакьяна, Л. В. Андриченко, С. С. Алексеева, М. В. Баглая, А. А. Безуглова, Н. А. Бердяева, В. Ю. Зорина, О. Е. Кутафина, В.П. Сальникова, В. А. Тишкова, А. Г. Тимофеева, В. Е. Чиркина, Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Шульженко, Б. С. Эбзеева и других. Исследования вышеназванных авторов имеют важное значение, вместе с тем, нельзя не признать, что в целом теоретическая разработка в этом направлении должна быть продолжена.
Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу, что в современной научной мысли «нацию» трактуют либо как этнос, либо как гражданство. Вместе с тем считаем необходимым подчеркнуть важность как этнической, так и государственной составляющей в современном понимании нации, и согласимся с авторским определением нации, которое дает Л. А. Стешенко, определяя ее как общность со сложившимся устойчивым самосознанием своей идентичности, а также территориально-языковым и экономическим единством, которое в дальнейшем под влиянием интеграционных и миграционных процессов проявляет себя неоднозначно, нередко утрачивая свое определяющее значение [13].
В свою очередь, Н. А. Бердяев, рассматривая вопрос о связи нации и государства, писал, что через государство нация раскрывает все свои потенции. С другой стороны, государство должно иметь национальную основу, национальное ядро, хотя племенной состав государства может быть очень сложным и многообразным. Тем самым автор подчеркивал, что потеря нацией своей самостоятельности и суверенности «есть великое несчастье, тяжелая болезнь, калечащая душу нации» [2].
Отметим, что на современном этапе историческое единство российских народов, формировавшееся веками, воссоздается. Однако, этот процесс длительный и требует усилий всего государства и общества. Для реализации поставленной цели принимаются системные государственные меры, которые определены Федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами.
Немаловажная роль в этом вопросе по праву принадлежит национальным культурным автономиям.
Автономия, как форма урегулирования межнациональных отношений и разрешения межэтнических конфликтов, широко используется во многих странах. Российская Федерация не является исключением, и гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований, или не имеющим своей государственности, на национально - культурную автономию [11, ст. 21].
Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» определяет ее как «форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов» [10, ст.1].
Законодательство также содержит положение о том, что организационно -правовой формой национально-культурных автономий является общественная организация. Ст. 5 Федерального Закона «О национально-культурной автономии» отмечено, что национально-культурная автономия может быть нескольких видов: федеральной, региональной и местной [10, ст.5].
23
К местным принадлежат те национально -культурные автономии, деятельность которых распространяется на территорию соответствующего муниципального образования. В пределах определенного субъекта федерации местные национально-культурные автономии могут создать региональную национально-культурную автономию. Федеральная национально-культурная автономия может быть создана на съезде делегатами региональных в том случае, когда региональные национально -культурные автономии граждан, которые относят себя к определенной этнической общности, созданы в двух или более субъектах России.
Закрепленная Законом дефиниция «национально-культурной автономии» получила массовое одобрение в научной литературе. Так, В.Е. Чиркин, определяя понятие автономии, не случайно на первое место ставит именно национальные особенности. По его мнению, автономия — это учет национальных, культурных, исторических, географических и других особенностей в государственном строительстве и в этнических отношениях в обществе. Такие особенности могут быть учтены путем создания особых органов, которые занимаются вопросами культуры и некоторыми другими жизненными аспектами тех или иных национальностей (национально -культурная автономия) [15, с. 181]. При этом, В.Е. Чиркин подчеркивает, что право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение, а осуществление права на национально-культурную автономию той или иной этнической группой не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей.
В свою очередь, М. В. Баглай отмечает, что национально-культурные автономии — это способ защиты национальных интересов граждан в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития [1].
Т. Я. Хабриева, исследуя вопросы национально-культурных автономий, считает, что это «определенный проводник национальной политики» [14], то есть форма совместной реализации гражданами различных национальностей своего права на сохранение самобытности, а также форма реализации индивидуальных и коллективных прав, которую осуществляют граждане путем участия в национально-культурной автономии совместно.
Вместе с тем нельзя не отметить и критику со стороны некоторых исследовате-лей-государствоведов. Так, Л. А. Морозова достаточно критично указывает, что Федеральный Закон «О национально-культурной автономии» имеет декларативный характер и не формулируют новых принципов, приоритетов, которые отвечают современному этапу развития российской государственности [7, с. 125]. Аналогичного мнения придерживается Т.А. Васильева, которая считает, что в указанном нормативно-правовом акте отсутствуют четкие юридические критерии и процедуры индивидуальной и групповой идентификации национальных меньшин и коренных малочисленных народов. В связи с этим возникают серьезные проблемы и по определению прав представителей различных видов этнических групп [3, с. 79].
Считаем, что действующее российское законодательство предоставляет национально-культурным автономиям определенные возможности по обеспечению прав граждан на сохранение и развитие национальной культур, на выбор языка воспитания и образования, сохранение национальной самобытности, а также наделяет органы исполнительной власти обязанностями содействовать в этой деятельности национально-культурным автономиям. Кроме этого, органы государственной власти
обязуются обеспечить право на освещение их деятельности в средствах массовой информации.
Очевидным является тот факт, что национально-культурные автономии являются действенным механизмом в формировании межнационального мира и согласия, укрепления национального единства, в реализации прав и свобод граждан.
О том, что такая форма этнической самоорганизации как национально -культурная автономия является востребованной в нашей стране говорит статистика. Так, по данным информационного портала Министерства юстиции России [4], по состоянию на 23 декабря 2018 года, на территории России зарегистрировано 1232 национально-культурных автономий, из них 95 зарегистрированы в Крыму. Из них статус региональных имеют 15 (болгарская, крымско -татарская, немецкая, азербайджанская, греческая, белорусская, армянская, национально-культурная автономия молдаван, крымских караимов, осетин, корейцев, эстонцев, евреев, украинцев). Стоит отметить, что именно в Республике Крым количество национально -культурных автономий больше, чем в других российских республиках.
Все они успешно функционируют на территории Республики Крым: участвуют в урегулировании и профилактике межэтнических конфликтов, содействуют интеграции российских граждан, укреплению дружбы народов, активно участвуют в решении задач государственной национальной политики, в том числе миграционной (включая социальную и культурную адаптацию мигрантов), содействуют развитию межкультурного диалога, укреплению единства нации, популяризации идей толерантности в обществе, гармонизации межнациональных отношений.
Таким образом, национально-культурные общественные объединения призваны непосредственно выражать интересы жителей Республики Крым и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов [5], вместе с тем, несмотря на достаточно большой потенциал национально-культурных автономий, в своей деятельности они сталкиваются с определенными трудностями, разрешить которые возможно только при эффективном сотрудничестве органов государственной власти и институтов гражданского общества с данными организациями.
Стратегией государственной национальной политики [12], которая является своеобразной мини-конституцией в межнациональных отношениях, отмечено, что для укрепления общероссийской гражданской идентичности значимым событием послужило принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Воссоединение Крыма с Россией способствовало патриотическому подъему граждан, а также дальнейшей реализации мер государственной национальной политики.
И, безусловно, отмеченный Стратегией факт, это не случайность.
Республика Крым, будучи полиэтничным, поликонфессиональным и поликультурным регионом, по праву считается удивительным уголком на планете. Более 170 народностей и национальностей со своими индивидуальными особенностями одновременно проживают на его территории, а герб Крыма символично гласит о «Процветании в единстве». Вместе с тем, реализовать Крымский девиз невозможно без поэтапной системной работы государства, научных и общественных организаций, граждан.
25
Национально-культурные автономии являются равноправными партнерами органов публичной власти, принимают активное участие в реализации основных положений Стратегии государственной национальной политики. Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым развивать национально-культурные автономии с целью дальнейшего формирования межнационального согласия и укрепления национального единства.
Среди основных направлений государственной национальной политики, указанных Стратегией, является создание организационно-правовых и экономических условий для более активного участия институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий. Для реализации этого положения считаем необходимым дальнейшую разработку соответствующего правового механизма государственной поддержки. Только существование прочной правовой основы позволит поэтапно и эффективно гармонизировать межнациональные отношения и укреплять межнациональный диалог.
Список литературы
1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. 3-е изд. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М, 2002. - 640 с.
2. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской философии XIX века и начала XX века // О России и русской философской литературе. Философы русского постоктябрьского зарубежья. — М.: Наука, 1990 — 258 с.
3. Васильева Т. А. Многонациональное государство и устойчивое развитие // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е. А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - С. 70-89.
4. Информация о национально-культурных автономиях. [Электронный ресурс] / Информационный портал Министерства юстиции России. Режим доступа — URL: http://unro.minjust.ru/nKAs.aspx#.
5. Информация о деятельности Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым (далее - Государственный комитет) за 2017 год [Электронный ресурс] / Портал Правительства Республики Крым. Режим доступа — URL: https://gkmn.rk.gov.ru/ru/structure/259
6. Климова Д. В. Развитие нации как необходимое условие сохранения государственности / // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории: материалы Международной научно-практической конференции, 10 мая 2018 г./ редкол.: Л. В. Карнаушенко, И. В. Яблонский, Г. П. Курдюк. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2018. - с. 220-223.
7. Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. - М.: Юрид. лит., 1998. - 256 с.
8. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.
9. О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы) [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». -Режим доступа — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151043/.
10. О национально-культурной автономии: Федеральный закон РФ от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10722/
11. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Федеральный закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/
12. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 19.12.2012 №1666 // СПС «Консультант плюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 139350/.
13. Стешенко Л.А. Правовая политика России в сфере национальных отношений : Теоретическое и историко-правовое исследование : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.01. - Москва. 2003. - 325 с.
14. Хабриева Т. Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. - М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2003. - 256 с.
15. Чиркин В. Е. Современное государство. - М. : Междунар. отношения, 2001. - 416 с.
KnuMoea ff. B., 06puHCKan E. K.
Klimova D.V. Obrinskaya E.K.The development of national and cultural autonomies is a necessary condition for the formation of interethnic harmony (on the example of the Republic of Crimea) // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - T. 5 (71). № 2. - P. 2227.
At the present stage of development of the Russian state, the influence of national factors on different aspects of society has not decreased, but has increased significantly. The article deals with the issues related to the activities of national cultural autonomies in the context of the formation of interethnic harmony (on the example of the Republic of Crimea), the analysis of literary sources, as well as the legal framework governing the specified sphere of social relations, the ways of solving some issues related to the development of national kudturnyh autonomies in the Republic of Crimea. Among the main directions of the state national policy, according to the author, is the creation of organizational, legal and economic conditions for more active participation of civil society institutions, including interethnic public associations, national and cultural autonomies.
Key words: interethnic relations, national unity, national policy, nation, ethnos, autonomy, national and cultural autonomy, Republic of Crimea, multinational population.
Spisok literatury
1.Baglaj M. V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii. Uchebnik dlya vuzov. 3-e izd. M.: Izdatel'skaya gruppa NORMA-INFRA - M, 2002. - 640 s.
2.Berdyaev N. A. Russkaya ideya. Osnovnye problemy russkoj filosofii XIX veka i nachala XX veka // O Rossii i russkoj filosofskoj literature. Filosofy russkogo postoktyabr'skogo zarubezh'ya. — M.: Nauka, 1990 — 258 s.
3.Vasil'eva T. A. Mnogonacional'noe gosudarstvo i ustojchivoe razvitie // Prava cheloveka kak faktor strate-gii ustojchivogo razvitiya / Otv. red. E. A. Lukasheva. - M.: Izdatel'stvo NORMA, 2000. - S. 70-89. 4.Informaciya o nacional'no-kul'turnyh avtonomiyah. [EHlektronnyj resurs] / Informacionnyj portal Minister-stva yusticii Rossii. Rezhim dostupa — URL: http://unro.minjust.ru/nKAs.aspx#.
5.Informaciya o deyatel'nosti Gosudarstvennogo komiteta po delam mezhnacional'nyh otnoshenij i deportiro-vannyh grazhdan Respubliki Krym (dalee - Gosudarstvennyj komitet) za 2017 god [EHlektronnyj resurs] / Portal Pravitel'stva Respubliki Krym. Rezhim dostupa — URL: https://gkmn.rk.gov.ru/ru/structure/259
6.Klimova D. V. Razvitie nacii kak neobhodimoe uslovie sohraneniya gosudarstvennosti / // Pravo i gosudar-stvo: problemy metodologii, teorii i istorii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 10 maya 2018 g./ redkol.: L. V. Karnaushenko, I. V. YAblonskij, G. P. Kurdyuk. - Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2018. - s. 220-223.
7.Morozova L. A. Problemy sovremennoj rossijskoj gosudarstvennosti: Uchebnoe posobie. - M.: YUrid. lit., 1998. - 256 s.
8.O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 №683 // SPS «Konsul'tant plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.
9.O federal'noj celevoj programme "Ukreplenie edinstva rossijskoj nacii i ehtnokul'turnoe razvitie narodov Rossii (2014 - 2020 gody) [EHlektronnyj resurs]: // SPS «Konsul'tant plyus». - Rezhim dostupa — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151043/.
10. O nacional'no-kul'turnoj avtonomii: Federal'nyj zakon RF ot 17 iyunya 1996 g. №74-FZ [EHlektronnyj resurs]: // SPS «Konsul'tant plyus». - Rezhim dostupa — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10722/
11. Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture: Federal'nyj zakon RF ot 9 oktyabrya 1992 g. №3612-I [EHlektronnyj resurs]: // SPS «Konsul'tant plyus». - Rezhim dostupa — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/
12. O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [EHlektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta RF ot 19.12.2012 №1666 // SPS «Konsul'tant plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/.
13. Steshenko L.A. Pravovaya politika Rossii v sfere nacional'nyh otnoshenij : Teoreticheskoe i istoriko-pravovoe issledovanie : dissertaciya ... doktora yuridicheskih nauk : 12.00.01. - Moskva, 2003. - 325 s.
14. Habrieva T. YA. Nacional'no-kul'turnaya avtonomiya v Rossijskoj Federacii. - M.: YUridicheskij Dom "YUsticinform", 2003. - 256 s.
15. CHirkin V. E. Sovremennoe gosudarstvo. - M. : Mezhdunar. otnosheniya, 2001. - 416 s.
27