Научная статья на тему 'Формирование регулирования государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым: проект нормативного правового акта'

Формирование регулирования государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым: проект нормативного правового акта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ / ПРОЕКТ НОРМАТИВНОГО АКТА / НОРМОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Р.А., Космач Б.В.

В данной работе представлена позиция авторов по вопросу совершенствования нормативного регулирования субъектно-объектных отношений государственного управления, возникающих при реализации прав и свобод национально-культурных автономий Республики Крым, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и положениями Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», что является весьма актуальной темой исследования в условиях при интеграции Республики Крым в правовое поле Российской Федерации. Также, предлагается для обсуждения деятелями науки и государственного управления, осуществляющим нормотворчество в области регулирования отношений, возникающих при реализации прав и свобод национально-культурных автономий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование регулирования государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым: проект нормативного правового акта»

УДК 342.724 (341.234)

Овчинников Р. А.

директор ООО "Крымский советник"

Космач Б. В.

председатель общественной организации "Местная национально-культурная автономия молдаван городского округа Ялты"

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ПРОЕКТ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

В данной работе представлена позиция авторов по вопросу совершенствования нормативного регулирования субъектно-объектных отношений государственного управления, возникающих при реализации прав и свобод национально-культурных автономий Республики Крым, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и положениями Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», что является весьма актуальной темой исследования в условиях при интеграции Республики Крым в правовое поле Российской Федерации. Также, предлагается для обсуждения деятелями науки и государственного управления, осуществляющим нормотворчество в области регулирования отношений, возникающих при реализации прав и свобод национально-культурных автономий.

Ключевые слова: государственная поддержка, национально-культурные автономии, проект нормативного акта, нормотворчество

Согласно положениям Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» с изменениями согласно Федерального закона от 4 ноября 2014 г. № ЗЗб-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 4 Федерального закона «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан России, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в определенных целях.

Этим же нормативным актом определено, что к таким целям отнесены укрепление единства российской нации, гармонизация межэтнических отношений, содействие межрелигиозному диалогу, а также осуществление деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

В настоящее время в действующем законодательстве Республики Крым не определен механизм государственной поддержки национально-культурных автономий, в то время как формирование субъектно-объектных отношений в данной области необходимо с целью реализации прав и свобод национально-культурных автономий, определенных Конституцией Российской Федерации и положениями Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». Поэтому в развитие законодательства Республики Крым в данной области необходимо принятие нормативного акта, регулирующего эти отношения.

В российской практике принятия нормативных актов на уровне субъекта федерации в реализации мер государственной поддержки реализуются с помощью законов, расширяющих действия норм Федерального Закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» применительно к отдельному субъекту Российской Федерации. В частности, аналогично определяются данные функции согласно Закона Республики Мордовия от 1 декабря 2004 г. N 93-З «О государственной поддержке

национально-культурных автономий», Закона Архангельской области от 7 июля 2011 г. № 307-23-03 «О государственной поддержке национально-культурных автономий в Архангельской области», Закона Ульяновской области от 5 февраля 2010 г. N 05-30 «О государственной поддержке национально-культурных автономий в Ульяновской области», Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2004 г. N 452-67 «О государственной поддержке национально-культурных автономий в Санкт-Петербурге». Всего, аналогичные нормативные правовые акты приняты с 2004 по 2014 год более чем в 25 субъектах Российской Федерации.

По мнению авторов, необходимо принятие нормативного акта, определяющего правовые механизмы реализации данных прав с помощью мер государственной поддержки в форме закона Республики Крым «О государственной поддержке национально-культурных автономий в Республике Крым», так как для реализации прав и свобод национальных автономий необходимо создание правового механизма государственной поддержки, а не его совершенствование или приведение в соответствие нормам Федерального закона «О национально-культурной автономии».

Предлагаемый проект нормативного акта (Приложение 1) не содержит коллизионных норм, так как все понятия, применяемые в проекте нормативного акта или конкретизируют понятия Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» по отношению к особенностям деятельности национально-культурных автономий Республики Крым, или полностью им соответствуют. Правовая модель разрабатываемого законопроекта соответствует Закону Республики Татарстан от 12 мая 2003 г. № 15-ЗРТ «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан».

Следует отметить, что анализ данных нормативных актов указывает на существенные различия в структуре и содержании, отражающие региональные особенности и могут упоминать в тексте отдельные виды народных промыслов, в случае, если для данного субъекта характерно преобладание ограниченного количества национально-культурных автономий. Однако, по мнению авторов, подход, связанный с конкретизацией отдельных направлений народного творчества привел бы к излишней детализации, так как на территории Республики Крым проживает значительное количество национально-культурных автономий, обладающих самобытной культурой.

Проект предполагает последовательное определение отношений, возникающих в результате реализации данного нормативного акта, определяет цели, соответствующие реализации положений статьи 4 Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», формы государственной поддержки, а также учитывает сложившийся опыт реализации аналогичных инструментов в российской и международной практике.

Предлагаемый законопроект носит комплексный характер охвата отношений и предполагает дополнение функций законодательных и исполнительных органов власти субъекта федерации.

Особенностью предлагаемого нормативного акта является разделение комплекса мер государственной поддержки на направленные на сохранение национальных языков и на сохранение национальных культур, что также соответствует существующей практике нормативного регулирования указанных вопросов в Российской Федерации.

Так, в некоторых субъектах Российской Федерации вопросы поддержки национальных языков и национальных культур осуществляются с помощью специальных нормативных актов, например, такие положения содержит Закон Республики Бурятия от 7 марта 2014 г. № 383-V «О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия» (принят Народным хуралом Республики Бурятия 27 февраля 2014 г.), и Закон Республики Хакасия от 28 июня 2006 г. N 30-ЗРХ «О культуре».

Таким образом, предлагаемый проект нормативного акта учитывает как особенности институциональных форм реализации положений Федерального закона от 17 июня 1996 г.

№74-ФЗ «О национально-культурной автономии», сложившихся в Российской Федерации, так и структуру национально-культурных автономий Республики Крым, в настоящее время проходит процедуру рассмотрения органами государственного управления Республики Крым и может быть предложен для обсуждения деятелями науки и государственного управления, осуществляющим нормотворчество в области регулирования отношений, возникающих при реализации прав и свобод национально-культурных автономий.

Литература

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

3. Закон РТ от 12 мая 2003 г. N 15-ЗРТ «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан»

4. Закон Республики Мордовия от 1 декабря 2004 г. N 93-З «О государственной поддержке национально-культурных автономий»

5. Закон Архангельской области от 7 июля 2011 г. № 307-23-ОЗ «О государственной поддержке национально-культурных автономий в Архангельской области»

6. Закон Ульяновской области от 5 февраля 2010 г. N 05-ЗО «О государственной поддержке национально-культурных автономий в Ульяновской области»

7. Закон Санкт-Петербурга от 6 октября 2004 г. N 452-67 «О государственной поддержке национально-культурных автономий в Санкт-Петербурге»

8. Закон Республики Бурятия от 7 марта 2014 г. № 383-V «О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия» (принят Народным хуралом Республики Бурятия 27 февраля 2014 г.)

9. Закон Республики Хакасия от 28 июня 2006 г. N 30-ЗРХ «О культуре»

10. Мачинская ДА. Законодательное регулирование языков национальных меньшинств (народов) в Российской Федерации// Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5. № 1. С. 204-209.

11. Юсупова Л. Национально-культурные автономии в РФ: практика реализации (на примере деятельности ассамблеи народов Татарстана)// Социологические этюды: сборник статей аспирантов Москва, 2013. С. 79-88.

12. Максимов А. М. Государственная национальная политика в моноэтническом регионе: модель взаимодействия с этническими меньшинствами (на примере Архангельской Области)// Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 1. С. 153-171.

13. Севоян Д. Г., Сунцов А. П. Актуальные проблемы обеспечения субъектами российской федерации конституционного права народов на сохранение родного языка // Право и политика. 2013. № 11. С. 1438-1443.

Приложение 1

Проект

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «О национально-культурной автономии», Федеральным законом «Об общественных объединениях», другими федеральными законами и иными нормативными

правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым регулирует вопросы поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым в ходе реализации государственной национальной политики на территории Республики Крым, определяет основные цели, формы и условия поддержки региональных и местных национально-культурных автономий в Республике Крым.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия и их определения:

государственная поддержка национально-культурных автономий в Республике Крым — совокупность мер (в том числе правового, организационного, материально-технического, финансового и иного характера), принимаемых органами государственной власти Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым по поддержке деятельности национально-культурных автономий в Республике Крым по сохранению национальной самобытности, развитию национального (родного) языка и национальной культуры, обеспечению прав граждан в сфере образования и культуры;

проект (программа) национально-культурной автономии — утвержденный высшим руководящим органом национально-культурной автономии план мероприятий, направленный на решение конкретных задач, соответствующих целям государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым, установленным настоящим Законом.

Иные понятия, используемые в настоящем Законе, по своему содержанию соответствуют аналогичным понятиям, используемым в Федеральном законе «О национально-культурной автономии».

Статья 3. Основные цели государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым

Основными целями государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым являются:

1) сохранение и выражение национальной самобытности, изучение и развитие национальных (родных) языков и национальных культур, социального развития этнических общностей, реализация национально-культурных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, относящих себя к определенным этническим общностям;

2) обеспечение государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

3) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих в Республике Крым, их языков и культуры;

4) содействие взаимному уважению, взаимопониманию и сотрудничеству между всеми гражданами, проживающими на территории Республики Крым, независимо от их этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности;

5) утверждение и упрочение межнационального и межконфессионального согласия, воспитание толерантности, дружбы между народами как основы для равноправного развития и сотрудничества всех народов, проживающих в Республике Крым;

6) защита прав национальных меньшинств;

7) профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов;

8) обеспечения защиты, восстановления и сохранения исконной культурно-исторической среды обитания этнических общностей на территории Республики Крым,

сохранение и обогащение исторического и культурного наследия;

9) поддержка национальных традиций и обычаев, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел,

10) социальная и культурная адаптация мигрантов;

11) создание условий для реализации прав граждан на объединения в форме национально-культурных автономий;

12) повышение эффективности реализации государственной национальной политики и упрочение общественно-политического согласия в Республике Крым.

Статья 4. Основные формы государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым

Основными формами государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым являются:

1) разработка и реализация государственных программ Республики Крым, предусматривающих мероприятия по поддержке национально-культурных автономий, сохранению, возрождению и развитию национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым;

2) учет предложений национально-культурных автономий при разработке и осуществлении программ национально-культурного развития;

3) предоставление льготы по налогам, зачисляемым в бюджет Республики Крым, а также льготы по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Республика Крым, региональным и местным национально-культурным автономиям, зарегистрированным на территории Республики Крым, в случаях и в порядке, предусмотренных законами Республики Крым;

4) предоставление субсидий (грантов) на финансирование отдельных проектов (программ) национально-культурных автономий;

5) участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, социологических исследований и иных научных, национально-культурных, общественно-политических мероприятий с участием представителей национально-культурных автономий, в том числе в местах компактного проживания этнических групп населения;

6) содействие в приобретении печатной продукции, программного обеспечения по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в интересах национально-культурных автономий в целях их последующей передачи национально-культурным автономиям;

7) содействие (поддержка) изданию и приобретению материалов (в том числе книг, монографий) по проблемам национально-культурных автономий, приобретение указанных материалов в целях их последующей передачи национально-культурным автономиям;

8) содействие (поддержка) выпуску периодических печатных изданий и организации телерадиовещания на национальных (родных) языках (создание специальных национальных телерадиопередач, страниц в периодических печатных изданиях с выпуском к ним приложений);

9) поддержка средств массовой информации, безвозмездно освещающих вопросы национально-культурных автономий, в том числе средств массовой информации, предоставляющих национально-культурным автономиям возможность освещения их деятельности;

10) содействие материально-техническому обеспечению деятельности национально-культурных автономий;

11) оказание информационной поддержки национально-культурным автономиям исполнительными органами государственной власти Республики Крым путем создания

региональных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, и обеспечения их функционирования в целях участия в реализации государственной политики в области поддержки национально-культурных автономий.

Статья 5. Государственная поддержка национально-культурных автономий в Республике Крым в области сохранения и развития национального (родного) языка

В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения органы исполнительной государственной власти Республики Крым:

1) организуют по рекомендации национально-культурных автономий подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических и иных кадров для образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность на национальном (родном) языке, иных языках, в том числе на основе соглашений между субъектами Российской Федерации и Республикой Крым;

2) оказывают материальную, правовую, организационную и иную помощь национально-культурным автономиям в создании негосударственных образовательных учреждений и развитии иных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке;

3) осуществляют финансирования мероприятий, направленных на обеспечение права на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

4) обеспечивают возможность получения основного общего образования на национальном (родном) языке и возможности выбора языка воспитания и обучения;

5) поддерживают разработку и реализацию государственных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков;

6) содействуют при необходимости в создании групп в государственных, муниципальных дошкольных учреждениях, классов или учебных групп в государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением на национальном (родном) языке;

7) содействуют разработке, изданию, приобретению и распределению образовательных программ, учебников, методических пособий и другой учебной литературы, необходимых для обучения на национальном (родном) языке;

8) осуществляют финансирование мероприятий, направленных на обеспечение права на получение образования на национальном (родном) языке в государственных образовательных учреждениях, в пределах средств, выделяемых на образование.

Статья 6. Государственная поддержка национально-культурных автономий в Республике Крым в области сохранения и развития национальной культуры

В целях сохранения и развития национальной культуры органы исполнительной государственной власти Республики Крым:

1) содействуют в сохранении и развитии национальной культуры;

2) учитывают при разработке и осуществлении программ национально-культурного развития предложения национально-культурных автономий;

3) рассматривают предложения национально-культурных автономий о включении в федеральные государственные образовательные стандарты для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы на национальном (родном) языке, курсов по изучению истории, культуры, этнографии, традиционных видов трудовой деятельности, художественных народных промыслов и ремесел и принимают

соответствующие решения;

4) направляют деятельность государственных учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей;

5) организуют в системе государственных архивов соответствующие разделы по культуре, истории, общественной жизни граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, относящих себя к определенным этническим общностям;

6) оказывают помощь национально-культурным автономиям в создании негосударственных (общественных) учреждений национальной культуры, открытии негосударственных (общественных) образовательных учреждений по подготовке творческих работников и иных специалистов, проведении массовых мероприятий в области национальной культуры;

7) обеспечивают сохранность памятников истории и культуры, представляющих ценность для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым;

8) поддерживают участие национальных творческих коллективов в культурных мероприятиях республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровней, а также в мероприятиях, проводимых в местах компактного проживания этнических групп населения;

9) оказывают помощь национально-культурным автономиям в проведении различных массовых мероприятий в области национальной культуры;

10) организуют и осуществляют межрегиональные и международные культурные обмены по вопросам сохранения, возрождения и развития национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, в том числе осуществляют всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, в которых существуют национально-культурные автономии;

11) осуществляют иные мероприятия по созданию условий для сохранения, возрождения и развития национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым, относящих себя к определенным этническим общностям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 7. Условия оказания государственной поддержки национально-культурным автономиям в Республике Крым за счет средств бюджета Республики Крым

В целях сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, в соответствии с законом Республики Крым в бюджете Республики Крым могут быть предусмотрены финансовые средства для оказания поддержки республиканским и местным национально-культурным автономиям (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета).

Государственная поддержка национально-культурных автономий в Республике Крым предоставляется национально-культурным автономиям, прошедшим государственную регистрацию и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым.

Критерии отбора проектов (программ) национально-культурных автономий в Республике Крым, порядок определения объема и предоставления субсидий (грантов) на финансирование отдельных проектов (программ) национально-культурных автономий в Республике Крым, а также порядок возврата субсидий (грантов) в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, устанавливаются Советом министров Республики Крым.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением

настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и плановый период.

Национально-культурные автономии обязаны в установленном порядке представлять отчеты о расходовании средств, выделяемых из бюджета Республики Крым.

Статья 8. Полномочия Государственного Совета Республики Крым в сфере государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым

Государственный Совет Республики Крым:

1) принимает законы Республики Крым в сфере государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым;

2) осуществляет контроль за исполнением законов Республики Крым в сфере государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым;

3) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым.

Статья 9. Полномочия Совета министров Республики Крым в сфере государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым

Совет министров Республики Крым:

1) утверждает и реализует соответствующие государственные целевые программы Республики Крым предусматривающие поддержку проектов и иных мероприятий региональных и местных национально-культурных автономий в соответствии с настоящим Законом;

2) обеспечивает реализацию проектов и иных мероприятий по поддержке национально-культурных автономий в соответствии с настоящим Законом;

3) оказывает содействие в реализации государственных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков.

4) создает консультативные советы и иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий;

5) привлекает в установленном порядке национально-культурные автономии к разработке и реализации государственных целевых программ в области национально-культурного развития, учитывает при разработке и осуществлении программ национально-культурного развития предложения национально-культурных автономий;

6) рассматривает предложения национально-культурных автономий о включении в федеральные государственные образовательные стандарты для образовательных организаций, реализующих образовательные программы на национальном (родном) языке, курсов по изучению истории, культуры, этнографии, традиционных видов трудовой деятельности, художественных народных промыслов и ремесел и принимают соответствующие решения;

7) оказывает помощь национально-культурным автономиям в создании негосударственных (общественных) учреждений национальной культуры, частных образовательных организаций по подготовке работников в области национальной культуры, проведении различных массовых мероприятий в области национальной культуры;

8) содействует национально-культурным автономиям в издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском, так и на национальных (родных) языках;

9) содействует национально-культурным автономиям в обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации, а также между национально-

культурными автономиями Республики Крым и общественными организациями иностранных государств;

10) содействует национально-культурным автономиям в создании образцов традиционной национальной культуры, костюмов и промыслов;

11) координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Крым по осуществлению государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым;

12) поручает исполнительным органам государственной власти Республики Крым осуществление отдельных мер государственной поддержки национально-культурных автономий;

13) осуществляет иные полномочия в сфере государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

Порядок осуществления Советом министров Республики Крым полномочий, предусмотренных настоящей статьей, определяется Советом министров Республики Крым.

Статья 10. Полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Крым в сфере государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым

1. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере культуры, относятся:

1) разработка государственных программ Республики Крым в сфере государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым;

2) привлечение в установленном порядке национально-культурных автономий в Республике Крым к разработке государственных программ Республики Крым в сфере государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым;

3) обеспечение государственной поддержки культуры, исторических и культурных традиций граждан различных национальностей, проживающих на территории Республики Крым.

2. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере образования и науки, относится:

1) привлечение национально-культурных автономий в Республике Крым к участию в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке в проведении экспертизы учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Республики Крым, реализации прав граждан на получение на территории Республики Крым образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение на территории Республики Крым родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, а также участие в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке;

2) установление с учетом рекомендаций национально-культурных автономий в Республике Крым иных, нежели единый государственный экзамен, форм государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и выбравших экзамен по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации.

Статья 11. Координация деятельности национально-культурных автономий в Республике Крым и исполнительных органов государственной власти Республики Крым

Республиканские и местные национально-культурные автономии могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке республиканских, программ в области сохранения и развития родных языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров республиканских, местных национально-культурных автономий и органов государственной власти Республики Крым.

В целях согласования деятельности национально-культурных автономий, содействия установлению и укреплению связей между ними, представления и защиты в органах государственной власти и органах местного самоуправления культурных и социальных интересов этнических общностей, участия в подготовке республиканских и местных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, проектов нормативных правовых актов, а также в подготовке других решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, находящимся в ситуации национального меньшинства, при органах исполнительной государственной власти Республики Крым и органах местного самоуправления могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов определяется соответствующими органами исполнительной государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления.

Национально-культурные автономии имеют право в порядке, предусмотренном законодательством, участвовать в подготовке и обсуждении проектов законов и других нормативных правовых актов, принимаемых в Республике Крым.

Представители национально-культурных автономий имеют право участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы этнических общностей.

Статья 12. Консультативная и организационно-методическая поддержка национально-культурных автономий в Республике Крым

Оказание консультативной и организационно-методической поддержки национально-культурным автономиям в Республике Крым в сохранении национальной самобытности, развитии национального (родного) языка, национальной культуры и обеспечении прав граждан в сфере образования и культуры осуществляется по обращениям национально-культурных автономий в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, к компетенции которого относится решение интересующего вопроса.

Осуществление консультативной и организационно-методической поддержки национально-культурных автономий осуществляется в пределах полномочий соответствующего исполнительного органа государственной власти Республики Крым и средств, выделенных на реализацию данных полномочий.

Статья 13. Обеспечение органами государственной власти Республики Крым права национально-культурных автономий в Республике Крым на освещение их деятельности в средствах массовой информации

Государственные электронные и печатные средства массовой информации на общих основаниях предоставляют национально-культурным автономиям эфирное время и газетную

площадь. Периодичность, продолжительность эфирного времени, газетные площади и язык определяются договорами с учредителями и редакциями средств массовой информации.

Органы государственной власти Республики Крым поддерживают и поощряют негосударственные средства массовой информации, безвозмездно предоставляющие национально-культурным автономиям возможность освещения их деятельности.

Органы государственной власти Республики Крым оказывают финансовую и организационную поддержку средствам массовой информации национально-культурных автономий.

Статья 14. Порядок вступления в силу настоящего Закона Республики Крым

Настоящий Закон Республики Крым вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Глава Республики Крым

г. Симферополь

Приложение 2

Пояснительная записка к проекту закона Республики Крым «О государственной поддержке национально-культурных автономий в Республике

Крым»

1. Нормативно-правовое обоснование проекта

Проект закона Республики Крым «О государственной поддержке национально-культурных автономий в Республике Крым» подготовлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О национально-культурной автономии», Конституцией Республики Крым.

2. Обоснование необходимости принятия проекта

Принятие данного проекта обусловлено необходимостью законодательного урегулирования отношений в сфере государственной поддержке национально-культурных автономий в Республике Крым.

3. Цели и задачи проекта

Целью проекта является определение принципов государственной политики и регулирование отношений в сфере государственной поддержке национально-культурных автономий в Республике Крым.

4. Финансово-экономическое обоснование

Принятие данного проекта не требует финансирования из бюджета Республики Крым.

5. Прогноз последствий принятия проекта

Принятие данного проекта позволит урегулировать вопросы в сфере государственной поддержки национально-культурных автономий в Республике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.