Научная статья на тему 'Развитие народного образования в регионах Западной Сибири в 1917-1918 гг'

Развитие народного образования в регионах Западной Сибири в 1917-1918 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
601
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чеховских Константин Анатольевич

Изложена история создания и развития народного образования в Западной Сибири в 1917 г. в структуре местного земского самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of zemstvo educational system in West Siberia in 1917

The article is devoted to the history of people education development in the zemstvo system structure in West Siberia in 1917.

Текст научной работы на тему «Развитие народного образования в регионах Западной Сибири в 1917-1918 гг»

К.А. Чеховских

РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В 1917-1918 гг.

Изложена история создания и развития народного образования в Западной Сибири в 1917 г. в структуре местного земского самоуправления.

История развития народного образования в Западной Сибири в годы революций и Гражданской войны (19171921 гг.) - интересная, но недостаточно изученная тема российской истории. Исследования показывают, что в эти годы сфера народного образования Западной Сибири пережила четыре смены власти, четыре раза подверглась изменениям, что не могло не отразиться на основных показателях этой сферы и жизни сибиряков.

Анализ работ и архивных документов по истории народного образования в Западной Сибири в 1917-1921 гг. позволяет сделать вывод о том, что с осени 1917 г. до весны 1921 г. в развитии этой сферы выделились два основных периода: земский и советский. При этом каждый из периодов проходил в два этапа, имеющих следующие хронологические рамки:

1. Первый земский (осень 1917 - середина марта

1918 г.).

2. Первый советский (середина марта - середина июня 1918 г.).

3. Второй земский (середина июня 1918 - декабрь

1919 г.).

4. Второй советский (ревкомовский) (декабрь

1919 - март 1921 г.).

Предложенная периодизация позволяет исследовать процессы, протекавшие в сфере образования Западной Сибири в условиях периодической смены власти, изменения ее парадигм и концепций. В настоящей статье изложены результаты исследования истории становления и развития земской системы образования в первый земский период.

Изменения сферы образования в Западной Сибири начали происходить летом 1917 г., когда правительственным Постановлением от 17 июня 1917 г., в Сибири было введено земское самоуправление. Сибирский регион из колониально-туземного, управляемого административной властью, перешел в разряд полноправных российских земских территорий, получив право местного самоуправления. По новому административному делению территория Сибири - Западная и Восточная - была разделена на губернии и области. В состав Западной Сибири вошли Алтайская, Томская и Тобольская губернии, а также Акмолинская и Семипалатинская области.

В новых губерниях и областях Западной Сибири летом 1917 г. начали формироваться земские органы самоуправления, в структуре которых создавались комитеты по народному образованию. При этом использовался опыт земств Центральной России, деятельность которых получила высокую оценку российской общественности. Российскими земствами открывались общеобразовательные и профессиональные учебные заведения: начальные сельские и городские школы, гимназии и учительские семинарии [1]. В земских губерниях России в 1917 г. число грамотных достигало 50% от общего числа жителей, а

в губерниях, где земств не было, этот показатель едва достигал 23% [2].

Немаловажное значение имел опыт городских самоуправлений Сибири. Городские думы и управы Западной Сибири к 1917 г. имели хорошо отработанные процедуры организации школьного образования и строительства. Примером этого служит опыт городов Томска, Барнаула, Омска, Кургана и др. Так, с 1907 по 1913 г. в Новониколаевске по проекту архитектора А. Д. Крячкова было построено 29 специальных школьных зданий для начальных училищ, в которых обучались 3 тыс. учащихся [3]. В целом в городах Сибири с 1907 по 1917 г. количество начальных школ увеличилось на 2/3, тогда как в сельской местности - на 1/3. Диспропорция в развитии городской и сельской школьной сети в Сибири была вызвана тем, что городские самоуправления имели собственные средства на развитие образования. Так, в Барнауле в 1917 г. на средства города содержались 18 классов-комплектов и 36 классов-комплектов - на средства государства. В

1917 г. городские самоуправления в Западной Сибири финансировали из собственных средств от 1/3 до половины городских школ [4]. По данным Алтайского статистического бюро, начальным образованием в городах было охвачено 62,2% детей школьного возраста и 15,1% сельской местности [5].

С введением в Сибири земств сфера образования здесь получила новое концептуальное, идеологическое и практическое наполнение. Земства привнесли в управление и организацию образования общественный дух и коллегиальность, нетерпимость к авторитарному невежеству во всех формах. Земская просветительская идеология в сфере образования в Западной Сибири формировалась в традиционном для земств отчуждении от государственной власти. Земцы подчеркивали общественный характер местных самоуправлений и дистанцировались от «присутствий», имея в виду государственные органы контроля за деятельностью земств. Именно поэтому земская общественность считала, что просвещение народа -это забота общества, а не государства. Конечной целью образования земцы считали построение просвещенного общества, поскольку от невежества и темноты народа происходят общественные катаклизмы. В определенной мере земцы идеализировали просвещение и преувеличивали степень его положительного воздействия на индивидуальное и общественное сознание. Вместе с тем практическая деятельность земств в образовании была достаточно реалистичной.

Основным документом, определявшим деятельность земств Сибири в сфере образования, являлось «Временное положение о земских учреждениях в Архангельской губернии и в Сибири» [6]. По Положению (п. 12, гл. 1, ст. 2) земствам вменялось: устройство сети на-

чальных школ и других учебных заведений; финансирование земских образовательных учреждений и управление ими; осуществление контроля за всеми учебными заведениями в губернии. Обязанностью земств также являлись: организация дошкольного и внешкольного образования; книгоиздательство и книжная торговля; устройство общественных библиотек, музеев и забота об «охране памятников и остатков старины» [7].

Однако, несмотря на определенные права в организации и регулировании всех сфер жизни общества, деятельность сибирских земств находилась под контролем губернских и уездных комиссаров Временного правительства. Земства не имели права организации вооруженных сил, в отличие от советов, которые могли организовывать вооруженные отряды Красной гвардии. По вопросам защиты правопорядка и земских учреждений земства должны были обращаться к комиссарам Временного правительства. В этом плане земства уступали советам в глазах обывателя.

Учреждение земства в Сибири по времени совпало с проведением в России реформы народного образования, целью которой было введение в стране всеобщего, обязательного и бесплатного начального образования. Реформирование начального образования Временное правительство начало с секуляризации образовательных учреждений Русской православной церкви (РПЦ). Для этого Постановлением от 8 мая 1917 г. все общеобразовательные и педагогические учебные заведения Ведомства православного исповедания (церковноприходские школы и церковно-приходские учительские училища) передавались в распоряжение российских земств и городов [8].

Следующим Постановлением от 20 июня 1917 г. правительство учредило единую систему начальных школ в России, передав школы различных ведомств в подчинение Министерству народного просвещения. Этим же Постановлением управление школами на местах было возложено на земские и городские управы [9].

На основании вышеназванных документов Министерство народного просвещения Временного правительства направило в губернские земские управы инструкцию от 19 августа 1917 г. по созданию земско-городской школьной сети. В ней самоуправлениям предписывалось в срочном порядке принять на баланс церковно-приходские школы со всем школьным имуществом. Для предотвращения споров и разногласий в инструкции предлагалось создавать при земских управах специальные комиссии из представителей общественности по передаче и приему церковно-приходских школ. В документе также отмечалось, что кредиты, отпускаемые Ведомству православного вероисповедания на образовательные цели, будут переведены на счета земств по факту принятия земствами на баланс образовательных учреждений Церкви.

Следует отметить, что Постановления Временного правительства от 8 мая и 20 июня 1917 г. были изданы без согласования с РПЦ. 2 октября 1917 г. Святейший собор РПЦ рассмотрел Закон «О передаче церковноприходских школ в ведение Министерства народного просвещения». Во исполнение приговора Святейшего собора РПЦ Святейший правительствующий синод в распоряжении российским епархиям указывал, что

Церковь оставляет за собой школы и школьное имущество и может уступить его земствам во временное пользование сроком не более чем на один год [10]. Святейший собор РПЦ рассматривал закон от 20 июня

1917 г. как попытку Временного правительства России подорвать авторитет и влияние РПЦ.

Объединение начальных школ различных ведомств в единую сеть и создание земской системы управления потребовало от молодых земств Западной Сибири большой подготовительной работы. Земства провели инвентаризации школ, определили контингенты детей и неграмотных взрослых в волостях и уездах, уровень и нормы охвата территорий школьным образованием, исследовали материальные и людские ресурсы. По заключениям специалистов были подготовлены доклады для уездных и губернских земских собраний.

Накануне земского строительства в систему начального образования в Западной Сибири входили школы Министерства народного просвещения (министерские), Министерства внутренних дел (земские), Ведомства православного вероисповедания (церковно-приходские), Алтайской духовной миссии, Сибирского казачьего войска, железнодорожные, национальные и конфессиональные. Общее число школ всех ведомств в губерниях Западной Сибири было приблизительно 5 790. Из них 5 500 училищ одноклассных и 290 двухклассных. Училищ Сибирского казачьего войска насчитывалось 190 одноклассных и 10 двухклассных [11]. Половину всех школ составляли церковно-приходские училища Ведомства православного вероисповедания и Алтайской духовной миссии, 30% приходилось на училища Министерства народного просвещения, и 19% начальных училищ относились к Министерству внутренних дел. Остальные типы школ составляли менее 1%. Количество посадочных мест в начальных школах Западной Сибири позволяло обучать 340 000 учащихся из расчета 50 посадочных мест на один класс-комплект [12].

Общее управление сетью церковно-приходских училищ в Западной Сибири осуществляли Томский, Омский и Павлодарский епархиальные училищные советы через свои отделения в уездах, которые возглавляли священники. На местах школами руководили также приходские священники. Подготовку учителей для церковноприходских школ осуществляли: 5 женских епархиальных училищ и 8 мужских духовных, а также два церковно-приходских учительских училища, которые являлись частью системы духовно-светских учебно-воспитательных учреждений в России [13]. Также в Ведомстве православного вероисповедания существовала система экстерната, позволявшая выпускникам двухклассых начальных училищ и высших начальных училищ сдавать экзамены на звание учителя церковно-приходской школы. Этими вопросами ведали правления духовных училищ. На содержание церковно-приходских и миссионерских училищ отпускались специальные государственные средства, которые расходовались на зарплату учителям и учебные пособия. Строительство или аренда помещений для школ, хозяйственные и прочие расходы возлагались на городские и сельские приходские общины [14].

В отличие от церковно-приходских и миссионерских школы, подчиненные Министерству народного просвещения, так называемые «министерские», или шко-

лы МНП, строились и содержались полностью на государственные средства. В Сибири они получили распространение в период реформ П.А. Столыпина. Такие школы с самого начала обеспечивались учебниками, библиотекой для учащихся и учителей, а также всеми письменными принадлежностями. Эти школы, как и церковно-приходские, были с одним или двумя отделениями. Первое отделение было начальным, срок обучения составлял три года. Оно считалось первым классом, курс первого отделения соответствовал курсу одноклассного училища (школы). Второе отделение: четвертый и пятый годы обучения составляли курс второго класса [15]. Общее управление этими школами в 1917 г. в Западной Сибири осуществлялось губернскими дирекциями народных училищ через районных инспекторов. Губернские дирекции находились в подчинении попечителя Западно-Сибирского учебного округа. В 1917 г. им был Нил Иванович Тихомиров [16].

Ведомственные школы МВД в то время иногда называли земскими, однако они были организованы в системе административного управления Западной Сибири по линии Министерства внутренних дел России. Эти одно- и двухклассные начальные училища еще называли «школами МВД». Финансировались они из средств государственной казны и земских сборов (налогов). Учительские кадры для министерских (МНП) и школ МВД готовили в восьмых педагогических классах женских гимназий в Барнауле, Кургане, Томске, а также в учительских семинариях Омска, Семипалатинска, Но-вониколаевска, Тобольска, Барнаула, Акмолинска и Бийска [17]. При средних учебных заведениях Западной Сибири имелись и специальные экзаменационные комиссии, осуществлявшие экстернат на звание народного учителя. Результаты экзаменов представлялись на рассмотрение попечителя Западно-Сибирского учебного округа и затем на утверждение в Министерство народного просвещения [18].

Самой немногочисленной категорией школ в Западной Сибири в 1917 г. были начальные школы Сибирского казачьего войска - остатки сословной системы учебных заведений в России. Содержались казачьи школы на средства государственной и войсковой казны (70%), а также сельских обществ (30%). Контроль за учебно-воспитательной работой в этих школах осуществляла Дирекция народных училищ по договоренности с войсковым начальством [19].

Осенью 1917 г. в большинстве губерний Западной Сибири прошли совещания представителей уездных земств по народному образованию, на которых были учреждены губернские комитеты по народному образованию. Принципы их организации были разработаны Государственным комитетом при Министерстве народного просвещения и представлены в руководстве «Временные правила об управлении школами и заведовании делами народного образования в губерниях, уездах и городах» [20].

Губернские комитеты по народному образованию формировались как совещательные представительские органы. В их состав входили представители уездных земств и городов, союза учителей, родительских комитетов, союза кооператоров, финансово-промышленных кругов, культурных секций советов солдат, рабочих и

крестьян, министерства народного просвещения (инспекторы народных училищ и инспекторы по народному образованию). Возглавляли губернские комитеты по народному образованию члены губернских земских управ (губернских исполнительных комитетов). В полном составе губернские комитеты периодически созывались для решения принципиальных вопросов и согласования. Текущую работу по планированию и управлению образованием осуществляли отделы по народному образованию, которые были созданы в структуре комитетов. Для работы в отделы приглашались специалисты. Жалованье заведующим губернскими отделами народного образования, как правило, назначали губернские земские собрания в размере от 4 800 (Алтайская губ.), до 5 400 руб. в год (Томская губ.) [21].

Организация земских комитетов по народному образованию в губерниях происходила по-разному. В уездах, где уже существовали учреждения власти, земские управы и комитеты сформировались достаточно быстро. Во вновь образованных уездах Западной Сибири, как, например, в Славгородском Алтайской губернии и Ка-лачинском Тобольской губернии, организационные периоды комитетов по народному образованию затянулся до января 1918 г. Сказывалось отсутствие квалифицированных специалистов в сфере образования. Служащим уездных комитетов по народному образованию размер жалованья определяли уездные земские собрания. Жалованье заведующих уездных отделов составляло в среднем 4 500-4 800 руб. в год [22].

В некоторых уездах инициатива по организации комитетов и отделов народного образования исходила от учителей, как, например, в Каменском уезде Алтайской губернии. Там на организационном собрании учителя города 29 августа 1917 г. приняли решение обратиться в городскую и уездную управы с требованием организовать школьные отделы в каждой из них. Каменский уездный школьный отдел был организован только 19 сентября 1917 г. в составе представителей от уездной администрации и учительского союза [23].

Уездные комитеты по народному образованию в Западной Сибири формировались однотипно в составе отделов: по народному образованию и по внешкольному. Отделы по народному образованию состояли из двух секций (подотделов): дошкольного и школьного и занимались соответственно дошкольными учреждениями (детскими садами) и начальными школами. Внешкольные отделы занимались вопросами образования взрослых, а также организацией культурно-просветительной работы в уезде.

В уездах (Новониколаевском Томской губернии, Бийском Алтайской губернии), где комитеты по народному образованию возглавляли главы уездных земств, как правило, работа была поставлена лучше. Там раньше, чем в других уездах, были подготовлены основные документы: положение об уездном отделе по народному образованию, сметы расходов уездного земства на образование, а также вводились новшества.

Так, в Бийском уезде (уездный голова М.К. Зятьков) впервые в Западной Сибири была организована земская система школьных попечительств. По положению, разработанному в Бийском уездном комитете по народному образованию, школьные попечительства создавались

как общественные органы содействия образованию в волостях и селах уезда. В их состав входили учителя школ, представители от родителей учащихся, местных кооперативов и земства. Попечительства занимались хозяйственными вопросами школ, организацией школьного питания, подвоза учащихся, помощи учащимся из малообеспеченных семей, открытием воскресных и вечерних школ для взрослых. Они вели финансовую деятельность в рамках своих функциональных обязанностей. В широком плане эти общественные учреждения осуществляли весь спектр культурнопросветительной работы на селе: организовывали публичные лекции и чтения, народные театры, гуляния, сбор благотворительных средств и многое другое. Официально школьные попечительства не входили в уездную систему управления, но имели непосредственную связь с уездным комитетом по образованию через представителей от земств. Опыт Бийского уездного земства по организации школьных попечительств впоследствии получил широкое распространение в губерниях Западной Сибири [24].

Затянувшийся в целом процесс организации губернских земских систем образования в Западной Сибири отсрочил исполнение ряда правительственных постановлений. Только в начале января 1918 г. губернские отделы по народному образованию разослали в уездные управы законопроект Министерства народного просвещения «Об упразднении учебно-окружных управлений и временном устройстве управлений учебными округами» [25]. В законопроекте говорилось о создании временных окружных комитетов и их учреждений - окружных собраний - для осуществления процедуры передачи земствам и городам учебных заведений, находившихся в ведении попечителей учебных округов. По окончании передачи должности попечителей и их канцелярии предполагалось упразднить. Однако в начале

1918 г. в России продолжала существовать окружная система управления образования. Это было связано с тем, что Правительство В.И. Ленина в это время еще не преступило к созданию советской системы образования в России и пыталось руководить старой. Поэтому кредиты для учреждений образования прежнего Министерства народного просвещения (с задержками и с перебоями) направлялись в распоряжение попечителей учебных округов, в том числе и Западно-Сибирского [25]. Через учебные округа и их инстанции в России и в Западной Сибири финансировались все учебные заведения высшего, среднего и профессионального образования, а также высшие начальные училища, в том числе начальные школы МНП и МВД.

Основную часть финансовых средств для начальных школ составляли государственные кредиты, которые отпускались по утвержденным на 1915-1917 гг. сметам Министерства народного просвещения тем ведомствам, в ведении которых находились учебные заведения. Кредиты назывались ассигнованиями и отпускались, как правило, на полугодие. В Западной Сибири это осуществлялось через Омскую, Томскую и Тобольскую Казначейские палаты, откуда кредиты поступали на счета ведомств в губернские, а затем в уездные казначейства. Ассигнования для министерских и школ МВД ежемесячно подтверждались Министерством народного про-

свещения, а затем попечителем учебного округа, и после этого поступали в дирекции, откуда направлялись инспекторам [26]. Такой порядок финансирования министерских и школ МВД формально соблюдался в Западной Сибири до января 1918 г. [27].

Ведомства распределяли ассигнования через собственные финансовые системы. Учителя школ МВД получали зарплату в волостных комитетах, а церковноприходских - у приходских священников [28]. Такое финансирование было громоздким. Перевод денег происходил медленно, систематически происходили перебои с доставкой платежных ведомостей и подтверждений. Такая система ставила школьного учителя в зависимое положение от волостных комитетов и приходов. Нередкими были случаи произвола волостной администрации и священников в отношении учителей. Имели место случаи задержки выплаты жалованья [29].

Осенью-зимой 1917 г. прежняя налоговая система в Западной Сибири была упразднена, а новая (земская) еще только формировалась. Из-за недостатка налоговых поступлений земства испытывали трудности с финансированием школьной сети. В результате осенью 1917 г. учителя начальных школ не получали земской прибавки к ведомственному жалованью. Относительно регулярно выплачивалось жалованье учителям школ Министерства народного просвещения (через инспекторов народных училищ) в среднем от 47 до 51 руб. в месяц. Из кредитов МНП по 18 руб. 80 коп. в месяц получали жалованье учителя бывших школ МВД. Кредиты из ведомства МВД в земства не поступали и полностью прекратились поступления кредитов для школ из Ведомства православного вероисповедания. Учителям церковно-приходских школ нерегулярно выплачивалось жалованье из средств приходов по 28 руб. в месяц. Кроме того, с марта 1917 г. учителя церковно-приходских школ и МВД не получали военную (ведомственную) прибавку к жалованию в размере 35 руб. в месяц [30].

В земские комитеты по народному образованию поступали многочисленные письма учителей, в которых они признавали, что не жили в таких условиях до революции.

С середины декабря 1917 г. на счета губернских и уездных земств Западной Сибири начали поступать земские сборы (налоги). Земства сразу же приступили к выплате жалованья учителям в полном объеме за все просроченные месяцы. В некоторых земствах выплаты земской прибавки к жалованью за 1917 г. были перенесены на новый 1918-й финансовый год и стали производиться с января 1918 г. [31].

Наряду с организацией системы низших начальных школ земства Западной Сибири осенью 1917 г. приступили к разработке планов развития сети высших начальных училищ (ВНУ). Высшие начальные училища являлись завершающей ступенью полного начального образования и в Западной Сибири находились в ведении попечителя Западно-Сибирского учебного округа. По закону о высших начальных училищах от 25 июня 1912 г. из средств казны финансировались зарплата учителей и технического персонала, а также хозяйственные и канцелярские расходы. Строительство или аренду помещения для ВНУ обеспечивали городские или сельские общества. Располагались эти учебные заведения в губерн-

ских, уездных и волостных центрах. В 1917 г. в городах и уездах Западной Сибири действовало 15 мужских, 16 женских и 83 училища смешанного типа [32]. Большинство ВНУ приходилось на Томскую и Алтайскую губернии. Обучение в ВНУ составляло 4 года. Выпускники ВНУ имели право сдавать экстерном экзамен на звание народного учителя министерских школ и поступать в 5-й класс гимназии, учительскую семинарию или учительский институт.

Практически все ВНУ в Западной Сибири имели одну или несколько параллелей. Финансирование однокомплектного ВНУ при одном параллельном классе составляло в год 13 345 руб. Из них 8 570 руб. из государственных и 4 775 руб. из местных средств. Штат такого училища состоял из 7 учителей. Жалованье учителей ВНУ было в два раза выше жалования учителей начальных училищ. В некоторых ВНУ действовали профессиональные курсы. На их проведение выделялось из казны дополнительно 2100 руб. в год [33]. В Западной Сибири профессиональные классы, классы ручного труда и профессиональные курсы действовали в 25 ВНУ [34].

Учитывая растущую потребность населения в Высших начальных училищах, земства осенью 1917 г. приступили к открытию этих учебных заведений на собственные средства. В канцелярию попечителя ЗападноСибирского учебного округа из земств направлялись прошения о включении вновь открываемых ВНУ в государственную школьную сеть и в сметы Министерства народного просвещения на 1918 г. Расходы на содержание ВНУ в 1917-м учебном году земства относили на долг казны земству. Так, осенью 1917 г. было открыто в среднем от 8 до 10 ВНУ в каждой губернии Западной Сибири. Из-за нехватки учительских кадров зачастую преобразовывали двухклассные или второклассные школы в ВНУ, как, например, в Новониколаевском уезде. Там в ВНУ преобразовали 2 второклассных и 4 двухклассных школы, а для восполнения вторых классов преобразовали 15 одноклассных школ во второклассные [35]. На содержание этих новых 15 классов-комплектов и 6 ВНУ земством Новониколаевского уезда было выделено 150 045 руб.

В начале декабря 1917 г. политическая ситуация в Западной Сибири обострилась. В некоторых городах была установлена власть Советов. Так, в г. Барнауле 6-7 декабря

1917 г. Совет рабочих при поддержке солдатского комитета гарнизона сместил губернского комиссара А.М. Окорокова и установил контроль над казначейством, телефонной и железнодорожной станциями [36]. В г. Камне власть Советов была установлена 12 декабря [37].

Тогда же, 6 декабря 1917 г., в г. Томске состоялся Чрезвычайный сибирский съезд представителей губернских земств с целью создания общесибирской власти. Съезд учредил Временный Сибирский совет и Временную сибирскую областную думу. В состав Думы вошли по два представителя от губернских земств Сибири. Первое заседание Думы было назначено на 19 января

1918 г. [38]. Тем самым Сибирские земства проявили готовность к созданию Временного Сибирского правительства, т.е. с местного уровня земства вышли на уровень государственный компетенции.

18 декабря 1917 г. Совнарком издал декрет «Об отпуске 200 млн рублей кредитов в распоряжение междуве-

домственной комиссии для выдачи займов городам и земствам». Для получения кредита, как говорилось в декрете, земства и городские самоуправления должны были вместе с ходатайствами о займах представить заключения местных советов. Иначе говоря, получить разрешение в местном совете на ходатайство. Этим декретом большевики попытались подчинить земства советам [39].

Однако земства Западной Сибири в целом осуждали власть большевиков и не признали Декрет Совнаркома от 18 декабря 1917 г., поэтому продолжили строительство собственной системы хозяйствования и финансирования земских учреждений без участия советов. В январе 1918 г. Совнарком не профинансировал земства. Кредиты по Министерству народного просвещения не поступили в казначейские палаты Западной Сибири. В этой ситуации губернские земские комитеты установили контроль над финансами в губерниях и областях Западной Сибири и приступили к финансированию системы образования по утвержденным сметам.

В январе 1918 г. практически все губернские земства Западной Сибири имели разработанные на 1918 г. сметы расходов по народному образованию. В них (на примере Бийского уездного земства), были представлены три типа начальных школ: одноклассные школы с одним учителем, годовое содержание которых составляло 2 615 руб.; двухклассные школы с тремя учителями с содержанием 7 090 руб. в год и высшие начальные училища с годовым содержанием 13820 руб. [40]. Средняя зарплата учителя земской школы составляла 117-150 руб. в месяц [41].

В целом долевое участие земств (в сметах расходов на народное образование по губерниям) в среднем в Западной Сибири составило 55-60% от общей суммы расходов. Другая часть расходов относилась к казенным средствам, так называемым «пособиям земствам на народное образование».

В феврале 1918 г. в Западной Сибири началась большевизации советов. К этому времени в большинстве губерний Западной Сибири среди различных советов (солдатских, рабочих, крестьянских) завершились выяснения отношений по поводу «законности претензий на власть» и определились лидеры. В губернских городах ими стали советы рабочих и солдатских депутатов. В уездных центрах доминировали советы крестьянских депутатов. Именно в конце февраля - начале марта 1918 г. губернские и уездные советы в Западной Сибири приступили к организации управления общественной и хозяйственной жизни. Так, 29 (16) марта 1918 г. представители городского совета приняли дела Томского земского отдела народного образования и уничтожили его печати. Также в начале марта 1918 г. исполком Алтайского губернского совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов поручил Д.Г. Сулиму принять дела губернского земского отдела по народному образованию (постановление от 3 марта 1918 г.). Но только 14 марта секретарю губернского отдела Е.П. Литвиненко, фактически возглавлявшей отдел, было направлено это постановление исполкома [42].

В начале - середине марта 1918 г. губернские и уездные земства и городские самоуправления Западной Сибири под угрозой физической расправы со стороны карательных отрядов советов прекратили свою деятельность. Роспуск земств ухудшил положение учителей. Треть сибирского учительства не признали советскую власть, но

вместе с тем эти учителя не поддержали решений Всерос- ному образованию всех уровней. Остальная часть учите-

сийского учительского союза о сотрудничестве с больше- лей заняла в целом выжидательную позицию [44]. Так в

виками с целью подрыва их власти. Как правило, это бы- Западной Сибири завершился первый земский этап в раз-

ли учителя высших начальных и реальных училищ, а витии народного образования. Земства в условиях острого

также преподаватели гимназий. Они составляли привиле- дефицита в квалифицированных кадрах на волостном и

гированную часть учительства Западной Сибири и в гла- уездном уровнях [45] в период с осени 1917 г. до весны

зах обывателя по большевистской классификации отно- 1918 г. создали земскую школьную сеть, а также системы

сились к буржуазии, так же как и работники управления управления и финансирования этой сети в губерниях и

образования. Так, инспектор народных училищ 3-го рай- областях Западной Сибири. Дальнейшее развитие струк-

она Семиреченской области был приговорен к расстрелу тур земской системы образования: подготовки педагоги-

19 июня 1918 г. командиром карательного красногвар- ческих кадров; ремонтно-строительной; производства

дейского отряда Ивановым [43]. наглядных и учебных пособий; снабжения и хозяйствен-

Примерно четвертая часть учителей Западной Сибири ного обеспечения, а также системы профессионального

приняла участие в создании и работе Советов по народ- образования, было прервано советской властью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Народное образование в России / Сост. И.П. Белоконский, Э.О. Вахтерова, В.П. Вахтеров и др. М.: Тип. И.Д. Сытина, 1914. С. 55.

2. Киршевский А.П. Ближайшие задачи по народному образованию Сибирского земства // Сибирский рассвет. 1919. № 3-4. С. 117, 121.

3. Хитарян М.Г. Начало строительства советской школы в Новониколаевске (1917-1920 гг.) // Из истории Западной Сибири. Вып. 1. 1961.

С. 65.

4. Бюллетени Алтайского губернского статистического бюро. Барнаул, 1920. N° 1-3.

5. Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК). Дф-51. Оп. 1. Д. 20. Л. 316 об., 319-320.

6. ЦХАФАК. Дф-233. Оп. 1. Д. 15. Л. 002, 016 об.

7. ЦХАФАК. Дф-233. Оп. 1. Д. 15. Л. 015.

8. ЦХАФАК. Дф-233. Оп. 1. Д. 15. Л. 016.

9. ЦХАФАК. Дф-226. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.

10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Фр-320. Оп. 3. Д. 14. Л. 171-172.

11. ГАРФ. Рф-320. Оп. 3. Д. 611. Л. 1-19.

12. ГАРФ. Рф-320. Оп. 3. Д. 611. Л. 1-19.

13. ГАРФ. Рф-131. Оп. 1. Д. 329. Л. 4, 4 об., 5, 5 об.

14. ЦХАФАК. Дф-51. Оп. 2. Д. 39. Л. 33 об.

15. ЦХАФАК. Рф-582. Оп. 1. Д. 2. Л. 1, 2.

16. Государственный архив Томской области (ГАТО). Дф-126. Оп. 3. Ед. хр. 538. Л. 9.

17. ГАРФ. Рф-320. Оп. 2. Д. 190. Л. 3, 10 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. ГАТО. Дф-126. Оп.3. Д. 384. Л. 12.

19. Кислицин В.Н. Народное образование в Сибирском казачьем войске // Развитие начальной школы на Алтае: Тез. докл. науч.-практ. конф. Барнаул, 1994. С. 82-84.

20. Народный учитель. 1917. № 21-22, 23-24.

21. Отчет о деятельности Алтайского губисполкома. Барнаул, 1919. С. 15-25.

22. ЦХАФАК. Дф-233. Оп. 1. Л. 9.

23. ЦХАФАК. Дф-226. Оп. 1. Д. 6. Л. 1 об., 5-6.

24. ЧеховскихК.А. Народное образование на Алтае осенью 1917 - весной 1921 г.: Дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 1998. С. 33.

25. ГАТО. Дф-126. Оп. 3. Д. 538. Л. 9.

26. ГАРФ. Рф-320. Оп. 3. Д. 59. Л. 2-3.

27. ГАТО. Дф-126. Оп. 3. Д. 583. Л. 12, 15.

28. ЦХАФАК. Дф-226. Оп. 1. Д. 5. Л. 12.

29. ЦХАФАК. Дф-226. Оп. 1. Д. 5. Л. 12, 12 об.

30. ЦХАФАК. Дф-226. Оп. 1. Д. 5. Л. 12 об.

31. ЦХАФАК. Дф-225. Оп. 1. Д. 5. Л. 54.

32. ГАРФ. Рф-320. Оп. 3. Д. 536. Л. 1-13.

33. ГАНО. Дф-160. Оп. 1. Д. 18. Л. 28.

34. ГАРФ. РФ-320. Оп. 3. Д. 651. Л. 3-5.

35. ГАНО. Дф-160. Оп. 1. Д. 18. Л. 43.

36. ЦХАФАК. Дф-225. Оп. 1. Д. 5. Л. 5-25.

37. ЦХАФАК. Дф-226. Оп. 1. Д. 6. Л. 22-23.

38. Отчет о деятельности по проведению земской реформы в Тобольской губернии. Тобольский губернский комитет по введению земства. (2 июля 1917 года - 1 февраля 1918 года). Составлен для первой чрезвычайной сессии Тобольского Губернского Земского Собрания. Тобольск, 1918. С. 27.

39. Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства. 21 декабря (3 января). 1917. № 3.

40. ЦХАФАК. Дф-233. Оп. 1. Д. 17. Л. 30-35.

41. ЦХАФАК. Дф-225. Оп.1. Д. 22. Л. 2-4.

42. ГАТО. Р-1. Оп. 1. Д. 243. Л. 45.

43. ГАРФ. Рф-320. Оп. 3. Д. 521. Л. 1-2.

44. Чеховских К.А. Реорганизация народного образования в период становления советской власти (март - середина июня 1918 г.). Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. 38 с.

45. Отчет о деятельности по проведению земской реформы в Тобольской губернии. Тобольский губернский комитет по введению земства. (2 июля 1917 года - 1 февраля 1918 года). Составлен для первой чрезвычайной сессии Тобольского Губернского Земского Собрания. Тобольск, 1918. С. 17.

Статья представлена научной редакцией «История» 10 ноября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.