Научная статья на тему 'Деятельность земств Тобольской губернии в деле народного образования и медицины'

Деятельность земств Тобольской губернии в деле народного образования и медицины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Угрюмова Мария Викторовна

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов практической деятельности органов земского самоуправления в области образования и здравоохранения на территории Тобольской губернии в период 1917 — 1919 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность земств Тобольской губернии в деле народного образования и медицины»

скольку медицинские исследования по проблеме алкоголизма, написанные в последние годы, показывают, какую сложность представляет лечение этой болезни. Но абсолютно бесспорна положительная роль Русской Православной Церкви, и духовных библиотек в частности, которые способствовали распространению трезвеннических идей в обществе.

Библиографический список

1. Боритесь с алкоголем//Том. епархиал. ведомости,- 1915.-№20.-С. 851-867.

2. Бортникова О. Н. Сибирь тюремная: пенитенциарная система Западной Сибири в 1801 -1917 гг.: Монография,- Тюмень, 1999.-304 с.

3. Война, вино и книжный голод//Ом. епархиал. ведомости, -1915.-№14.- С. 37-41.

4. Волосатовский Д. Какими способами распространить религиозно-нравственную литературу среди нашего простого населения//Ом, епархиал. ведомости,-1913.-№3,-С. 18-31.

5. Голошубин И, Справочная книга Омской епархии,- Омск, 1914,- 1074с.

6. Государственно-церковные отношения в России: Ч. 2,- М., 1995,- 193 с.

7. Задачи Братства Трезвости: Доклад, прочитанный на собранииТомского городского духовенства председателем комитета Епархиального Братства Трезвости//Том. епархиал. ведомости.-1914.-№22,- С. 1429-1442.- (Отдел общецерковный).

8. К вопросу о мерах борьбы с пьянством в приходе//Том. епархиал. ведомости.-1909,-№16,-С. 673-682.

9. Какстать трезвыми // Том. епархиал. ведомости,- 1917.-№2,-С. 70-78.

10. Краткий отчет о деятельности Иннокентиевского Епархиального Братства Трезвости за 1913-1914 гг.// Том. епархиал. ведомости,-1915,- №15,- С, 636-643,

11. Краткий отчет о деятельности Иннокентиевского Епархиального Братства Треэвости//Том. епархиал. ведомости.-1917.-№5.-С. 85-91.

12. Культ алкогольной страсти: Доклад, прочитанный на общем годичномсобрании членов Томского Епархиального Иннокентиевского Братства Трезвости//Том. епархиал. ведомости,-1915,-№9,-С. 376-390.

13. Лебедев В. В. Омское Епархиальное Братство//Русское православие в Сибири: История и современность: Матер, междунар. науч. конф. — Омск, 1995. — С. 81-83.

14. Отчет Иоанно-Предтеченского общества трезвости при Свято-Троицкой церкви на станции «Омск» Сибирской железной дороги за 1912год//Ом. епархиал. ведомости,- 1913,- №17,- (Ч. неофициал.).

15. Школа и приход//Народное образование.- 1897,- Год второй,- КнигаХ (окт.).- С. 6-35.

ЕЛИЗАРОВА Наталья Владимировна, аспирант, ассистент кафедры «Отечественная история».

УДК (947+957) м. В. УГРЮМОВА

Омский государственный технический университет

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ДЕЛЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕДИЦИНЫ

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов практической деятельности органов земского самоуправления в области образования и здравоохранения на территории Тобольской губернии в период 1917 — 1919 гг.

Важнейшим институтом правового государства и гражданского общества, наряду с независимым судом и равенством всех граждан перед законом, является самоуправление. Организация и практическая деятельность земств в России относится к числу наиболее актуальных проблем отечественной истории, поскольку очевидна их связь с настоящим временем, когда на местах формируются и действуют органы местного самоуправления.

В 1864 г. в Сибири, как известно, земство не вводилось. Причин приводилось множество: незначительный процент помещичьего землевладения, наличие нерусских национальностей и ссыльных, обшир-

ность площадей и окраинная территория, удобная для правительства налоговая система и др. В числе многих доводов приводился и низкий уровень образования местного населения. Общественность же, поднимавшая вопрос о введении земства в Сибири во второй половине XIX века, говорила иначе: как сибирякам научиться писать и читать, если здесь нет школ?

В Тобольской губернии земства были созданы по закону Временного правительства летом 1917 года. Фактически же земские учреждения в губернии начали свою работу только после прихода к власти Временного Сибирского правительства. Деятельность

тобольских земств, как и российских, касалась практически всех сфер местного хозяйства. Среди них выделим два направления: народное образование и здравоохранение.

Тобольскому земству дело народного образования и медицины досталось не в лучшем состоянии. Нехватка учителей и врачей, больниц и школ, отсутствие средств на их организацию - вот неполный перечень проблем в условиях войны и постоянной смены властей.

Школа была общественным институтом, способным помочь молодому поколению приспособиться к усложнившимся условиям жизни Основная забота в просвещении легла на плечи земств. В результате деятельности земских учреждений появилась доступная населению школа (земская народная школа), распространились новые технологии обучения, возрос образовательный уровень населения. Земствам принадлежит заслуга создания основ начальной школы в России. Участие земских учреждений в народном образовании регулировалось специальными положениями 1864, 1871 и 1874 годов. По первому из них народная школа передавалась из ведения директоров гимназии и штатных смотрителей уездных училищ в ведение уездных и губернских училищных советов, которые решали вопросы о платности и бесплатности обучения, программы и устройства учебных заведений. В 1871 г. инструктора народных училищ получили право отстранять учителей от должности в случае признания их неблагонадежными. Изданное 25 мая 1874 г. Положение о начальных училищах ставило их под жесткий контроль со стороны правительственных и сословных учреждений. Положение 1874 г. действовало до 1917 г., пока Февраль не принес земской школе существенных изменений. По реформам Временного правительства к земству перешло заведование школьным делом не только в хозяйственном, но и в учебном отношении. Земства, города и общественные учреждения получили право открывать учебные заведения всех типов для совместного обучения. 8 мая 1917 г. подверглось перестройке управление местными учреждениями Министерства просвещения: упразднялись городские, уездные и губернские училищные советы, а их функции перенимали земские управы и городские думы. Первоначально в ведение земств перешли народные училища, а высшие начальные школы остались в подчинении директоров и инспекторов народных училищ.

Программа реформы народного образования, разработанная Временным правительством, на первый взгляд, отразила все многолетние чаяния российских земств и вполне отвечала требованиям демократического государства.

В губернии областью народного образования руководил специальный отдел при губернской управе, состоящий из заведующего отделом, его секретаря, трех инструкторов школьного дела, инструктора по внешкольному образованию.

В целом документы 1918-1919 гг. рисуют не лучшую картину состояния земских школ, У большей части школ не было своих зданий, они располагались в арендованных помещениях. Отсутствовали учебные пособия. Не хватало учителей. Часто занятия в школах прекращались из-за нехватки дров, керосина или бумаги1.

В ведении земства к 1919 г. в губернии находилось более 1100 школ. В среднем на уезд приходилось 300350 начальных училищ, что было в полтора-два раза больше чем в феврале 1918 г., когда в ведение земств перешло порядка 700 церковно-приходских школ и

начальных училищ. Например, в Ишимскомуезде насчитывалась 361 школа, где обучалось около 25 тыс. детейивзрослыхнаЗЮтыс. жителей уезда2. Педагогический персонал в основном состоял из лиц, окончивших церковно-приходские школы, реже учительские семинарии и Тобольскую духовную семинарию. К 1919 г. учительский состав школ Тобольской губернии пополнился учителями, эвакуированными из Пермской губернии, Пензы, Подмосковья и др. мест3. Средняя заработная плата учителя за 24 часа в неделю составляла около 4000 руб. в год. Учителя — пенсионеры получали 3000 руб. в год4.

Школы требовали немалых финансовых затрат. В среднем на содержание одного начального училища в год требовалось 2-3 тыс. рублей, из которых примерно 240 рублей уходило на наем помещения, 550 — на отопление, 90 — на освещение, 360 — на наем сторожа, 330 — на сохранение и пополнение библиотек, 800 — на приобретение учебных и письменных принадлежностей, канцтоваров, 200 — на приобретение и ремонт мебели, 300 — на косметический ремонт здания, 300 — на оплату общежития учителям5.

Но не все школы влачили жалкое существование. Там, где общественность и члены управы понимали важность дела народного образования, на содержание школ выделялся самый большой процент земской сметы. Например, вот так выглядело одно из сельских училищ Тобольского уезда, где обучалось 57 детей школьного возраста в две смены: «... деревянное здание, в котором 4 больших комнаты. В училище имеется три иконы, три портрета бывших государей, неисправная классная доска, 12 парт, шкаф для письменных принадлежностей, шкаф для школьной библиотеки, шкаф для народной библиотеки, шкаф для посуды, шведские счеты, часы, учительский стол, стол для учительской комиссии, 6 венских стульев под орех, 6 венских стульев с позолотой... 570 книг»6.

Нередко губернское земство выделяло кредиты на ремонт и постройку новых школьных помещений. Немалых затрат требовал мелкий и капитальный ремонт школьных зданий. Так, только один ремонт Тар-ской женской гимназии в мае 1919 г. обошелся уездному земству в 2850 рублей7. Такие работы для земств не являлись единичными. В среднем за 1919 г. земства отремонтировали около 345 волостных школ и порядка 22 уездных.

На средства губернского земства в 1918-1919 гг. было построено 24 новых здания для сельских училищ8. При постройке типовых школьных зданий необходимо было пользоваться особыми проектами, выработанными техническим отделом губернской земской управы, иначе земства не выделяли никаких средств. Необходимо отметить, что одно новое здание обходилось земствам в сумму около 4336 тыс. рублей9 . Тем не менее и школ, и учителей катастрофически не хватало. Население в большей степени оставалось неграмотным.

Событием в деле земского народного образования являлось открытие специализированных училищ. Так, в марте 1919 г. в Кургане по решению уездного земского собрания, было открыто районное среднее земледельческое училище, которое обслуживало ряд уездов Тобольской (Ишимский, Ялуторовский) и других губерний (Петропавловский, Шадринский, Челябинский)10.

Земские деятели активно работали с учительством, организуя учительские съезды, курсы. Например, летом 1919 г. в Тобольске, при учительской семинарии состоялись земские педагогические курсы, где присутствовало более 80 человек. Участники

рассматривали вопросы управления земскими образовательными учреждениями, поведения и дисциплины учащихся, методических инноваций в деле образования, создания дополнительных школьных »урсов ит. д. Более подробно были разобраны проблемы педагогической психологии, краеведения. Проведение данного мероприятия в масштабах губернии было одобрено местным учительством11.

Учительские семинары проводились во всех уездах губернии. Организовывались специальные курсы для мусульманских учителей (в губернии за счет земства существовало 180 мусульманских школ)12. Организация одного такого мероприятия обходилась уездной управе примерно в 70 тыс. рублей13. Так, например, тобольской и тюменской уездными управами за счет губернского земства в начале 1919 г. рыли устроены съезды для учителей мусульманских школ своего уезда, где присутствовало до 50 участников каждый раз14.

В декабре 1918 г. при тобольской губернской управе начал свою работу ежегодный Совет по народному образованию, учрежденный губернским земским собранием. В функции Совета входило руководство делом просвещения в губернии, т. е. Совет исполнял роль высшего педагогического органа. Первую ^сессию губернского совета по народному образованию посетили члены уездных учительских союзов, ■представители губернской и уездных управ, преподаватели учительских семинарий Тобольска и Ялуторовска и др. (Всего 20 человек). На собрании рассматривались следующие проблемы: состояние школьных учебников, программ, школьной статистики и т. д. По вопросу школьной статистики, например, были разработаны инструкции по проведению родительских собраний, личные карточки учителя и ученика, положение о волостном и уездном советах народного образования, положение об учебных планах и др.15 Поскольку доля учителей без специального образования примерно в два раза превышала долю учителей, имеющих его, Советом было решено организовать летние педагогические съезды в каждом уезде10.

Отделы народного образования занимались и внешкольным образованием, организуя просветительскую работу среди взрослого населения через вечерние начальные школы, сельские библиотеки, читальни, беседы, лекции, передвижные музеи. Так, в Курганском уезде в 1919 г. работало 16 воскресных школ (где обучалось 300 человек), 32 народные библиотеки, велись народные чтения в 30 школах, что уездной управой признавалось недостаточным для поднятия уровня образования среди взрослого населения'7. Большим событием было создание довольно больших библиотек при самих земских управах. Это признало, например, местное население Ишимского уезда, когда в феврале 1919 г. при управе открылась библиотека-читальня для общего пользования16.

Дошкольным образованием (детскими садами, интернатами) также ведали земские отделы народного образования, обеспечивая хозяйственную, финансовую, методическую поддержку. Например, Тар-ская уездная земская управа содержала Тавризский детский приют, поставляя продовольствие, одежду, обувь, школьные принадлежности для детей-сирот ежемесячно на сумму порядка 500 рублей14. Эта же управа постоянно жертвовала определенные суммы денег Ольгинскому приюту трудолюбия для детей-переселенцев в г. Тобольске и организовывала сборы подобных пожертвований с населения20,

Таким образом, земство играло важную роль в деле народного образования. В условиях граждан-

ской войны оно поддерживало школы и учительство. Земство взяло на себя выдачу жалования учителям, воспитателям учебных заведений, старалось обеспечить школы письменными принадлежностями и учебными пособиями. Но в условиях разрухи реальные результаты земской работы в области народного образования были невелики. Это замечали и сами земцы: «В земских школах обучается менее 50 % детей школьного возраста, что позволяет нам очень медленно приближаться к всеобщему обучению»21. Подобное положение наблюдалось и в других сибирских земствах. Так, по исследованиям Н. А. Яковлевой, более 76,5 % детей школьного возраста Алтайской губернии оставались вне школы, причем оканчивали ее лишь 7,9 % обучающихся22.

Немалое внимание земства уделяли организации медицинской помощи населению. Во всех уездных земских управах, как и в губернской, существовали отделы народного здравия (медико-санитарные). Земцы старались поддерживать больницы, стационары, амбулатории, губернский аптечный склад и медицинский персонал, работающий в них. Губернской управой создавались выездные эпидемические отряды для борьбы с сыпным тифом, лихорадкой и другими заболеваниями. Из отчетов медицинских отделов, представленных в губернскую управу в ноябре — декабре 1918 г., следует, что в среднем на уезд приходилось: 7-15 врачей, 15-25 фельдшеров, 10-15 фельдшериц — акушерок, 5-7 акушерок, 4-7 сестер милосердия23. Этого было недостаточно для обслуживания всего населения любого уезда, но это было уже в 10 раз больше, чем до организации в губернии земств.

Земства поддерживали врачей, как и учителей, организуя специальные курсы, съезды различных уровней и,масштабов. Так, в октябре 1918 г. под руководством губернской управы в Тобольске состоялся делегатский съезд земского медицинского персонала (врачей, провизоров, фельдшеров), на котором рассматривались следующие вопросы: организация медико-санитарной части, меры борьбы с эпидемиями, аптечное дело, положение губернской земской больницы, акушерско-фельдшерской школы и др.24

Постройка новых зданий больниц, фельдшерских пунктов и ремонт старых также находились в ведении земских учреждений. Например, вТарском уезде летом - осенью 1918 г. на сумму 4. 557 руб. был проведен капитальный ремонт четырех довольно крупных лечебниц (Тарская, Завьяловская, Тавриз-ская, Муромцевская)25. Ремонт в основном заключался в исправлении или перестройке погребов, покойницких комнат, палат, бань, цокольных этажей, дверей, печей, полов, и др. Чтобы получить средства на ремонт, специальные отделы земских управ составляли подробное описание и чертежи больничных зданий, по которым можно восстановить картину того, как выглядела средняя земская больница в Тобольской губернии в 1918-1919 годах. Так, Завьяловская больница (Левская волость, Тарский уезд) представляла собой сосновое здание, крытое железом, стоящее на каменном фундаменте. Внутри помещения находилось четыре просторных палаты (на 10 человек каждая), операционная, перевязочная, ожидательная, аптека, кабинет врача, кухня, теплый туалет с фаянсовыми унитазами, ванная комната с чугунной ванной, колонкой и баком для нагрева воды, насосом и трубопроводом. На территории больницы также находились покойницкая, барак, амбар с ледником, баня, холодный туалет, заборы, квартира врача и фельдшерское общежитие26. Земства содержали

дома медицинского персонала, представлявшие иногда тесные лачуги, а иногда и просторные хоромы. Примером могут послужить квартиры двух земских врачей Тарского уезда. Так, врач Завьяловской больницы с семьей жил в доме, где имелась одна комната и горница, а врач Тарской лечебницы (точно такой же по своим размерам, что и первая) обитал в шести-комнатной квартире с ванной комнатой и кухней27.

Наибольшие трудности в организации медицинской помощи пришлось испытать земствам в годы войны. Больницы были переполнены ранеными и вели различные мероприятия, связанные с эпидемиями (холерой и чумой) по специальным предписаниям Совета министров. При управах были сформированы уездно - городские санитарные исполнительные комиссии. Только после предоставленных в земский отдел МВД отчетов, где указывались время и характер эпидемии, число пораженных, пути заноса, ход, меры наблюдения, предполагаемые расходы на борьбу, правительство выдавало денежные суммы. Особо хорошо работа в борьбе с эпидемическими заболеваниями, - отмечали колчаковские министры, - была поставлена в Тобольской губернской земской управе28. В феврале 1919 г. при губернской управе для борьбы с тифом было создано совещание по организации соответствующих мероприятий, три эпидемических отряда и несколько санитарных попечительств •.

За счет земских учреждений жили учителя и врачи пенсионного возраста, малоимущие и инвалиды. Очень часто земства, помимо постоянной денежной помощи, выделяли этой категории учительства разовые пособия, либо оплачивали лечение и закупали для них продовольствие. Так, например, в 1919 г. разовые денежные пособия в размере 40-50 рублей получили все малоимущие учителя Ялуторовского уезда30 . Тогда же, в качестве подарка к новому учебному году, весь учительский состав Тобольского уезда удостоился по паре новых галош31.

Исследование деятельности тобольского земства в области развития здравоохранения показывает, что несмотря не все недостатки и неблагоприятные условия развития (скудность средств, нехватка медицинского персонала и лечебных учреждений и т.д.), местная медико-санитарная организация сделала шаг вперед по сравнению с доземским периодом.

Немало было сделано земцами и в области развития народного образования. За период деятельности земств увеличилось количество школ, учащихся, учителей, имевших профессиональное образование, педагогический стаж и т.п. качественные изменения произошли и в системе внешкольного образования. Несмотря на это, тобольское земство (как в прочем и земства европейской России за весь период своего существования) не смогло решить главную проблему -

ликвидацию неграмотности населения. Недостаточно было времени, благоприятных условий и средств на реализацию всех задуманных идей.

Частичный анализ деятельности Тобольского земства, показывает, что оно как орган местного самоуправления для своего времени являлось прогрессивным учреждением, которое было способно не только понимать, разбираться, но и решать, хотя и не всегда с должным знанием дела, находящиеся в его компетенции социально-экономические и культурные вопросы и проблемы сельской жизни.

Примечания

'Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО). Ф.762. Оп. 1. Д. 17-2. Л.42.

2Там же. Ф.732. Оп. 1. Д. 16. Л.5.

3Тамже. Ф.762. Оп.1.Д.26.ЛЛ. 1-5.

"Тамже. Д.18.Л.16об.

5Там же. Д.25. Л..8 об.

6Тамже. Ф.762. 0.1. Д.25. Л.31.

7 Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф.Р-428. О.1. Д.107.А. 11.

"ТФГАТО. Ф.732.Оп. 1. Д. 19.ЛЛ.38. - 39об.

"ГАОО. Ф.Р-428.0.1.Д.113.Л.206.

"'Правительственный вестник. 1919. Эмарта.

"ТФ ГАТО. Ф.732. Оп. 1. Д.40-3. ЛЛ.3-12.

12 Сибирская земская деревня. 1919.10 мая.

13Тамже. 15 мая.

иТамже.

|5ТФ ГАТО. Ф.762. Оп. 1. Д. 18. АЛ. 1 -70.

"Там же. Л. 86.

,7Тамже. А. 90.

"Правительственный вестник. 1919.Эмарта.

"ГАОО. Ф.Р-428.0.1. Д. 128. Л.5 об.

2°Тамже.Л.17.

21 ТФ ГАТО. Ф.762.0.1. Д. 26. А. 55.

22Яковлева Н. А. Февральская революция и сибирское земство // Грани. Москва, 1994. № 171. С.215.

ИТФ ГАТО. Ф.732. ОП.1.Д.8. А. 101.

"Сибирская земскаядеревня. 1919.16 октября.

24ГАОО, Ф. Р-428. 0.1. Д. 107. Л,32,

2Г'Тамже. Д. 114. А. 5-5 об.

27Там же. АЛ. 2-2 об, 5 об.

ш Там же. Д. 116. А. 7, 28 об.

"Правительственный вестник. 1919.11 февраля.

МТФ ГАТО. Ф.732. Оп.1 Д.26.Л.11-14.

"Там же. Л. 10.

УГРЮМОВА Мария Викторовна, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Нижневартовского филиала.

Опыт веков: в мире мудрых мыслей

Ученый — это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользой.

Аристипп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.