Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ОТКРЫТИЕ НОВОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ В ГБАО (1980-1991ГГ.)'

РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ОТКРЫТИЕ НОВОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ В ГБАО (1980-1991ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ШКОЛ / ПРОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ / НЕХВАТКИ У ГОСУДАРСТВ СРЕДСТВ ДЛЯ ШКОЛЫ / НИЗКАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / IMPROVEMENT OF SCHOOLS / CONDUCTING SCHOOL REFORMS / DEMOCRATIZATION OF SCHOOL LIFE / SHORTAGE OF PUBLIC FUNDS FOR SCHOOLS / LOW WAGES OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходжибеков Эльбон

Данная статья раскрывает историю развития средних школ ГБАО с 1980 -1991гг., включая школьную реформу в годы перестройки, переход школы на 11 летней срок обучения, изгоняется авторитарный стиль работы, происходить демократизация школьной жизни. Автор поэтапно показывает, что в годы перестройки имелись недостатки в сферах народного образования, в конце 80-х начале 90-х годов. В силу нехватки у государства средств, материально-техническая база школ оказалась в критическом состоянии, а низкая заработная плата учителей в итоге инфляции стала почти символической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT AND PROBLEMS OF EDUCATION, AND OPENING OF THE NEW BRANCH OF ACADEMI OF SCIENCE OF THE REPUBLIK OF TAJIKISTAN IN GBAO (1980-1991Y.)

This article touches upon the question of improving the education in secondary schools of GBAO in 1980-1991, which included the school reforms during Perestroika, the move to an 11-year’s term of studying, ridding of the authoritarian style of work, and democratization of the school’s life. The author reveals that there were shortcomings in the sphere of education during Perestroika in the end of the 1980s and in the beginning of the 1990s. Due to the shortage of public funds, the material and technical resources of schools were in critical condition, while low wages of teachers as a result of inflation became symbolic.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ОТКРЫТИЕ НОВОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ В ГБАО (1980-1991ГГ.)»

РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ОТКРЫТИЕ НОВОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ В ГБАО (1980-1991 гг.)

Ходжибеков Э.

Хорогский государственный университет имени М. Назаршоева

В 1981г. в ГБАО действовали 8 дом пионеров, станциями юных техников, экскурсионно-туристическая база, три спортшкол, секция юных натуралистов и 10 музыкальных школь.[1:79] В 1982 г. были построении здание новых школ в к. Дерзуд Рушанского района на 480 ученических мест, в к Вер Шугнанского района на 280 школьников [2].

С 1984 года в ГБАО, как и в других регионов СССР происходить очередная школьная реформа, срок обучения в школе увеличивается, школа переходить на 11 летней срок обучения; в начальной школах в целях уменьшения учебной нагрузки младших школьников происходят на четырехлетней срок обучения. Из школы изгоняется авторитарный стиль работы, происходить гуманизация, демократизация школьной жизни, в центре вниманием стоит личность школьника.

Широкое распространение получили уникальные идеи педагогов-новаторов С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, И.Я.Волкова, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина и др., выступавших за педагогику сотрудничеству, за полное признание права ученика и уважения к нему в сочетание с разумной требовательностью, создание ситуация успеха, за развитие творческого потенциала личности [3, с. 82-83].

Лучшие учителя области, заслуженная учитель Тадж. ССР Г.Бобоева, Гущина С.Я., (Хорог), Х.Мавлоназаров, М.Н.Сидоренко, Н.Азатхонова (Шугнан), С. Абдурахмонова, С.Ниёзбеков (Мургаб), Б.Бахриев (Ишкашим) заслуженная учитель Тадж.ССР, Н.Гулов, Х.Бодуров (Ванч), И. Гаёсиев, Р.Раупов (Калай-Хума) [4, с. 38]. М. Бахтиёров добавляет: - Лучшие учителя Рушанского района являлись Елена Школа Никитична, Ватаншоева О., Бекмамадов Г., Худоназаров Ш., Мехрафзунов Х., Басидичов А., Муборакшоев Ф., Мируллоев М., Паллаева Г. Замиров О. Назариев З., заслуженный учитель Тадж.ССР и др. [5, с. 115].

Если в Мургабском районе «... не было ни одного учителя до Октябрьской революции то в 1983г. занимаются с детьми 230 учителей из них 171 с высшим образованием, 10-е незаконченным высшим, 22 учителей со среднем специальном образованием, 18 учителей занимаются заочно в Вузах страны [6].

Говоря, о развитие народного образования зав. районо Шугнанского района Г.Гуломнабиев говорил: «В 1982г. были построении новые здания школы к Варшез, №4, к. Гожак, № 62 к.Тусян.При школах № 11, 19, 57, 72 были построении здание для вновь открывшихся классов на 900 ученических мест. Приобретены на сумму 3 тысяч руб. наглядные пособие. 8 начальных школ преобразованы в 8 летный, 4 восмилетных школ на среднюю. В 1983г. на обучение 13,7 тысяч детей в 85 школ района были заняты 7270 учителей. 4,5 млн. рублей выделены для развития народного образования» [7].

Заведующий областной отдел народного образования облисполкома ГБАО Г.Факиров в своем вступление в совещание учителей области (август 1986г.) «Ответственная задача педагогов ГБАО» говоря, об успехах и одновременно напомнил учителям о новшество преподавание в связи с перестройкой школах области следующее: «В 1985-1986 учебном году в области имелись 92 начальных школ, 86 восмилетных, 98 средних школ и в них учились 45 тысяч учеников. Из них 77% учились в средних школах. В 1985 г. 10 класс окончили 3410 учеников, 6 из них с золотой и бронзовых медалью. В сфере народной образование области трудились всего 4440 учителей и из них 3786 являлись учителей с высшим образованием. В 1985 году прошли аттестации всех учителей области и 24 из них удостоены званием «Учитель-методист» [8, с. 628].

С первого сентября 1986 г. в школах области впервые за истории 1650 детей до 6 лет должны сидеть за партой. Облисполком три месяца до этого дважды обсудил этот проблемы в своих заседаниях, и было решено в каждом районе открыт классов для детей шестилеток, определены учебные классы и даже классы отдыха для них. 115 лучших учителя прошли курс повышения квалификации при ОЦИУ ГБАО для работу с детей - шестилеток.

Начиная с нового учебного года 1985-1986г. в школах ГБАО введена новая дисциплина «Основы информатики и вычислительной техники» и начиная, с 1984 года

была введена на это специально опытно 12 средних школ. Для оборудований школ был выделен государство 360 калькулятор. Другая новшество школах области был в том, что начиная с нового учебного года, был введен во всех классах «Общественно -полезный труд» [9].

В 1987г. в области имелись около 300 общеобразовательных школ, в которых учатся свыше 44 тысяч детей. В школах области работают четыре тысячи учителей, более 80 процентов которых имеют высшее образование [10, с. 474]. Учитель родного языка и литературы школа №35 Ишкашимского района Атобек Корвонбеков в 1983г. более 28 лет работал с детьми. Начал работать с простого учителя, и дойдя до должности директора школы. Награждался званием Отличник народного образования Таджикской ССР, Отличник просвещения СССР [11]. В 1991г. был награжден званием Заслуженный деятель народного образования учитель средней школы № 58 Шугнанского района Л.Мирзохасанов [12].

В годы перестройки появились первые компьютеры на Памире. «Работники обкома комсомола, начиная с января 1990 г. в салон автобуса предназначенных до перестроек для лекторских групп установили вместе сиденья столы и в них закрепили компьютеры, и таким образом проводили в 13 школах области занятия со школьниками для их полное освоение компьютерами. Его называли « компьютерный класс на колес» [13].

Тесны стали школы - возвели новую, на 1200 мест в микрорайон УПД; новый ресторан «Памир», кафе, здание редакции и типографии-все это стройки самых последних лет [10, с. 463].

В ГБАО за годы советской власти и включая, годы перестройки, огромное значение придавали изучением русского языка. Русский язык в отдельных местах преподавали в 80-90 годы ХХ в. не только местные учителя, но и даже приезжие русские учителя. Так, Анна Михайловна после окончания Ивановский педучилищ РСФСР в 1970 г. пришла на работу в к.Варшез Шугнанского района. Заочно окончила ДГПИ им Т.Г.Шевченко. Вырос до звание «Учитель - методист» [14]. Антонина Аркадьевна Баранова после окончания Рязанского педучилища пришла на работу в Мургаба, а за тем в Шугнанского района и в 1983г. поступила на работу в средней школы №3 г.Хорога. Заочно окончило ДГПИ им Т.Г.Шевченко.10 лет работает в школах области [15]. Лилейкина Н.А., Башева Н.Г., Школа Н.А., Шляупас Ж.Л. тоже тогда работали в Памир и изучали, как говорили тогда язык великого русского народа, язык В.И.Ленина.

А. Шониёзов, зав. отделом пропаганды и агитации горкома партии об этом писал: «217 человек преподают русского языка, 197 из них имеют высшую образования. Каждый год проводиться научно-теоретической конференции по девизом «Русский язык-язык Ленина-язык Великого Октября».[16] Среды местных русоведов ГБАО -лучшие по профессии являлись Давлатбекова З., Низомова М. (Хорог), Рустамова Ф., Доробшоев К.(Шугнан), Давлатжонов Р., Егибекова С. (Калай-Хума), Косымов К., Паллаев Х. (Рушан) [16].

По переписи 1939 года население ГБАО составляло 71 800 человек. В 1985 году оно достигло 150 тысяч (а Хорог-20 тысяч). По переписи 1979 года 90, 4% населения составляли таджики, 6, 7% киргизы, 1,4% русские, 0,9% украинцы, 0,2 % узбеки. В ходе переписи назвали родным русском языком русский 2213 человек, 40 385 человек заявили, что свободно владеют русским в качестве второго языка. (В 1970году таких было лишь 21 825 человек) [10, с. 45].

Не смотря на большие успехи в годы перестройки имелись недостатки и в сферах народного образования. Последствия экономического кризиса особенно пагубными оказались для народного образования, культуры, науки.

Эти сферы всегда находились на дотации у государства. В конце 80-х и начале 90-х годов, в силу нехватки у государства средств, финансирование и материальная поддержка государства в указанных областях намного уменьшились. В результате материально-техническая база школ оказалась в критическом состоянии, а низкая заработная плата учителей в итоге инфляции стала почти символический. Учителя из-за нужды стали бросать школы, искать более доходную работу, чтобы прокормить себя и свои семьи. Примерно в таком же положении находились больницы и научные учреждения [17, с. 434].

Последствия экономического кризиса особенно пагубными оказались для народного образования, культуры, науки. Эти сферы всегда находились на дотации у

государства. В конце 80-х и начале 90-х годов, в силу нехватки у государства средств, финансирование и материальная поддержка государства в указанных областях намного уменьшились. В результате материально-техническая база школ оказалась в критическом состоянии, а низкая заработная плата учителей в итоге инфляции стала почти символический. Учителя из-за нужды стали бросать школы, искать более доходную работу, чтобы прокормить себя и свои семьи. Примерно в таком же положении находились больницы и научные учреждения [17, с. 435].

Говоря о развития науки в 1980-1991гг. можно сказать, что «Если в 1939г. в Мургабе работала одна биостанция под руководством П.А.Баранова и А. И. Райкова, то сейчас (1983г.) бурными темпами развивается освоение горнорудного производство. На участке Шор-Булак занимаются ученые астрофизики Ленинградской обсерватории. Днем и ночью наблюдают за изменением погоды астрологические станции в Мургабе, Шаймаке, Кара-Куле и Булункуле» - писал Ораз Исманов, первый секретарь Мургабского райкома компартии Таджикистана [6].

Ученые главной астрономической обсерватории АН СССР на высоте 4.350 м. над уровнем моря с помощью солнечного телескопа и новейших приборов ведут активное наблюдение за поведением светила. Памир -говорил научный сотрудник главной астрономической обсерватории АН СССР главный инженер Николай Михайлович Шмельков, не случайно выбран для наблюдения, которому способствуют сухость ветра и спокойная атмосфера [18].

«Мы в комитет по делам образованию и науки поддерживаем предложение первого секретаря обкома КП Таджикистана ГБАО С.Бекназарова, председателя совета народных депутатов области Г.Шахбозова и К.Коимдодова о том, чтобы учредить в ГБАО филиал Академии наук республики», - говорил депутат Верховного Совета республики, председатель комитета по делам образованию и науки Верховного Совета Республики Таджикистан Моёншо Назаршоев в своем интервью корреспонденту облгазеты Бадахшони Совети от 25 июня 1991 г. [19].

После чего 9-го сентября 1991г. по решению Президиума АН Республики Таджикистан открылся в г.Хороге Институт Гуманитарных наук (ИГН, ныне им. академика Б.И.Искандарова). Его первым директором был назначен доктор философских наук, профессор Хаёлбек Додихудоев [20].

Благодаря политики перестройки М.С.Горбачева многие ученые Памира защитили кандидатские диссертации. Так, в 1986г. Лола Исмаилова наконец смогла защитить свою кандидатскую диссертацию в Университете Патриса Лумумбы (г.Москва) при ученом совете факультета биологии. Диссертация была готовая более 15 лет, но «из за греха» его отца - Ибрагима Исмаилова [12] видного борца за установление Советской власти на Памире, а позже без основано репрессированный в 1937г.это случилось только в 1986 г. [21]. Розиямо Одилбекова в 1972-1975г. являлась аспиранткой Института истории АН Республики Таджикистан. Защитила диссертацию под руководством доктора исторических наук А.М. Мухтарова [22]. В 1991г. Мирзоабдинова С. защитила кандидатскую диссертацию, и получила ученое звание кандидата филологических наук [23] и др.

Литература:

1. Назаршоев М. Н., Назаршоем Н. М. Сохтмони маданй дар Бадахшони Совети. - Душанбе: Ирфон. - 1985.

2. Бадахшони Совети, 1982, 2 июля.

3. Тагиров Н., Махмудова С. Развитие учебных заведений по подготовке учителей начальных классов в период перестройки //Масъалахои маориф. - 2013. - № 1(26).- С.82-83.

4. Назаров К., Бурибеков Х. Маорифи ВМКБ, Хорог, 1979.- С. 38.

5. Бахтиёров М. Таърихи Рушон. Душанбе: Илм, 2013.

6. Бадахшони Совети, 1983, 5 февраля.

7. Бадахшони Совети, 1983, 19 января.

8. Бадахшони Совети, 1985, 26 августа.

9. Гаврилюк А., Ярошенко В. Памир. М.: Планета, 1987.

10. Бадахшони Совети, 1983, 23 февраля.

11. Бадахшони Совети, 1991, 8 августа.

12. Бадахшони Совети, 1990, 25 января.

13. Бадахшони Совети, 1970, 7 ноября.

14. Бадахшони Совети, 1983, 25 февраля.

15. Бадахшони Совети, 1983, 21мая.

16. Бадахшони Совети, 1983, 21 января.

17. История таджикского народа, том VI, новейшая история (1941-2010) / Под общ. ред. акад. Масова Р.М. - Душанбе, 2011. - 687 с.

18. Бадахшони Совети, 1983, 5 февраля.

19. Бадахшони Совети, 1983, 12 января.

20. Бадахшони Совети, 1991, 26 июня.

21. Бадахшони Совети, 1991, 21 ноября.

22. Бадахшони Совети, 1991, 6 августа.

23. Бадахшони Совети, 1991, 14 сентября.

РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ОТКРЫТИЕ НОВОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ В ГБАО (1980-1991гг.)

Данная статья раскрывает историю развития средних школ ГБАО с 1980 -1991гг., включая школьную реформу в годы перестройки, переход школы на 11 летней срок обучения, изгоняется авторитарный стиль работы, происходить демократизация школьной жизни. Автор поэтапно показывает, что в годы перестройки имелись недостатки в сферах народного образования, в конце 80-х начале 90-х годов. В силу нехватки у государства средств, материально-техническая база школ оказалась в критическом состоянии, а низкая заработная плата учителей в итоге инфляции стала почти символической.

Ключевые слова: развитие школ, проведение школьной реформы, демократизация школьной жизни, нехватки у государств средств для школы, низкая заработная плата.

THE DEVELOPMENT AND PROBLEMS OF EDUCATION, AND OPENING OF THE NEW BRANCH OF ACADEMI OF SCIENCE OF THE REPUBLIK OF TAJIKISTAN IN GBAO (1980-

1991y.)

This article touches upon the question of improving the education in secondary schools of GBAO in 1980-1991, which included the school reforms during Perestroika, the move to an 11-year's term of studying, ridding of the authoritarian style of work, and democratization of the school's life. The author reveals that there were shortcomings in the sphere of education during Perestroika in the end of the 1980s and in the beginning of the 1990s. Due to the shortage of public funds, the material and technical resources of schools were in critical condition, while low wages of teachers as a result of inflation became symbolic.

Keywords: improvement of schools, conducting school reforms, democratization of school life, shortage of public funds for schools, low wages of teachers.

Cведения об авторе: Ходжибеков Эльбон, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, факультета истории и права Хорогского государственного университета имени М. Назаршоева, e-mail: elbon_hojibek@rambler.ru

About author: Hojibekov Elbon, PhD of historical science, head of chair of General History, Department of History and Law at Khorog State University named after M. Nazarshoev

РАЙОНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ТАДЖИКСКОЙ ССР В 30-е

ГОДЫ ХХ ВЕКА

Хусайнов А. К., Хакназаров А.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Реконструкция и восстановление народного хозяйства в Таджикистане началось в условиях острого и жестокого военного противостояния советских и антисоветских сил. Вся работа по строительству социализма развернулась по большевистской традиции «боевая задача» и её достижение считалось очередным ударом по проискам врагов. ЦК ВКП(б) и ЦИК СССР главную задачу Таджикистана определили в развитии и увеличении объемов сдачи хлопка-сырца [1], что являлось очень важным для обеспечения хлопковой независимости Советского Союза от капиталистических стран и внутренних частных производителей. Коммунисты республики на своем I съезде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.