Научная статья на тему 'Развитие надпрофессиональных компетенций студентов в новой онлайн-реальности 2020 года'

Развитие надпрофессиональных компетенций студентов в новой онлайн-реальности 2020 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / цифровые компетенции / надпрофессиональные компетенции / distance education / online education / digitalization / soft skills / digital competencies
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие надпрофессиональных компетенций студентов в новой онлайн-реальности 2020 года»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

Развитие надпрофессиональных компетенций студентов в новой онлайн-реальности 2020 года

Пандемия вируса COVID-19 затронула практически все сферы жизнедеятельности человека, и мы оказались не готовы к этому вызову. С большим количеством сложностей столкнулась и вузовская система образования.

Цифровые технологии открывают горизонты масштабных изменений высшего образования как с точки зрения возможностей совершенствования образовательной системы, так и в плане необходимости фундаментальной модернизации бизнес-процессов, организационного дизайна, развития потенциала преподавателей. В то же время в ситуации экстренного перехода на работу в цифровой образовательной среде мы столкнулись с рядом факторов, демонстрирующих разрыв между уровнем развития технологий и готовностью их практического применения преподавателями вузов. Помимо недостатка цифровых компетенций отмечается низкая мотивация преподавателей; недостаточность коллегиального взаимодействия; проблемы с доступом к ресурсам и инструментам (в том числе скорость и качество интернет-связи), неудовлетворительная кадровая и образовательная политика учреждения.

В проведенном нами исследовании удовлетворенности студентов онлайн-обучением в период пандемии неготовность преподавателей к работе в существующих условиях отметили 26% респондентов. На наш взгляд, речь идет не столько о недостаточном уровне цифровых компетенций преподавателей, сколько об отсутствии у них мотивации для перехода работы в режим онлайн. В сложившейся ситуации преподавателям нужно было полностью переконструировать учебный материал, приспособив его под возможность самостоятельного изучения, увеличился объем часов контроля самостоятельной работы студентов, рабочий день свелся к он-лайн-взаимодействию и работе за компьютером в течение как минимум шести часов. При этом существует риск снижения финансового стимулирования труда преподавателей, что также не добавляет мотивации.

В рамках читаемых дисциплин для студентов магистратуры и бакалавриата направления подготовки «Управление персоналом» большинство занятий проводилось в интерактивном формате. Несмотря на то что цифровые технологии

Пеша А. В. Развитие надпрофессиональных компетенций студентов в новой онлайн-реальности 2020 года // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 85-86. — □□! 10.24411/2307-4264-2020-10227.

2 / 2020 | 85

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПЕША

Анастасия Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, цифровые компетенции, надпрофессио-нальные компетенции

86 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

открывают новые возможности для коллаборации, развитие компетенций в области коммуникаций и взаимодействия с людьми при существующем наборе доступных образовательной среде цифровых решений происходит эффективнее при непосредственном общении в учебной аудитории. Студенты с удовольствием принимают участие в онлайн-квестах, квизах, разрабатывают чат-боты, а деловые игры и бизнес-симуляции в аудитории способны развить гораздо больший спектр навыков, необходимых специалисту будущего. К тому же разработка онлайн-квестов, квизов и других интерактивных инструментов обучения в настоящее время является инициативой преподавателей.

Сегодня во взаимодействии «преподаватель — студент» изменились не только ключевые инструменты, которыми стали цифровые технологии, но и общение, в том числе командное взаимодействие. Поддерживать командный формат взаимодействия сейчас возможно при помощи большого количества онлайн-сервисов. Для коммуникаций мы используем Slack или WhatsApp (здесь можно организовать групповые чаты для разных групп студентов), ключевое преимущество — оперативность обратной связи и возможность группового обсуждения; для обмена документами, книгами и видео — Google Диск; для проведения коммуникаций во время практических занятий — бесплатные 40 минут Zoom. Применяя эти инструменты (в добавление к предлагаемым университетом), мы стараемся обеспечить нашим студентам достойный уровень развития знаний, умений и навыков. Но есть и минус: студенты тратят время на переключение с одного сервиса на другой. К этому также следует добавить неустойчивость интернет-связи и разные возможности доступа студентов к цифровым ресурсам.

В сложившейся ситуации у преподавателей не было времени на разработку цифровых инструментов, позволяющих в полном объеме развивать как профессиональные, так и надпрофессиональные компетенции. Качество образовательного процесса могло снизиться, а развития цифровых компетенций не хватить любому из активных участников учебной деятельности, перешедшей в новую среду. Мы за разумное сочетание традиционного обучения и применения цифровых технологий. Одно должно усиливать другое и позитивно влиять на развитие компетенций будущих специалистов российских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.