Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОТНОВОДСТВО / LIVESTOCK BREEDING / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SAFETY / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глеба Ольга Владимировна

В статье отражена роль мясного животноводства в обеспечении продовольственной безопасности страны. Подчеркнуто, что импортозамещение части продовольствия на отечественном рынке требует времени и значительных вложений со стороны государства. Сделан вывод, что рост российского производства и дальнейшее вытеснение импортной животноводческой продукции с рынка положительно отразится на отрасли: усилится конкуренция между отечественными производителями, в настоящее время защищенными импортными пошлинами и квотами, что приведет к уходу неэффективных производителей и финансовому оздоровлению всего сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of meat animal production in Russia in terms of import substitution

The article reflects the role of livestock farming in ensuring food security of the country. It's emphasized that the substitution of part of food in the domestic market requires time and significant investment from the state. It is concluded that the growth of Russian production and further displacement of imported livestock products from the market will have a positive impact on the industry: will increase the competition between domestic producers currently protected by import duties and quotas that will lead to exit of inefficient producers and financial restructuring of the sector.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

РАЗВИТИЕ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

ГЛЕБА Ольга Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права АНОО ВО «Одинцовский гуманитарный университет», г. Одинцово. E-mail: olga_gleba@mail.ru

Краткая аннотация: в статье отражена роль мясного животноводства в обеспечении продовольственной безопасности страны. Подчеркнуто, что импортозамещение части продовольствия на отечественном рынке требует времени и значительных вложений со стороны государства. Сделан вывод, что рост российского производства и дальнейшее вытеснение импортной животноводческой продукции с рынка положительно отразится на отрасли: усилится конкуренция между отечественными производителями, в настоящее время защищенными импортными пошлинами и квотами, что приведет к уходу неэффективных производителей и финансовому оздоровлению всего сектора.

The article reflects the role of livestock farming in ensuring food security of the country. It's emphasized that the substitution of part of food in the domestic market requires time and significant investment from the state. It is concluded that the growth of Russian production and further displacement of imported livestock products from the market will have a positive impact on the industry: will increase the competition between domestic producers currently protected by import duties and quotas that will lead to exit of inefficient producers and financial restructuring of the sector.

Ключевые слова: животноводство; продовольственная безопасность; импортозамещение. Livestock breeding; food safety; import substitution.

Мясное животноводство - самая сложная, но в тоже время перспективная подотрасль сельского хозяйства ввиду слабого развития и большой емкости рынка. К примеру, за последние 10 лет в России численность мясного скота сократилась почти втрое, производство говядины - в 2,5 раза, потребление которой на душу населения сегодня составляет примерно 16,4 килограмм. Причем качественного мяса производится всего лишь чуть больше 62 тысяч тонн

в год - менее 500 граммов на человека. Это, конеч-

1

но, совершенно недопустимая ситуация .

Некоторые эксперты небезосновательно утверждают, что за последние десятилетия Россия фактически потеряла мясное скотоводство. В частности, заместитель директора ВНИИ животноводства, академик РАСХН Н. Стрекозов отмечает, что мясное скотоводство в стране разрушено до основания: всего два процента в общем поголовье. Для сравнения: в Евросоюзе около 40-50%, в США и Канаде свыше 70, в Австралии - 85. Там в свое время при переходе к интенсивному молочному скотоводству, «сокращая» каждую молочную корову, добавляли как минимум одну мясную. А мы только сокращали, ничего не увеличивая. В итоге из более 57 млн. голов крупного рогатого скота в стране осталось 21,4 млн., а мясных

1 Зубков В. Зависимость страны от импорта мяса снизится к 2012 году // Росс. газ. Спецвыпуск «Регионы - Национальные проекты». 2009. № 4961(137).

вообще 450 тысяч. Неудивительно, что треть говядины на прилавках - импорт2, причем сомнительного качества. По сути, закупка импортной сельскохозяйственной продукции, поставляемой в Россию по демпинговым ценам, является прямой поддержкой зарубежных товаропроизводителей. Такая политика явно не соответствует стратегическому курсу социально-экономического развития страны3, провозглашенному государством. В частности, в 2015-2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта.

Несомненно, с введением в 2014 г. (в качестве ответной санкции Евросоюзу, США и ряду других стран) запрета на ввоз в Россию импортной сельхозпродукции у отечественных сельхозпроизводителей появились дополнительные возможности, дополнительный импульс для роста, для укрепления позиций на национальном рынке. К примеру, крупная мясоперерабатывающая компания «Мираторг» смогла поставить в первые два квартала 2015 г. 14,5 тысяч тонн говядины. В планах холдинга увеличить поголовье крупного рогатого скота до 600 тысяч особей к 2018 г. Сегодня она уже имеет 47 фермерских комплексов в

2 Академик Стрекозов. России вполне по силам уйти от импорта молока и мяса // Росс. газ. 2009. Федеральный выпуск № 4912(88).

3 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. 8 августа 2009 г.) // СЗ РФ. 2009. № 33. Ст. 4127.

Калининградской и Брянской областях. В планах - открыть еще шесть на территории Смоленской и Калужской областей1. 2015 год для сельского хозяйства может оказаться временем значительного роста при условии поддержки со стороны государства.

Органами государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ за последнее пятилетие приняты значимые меры экономико-правового характера, направленные на стратегическое развитие сельского хозяйства и социального обустройства сельских территорий. На решение этих задач направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.2 и другие правовые акты аграрного законодательства.

Для развития сельского хозяйства в стране сделано довольно многое. Так, по всей стране возводятся новые животноводческие комплексы или модернизируются действующие, во многих регионах приступили к строительству овоще и картофелехранилищ с холодильным и иным технологическим оборудованием, строятся зернохранилища и другие объекты инфраструктуры для качественного хранения зерна, муки. Реализуются и другие инновационные проекты по техническому и технологическому обеспечению АПК. Помимо уже существующих мер, таких как субсидирование кредитов и реализация региональных программ, с 2013 г. были введены новые направления. Это так называемая разрешенная правилами ВТО поддержка в области растениеводства (мера «желтой» корзины), по которой выплаты будут осуществляться сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 литр реализованного товарного молока3, где в качестве основы для распределения субсидий были взяты объемы реализованного молока первого и высшего сорта в субъектах Российской Федерации.

Кроме этого, предусмотрено предоставле-

1 Импорт запрещен: развитие животноводства в России// URL: http:// www.mkzargo.ru/myasopererabatyivayushhij-xolding-argo (дата обращения 25 сентября 2015 г.).

2 Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 (в ред. 19 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. 2). Ст. 221.

3 Правила предоставления и распределения субсидий из феде-

рального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации

на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока (в ред. 25 января 2015 г.). Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. № 1370 // СЗ РФ. 2015. № 5. Ст. 828.

ние средств на 1 гектар посевной площади . В качестве основы для распределения субсидий по субъектам Российской Федерации по данному направлению были взяты показатели почвенного плодородия и интенсивности использования посевных площадей.

В целях ускорения процесса импортозаме-щения в 2015 г. на поддержку сельского хозяйства дополнительно к 36 млрд. руб. было выделено 50 млрд. руб. для сохранения темпов кредитования аг-ропрома и 4 млрд. руб. - на поддержку лизинга отечественной сельскохозяйственной техники. Мясное скотоводство получит в 2015 г. дополнительно 2,2 млрд. рублей, часть из этих денег планируется направить на субсидирование строительства животноводческих комплексов. Это единственная отрасль, кроме оборонной, на которую государство тратит больше денег, чем в предыдущие годы5

Кроме того, произошел рост субсидирования кредитов для пополнения оборотных средств сельхозпредприятий с 5,5 до 14,7%. После снижения Центробанком ключевой ставки, с которой с начала 2015 г. связаны правила субсидирования сельского хозяйства, условия кредитования были более упрощены. Все это призвано способствовать росту сельхозпроизводства.

В 2016 г. на реализацию Госпрограммы развития сельского хозяйства планируется направить 237 млрд. рублей. Причем около 80% этой суммы пойдёт на пополнение оборотных средств аграриев, субсидий по краткосрочным кредитам, на несвязанную поддержку субсидий на 1 килограмм реализованного товарного молока, развитие сельских территорий и ряд других направлений в соответствии с реализуемой программой развития сельского хозяйства. Остальные 20% планируется направить на поддержку новых инвестиционных проектов, строительство молочных, тепличных комплексов, закладку садов, виноградников. Конечно же, этих 20% не достаточно для реализации политики ускоренного импортозамещения по мясу говядины и молоку, что потребует привлечение дополнительных средств из бюджета. При этом надо иметь ввиду, что все запланированные меры государственной поддержки будет иметь результат только через 5-

4 Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (в ред. 27 января 2015 г.). Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1431 // СЗ РФ. 2015. № 5. Ст. 832.

5 Зыкова Т. Правительство РФ рекордно увеличит расходы на сельское хозяйство // Росс. газ. 2015. 25 сентября.

10 лет, так как именно на эти сроки заключены договоры на кредитование с банками РФ и субсидирования процентных ставок по кредитам для сельскохозяйственных товаропроизводителей из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Следует отметить, что реализация стратегии импортозамещения в аграрном секторе во многом осложняется наличием многочисленных угроз. Одна из них - это задержка выплаты субсидий на часть процентной ставки по кредитам со стороны федерального бюджета. К тому же процедура обращения за получением субсидий является довольно сложной и требует участия большого количества государственных органов, что сказывается на ее длительности и, соответственно, доступности. Между тем субсидирование государством части процентной ставки по инвестиционным кредитам в животноводстве пока остается крайне востребованной мерой: например, в портфеле Газпромбанка доля субсидируемых инвестиционных кредитов составляет свыше 80%, а краткосрочных кредитов - около 40%. В связи с этим представляется вполне обоснованным предложение Минсельхоза РФ о ежегодной докапитализации Россельхозбанка за счет федерального бюджета на период до 2020 г. в рамках госпрограммы поддержки АПК1.

Еще одна проблема - тяжелые условия кредитования. Так, почти половина хозяйств вообще не имеют доступ к кредитным ресурсам, а среди крестьянских фермерских хозяйств - это около 2/3. В связи с этим представляется целесообразным совершенствование механизма кредитования. ОАО «Россельхоз-банк», изначально специально созданный для кредитования аграрного сектора страны, должен работать как институт развития аграрной отрасли и осуществлять кредитование отрасли по низким процентным ставкам. Нынешние же процентные ставки не позволяют даже поддерживать доходность сельскохозяйственного производства, не говоря уже о его модернизации. Для стимулирования кредитования сельхозпредприятий коммерческими банками нужно использовать механизм гарантий через гарантийные фонды, основная цель создания которых состоит в предоставлении гарантий банкам по части кредитов, выделенных сельхозпредприятиям. Альтернативным решением может служить стимулирование кредитной кооперации, поддержка кредитных союзов и прочее.

1 Минсельхоз РФ поддерживает идею ежегодной докапитализа-ции Россельхозбанка до 2020 года. URL: http:// www.agroobzor.ru /news/a-24767html (дата обращения 25 сентября 2015 г.).

Сколько-нибудь значительного укрепления кредитной политики в аграрном секторе в целом невозможно достичь без постоянного и последовательного использования других инструментов государственной поддержки (реструктуризация задолженности хозяйств, развитие инфраструктуры, институциональной базы).

Между тем в сельском хозяйстве проблема просроченной кредиторской задолженности стоит довольно остро, что является главным препятствием для получения ими кредитов. За 2014 год объем просроченной задолженности сельхозорганизаций вырос более чем на 30% и достиг отметки 110 млрд. руб. При этом уровень просрочки сельскохозяйственных предприятий в целом по банковской отрасли за год вырос с 4,3% до 6%. Доля убыточных предприятий по итогам 2014 г. в сельском хозяйстве составила 21% при общем объеме убытка в 72 млрд. руб.2 В этих условиях стимулировать развитие данного сектора можно только за счет реструктуризации всех имеющихся долгов. К сожалению, банки не готовы идти на такие меры. Между тем, если в ближайшее время сельхозпроизводителям не удастся решить проблему накопленных долгов и получить дополнительное финансирование, то о дальнейшем развитии, а значит, реализации стратегической политики импортозамещения не может идти и речи.

Чтобы решить возникшую проблему импортозамещения в новых политических и социально-экономических условиях возникает необходимость кардинального пересмотра аграрной политики российского государства, начиная с совершенствования законодательной базы. В настоящее время уже ведется работа над законопроектами, направленными на дальнейшее развитие отечественного аграрного сектора. Представляется целесообразным ускорить принятие данных законопроектов. Среди них следует указать следующие: № 537919-5 «Об оптовых сельскохозяйственных рынках», № 552550-6 «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации», № 222564-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», предусматривающий введение нового направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства - предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на техническую и технологическую модернизацию, инновацион-

2 Росстат: доля убыточных предприятий за 2014 год выросла // РИАновости. 2015. 4 марта.

ное развитие1. Необходимо также внести изменения в Федеральный закон РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского образования» с целью продления действия на срок до 2020 г. ставок страховых взносов для сельскохозяйственных производителей, действовавших в 2014 г.

В целях корректировки Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Правительством РФ предложен ряд мер, призванных значительно уменьшить риски аграрного сектора. В области развития животноводства наиболее важными из них являются: улучшение инфраструктурного и логистического обеспечения; продление сельскохозяйственным товаропроизводителям льготного режима по налогу на прибыль и НДС; помощь государства при подключении хозяйств к электро- и газовым сетям; содействие государства в улучшении условий аренды земли для производства кормов с отсрочкой начала арендных платежей.

Важную роль в реализации политики импор-тозамещения в сфере животноводства должны сыграть региональные и местные органы власти, которые должны направлять свои усилия и финансовые средства на следующие цели: увеличение субсидий на готовую продукцию; обеспечение доступности новых технологий для сельхозпроизводителей путем компенсации части расходов по приобретению современных высокоэффективных и ресурсосберегающих машин и оборудования; развитие сельскохозяйственной кооперации и интеграции посредством активного оказания информационно-консультационной, юридической и финансовой поддержки создающимся потребительским кооперативам; предоставление сельхозпроизводителям торговых площадок в крупных населенных пунктах, а также возрождение заготовительных контор, где государство сможет помочь аграриям реализовать свою продукцию по адекватным ценам2.

Ряд субъектов РФ уже активно включился в

1 Проекты Федеральных законов РФ: № 537919-5 «Об оптовых сельскохозяйственных рынках», № 552550-6 «Об особо значимых аграрных субъектах Российской Федерации», № 222564-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=86 012 (дата обращения 25 сентября 2015 г.).

2 Глеба О.В. Государственная поддержка животноводческой отрасли России: проблемы и перспективы // Аграрное и земельное право. 2015. № 2. С. 59.

реализацию политики импортозамещения. Так, в 2014 г. правительством Воронежской области в этих целях было инициировано создание мясного кластера, объединяющего все уровни производства. В объединение вошли все производители мяса крупного рогатого скота - от крестьянско-фермерских хозяйств до крупнейших компаний, а также предприятий растениеводства, чью продукцию используют животноводы. Основной смысл создания мясного кластера - в объединении всех уровней производства: генетических предприятий, откормочных мощностей, мясокомбинатов и уровня реализации. Финансовое обеспечение мероприятий по созданию мясного кластера осуществляется в порядке, предусмотренном региональным законодательством в сфере инвестиционной политики. Воронежский опыт является примером того, как должно развиваться мясное скотоводство по всей стране.

Успешное создание мясного кластера может повлечь за собой формирование подобных объединений и в других сферах, крайне важных с точки зрения импортозамещения, например, в молочном животноводстве.

В целях продвижения передового опыта и технологий для сотен сельхозпроизводителей, необходимо создание специального аграрного канала на телевидении, который будет нести достойную информацию, которая стимулирует объединение вокруг стратегической цели - обеспечение продовольственной безопасности. Такое телевидение активно развивается в странах Европы, по которому ведется пропаганда сельского образа жизни, где люди, посмотрев на передовой опыт, будут стремиться строить свою жизнь и бизнес на селе.

Важной частью политики импортозамещения в животноводстве должно стать импортозамещение в кормовом комплексе. Производство премиксов и бел-ково-витаминных добавок в России во многом сдерживается отсутствием необходимых ингредиентов (кормовых витаминов, аминокислот, ферментов, про-биотиков), что делает необходимым их импорт и приводит к удорожанию их производства. Ключевой импортной позицией на рынке кормов является соевый шрот - продукт переработки соевых бобов, отличающийся высоким содержанием белка и широко используемый в рационе современных высокопродуктивных пород животных. Однако дефицит внутреннего производства и повышенная (из-за транспортных издержек и ограниченной конкуренции) стоимость данного продукта на внутреннем рынке является од-

ним из конкурентных недостатков отечественного животноводства. Поэтому основными задачами сейчас в этом направлении должны стать увеличение посевных площадей и введение в оборот неиспользованных земель. Учитывая, что в структуре себестоимости животноводческой продукции стоимость кормов составляет 50-70%, вопросы сокращения издержек кормления нуждаются в совершенствовании посредством развития логистической структуры мясного и молочного животноводства, повышение уровня конкурентоспособности продукции отрасли на основе повышения ее качества и снижения затрат на производство, расширение ассортимента и прочее.

Следует отметить, что импортозамещение неизбежно приведет к развитию высокотехнологичного производства, так как сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. Поэтому в сложившейся ситуации главным условием рентабельной работы животноводческих предприятий является внедрение инновационных ресурсосберегающих технологий содержания и кормления животных, современных методов племенной работы, обеспечивающих высокую продуктивность, организация глубокой переработки продукции. Между тем, нельзя не учитывать большую зависимость от импортных закупок племенного молодняка КРС, свиней, спермы животных, а также семян, сои и других сельскохозяйственных культур.

Сегодня в большинство субъектов РФ завозится племенной материал из Германии, Голландии, Чехии, что является серьезным фактором риска для животноводства, который может резко снизить объемы производимой продукции мяса и молока. Приобретение племенного материала и скота возможно путем наращивания объемов работы отечественных племзаводов и племрепродукторов, что может снизить риски в животноводстве. В России уже развиваются отдельные звенья технологической цепочки в племенной отрасли - селекционно-гибридные центры, репродукторы в крупных комплексах, генетические комплексы птицеводства1. Такая же работа дол-

жна активизироваться по селекции и семеноводству сельскохозяйственных культур.

В этой связи необходимо увеличить финансирование из федерального и региональных бюджетов на научные разработки для последующего внедрения их в растениеводстве и животноводстве.

Все сказанное требует скорейшей разработки и принятия продовольственной программы, в которой детально прописать меры по импортозамеще-нию каждого класса продуктов: говядине, птице, рыбе, молоку, фруктам и т.д. Необходимо также сопроводить программу принципиально новыми механизмами господдержки, в частности, обеспечить доступ к инвестиционным ресурсам под 3-4% годовых.

Все сказанное требует формирование комплексного подхода к реализации мер государственной поддержки животноводческой отрасли с учетом членства России в ВТО и предусматривает решение первоочередных задач по увеличению производства мяса и молока на основе разведения высокопродуктивных и технологичных пород сельскохозяйственных животных, создание современных селекционно-генетических центров на базе племенных хозяйств на принципах кооперации крупных производителей при государственной поддержке, строительство новых животноводческих комплексов, проведение реконструкции и модернизации действующих, производство полнорационных сбалансированных комбикормов на основе отечественных ингредиентов. Усилия по развитию животноводства необходимо координировать с программой устойчивого развития села и своевременно обеспечивать новые объекты инженерной, транспортной, коммунальной инфраструктурой.

Таким образом, именно растениеводство и животноводство станут теми локомотивами, которые помогут выйти из кризиса национальной экономике. Стимулирование дальнейшего окончательного отказа от импорта продукции животноводства будет невозможно без проведения целенаправленной политики по развитию экспорта мяса из России, что потребует разработки новых мер государственной поддержки и экономических стимулов для ускорения инвестиций в проекты с высокими сроками окупаемости.

1 Тютин С. Импортозамещение в России: и рыба, и мясо // Торгово-промышленные ведомости. 2014. 12 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.