Научная статья на тему 'Развитие музыкального кругозора подростков'

Развитие музыкального кругозора подростков Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1602
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУГОЗОР / ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ / ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мартынова Ольга Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности развития музыкального кругозора подростков на занятиях фортепианным ансамблем в детской музыкальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкального кругозора подростков»

№ 1 (35), 2010 "Культурная жизнь Юга России" ^

о. В. МАРТЫНОВА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ПОДРОСТКОВ

в статье рассматриваются особенности развития музыкального кругозора подростков на занятиях фортепианным ансамблем в детской музыкальной школе.

Ключевые слова: музыкальный кругозор, фортепианный ансамбль, детская музыкальная школа.

Одной из главных задач музыкального обучения, воспитания и развития является формирование целостного восприятия музыкально-художественной действительности. Исполнителям важно расширять свой музыкальный кругозор вне зависимости от их намерения стать профессионалами либо грамотными музыкантами-любителями. Воспитательная работа, направленная на систематическое развитие творческих способностей, расширяет возможность студентов наслаждаться красотой и создавать ее.

Развитие музыкального кругозора происходит при наличии определенного представления о музыкальном искусстве. Мы рассматриваем музыкальный кругозор как важную составляющую духовного потенциала, фон нравственного совершенствования личности. Глубина ее развития зависит от многих факторов, среди которых наиболее существенно желание духовно самосовершенствоваться.

В понятие «кругозор» обычно входят следующие компоненты значения: пространство, окидываемое взором; объем интересов, знаний человека [1]. Соответственно можно сформулировать: музыкальный кругозор - это музыкальное пространство, окидываемое взором; объем музыкальных интересов, знаний. Иначе говоря, музыкальный кругозор формируется как совокупность следующих компонентов:

- знание о различных музыкальных явлениях, о становлении музыкально-исторической действительности во всем ее многообразии;

- обладание сведениями музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера, музыкальная грамотность в широком смысле;

- наличие системного представления о музыке различных исторических эпох, направлений, композиторов; о накопленном веками музыкальном опыте;

- понимание содержательно-смыслового наполнения различных музыкальных произведений;

- умение определять их образный строй;

- способность ориентироваться не только в музыкальном искусстве, но и в других творческих областях, имеющих с ним общие корни, истоки и законы развития.

Таким образом, под музыкальным кругозором мы понимаем совокупность систематических знаний, необходимых для полноценной музыкальной деятельности (предполагая также регулярное пополнение знаний о музыке, музыкальном исполнительстве, композиторах и музыкального опыта слушателя и исполнителя). В наиболее общем

виде все это можно разделить на две составляющие: знание музыки; знания о музыке.

Проблема развития музыкального кругозора подростков на уроке фортепианного ансамбля в детской музыкальной школе актуальна, потому что именно там закладывается фундамент музыкального образования детей, даются основы, которыми питается дальнейшее профессиональное образование и самообразование воспитанников.

Развитие кругозора наиболее актуально в подростковом возрасте (11-12 лет), когда растет познавательная активность, быстро расширяется круг интересов юного музыканта.

На наш взгляд, лучший путь к этому - занятия фортепианным ансамблем: основные преимущества состоят в широких возможностях инструмента и большом количестве литературы, которая позволяет познакомиться не только с фортепианной музыкой, но и с любой другой (оркестровой, камерной, вокальной).

В рассматриваемом виде исполнительства на первый план выступает не только работа ансамблем, но и проводимое педагогом совместное обсуждение вопросов и трудностей, с которыми ученики столкнулись при групповом исполнении произведений. Такие собеседования имеют целеполагающий просветительский характер. Занятия развивают способность чувствовать, любить и понимать музыкальное искусство, наслаждаться им, формируют потребность в системном знакомстве с разными музыкальными произведениями.

Музыкальный опыт обусловливает развитие многих качеств личности (нравственность, эмоциональность, трудолюбие), которые закладываются в подростковом возрасте.

Обладать развитым музыкальным кругозором значит:

- уметь играть осознанно, выразительно, уверенно и органично, чувствовать форму;

- знать о композиторе, его эпохе, жанре и форме произведения;

- играть в соответствующем темпе и ритме, выполняя все указания и обозначения, внесенные в нотный текст;

- чувствовать эмоциональные кульминации;

- отталкиваться в своем исполнении от настроения и идеи композиции;

- найти форму произведения, соотнося темпы с кульминациями;

- правильно фразировать;

- грамотно выстроить план исполнения в соответствии с архитектоникой произведения.

10g "Культурная жизнь Юга России" № 1 (35), 2010

Указанное подтверждает, что полезно изучать каждую композицию, разбирая ее компоненты, и что теоретические и исторические сведения составляют необходимую часть музыкального кругозора. Без этих знаний (особенности строения музыкальной речи, правила формообразования, законы музыкальной гармонии и пр.) ученикам трудно ориентироваться в феноменах высокого музыкального искусства, следовательно, их восприятие и исполнение произведений не могут быть полноценными.

Важно поощрять у учащихся стремление упрочить, глубже освоить полученные музыкально-теоретические знания в процессе живого исполнения. Нужно, чтобы при этом элементы музыкального языка (сопоставления, имитации, различные технические сложности) не заслоняли общий смысл (содержание) музыкального произведения.

В тесной связи с расширением музыкальных знаний находится умение переносить их в другие условия, применять к новому музыкальному материалу. Если учащиеся связывают какое-либо общее музыкальное понятие только с определенным музыкальным явлением, такая односторонность тормозит их развитие. При объяснении музыкального понятия необходимо приводить разные примеры, показывать применение тех или иных теоретических терминов на разном материале.

Развитие музыкального кругозора требует активных усилий как от педагога, так и от ученика и зависит от многих факторов:

- качества и количества разобранных на уроках музыкальных произведений;

- интенсивности внеклассного общения с музыкой;

- индивидуальных особенностей учащегося (способности воспринимать и оценивать произведения музыкального искусства).

В отечественной музыкальной педагогике развитию музыкального кругозора всегда уделяли большое внимание. Я. И. Зак писал: «У каждого музыканта должна быть своя кладовая знаний, свои драгоценные накопления прослушанного, исполненного, пережитого. Эти накопления - аккумулятор энергии, питающей творческое воображение, необходимой для постоянного движения вперед» [2]. О важности вопроса говорил и Г. Г. Нейгауз: «Воспитывая молодых композиторов и исполнителей, надо стремиться дать им как можно более широкий музыкальный и общекультурный кругозор, приучить к самостоятельности суждений. Я убежден, что хороший музыкант должен знать всю музыку прошлого и настоящего, чтобы суметь критически строго и верно ее оценить. Эстетические позиции в искусстве у образованного, мыслящего музыканта гораздо крепче, чем у того, кто пользуется готовыми мне-

ниями и многое знает только понаслышке» [3]. Известны его слова об исполнителях с узким духовным кругозором: «Не умеющие обнять всего богатства и разнообразия музыки, как она сложилась в веках, похожи на тех слабых актеров, которые вместо разных ролей способны играть только себя» [4].

Большинство выдающихся представителей зарубежной музыкальной педагогики отмечали важность развития музыкального и общекультурного кругозора: «При изучении фортепианных пьес того или иного композитора пианист должен внимательно знакомиться и с другими выдающимися произведениями этого автора, написанными не для фортепиано <...> Творцы - это не узкие специалисты» [5].

Процесс фортепианно-ансамблевой деятельности, на наш взгляд, наиболее результативен как с точки зрения качества усвоенных знаний, так и с точки зрения их количества. Он позволяет соприкоснуться с богатейшим репертуаром и дает возможность освоить любую музыку.

Развитие музыкального кругозора подростков на занятиях фортепианным ансамблем зависит и от благоприятного эмоционально-психологического фона, от микроклимата в коллективе и атмосферы межличностного взаимодействия. Ощущение внутреннего психологического комфорта полезно тем, что положительное отношение обучаемых к урокам формирует их мотивацию к самосовершенствованию. При оптимальном совмещении работы в системах ученик - учитель и ученик - ученик музыкальный кругозор формируется с гораздо большей эффективностью, нежели при одиночном (индивидуальном) обучении. В условиях совместной академической деятельности происходит не только усвоение учебного материала, но и активное общение, в процессе которого подросток интенсивно развивается психически, поскольку взаимодействует не только с «противоположным» субъектом (учителем), но и с подобными себе субъектами (одноклассниками).

Вот почему, на наш взгляд, игра на фортепиано ансамблем в подростковом возрасте наиболее эффективно развивает музыкальный кругозор личности в процессе обучения музыке.

Литература

1. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М., 2000. С. 256; Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д, 2005. С. 149.

2. Уроки Зака. М., 2006. С. 72.

3. Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. М., 2000. С. 266.

4. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. М., 1999. С. 214.

5. Вольф К. Уроки Шнабеля. М., 2006. С. 9.

o. v. MARTYNOVA. DEVELOPMENT OF MUSICAL OUTLOOK OF TEENAGERS

The article considers features of development of musical outlook of teenagers at classes of piano ensemble in musical schools for children.

Key words: musical outlook, piano ensemble, children's musical school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.