УДК 297
Ловковский Сергей Владимирович
аспирант кафедры философии и религиоведения Владимирского государственного университета
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Sergei V. Lovkovskiy
graduate student Department
of Philosophy and Religious Vladimir State University named after Alexander and Nicholay Stoletovs [email protected]
Развитие мусульманства во Владимирской области (В XX- XXI в.в.)
Development of Islam in the Vladimir region (In the XX-XXI centuries)
Аннотация. Статья посвящена развитию мусульманских общин во Владимирской области, начиная с дореволюционного времени до наших дней.
Ключевые слова: Владимирская область, религиозная организация, конфессия, мусульмане, татарская община.
Annotation. Article is devoted to the development of the Muslim community, from pre-revolutionary times to the present day in the Vladimir region.
Keywords: Vladimir region, religious organization, confession, muslims, tatar community.
Владимирская область остается регионом РФ с преобладанием русскоязычного этноса и православного вероисповедания. «До сих пор процент этнических русских в населении Владимирской области остается выше (94.7%), чем средний процент в Российской Федерации (79.8%)» [11, с. 56]. В современной Владимирской области преобладающее большинство населения православное, но есть и представители других религиозных организаций. Судя ещё по первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, во Владимирской губернии проживали 1495 представителей Римско-католической церкви, 802 протестанта разных исповеданий, 1211 иудеев и 413 магометан (мусульман) [8, с. 67-68].
В данной переписи не указано ни одного человека, занимавшегося религиозной практикой мусульманства и духовного окормления общины. По ряду причин, в первую очередь связанных с политикой государства, направленной на процветание «первенствующей и господствующей» [2, с. 12] религии Христианства, представленной Русской Православной церковью (Христианская Православная Кафолическая
Восточного исповедания), в данное время ограничивались все остальные конфессии. Некоторые религиозные организации, не относящиеся к православной церкви, назывались «терпимыми» [2, с. 12].
По мнению А.Ю. Бендина, «"правила веротерпимости" устанавливали границы религиозной свободы для деятельности "терпимых" религиозных организаций...» [2, с. 12]. Мусульмане были одними из них, и в царской России во Владимирской губернии отмечалось наличие трех мечетей «в районе Стрелецкого городка во Владимире, селе Старый Двор Юрьев-Польского района и в Меленках» [8, с. 2]. Такая политика продолжалась до 17 апреля 1905 г., когда «высочайший указ Сенату "Об устранении стеснений в области религии и укреплении начал веротерпимости" впервые сократил часть статей, защищавших исключительные права православия на сохранение неприкосновенности его конфессиональных границ» [2, с. 14].
Советский период в жизни религиозных конфессий складывался не в пользу последних, политика государства строилась на изоляции религиозных взглядов в умах людей, поскольку «в ХХ веке советская идеология стала трактовать религию как "извращенное, фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними природных и общественных сил"» [1, с. 13]. Рост промышленного потенциала страны и открытие новых производств требовали от государства все новы рабочих рук, не стала исключением и Владимирская земля. Как отмечается в книге «Очерки истории владимирских мусульман: Подлинная история мусульманской общины, рассказанная очевидцами», «основной приток мусульманского населения пришелся на советский период истории, когда на промышленные предприятия Владимирской области вербовали татар Горьковской области, Чувашии и Мордовии» [7, с. 24].
Внутри татарской общины, проживающей во Владимирской области, появляются первые служители культа, однако вся их религиозная жизнь протекала подпольно, возник даже термин «неофициальный мулла» [7, с. 24]. Таким «неофициальным муллой» в советский период до конца 50-х годов был «Фаттяхетдин Нуретдинович Невретдинов, в храме -Фаттях хазрат» [7, с. 24]. Всего упоминают о нескольких «неофициальных муллах» в данный период, которые занимались организацией религиозной практики в татарской общине города Владимира.
В конце XX века начинается новый этап религиозного возрождения и официальная регистрация религиозных организаций в России. Во Владимирской области «если на 01.01.1990 г. насчитывалось всего 80 религиозных организаций, то в Государственном реестре управления юстиции на 01.07.1997 г. (до принятия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях") было зарегистрировано уже 263» [12, с. 56].
Одна из наиболее ранних мусульманских организаций в Центральном федеральном округе России «была зарегистрирована в 1992 г. в составе Центрального духовного управления мусульман России
(ЦДУМ) и берет свое начало в мусульманской общине Владимира, существовавшей до того в качестве религиозной группы. Она получила название "Махалля"» [7, с. 32-33]. Данная организация «с 1999 г. носит название местной религиозной организации Общества мусульман (МРООМ) "Махалля" Владимира [7, с. 33]. Только в конце XX у мусульман города Владимира появляется официальный религиозный руководитель, когда в «1997 г. председателем МРООМ "Махалля" и первым официальным имамом-хатыбом Владимира и области (указ по ДУМЕР № 30-98 от 22.12.1998 г.) стал Рушан Абдрашитович Мязитов» [7, с. 52].
В ноябре 2000 года Владимирскую область с официальным визитом посетил Муфтий Равиль Гайнутдин, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России, который встретился с губернатором области: «беседа с губернатором включала обсуждение некоторых внутриконфессиональных вопросов, в частности, строительство мечети» [9, с. 1]. Примерная численность мусульман во Владимирской области в начале XXI века, по утверждению имама-хатыба города Владимира Рушана Абдрашитовича Мязитова, «во Владимирской области примерно 36 тысяч мусульман, половина из них - в областном центре» [9, с. 1]
Май 2007 года ознаменован во Владимирской области тем, что «накануне Дня Победы в Муроме состоялось ... знаменательное событие -открытие мечети» [6, с. 1]. На открытие приехал Талгат Таджуддин, Верховный муфтий и глава Центрального духовного управления мусульман России.
Через четыре года в апреле 2011 «во Владимире с большой торжественностью открыли мусульманскую мечеть» [3, с.4]. Город Владимир в этот день посетил уже второй раз Муфтий Равиль Гайнутдин. В настоящее время данное культовое здания не имеет статуса мечети и является молельным домом.
По данным Управления Министерства юстиции России по Владимирской области, на 15 мая 2014 года в регионе официально зарегистрировано 367 религиозных организаций, основную часть которых составляет Русская Православная церковь (чуть менее трехсот организаций). Мусульманских религиозных организаций зарегистрировано всего пять в городах Владимир, Покров, Гусь-Хрустальный и округе Муром.
Мусульман в регионе представляют две самостоятельные религиозные организации: Духовное управление мусульман Европейской части России (далее - ДУМЕР) резиденция которого в Москве и Центральное духовное управления мусульман России (далее - ЦДУМ) с представительством в Уфе.
К ДУМЕР относятся 4 религиозные организации: - Централизованная религиозная организация мусульман «Мухтасибат Владимирской области» (дата регистрации 03.03.2011 года; адрес: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 164);
- Местная религиозная организация - общество мусульман "Махалля" г. Владимира (дата регистрации 17.02.1992 года; адрес: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 164);
- Местная религиозная организация мусульман г. Гусь -Хрустальный Владимирской области (дата регистрации 09.07.2010 года; адрес: Владимирская область, г. Гусь - Хрустальный, д. Семеновка, ул. В. Смирнова, д. 23);
- Местная религиозная организация мусульман города Покров Владимирской области (дата регистрации 19.10.2010 года; адрес: Владимирская область, г. Покров, ул. Пролетарская, д. 2, кв. 62).
К ЦДУМ относится одна религиозная организация: Местная мусульманская религиозная организация «Махалля» г. Мурома Владимирской области (дата регистрации 22.02.2007 года; адрес: Владимирская область, г. Муром, ул. Новая, д. 28).
По данным администрации Владимирской области, в 2007 году указом Верховного муфтия и Председателя ЦДУМ России Талгата Таджутдина было образовано Региональное духовное управление мусульман (далее - РДУМ) Владимирской области, которое до сих пор не входит в реестр официально зарегистрированных религиозных организаций в Минюсте по Владимирской области. Муфтием и представителем РДУМ области до 2012 года являлся Яруллин Вафа Сейтбатталович. «В 2007-2012 гг. в соответствии с указом председателя ЦДУМ являлся муфтием области» [13]. В 2012 году указом Верховного муфтия Талгата Таджутдина Яруллин Вафа Сейтбатталович был отстранен от занимаемой должности. "Верховный муфтий" Талгат Таджуддин подписал указ об отстранении от должности муфтия Владимирской области Вафы Яруллина» [4]. Причиной снятия с поста председателя РДУМ было поставлено бездействие, поскольку с момента его назначения не был проведен Съезд мусульманских общин и не был создан муфтият Владимирской области, а РДУМ области не получило официальной регистрации. «В 2007 году В. Яруллину было поручено собрать разрозненные общины области воедино и зарегистрировать муфтият, но это поручение даже по истечении 5-6 лет им не выполнено. Регистрации нет» [5].
Яруллин Вафа Сейтбатталович считает неправомочным решение Талгата Таджутдина о снятии его с поста. С его слов, по данному вопросу «в срочном порядке было принято решение о проведении расширенного совета мусульманских общин и руководителей национальных групп в целом порядка 100 делегатов из 12 районов Владимирской области. На расширенном совете было принято постановление, по которому указ Верховного муфтия принято считать недействительным» [4]. Яруллин Вафа Сейтбатталович, пользуясь определенным уважением и авторитетом среди мусульманских общин, планирует создать автономную мусульманскую организацию во Владимирской области. «Сейчас, по его словам, принято решение выйти от состава ЦДУМ России и создать
религиозные мусульманские общины, на сегодняшний день число которых составило 14 религиозных общин во всех городах Владимирской области»
[4].
Однако, по утверждению имама-мухтасиба Владимирской области Рината хазрата Ибрагимова, служащего во Владимирском молельном доме: «примерное количество мусульман, проживающих во Владимирской области, составляет 50 тысяч человек. Мечеть в г. Владимире посещают в пятничный намаз около 400-500 человек, по большим праздникам около 3-4 тысяч человек». Мусульманская община во Владимирской области с каждым годом имеет тенденцию к увеличению, как со стороны коренного населения, так и со стороны эмигрантов. Исследования по данной тематике не проводятся, и численность мусульман во Владимирской области является примерной.
Литература:
1. Аринин Е.И. Миссия и призвание религиоведения или «Розетский камень» // Религия и религиозность во Владимирском регионе: коллективная монография / Под ред. Е. И. Аринина. Т.1. - Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2013. - 413 с. - ISBN 978-5-9984-0415-3.
2. Бендин А.Ю. Проблемы Веротерпимости в Северо-Западном крае Российской империи (1863-1914 гг.) / А.Ю. Бендин. - Минск: БГУ, 2010. -496 с. - ISBN 978-985-518-440-0.
3. Борисова Е. Во Владимире открылась мечеть // Владимирские ведомости 12 апреля (№ 83). - 2011. - С. 7.
4. Вафа Яруллин: «Талгат Таджуддин хотел отстранить меня от должности муфтия, но у него не получилось» // URL: http://islam-today.ru/islam_v_rossii/vafayarunm_talgat_tadzhuddin_xotel_otstmnit_menya _ot_dolzhnosti_muftiya_no_u_nego_ne_poluchilos/ (дата обращения: 23.05.2014).
5. Кто и зачем пытается дискредитировать ЦДУМ и Верховного муфтия? // URL: http://www.tatartime.com/?p=11076 (дата обращения: 23.05.2014).
6. Маурова Л. В муроме открыли мечеть, а владыка Евлогий и верховный муфтий Таджуддин попили чай с башкирским медом // Молва 12 мая. - 2007. - С. 1.
7. Очерки истории владимирских мусульман: Подлинная история мусульманской общины, рассказанная очевидцами / сост.: О.Л. Романова, М.А. Клюквин. - Владимир: MB Media, 2012. - 96 с.
8. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897г. Издание центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. Владимирская Губерния. Тетрадь 2 / Под ред. Н.А. Тройницкого. - СПб., 1903. - 233 с.
9. Приезд муфтия ускорит строительство мечети // Молва от 4 ноября. - 2000. - С. 1.
10. Смирнова Е. Будет и мечеть, если Аллах поможет // Аргументы и факты - Владимир - Иваново №45. -2000. - С. 2.
11. Такахаси С. Краткий обзор религиозности населения Владимирской области // Религия и религиозность во Владимирском регионе: коллективная монография / Под ред. Е. И. Аринина. Т.2. -Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2013. - 430 с. - ISBN 978-5-99840417-7.
12. Февралева Л.А. «Перестройка» и новые религиозные феномены // Религия и религиозность во Владимирском регионе: коллективная монография / Под ред. Е. И. Аринина. Т.1. - Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2013. - 413 с. - ISBN 978-5-9984-0415-3.
13. Яруллин Вафа Сейтбатталович // URL: http://dumrf.ru/regions/33/biographies/1163 (дата обращения: 23.05.2014).
Literature:
1. Arinin E.I. Mission and vocation religious or "Rosetta Stone" // Religion and religiosity in the Vladimir region: collective monograph / edited E.I Arinin. V. I. - Vladimir: Publisher Vladimir State University, 2013. - 413 p. - ISBN 978-5-9984-0415-3.
2. Bendin A.Y. Toleration problems in the Northwest region of the Russian Empire (1863-1914 years) / A.Y. Bendin. - Minsk: BSU, 2010. - 496p. - ISBN 978-985-518-440-0.
3. Borisova E. Vladimir opened mosque // Vladimir Vedomost April i 12 (№ 86). - 2010. - P. 1.
4. Wafa Yarullin: «Talgat Tadjuddin wanted to dismiss me from the Mufti, but it did not work» // URL: http://islam-today.ru/islam_v_rossii/vafavarullin_talgat_tadzhuddin_xotel_otstranit_menya _ot_dolzhnosti_muftiya_no_u_nego_ne_poluchilos/ (date of treatment: 23.05.2014).
5. Who and what is trying to discredit Central Muslim Spiritual Board and Supreme Mufti? // URL: URL: http://www.tatartime.com/?p=11076 (date of treatment: 23.05.2014).
6. Maurova L. Murom opened a mosque, and Bishop Eulogiy and Grand Mufti Tajuddin drank tea with Bashkir honey // Rumor May 12. - 2007. - P. 1.
7. Essays on the history of Vladimir Muslims: The True Story of the Muslim community, eyewitnesses / compiler: O.L. Romanova, M.A. Kljukvin. -Vladimir: MB Media, 2012. - 96p.
8. The first general census of the Russian Empire in 1897. Edition of the Central Statistical Committee of the Ministry of Internal Affairs. Vladimir province. Book 2 /EditedN.A. Troinitskii. - St. Petersburg., 1903. - 233 p.
9. Check Mufti accelerate construction of the mosque // Rumor November 4. - 2000. - P. 1.
10. Smirnova E. Will a mosque if Allah help // Arguments and Facts -Vladimir - Ivanovo (№ 45). - 2000. - P. 2.
11. Takahasi S. A brief overview of religiosity Vladimir region // Religion and religiosity in the Vladimir region: collective monograph / edited E.I Arinin. V. II. - Vladimir: Publisher Vladimir State University, 2013. - 430 р. - ISBN 978-5-9984-0417-7.
12. Fevraleva L.A. «Perestroika» and new religious phenomena // Religion and religiosity in the Vladimir region: collective monograph / edited E.I Arinin. V. I. - Vladimir: Publisher Vladimir State University, 2013. - 413 p. - ISBN 978-5-9984-0415-3.
13. Yarullin Wafa Seytbattalovich // URL: http://dumrf.ru/regions/33/biographies/1163 (date of treatment: 23.05.2014).