Научная статья на тему 'Исламский Ренессанс на территории Самарской области (1980-2015)'

Исламский Ренессанс на территории Самарской области (1980-2015) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
142
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЙ РЕНЕССАНС / САМАРСКАЯ УММА / УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В РЕГИОНЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гумеров Марсель Марсович

В данной статье рассматривается процесс возрождения Ислама на территории Самарской области с 1980-х годов. Также дается характеристика деятельности одного из ведущих исламских деятелей того времени муфтия Вагиза Яруллина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламский Ренессанс на территории Самарской области (1980-2015)»

УДК 297 ББК 66.3

Марсель Гумеров

ИСЛАМСКИЙ РЕНЕССАНС НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (1980-2015)

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс возрождения Ислама на территории Самарской области с 1980-х годов. Также дается характеристика деятельности одного из ведущих исламских деятелей того времени муфтия Вагиза Яруллина.

Ключевые слова: Исламский ренессанс, самарская умма, улучшение жизни мусульман в регионе.

История ислама на территории Самарской области во многом уникальна. Для нее характерны и взлеты, и падения. Пиком развития можно по праву считать дореволюционный период, когда в губернии действовало 27 медресе и 107 мектебе. Тогда же вели активную религиозно-просветительскую деятельность такие образованные люди как Абдрахим Мельзет-динов (? -1860), Зейнель-абидин Мельзет-динов (1832-1897), Фазлетдин Мельзетди-нов (1850-1878), Шарафетдин Мухаммедь-яров (1834-1912) и др. А периодом падения, конечно же, считается то время, когда у власти находились коммунисты. Но даже тогда самарская умма не падала духом и делала все, что было в их силах для сохранения веры и религии.

Ситуация начинает меняться с 1983 года, когда в роли имам-хатыба Куйбышевской мечети появляется Вагиз Летфул-лович Яруллин. С деятельностью этого человека мы можем говорить об улучшении жизни мусульман на территории Самарской области, которое нашло свое отражение в строительстве и реставрации мечетей, появлении медресе, начале работе мусульманской периодики, открытии халяль-ных продуктовых магазинов и проведении различных форумов и конференций, о которых будет подробнее изложено ниже.

Одна из немногих исследователей данной проблематики Гусева Ю. Н. выделяет 3 этапа процесса возрождения Ислама в Самарской области:

1. С 1983 года (появление В. Яруллина в роли имам-хатыба Куйбышевской мечети) до 1994 года (начало строительства Самарской Соборной мечети);

2. 1994 - 1999 гг. (период строительства Самарской Соборной мечети);

3. С 1999 года по настоящее время (период налаживания деятельности Самарской мечети и медресе)1.

В данной периодизации можно также в качестве дополнения к 3 этапу отнести организацию в этот период различных мероприятий достаточно большого и значимого масштаба (межрегионального и общероссийского), что было внове для областной уммы. В данных мусульманских конференциях и форумах принимают участие ученые из различных уголков России, в том числе и из Москвы, Казани, Уфы и других городов.

Далее рассмотрим подробнее события, связанные со строительством и реставрацией мечетей. Как уже было указано выше, Вагиз Яруллин в 1983 году стал имам-хатыбом Куйбышевской мечети. Но на тот момент на мечети не был установлен минарет. Это произошло в 1985 году, и у прохожих теперь не возникало никаких сомнений по поводу предназначения данного сооружения. В годы «перестройки» наметилась активизация тенденции к толерантному отношению власти к религии. Тем самым количество верующих людей

1 Гусева Ю. Н. Ислам в Самарской области. - М.: Логос, 2007. - С.74

становилось больше. И в 1990 году было решено передать 9 зданий сохранившихся мечетей в пользование мусульманской ум-ме Самарской области . Учитывая, что мечеть в том же 1990 году собирала около 200-250 человек, а в праздники до 800 , встал на повестке дня вопрос о строительстве новой мечети. И в 1994 году началось активное строительство Соборной мечети, а земляные работы на котловане начались в 1992 году. Хорошую финансовую помощь оказала областная администрация (7 млн рублей). Обещания о финансовой поддержке высказывали также президент Татарстана М. Шаймиев, Духовное управление мусульман Москвы и муфтий европейской части СНГ Т. Таджуддин. Не стоит конечно забывать и другие источники финансирования, к которым мы можем отнести пожертвования частных и юридических лиц (около 500 тыс. рублей). Открытие же мечети состоялось 28 ноября 1999 года. В целом приблизительно такая ситуация была характерна для всей Самарской области. Мы можем отметить, что в октябре 1993 года в молельном доме в городе Сызрань был поставлен минарет. С 1994 года по 1997 велось строительство мечети в городе Тольятти, а в 2005 году был достроен еще один корпус. В 2002 году в Новокуйбышевске начали строительство мечети4. На сегодняшний день в Самарской области насчитывается около 100 мечетей, и эти цифры служат хорошим показателем возрождения Ислама в данном регионе.

В рамках данной темы нужно также упомянуть о появлении и работе медресе. Одним из известнейшим является медресе «Гали» в селе Алькино Похвистнев-ского района. Если в 1990-е годы оно было на стадии формирования, то на сегодняшний день в нем дается достойное богословское образование и проводятся на его базе научно-практические конференции. Так, например, 10 ноября 2012 года, там прошла межрегиональная научно-

2 Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО), Ф. Р3219, оп. 2, д. 57, л. 36

3 ЦГАСО, Ф. Р3219, оп. 2, д. 57, л. 36

4 «Татарскаярассылка». №50 (93), 19 июня 2004

г.

практическая конференция «Мусульманское образование. Опыт и перспективы», посвященная 20-летию медресе «Гали». Кроме этого, в городе Самара 7 марта 2003 года завершилось строительство медресе «Нур», был подписан акт приема объекта государственной приемной комиссией, состоялось торжественное открытие учебного заведения, и оно начало принимать своих первых шакирдов (студентов)5. Первым ректором медресе «Нур» был назначен имам — хатыб Мингачев Габдулахат Фоа-тович. Его сменил в должности ректора имам Соборной мечети Иршат Сафин, с августа 2010 года эту должность занимает Сулейманов Али Зякяриевич. Здесь, кроме учебы шакирдов, проводятся периодические сборы по усовершенствованию духовных знаний имамов и муэдзинов мусульманских общин области, ведется воскресное обучение мусульман, желающих получить знания по основам исламского вероучения, арабской графики, а в летнее время организовываются курсы по обучению детей. С 1997 года в Самаре работает школа «Яктылык» с татарским культурно-национальным компонентом. С 2014 года имеет она новый вариант своего сайта (www.yaktylyk.ru). На данный момент директором учебного заведения является Радик Рифкатович Газизов. В школе ведутся также занятия по курсу татарского языка и арабской графики. Летом для детей организовываются летние лагеря, где они смогут извлечь для себя много полезного, как в духовном-просветительском, так и в спортивно-оздоровительном плане. На данный момент поставлен вопрос об открытии второй подобной школы.

Особо следует уделить внимание исламской литературе и периодике. Сегодня нам известны такие духовно-просветительские газеты как «Азан», «Ис-лам-Нур», «Салям», «Булгар». «Азан» был основан по инициативе Зульфата Салахова в 1996 году. В ней содержится информа-

5 Медресе «Нур»: история // Сайт Регионального Духовного Управления мусульман Самарской области при Центральном Духовном Управлении мусульман России. URL: http://www.islamsamara.ru/main/medrese-nur/istoriya (Режим доступа свободный)

ция о жизни мусульман в Самарской области. «Салям» начал издаваться с 2007 года по инициативе Иршата Сафина6. Там имеются статьи касательно Ислама и мусульман по всему миру. Относительно недавно начала издаваться газета «Ислам-Нур», в которой публикуются статьи о проведенных мероприятиях религиозного характера в Самарском регионе. Так, например, Фарид Шириязданов опубликовал материал о прошедшем конкурсе 17 июля 2012 года «Я познаю Ислам и родной язык», где он отметил важность этих составляющих в жизни подрастающего по-коления7. Также в Сызрани выходит исламская газета «Булгар», редактором которой является Ильгизар Сагдеев. В ней можно узнать о жизни сызранских мусульман. При мечетях действуют магазины исламской атрибутики и литературы. Книги и журналы -авторитетных серьезных традиционных изданий, авторами их являются лучшие исламские ученые прошлого и современности.

С 2002 года начал свою работу сайт мусульман Самарского региона (www.islamsamara.ru), где представлена информация об основных знаниях Ислама, об истории РДУМ СО, Соборной мечети, медресе «Нур» и достаточно часто обновляются новости, актуальные для самарской уммы.

Особенным для области стала возможность приглашения в месяц Рамадан Коран хафизов из Турции, направленных Управлением по делам религий Республики Турция, в рамках подписанного соглашения ЦДУМ и Управлением по делам религий Республики Турция (Дианат). За месяц они делают хатим, и в последний день завершается соответствующей мольбой (дуа).

Еще одним важнейшим элементом в процессе возрождения Ислама в Самарской области стало проведение конференций и форумов самых разных уровней, последним из которых стал Межнациональный молодежный духовно-

просветительский форум «Духовное богатство предков и сохранение их наследия для настоящего и будущего поколения», который был организован РДУМ СО и Администрацией Губернатора Самарской области 21 ноября 2015 года. По нашему субъективному мнению, особенно содержательным был доклад Шагавиева Саида Дамира Адгамовича, доцента кафедры исламского вероучения РИУ г. Казань, к.и.н. с темой: «Теологические причины, приводящие к радикализму». И, конечно, для самарской молодежи эта тема оказалась как никогда актуальной.

Таким образом, все те вышеперечисленные мероприятия по улучшению жизни мусульман на территории Самарской области, начатые еще Вагизом Яруллиным оказали на умму значительное позитивное влияние. В соответствии с Уставом ЦДУМ России и Уставом РДУМ Самарской области, протоколом расширенного пленума ЦДУМ России от 06 июля 2012 года, Указом № 08-12 Верховного муфтия, Председателя ЦДУМ России Шейхуль-Ислама Талгат Сафа Таджутдди-на:

1. Вагиз-хазрат Яруллин освобожден по собственному желанию от занимаемой должности Председателя РДУМ Самарской области.

2. Вагиз-хазрат Яруллин назначен главным казыем ЦДУМ России в духовном звании «муфтий».

3.Яруллин Талип Вагизович назначен Председателем РДУМ Самарской области в духовном звании «муфтий».8

На сегодняшний день Талип Яруллин является достойным продолжателем дел своего отца и надеждой для мусульман Самарской области в дальнейшем процветании ее уммы.

6 Гусева Ю. Н. Ислам в Самарской области. - М.: Логос, 2007. - С.86

7 «Ислам-Нур». №13 (72), 17 июля 2012 год. 27

Шаабан 1433 г.

8 РДУМ Самарской области // Сайт Центрального Духовного Управления мусульман России. URL: http://www.cdum.ru/rdum/225/d/3196/ (Режим доступа свободный)

Источники и литература

1. Гусева Ю. Н. Ислам в Самарской области. - М.: Логос, 2007. - 112 с.

2. «Ислам-Нур». №13 (72), 17 июля 2012 год. 27 Шаабан 1433 г.

3. Медресе «Нур»: история // Сайт Регионального Духовного Управления мусульман Самарской области при Центральном Духовном Управлении мусульман России. URL: http://www.islamsamara.ru/main/medrese-nur/istoriya (Режим доступа свободный)

4. РДУМ Самарской области // Сайт Центрального Духовного Управления мусульман России. URL: http://www.cdum.ru/rdum/225/d/3196/ (Режим доступа свободный)

5. «Татарская рассылка»». №50 (93). 19 июня 2004 г.

6. Центральный государственный архив Самарской области (цГАСО), Ф. Р3219, оп. 2, д. 57

Marsel Gumerov ISLAMIC RENAISSANCE IN SAMARA REGION (1980-2015)

Summary: This article discusses the process of the revival of Islam in the Samara region from the 1980s. Also describes the activities of the Mufti Vagiz Yarullin - one of the leading Islamic personalities of the time.

Keywords: Islamic renaissance, the Umma of Samara, improving the lives of Muslims in the region.

Sources and Literature

1. Guseva Y.N. Islam in the Samara region. -Moscow: «Logos», 2007. - 112 p.

2. "Islam-Nur". №13 (72), July 17, 2012. 27 Shaaban 1433

3. Madrasah "Nur": history // Website of the Regional Spiritual Board of Muslims of the Samara region of the Central Spiritual Administration of Muslims of Russia. URL: http://www.islamsamara.ru/main/medrese-nur/istoriya (Free Access)

4. RDUM of Samara region // Website of the Central Spiritual Board of Muslims of Russia. URL: http://www.cdum.ru/rdum/225/d/3196/ (Free Access)

5. "Tatar delivery." №50 (93). June 19, 2004

6. The Central State Archive of Samara Region (CSASR), Found P3219, Register 2, Case 57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.