Научная статья на тему 'Ислам в Самарской области'

Ислам в Самарской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
568
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусева Юлия

«Ислам в Самарской области», М., 2007, с. 7-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам в Самарской области»

Юлия Гусева,

кандидат исторических наук

ИСЛАМ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Современная Самарская область, как и в Х1Х-ХХ вв., остается одним из заметных мусульманских «островов» на карте Российской Федерации. По данным переписи 2002 г., общая численность мусульманского населения (городского и сельского) Самарской области составляет 183 717 человек. Исторически сложилось так, что до начала ХХ в. мусульманский облик Самарской губернии определяли татары, башкиры, в меньшей степени тептяри и «мещеряки». По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., численность татар составляла 165 191 человек, башкир -57 242, тептярей - 47 684, «мещеряков» - 6580.

В результате сложных политических, этнических пертурбаций этническая ситуация в области к концу ХХ в. значительно изменилась. При сохранившемся преобладании татарского элемента возросла численность иных мусульманских народов, в том числе тех, которые ранее никогда в области не проживали. Самарские мусульмане представляют пеструю этническую мозаику, что характерно для всего российского ислама. Татарский массив все более разбавляется выходцами с Кавказа и из Центральной Азии. В области и ее столице идет формирование «мусульманомусульманских» отношений. В Самаре нет и, скорее всего, не возникнет сколько-нибудь влиятельного радикального направления. В представляемой на суд читателя книге упоминаются члены знаменитой исламской организации «Хизб ут-Тахрир», однако все они - уроженцы Центральной Азии, мигранты, а их влияние на самарское мусульманское сообщество незначительно. Пока что несущественно - по сравнению с другими регионами - и влияние зарубежных исламских организаций. Энергичнее других действуют турки, которым удалось проникнуть в систему религиозного образования.

Согласно переписи 2002 г., городское мусульманское население представлено татарами (89 621), азербайджанцами (13 016), узбеками (4695), башкирами (4092), таджиками (3983), казахами (3273). Картину дополняет наличие незначительного (менее 1000 человек) числа представителей киргизской, чеченской, туркменской диаспор. В сельской местности также преобладают татары (42 326), за ними следуют казахи (11 971) и башкиры (4020), остальные же мусульманские общины весьма малочисленны.

Таким образом, ядром мусульманской Самары и области были и продолжают оставаться татары. Как указывалось ранее, до настоящего времени среди специалистов нет единой точки зрения относительно лингвоэтнической принадлежности местных татар. Все они - приверженцы суннитского мазхаба. В настоящее время единственным местом компактного проживания крещеных татар на территории Самарской области является село Назаровка (Увдалы авалы) Клявлинского района. На территории губернии на всем протяжении Х1Х-ХХ вв. шли активные процессы ассимиляции, тюр-кизирования чувашских, мордовских этнических элементов, процессы поглощения башкирского населения татарским. Бесспорно, процесс был двусторонним, обратное влияние нельзя отрицать.

В целом Самарская область - относительно «спокойный» в плане межэтнических отношений регион. Историки не раз подчеркивали, что губерния-область, изначально формировавшаяся как стыковая межэтничная зона, как результат «вольного» и целенаправленного переселения представителей славянских, тюркских, финно-угорских и иных этносов, выгодно отличалась отсутствием серьезных межэтнических столкновений. Важно отметить, что данных о сколько-нибудь заметной самостоятельной религиозной мусульманской (не путать с общественной) деятельности представителей иных «мусульманских» национальностей не имеется. Единоверцы из разных регионов бывшего СССР, как правило, являются прихожанами Самарской соборной мечети и иных городских приходов, созданных и функционирующих на базе Регионального духовного управления мусульман Самарской области (РДУМ СО).

На сегодняшний день в составе РДУМ СО - единственного в области централизованного религиозного управления, объединяющего все существующие в Самарской области мусульманские религиозные организации, - находится около 80 религиозных объединений. А именно: собственно РДУМ СО, входящее в состав ЦДУМ. На территории области действуют 71 мечеть, 6 безхрамо-вых приходов, 5 воскресных школ (в гг. Самара, Тольятти, Сызрань, дд. Камышла и Шентала), а также 2 медресе (в с. Алькино и в г. Самара). В своем становлении и развитии структура РДУМ СО и махалля современной Самарской области прошли ряд этапов. Этот процесс был растянут во времени, связан с деятельностью наиболее значимых мусульманских лидеров Самары и общими тенденциями развития самарских и российских махалля. По нашему мнению, в нем следует выделить следующие этапы:

1 этап - с 1983 г. (момент появления В. Яруллина в роли имам-хатыба Куйбышевской мечети до 1994 г. (начало строительства Самарской соборной мечети);

2 этап - с 1994 по 1999 г. - время строительства Самарской соборной мечети;

3 этап - с 1999 г. до настоящего времени - налаживание деятельности Самарской соборной мечети, медресе, областных мухта-сибатов.

Бесспорно, ключевую роль в истории современных мусульман Самары и области играл и продолжает играть муфтий Вагиз-хазрат Летфуллович Яруллин, он же - председатель РДУМ СО. Его личные качества, усилия единомышленников, а также благоприятная внешняя ситуация, помогли возродиться многим мечетям и медресе Самарской области.

Показателем развития религиозной сферы является система мусульманского образования, но система мусульманского религиозного образования в области не сложилась. Отдельные разрозненные усилия двух медресе («Гали» в с. Алькино и «Нур» в г. Самара), одно из которых («Нур») еще не наладило свою работу, не

могут утолить кадровый «голод», который испытывают самарские приходы. Проблема частично решается за счет привлечения людей «со стороны».

Лучше обстоит дело с изданием духовно-просветительской литературы и периодики. В 1996 г. в Самаре была основана национальная народная газета «Азан». Она была создана по инициативе З. Салахова, предпринимателя, инициатора образования Попечительского совета по строительству Самарской соборной мечети. В начале газета выходила один раз в месяц, но с 1998 г. редакции (редактор Ш. Галимов) удалось наладить двухразовый выпуск, а с

* Медресе в с. Алькино, как и многие учебные заведения подобного рода, несмотря на имевшийся исторический опыт, в 90-е годы XX в. находилось на этапе становления: не хватало кадров, не имелось качественных образовательных программ. Вероятно, с этим и были связаны поиски преподавателей из числа грамотных учителей из Турции и, в конечном счете обретение статуса филиала Уфимского исламского университета. Так, в конце 1994 г. в медресе «Гали» произошла смена директора: на место ушедшего хаджи Аухэта Мингазова (уехал в Самару) пришел 23-летний Ясин-хазрет (родом из Турции, окончил Исламский университет, работал в просветительско-оздоровительной фирме «Серхам», г. Кайсери).

июня 1999 г. «Азан» выходит еженедельно. Публикуя свои материалы, главным образом на русском языке, газета рассказывает об истории и культуре мусульманских народов, философии ислама, способствует созданию объективного общественного мнения об его приверженцах. В начале июля 2002 г. в Сызрани вышел в свет первый номер мусульманской газеты «Булгар». Орган Сызранского мухтасибата призван вести религиозно-культурную просветительскую работу в городе, где сегодня проживает около 11 тыс. мусульман. Редакторские обязанности выполняет имам мечети И. Сагдеев. На базе Самарской соборной мечети и по инициативе имама И. Сафина с 2007 г. выходит газета духовно-просветительского содержания «Салям».

В 2002 г. заработал официальный сайт Духовного управления мусульман (ДУМ) Самарской области ISLAM. SAMARA. RU. На нем представлена большая часть подготовленных материалов, касающихся жизни самарской уммы. Однако, к большому сожалению, в последний год сайт не обновляется. Приводимые данные не отличаются новизной и не дают какого-либо целостного представления о жизни самарской уммы. К сожалению, приходится констатировать, что дореволюционный уровень постановки религиозного обучения, уровень предков (когда в губернии было 27 медресе и 107 мектебе, действовали мусульманские благотворительные общества, выходил экономический журнал «Иктисад» и т.д.) пока современным самарским мусульманам не доступен. Они стремятся, но системности, кадров и прочих ресурсов решительно не хватает.

Несколько слов о женском движении в регионе. В мае 2007 г. состоялось первое заседание оргкомитета по созданию в Самаре женской мусульманской организации. Следуя примеру ульяновцев, нижегородцев, мусульманки области решили наладить работу в сфере благотворительности, пропаганды исламских семейных ценностей и пр. В целом, женское мусульманское движение в Самаре, как, впрочем, и в большинстве регионов, находится на этапе становления.

По имеющимся в открытой печати данным сложно судить о контактах мусульман с представителями иных конфессий. Очевидно то, что отношения с представителями РПЦ, иудейской, католической и протестантской общин не являются открыто враждебными или же по-дружески теплыми. С 1998 г., с момента относительной стабилизации внутри мусульманских дел в областном центре, отмечается возросшая активность исламских лидеров в ус-

тановлении диалога с РПЦ. На официальных фотографиях в газете «Азан» мусульманские лидеры запечатлены с главой иудейской общины. В целом их взаимоотношения можно обозначить как нейтральные. Однако они не застрахованы от разного рода трений. В феврале 2006 г., ориентируясь на предложения центральной власти, Самарская епархия выступила с предложением ввести курс «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах. В ответ на это администрация создала рабочую группу, которая рассматривала механизм возможного введения курса основ православной или иной религиозной культуры. В роли преподавателей этой светской культурологической дисциплины по замыслу должны были выступить учителя, а не священнослужители. В свою очередь, аксакалы самарской мечети (с одобрения лидеров общины) написали открытое письмо в адрес вице-губернатора С. Сычева. В нем выражались опасения, что подобные действия могут спровоцировать раскол и конфликт в обществе, а также предлагалось вводить такие курсы только факультативно.

До этого, в апреле 2005 г., в местной мусульманской газете «Азан» было опубликовано письмо в адрес администрации, с тем чтобы не вводились подобные курсы, так как они, в любом случае, связаны с постижением основ религии. В нем высказывалось мнение о необходимости сохранения светского характера государственной системы образования. Оно было подписано муфтием В. Яруллиным, председателем Лиги азербайджанцев области Ш. Керимовым, председателем курултая башкир С. Вилдановым, президентом казахской НКА «Ак жол» Т. Дусенбаевым, директором Самарского областного татарского общества «Туган тел» Ш. Багаутдиновым, председателем татарской НКА г. Самара Я. Валиуллиным. По мнению автора, лидеры самарских мусульман занимают достаточно обособленную (быть может, вполне осознанно или нет) позицию в отношении лидеров иных конфессий, что, конечно, не означает проявления этого на «бытовом» уровне: татары, мусульмане дружно живут бок о бок с русскими, украинцами, немцами и пр.

В соответствии с кораническими нормами и российской традицией мусульманские лидеры Самары и области имеют крепкие дружественные отношения с губернскими и городскими властями. Это проявляется во взаимной поддержке в различных вопросах.

В связи с появлением в конце ХХ - начале ХХ1 в. в области представителей различных этнических групп из Средней Азии, Се-

верного Кавказа в регион начали проникать идеи, нехарактерные для традиционного российского исламского мира. В 2004 г. в Самаре сотрудниками областного УФСБ были задержаны трое членов «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». В распоряжении спецслужб оказалась информация о том, что в Самарской мечети и на вещевом рынке Советского района распространяются листовки с обращением партии «Хизб ут-Тахрир» к общественности. В ходе оперативно-разыскных мероприятий были задержаны двое граждан Киргизии, торговавшие на рынке, и гражданин России. Все они являлись членами организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», деятельность которой была запрещена решением Верховного суда России в 2003 г. При проведении обыска у задержанных были обнаружены граната Ф-1; около 200 книг и брошюр; более 700 листовок на русском, узбекском и арабском языках; памятки члену организации о линии поведения в ходе ареста, в частности перечень сведений, не подлежащих разглашению, и руководство по вербовке агентов. По сведениям УФСБ, в состав группировки, действовавшей на территории Самарской области, входили 15 человек. Они вели отчет о проделанной работе и поддерживали связь с членами организации в других странах, в том числе и через Интернет. Во время предварительного следствия правоохранители задержали еще двоих агитаторов: в Самаре - Ю. Киросирова, в Тольятти - Хабибулата Халикова. У них также была изъята запрещенная агитационная литература.

В 2005 г. члены инициативной группы по пятницам раздавали в мечети листовки, в которых содержалась жесткая критика деятельности руководства ДУМ Самарской области, в том числе председателя муфтията Вагиза-хазрата Яруллина и муфтия ДУМ Европейской части России Равиля Гайнутдина. Предпринимались попытки сорвать службы в мечети и пр.

Мусульманские лидеры Самары незамедлительно обозначили свою позицию. В телевизионном интервью муфтий В. Яруллин резко осудил «опасные действия группы молодых людей, объединившихся по сути в сектантскую, почти тайную организацию». Газета «Азан» поддержала позицию муфтия, выступив с осуждением стремлений определенной части современных молодых мусульман почерпнуть «на стороне» исламские идеи. В июньском номере «Азана» за 2005 г. было опубликовано обращение РДУМ СО к мусульманам области с резким осуждением действий представителей «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которые пытались привлечь на

свою сторону «неразборчивых людей, особенно молодежь», предпринимали попытки сорвать службу в мечети, распространяли среди молящихся свои листовки и угрожали духовным лицам. В заявлении подчеркивалось, что «эти возмутители спокойствия ни к самарской мечети, ни к ее строительству, ни к общественным мероприятиям, проводимым махалля, ни тем более к оказанию ей финансовой помощи, отношения не имеют». Отмечалось наличие добрых и стабильных взаимоотношений с правительством Самарской области и органами местного управления.

В августе 2005 г. на заседании совета мечети были приняты решения не допускать в мечеть людей, именующих себя «инициативной группой». Имамам было предписано активно проводить соответствующую разъяснительную работу В августе 2005 г. районный суд Самары вынес приговор в отношении четырех членов организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Они обвинялись в разжигании национальной и религиозной вражды, попытке установления халифата на территории Самарской области и подрыве авторитета ныне действующей власти. В марте 2006 г. мировой суд Промышленного района Самары признал виновным в организации деятельности экстремистской организации 24-летнего Ю. Кираси-рова. По данным УФСБ, подозреваемый распространял на территории Тольятти литературу и листовки организации «Хизб ут-Тахрир», в том числе с призывом построения Великого исламского халифата, а также «проводил работу, направленную на вовлечение мусульманской молодежи в данную организацию». Суд назначил ему десять месяцев отбывания наказания в колонии-поселении. Еще один активный участник экстремистской организации Х. Халиков в апреле 2006 г. был депортирован из Самарской области на родину, в Узбекистан.

Усилия радикально настроенных молодых людей не увенчались успехом. Они не получили поддержки со стороны молодежи и общественности. Самарские мусульмане остаются глухи к подобным религиозно-политическим настроениям.

Судить о контактах местных мусульманских лидеров с зарубежными деятелями достаточно сложно. Местная пресса слабо освещает эти вопросы, на сайте РДУМ СО информация такого рода также отсутствует. Однако это не означает отсутствия самих связей. В отличие от махалля других регионов Поволжья (в частности, Нижегородчины) самарские мусульмане имеют давние и прочные связи с Турцией. Большую роль в их установлении (Х1Х в.) и раз-

витии в досоветский период играли религиозный и экономический факторы вкупе с не всегда корректной и понятной татарам-мусульманам и башкирам имперской политикой. Эти контакты также питались (и до сих пор питаются) активностью самих турок и их интересом к мусульманам Средней Волги. Так, в начале 1992 г. В. Яруллин (тогда имам мечети в Малом тупике) сопровождал двоих самарцев, уезжавших на обучение в Турцию (ученики были родом из с. Алькино Похвистневского района). Они были направлены на учебу при поддержке Т. Таджуддина, который активно помогал открытию в с. Алькино медресе «Гали». В Турции В. Яруллин встречался с деловыми людьми и священнослужителями.

С 1995 г. медресе «Гали» возглавляет Ясин-хазрет - выходец из Турции. В апреле 1992 г. с визитом в Самаре были два турка, один из них - Арслан Торсун (имам-хатыб, преподававший в Стамбуле). Они встречались с В. Яруллиным, активистами мусульманской общины и с тогдашним главой Самарской администрации О. Сысуевым. Гости пообещали оказать помощь в постройке новой мечети в Самаре: в тот момент это был самый «больной» вопрос. Как сообщала пресса, всего в Рамазан 1992 г. в СНГ прибыло 62 гражданина Турции, с тем чтобы потом рассказать своим соотечественникам о жизни своих единоверцев.

Поиск средств для строительства городской мечети велся и в других направлениях. Так, в январе 1994 г. председатель Совета мусульманских женщин Северной Америки Шарифа аль-хатиб привезла в Самару партию книг по исламу на арабском и английском языках. Она встречалась с руководителями общины, которые пожаловались на нехватку средств для строительства новой мечети и медресе. «Местная небогатая диаспора», как сказано в сообщении прессы, обращалась с просьбой о финансовой помощи к мусульманам США. С 2005 г. газета самарских татар-мусульман «Азан» стала поступать в библиотеку Конгресса США (вместе с литературой и периодикой из Республики Татарстан). Есть отдельные контакты с немецкой общиной татар, мигрировавших в Германию.

«Ислам в Самарской области», М., 2007, с. 7-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.