Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / АУТИЗМ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / МОТОРИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Томилова С.В., Костюк А.В., Маштакова А.М., Тенкачева Т.Р.

Цель исследования - выявление особенностей моторной сферы у детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра. Методика и организация исследования. В течение 2018-2021 гг. было проведено исследование состояния моторных функций у детей раннего возраста с РАС на базе Центра «Логопед» (г. Первоуральск Свердловской области) и Центра непрерывного образования ФБГОУ ВО УрГПУ (г. Екатеринбург). В научной работе приняли участие девять детей в возрасте от 1 года и 3 месяца до 2-х лет и 8 месяцев, у всех детей детским психиатром было диагностировано расстройство аутистического спектра (РАС). Для изучения состояния моторных функций детей применена программа оценки моторного развития детей младшего возраста (Peabody Developmental Motor Scales), включающая шесть субтестов, которая была дополнена соответствующими разделами из Оценочной системы уровня языковых и общих знаний и умений (ABLLS-R). У всех детей было сформировано сотрудничество со взрослым и дана позитивная эмоциональная установка на взаимодействие с ним. Результаты исследования и выводы. В ходе анализа полученных данных было установлено, что у всех детей имеются нарушения координации и соразмерности движений. У них был неловкий захват предметов, движения неловкие, дисметричные. Выявленные нарушения дифференцированных движений пальцев рук, крупномоторных навыков, а также литературные данные подтверждают предположение о том, что у детей с РАС имеется фактор нарушения обработки информации в центральной нервной системе, что затрудняет становление моторных навыков при отсутствии патологического фактора. Авторами сформулированы перспективы дальнейшего исследования формирования моторной сферы детей раннего возраста с РАС для разрешения существующего в настоящее время в науке и практике противоречия между потенциалом сензитивного периода в развитии ребенка (ранний возраст) и недостаточным вниманием к развитию ребенка с РАС через формирование его целенаправленной двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Томилова С.В., Костюк А.В., Маштакова А.М., Тенкачева Т.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MOTOR SPHERE OF CHILDREN OF EARLY AGE DIAGNOSED WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Objective of the study was to identify the specifics of the motor sphere of children of early age diagnosed with autism spectrum disorders. Methods and structure of the study. The study of the motor functions of children of early age diagnosed with autism spectrum disorders was carried out at the "Logoped" Center (Pervouralsk, Sverdlovsk Region) and the Center for Continuing Education of the Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg) from 2018 through 2021. Sampled for the study were 9 children aged from 1 year 3 months to 2 years 8 months, all diagnosed with autism spectrum disorders by a child psychiatrist. The study was conducted prior to the start of the behavioral intervention. The subjects’ motor functions were analyzed using a program for assessing the level of motor development at early childhood (Peabody Developmental Motor Scales), including six subtests, which was supplemented by the corresponding sections from the Assessment of Basic Language and Learning Skills - Revised (ABLLS-R). The following motor functions were analyzed: involuntary response to environmental changes; maintaining balance and control over own body within the center of gravity; the child's ability to move from one place to another; object manipulation; the child's hand skills; visual-motor coordination - to evaluate the child's ability to use visual-perceptual skills to perform complex eye-hand coordination tasks such as grasping objects, building with blocks, copying pictures. Conclusion. Given the behavior patterns and sensory problems in the development of children with autism spectrum disorders, it can be reasonably argued that it is not only a specially organized process of formation of their motor sphere that is necessary but also the need to select special methods and techniques. Thus, considering the existing developments in the field of applied behavioral analysis, such teaching methods may include: NET (training in the natural environment), chain learning, functional communication training, discrete and mixed trials, etc. All these methods require special techniques that could be combined, for example, providing support for the error-free formation of motor skills and using a motivational environment. These directions seem promising for further research.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

развитие моторных функции детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра

УДК/UDC 796.077-056.266

Поступила в редакцию 08.12.2021 г.

Информация для связи с автором: svetoma@mail.ru

Кандидат педагогических наук С.В. Томилова1 Кандидат педагогических наук А.В. Костюк2 А.М. Маштакова2

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Р. Тенкачева2

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург 2Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург

ANALYSIS OF MOTOR SPHERE OF CHILDREN OF EARLY AGE DIAGNOSED WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

PhD S.V. Tomilova1 PhD A.V. Kostyuk2 A.M. Mashtakova2

PhD, Associate Professor T.R. Tenkacheva2

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

2 Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявление особенностей моторной сферы у детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра. Методика и организация исследования. В течение 2018-2021 гг. было проведено исследование состояния моторных функций у детей раннего возраста с РАС на базе Центра «Логопед» (г. Первоуральск Свердловской области) и Центра непрерывного образования ФБГОУ ВО УрГПУ (г. Екатеринбург). В научной работе приняли участие девять детей в возрасте от 1 года и 3 месяца до 2-х лет и 8 месяцев, у всех детей детским психиатром было диагностировано расстройство аутистического спектра (РАС). Для изучения состояния моторных функций детей применена программа оценки моторного развития детей младшего возраста (Peabody Developmental Motor Scales), включающая шесть субтестов, которая была дополнена соответствующими разделами из Оценочной системы уровня языковых и общих знаний и умений (ABLLS-R).

У всех детей было сформировано сотрудничество со взрослым и дана позитивная эмоциональная установка на взаимодействие с ним. Результаты исследования и выводы. В ходе анализа полученных данных было установлено, что у всех детей имеются нарушения координации и соразмерности движений. У них был неловкий захват предметов, движения неловкие, дисметричные. Выявленные нарушения дифференцированных движений пальцев рук, крупномоторных навыков, а также литературные данные подтверждают предположение о том, что у детей с РАС имеется фактор нарушения обработки информации в центральной нервной системе, что затрудняет становление моторных навыков при отсутствии патологического фактора. Авторами сформулированы перспективы дальнейшего исследования формирования моторной сферы детей раннего возраста с РАС для разрешения существующего в настоящее время в науке и практике противоречия между потенциалом сензитивного периода в развитии ребенка (ранний возраст) и недостаточным вниманием к развитию ребенка с РАС через формирование его целенаправленной двигательной активности.

Ключевые слова: ранний возраст, аутизм, двигательная активность, поведение, моторика.

Abstract

Objective of the study was to identify the specifics of the motor sphere of children of early age diagnosed with autism spectrum disorders. Methods and structure of the study. The study of the motor functions of children of early age diagnosed with autism spectrum disorders was carried out at the "Logoped" Center (Pervouralsk, Sverdlovsk Region) and the Center for Continuing Education of the Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg) from 2018 through 2021. Sampled for the study were 9 children aged from 1 year 3 months to 2 years 8 months, all diagnosed with autism spectrum disorders by a child psychiatrist. The study was conducted prior to the start of the behavioral intervention.

The subjects' motor functions were analyzed using a program for assessing the level of motor development at early childhood (Peabody Developmental Motor Scales), including six subtests, which was supplemented by the corresponding sections from the Assessment of Basic Language and Learning Skills - Revised (ABLLS-R).

The following motor functions were analyzed: involuntary response to environmental changes; maintaining balance and control over own body within the center of gravity; the child's ability to move from one place to another; object manipulation; the child's hand skills; visual-motor coordination - to evaluate the child's ability to use visual-perceptual skills to perform complex eye-hand coordination tasks such as grasping objects, building with blocks, copying pictures.

Conclusion. Given the behavior patterns and sensory problems in the development of children with autism spectrum disorders, it can be reasonably argued that it is not only a specially organized process of formation of their motor sphere that is necessary but also the need to select special methods and techniques. Thus, considering the existing developments in the field of applied behavioral analysis, such teaching methods may include: NET (training in the natural environment), chain learning, functional communication training, discrete and mixed trials, etc. All these methods require special techniques that could be combined, for example, providing support for the error-free formation of motor skills and using a motivational environment. These directions seem promising for further research.

Keywords: early childhood, autism, motor activity, behavior, motor skills.

Введение. В настоящее время во всем мире актуализируются исследования, направленные на диагностику рас-

стройства аутистического спектра (далее РАС) в первые годы жизни ребенка. Возрастает интерес родителей, воспи-

58

http://www.teoriya.ru

№2^ 2022 Февраль | February

тывающих детей с РАС, и всех специалистов к обоснованному и эффективному раннему вмешательству.

Ранний возраст (первый и второй год жизни ребенка) является сензитивным периодом для развития всех высших психических процессов, становление которых осуществляется в разных видах целенаправленной деятельности. Огромное количество исследований показало наличие у детей с РАС специфики становления всех сторон жизнедеятельности. В онтогенезе ребенок в раннем возрасте овладевает всем поведенческим репертуаром через двигательную активность, которая способствует овладению разными способами действий с предметами, способам познания окружающего мира. Исследования показывают, что наличие сложностей с обработкой информации препятствует овладению ребенком с РАС всем двигательным репертуаром, что, закономерно, отражается на всем развитии ребенка.

Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время актуально изучение особенностей овладения ребенком с РАС двигательными навыками на втором и третьем годах жизни, а также необходим подбор приемов формирования двигательного поведения ребенка [11, 12, 14].

Цель исследования - выявление особенностей моторной сферы у детей раннего возраста с расстройством аути-стического спектра.

Методика и организация исследования. В течение 2018-2021 гг. было проведено исследование состояния моторных функций у детей раннего возраста с РАС на базе Центра «Логопед» (г. Первоуральск Свердловской области) и Центра непрерывного образования ФБГОУ ВО УрГПУ (г Екатеринбург). В научной работе приняли участие девять детей в возрасте от 1 год 3 месяца до 2-х лет 8 месяцев, у всех детей детским психиатром было диагностировано РАС. Исследование было проведено до начала поведенческого вмешательства.

Для изучения состояния моторных функций детей с РАС применена программа оценки моторного развития детей младшего возраста (Peabody Developmental Motor Scales), включающая шесть субтестов, которая была дополнена соответствующими разделами из Оценочной системы уровня языковых и общих знаний и умений (ABLLS-R).

Изучались: непроизвольное реагирование на изменения окружающей среды; удержание равновесия и сохранение контроля над своим телом в пределах центра тяжести; умение ребенка перемещаться из одного места в другое; манипулирование предметами; мастерство ребенка использовать свои руки; зрительно-моторная координация - устанавливает способность ребенка использовать зрительно-перцептивные навыки для выполнения сложных задач по координации глаз-рука - таких, как хватание предметов, строительство из блоков, копирование рисунков.

Все субтесты предлагались ребенку в той форме, в которой он мог их понять и выполнить, большая часть заданий предлагалась через создание специальных условий для манипулирования объектами или выполнения крупномоторных движений. Исследование проводилось в первой половине дня, в индивидуальной форме (в присутствии значимого взрослого или специалиста, который является позитивным стимулом для ребенка), с использованием специально подобранной для каждого ребенка системы поощрений. У всех детей, принимавших участие в исследовании, до начала выполнения субтестов было сформировано сотрудничество со взрослым и дана позитивная эмоциональная установка на взаимодействие с ним.

Выполнение всех проб подвергалось качественной оценке, включающей в себя анализ соответствия выпол-

нения движения онтогенетическим показателям, а также качество выполнения. Кроме этого, при анализе результатов исследования был осуществлен подбор приемов формирования двигательных навыков у участвовавших в нем детей.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе анализа результатов исследования у всех детей отмечены сложности удержания моторной программы, самостимулирующее поведение. Ряд результатов исследования был приведен в ранее опубликованной статье: А. В. Блажевич, А. В. Костюк [1].

В ходе анализа полученных данных было установлено, что у всех детей имеются нарушения координации и соразмерности движений. У них был неловкий захват предметов, движения были неловкими, дисметричными. Выявленные нарушения дифференцированных движений пальцев рук, крупномоторных навыков, а также литературные данные подтверждают предположение о том, что у детей с РАС имеется фактор нарушения обработки информации в центральной нервной системе, что затрудняет становление моторных навыков при отсутствии патологического фактора.

Выводы. Учитывая особенности поведения, сенсорных проблем в развитии детей с РАС, обоснованно можно утверждать о необходимости не только специально организованного процесса развития моторной сферы у этих детей, но и необходимости подбора специальных методов и приемов. Так, если учитывать имеющиеся разработки в области прикладного анализа поведения, то такими методами обучения могут стать: NET (тренинг в естественной среде), обучение по цепочке, тренинг функциональной коммуникации, дискретные и смешанные пробы и т. д. Все эти методы требуют особых приемов, которые можно объединить как предоставление опоры для безошибочного формирования двигательного навыка, использование мотивационной среды. Данные направления представляются перспективными для дальнейшего исследования.

Литература

1. Блажевич А.В., А.В. Костюк Изучение состояния моторной базы речи у детей с расстройством аутистического спектра [Текст] // Специальное образование. 2021. № 2 (62). С. 20-33.

References

1. Blazhevich A.V., Kostyuk A.V. Izuchenie sostoyaniya motornoy bazy rechi u detey s rasstroystvom autisticheskogo spektra [Study of speech motor base status in children with autism spectrum disorder]. Spetsialnoe obrazovanie. 2021. No. 2 (62). pp. 20-33.

2. Bhat A.N., Galloway J.C., Landa R.J. Relation between early motor delay and later communication delay in infants at risk for autism. Infant behavior & development, 35(4), 838-846. Available at https: // doi. org/10.1016/j.infbeh.2012.07.019.

3. Holloway J.M., Long T.M., Biasini F.J. The intersection of gross motor abilities and participation in children with autism spectrum disorder. Infants Young Child. 2021 Jul-Sep; 34 (3): р. 178-189. doi: 10.1097 / iyc.0000000000000192. PMID: 34211254; PMCID: PMC8240862.

4. Ketcheson L., Hauck J., Ulrich D. The effects of an early motor skill intervention on motor skills, levels of physical activity, and socialization in young children with autism spectrum disorder: A pilot study. Autism. 2017 May; 21(4): 481-492. doi: 10.1177/1362361316650611. Epub 2016 Jun 26. PMID: 27354429.

5. Lloyd M., MacDonald M., Lord С. Motor skills of toddlers with autism spectrum disorders. Autism: the international journal of research and practice, 17(2), 133-146. https://doi. org/10.1177/1362361311402230.

6. Mohd Nordin A., Ismail J., Kamal N. Nor Motor Development in Children With Autism Spectrum Disorder. Frontiers in pediatrics, 9, 598276. https://doi.org/10.3389/fped.2021.598276.

7. Provost B., Heimerl Sandra, Lopez Brian R. Levels of Gross and Fine Motor Development in Young Children with Autism Spectrum Disorder. Physical & Occupational Therapy In Pediatrics, 27:3, 2136, DOI: 10.1080/J006v27n03_03.

№2 • 2022 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.