Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киперман Я.В., Воробьев А.С.

В данной статье рассматриваются различные аспекты развития мотивационных составляющих личности школьников и их социализации средствами дополнительного образования. В работе описаны результаты исследования развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов 12-14 лет с использованием специальных упражнений в ходе учебно-тренировочного процесса в рамках реализации программы по развитию как скоростно-силовых способностей, так и мотивов и коммуникации занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киперман Я.В., Воробьев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MOTIVATIVE COMPONENTS OF THE PERSONALITY OF PUPILS BY MEANS OF ADDITIONAL EDUCATION

This article examines various aspects of the development of the motivational components of the personality of schoolchildren and their socialization by means of additional education. The paper describes the results of a study of the development of speed-strength qualities of athletes of 12-14 years old using special exercises during the educational-training process within the framework of the program for the development of both speed-strength abilities, and motives and communication of those involved.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626/j-chr/2021-2(27)/8 Педагогические науки

УДК: 371.2+316.628

Развитие мотивационных составляющих личности школьников средствами дополнительного образования

76

© Я.В. Киперман, А.С. Воробьев

Киперман Я.В. - кандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, оздоровительной и адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО "Курский государственный университет" E-mail: ffks.kgu@yandex.ru

Воробьев А.С. - магистрант факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО "Курский государственный университет" E-mail: alexander_vrbv@mail.ru

Адрес: 305000, Россия, г. Курск, ул. Кирова, 5

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются различные аспекты развития мотивационных составляющих личности школьников и их социализации средствами дополнительного образования. В работе описаны результаты исследования развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов 12-14 лет с использованием специальных упражнений в ходе учебно-тренировочного процесса в рамках реализации программы по развитию как скоростно-силовых способностей, так и мотивов и коммуникации занимающихся.

№2 (27) 2021

vww.j-chr.com Ключевые слова: личность, мотивация, социализация, лёг-

кая атлетика, скоростно-силовые способности, дополнительное образование

В настоящее время в российском обществе огромное внимание уделяется на развитие личности обучающихся, что нашло отражение в Федеральном образовательном стандарте (ФГОС). Особое внимание уделяется развитию таких составляющих личности, как самостоятельность, умение творчески мыслить, мотивация. Наиболее сенситивным в формировании данных личностных характеристик является период социализации [1].

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте отражено положение о том, что формированию компетенций способствует наличие данных характеристик. В связи с этим большое внимание уделяется развитию мотиваци-онных, инструментальных и когнитивных личностных ресурсов. В исследованиях разных авторов неоднократно подчеркивалась взаимосвязь и взаимообусловленность данных ресурсов. На наш взгляд, при разработке обучающей программы средствами дополнительного образования большее внимание стоит уделять мо-тивационным составляющим.

Рассматривая социализацию детей в рамках учебного процесса в условиях дополнительного образования, особое внимание исследователи уделяют анализ средств, форм и методов социализации. В частности, основными средствами социализации обучающихся в условиях дополнительного образования исследователями выделяются внеклассные мероприятия, школьные и внешкольные мероприятия, экскурсии, внеурочные занятия, спортивные секции и др.

В рамках данной статьи рассмотрим особенности социализации личности при проведении спортивных занятий в условиях дополнительного образования обучающихся. Важное значение имеет анализ подходов к мотивации личности в спортивной деятельности.

Анализ литературы показал, что мотивация является важнейшим компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультур-но-спортивной [3]. Мотив рассматривает-

ся исследователями как основа деятельности, в том числе учебно-тренировочной деятельности (Е.Н. Литвинов, В.И Лях, А.П. Матвеев, В.Н. Мясищев, Е.П. Ильин и др.). Мотивация к спортивной и физкультурной деятельности - особое состояние личности, которое направлено на достижение высокой степени физической подготовленности и работоспособности.

Таким образом, как заключают исследователи, мотивация является важнейшей составляющей эффективности в спортивной деятельности [7]. В связи с этим акцент различных программ дополнительного образования должен быть сделан на поиске эффективных форм, средств и методов, направленных на формирование мотивационных составляющих личности обучающихся, формированию мотивов и факторов, способствующих их успешной социализации [2].

Цель исследования: изучение развития мотивационных составляющих личности школьников и их социализации средствами дополнительного образования.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи: разработать и провести исследование мотивационных составляющих личности школьников и их социализации средствами дополнительного образования; разработать и реализовать программу дополнительного образования по лёгкой атлетике по совершенствованию скоростно-сило-вых качеств, сплоченности и мотивации в тренировочной группе.

Объектом исследования выступал процесс развития мотивационных составляющих личности школьников и их социализации средствами дополнительного образования. Предмет исследования

- средство дополнительного образования

- программа дополнительного образования по лёгкой атлетике.

Исследование проводилось в период сентябрь 2019 года - апрель 2020 года. Исследование включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На базе МБОУ «Средняя обще-

77

78

образовательная школа № 12 им. С.Н. Пе-рекальского» г. Курска было проведено исследование развития скоростно-сило-вых качеств легкоатлетов 12-14 лет с использованием специальных упражнений в ходе учебно-тренировочного процесса в рамках реализации программы по развитию как скоростно-силовых способностей, так и мотивов и коммуникации обучающихся.

В рамках нашего исследования, выбор лёгкой атлетики среди всех видов спорта обуславливается тем, что данный вид спорта является наиболее массовым, доступным и востребованным среди обучающихся. Кроме того, в общеобразовательной программе предмета «Физическая культура» легкая атлетика наиболее «знакома» обучающимся по сравнению с другими видами спорта.

Лёгкая атлетика - индивидуальный вид спорта (за исключением эстафетного бега). Однако в период учебно-тренировочного процесса происходит взаимодействие между спортсменами, сплочение группы и т.д.

На первом констатирующем этапе нами было проведено анкетирование 40 обучающихся 12-14-летнего возраста с целью изучения мотивации респондентов к занятию спортом, в частности легкой атлетикой.

Анализ результатов исследования показал востребованность данного спорта среди обучающихся. Так, на вопрос: «Хотели ли Вы заниматься лёгкой атлетикой?» большая часть опрошенных респондентов (77,5 %, ^ 31) ответили положительно.

На втором этапе исследования, были сформированы две равные по физическому развитию группы 12-14-летних обучающихся (контрольная и экспериментальная) по 15 человек в каждой группе. Данное распределение было выполнено после сдачи вступительных тестов, которые включали в себя следующие испытания: бег 60 м, челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места и подтягивания. В эксперименте участвовали обучающиеся 6-7 классов из шести классов (по

три класса в каждой параллели), то есть многие в группах между собой были мало знакомы.

В контрольной группе занятия проводились по программе дополнительного образования [4,5,6]. В экспериментальной группе - по разработанной нами программе с применением комплексов специально-подготовительных упражнений.

Комплексы включали в себя упражнения с отягощениями и собственным весом, а также огромное внимание уделялось развитию скоростно-силовых качеств обучающихся [8]. Кроме того, в экспериментальной группе особое внимание уделялось формированию социально-психологического климата внутри группы, применялись различные методы на сплочение команды.

Занятия проводились потоковым методом, то есть все выполняли одно упражнение по очереди с целью смены формы деятельности и переключения внимания. Данный метод также использовался и в контрольной группе.

Также в экспериментальной группе применялась работа в малых группах во время цикличных тренировок. Данный вид деятельности способствовал знакомству обучающихся между собой, взаимодействию, установлению дружеских отношений среди обучающихся. Малые группы на каждом занятии менялись, что, на наш взгляд, способствовало формированию сплоченности в спортивной группе.

В экспериментальной группе применялся такой вид деятельности как работа в парах, способствующих совершенствованию физической подготовленности и улучшению показателей обучающихся в секции лёгкой атлетике.

Метод одиночной тренировки под наблюдением тренера-педагога применялся в экспериментальной группе с целью развития таких качеств обучающихся, как самоконтроль и дисциплина.

Межгрупповые соревнования были направлены на формирование групповой сплоченности обучающихся, форми-

рования позитивных взаимоотношения в группах при спортивных успехах и неудачах.

Эстафетный бег был включен в программу межгрупповых соревнований. В эстафете принимали все обучающиеся. В течение первого и второго этапов реализации программы обе группы поочередно выигрывали данных вид состязаний. На третьем этапе реализации программы лидерство в данном виде испытаний закрепилось за экспериментальной группой. В эстафете были использованы короткие отрезки бега - от 100 до 200 м. с целью как выявления уровня развития скоростно-силовых качеств, так и уровня групповой сплоченности (на примере качества передачи эстафетной палочки в каждой из групп). В экспериментальной

группе передача происходила «без помарок», отсутствие случаев потери палочки. В контрольной группе также отсутствовали случаи потери палочки, но передача палочки в пяти случаях происходила с эмоционально негативной оценкой передающих палочку и наблюдающих участниках контрольной группы обучающихся.

На контрольном этапе исследования были проведены контрольные тесты, а также внутригрупповые соревнования в контрольной и экспериментальной группах для определения развития ско-ростно-силовых качеств обучающихся. Рассмотрим результаты, полученные при проведении испытаний бега на 60 м. Средние значения групп на каждом из этапов эксперимента представлены на рисунке 1.

79

Рис. 1. Динамика результатов в беге на 60 м

Как видно из рисунка 1, в экспериментальной группе существует рост показателей, начиная с третьего этапа реализации программы, когда были применены комплексы специально-подготовительных упражнений по развитию скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей обучающихся. Уровень развития физических качеств в контрольной группе остался на среднем уровне.

По окончании эксперимента было

проведено анкетирование контрольной и экспериментальной групп обучающихся с целью установления формирования сплоченности группы, установления дружеских отношений обучающихся контрольной и экспериментальной групп. Один из вопросов звучал так: «За период занятий по лёгкой атлетике Вы обзавелись новы- №2 (27) 2021 ми друзьями внутри тренировочной груп- www.j-chr.com пы?». Результаты представлены в виде диаграмм на рисунке 2.

80

Рис. 2. Результаты опроса респондентов по развитию коммуникации среди обучающихся тренировочных групп

Как видно из рисунка 2, что в экспериментальной группе больше половины опрошенных респондентов (40,0 %, ^ 6) отметили утверждение «Да, у меня появился новый друг» по сравнению с контрольной группой. В контрольной группе данное утверждение отметили 13,35 % 2) опрошенных респондентов, что может свидетельствовать об эффективности реализованной программы

ВЫВОДЫ

Разработанная программа положительно влияет на развитие скорост-

но-силовых качеств обучающихся 12-14 - летнего возраста, а также способствует формированию сплоченности и развитию коммуникации в тренировочной группе. Социализация обучающихся в условиях учебно-тренировочного процесса в рамках дополнительного образования будет эффективной, если внедрять программы по развитию как скоростно-силовых способностей, так и мотивационных составляющих личности обучающихся средствами дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водовозов, В.И. Физическое, умственное и нравственное развитие ребенка / В. И. Водовозов. - Санкт-Петербург : Лань, 2017. - 16 с.

2. Дробот, А. Самоопределение школьников средствами дополнительного образования / А. Дробот // Воспитательная работа в школе : Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2014. - № 1. - С. 44-58.

3. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.:

Просвещение, 2012 г. - 167 с.

4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для интов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

5. Матвеев, А.П. Программа основного общего образования по физической культуре: 5-9 классы / А.П. Матвеев. - М.:

Просвещение, 2012. - 62 с.

6. Матвеев, Л.П. От теории спортивной тренировки - к общей теории спорта / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 5. - С. 5-8.

7. Серова, Л. К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте: учебное пособие / Л.К. Серова. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Юрайт, 2019. - 147 с.

8. Томпсон, П. Дж. Л. Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению лёгкой атлетике / Питер Дж. Л. Томпсон. - М.: Человек, 2014. - 192 с.

81

DEVELOPMENT OF THE MOTIVATIVE COMPONENTS OF THE PERSONALITY OF PUPILS BY MEANS OF ADDITIONAL EDUCATION

© Jana V. Kiperman, Alexandr S. Vorobiev

Jana V. Kiperman - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Medical and Biological Disciplines, Recreational and Adaptive Physical Education of Kursk State University

Alexandr S. Vorobiev - Master's student of the Faculty of Physical Culture and Sports of Kursk State University

Address: 305000, Russia, Kursk, Kirova st., 5

ABSTRACT

This article examines various aspects of the development of the motivational components of the personality of schoolchildren and their socialization by means of additional education. The paper describes the results of a study of the development of speed-strength qualities of athletes of 12-14 years old using special exercises during the educational-training process within the framework of the program for the development of both speed-strength abilities, and motives and communication of those involved.

Keywords: personality, motivation, socialization, athletics, speed-strength abilities, additional education.

REFERENCE

1. Vodovozov, V.I. Physical, mental and moral development of the child / V. I. Vodovozov. - St. Petersburg: Lan, 2017 .-- 16 p.

2. Drobot, A. Self-determination of schoolchildren by means of additional education / A. Drobot // Educational work at school: Business magazine of the deputy director for educational work. - 2014. - No. 1. - S. 44-58.

3. Lyakh, V.I. A comprehensive program of physical education for students in grades 1-11 / V.I. Lyakh, A.A. Zdanevich. - M .: Education, 2012 - 167 p.

4. Matveev, LP Theory and methodology of physical culture (general foundations of the theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sport and professionally applied forms of physical culture): textbook. for int physical. culture / L.P. Matveev. - M .: Physical culture and sport, 1991 .-- 543 p.

5. Matveev, A.P. The program of basic general education in physical culture: grades 5-9 / A.P. Matveev. - M .: Education, 2012 .-- 62 p.

6. Matveev, L. P. From the theory of sports training to the general theory of sports / L.P. Matveev // Theory and practice of physical culture. - 2016. - No. 5. - P. 5-8.

7. Serova, LK Sports psychology: professional selection in sport: a tutorial / LK. Serov. -2nd ed., Rev. and add. - M.: Yurayt Publishing House, 2019 . - 147 p.

8. Thompson, PJL Introduction to training theory. The IAAF Official Guide to Athletics Education / Peter J.L. Thompson. - M .: Chelovek, 2014 .-- 192 p.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.