Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ'

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Монтессори-среда / познавательный интерес / дошкольники. / Montessori environment / cognitive interest / preschoolers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрижко Сергей Геннадьевич

в статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей развития мотивационного компонента познавательного интереса детей в дошкольной среде по системе-Монтессори. В исследовании приняли 42 ребенка, 21 из которых составили контрольную группу, а 21 экспериментальную. Были проанализированы данные сравнения двух групп дошкольников, одна из которых временно обучалась в группе Монтессори. Были обнаружены значимые различия в группах, в частности по уровню развития мотивационного компонента познавательного интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MOTIVATIONAL COMPONENT OF PRESCHOOL CHILDREN'S COGNITIVE INTEREST IN THE MONTESSORI SYSTEM

the article discusses the results of an empirical study of the features of the development of the motivational component of children's cognitive interest in a preschool environment according to the Montessori system. 42 children participated in the study, 21 of whom were in the control group and 21 in the experimental group. Data from a comparison of two groups of preschoolers, one of whom was temporarily enrolled in a Montessori group, were analyzed. Significant differences were found in the groups, in particular in the level of development of the motivational component of cognitive interest.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ»

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ

МОНТЕССОРИ Стрижко С.Г.

Стрижко Сергей Геннадьевич - аспирант, ОЧУВО «Московский инновационный университет», г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей развития мотивационного компонента познавательного интереса детей в дошкольной среде по системе-Монтессори. В исследовании приняли 42 ребенка, 21 из которых составили контрольную группу, а 21 - экспериментальную. Были проанализированы данные сравнения двух групп дошкольников, одна из которых временно обучалась в группе Монтессори. Были обнаружены значимые различия в группах, в частности по уровню развития мотивационного компонента познавательного интереса. Ключевые слова: Монтессори-среда, познавательный интерес, дошкольники.

DEVELOPMENT OF THE MOTIVATIONAL COMPONENT OF PRESCHOOL CHILDREN'S COGNITIVE INTEREST IN THE MONTESSORI SYSTEM Strizhko S.G.

Strizhko Sergey Gennadievich - postgraduate student, MOSCOW INNOVATION UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article discusses the results of an empirical study of the features of the development of the motivational component of children's cognitive interest in a preschool environment according to the Montessori system. 42 children participated in the study, 21 of whom were in the control group and 21 in the experimental group. Data from a comparison of two groups of preschoolers, one of whom was temporarily enrolled in a Montessori group, were analyzed. Significant differences were found in the groups, in particular in the level of development of the motivational component of cognitive interest. Keywords: Montessori environment, cognitive interest, preschoolers.

УДК 373.2

В век стремительного развития технологий и повсеместного доступа к информации активизация познавательной деятельности детей приобретает особую значимость. Современное образование ставит перед собой задачу не только передачи знаний, но и формирования у подрастающего поколения самостоятельности, инициативности и творческого мышления. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет развитие познавательных возможностей детей как один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования [3]. Это подразумевает нацеленность дошкольных учреждений на формирование любознательности, познавательного интереса и активности у дошкольников.

Наше исследование было направлено на сравнение уровня развития мотивационного компонента познавательного интереса дошкольников, обучающихся в традиционной образовательной системе и среде Монтессори. С этой целью мы провели эмпирическое исследование с участием 42 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Участников разделили на две группы: контрольную (21 ребенок, обучающиеся по традиционной системе) и экспериментальную (21 ребенок, переведенные в пространство Монтессори).

Исследование проводилось в три этапа: первичная диагностика познавательного интереса посредством методики «Персонификация мотивов» М.Р. Гинзбурга, обучение экспериментальной группы по методу Монтессори, повторная диагностика и сравнительная оценка уровня познавательного интереса у обеих групп.

При первичной диагностики мотивов познавательного интереса результаты показали следующее (табл. 1):

Таблица 1. Мотивы познавательной деятельности дошкольников

Мотивы Экспериментальная группа Контрольная группа

Игровой мотив 10 (48%) 8 (38%)

Процессуальный мотив 6 (28%) 5 (24%)

Получение одобрения 1 (5%) 3 (14%)

Внешние мотивы 4 (19%) 5 (24%)

Всего 21 (100%) 21 (100%)

Полученные по методике «Персонификация мотивов» данные свидетельствуют о том, что познавательная мотивация детей дошкольного возраста - участников контрольной группы является слабо сформированной, так как только 24% дошкольников имеют доминирующий процессуальный мотив (соответствует высокому уровню развития мотивационного компонента познавательного интереса. Преобладание у 38% детей игрового мотива и у 14% мотива получения одобрения говорят о среднем уровне сформированности мотивационного компонента познавательного интереса. 24% представителей контрольной группы имеют доминирующий внешний мотив, что соответствует низкому уровню развития мотивационного компонента познавательного интереса [2]. Результаты начальной диагностики экспериментальной группы показали схожие результаты: игровой мотив выявлен у 48 % детей процессуальный мотив - у 28 % детей, внешний мотив наблюдается у 19 % детей, мотив получения одобрения - у 5 %.

После первичной диагностики нами была организована среда М. Монтессори для экспериментальной группы и проведена повторная диагностика познавательного интереса дошкольников после 6 месяцев пребывания детей экспериментальной группы в развивающей среде (табл. 2).

Таблица 2. Мотивы познавательной деятельности дошкольников на контрольном этапе исследования.

Мотивы Экспериментальная группа Контрольная группа

Игровой мотив 3 (14%) 6 (29%)

Процессуальный мотив 11 (52%) 7 (33%)

Получение одобрения 5 (24%) 3 (14%)

Внешние мотивы 2 (10%) 5 (24%)

Всего 21 (100%) 21 (100%)

Сравнивая показатели обеих групп на заключительном этапе педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы. В экспериментальной группе в отличие от контрольной существенно возросло число детей, имеющих процессуальный мотив познавательной деятельности (на 24%). В обеих группах мы наблюдаем снижение игровой мотивации, однако в экспериментальной группе сдвиг более выражен. Существенно увеличилось количество детей экспериментальной группы, у которых преобладает мотив получения одобрения, в то время, как в контрольной группе их число осталось неизменным. Изменений по критерию внешнего мотива в контрольной группе не наблюдается, в отличие от экспериментальной, где выявлена тенденция к снижению количества детей с доминирующим внешним мотивом.

Таким образом, результаты исследования дают основания полагать, что методика Монтессори способствует эффективному развитию мотивационного компонента познавательного интереса у дошкольников. Она создает благоприятную среду, в которой дети могут удовлетворять свое естественное любопытство, развивать свои познавательные способности и формировать любовь к познанию.

Список литературы /References

1. Баранова Э.А. Диагностика познаватльного интереса у младших школьников и дошкольников/ Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.

2. Василискин Т.П. Педагогические условия развития познавательного интереса детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори. Дисс. канд. пед. наук. Киров, 2021. - 173 с.

3. ФГОС Дошкольное образование [электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.